Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ндпи на нефть в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Подписанный закон отменяет пониженную ставку НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%. Выпадающие доходы от применения данной льготы оценивались Минфином по 2020 году в размере 232,5 млрд рублей, такие данные приведены в отчете о налоговых расходах бюджета за 2019-2023 годы. Данные месторождения предлагается перевести на режим НДД. В итоге данного маневра дополнительные доходы бюджета в 2021 году составят 80,4 млрд рублей, следует из бюджетных проектировок.
Отменяется льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти, в 2021 году допдоходы бюджета могут составить 77,9 млрд рублей. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет, допдоходы в 2021 году составят 2,3 млрд рублей.
При этом в Налоговом кодексе будут продолжать действовать более чем 20 льгот по налогу на добычу углеводородов, крупнейшая из которых, например, льгота по НДПИ для трудноизвлекаемых запасов (выпадающие доходы бюджета в 2021 году — 85,96 млрд рублей) или на новые морские месторождения на шельфе (81,7 млрд рублей в 2021 году).
Путин подписал закон о реформе НДД для нефтяной отрасли с 2021г.
Расширяется перечень участков, которые могут применять НДД – в него включаются участки недр, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Уточняется коэффициент (Кг), который входит в формулу расчета НДД ряда групп месторождений и характеризует период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр – чем меньше времени прошло с начала разработки, тем меньше коэффициент. Коэффициент Кг сейчас для месторождений первой и второй группы составляет от 0,4 до 1 (начало разработки месторождений от пяти до семи лет); для третьей группы — 1; для четвертой группы 0,5 — первый год, затем в течение года 0,75 и 1 на третий год. Для пятой группы от 0,2 до 1 в период до 15 лет. Принятый закон удлиняет сроки использования понижающих коэффициентов для месторождений в Арктике (пятая группа). Также документ устанавливает коэффициент на уровне 1 для второй и третьей групп, при этом для второй группы устанавливается исключение.
Так, для нефти, добытой на участках недр, одновременно расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент вырастет до 1,2. Для нефти, добываемой на участках второй группы, которые расположены в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент составит 1,95.
Как следует из проекта бюджета, изменение поступлений НДПИ с учетом корректировки параметров режима НДД в части применения корректирующих коэффициентов (Кг) принесет в бюджет в 2021 году 103,5 млрд рублей.
Пересматривается процедура переноса исторических убытков в рамках НДД. Сейчас можно переносить 100%, закон предлагает не более 50% на период 2021-2023 годов, что даст за этот же период допдоходы бюджету в размере 51,7 млрд рублей.
Закон также исключает из состава фактических расходов, на основании которых рассчитывается НДД, расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, а также затраты, оплаченные за счет бюджетных средств.
Нормы закона заработают с 1 января 2021 года.
Поправками ко второму чтению был уточнен порядок применения налогового вычета по НДПИ, связанного с созданием объектов внешней инфраструктуры, при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Уточняется порядок применения налогового вычета по НДПИ, связанного с добычей нефти на участке недр, расположенном на территории РФ и включающего запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС по состоянию на 1 января 2018 года.
Кроме того, предусматривается, что расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, произведенные и оплаченные до дня вступления закона в силу, но не включенные в состав фактических расходов по добыче в налоговых периодах до дня вступления закона в силу, включаются в состав таких расходов равномерно в течение трех налоговых периодов после вступления закона в силу.
Все ставки для расчета в 2020-2021 годах НДПИ, являющегося налогом федерального уровня, отражены в НК РФ (ст. 342). Делятся они на 2 вида:
- выраженные в процентах;
- установленные в рублях.
Ко многим из них предусмотрено применение коэффициентов, учитывающих:
- колебание потребительских цен;
- способ добычи;
- характеристики территории разрабатываемого месторождения;
- колебание мировых цен;
- уровень сложности добычи;
- степень выработанности месторождения.
При расчете НДПИ на нефть в 2020-2021 годах используются такие особые (связанные только с этим ископаемым) показатели, как:
- учитывающий колебания мировых цен и определяемый ежемесячно Правительством РФ или самостоятельным расчетом (п. 3 ст. 342 НК РФ);
- характеризующий степень сложности добычи и принимающий определенное значение в зависимости от конкретных характеристик залежи и года начала разработки (пп. 1, 2 ст. 342.2 НК РФ);
- отражающий степень выработанности месторождения; в зависимости от величины предыдущего коэффициента может принимать либо конкретное значение, либо становиться расчетным (пп. 3, 6 ст. 342.2 НК РФ);
- характеризующий особенности добычи нефти и рассчитываемый по формуле, включающей несколько коэффициентов, как расчетных, так и принимающих определенное цифровое значение в зависимости от года применения (ст. 342.5 НК РФ).
Сроки, устанавливаемые для уплаты налога и сдачи отчетности по нему, привязаны к завершению налогового периода. Таким периодом является месяц (ст. 341 НК РФ). То есть платить налог и сдавать декларацию по нему надо ежемесячно в месяце, наступающем после отчетного.
Предельные даты для этого определены в НК РФ и соответствуют:
- для платежей — 25-му числу (ст. 344);
- для отчета — последнему дню месяца (п. 2 ст. 345).
Установленные даты подчинены общему правилу переноса дней, попавших на выходные, на ближайший будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
С учетом вышеизложенного даты истечения сроков, применяемых для налога в оставшееся время в 2020 году и в 2021 году, будут такими:
Период уплаты и отчета |
Срок уплаты НДПИ в 2020-2021 годах |
Срок сдачи декларации по НДПИ в 2020-2021 годах |
Сентябрь 2020 |
26.10.2020 | 02.11.2020 |
Октябрь 2020 |
25.11.2020 |
30.11.2020 |
Ноябрь 2020 |
25.12.2020 |
31.12.2020 |
Декабрь 2020 |
25.01.2021 |
01.02.2021 |
Январь 2021 |
25.02.2021 |
01.03.2021 |
Февраль 2021 |
25.03.2021 |
31.03.2021 |
Март 2021 |
26.04.2021 |
30.04.2021 |
Апрель 2021 |
25.05.2021 |
01.06.2021 |
Май 2021 |
25.06.2021 |
30.06.2021 |
Июнь 2021 |
26.07.2021 |
02.08.2021 |
Июль 2021 |
25.08.2021 |
31.08.2021 |
Август 2021 |
27.09.2021 |
30.09.2021 |
Сентябрь 2021 |
25.10.2021 |
01.11.2021 |
Октябрь 2021 |
25.11.2021 |
30.11.2021 |
Ноябрь 2021 |
27.12.2021 |
31.12.2021 |
Сроки для осуществления платежей и сдачи отчета за декабрь 2021 года придутся на январь 2022 года и будут соответствовать 25.01.2022 и 31.01.2022.
Декларация по НДПИ формируется на бланке, утвержденном приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/[email protected] в его актуальной редакции.
Правительство повысит платежи за природные ресурсы, акциз на табак для увеличения поступлений в бюджет, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства. Стенограмма размещена на … Подробнее
В понедельник, 28 сентября, комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрел предложения ко второму чтению в законопроект Минфина об изменении Бюджетного кодекса и рекомендовал их одобрить.
Поправки внесла группа депутатов, следует из текста документа. Они кардинально меняют разделение рентных доходов между центром и регионами. По нынешним правилам в бюджеты субъектов поступает 60% налога на добычу полезных исковаемых (НДПИ) от извлечения любого сырья, кроме нефти, газа, алмазов и различных стройматериалов. Со следующего года по основным видам экспортных ископаемых — многокомпонетным рудам (никелю, алюминию), калийным солям — регионы будут получать 17%.
В России изменятся правила налогообложения нефтяной отрасли
Какие организации обязаны вести отчисления? Налог на добычу полезных ископаемых (кратко НДПИ) должны платить предприятия, которые:
- работают на участках, находящихся на территории страны и предоставленных в пользование налогоплательщику;
- используют продукцию, полученную из отходов добывающего производства, если на извлечение есть лицензия;
- добывают полезные ископаемые за пределами страны на участках, арендуемых у других государств или находящихся под юрисдикцией России.
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются все организации, которые получили лицензию и на ее основании осуществляют свою деятельность.
Плательщиками налога должна выплачиваться определенная сумма за календарный месяц (месяц – в данном случае налоговый период). В конце месяца проводят расчеты по каждому виду и деньги выплачивают в бюджет в зависимости от места расположения участка.
Оплата должна осуществляться не позже 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Порядок и условия выплат за пользование недрами регулирует Правительство РФ.
Декларация по НДПИ предоставляется соответствующим органам по месту нахождения предприятия или проживания индивидуального предпринимателя. Предоставить документ нужно в бумажном или электронном виде.
Срок уплаты НДПИ определены статьей 344 НК РФ, но налогоплательщик может скорректировать их на законных основаниях. Важно не только вносить оплату вовремя, а и отчитываться об этом с помощью декларации.
По НДПИ сроки подачи декларации и оплату можно перенести на 3 года в случае, когда у предпринимателя возникли серьезные финансовые трудности. Но должны быть гарантии на то, что он все же рассчитается с бюджетом.
КБК НДПИ 2019 для юридических лиц утверждены приказом Минфина РФ. В кодах бюджетной классификации (КБК) указаны также проценты, штрафы и пени по НДПИ КБК.
Налоговая база – это:
- Количество полезных ископаемых (далее – ПИ), которые подверглись добыче. Это относится к предприятиям, занимающимся природным газом, нефтью, газовым конденсатом, кроме добытых на новых морских месторождениях, углем, многокомпонентными рудами, которые получают на участках в Красноярском крае.
- Стоимость добытых ПИ. Если занимаются нефтью, природным газом, газовым конденсатом на новых морских месторождениях и другими полезными веществами.
Стоимость зависит от цен на реализацию, цен без учета субсидий, расчетной цены продукции.
Определение расчетной стоимости осуществляется с учетом:
- Прямых расходов. Ими называют все траты на оплату труда, использование средств для добычи, размеры страховых взносов.
- Косвенных расходов. Это средства, потраченные на ремонт техники, освоение природных ресурсов, ликвидацию основных средств, которые выводятся из эксплуатации, консервацию и расконсервацию производственных мощностей и прочие.
Чтобы получить данные о показателе, нужно из общего размера расходов выделить ту часть, которая соответствует добыче определенного вещества.
Принят закон о корректировке НДД и НДПИ
Сумму налога исчисляют, как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы. Данные для расчета НДПИ собирают по итогу каждого налогового периода по каждому ископаемому. Оплату нужно проводить по месту нахождения каждого участка.
При этом сумму должны рассчитывать исходя из доли полезного ископаемого, добытого на определенном участке в совокупном количестве добытого вещества определенного вида.
Налоговую ставку умножают на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, который характеризует степень сложности добычи газа горючего природного и газового конденсата из залежей углеродного сырья.
Расчет НДПИ на газовый конденсат осуществляется с учетом установленного корректирующего коэффициента.
В ходе расчета налоговой ставки по природному газу произведение базовой ставки, показателя базового значения единицы условного топлива и коэффициента сложности добычи суммируют со значением показателя расходов на транспортировку ископаемого.
Расчетная цена реализации газа за пределы территорий государств-участников Содружества Независимых государств или ЦДЗ НДПИ за июль 2019 года составляет 15 552 руб. за 1000 кубов газа без учета налога на добавочную стоимость.
Это – основной налог на нефть, вернее, на её добычу. Поскольку все природные ресурсы находятся в государственной собственности, за право их добычи платится налог, называемый НДПИ. Начиная с 2016-го года, чтобы перенести налоговое бремя с экспортеров на добывающие предприятия, ставки экспортных пошлин начали снижать, а ставку этого налога – постепенно повышать.
Налогообложение нефтедобычи регламентировано статьей 334 Налогового Кодекса Российской Федерации, а порядок деятельности предприятий этой сферы регулируется Федеральным законом, называемым «О недрах».
Все физические и юридические лица, которые занимаются добычей природных ресурсов, должны иметь соответствующую лицензию.
Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых – добыча ископаемых ресурсов (их называют еще пользователи недр).
Постановка на учет в налоговом органе таких предприятий и физических лиц отличается тем, что она происходит после получения ими лицензии (в течение 30-ти дней).
Организации-плательщики НДПИ представляют в ФНС декларацию по этому налогу ежемесячно, срок сдачи такой декларации – последняя дата месяца, который следует за прошедшим периодом.
Накопительного учета нет, все данные основаны на месячном периоде. Налоговый период, соответственно, составляет один календарный месяц.
Предприятия-недропользователи обязаны подавать сведения по этому налогу с того момента, как начинают добычу углеводородного сырья.
Подача отчетности по НДПИ индивидуальными предпринимателями и организациями осуществляется в ФНС по месту нахождения недр (если они действуют в рамках соглашения о разделе имущества). Крупные налогоплательщики такую декларацию подают по месту своего налогового учета.
Рассчитанная сумма месячного налога должна быть уплачена в бюджет не позже 25-го числа следующего за отчетным месяца.
НДПИ платится по каждому месторождению отдельно, согласно месту его расположения. Налог на нефть относится к федеральным налогам.
Госдума приняла закон о корректировке НДД и отмене некоторых льгот по НДПИ
Она рассчитывается на основании установленной базовой ставки с учетом плавающих коэффициентов, которые определяют конкретные условия, характерные для места добычи и учитывают динамику нефтяных цен на основании мировых показателей. Базовую ставку определяет Налоговый Кодекс согласно постановлениям правительства РФ.
При корректировке налоговой ставки НДПИ применяют следующие коэффициенты:
- Кц – этот коэффициент учитывает изменение мировых нефтяных цен;
- Кдв – показывает степень выработки данного месторождения (при его применении округление показателя не используется); выработанность конкретного участка определяют в соответствии с данными госбаланса, утвержденными для этого участка до начала применения лицензии;
- Кз – определяет уровень запасов разработки;
- Кд – характеризует сложность нефтедобычи; уровень этой сложности прописан в проектной документации и находится в пределах от нуля до единицы.
Показатель коэффициента Кц (уровень мировых цен) в 15-х числах каждого следующего за расчетным месяца, публикуется в «Российской газете».
Эти данные также дублируются с помощью рассылки по всем региональным ФНС. Если такие данные – отсутствуют, налогоплательщик вынужден рассчитывать Кц самостоятельно. Для этого расчета берется среднерыночная мировая цена на нефть марки «Urals» и среднемесячный показатель курса доллара к рублю.
Льготы по этому налогу выражаются в применении нулевой ставки и устанавливаются законодательством. Такая ставка может быть установлена в случае получения в процессе разработки месторождения нормативных потерь или при добыче попутного газа.
Нормативные потери принимаются к учету в том месяце, когда был произведен замер добычи. Нормы таких потерь определяются в зависимости от конкретного места добычи, а их показатели утверждает Министерство энергетики, предварительно согласовав их с Роснедрами.
Если нет актуальных данных за конкретный месяц, которые публикуются для каждого месторождения, то налогоплательщик имеет право использовать сведения о показателях технических норм, которые приняты для конкретного вида ресурсоразработки.
Порядок применения нормативов, касающихся разработки недр, установлен Постановлением Правительства номер 921, принятом 29 декабря 2001-го года.
Коэффициент Кдв, учитывающий степень выработки недр, устанавливается законодательством. Он может иметь понижающее значение в случае, когда выработка превышает 80 процентов. Это – льгота для старых, давно разрабатываем месторождений.
Наиболее эффективной практикой налогообложения является система налогов, применяемая в США.
Система налогов в нефтяной промышленности США является важнейшим инструментом формирования технической политики нефтяных компаний, направленной не на удовлетворение текущих потребностей в нефти, а на обеспечение долгосрочной надежной перспективы ее добычи, и на удовлетворение экономических интересов всех задействованных субъектов — компаний, местных, штатных властей и федерального правительства. Нефтяная компания прежде чем начать разведочные работы на нефть, а затем и разработку месторождения, вынуждена покупать участок земли у фермера или брать в концессию его у муниципальной власти (правительства) и с момента строительства, бурения или установки оборудования платить налоги.
В нефтяной промышленности США действуют три вида налогов — местный (муниципальный), «штатный» и федеральный (государственный).
Местный или муниципальный налог называется налогом на собственность и составляет в разных местах США от 0,1 до 1,5% в год от стоимости основных фондов. Величина этого налога, изменяющаяся в широком диапазоне, определяется собственником участка, в зависимости от ценности земли, ее недр и от стремления привлечь капитал для пополнения местного бюджета.
- Регулирующее воздействие этого вида налога заключается в том, что компании не выгодно заводить излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы во времени.
- «Штатный» налог состоит из двух частей:
- 1) налог на эксплуатацию недр или на добычу нефти и
2) подоходный корпоративный налог.
Налог на добычу нефти взимается с рыночной стоимости добываемой нефти (с оборота капитала), независимо от того, получила компания прибыль или нет, и изменяется он в широких пределах от 0,5% (штат Кентукки) до 12,5% (штат Аляска). Подоходный корпоративный налог также различный по штатам и взимается в размере 4-9% от доходов компаний (за вычетом местного налога) после реализации нефти.
Размер «штатных» налогов (и первого, и второго) устанавливается властями штатов (губернаторами) в зависимости от политики их в стимулировании добычи нефти, увеличения нефтеотдачи пластов, с учетом продуктивности нефтяных месторождений.
Регулирующее воздействие штатного налога состоит в том, что он заставляет любую компанию одновременно проявлять осторожность к реализации новых проектов разработки нефтяных месторождений, увеличивать извлекаемые запасы и сознательно идти на риск в применении новых технологий, пользуясь преимуществом снижения подоходного налога.
Федеральный или государственный налог по своей сути также является корпоративным подоходным налогом. Это единственный налог, который устанавливается конгрессом страны. Налогооблагаемая прибыль (доход) определяется по довольно сложной формуле. Из валовых поступлений от добычи нефти (рыночной стоимости добытой нефти) вычитаются все виды затрат, произведенных компанией:
- — арендные платежи (земельная рента, «роялти»);
- — местные налоги;
- — «штатные» налоги;
- — эксплуатационные затраты;
- — амортизация оборудования и других основных фондов и так называемые «неосязаемые» затраты или «скидка на истощение недр».
- Вычитание из валовых поступлений первых пяти видов затрат компаний определяет их прибыль, которая в других отраслях промышленности и облагается федеральным налогом.
Уменьшение налогооблагаемой прибыли на «неосязаемые» затраты в нефтяной промышленности представляет собой льготу для нефтяных компаний в связи с истощением запасов нефти, вследствие чего ухудшаются условия для использования установленного оборудования и как бы обесценивается вложенный капитал.
Размер «скидки на истощение недр» составляет 10-22% от вложенного капитала, или 30-70% от облагаемой налогом прибыли в зависимости от стадии и методов разработки месторождений. На ранней стадии разработки, т.е.
при малом истощении запасов нефти, скидка меньше, а на поздней стадии разработки, особенно с применением методов увеличения нефтеотдачи пластов — больше.
Этой привилегией скидки с облагаемого дохода на истощение недр пользуются в первую очередь мелкие («независимые») нефтяные компании, чем они отличаются от всех других компаний (машиностроительных, химических и даже угольных и газовых), которые не имеют такой льготы. Определенная таким образом сниженная прибыль у нефтяных компаний облагается федеральным налогом, одинаковым по всей стране, и составляет 34% от прибыли.
Регулирующее воздействие федерального налога заключается в стимулировании прироста извлекаемых запасов путем применения методов увеличения нефтеотдачи пластов.
Оставшаяся часть прибыли (68%) у нефтяных и любых других компаний является «чистой» прибылью, которая должна превышать сложившуюся на рынке так называемую «норму прибыли» от вложенного капитала.
В 80-х годах в США норма прибыли составляет 12-13% от вложенного капитала. Если «чистая» прибыль выше этой нормы, компания процветает, деятельность ее активизируется и расширяется.
При меньшей прибыли компания не может конкурировать с другими фирмами и сворачивает свое производство.
В 1989 г.
View this page in English
Загрузить в формате PDF
27 ноября 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон №335-ФЗ от 27 ноября 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»).
Закон был подготовлен в целях реализации основных направлений налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг.
В части налогообложения компаний нефтегазового сектора положения данного Закона касаются совершенствования правил налогообложения деятельности при разработке месторождений на шельфе.
Кроме того, Закон предусматривает снижение НДПИ на природный газ для отдельных категорий налогоплательщиков, введение дополнительных вычетов по НДПИ на нефть, а также газовый конденсат в случае получения при его переработке широкой фракции легких углеводородов (далее – «ШФЛУ»).
Также Законом устанавливаются новые ставки акцизов на нефтепродукты на период с 2018 по 2020 гг.
Налогоплательщиками НДПИ признается организации и индивидуальные предприниматели, задействованные в добыче природных ресурсов. Организация, сфера деятельности которой направлена на добычу из недр земли природных ресурсов, должна быть зарегистрирована как плательщик НДПИ и иметь лицензию. Извлечение не всех природных ресурсов относится к лицензированной детальности, существует ряд общераспространенных ресурсов (вода, песок и т.д.) добывать, которые можно и без специального разрешения в рамках правового поля.
[adinserter block=”1″]
Организации и индивидуальные предприниматели, планирующие заниматься деятельностью связанной с добычей, разработкой и переработкой минерально-сырьевых ресурсов, обязаны уведомить налоговую службу и зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых в регионе, где непосредственно будет вестись разработка. Вместе с заявлением организация должна предоставить также документы подтверждающие право на разработку месторождений, выданным уполномоченным органом власти в течение одного месяца с момента получения разрешения.
Для того чтобы корректно рассчитать сумму, которую необходимо уплатить в бюджет, надо в первую очередь понять что же является налогооблагаемой базой:
- Количество природных ресурсов (тонны, кубометры и т.д.), которое было разработано на месторождении, зарегистрированном в уполномоченном органе власти. Это касается нефти, газа, угля и т.д.
- Стоимость природных ресурсов, которые не вошли в список минерально-сырьевых ресурсов, утвержденный налоговым законодательством.
Рассчитать налоговую базу необходимо бухгалтеру организации. Как и с другими налогами, умышленное занижение может привести к проблемам при налоговой проверке и последующего доначисления неуплаченного налога и штрафных санкций. Стоимость разработанных в течение отчетного периода природных ресурсов определяется следующими способами:
- От среднего уровня цен продажи минерально-сырьевых ресурсов на отчетную дату;
- От среднего уровня цен продажи минерально-сырьевых ресурсов на отчетную дату не включая бюджетное субсидирование;
- Расчета стоимость с учетом всех расходов на добычу, переработку и т.д. применяется в ситуации, когда за отчетный период организация не осуществила продажи добытого сырья. Расчет ведется на основании бухгалтерского и налогового учета, как при расчете налога на прибыль.
При применении НДПИ плательщикам необходимо знать, что существует два типа ставок, которые зависят от объекта налогообложения:
- Адвалорные ставки;
- Твердые ставки.
Адвалорные ставки достаточно распространенный тип фискальных ставок, которые определяются как процентная ставка к стоимости добытого сырья. Величина ставки, устанавливается законодательством индивидуально для каждого вида добытого минерально-сырьевого ресурса, реже от способа добычи или местонахождения недр.
Ставка (%) | Объект обложения |
0% | Нормативные потери, связанные с добычей и извлечением минерально-сырьевых ресурсов |
Промышленные воды, как побочный ресурс при основной добыче | |
Попутные газы | |
Продукты вторичной переработки или продукт низшего качества | |
Минеральные воды для санаторно-курортных нужд | |
Сверхвязкая нефть | |
3,8% | Калийные слои |
4% | Торф |
4% | Горючие сланцы |
4,8% | Черные металлы |
5,5% | Радиоактивные металлы |
5,5% | Неметаллическое сырье |
6% | Горнорудное сырье |
6% | Сырье, содержащее остатки золота |
7,5% | Минеральные воды и лечебные грязи |
8,0% | Цветные металлы |
Также существуют показатели на единицу добытого сырья (твердые ставки), выраженные в сумме в рублях. Суммы устанавливаются в зависимости от выбранного сырья или породы, а также условий добычи и в некоторых случаях места расположения недр.
Ставка (рубли) | Объект обложения |
919,00 руб. за 1 тонну | Нефть |
42 руб. за 1 тонну | Газовый конденсат |
35 руб. за 1000 куб. м. | Природный газ |
Исходные данные: Компания «Золотой лучик» занимается добычей песка, в песчаных карьерах города Иркутска. За отчетный период компания продала 60 тысяч тонн песка, при этом за тот же период было добыто 100 тысяч тонн. Стоимость одной тонны песка составляет 620 рублей, включая НДС по ставке 18%. При этом организация также понесла расходы в размере 600 тысяч рублей.
Расчет: Стоимость одной единицы песка = (60 000 х 620 / 1,18 – 600 000) / 60 000 = 515,42 рублей
Налоговая база = 515,42 х 100 000 = 51 542 000,00 рублей
НДПИ = 51 542 000,00 х 0,055 = 2 834 810,00 рублей
Примечание: Песок относит к типу неметаллического сырья.
С 2021 года будет повышен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Коэффициенты, изменяющие ставку по налогу. Каждая организация должна очень внимательно и корректно рассчитывать и применять коэффициенты, предусмотренные законодательством по разным видам ресурсов. В противном случае налоговая инспекция в случае нарушения имеет право досчитать неуплаченный налог в бюджет, а также начислить пени и штрафы.
Определение нормативных потерь. Каждая организация имеет право установить в рамках производимой добычи определенный уровень нормативных потерь, который также влияет на расчет НДПИ. При этом если на отчетный период не установлены такие нормативы, организация в праве использовать величину, установленную в прошлые периоды.
ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64
Чем мы можем Вам помочь?
В соответствии с п. 1 ст. 343 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Исключение из общего правила: сумма налога по углю, углеводородному сырью и многокомпонентным комплексным рудам исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы (в натуральном выражении).
Налог исчисляется по итогам каждого месяца по каждому полезному ископаемому и уплачивается по месту нахождения участка недр. В случае добычи за пределами территории РФ, налог подлежит уплате по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налогоплательщики НДПИ в отношении угля имеют право на налоговый вычет, установленный ст. 343.1 НК РФ. При этом налогоплательщики по своему выбору вправе уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) ими в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном ст. 343.1 НК РФ, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Выбранный порядок признания расходов должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения. Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в пять лет.
В налоговый вычет включаются следующие виды расходов:
1) материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ;
2) расходы налогоплательщика на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;
3) расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
Перечень таких расходов установлен постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 № 455 (п. п. 5, 6 ст. 343.1 НК РФ). В частности, такими затратами являются затраты на приобретение оборудования и материалов для предупреждения пожаров, систем оповещения об авариях и средств спасения людей, вентиляторных установок и оборудования для борьбы с пылью, специальных транспортных средств и приборов для обеспечения безопасного ведения взрывных работ и др. По мнению Минфина России, налогоплательщик вправе по каждому участку добычи угля установить в учетной политике отдельный перечень расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (письмо Минфина России от 28.06.2011 № 03-03-06/1/383).
Размер налогового вычета ограничен. Он определяется как произведение суммы НДПИ, исчисленного при добыче угля, и коэффициента Кт (п. 2 ст. 343.1 НК РФ). Правила определения этого показателя утверждены постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 № 462. Коэффициент Кт зависит от степени метанообильности участка недр, на котором ведется добыча угля (Км), а также от склонности добываемого угля к самовозгоранию (Кс). Сумма коэффициентов Км и Кс не может превышать 0,3. Значение коэффициента Кт необходимо зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения (п. 3 ст. 343.1 НК РФ).
Если фактически расходы превышают сумму налогового вычета, то такое превышение учитывается при определении размера вычета в течение 36 налоговых периодов (т.е. трех лет) после периода, в котором данные расходы были понесены (п. 4 ст. 343.1 НК РФ).
Воспользоваться налоговым вычетом можно только в периоде, по итогам которого налог исчислен к уплате (п. 7 ст. 343.1 НК РФ). Также необходимо обратить внимание на то, что сумма НДПИ в отношении угля исчисляется по каждому участку недр, на котором ведется добыча угля.
С 1 января 2012 года появился второй вид налогового вычета — вычет в связи с добычей нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан) или в границах Республики Башкортостан (ст. 343.2 НК РФ).
При добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан, налоговый вычет применяется за налоговые периоды с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года включительно при условии:
- лицензия на право пользования недрами выдана до 1 июля 2011 года;
- начальные извлекаемые запасы нефти каждого участка равны 2500 млн тонн или более по состоянию на 1 января 2011 год.
- Гражданские споры
- Сделки
- Наследственные споры
- Трудовые споры
- Жилищные споры
- Семейные споры
- Брак
- Алименты
- Дети
- Особое производство
- Судебный приказ
- Восстановление срока
- Судебные расходы
- Ходатайства в ходе исполнения
- Ходатайства по экспертизам
В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 21.01. 2019 №53613 в 2019 году также изменились размеры коэффициентов-дефляторов к ставке НДПИ при добыче угля:
- коэффициент, используемый при добыче антрацита — 0,970.
- при добыче коксующегося угля – 1,047.
- при добыче бурого угля – 1,004.
- на все прочие типы угля – 1,026.
В Российской Федерации все полезные ископаемые принадлежат государству. Правительство выдает добывающим компаниям лицензии на эксплуатацию месторождений, за которую они платят некоторую — обычно не очень большую — сумму.
После того, как начинается добыча, государство взимает с добывающих компаний определенную сумму за каждую единицу добытого из-под земли полезного ископаемого. Это и есть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Таким образом, НДПИ является аналогом «роялти» — оплаты государству-собственнику за приобретенные у него ресурсы, в нашем случае нефть.
Однако в России есть еще один чисто «нефтяной налог» — экспортные пошлины, которыми облагаются продажи нефти за границу. Разумеется, нефть, продаваемая внутри страны, или отправляемая на НПЗ, экспортными пошлинами не облагается.
Есть еще и обыкновенные корпоративные налоги, которыми облагаются нефтяные компании — налог на прибыль, налог на имущество и прочие. Они тоже приносят достаточно денег в казну, но в несколько раз меньше, чем чисто «нефтяные» НДПИ и пошлины на экспорт.
Наконец, существуют и акцизы на бензин, дизельное топливо, и некоторые другие нефтепродукты. Впрочем, часто акцизы рассматриваются правительством скорее как средство быстрого и легкого изъятия денег у населения, нежели чем как часть системы налогообложения нефтяной отрасли.
Пару лет назад правительство РФ решило провести так называемый «налоговый маневр». Смысл этого мероприятия, которое проводилось в несколько этапов на протяжении 2015–2017 годов, был в том, что размер экспортных пошлин снижался с одновременным повышением ставки НДПИ.
В рамках «налогового маневра» также были пересмотрены экспортные пошлины на нефтепродукты — размер этих пошлин был и остается привязанным к пошлинам на сырую нефть. Ставки для темных нефтепродуктов, таких как мазут и битум, в рамках «маневра» были повышены. С начала 2017 года они составляют 100% от пошлин на нефть. Ставки для светлых нефтепродуктов были снижены, например, по товарному бензину с 2017 года они были снижены с 78% в 2015 году до 30% в 2017.
Таким решением правительство пыталось поощрить нефтяные компании модернизировать свои НПЗ. До этого, как подозревало начальство, нефтепереработка активно использовалась для обхода экспортных пошлин — за границу гнался не требующий глубокой переработки мазут, экспортные пошлины на который в то время были значительно ниже, чем пошлины на нефть.
Не все НПЗ, однако, модернизированы к настоящему времени в силу разных причин – от отсутствия денег до невыгодности инвестиций из-за расположения производства вдали от рынков сбыта. Так что в результате «маневра» многие нефтеперерабатывающие производства стали глубоко убыточными.
Существует мнение, что процесс в рамках «налогового маневра» надо продолжать, и постепенно совсем отказаться от экспортных пошлин. Экспортные пошлины считаются анахронизмом, несовместимым с истинно свободным рынком. Почти ни в одной другой стране их нет. В России их отменяли еще в глубоких девяностых под давлением МВФ, но потом опять вынуждены были ввести из фискальных соображений.
Другие эксперты указывают на опасность того, что окончательная отмена пошлин может привести к серьезным трудностям в отечественной нефтеперерабатывающей отрасли и стать причиной периодических кризисов дефицита на внутреннем бензиновом рынке. Ведь нефтяные компании могут посчитать нужным сконцентрироваться на экспорте в ущерб переработке.
Прибыльность бизнеса переработки вообще невысока по сравнению с добычей и продажей сырой нефти. Если посмотреть финансовые отчеты нефтяных компаний, то можно увидеть, что EBITDA добычи обычно в несколько раз выше EBITDA переработки — если последняя вообще положительна. И это несмотря на то, что крупные российские компании в среднем обычно направляют на НПЗ около половины своей добытой нефти.
Причин недостаточной прибыльности переработки много, и основные это избыток мощностей и политика государства, заключающаяся в фактическом регулировании розничных цен на бензин и другое топливо. Оставаться отрасли на плаву позволял экспорт, в том числе мазута — примерно половина произведенных в России нефтепродуктов экспортируются.
Понятно, что в таких условиях при отмене экспортных пошлин на сырую нефть многие нефтяные компании предпочли бы просто забросить нефтепереработку. Даже если бы правительство вдруг решило отменить контроль над ценами на бензин, низкая покупательная способность населения не позволила бы выколотить из внутреннего рынка большого дополнительного дохода. Кроме того, есть мнение, что рынок бензина очень эластичен — что означает, что даже небольшое повышение цен на него приведет к значительному падению продаж.
Зачем вообще был нужен этот «налоговый маневр»? Понятно, что экспортные пошлины это плохо, но зачем в условиях де-факто регулируемой отрасли притворяться, что у нас свободный рынок и фактически выступать за увеличение цен на нефть внутри страны до уровня рынка внешнего?
Одной из главных причин изменения налоговой системы официально называют таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. У этих стран экспортные пошлины ниже, чем в РФ, а, стало быть, в условиях высоких российских экспортных пошлин существует риск того, что нефть начнут массово гнать за границу через наших соседей в ущерб российскому бюджету. Если этот аргумент и в самом деле был основным для принятия решения, это как раз такой случай, когда уместно сказать, что «хвост вертит собакой».
Увенчался ли успехом этот «налоговый маневр» правительства и как он повлиял на отрасль, трудно сказать. Он замышлялся, когда мировые цены на нефть превышали 100 долларов за баррель. Новые экономические реалии и международные санкции изменили положение дел нефтяной отрасли настолько сильно, что последствия этого «маневра» просто затерялись под ворохом новых проблем.
У системы НДПИ есть крупный недостаток, наверняка сразу вам бросившийся в глаза. Дело в том, что этот налог не делает никакой разницы между тем, в каких условиях, и какого качества нефть добывается. Тяжелая или легкая, сернистая или «сладкая», добываемая в Поволжье или в Сибири за полярным кругом, обводненная на 99% или из новой скважины — для НДПИ это все равно. Себестоимость добычи и транспортировки может различаться в разы, а налог останется одним и тем же. Не учтено даже разное соотношение между баррелем и тонной по разным сортам нефти.
Естественно, такое положение ставит компании и отдельные месторождения в неравные условия. В результате компании все время стремятся выхлопотать себе разного рода льготы, которых накопилось очень большое количество. По некоторым данным, в настоящее время по базовой ставке НДПИ облагаются только 60 % добытой в России нефти. Общий объем льгот только по этому налогу в 2016 году составил около 400 млрд. рублей. Новые льготы для «Роснефти» добавят к этой сумме 35 млрд. рублей, то есть около 9%.
Какие сейчас существуют конкретные льготы по НДПИ?
- НДПИ совсем не платится в отношении сверхвязкой нефти (вязкостью 10 000 мПа·с и более) и нефти, добытой из баженовских, абалакских, хадумских или доманиковых продуктивных отложений.
- В некоторых случаях НДПИ рассчитывается особым образом — в виде процента от продажной (или рыночной цены) добытой нефти.
Такой порядок расчета налога установлен в отношении добычи на новых морских месторождениях (то есть тех, где добыча началась с 1 января 2016 года). Законом устанавливаются разные ставки в зависимости от месторасположения добычи — от 5% до 30%. Например, нефть, добытая в Печорском и Каспийском море, облагается по ставке 15%. В настоящее время под эту льготу подпадает одно только месторождение им. Филановского на Каспийском море, принадлежащее «Лукойлу».
- НДПИ платится с определенной скидкой в случае добычи на некоторых трудных, малых и истощенных месторождениях, а также в определенных регионах страны. Это и есть коэффициент Дм в упомянутой формуле расчета НДПИ.
Скидка с НДПИ в расчете на одну добытую тонну нефти рассчитывается по следующей формуле в 2017 году:
Дм = 559 x Кц x (1 — Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан) — 306
где Кц = (Ц-15) х Р/26, что нам уже известно, а 559 и 306 – чисто фискальные коэффициенты. Кв, Кз, Кд, Кдв, Ккан — это и есть коэффициенты конкретных льготы.
Льготы могут использоваться одновременно, но они не складываются, а умножаются — то есть, грубо говоря, каждая последующая льгота применяется к уже уменьшенному результату формулы. В августе 2017 года максимально возможная льгота по всем вместе взятым основаниям составляла 559 х 8,2618 — 306 = 4 312,35 рублей за тонну, что составляет около 57% от базовой ставки, или 9,7 долларов за баррель.
Конкретные льготы таковы:
- Льгота в отношении трудноизвлекаемой нефти в пластах с низкой проницаемостью и пластах тюменской свиты. Реальная скидка с базового размера НДПИ августе 2017 года составляла от 8% до 45% (от 1,4 до 7,6 долл. за баррель).
- Льгота для сверхвязкой нефти (вязкостью более 200 мПа·с и менее 10 000 мПа·с). Применяется максимальная скидка, то есть 57% от НДПИ в августе 2017 года.
- Льгота для истощенных месторождений, то есть участков недр (или в некоторых случаях конкретных залежей) со степенью выработанности запасов свыше 80%. Реальная скидка в августе составила от 0% до 39% от базовой ставки НДПИ пропорционально выработанности месторождения на этом отрезке (от 0 до 6,6 долл./барр.)
- Льгота для малых месторождений (менее 5 миллионов тонн) на начальном этапе эксплуатации (где степень выработки не превышает 5%). Размер льготы пропорционален размеру месторождения по следующей теоретической шкале — если начальные запасы близки к 5 млн. тонн, льгота составит 0%, если запасы близки к нулю, льгота по состоянию на август 2017 годы составит 34% от НДПИ (5,8 долл./баррель).
- Льготы для добычи в конкретных «трудных» районах. Применяется максимальная скидка, что в августе составило 57% от НДПИ, или 9,7 долл./баррель. Эти льготы ограничены определенными сроками и объемами добычи. Конкретные регионы добычи: Якутия, Иркутская область, Красноярский край; морская добыча за пределами Северного полярного круга; Азовское море; Ненецкий автономный округ, полуостров Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; Черное море; Охотское море, Каспийское море.
Существуют льготы и по экспортной пошлине на нефть.
От экспортных пошлин полностью освобождается произведенная при разработке морского месторождения нефть.
Кроме того, законодательство уполномочивает правительство РФ устанавливать отдельные льготы по экспортной пошлине для следующих категорий нефти:
- сверхвязкая нефть (вязкостью 10 000 мПа·с и более);
- нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая на месторождениях тюменской свиты;
- нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря; в пределах морского дна внутренних морских вод Российской Федерации; в пределах дна территориального моря Российской Федерации; в пределах континентального шельфа Российской Федерации.
Посмотрим на реальную налоговую нагрузку крупнейших нефтяных компаний в первой половине 2017 года и выясним, кто из них использует больше всего льгот. Для этого разделим весь уплаченный компанией НДПИ на объем нефти, добытой непосредственно компанией или её дочерними предприятиями за тот же период. Это будет несколько приблизительным показателем, так как НДПИ платится еще и за добытый компанией газ, но в целом представление о налоговой нагрузке мы получить сможем.
Этот налог вступил в силу с начала 2002 года. До этого времени было несколько различных обязательных платежей, которые были отменены. Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации, которые добывают ископаемые из недр. Хотя не все знают, как правильно его считать, он важен для бюджета. Он занимает второе место после НДС по сумме поступлений.
Он играет не только фискальную роль, но и помогает регулировать использование недр. Например, для недавно созданных предприятий предоставляется нулевая ставка налога. Этот налог учитывает сложную организации процесса добычи природных ископаемых. Ведь существование этой отрасли основано не только на извлечении природных богатств, но и на организации процесса их воспроизводства.
Минфин предложил отменить нефтяникам льготы почти на 300 млрд руб.
Этот налог взимался ещё в Российской империи, первоначально он представлял собой получение дохода от регалий. Этим словом обозначались государственные предприятия. Те, которые занимались добычей полезных ископаемых, назывались горными регалиями.
В мировой практике налог на добычу полезных ископаемых начал применяться в 19 веке в Пруссии и Франции. Применялись две разновидности:
- Постоянный;
- Пропорциональный;
Первый считался на основе площади поверхности земли, занятой разработками, второй — представлял собой долю от полученной выручки. Например, в Пруссии, начиная с 1865 года, ставка составляла 2%. В Англии обложение дохода от такой деятельности осуществлялось на общем основании — необходимо было заплатить подоходный налог (НДФЛ).
В РФ использование недр стало платным после принятия закона «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 года. Платежи делались в размерах, которые были практически неощутимы для государственного бюджета. В этом законе предусматривалось несколько видов обязательных платежей, связанных с добычей полезных ископаемых. Важнейшие определения были рамочными, а точные нормы устанавливались при помощи межведомственных инструкций. Допускалось внесение платежей денежными суммами или при помощи добытых полезных ископаемых.
Плательщиками НДПИ являются те, кто признаны пользователями месторождений. Существуют различные виды использования:
- Добыча полезных ископаемых.
- Геологические изыскания. Они могут проводиться для разведки месторождений или для других целей, например, для исследования строения грунта при строительстве высотных месторождений.
- Разработка технологий добычи.
- Сбора коллекционных материалов минералогического или палеонтологического характера.
- Образование охраняемых объектов геологической направленности. Это могут быть, например, научные или учебные полигоны, геологические заповедники.
Недры могут быть предоставлены государством для использования несколькими из указанных способов одновременно. Налог платится только тогда, когда выполняется добыча полезных ископаемых. Это должно происходить на российской территории или других участках, находящихся в её юрисдикции.
В статье 336 указано, какая именно деятельность облагается налогами. Речь идёт о следующих видах:
- Добыча полезных ископаемых из земли.
- Добыча их из отвалов в тех случаях, когда на такую деятельность предусмотрена выдача лицензии.
В статье 337 Налогового Кодекса РФ указан список полезных ископаемых, за добычу которых необходимо платить налог. В него входят:
- каменный уголь;
- бурый уголь;
- нефть;
- газ;
- сланцы;
- антрациты;
- торф;
- руды металлов;
- драгоценные природные камни;
- радиоактивные вещества;
- некоторые другие виды полезных ископаемых;
НДПИ не нужно платить в тех случаях, когда происходит добыча следующих природных богатств:
- Добыча общераспространённых разновидностей и получение подземной воды при условии, что эти ресурсы не входят в государственный баланс полезных ископаемых.
- Добыча геологических материалов коллекционного назначения.
- Если полезные ископаемые были добыты при обслуживании, восстановлении охраняемых геологических памятников.
- Если происходит добыча из собственных отвалов.
- Извлечение дренажных вод при добыче ископаемых или строительстве сооружений.
- При получении метана из угольных пластов.
Список общераспространённых полезных ископаемых отличается в различных регионах. Для Москвы он включает в себя следующее:
- Песок, за исключением нескольких его разновидностей (формовочного, абразивного, применяемого для производства фарфора и фаянса и некоторых других).
- Известняк (сюда не включаются разновидности, используемые в цементной, металлургической, химической промышленности или для подкормки птиц).
- Песчано-гравийные породы.
- Сапропель. Однако лечебная разновидность не освобождена от уплаты налогов при добыче.
- Супеси и суглинки за исключением тех, которые являются сырьём для цементной промышленности.
- Глины кроме тех, которые используются в фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности. Сюда также не включены формовочные, абразивные и стекольные разновидности.
Объектом налогообложения является объём добытого. Выплата налога производится по месту нахождения участка работ юридического лица или индивидуального предпринимателя. Самостоятельной регистрации не требуется, так как налоговая самостоятельно производит постановку на учёт.
- Индивидуальный предприниматель — это физическое или юридическое лицо;
- Физические и юридические лица — в чём их различия;
На территории РФ налоговая база определяется двумя способами:
- В Красноярском крае это объём добытых многокомпонентных руд.
- При добыче углеводородного сырья учитывается количество продукции в натуральных единицах измерения.
- В остальных случаях учитывается стоимость.
В последнем случае стоимость определяется на основании существующих цен. При этом выбираются типичные для данного региона без учёта предоставленных государством субсидий. Если добытое не было реализовано в том же налоговом периоде, когда произошла добыча, то для расчёта налоговой базы применяется расчётная стоимость.
Если добытые полезные ископаемые были проданы, то сумма НДПИ будет определяться исходя из стоимости. Но если этого не произошло, должны быть использованы расчётные цены. Они состоят из следующих частей:
- Прямые затраты. В них включаются средства, непосредственно потраченные на добычу. Сюда включаются материальные расходы, оплата труда, амортизация оборудования. Хотя обычно понятно, что должно входить в этот список, плательщик должен составить точный перечень видов затрат, которые он учитывает. Эти затраты распределяются на всю продукцию в конце налогового отчётного периода, а учитываются при расчётах только те, которые соответствуют рассматриваемой партии ископаемых.
- Косвенные затраты. Во время добычи необходимы дополнительные расходы для обеспечения работы основного производства. Они могут включать ремонт оборудования, геологоразведочные работы. На конец отчётного периода их распределяют, а ту часть, которая приходится на эту партию продукции добавляют для расчёта налоговой базы.
Перечень видов затрат может включать только те, которые считаются таковыми при расчёте налога на прибыль. Количество добытых ископаемых определяется в единицах объёма или массы. Для определения расчётной цены нужно разделить стоимость понесённых затрат на объём или вес добытой продукции.
Плательщик должен регулярно отчитываться о том, сколько полезных ископаемых он добывает. Это нужно делать за каждый налоговый период. При этом не применяется расчёт нарастающим итогом. Отчитываться необходимо в налоговой по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Оплата выполняется на той территории, где расположен разрабатываемый участок. Если он находится за пределами РФ, то уплата производится по месту жительства.
При определении базы для расчёта налога на нефть, рассчитывается не объём добытого, а обессоленная, обезвоженная и стабилизированная нефть. При расчёте выплат применяется коэффициент, который зависит от динамики мировых цен на нефть.
При оплате налога за добычу природного газа или конденсата измерение производится в единицах условного топлива. При расчёте применяется коэффициент, который отражает сложность добычи. Кроме этого используется дополнительный корректирующий коэффициент.
При оплате за добычу угля применяются коэффициенты-дефляторы, которые отличаются для различных видов угля. Если в затраты включены расходы на увеличение безопасности труда, то на них ставка уменьшается.
При добыче драгоценных металлов учитывается не вся полученная руда, а содержащийся в ней драгоценный металл.
Налоговым периодом является месяц. Срок оплаты — не позднее 25 числа месяца после окончания каждого такого периода. Отчётность и оплата производятся отдельно по каждому виду добываемых полезных ископаемых. Используемые при расчёте ставки и коэффициенты устанавливаются Правительством РФ.
Получателем выплат является федеральный бюджет. Пользователь недр обязан сдавать отчётность начиная с того квартала, в котором фактически началась добыча ископаемых. Декларацию подают в течение месяца после окончания налогового периода. Её можно сдавать в бумажной или электронной форме. Сумма налога указывается за текущий месяц.
При сдаче используется специальный бланк. Его форма была утверждена в 2015 году. Документ состоит из нескольких разделов:
- Указание вида подземных ископаемых и его кода.
- Расчёт налоговой базы с указанием понесённых расходов.
- Указание суммы налога за отчётный месяц с описанием расчёта.
По каждому участку, на котором происходит добыча, данные указываются отдельно.
На начальной странице необходимо подробно указать реквизиты организации. В случае, когда в течение одного или нескольких месяцев добычи не происходило, подача декларации является обязательной. При этом в поданном документе в соответствующих графах ставят ноль. В этом случае сдают начальный лист с реквизитами организации и первый раздел.
Если среднесписочная численность за год не превышает 100 человек, то электронная форма подачи является обязательной. В остальных случаях плательщик может выбирать между ней и бумажным документом.
Коды бюджетной классификации на 2021 год. Налог на добычу полезных ископаемых
При оплате налога может применяться налоговый вычет. Это возможно в тех случаях, если в числе затрат, учтённых при расчёте рассматривались те, которые сделаны в целях увеличения безопасности работников. Вычет образуется при условии, что данные затраты относятся к уже выплаченным суммам налога.
Он может использоваться одним из двух способов:
- В соответствующем объёме уменьшается налоговая база.
- При выплате налога на указанную сумму уменьшаются налоговые обязательства.
Способ использования выбирает плательщик налога.
Заключение
При добыче полезных ископаемых нужно платить НДПИ. Первый месяц — это тот, в котором фактически начались работы. Расчёты за каждый вид ископаемых имеют свои особенности, которые необходимо знать плательщику.
На данный момент рассчитать налог на добычу ископаемых и заполнить декларацию НДПИ в программе 1С по всем видам природных ресурсов невозможно. Но с выходом новой версии, программа будет поддерживать соответствующие коды. Непосредственную сумму налога на недропользование рассчитывают при помощи бухгалтерского калькулятора по формуле:
Вышеуказанная формула применяется ко всем природным ресурсам, которые добывают налогоплательщики, но некоторые полезные ископаемые имеют ряд особенностей при подсчете.
При подсчете НДПИ организация учитывает применение налогового вычета, то есть тратит ли предприятие средства на безопасность сотрудников и охрану труда. Эти взносы фирма вносит двумя путями: включая в сумму прочих трат или вычитая из НДПИ. Выбирая тот или иной вариант, организация закрепляет его в учетной политике предприятия и регулярно использует выбранный метод.
Формула расчета:
При умножении ЕУТ, КС и ТГ получилась цифра меньше нуля, то и ставка будет нулевой. При подсчете показателя ЕУТ учитываются месячный ценник и коэффициент, отражающий долю добытого ресурса.
НДПИ для этого конденсата считают таким способом:
ЕУТ и прочие данные рассчитываются равно показателям по газу. Корректирующий коэффициент рассчитывается:
где КГП — показатель, который отражает доходы от экспорта газа.