Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация основных средств в 2021 году в казенных учреждениях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:
1) аналитические коды группы синтетического счета:
-
20 – особо ценное движимое имущество;
-
30 – иное движимое имущество;
-
90 – имущество в концессии;
2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
-
N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
-
R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
-
I «Программное обеспечение и базы данных»;
-
D «Иные объекты интеллектуальной собственности».
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет |
Аналитические счета |
0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии» |
0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»; 0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»; 0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»; 0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности» |
Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.
Пункт 67 Инструкции № 157н также дополнен следующими положениями:
1. На счете 102 9I 000 подлежит отражению информация о являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в Интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.
2. Установление в составе рабочего плана счетов дополнительных аналитических кодов видов синтетического счета объекта учета, детализирующих группу «Иные объекты интеллектуальной собственности» (по счету 0 102 0D 000), производится учреждением (централизованной бухгалтерией) в рамках учетной политики исходя из требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, требований по раскрытию информации о нематериальных активах учреждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В пункте 93 Инструкции № 157н уточнено, что по объектам нематериальных активов амортизация начисляется в соответствии с СГС «Нематериальные активы».
В Единый план счетов внесены следующие изменения:
Исключены счета |
Введены счета |
0 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов»; 0 104 29 000 «Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества»; 0 104 39 000 «Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества» |
0 104 0N 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок)»; 0 104 0R 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок»; 0 104 0I 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных»; 0 104 0D 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности» |
Согласно дополнениям, внесенным в п. 151.1 Инструкции № 157н, на счете 0 111 00 000 «Права пользования активами» также осуществляется учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в силу СГС «Нематериальные активы».
Напомним, до 2021 года неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности не являются объектами балансового учета (затраты на их приобретение относятся на расходы текущего финансового года или на расходы будущих периодов, учет таких объектов осуществляется на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»).
Пункт 151.2 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что права пользования нематериальными активами учитываются по аналитическому коду группы синтетического счета 60 «Права пользования нематериальными активами» и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
-
N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
-
R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;
-
I «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;
-
D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет |
Аналитические счета |
0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» |
0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»; 0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»; 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»; 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» |
Кроме того, согласно изменениям, внесенным в Инструкцию № 157н, с 2021 года:
-
нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 66, 333);
-
приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов не отражается на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (п. 302).
Аналитический учет прав пользования активами ведется по объектам, полученным в пользование, правам пользования нематериальными активами, идентификационным номерам объектов нефинансовых активов (учетным номерам, реестровым номерам, кадастровым номерам (при наличии)) и по правообладателям (арендодателям) в разрезе договоров (иных правовых оснований прав пользования нематериальными активами), мест нахождения имущества, полученного в пользование, а также ответственных лиц (п. 151.3 Инструкции № 157н в новой редакции).
Вложения в права пользования нематериальными активами учитываютсяна счете 0 106 00 000, содержащем:
1) аналитический код группы синтетического счета 60;
2) аналитические коды вида синтетического счета:
-
N «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
-
R «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки»;
-
I «Вложения в программное обеспечение и базы данных»;
-
D «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности».
Соответствующие поправки внесены в п. 127 Инструкции № 157н.
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет |
Аналитические счета |
|||||||||||
0 106 60 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами» Учет имущества казны осуществляется на счетах:
Согласно п. 131 Инструкции № 157н (в новой редакции) к счету 0 108 90 000 применяются следующие аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
В Единый план счетов введен аналитический счет 0 108 9I 000 «Нематериальные активы концедента, составляющие казну». Инструкция № 157н дополнена следующими положениями: 1. Земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо – при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке «один квадратный метр – один рубль» (п. 142). 2. В целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственной (муниципальной) казны (п. 143). 3. Аналитический учет ведется в разрезе объектов в составе имущества казны, идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (реестровых номеров), с указанием при учете объектов в составе имущества казны, переданных по концессионным соглашениям (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну, в концессии»), дополнительных аналитических признаков – контрагент и правовое основание поступления (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 145). 4. Учет операций по изменению стоимости имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, по результатам проведенных переоценок, в том числе при изменении кадастровой стоимости земельных участков и (или) справедливой стоимости объектов, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, ведется в журнале по прочим операциям (п. 146). Инвентаризация в казенных учреждениях 2021Пункт 127 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что произведенные в силу концессионного соглашения суммы инвестиций (капитальных вложений) при создании и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения учитываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, выступающими от имени концедента, учреждениями в случае передачи по концессионному соглашению имущества государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления на счете 0 106 90 000 по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета:
В Единый план счетов внесены следующие изменения:
В пункт 151.5 Инструкции № 157н внесены дополнения, согласно которым счет 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»предназначен для отражения в учете снижения стоимости активов в связи с их обесценением, а также резерва под снижение стоимости материальных запасов. В пункт 151.6 Инструкции № 157н введено положение о том, что аналитический учет по счету 0 114 00 000 ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами, материальных запасов), идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных номеров, кадастровых номеров (при наличии), реестровых номеров, учетных номеров). Обесценение нефинансовых активов учитывается на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета в разрезе соответствующих видов имущества:
В Единый план счетов внесены следующие изменения:
Таким образом, с 2021 года счет 0 114 60 000 применяется для учета снижения стоимости прав пользования нематериальными активами (до 2021 года данный счет использовался для учета снижения стоимости непроизведенных активов). Начиная с 2021 года в части обесценения непроизведенных активов применяется счет 0 114 70 000. В отношении счетов, предусмотренных для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов (0 114 87 000, 0 114 88 000), необходимо отметить следующее. В силу СГС «Запасы» резерв под снижение стоимости формируется в отношении материальных запасов, относящихся к группам «Товары», «Готовая продукция, биологическая продукция», на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась. Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме от 27.01.2020 № 02-06-10/4743,для определения резерва под снижение стоимости отчетным периодом для сравнения нормативно-плановой стоимости названных материальных запасов с их балансовой стоимостью считается год. Положения СГС «Запасы» в целях определения резерва под снижение стоимости подлежат применению по итогам 2020 года при наличии указанной категории материальных запасов. По мнению автора, учреждение при необходимости вправе по согласованию с учредителем (финансовым органом) предусмотреть в учетной политике порядок отражения резервов под снижение стоимости с применением новых счетов по итогам 2020 года. В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников. Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах. Возможные основания для дифференциации:
Годовая инвентаризация в казенном учреждении в 2021 годуЗадача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности. Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:
Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.
Если для результатов инвентаризации недостаточно описей из Приказа № 52н, можете разработать свои формы или взять их из Постановления № 88. Главное, закрепить это в учетной политике учреждения:
По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019. Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:
Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений. В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки: Приказ Минфина России от 15.12.2021 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению». Наименование Номер Порядок отражения сведений, полученных в процессе проведения инвентаризации Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств 0504082 Применяется для отражения результатов инвентаризации остатков денежных средств учреждения на счетах в учреждениях Банка России, кредитных организациях. 6, 20 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2021 N 157н, далее — N 157н, Федерального закона от 06.12.2021 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).При разработке порядка проведения инвентаризации можно использовать положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49), в части, не противоречащей требованиям N 402-ФЗ, федеральных стандартов и N 157н (смотрите также Минфина России от 27.11.2021 N 02-06-10/69491, от 30.04.2021 N ).Отметим, что Минфин России планирует внести изменения в Методические указания (смотрите проект приказа Минфина России, размещенный на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора»). Если поправки примут, эти указания больше не будут распространяться на организации госсектора.Таким образом, в настоящее время положения Методических указаний N 49, в том числе и п. До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе: состав и председатель инвентаризационной комиссии; объекты ревизии; причина проведения инвентаризации; сроки осуществления данной процедуры. • наличие инвентарных карточек, книг; • Основные средства – материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года). Для обеспечения достоверных данных бухгалтерии, повышения эффективности учёта и строгого контроля сбережения средств в компании проводится инвентаризация кассы. Основой для проведения инвентаризации является приказ руководителя, он является главным документом финансовой политики данного предприятия. В нормативных документах фиксируется информация об обязательной инвентаризации с указанием причин, которые могут быть следующими:. Кроме того, инициатором инвентаризации может выступить руководитель компании или представитель контролирующей организации. Произвольный или внезапный характер проверок способствует более высокой эффективности выявления нарушений. Если сотруднику ошибочно предъявляют претензии о недостаче, он также может обратиться в судебные органы. Первым шагом после выявления излишков, они подлежат оприходованию. Бухгалтер делает соответствующие расчёты и составляет справку, содержащую следующую проводку:. Дебет счета учёта ТМЦ для каждой категории товаров отдельный номер — 01, 07, 10, 41, 43 в Кредит счета Обнаруженные и оприходованные излишки включаются в оборот предприятия. Если речь идёт о денежных средствах, они становятся внереализационными, ст.
Инвентаризация в казенном учреждении в 2021 годуСогласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью. 6, 20 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2021 N 157н, далее — N 157н, Федерального закона от 06.12.2021 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).При разработке порядка проведения инвентаризации можно использовать положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49), в части, не противоречащей требованиям N 402-ФЗ, федеральных стандартов и N 157н (смотрите также Минфина России от 27.11.2021 N 02-06-10/69491, от 30.04.2021 N ).Отметим, что Минфин России планирует внести изменения в Методические указания (смотрите проект приказа Минфина России, размещенный на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора»). Если поправки примут, эти указания больше не будут распространяться на организации госсектора.Таким образом, в настоящее время положения Методических указаний N 49, в том числе и п. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, только при согласовании с органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), изменения в учетную политику могут быть внесены в течение финансового года (п. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц сдавший имущество дает расписку в описи в сдаче инвентаризационной комиссии, а принявший имущество расписывается в описи в получении по окончании сверки фактического наличия. Инфо Инвентаризация расчетов Инвентаризации расчетов (с поставщиками и подрядчиками, с подотчетными лицами, с работниками) – это проверка сумм дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета и их обоснование. В 2021 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много. Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2021 года. Проверить учетную политику на 2021 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям». • Формирование инвентаризационной комиссии. Инвентаризация расчетов с контрагентами заключается в сличение представленных актов сверки с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Акт содержит информацию по суммам и количеству оплаченных и полученных товаров или оказанных работ, услуг. Инвентаризация денежных средств, находящихся на лицевых счетах в органах Федерального казначейства Министерства финансов или на текущих валютных счетах кредитных организаций, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерского учета, с данными выписок банков. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов на балансе учреждения здравоохранения. Каждый его шаг должен соответствовать букве закона. Например, действия по разделению суммы недостачи среди сотрудников и вычета этой цифры из их заработной платы — является противозаконным и может быть квалифицированно, как незаконная невыплата заработной платы. Инвентаризация денежных средств в кассе может проводиться по разным причинам.
2. Издайте приказ о проведении инвентаризации. Сделайте это за 10 дней до начала проверки. Для этого используйте типовую форму, которая утверждена постановлением Госкомстата № 88 от 18 августа 1998 г. (см. образец 1), либо составьте его в произвольной форме (см. образец 2). Приказ обязательно должен содержать информацию о: Приказ Минфина России от 15.12.2021 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению». Наименование Номер Порядок отражения сведений, полученных в процессе проведения инвентаризации Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств 0504082 Применяется для отражения результатов инвентаризации остатков денежных средств учреждения на счетах в учреждениях Банка России, кредитных организациях. Полученные данные о количестве ценностей учреждения вносят в соответствующую опись. При этом необходимую информацию приводят в тех же единицах измерения, в которых данное имущество числится в бухгалтерском учете (штуках, килограммах, метрах, литрах). Согласно пункту 2.11 Методических указаний по ценностям, находящимся на ответственном хранении, арендованным или полученным для переработки, составляют отдельные описи. Материальные запасыМатериальные активы, которые используются в период до одного года и при этом изменяют свою формуРасчеты с подотчетными лицамиРасчеты по операциям, связанным с предоставлением денежных средств в подотчет с последующим составлением авансового отчета и приложением к нему соответствующих подтверждающих документовДенежные средстваВсе денежные средства в наличной и безналичной формеРасчеты с поставщиками или подрядчикамиРасчеты по операциям, связанным с приобретением товарно-материальных ценностей или заказом каких-либо работ и услуг.При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой — только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:состав и председатель инвентаризационной комиссии;объекты ревизии;причина проведения инвентаризации;сроки осуществления данной процедуры. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, только при согласовании с органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), изменения в учетную политику могут быть внесены в течение финансового года (п. В следующем году использовать «старый» рабочий план счетов учреждения не получится. Обновленный приказ № 157н скорректировал названия некоторых действующих счетов, а также дополнился новыми счетами бухучета. Так, например, в рабочий план счетов обязательно добавьте счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию».
С введением в году новых критериев выбытия ОС произошли изменения в порядке списания. В статье мы рассказываем о том, как организовать работу ликвидационной комиссии, провести техническую экспертизу ОС и согласовать акты с вышестоящими организациями. Мы приводим типовые бухгалтерские проводки, отражающие прекращение признания ОС в бухучете казенных, бюджетных и автономных организаций. Решение о списании основных средств в бюджетных учреждениях в году принимает комиссия, созданная в организации, на основании результатов плановой или внеочередной инвентаризации п. Для обобщения собранной информации составляется сличительная ведомость, которая является частью акта инвентаризации, она заполняется следующим образом:. Кассир даёт объяснение допущенным нарушениям в отдельной колонке бланка акта. Далее эта информация используется при разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков. До момента начала инвентаризации в школе, детском саду (ДОУ), музее или другом бюджетном учреждении материально ответственное лицо в бухгалтерию сдает все подтверждающие документы о движении имущества (приходные накладные или расходные акты). При проведении инвентаризации с бюджетом и внебюджетными фондами в акте сверки необходимо обратить особое внимание на суммы исчисленных и фактически поступивших от налогоплательщика денежных средств в бюджет, сумм недоимки или переплаты в разрезе каждого вида налогов. Порядок проведения инвентаризации условно можно разбить на три этапа. Все они очень важны, так как от него зависят результаты инвентаризации. Ведь на каждом этапе нужно подготовить соответствующий документ.
Например, в рамках проверки инвентаризации для годовой отчетности в связи с большим объемом это могут быть разные рабочие комиссии для проверки основных средств, ТМЦ, расчетов. Но даже при небольшом объеме необходимы приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии и документальное оформление результатов проверки. Инвентаризация проводится по распоряжению руководителя. Ревизия нужна для того, чтобы подтвердить достоверность данных годовой отчетности. Также инвентаризация обязательна, когда учреждение: передает имущество в аренду, управление, безвозмездное пользование или на хранение; выкупает или продает имущество – комплекс объектов учета; меняет ответственных, материально ответственных сотрудников; выявляет кражу, злоупотребление или порчу имущества; после стихийных бедствий, пожара, других чрезвычайных ситуаций; реорганизуют или ликвидируют учреждение. Инвентаризацию нужно будет провести перед тем как составить ликвидационный (разделительный) баланс; в других случаях, установленных законодательством или по решению вышестоящего органа. Инвентаризация основных средств в 2021 годуВ соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2021 № 162н). Метод оценки учета материальных ценностей на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»: Обратите внимание: раньше ведомость расхождений по результатам инвентаризации ф. 0504092 заполнялась только, если были обнаружены излишки и недостачи. С 2021 года ее нужно заполнять, если в ходе инвентаризации комиссия выявила основные средства, не соответствующие условиям актива. Учреждение учитывает оборудование на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до тех пор, пока не примет решения о его демонтаже и утилизации. Инструкции и стандарты не устанавливают, как долго можно учитывать имущество на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Ежегодная инвентаризация формирует у бухгалтера определенные знания. Чтобы проверить их, пройдите тест «Правда или заблуждение» сами и дайте пройти своим бухгалтерам. Благодаря ему вы не только проверите свои знания, но и выявите слабые места.
Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя. Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.
Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы. Новое в инвентаризации в 2021 (последние новости)
По мнению Пленума ВАС РФ, налогоплательщик обязан зафиксировать факт выбытия и обстоятельство, по которому имущество выбыло. В противном случае выбытие будет квалифицировано как безвозмездная передача имущества, а такая операция является объектом обложения НДС. Это может быть, например, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, которое подлежит привлечению в качестве обвиняемого. Если такого документа нет, то недостачу нельзя учесть в расходах в целях налогообложения прибыли.
В нем делаются отметки о результатах проделанной работы, даются полные характеристики обнаруженных разногласий в количественном и стоимостном выражении с указанием причин их появления. Инвентаризация основных средств — документальное оформление и проведение — это не такая простая задача, как кажется. В этой статье мы поговорим о том, в каком порядке проводится инвентаризация ОС, какими документами оформляются ее итоги и что нужно сделать при выявлении расхождений между учетными данными и фактическим наличием ОС. Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)». Срок полезного использования определяется исходя из:
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация». Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410). Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410–010448410). В пп. 19, 20 инструкции к плану счетов (приказ № 162н) рассмотрены частные случаи отражения амортизации, например по безвозмездно полученным ОС. Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками. Обязательную инвентаризацию основных средств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, в отличие от других активов, разрешено проводить один раз в три года (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации). Такую инвентаризацию называют годовой. В рамках этой инвентаризации необходимо проверить все имеющиеся основные средства, потому что ее целью является обеспечение достоверности отчетных данных. Но вы можете распределить основные средства по группам, с тем чтобы ежегодно в пределах трехлетнего периода инвентаризировать только часть объектов. Периодичность проведения годовой инвентаризации и график для различных групп ОС закрепите в учетной политике. Обязательную инвентаризацию ОС проводят также в других случаях, установленных законодательством, в частности, при выявлении фактов хищения или порчи основных средств, смене материально ответственного лица, продаже предприятия как имущественного комплекса или передаче его в аренду. При этом проверяют не все объекты, а только те, которые входят в состав имущественного комплекса, находятся в зоне ответственности увольняющегося материально ответственного лица или в помещении с признаками взлома и т.п. Добровольную инвентаризацию ОС (по инициативе организации) вы вправе провести в любое время. Образец заполнения приказа о проведении инвентаризации основных средств (форма N ИНВ-22) Учет нематериальных активов 2021: применяем новые правилаПри проведении инвентаризации основных средств придерживайтесь общего порядка с учетом следующего. 1) Проверьте наличие (п. п. 3.1, 3.2 Методических указаний по инвентаризации): • инвентарных карточек, инвентарных книг или других используемых регистров аналитического учета; • технической документации на объекты основных средств; • документов, подтверждающих право собственности на основные средства — объекты недвижимости. Сопоставьте информацию, содержащуюся в различных документах. При выявлении расхождений инициируйте внесение необходимых исправлений или дополнений в регистры бухгалтерского учета. 2) Фактическое наличие объектов основных средств, которые на момент проведения инвентаризации находятся вне организации или в труднодоступных местах (морские и речные суда в рейсе, железнодорожный подвижной состав и автомобили в пути, переданное в ремонт или находящееся в составе сложных объектов оборудование и др.), по возможности проверяйте до момента их временного выбытия (установки) (п. 3.5 Методических указаний по инвентаризации). Если объекты временно выбыли или установлены до проведения инвентаризации, проводите проверку на основе документов (п. 22 Рекомендации Р-46/2013-ОК Нефтегаз «Насосно-компрессорные трубы»). 3) Проверьте и внесите в описи актуальные данные индивидуально по каждому объекту ОС: наименование, прямое назначение, инвентарный номер и основные характеристики (п. п. 3.2, 3.36 Методических указаний по инвентаризации). Допустимо приводить в описях только наименования с указанием общего количества (количества и массы): • по однотипным предметам с одинаковой стоимостью (поступившим одновременно в одно структурное подразделение), на которые открыта одна инвентарная карточка группового учета (п. 3.4 Методических указаний по инвентаризации); • по возрастным и половым группам животных основного стада (за исключением крупного рогатого скота, свиней, племенных животных и рабочего скота), учитываемых групповым порядком (п. 3.36 Методических указаний по инвентаризации). Указывайте в описях остаточную (балансовую) стоимость каждого объекта или группы объектов ОС. Если будет установлено, что работы капитального характера или частичная ликвидация не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи сведения об измененной балансовой стоимости (в составе данных о фактическом наличии) (п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации). 4) Специально выявляйте основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, а также объекты, длительное время не используемые в производственном процессе или для управленческих нужд. Составляйте на них отдельные описи (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации, п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Это необходимо для того, чтобы своевременно принять в отношении этих ОС решение о списании или продаже (п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 75 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Инвентаризацию недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений, иных объектов, прочно связанных с землей, воздушных, морских и речных судов), учтенного в составе основных средств, в целом проводят так же, как и инвентаризацию других основных средств, но с учетом некоторых особенностей. Помимо прочего, при инвентаризации недвижимости проверьте наличие документов (свидетельств о государственной регистрации права собственности и др.), подтверждающих право собственности на эти объекты (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации). Убедитесь, что реквизиты документа, подтверждающего право собственности, указаны в инвентарной карточке объекта. Дополнительно проверьте и укажите в описях основные характеристики объектов недвижимости, например (п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации): • по зданиям — их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общую полезную площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки; • по каналам — протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; • по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры; • по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна; • по земельным угодьям в сельскохозяйственных организациях — балансовую стоимость и сумму начисленной амортизации по капитальным вложениям на коренное улучшение земель, а также местонахождение земельных участков и за кем они закреплены (отделение, бригада, другое структурное подразделение) (п. 34 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях). В ходе инвентаризации основных средств оформляют инвентаризационные описи (акты инвентаризации) отдельно по каждому месту нахождения ОС и материально ответственному лицу. Их составляют как минимум в двух экземплярах (п. п. 1.3, 2.5 Методических указаний по инвентаризации). Один экземпляр передают в бухгалтерию, а второй — материально ответственному лицу. Для основных средств Госкомстатом разработана унифицированная форма описи N ИНВ-1. Она позволяет сравнить фактическое наличие с данными бухгалтерского учета и предусматривает одну общую графу для указания наименования, назначения и краткой характеристики объекта ОС. Если вам этого недостаточно, то дополните унифицированную форму отдельными графами для основных характеристик объектов и для указания причин, по которым объекты не эксплуатируются, или разработайте форму самостоятельно. Если ваша организация занимается сельским хозяйством, при инвентаризации многолетних насаждений можно использовать форму инв. N 21-АПК, а при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных — форму инв. N 20-АПК. Применяемую форму описи (акта) закрепите в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Для оформления результатов инвентаризации по основным средствам, по которым выявлены отклонения от данных бухгалтерского учета, составляют сличительные ведомости (п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации). Сличительные ведомости можно составить по форме N ИНВ-18, а можно разработать самостоятельно. Применяемую форму нужно закрепить в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Насколько часто проводить инвентаризацию, организации определяют самостоятельно. В 2021 году обязательным является только проведение годовой инвентаризации. Это сказано в пункте 27 Приказе Минфина России № 34н от 29.07.1998 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».При этом инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года. Принятое решение необходимо закрепить в учетной политике организации. Как правило, инвентаризацию проводят по окончанию года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Однако существуют случаи, когда организация должна провести инвентаризацию внепланово. Случаи могут быть следующего плана:
Алгоритм проведения инвентаризации в организации выглядит следующим образом:
Инвентаризация проводится не только в отношении имущества, находящегося на балансе, но также и в отношении других объектов бухгалтерского учета, например, тех, которые находятся на забалансовых счетах. Похожие записи:
Для любых предложений по сайту: [email protected] |