Надзор Прокурора За Процессуальной Деятельностью Органов Дознания И Предварительного Следствия: Предмет Соблюдение Прав И Свобод Человека

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзор Прокурора За Процессуальной Деятельностью Органов Дознания И Предварительного Следствия: Предмет Соблюдение Прав И Свобод Человека». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Этим так же объясняется то, что прокурор наделён не только полномочиями осуществлять уголовное судопроизводство, но и обязан обеспечить действительный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания.
Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК РФ и Закона о прокуратуре и касается исключительно процессуальных аспектов.

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Прокурорской проверке подлежат и такие важные реше­ния, принимаемые на завершающем этапе предварительно­го расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.
Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве могут быть определены с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизвод­ства.

При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования.

Следует особо остановиться и на некоторых особенностях прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания. Согласно ст.37 УПК РФ (в ред. При решении данного вопроса следует исходить из предназначения прокуратуры — обеспечения строгого и точного исполнения законов, т. е. борьба с правонарушениями. Естественно, они и являются предметом прокурорского надзора вообще и надзора за законностью расследования преступлений в частности. Но предмет надзора нельзя ограничивать только правонарушениями.

Предмет и задачи прокурорского надзора за органами дознания

При осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения.

Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеют двойное назначение.

Обеспечивать надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность.

Предмет надзора нельзя сводить только к процессуальным действиям участников уголовного судопроизводства, так как прокурор осуществляет надзора и за исполнением норм материального, в данном случае уголовного закона. По мере возникновения и развития процессуальных правоотношений устанавливаются уголовно-правовые отношения либо констатируется их отсутствие [3, с. 22, 29, 35].

Является ли согласие обвиняемого на прекращение производства по делу по не реабилитирующим основаниям реальным и добровольным.

В кратчайшие сроки рассматривать жалобы на постановления дознавателя об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме, а также о прекращении дознания в сокращенной форме и продолжении производства по уголовному делу в общем порядке, уведомляя о принятом решении заинтересованных лиц.
Такими документами могут быть: постановления, протоколы, представления, письменные поручения и требования, обвинительные заключения, обвинительные акты, обвинительные постановления, которые в свою очередь должны быть законными, справедливыми и обоснованными.

С особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, лиц пожилого возраста и других граждан, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств уголовного дела и данных о личности.

Неточным является определение предмета надзора, даваемое в ст. 29 Федерального закона о прокуратуре. На одну плоскость ставится задача надзора (соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и средства ее достижения (установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования).

Надзорная функция прокуратуры, с объективной стороны, не лишена недостатков, прокуроры иногда допускают халатность, некомпетентность, превышают свои полномочия.

А так же систематически анализировать исполнение законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, причины и условия, способствовавшие нарушениям законов, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение законных требований прокурора в установленные сроки.

Прокурор может требовать документацию, связанную с работой по заявлениям о преступлениях, книги и журналы регистрации и прочие документы, связанные с производством уголовного дела. Для пресечения укрытия преступлений от регистрационного учета прокуратура ежемесячно сверяет учетные данные органов дознания с данными медицинских учреждений и другими надзорными учреждениями.

А так же систематически анализировать исполнение законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, причины и условия, способствовавшие нарушениям законов, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение законных требований прокурора в установленные сроки.

Получив УД с обвинительным заключением, прокурор должен проверить и оценить все собранные материалы по делу. Так, в частности, оцениваются все доказательства, все протоколы и постановления. Если доказательство получено с нарушением закона, прокурор выносит постановление о признании его недопустимым и об исключении его из числа доказательств по делу.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

В первую очередь это связано как с изменением порядка и сроков дознания, так и усилением прокурорского надзора за органами дознания и дознавателями.

Признав постановление дознавателя незаконным и необоснованным, прокурор отменяет его своим постановлением и возвращает УД в орган дознания. При этом, прокурор устанавливает конкретные сроки проведения расследования и дает указания о производстве необходимых процессуальных действий.

Особое внимание обращается Генеральным прокурором РФ на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного следствия; обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений.

Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела.

Надзор за исполнением законов при окончании дознания

Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

В соответствии со ст. 150 УПК РФ предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия либо дознания.

Давать согласие дознавателям на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со статьей 224 УПК РФ лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных статьями 97, 99, 100, частями 1 — 3 статьи 108 УПК РФ.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность является одним из направлений деятельности органов прокуратуры.

Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве

На стадии возбуждения уголовного дела прокурор наделен правами, которые обеспечивают ему руководящую роль.

Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно менее допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности.

В статье дается определение предмета прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия и его структура, которая включает в себя преступление и все действия, связанные с его расследованием. Это процессуальные, в том числе следственные действия, проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела, розыскные действия следователя или дознавателя.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами осуществляющими, дознание и предварительное следствие.

Проблема прокурорского надзора за предварительным следствием

Эта обязанность вытекает непосредственно из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ. Вопрос о том, должна ли прокуратура осуществлять надзор за исполнением ведомственных нормативно-правовых актов, решается неоднозначно.

Полномочиями прокурора в досудебном производстве в соответствии со ст. 37 УПК наделены прокуроры районов и городов, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания независимо от ведомственной подчиненности.

Надзор за исполнением законов органами дознания и предвари­тельного следствия занимает ведущее место в системе надзорной деятельности прокуратуры, направленной на обеспечение закон­ности в сфере борьбы с преступностью. При всей важности опера­тивно-розыскных мер в обнаружении и раскрытии преступлений, они играют вспомогательную ррль в решении этих задач.
В УПК полномочиям прокурора в досудебном производстве посвящен целый ряд статей, среди которых в первую очередь следует назвать ст. 37, а также ст. 7, 10, 11, 16, 17, 19, 20, 21, 25, 28, 38, 41, 67, 87, 88, 91, 96, 107, 108, 110, 114, 115, 124, 125, 146, 150, 151, 161, 214, 221, 222, 226.

В теории прокурорского надзора выделялись как полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона специально (предостережения, в определенной степени – представления), так и полномочия, при реализации которых предупреждение нарушений закона осуществляется одновременно с выявлением или устранением нарушений закона.

В уголовно-процессуальном законодательстве реализу­ются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия.

Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.

Прокурорский надзор: конспект лекций.

В предмет прокурорского надзора входят исполнение законов органами дознания при регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений (сообщений) о преступле­ниях, при досудебной подготовке материалов в протокольной форме, при выполнении поручений следователей о производстве следственных и розыскных действий и указаний об оказании им содействия при производстве отдельных следственных действий.

Возвращает дело дознавателю для производства дополнительного дознания либо для пересоставления обвинительного акта со своими письменными указаниями.

В связи с тем что прокурорский надзор охватывает достаточно широкую сферу общественных отношений, урегулированных нормами права , он неоднороден по своему характеру и подразделяется на отдельные отрасли, которые нормативно закреплены в Законе о прокуратуре.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *