Закон о сми казахстан 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о сми казахстан 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 4-1. Государственное регулирование в области средств массовой информации

Государственное регулирование в области средств массовой информации осуществляется путем правового обеспечения, государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации.

Сноска. Статья 4-1 в редакции Закона РК от 24.11.2015 № 419-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Статья 4-2. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области средств массовой информации

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области средств массовой информации;

2) определяет порядок осуществления учета иностранных периодических печатных изданий, распространяемых в Республике Казахстан;

3) исключен Законом РК от 18.01.2012 № 546-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования);

4) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Сноска. Статья 4-2 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 18.01.2012 № 546-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 4-3. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области средств массовой информации;

2) осуществляет постановку на учет, переучет периодических печатных изданий, информационных агентств и сетевых изданий;

2-1) ведет реестры поставленных на учет периодических печатных изданий, информационных агентств и сетевых изданий;

2-2) ведет реестр субъектов, распространяющих периодические печатные издания или интернет-ресурсы, размещающие материалы эротического характера;

3) — 6) исключены Законом РК от 18.01.2012 № 546-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования);

7) формирует, размещает и контролирует осуществление государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7-1) разрабатывает и утверждает правила размещения государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском и региональном уровнях;

7-2) разрабатывает и утверждает методику определения стоимости услуг, закупаемых для проведения государственной информационной политики в средствах массовой информации на республиканском уровне;

7-3) разрабатывает и утверждает типовую методику определения стоимости услуг, закупаемых для проведения государственной информационной политики в средствах массовой информации на региональном уровне;

8) осуществляет международное сотрудничество в области средств массовой информации;

8-1) осуществляет учет иностранных периодических печатных изданий, распространяемых на территории Республики Казахстан;

9) ведет единый реестр учета иностранных периодических печатных изданий, распространяемых на территории Республики Казахстан;

10) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

11) определяет порядок хранения записей, имеющих историческую и (или) культурную ценность;

12) утверждает правила аккредитации журналистов;

12-1) утверждает типовое положение об уполномоченном лице (подразделении) по взаимодействию со средствами массовой информации;

12-2) утверждает правила взаимодействия уполномоченного лица (подразделения) по взаимодействию со средствами массовой информации с уполномоченным органом;

12-3) утверждает правила предоставления официальных сообщений средствам массовой информации при нарушении условий жизнедеятельности населения на определенной территории;

13) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации;

О средствах массовой информации

Сноска. Закон дополнен главой 1-2 в соответствии с Законом РК от 30.12.2020 № 394-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 4-6. Республиканская комиссия по вопросам государственной информационной политики

1. В целях учета и защиты общественных интересов при проведении государственной информационной политики, а также удовлетворения потребностей населения в информации при уполномоченном органе создается Республиканская комиссия по вопросам государственной информационной политики.

2. Основными функциями Республиканской комиссии по вопросам государственной информационной политики являются:

1) рассмотрение перечня тематических направлений государственной информационной политики на региональном уровне и выработка предложений в соответствии с порядком, определяемым уполномоченным органом;

2) рассмотрение заявок претендентов на получение государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском и региональном уровнях и выработка предложений в соответствии с правилами размещения государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском и региональном уровнях;

3) осуществление иных полномочий, предусмотренных положением о Республиканской комиссии по вопросам государственной информационной политики.

3. Уполномоченный орган утверждает положение о Республиканской комиссии по вопросам государственной информационной политики и ее состав, а также типовое положение о региональных комиссиях по вопросам государственной информационной политики.

Статья 4-7. Региональные комиссии по вопросам государственной информационной политики

1. В целях учета и защиты общественных интересов при проведении государственной информационной политики, а также удовлетворения потребностей населения в информации при местных исполнительных органах создаются региональные комиссии по вопросам государственной информационной политики.

2. Основными функциями региональных комиссий по вопросам государственной информационной политики являются:

1) рассмотрение заявок претендентов на получение государственного заказа по проведению государственной информационной политики на региональном уровне и выработка предложений в соответствии с правилами размещения государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском и региональном уровнях;

2) направление заявок претендентов на получение государственного заказа по проведению государственной информационной политики на региональном уровне на рассмотрение Республиканской комиссии по вопросам государственной информационной политики и для получения рекомендаций в соответствии с правилами размещения государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском и региональном уровнях;

3) осуществление иных полномочий, предусмотренных типовым положением о региональных комиссиях по вопросам государственной информационной политики.

3. Региональная комиссия в своей деятельности руководствуется типовым положением о региональных комиссиях по вопросам государственной информационной политики.

Статья 5. Право на создание средства массовой информации

1. Право на создание средства массовой информации принадлежит физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Средство массовой информации может быть создано как в форме юридического лица, так и в форме структурного подразделения юридического лица.

Основанием для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера является свидетельство о постановке на учет теле-, радиоканала, периодического печатного издания, информационного агентства и (или) сетевого издания.

Данные требования не распространяются на интернет-ресурсы.

2. Запрещается иностранцам и иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица – собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере.

Положение части первой настоящего пункта не распространяется на интернет-ресурсы, предназначенные для электронной коммерции.

Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 03.05.2001 № 181; от 06.02.2009 № 123-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 10.07.2009 № 178-IV; от 18.01.2012 № 546-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования); от 24.11.2015 № 419-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 28.12.2017 № 128-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.04.2019 № 241-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Собственник средства массовой информации

1. Собственник — физическое или юридическое лицо, либо объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие право владения, пользования и распоряжения средством массовой информации.

2. Собственник средства массовой информации вправе выступать в качестве редакции, редактора, журналиста, издателя, распространителя, как в отношении собственного, так и других средств массовой информации на основе соответствующего договора.

Статья 7. Редакция средства массовой информации

1. Редакция осуществляет подготовку и выпуск (выход в эфир) средства массовой информации по поручению собственника.

2. Редакцией руководит главный редактор (редактор).

2-1. Главным редактором (редактором) не могут быть:

1) граждане, признанные судом недееспособными;

2) граждане, имеющие на момент назначения судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке;

3) иностранцы либо лица без гражданства;

4) граждане, являвшиеся главными редакторами (редакторами) средств массовой информации, по вине которых выпуск (выход в эфир) средства массовой информации был прекращен решением суда, в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда.

3. Отношения между собственником и редакцией регулируются уставом и договором.

Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 08.07.2005 № 67 (порядок введения в действие см. ст.2); от 05.07.2006 № 156 (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 8. Информационное агентство

1. Информационное агентство — это зарегистрированное в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан юридическое лицо, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера.

2. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием и датой выпуска.

3. При распространении сообщений и материалов информационного агентства средствами массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.

4. На информационное агентство распространяется действие статей 2, 10 настоящего Закона.

Статья 9. Издатель средства массовой информации

1. Издатель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.

Сноска. Заголовок главы 3 с изменениями, внесенными Законом РК от 06.02.2009 № 123-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 14. Распространение продукции средства массовой информации

Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными Законом РК от 06.02.2009 № 123-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

1. Распространение продукции средства массовой информации осуществляется по решению собственника им самим либо на договорных или иных законных основаниях редакцией, издателем, а также организациями или гражданами.

1-1. Средствам массовой информации при подготовке, опубликовании, воспроизведении и распространении продукции средств массовой информации не требуется согласие изображаемого лица в следующих случаях:

1) если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и иных публичных мероприятиях;

2) если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен;

3) если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

2. Розничная продажа периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического характера, запрещается:

1) в нестационарных помещениях;

2) не в запечатанных прозрачных упаковках;

3) в помещениях и на территориях организаций образования, детских учреждений, культовых зданий (сооружений);

4) лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста.

2-1. Субъекты до начала осуществления деятельности по распространению периодических печатных изданий или интернет-ресурсов, размещающих материалы эротического характера, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

3. Реклама алкогольной продукции, продукции, имитирующей алкогольные напитки, запрещается.

Реклама табака и табачных изделий запрещается.

Реклама товарного знака и (или) наименования вина, произведенного на территории Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О рекламе».

3-1. Исключен Законом РК от 18.01.2012 № 546-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования).

3-2. Запрещается размещать информацию о вакансиях для приема на работу, содержащую требования дискриминационного характера в сфере труда.

3-3. Запрещается реклама деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды.

3-4. Запрещается распространение в средствах массовой информации или сетях телекоммуникаций персональных и биометрических данных лица, включая информацию об его родителях и иных законных представителях, иной информации, позволяющей установить личность, о:

1) ребенке, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия);

2) несовершеннолетних, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении административных и (или) уголовных правонарушений.

Действие подпункта 2) части первой настоящего пункта не распространяется на несовершеннолетних, признанных судом виновными в совершении тяжких и (или) особо тяжких преступлений, включая информацию об их родителях и иных законных представителях.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи, предусмотренные частью второй пункта 2-2 статьи 25 настоящего Закона.

3-5. Запрещается размещать информацию о товарах (работах, услугах) в целях реализации с указанием цены (тарифов, расценок, ставок) не в тенге.

4. Воспрепятствование осуществляемому на законных основаниях распространению продукции средства массовой информации со стороны физических или юридических лиц, а равно должностных лиц государственных органов, незаконная конфискация, а также уничтожение тиража или его части не допускаются, иначе как на основании вступившего в законную силу решения суда.

Новый закон о СМИ разрабатывают в Казахстане

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации

Сноска. Заголовок статьи 25 в редакции Закона РК от 28.12.2017 № 128-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или организации (государственного органа, общественного, творческого, научного, религиозного либо иного объединения граждан и юридических лиц), воздействие средствами массовой информации на суд, влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан.

2. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации несут виновные в этом должностные лица государственных органов и иных организаций, а также собственник, распространитель, главный редактор (редактор) средства массовой информации, авторы распространяемых сообщений и материалов.

2-1. Собственник, главный редактор (редактор) средства массовой информации несут установленную законодательными актами Республики Казахстан ответственность за распространение сообщений и материалов, содержащих пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости, насилия и порнографии, независимо от источника их получения.

2-2. Собственник, главный редактор (редактор), журналист средства массовой информации, в том числе физические или юридические лица, использующие интернет-ресурсы, не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах информацию, указанную в пункте 3-4 статьи 14 настоящего Закона, за исключением случаев, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов ребенка, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и несовершеннолетних, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении административных и (или) уголовных правонарушений, за исключением несовершеннолетних, признанных судом виновными в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, включая информацию об их родителях и иных законных представителях.

Информация, указанная в части первой настоящего пункта, может распространяться в средствах массовой информации с согласия:

1) несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законных представителей;

2) законных представителей несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);

3) несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста, совершившего административные и (или) уголовные правонарушения, и его законных представителей.

В случае, если одно из лиц, указанных в части второй настоящего пункта, не дает своего согласия на распространение информации в средствах массовой информации, распространение данной информации запрещено, за исключением следующих случаев:

1) без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), или его законных представителей, если законный представитель является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий (бездействии);

2) с согласия одного законного представителя пострадавшего несовершеннолетнего в случае, если второй законный представитель находится за пределами Республики Казахстан и его согласие получить не представляется возможным.

2-3. Средства массовой информации вправе в целях содействия расследованию преступления, установлению лиц, причастных к совершению преступления, розыску пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с соблюдением требований, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, на основании процессуальных документов, полученных от органов, ведущих уголовный процесс, распространять в средствах массовой информации сведения, относящиеся к несовершеннолетнему, без получения согласия лиц, установленных частью второй пункта 2-2 настоящей статьи.

3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста влечет установленную законами Республики Казахстан ответственность.

Сноска. Статья 25 с изменениями, внесенными законами РК от 03.05.2001 № 181; от 18.01.2012 № 546-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования); от 28.12.2017 № 128-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 26. Случаи освобождения от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности

  • Вакцинация от COVID-19: кто первым получил прививку в регионах Казахстана
  • Ученики вернулись в школы Бангкока
  • Пособия по уходу за инвалидами планируют ввести в Казахстане
  • Австралийский город Перт закрыли на карантин
  • Карантинные меры продлили в Южной Корее

Тамара Калеева, президент международного фонда защиты свободы слова «Әдiл сөз», выступила с докладом «Закон о СМИ, закон о гарантиях свободы слова или Информационный кодекс?».

– Помнится, в 2017 году, когда в 28-й раз принимались поправки в закон о СМИ, министр информации Даурен Абаев публично сказал, что после этих поправок мы будем разрабатывать новый закон о СМИ, и этого до сих пор он не отрицал, – вспомнила Тамара Мисхадовна. – Позже г-н Рахимов, который тогда занимался СМИ, тоже публично поделился, как это всё сложно. Мы сейчас думаем, как нам нужно работать: или мы сделаем единый информационный кодекс, или это будет ряд обособленных законов, как сейчас.

То есть этот вопрос стоит, но он, к сожалению, очень плохо продвигается, потому что чрезвычайно это сложная задача – решить, что брать за основу. Действительно [напрашивается] единый кодекс, куда может влиться и закон о СМИ, и закон о телерадиовещании, и, может быть, частично законы о доступе к информации, о связи, об интернете и так далее. Наша общественность (и журналисты со своей стороны) озаботилась и тоже стала думать, что и как делать. Параллельно с тем, как министерство объявило, что нам нужен новый закон, мы в порядке партнёрской помощи государственному органу начали свои исследования. Обратились за помощью к офису представителя ОБСЕ по свободе слова, и они тоже сделали нам исследования. Я не хочу сказать, что мы сделали оптимальный вариант, но мы сделали концепцию.

Есть и другие концепции, например, концепция нового закона о СМИ, его автор – Ольга Диденко.

Мы сделали концепцию двух законов. Решили так, что в законе о СМИ декларируются и права, и обязанности, которые касаются всех граждан. То есть свобода слова, которая в Конституции касается не только журналистов, но и всего населения Казахстана, и права, связанные с этой нормой, и обязанности. Ну так вот исторически эта норма осталась только в законе о СМИ. Насколько это логично? Мы решили, что не очень логично, потому что в этом законе «свобода слова» упоминается лишь дважды. Я сама не поленилась и перечитала чуть ли не побуквенно весь закон: [«свобода слова»] повторяется в названии второй главы закона и в тексте этой главы. Больше об этом не говорится нигде.

А свобода слова – право глобальное, это критерий всех основных свобод, которыми занимается ООН.

В то же время закон о СМИ, который должен регулировать взаимоотношения государства и средств массовой информации, граждан и СМИ, – это чисто производственная процедура: создание, регистрация, закрытие СМИ. Он действительно устарел безнадёжно.

Сейчас нам презентовали 29-й проект поправок в закон о СМИ, и всё равно основные вопросы остались. Формулировка «средства массовой информации», которая есть в действующем законе, – архивная, она не обновлялась. То, что поправками, когда словосочетание «веб-сайты» заменили на «интернет-ресурсы», ничего не решили: регистрация сетевых изданий сначала была обязательной, потом её сделали добровольной.

Законом о СМИ предусмотрен обширный перечень прав СМИ и журналистов, основным из которых выступает право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, организаций всех форм собственности и их должностных лиц. Запрос возможен как в устной, так и в письменной форме.

Государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию в случае обращения представителям средств массовой информации, независимо от их форм собственности и принадлежности, за исключением той, которая составляет государственные секреты Республики Казахстан.

Сроки предоставления информации:

  • Запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа.
  • На обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления.
  • В случае поступления обращения от средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней данное обращение должно быть направлено в соответствующие органы с сообщением об этом средству массовой информации.

Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителем СМИ вышестоящему органу или должностному лицу, либо в суде.

С правом на получение информации связана обязанность не разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Журналист имеет право на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда.

Обязательные к опубликованию материалы в СМИ:

  • Опровержение не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений, которые были распространены в данном СМИ. Если СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, оно обязано бесплатно опровергнуть их в том же СМИ.
  • Официальные сообщениягосударственных органов размещаются в СМИ в соответствии с законодательством РК.

На теле-, радиоканалы возложена обязанность в течение шести месяцев сохранять записи собственных теле-, радиопрограмм, вышедших в эфир, а также фиксировать их в регистрационном журнале своей эфирной работы и хранить его не менее одного года с момента последней записи в нем.

Ответственность СМИ за правонарушения в области печати и информации.

Законодательство об административных правонарушениях предусматривает большое количество административных составов, применимых к деятельности СМИ. Например, распространение СМИ без постановки на учет либо без переучета, нарушение законодательства о телерадиовещании, нарушения установленных законами РК требований к языкам, непредоставление обязательных бесплатных экземпляров периодических печатных изданий, а также нарушения фиксации и хранения материалов теле- и радиопередач, нарушений законодательства о рекламе, нарушение объявления выходных данных и пр.

Предусмотренная ответственность за правонарушения в сфере СМИ:

  • предупреждение или штраф
  • штраф с конфискацией,
  • штраф с приостановлением выпуска СМИ,
  • в случае неоднократных правонарушений в течении года предусмотрено запрещение выпуска СМИ,
  • штраф, с лишением лицензии на деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания и запрещением выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации.

Приостановление либо прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации возможно по решению собственника или суда. Вместе с тем, приостановление доступа к интернет-ресурсу осуществляется по предписанию Генерального Прокурора Республики Казахстан или его заместителей.

Основаниями для прекращения деятельности СМИ является повторное нарушение в течение года после наложения административного взыскания за злоупотребления свободой массовой информации, по поводу которых уполномоченным органом делались предупреждения о необходимости его устранения в адрес собственника или владельца средства массовой информации.

Нарушение следующих требований служат основаниями для прекращения деятельности СМИ:

  • пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны,
  • пропаганда экстремизма или терроризма,
  • публикация материалов и распространение информации, направленной на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды,
  • неустранение причин приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленный срок.
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28

Закон о СМИ: двадцать девятый ремонт за 20 лет

Модернизации отечественных СМИ не может быть без модернизации или реформирования законодательства, которое и регулирует деятельность этих СМИ. Это нужно было сделать уже не вчера, а позавчера, поскольку действующее законодательство о СМИ уже не выдерживает никакой критики и далеко от международных стандартов. И его основной целью должно стать формирование открытого информационного общества, соответствующего международным стандартам.

Поправки в Закон о СМИ носят запретительно-контролирующий характер. За время работы было внесено более 90% поправок, что является более чем достаточным основанием для разработки принципиально нового закона о СМИ, соответствующего стандартам ХХ1 века. При этом важно понимать, что это является прежде всего потребностью не общества, не масс-медиа, а самого государства, провозгласившего своей целью модернизацию сознания. Нужен законопроект, который позволит восстановить фундаментальную роль СМИ как канала коммуникаций между властью и обществом, доверие между которыми, как свидетельствуют данные ежегодных социологических опросов, чрезвычайно низко.

Что такое масс-медиа?

В случае принятия такое поправки, масс-медиа не будут выполнять одну из своих ключевых функций – информационную. Это та сфера, где именно государство заинтересовано в полной и оперативной информации. Проблема не эффективности государственных программ во многом обусловлена низкой осведомленностью целевых аудиторий о тех мерах, которое реализует правительство и местные территориальные органы в области занятости, социального обеспечения, поддержки малого и среднего бизнеса и пр. Как следствие, растет социальная напряженность, снижается эффективность государтственных программ.

Последний раз закон о сми был принят в июне 1999 года. Он вошел в историю как закон, который “узаконил” монополия госканалов, а многие независимые телеканалы закрылись.

Какие цели на самом деле должен ставить перед собой Закон о СМИ?

Прежде всего, в нем должны содержаться нормы управления информационными процессами в кризисных ситуациях. Необходим общегосударственный порядок кризисной коммуникации государственных органов со средствами массовой информации.

Еще одна задача нового закона — информационное сопровождение деятельности государства. Во-вторых, нужно определить функционал и формат работы специалистов пресс-служб госорганов. Необходимо обучить их новым методикам и технологиям работы.

Но главное — новый закон должен стимулировать стимулирование производства конкурентоспособного отечественного контента. И эту задачу нельзя решать традиционным способов избыточного бюджетного финансирования. Здесь необходима продуманная стратегия. Но ни одна из этих задач невыполнима без кадрового обеспечения отрасли.

Новый закон должен решить проблему безопасности национального информационного пространства. Любая модернизация влечет за собой, как правило, изменение политической системы и, как следствие, изменение политических и социальных институтов, к которым относятся и средства массовой информации. Модернизационные процессы в казахстанской политике привели к трансформации СМИ из политического института в инструмент властных взаимодействий, в главный канал коммуникаций.

Но надо признать, что средства массовой информации в Казахстане на сегодняшний день не являются самостоятельным политическим институтом, способным производить и реализовывать властные решения. СМИ — это инструмент властных взаимодействий, который есть в арсенале любого самостоятельного политического института.

Казахстан: СМИ во время выборов 2021 года

  • сегодня
  • неделя
  • месяц
  • 01.02.2021Токаев подписал закон, позволяющий водителям не возить с собой права и техпаспорт 13366Токаев подписал закон, позволяющий водителям не возить с собой права и техпаспорт
  • 01.02.2021В Казахстане запустили мобильное приложение «102» 12583В Казахстане запустили мобильное приложение «102»
  • 01.02.2021Бекшин подписал новое постановление о карантинных мерах в Алматы 9640Бекшин подписал новое постановление о карантинных мерах в Алматы
  • 01.02.2021В Павлодаре из-за пожара в гостинице эвакуировали 186 человек 7993В Павлодаре из-за пожара в гостинице эвакуировали 186 человек
  • Нижняя палата парламента Казахстана приняла в первом чтение поправки к закону о СМИ. Документ предусматривает контроль за информацией в интернете и запрещает публикацию «охраняемой законом тайны». (08.11.2017)

    В Казахстане в новом году журналисты столкнутся с рядом изменений в законе о СМИ. Правозащитники говорят, что эти поправки ограничивают свободу слова. О чем идет речь, выясняла DW. (21.12.2016)

    Пользователи Сети в Казахстане привыкли к контролю спецслужб, провайдеры — смирились с новым сертификатом безопасности. Что он собой представляет и каковы последствия его внедрения? (27.01.2016)

    И с сожалением признала, что ни депутаты, ни чиновники правительства, которые также получили письмо от «Адил Соз», на него официально не отреагировали. По словам Калеевой, сотрудники министерства информации в кулуарах сообщили ей, что новая редакция закона о СМИ будет разрабатываться после принятия нынешних поправок. При этом в планах правительства до 2021 года нет информации о подготовке такого закона.

    Поправки могут смягчить

    Как и Ирина Севостьянова, Тамара Калеева считает, что одобренные парламентом поправки ухудшают положение казахстанских СМИ. Особенно ее беспокоит норма о получении разрешения на публикацию сведений о личной жизни человека, ставшего героем того или иного материала.

    Впрочем, президент фонда «Адил Соз» надеется, что после вынесенного правительством Казахстана заключения при подготовке законопроекта ко второму чтению все вызывающие сомнения поправки в закон о СМИ будут смягчены. Между тем власти отмечают, что некоторые поправки и в первоначальном виде призваны улучшить положение журналистов.

    Так, министр Абаев в их числе назвал снижение административной нагрузки и обеспечение соразмерности санкций, для чего планируется исключить такие виды наказаний, как конфискация тиража и приостановление деятельности СМИ за незначительные нарушения. Помимо этого власти хотят установить порядок сотрудничества между госорганами и журналистами. Для этого предлагается назначить в каждом госоргане уполномоченное лицо или подразделение по взаимодействию со СМИ с четко очерченными функциями.

    Смотрите также:

    В Узбекистане с момента распада СССР кардинально изменилась структура экономики: раньше доля сельского хозяйства превышала треть, а сейчас не составляет и одной пятой. За последние пять лет в стране существенно выросла безработица. Минимальная зарплата — 36 евро, пенсия — 71 евро. Раньше именно Узбекистан «поставлял» большинство гастарбайтеров в РФ.

    С 1991 года в Узбекистане было всего два руководителя. Ислам Каримов правил с 1991 года вплоть до своей смерти в 2016 году (ему было 78 лет). После него президентом стал Шавкат Мирзиёев. Сейчас ему 59 лет — и сложно угадать, как надолго он «задержится» во власти. Формально в парламенте представлены 4 партии плюс движение экологов, однако независимые СМИ называют выборы «политическим шоу».

    На таджикской территории находится 201-я военная база РФ. В 90-е годы российские военные участвовали в миротворческой миссии, остановившей гражданскую войну в Таджикистане. Сейчас база существует для того, чтобы служить своеобразным «щитом» для опасностей, исходящих из соседнего Афганистана. На базе в качестве вольнонаемных служащих работает много таджиков, получая высокие зарплаты.

    Глава Таджикистана — Эмомали Рахмон. И хотя он во власти уже 22 года, он не первый и не единственный президент страны — до него Таджикистаном руководили Кахар Махкамов и Рахмон Набиев (каждый — меньше года). В нынешнем составе таджикского парламента представлены 4 партии, однако реальной оппозиции в стране нет. HRW заявили, что власти Таджикистана арестовывают и пытают оппозиционеров.

    Какие законы вступают в силу в Казахстане с января 2021 года

    • Доклад. Казахстанский космос: реальность и перспективы
    • Законодательство СМИ
    • Интернет в Казахстане
    • Научные статьи
    • Новости
    • Публицистика
    • Университет «Туран»
      • Реклама
      • Творческая мастерская журналиста
      • Творчество студентов университета «Туран»
    • Учебное пособие «Право журналистики»
    • Казахстанско-корейские отношения 1992-2005
    • Цены, условия, форматы
    • Отзывы
    • Статистика эффективности
    • Портрет аудитории
    • Акция: неделя бесплатно
    • Рекламным агентствам

    Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе — запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

    Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

    Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

    Октябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31

    В настоящем Законе используются следующие понятия:

    1) массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

    2) средство массовой информации — периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернет и другие);

    3) периодическое печатное издание — газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца;

    4) теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа — совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в полугодие;

    5) выход в эфир — трансляция теле-, радиопрограмм, аудиовизуальной записи с использованием аналоговых и цифровых электромагнитных систем;

    6) продукция средства массовой информации — тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на WEB-сайте в общедоступных телекоммуникационных сетях;

    7) официальное сообщение — информация, предоставляемая государственными органами с целью дальнейшего распространения через средства массовой информации;

    8) распространение продукции средства массовой информации — продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ;

    9) редакция средства массовой информации — физическое лицо либо творческий коллектив, являющиеся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск средства массовой информации;

    10) главный редактор (редактор) — физическое лицо, возглавляющее редакцию средства массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на его выпуск и распространение, выход в эфир;

    11) журналист (представитель средства массовой информации) — физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений;

    12) распространитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях;

    13) цензура — предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей;

    14) продукция эротического характера — печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу;

    15) WEB-сайт — подготовленная при помощи специальных технических и программных средств электронная представительская страница физического либо юридического лица Республики Казахстан, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения;

    16) ретрансляция — прием и одновременное либо в записи независимо от использования технических средств полное и неизменяемое распространение теле- или радиопрограмм (совокупность теле- или радиопередач) другого средства массовой информации;

    17) комплекс — совокупность зданий, связанных общим предназначением и составляющих единую структуру;

    18) аккредитация — процедура назначения журналиста и признание его полномочий государственным органом, общественным объединением и организацией;

    19) уполномоченный орган в области средств массовой информации — государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области средств массовой информации (далее — уполномоченный орган).

    1. Свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан.

    Цензура запрещается.

    2. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.

    3. Не допускаются разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание экстремизма или терроризма, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также порнографии.

    1. Средства массовой информации распространяются на государственном и других языках.

    2. Государство обеспечивает право каждого на использование родного языка при получении и распространении средств массовой информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о языках.

    3. Еженедельный объем телевизионных и радиопрограмм средства массовой информации на государственном языке по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках.

    Распределение передач на государственном языке в суточной сетке вещания должно осуществляться равномерно в течение всего периода их выхода в эфир.

    Данное требование не распространяется на сети кабельного, эфирно-кабельного телевидения.

    1. Законодательство о средствах массовой информации основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

    2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

    Статья 4-1. Государственное регулирование в области средств массовой информации

    1. Государственное регулирование в области средств массовой информации осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания, контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области средств массовой информации.

    2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации осуществляется уполномоченным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.

    Правительство Республики Казахстан:

    1) разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области средств массовой информации;

    2) определяет порядок осуществления учета иностранных средств массовой информации, распространяемых в Республике Казахстан;

    3) утверждает порядок лицензирования деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания.

    Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):

    1) реализуют государственную информационную политику через региональные средства массовой информации;

    2) осуществляют учет иностранных средств массовой информации, распространяемых на территории области (города республиканского значения, столицы);

    3) утверждают порядок расположения специальных стационарных помещений и правила реализации в них периодической печатной продукции, публикующей материалы эротического характера;

    4) формируют, размещают и контролируют осуществление государственного заказа по проведению государственной информационной политики на региональном уровне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

    5) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан средствами массовой информации на соответствующей административно-территориальной единице;

    6) предоставляют в уполномоченный орган статистические данные, информацию по учету иностранных средств массовой информации, а также сведения по соблюдению законодательства Республики Казахстан.

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

    1) аккредитация — процедура назначения журналиста и признание его полномочий государственным органом, общественным объединением и организацией;

    2) главный редактор (редактор) — физическое лицо, возглавляющее редакцию средства массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на его выпуск и распространение, выход в эфир;

    3) массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

    4) средство массовой информации — периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы;

    • Анонс
    • Итоги
    • Новинки
    • Top-10
    • Известные люди Петропавловска
    • Конкурс «Есенин: взгляд из будущего»
    • Пустят ли в Россию на обучение иностранных студентов?
    • В школах Петропавловска новый график каникул
    • Как начнется учебный год в казахстанских школах
    • Беседа «Внимание! Коронавирус!» для детей старшего дошкольного возраста
    • Как рассказывать детям о коронавирусе
    • Внимание! Сертификат № 32011 — недействителен
    • Новый предмет введут в школах Казахстана
    • На севере Казахстана отменили экзамены для выпускников

    В Российской Федерации

    поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

    учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,

    изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации,

    не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

    Для целей настоящего Закона:

    под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

    под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

    под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

    под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год; (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

    под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации; (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

    под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения; (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

    под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

    под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

    под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

    под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

    под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

    под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

    под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом; (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

    Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.

    Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — не допускается.

    Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. (в ред. Федеральных законов от 19.07.95 N 114-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ)

    Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена. (в ред. Федеральных законов от 19.07.95 N 114-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

    Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, о способах и местах культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 89-ФЗ)

    Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

    При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

    Новый Закон о СМИ планируют принять в 2022 году в Казахстане

    Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть орган местного самоуправления. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 18.04.2018 N 83-ФЗ)

    Не может выступать учредителем:

    гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 239-ФЗ)

    объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

    гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

    Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

    В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:

    1) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона;

    2) наименование (название) средства массовой информации; (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

    3) язык (языки);

    4) адрес редакции;

    5) форма периодического распространения массовой информации;

    6) предполагаемая территория распространения продукции;

    7) примерная тематика и (или) специализация;

    8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;

    9) источники финансирования;

    10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;

    11) доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для сетевого издания; (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

    12) информация об уплате государственной пошлины. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 239-ФЗ)

    К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных настоящим Законом. Перечни таких документов утверждаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 239-ФЗ)

    Часть третья. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 239-ФЗ)

    ЗАКОН

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    О средствах массовой информации

    В Российской Федерации

    поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

    учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,

    изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации,

    не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.


    Похожие записи: