О судебных приставах (с изменениями на 3 июля 2021 года)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О судебных приставах (с изменениями на 3 июля 2021 года)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Принят
Государственной Думой
4 июня 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
3 июля 1997 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (СТАТЬИ 1 — 6)

Утратила силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ.

Глава I.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 6.1. Система принудительного исполнения Российской Федерации

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее — подведомственные организации).

Статья 6.2. Федеральный орган принудительного исполнения

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 6.3. Территориальные органы принудительного исполнения

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 6.4. Работники органов принудительного исполнения

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее — органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее — сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее — судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее — дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

Удержания средств со счетов, вкладов и карт допускается на основании постановления пристава или по исполнительным документам, представленным взыскателем. Цель удержания понятна – нужно исполнить решение суда, взыскать деньги в пользу гражданина или организации, либо в доход бюджета. Вот общие правила удержания, предусмотренные Законом № 229-ФЗ:

  • на основании постановления пристава банк обязан наложить арест на счет (карту) или вклад должника, списать имеющиеся средства и удерживать деньги с каждого поступления;
  • в постановлении пристава указывается размер удержаний, который должен соответствовать Закону № 229-ФЗ (50% по большинству видов требований, 70% по алиментам, возмещению вреда здоровью, ущерба от преступлений);
  • взыскатель может сам направить исполнительный документ в банк, если знает, что там открыты счета и вклады должника;
  • удержание будет продолжаться до полного погашения долга, до отзыва исполнительного документа, до отмены постановления пристава.

Это общий порядок, который обязаны применять все банки, работающие на территории России. На практике возникает множество проблем с определением вида дохода или зачисления, расчетом размера удержаний. Например, исполняя постановление пристава, банк может удержать всю поступившую зарплату. Должник может об этом узнать уже после фактического списания, если пристав несвоевременно направил ему копию постановления. Нередко сотрудники ФССП вообще не проверяют реальный адрес должника, зато сразу передают документы на удержание в банк.

Чтобы защитить интересы граждан, выступающих должниками в исполнительном производстве, государство разработало изменения в Закон № 229-ФЗ. Поправки вступили в силу с 1 июня 2020 года, заключаются в следующем:

  • введена обязательная идентификация всех видов платежей, поступающий на любой счет гражданина – для этого используется система кодов под каждый вид поступлений (например, специальные коды введены для зарплаты, пенсий, социальных пособий);
  • введен механизм отдельного учета всех поступлений – он заключается в условном «окрашивании» всех доходов и зачислений в системе банковского мониторинга;
  • на банк возлагается обязанность самостоятельно рассчитать сумму средств на счете должника, на которую можно наложить арест или обратить взыскание – чтобы исключить злоупотребления со стороны банков, порядок расчета средств регламентирован Приказом Минюста РФ № 330.

Простыми словами, теперь банк будет сам проверять целевое назначение и вид каждого платежа, поступившего на счет гражданина. Если на этот счет ранее был наложен арест, банк обязан сам рассчитать сумму удержаний, перевести деньги на депозит ФССП или непосредственно взыскателю. Также обязанностью банка является определение доходов, на которые запрещено обращать взыскание.

На данный момент новый механизм удержаний со счетов и карт только начал применяться, поэтому количество нарушений при списании более чем достаточно, о чем свидетельствуют многочисленные обращения и жалобы должников в ФССП. Но ситуация обязательно изменится, т.к. приставы уже начали массово привлекать банки к ответственности по пункту 3 статьи 17.14 КоАП. Она предусматривает наказание за неправомерное списание денег должника, если это не предусмотрено законом.

Алгоритм ареста и удержания со счетов будет отличаться при подаче документов банку взыскателем или приставом. Ниже подробнее рассмотрим оба этих варианта, расскажем о способах защиты должника.

Чаще всего удержания по долгам осуществляются на основании постановления пристава. В этом случае применяется схожий алгоритм наложения ареста и удержания по счетам. Но есть ряд отличий:

  • в постановлении пристав обязан указать точный размер удержаний, который будет соблюдать банк (например, ввиду имущественного положения должника пристав или суд могут установить размер удержаний менее 50%);
  • пристав имеет право направить постановление сразу во все банки, где открыты счета должника (взыскатель такой возможности практически лишен);
  • в постановлении пристав указывает характер требований, что будет важно для расчета суммы удержания;
  • на основании постановления пристава банк обязан списать остатки по счетам, наложить арест и определять размер удержания после каждого поступления денег;
  • информация о каждом удержании направляется приставу в течение 3 дней.

Пристав имеет право привлечь банк к ответственности за нарушение порядка удержаний, поэтому взыскателю удобнее подавать документы не напрямую в кредитное учреждение, а в ФССП. Впоследствии можно запрашивать информацию о ходе производства, проверять правильность расчетов и удержаний, сделанных банком.

Большинство организаций давно перешли на выплату зарплаты в безналичной форме (на счета работника, на карты зарплатного проекта и т.д.). Если взыскатель или пристав подали документы на удержание работодателю по 50% или 70% будет удерживаться с каждой выплаты зарплаты. Оставшиеся средства перечисляются на счет работника – должника.

Но если банк уже наложил арест на счет, он сможет списать поступившие деньги в соответствии с Законом № 229-ФЗ. Это приводит к тому, что с должника осуществляется двойное удержание, после чего он может вообще остаться без зарплаты и средств к существованию. С учетом новых поправок добиться защиты интересов в указанной ситуации будет проще.

Если с вашего счета незаконно удержали деньги, можно подать жалобу в следующие инстанции:

  • в ФССП – на незаконные действия сотрудников банка, нарушивших порядок расчета и удержания;
  • в Центробанк РФ – по аналогичным основаниям, особенно если в действиях банка есть нарушения Приказа Минюста № 330;
  • финансовому уполномоченному (омбудсмену) – если при удержании по долгам был нарушен оказания финансовых услуг банком;
  • вышестоящему приставу или в суд – если нарушения допущены приставом, ведущим производство.

Если работодатель неправильно указал код дохода в расчетных документах, на него можно подать жалобу в ФССП или прокуратуру, но это поможет лишь избежать ошибок при удержании в будущем и не вернет уже взысканные деньги. О том, как это сделать, читайте ниже.

Вы можете вернуть деньги, удержанные с зарплатной карты в следующих случаях:

  • если банк неправильно определил код дохода и сделал неверный расчет удержания, в результате чего у вас списали более 50% от зарплаты;
  • если банк или пристав допустили двойное удержание с зарплаты (при расчете работодателем, а затем при списании в банке);
  • если с вас удержали денег больше, чем была сумма долга.

Для возврата незаконно удержанных средств нужно обращаться в подразделение ФССП, на чей депозит перечислялись деньги. В заявлении опишите ситуацию, приложите документ, подтверждающий незаконность списания, представьте свои реквизиты для возврата денег. На возврат средств после переплаты дается не более 30 дней.

В законе «Об органах принудительного исполнения» достаточно подробно расписаны ключевые права и обязанности приставов. Постараемся выделить наиболее важные моменты:

  • Пристав принимает все возможные меры по своевременному исполнению требований, указанных в документах
  • Он должен предоставлять сторонам дела возможность знакомиться с материалами, делать копии
  • Изучает заявления сторон, готовит соответствующие постановления, объясняет, когда и в каком порядке можно обжаловать определенные действия
  • Осуществляет розыск должника, его активов. В случае необходимости объявляет межгосударственный поиск неплательщика
  • Если пристав видит признаки преступления, он должен немедленно сообщить об этом своему руководству

Права и обязанности приставов – 2021

Приставы по закону могут удерживать до 50% зарплаты должника. Если гражданин является неплательщиком алиментов, то ограничение в 50% не учитывается. В этом случае госслужащие могут удерживать до 70% от зарплатного дохода.

А теперь давайте поясним, как будет происходить списание средств по зарплатному счету, на котором гражданин держит кое-какие накопления. Например, у Сергея есть карточный счет, на котором лежат 75 000 рублей. Эту сумму он накопил за счет ежемесячно поступающей зарплаты в размере 25 000 рублей. При этом Сергей должен по исполнительному производству сумму в 100 000 рублей.

Если приставы доберутся до его счета, то они имеют право в счет списания долга удержать 50 тыс. рублей с его счета. В отношении же последнего периодического платежа, поступившего на карту от работодателя, применяется правило в 50%. Таким образом, со счета могут сразу списать 50 тыс. рублей + 12,5 тыс. рублей (50% от последней зарплаты). Оставшаяся сумма долга будет постепенно списываться по мере нового поступления средств на счет.

В отношении пенсионных выплат граждан применяется такой же принцип, как и по зарплатам. Таким образом, по закону приставы имеют право удерживать до 50% с пенсионных доходов. Проблема только в том, что пенсии наших граждан не могут похвастать крупными размерами, поэтому бывает, что после удержания в 50% от пенсии должнику остается сумма меньше прожиточного минимума.

Многие пенсионеры, не соглашаясь с таким положением дел, доходили до Верховного суда. Вышестоящая инстанция однозначно становится на сторону пенсионеров в этом вопросе, отмечая, что приставы, назначая размер удержаний с пенсии, должны учитывать материальное положение гражданина, чтобы он не остался за пределами социальной жизни.

Также говоря о пенсионерах, нужно вспомнить закон, принятый в 2020 году. В нем обсуждаются некоторые моменты, связанные с взысканием долга в период коронавирусной инфекции.

По этому закону пенсионеры могут попросить о рассрочке платежа. Рассрочка предоставляется без обращения в суд на срок, указанный пенсионером в заявлении. Срок рассрочки не должен быть более 24 месяцев. Рассрочка должна укладываться в рамки до 1 июля 2022 года.

Есть небольшие требования к претендентам на такую рассрочку. В частности, сумма долга пенсионера не может быть более 1 млн рублей. Пенсия должна быть единственным доходом гражданина, при этом ее размер не должен превышать 2 МРОТ.

  • Реестр МФО
  • Реестр коллекторов
  • Узнать кредитную историю
  • Вопрос юристу
  • Калькулятор займов
  • Кредитный рейтинг
  • Реестр бюро КИ

Ошибка: Семья умершего сотрудника ФССП претендует на получение страховой суммы по случаю его кончины. Служащий покончил жизнь самоубийством.

Страховая сумма выплачивается семье и иждивенцам умершего/погибшего сотрудника ФССП лишь в том случае, если он скончался во время исполнения служебных обязательств или после увольнения, которое последовало после получения тяжелых увечий и травм, имеющих отношение к службе в ведомстве. Компенсация не будет выплачена, если:

  • сотрудник ФССП покончил жизнь самоубийством или пытался свести счеты с жизнью и остался жив;
  • смерть наступила из-за добровольного приведения себя в состояние наркотического, алкогольного, токсического опьянения;
  • служащим было совершено умышленное преступление.

Ошибка: Сотрудник ФССП требует выплаты ему компенсации из федерального бюджета стоимости потерянного им имущества.

Стоимость имущества возмещается из средств федерального бюджета только в том случае, если его порча или уничтожение имеет отношение к службе в ФССП (например, если имущество было разбито или украдено злоумышленниками, пытающимися воспрепятствовать деятельности служащего).

Вопрос: В каких случаях может быть отказано в возмещении стоимости поврежденного или уничтоженного имущества судебного пристава?

Ответ: Существует только одно основание для отказа – осуждение виновного в причинении ущерба имуществу и подтверждение того факта, что уничтожение имущества не имело отношения к службе в ФССП.

Вопрос: Что означает “имущество повреждено в связи с исполнением обязанностей судебного пристава”?

Ответ: Имеется в виду, что имущество повреждено или уничтожено в целях воспрепятствования законной деятельности служащего, принуждения его к изменению характера деятельности сотрудника ФССП, из мести за такую деятельность.

Вопрос: В какое время сотрудник ФССП считается исполняющим служебные обязанности?

Ответ: Служащий ФССП считается исполняющим свои обязанности (вне зависимости от времени суток и местонахождения), когда он:

  • пытается пресечь или предупредить правонарушение, оказать помощь лицам, пребывающим в состоянии беспомощности (или совершает иные деяния в интересах страны и общества);
  • направляется на службу, к месту командирования или лечения (и обратно);
  • принимает участие в служебных мероприятиях (соревнования, учения, сборы);
  • является заложником;
  • лечится после получения телесных повреждений во время исполнения прямых обязанностей.

Льготы (стимулирующие выплаты) приставам в 2021 году

Суд отменил арест имущества Никиты Белых (5)

Новый налог на недвижимость в 2011 разорит Россиян (30)

Жилье станет доступным только к 2015 году (19)

Развелся — отдай жилплощадь (246)

Даешь на квартиру молодой семье (48)

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 октября 2004 года N 1316

(с изменениями на 1 января 2020 года)

1. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее — государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 15 декабря 2016 года N 670.

ФССП России подведомственна Минюсту России.

2. Основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 года N 529.

2) организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — акты других органов) (абзац дополнен Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 2011 года N 1240;

3) управление территориальными органами ФССП России (далее — территориальные органы);

4) ведение государственного реестра;
(Подпункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 15 декабря 2016 года N 670)

5) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.
(Подпункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 15 декабря 2016 года N 670)

3. ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.

4. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

5. ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

6. ФССП России осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, в том числе по решению директора ФССП России — главного судебного пристава Российской Федерации в круглосуточном режиме, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов (абзац в редакции Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 2011 года N 1145;

осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

2) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника, его имущества, розыск ребенка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 2011 года N 1240.

абзац утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 11 февраля 2013 года N 131.;


участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

2_1) осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции (подпункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 2011 года N 1240);

3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

4) проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

5) формирует и ведет банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 11 февраля 2013 года N 131.

5_1) ведет государственный реестр;
(Подпункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 15 декабря 2016 года N 670)

6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;

  • С 1 июля 2020 года кредитор при передаче долга коллекторам обязан публиковать эти сведения в ЕФРСБ.
  • Исполнительный иммунитет из-за COVID-19 действует до 19.07.2022 года (например, рассрочка по долгам пенсионеров, запрет на арест движимого имущества за исключением ТС).
  • Мораторий на банкротство действует до 7 января 2021 года.
  • Запрет на уступку прав требования по долгам ЖКХ, включая кредитные организации и лиц, которые осуществляют деятельность по возврату задолженности.
  • Преференции для должника через внесудебное банкротство.

Госконтроль. В июле 2021 года планируется принятие единого закона, который будет регулировать порядок проведения проверок. Остальные будут упразднены в рамках регуляторной гильотины.

Суть этого закона направлена на отказ от «палочной» системы, при которой работа надзорных органов сводилась к выполнению KPI и сбору штрафов. Наказания в рамках нового ФЗ останутся, но приоритет отдадут профилактике правонарушений и применению риск-ориентированного подхода. Контролирующий орган будет выступать консультантом по предотвращению правонарушений. Некоторые виды контроля будут проходить в цифровом формате. Цель нового закона — мониторинг бизнеса, а не принятие решения о проведении проверки.

Реестр обязательных требований для бизнеса. Минэкономразвития намерено запустить единый реестр обязательных требований для бизнеса с марта 2021 г. Это будет подсказка для поднадзорных лиц, которые смогут обращаться к реестру и проверять, кто именно является поднадзорным объектом и какие требования должны соблюдаться.

Досудебное обжалование решений надзорного органа. До 30 июня 2021 г. будет проводиться эксперимент досудебного обжалования решений надзорного органа через госуслуги в электронном формате.

Изменение порядка проведения проверок бизнеса. Минэк разработало проект постановления об изменении порядка проведения проверок бизнеса в 2021 г., которое предположительно вступит в силу в июле. Проверки предлагают проводить современными способами связи: через видеосвязь и через инспекционные визиты. Большая часть проверок малого бизнеса будет отменена за ненадобностью.

Отмена проверок из-за моратория. С 1 апреля по 31 декабря проверки не проводятся из-за моратория за небольшим исключением. Кроме того, продление данной меры, возможно, состоится в отношении субъектов малого бизнеса.

Стоит подробнее остановиться на полномочиях сотрудников ведомства и предписанных им по закону обязанностях. Подробные пояснения об этом даны в главе 3 ФЗ 118 (ред. от 27 декабря 2019 г):

  • в ст. 11 перечислены условия по обеспечению принятого режима работы судебных инстанций;
  • в статье 12 изложены непосредственные обязанности и права сотрудников ССП;
  • ст. 13 уточняет условия и порядок соблюдения интересов организаций и частных лиц;
  • статья 14 наделяет требования приставов-исполнителей обязательностью;
  • ст. 15, 16, 17 и 18, поправки к которым были включены в проект закона только после нескольких чтений, подробно разъясняют рамки использования физической силы, огнестрельного оружия и других служебных спецсредств;
  • статья 19 определяет, какую ответственность могут понести сотрудники ОПИ за совершаемые ими действия.

ФЗ 118 «О судебных приставах» с изменениями на 2019 год повысил статус работников ведомства, относя их к госслужбе и расширив их полномочия. Теперь ФССП России можно назвать полноценной правоохранительной структурой, наряду с Министерством внутренних дел или Росгвардией.

Помимо повышения правового статуса приставов, в их отношении также начнут действовать дополнительные ограничения и более жесткие требования. Главным образом речь идет о наложении запрета на двойное гражданство.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 01.10.2019 №328-ФЗ гражданин не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения в случае, если он подал документы на приобретение или уже имеет паспорт другого государства.

Таким образом, данная норма исключает возможность наличия двойного гражданства у судебных приставов.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 450-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции»»

Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2020 года

Статья 1

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на должников — юридических лиц, должников — индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, за исключением должников — юридических лиц, должников — индивидуальных предпринимателей, к которым в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, а также на отдельные категории должников — физических лиц, определенные частями 3 и 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

3. Факт осуществления деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определяется по основному виду деятельности (классифицируемому на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

4. Положения настоящего Федерального закона применяются к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

5. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления о предоставлении рассрочки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляет копию указанного постановления взыскателю. Постановление может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. Рассрочка предоставляется однократно на условиях поэтапного погашения задолженности в виде ежемесячных платежей в равных долях на срок рассрочки с начала календарного месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о ее предоставлении. При нарушении должником графика погашения задолженности постановление о предоставлении рассрочки подлежит отмене, после чего исполнительное производство осуществляется в общем порядке без учета требований настоящего Федерального закона. Должники, которым предоставлена рассрочка, в течение срока рассрочки не вправе совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества, а должники — юридические лица также не вправе выплачивать дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям), распределять прибыль между учредителями (участниками).

Статья 2

Чего ждать должникам от судебных приставов в 2021 году?

(в ред. Федеральных законов от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.03.2007 N 29-ФЗ, от 22.07.2008 N 132-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 19.07.2009 N 194-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 27.07.2010 N 213-ФЗ, от 11.07.2011 N 196-ФЗ, от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 388-ФЗ, от 03.02.2014 N 7-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 12.03.2014 N 34-ФЗ, от 05.05.2014 N 126-ФЗ, от 22.12.2014 N 441-ФЗ, от 08.03.2015 N 57-ФЗ, от 30.12.2015 N 425-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 29.12.2017 N 478-ФЗ, от 01.05.2019 N 97-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 27.12.2019 N 487-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
4 июня 1997 года

Одобрен
Советом федерации
3 июля 1997 года

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее — подведомственные организации).

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее — органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее — сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее — судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее — дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ

На органы принудительного исполнения возлагаются следующие задачи:

по организации обеспечения и непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);

по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве») актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

по организации и исполнению межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

по организации исполнения и непосредственному исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа принудительного исполнения;

иные задачи в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и федерального органа принудительного исполнения.

Органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 77 Федерального закона «Об исполнительном производстве», арест может быть наложен как на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него, так и на имущество должника, находящееся у третьих лиц. Если должник не проживает в квартире по месту прописки, но там находится его имущество, пристав, имея предписание суда, может обратить взыскание на данное имущество.

По словам руководителя думского комитета по информационной политике Александра Хинштейна, закон о продлении этого моратория коснется почти 2 млн российских пенсионеров. Пенсионеры, пенсия которых меньше двух МРОТ, могут получить отсрочку по кредитным договорам в пределах 1 миллиона рублей. Отсрочка предоставляется не более чем на 24 месяца и не позднее чем до 1 июля 2022 года.

Пострадавшему в пандемию малому и среднему бизнесу продлили отсрочки по выплатам, по которым сумма долга не превышает 15 млн рублей. Послабление предприниматели смогут получить не более чем на 12 месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 года.

По данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России, в октябре 2020 года на принудительном исполнении находилось более 2,2 млн исполнительных производств о взыскании налогов, сборов или кредитной задолженности в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на общую сумму более 860 млрд рублей. Из них более 676 млрд составляют кредиты.

Федеральный закон от 21.07.97 N 118-ФЗ

Сотрудниками Федеральной службы являются инспекторы, наделенные должностными обязанностями с широкими полномочиями. Вся их служба направлена на реализацию исполнительного производства и осуществления контроля.

Судебные приставы в новом ФЗ получили права исполнять постановления судов в отношении тех, кто имеет долги. Взыскание может осуществляться как при добровольном желании неплательщика покрыть долг, так и в принудительном порядке. Однако последняя поправка четко указало на то, что имеют право делать инспекторы ФССП, а что идет вразрез с действующим Законодательством РФ.

Так, согласно статье №12 закона №229 от 2007 года, судебный пристав обязан вовремя направлять уведомления о планируемой дате и месте описи имущества должника. Этот инструмент является основным в сфере воздействия. Данное письмо он обязан отправить в течение двух месяцев, после отказа неплательщика добровольно погашать долг.

Оповещение направляют по адресу прописки, если гражданин не уведомляет об изменении местоположения. Даже если должник не вскроет письмо в связи с переездом на новое место, уведомление считается выполненным.

Во время производства по исполнительному листу, судебные приставы вправе беспрепятственно проникать в помещения, принадлежащие должнику. Такое право дано законом №229 новой редакции и отображено в статье №12. На основании его, если есть препятствия при допуске в жилье, инспекторы могут взламывать двери и вскрывать жилое помещение, даже при условии отсутствия человека в нем.

Важно: Для проникновения в помещение, судопристав обязан получить данное разрешение от старшего инспектора ФССП.

Новый закон, с внесенными изменениями также предусмотрен ряд ограничений:

  • Судебными приставами не может быть осуществлен визит к должнику в период до 6:00 утра с 22:00 вечера. Кроме того, посещение должника в выходные дни, если иное не предусмотрено новым законом, также является ограничением.
  • Угрожать должнику расправой над жизнью или причинению урона здоровью (статьи №16-18).
  • Наносить визит, если неплательщик исправно вносит платежи.
  • Посещать адрес проживания гражданина, если он имеет рассрочку, согласно вердикту судов.

Когда лицо с долгами скрывается и его объявили в розыск, исполнительное производство может временно приостановиться.

Закон о судебных приставах в 2019 году подтверждает права судебного пристава на визит к должнику и проведение ареста его собственности или имущества. Цель – последующая реализация для покрытия долга. Исполнителям решения суда важно соблюдать правило при этом: привлекать понятых.

Весь процесс фиксируется в акте о наложение ареста, под которым ставят подписи инспектора ФССП, понятые и сам неплательщик. В случае отказа от визирования документа, в акте ставится соответствующая пометка. Но законная сила документации остается неизменной.

Действующая редакция ФЗ №229 указывает, какие действия могут совершать должностные лица из ФССП:

  • Получать документы и необходимые сведения.
  • Выдавать поручения сторонам производства.
  • Осуществлять проверку работодателей с целью выполнения решений суда.
  • Проникать в помещения, находящиеся в собственности должника.
  • Накладывать арест на собственность.
  • Проводить розыскные мероприятия должника и/или его собственности.
  • Вызывать в отделении участников по исполнительному производству.

Изучение поправки 2019 года, действующая и в 2019 году, дает возможность объективно оценивать полномочия и права судебного пристава. Таким образом, можно предупредить нарушение гражданских прав.

Следует отметить, что наличие задолженности у гражданина не означает лишение его прав. Однако неукоснительно действовать, согласно закону, неплательщик обязан.

Данный обзор посвящен ФЗ №118, регламентирующего действия и меры, предпринимаемые судебными приставами. Обратите внимание, что не каждый человек, при получении исполнительного листа, выполняет распоряжения судебной власти, т.к. считает их рекомендациями. В таких ситуациях правоохранительные органа не вступают в дело, т.к. процесс уже прошел. Поэтому именно судебные инспекторы осуществляют контроль над выполнением постановления.

До 2019 года действовали Федеральные законы, принятые ещё в девяностых. Изменений удалось добиться сравнительно недавно. Тем не менее поправки произошли в пользу ФССП. Так, Федеральный закон о судебных приставах статьей № 12 наделяет приставов следующими возможностями:

  • Проводить меры для обеспечения исполнительных листов.
  • Анализировать претензии и заявления от всех участников производства.
  • Не препятствовать в доступен к документации по данному делу.
  • Отказать от исполнения решения суда, если есть личный интерес.

Изменения для Федерального законопроекта №118 поступили в состав реформы только в 2019 году. Таким образом, Законодательство РФ усилило влияние и расширило полномочия службы ФССП. Руководствуясь этими изменениями должники теперь не могут игнорировать инспекторов. Отныне, сотрудники федеральной службы исполнения решения судов, стали похожи на правоохранительные органы.

При этом, судоприставы обладают такими правами, как:

  • Вызывать в отделение участников исполнительного производства для получения информации.
  • Иметь доступ к необходимым сведениям.
  • Организовывать мероприятия по проверке.
  • Получать разрешение на доступ в помещения, на основании постановления старшего инспектора ФССП.
  • Объявлять неплательщика в розыск.
  • Накладывать арест на любое имущество, если оно не входит в перечень исключительных.

Когда к должнику приходят судоприставы, это в первую очередь говорит о том, что добровольно неплательщик не будет погашать долг. Ввиду этого, могут применять разнообразные меры, вплоть до административного ареста. А такие меры, как наложение ареста на имущества расцениваются, как единственно возможные для исполнения решения суда.

Юридические эксперты портала отмечают, что превышение полномочий судоприставами ведет к неправомерным мерам. В Федеральных законах №118 и 229 указано, какие задачи должен выполнять инспектор ФССП и отклонения от этих норм может привести к дисциплинарной ответственности. Поэтому, о нарушении гражданских прав, как правило, речь не ведется ввиду прозрачности системы.

По той причине, что законы о деятельности судоприставов претерпели ряд изменений, инспекторы получили ещё больше полномочий. К примеру, статьи №16-18 ФЗ №118 указывают на возможность применения физической силы и огнестрельного оружия, если того требует ситуация.

Ранее, невозможно было причислить инспектора ФССП к полиции или другим силовым структурам. Теперь, на основании действующих законов Министерство юстиции изъявляет желание сделать службу ФССП элитной. Ввиду этого планируется привлекать на работу молодых, образованных и перспективных специалистов. Ввиду этого, на должность судебного пристава принимаются только граждане с высшим юридическим образованием. Максимум на службе оставят лиц с высшим экономическим образованием, а остальных сократят.

Основным нормативным актом, который ввел множество изменений для ФССП, является Федеральный закон № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения РФ…». Им был изменен и Федеральный закон № 118-ФЗ, который также сменил название – «Об органах принудительного исполнения РФ» (ранее назывался «О судебных приставах»).

Основные изменения в законодательстве о судебных приставах можно найти в Законах № 118-ФЗ и № 328-ФЗ. Вот как изменился профессиональный статус приставов после приравнивания их к госслужащим:

  • введеныспециальные офицерские звания и квалификационные звания– они зависят от занимаемой должности, опыта работы, квалификации;
  • пакет социальных льгот и гарантийполностью приравнен к аналогичным мерам поддержки других правоохранительных органов;
  • введен комплект обязательных тестов и проверок при поступлении на службу в ФССП, в ходе текущей работы – например, теперь приставы будут подтверждать физподготовку, регулярно сдавать тесты на алкогольную и наркотическую зависимость;
  • при трудоустройстве и прохождении службы приставы теперь проходят военно-врачебную экспертизу, подтверждают годность по аналогии с военнослужащими;
  • сотрудники ФССП обязаны проходить дактилоскопию, проверки на профпригодность для применения силы, спецсредств и оружия.

Ограничения и запреты для работы в ФССП указаны в ст. 14 Закона № 328-ФЗ.

Нельзя работать приставом при наличии судимости, либо при прекращении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям. Сотрудники ФССП не могут иметь двоенное гражданство или вид на жительство в другой стране.

Применяются и другие запреты, установленные для госслужащих по Закону № 79-ФЗ.

Работа в ФССП теперь проходит по контракту. Как и для других категорий госслужащих, стать приставом можно по итогам конкурса должностей.

Исключения предусмотрены только для отдельных младших должностей, либо при переводах внутри ФССП. В процессе работы регулярно проводится аттестация, а отрицательное прохождение обязательных тестов и проверок будет являться основанием для расторжения контракта.

Полномочия приставов фактически приравнены со статусом полицейских, хотя и распространяются только на исполнительное производство и обеспечение деятельности судов. Также введена возможность подачи регрессных исков к рядовым приставам, если их виновные действия причинили ущерб гражданам, государству, имуществу.

Регресс будет подаваться от имени государства после фактического возмещения ущерба. Это должно повысить уровень ответственности, упростить процедуру возмещения ущерба от действия и решений приставов.

Государственная служба судебных приставов, являющаяся подразделением федерального уровня, многими гражданами воспринимается негативно. При этом они забывают, что приставы не только обращаются к долгам по кредитам, но и помогают матерям получить алименты и даже частным лицам по суду вернуть собственное имущество.

Только многие не знают, что это довольно неблагодарная и трудная работа не всегда достойно оплачивается. Реформа ФССП в 2020 году планирует немного модернизировать в лучшую сторону саму деятельность службы, вероятно, как-то это будет связано и с заработной платой.

В России судебным приставам запретили посещать квартиры должников

Если изучить последние новости, касающиеся системы взыскания задолженностей, то можно заметить постоянное наличие изменений различного плана. Работа приставов сложная, временами опасная, влияющая на психоэмоциональное состояние, требующая выдержки и определенного склада ума, в частности при сохранении человеческих чувств сотрудник должен минимизировать жалость к лицам, у которых изымается то или иное имущество.

Многие лица не выдерживают эмоциональной нагрузки, покидая работу пристава спустя короткое время. В ФССП зарегистрирована максимальный уровень текучки кадров. При этом нельзя сказать, что жалование сотрудников ведомства сильно скромное даже на периферии, хотя и большим доход назвать сложно.

Наиболее странным в деятельности приставов является многолетнее отсутствие полноценного юридического статуса сотрудников ФССП. По факту судебные приставы (СП) не относятся к стандартным госслужащим в духе чиновников — последние не имеют права применять силу и не носят оружия.

При этом приставы не являются полицейскими или военнослужащими. Сейчас решено ситуацию поменять, хотя пока это лишь предположения о том, что ждет приставов.

Созданный законопроект первым делом подразумевает изменение системы оплаты труда судебных приставов. В 2020 году предполагается увеличение дохода почти на 10 т.р. Средние значения 2019 года в 49 тысяч рублей в ближайшее время собираются увеличить до 58,1.

При этом цена вопроса уже озвучена — на увеличение размера оклада во всей системе судебных приставов казна планирует выделить 6,2 миллиарда рублей. Пока не ясны нюансы распределения средств в процентах, т.к.

Отметим, что для исключения случаев обращения взыскания на доходы, указанные в упомянутой ст. 101 Закона № 229-ФЗ об исполнительном производстве, уже была внесена норма, предусматривающая, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие принадлежащих ему доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

В том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (Закон от 08.03.2015 № 57-ФЗ).

В итоге, в ходе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращают на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание (см. выше). Речь идёт и о взыскании долгов с пенсии, пособия.

Забрать можно не все. Квартиру, дом, землю можно забрать, только если человек не платит ипотечный кредит на эту квартиру, дом, землю. Не ипотечное жилье не заберут, если оно единственное или стоит намного дороже, чем сумма всех долгов.

Можно ли вернуть имущество, если появились деньги. Можно, но не во всех случаях. Если долг — 100 тысяч, а приставы забрали бытовую технику на 10 тысяч, то, напрямую заплатив эти 10 тысяч, должник свои вещи не вернет.

Надо погасить долг полностью, тогда реализацию приостановят и технику вернут. Или можно отправить родственника выкупить конфискат на общих основаниях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *