Срок Уплаты Налога На Землю В 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок Уплаты Налога На Землю В 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сумма земельного налога зависит от нормативной денежной оценки, проводится с учетом коэффициента индексации. Также облагаются участки земли, оценку которых еще не проведено.

Земельный налог для участков земли, которым проведена оценка

  • не более 3% от нормативной денежной оценки;
  • для земель общего пользования — не более 1% от нормативной денежной оценки;
  • для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% от нормативной денежной оценки;
  • для лесных земель — не более 0,1% от нормативной денежной оценки.

Земельный налог для участков, оценка которых не проведена

  • за участки за пределами населенных пунктов — не более 5% от оценки по области;
  • для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 5% от оценки по области;
  • для лесных земель — не более 0,1% от оценки по области.

Сроки уплаты земельного налога в 2021 году установлены следующие:

  • граждане Украины — в течение 60 дней после получения налогового уведомления;
  • юридические лица — ежемесячно, в течение 30 календарных дней.

Земельный налог в 2021 году: когда и сколько платить

Законодательством установлены льготы при уплате земельного налога. От уплаты освобождаются следующие категории граждан Украины:

  • инвалиды I и II группы
  • физические лица, воспитывающие 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны и граждане, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
  • граждане Украины, которые пострадали в результате катастрофы на Чернобыльская АЭС.

Также ряд юридических лиц могут не платить земельный налог:

  • санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;
  • общественные организации инвалидов, предприятия и организации, основанные организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов;
  • спортивные базы по олимпийской и паралимпийской подготовки;
  • дошкольные и общеобразовательные учебные заведения, учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, соцзащиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет государственного и местных бюджетов;
  • государственные и коммунальные детские санаторно-курортные учреждения и учреждения оздоровления и отдыха, которые на балансе неприбыльных предприятий, учреждений и организаций.


Первая группа. Ставка единого налога (ЕН) составляет до 10% от размера прожитминимума для трудоспособного лица по состоянию на 1 января. В 2021 г. налог вырастет с 210 до 227 грн. Однако до 31 мая 2021 г. ФОПов первой группы освободили от его уплаты.

Вторая группа. Ставка налога привязана к размеру минималки по состоянию на 1 января и составляет 20% от ее размера. В 2021 г. минималка составит 6000 грн. Значит единый налог для второй группы — 1 200 грн в месяц.

Срок уплаты ЕН для первой и второй групп — до 20 числа текущего месяца авансом (например, за январь в январе). Если крайний срок выпадает на праздничный или выходной день, заплатить нужно в последний будний день накануне.

Сроки уплаты ЕН для второй группы ФОП в 2021 г., а для первой группы календарь будет актуален с июня:

  • январь — 20.01;
  • февраль — 19.02;
  • март — 19.03;
  • апрель — 20.04;
  • май — 20.05;
  • июнь — 18.06;
  • июль — 20.07;
  • август — 20.08;
  • сентябрь — 20.09;
  • октябрь — 20.10;
  • ноябрь — 19.11;
  • декабрь — 20.12.

В течение 60 дней после окончания года нужно подать отчет по единому налогу. В том случае, если срок выпадает на праздник или выходной, то день подачи – следующий рабочий. В 2021 г. предстоит подать отчет за 2020 год, а срок – до 1 марта 2021 г.

Третья группа. Ставка налога зависит от дохода, а не уровня минималки или прожитминимума. Если ФОП платит НДС, то ставка налога — 3% дохода плюс НДС. Если не платит НДС, то 5% дохода.

По ЕН ФОПам этой группы нужно отчитываться максимум через 40 дней после окончания квартала. Если крайний срок выпадает на праздник или выходной, то в следующий рабочий день. Платить ЕН тоже нужно ежеквартально: не позже, чем через 10 дней после подачи декларации. Если крайний срок выпадает на выходной или праздник, то в рабочий день накануне.

За четвертый квартал 2020 года подать отчет нужно до 9 февраля, а заплатить — до 19 февраля 2021 г.

Крайние сроки отчетов и уплаты ЕН в 2021 г. для третьей группы ФОП:

  • I квартал — отчет: 11 мая, уплата: 21 мая;
  • II квартал — отчет: 10 августа, уплата: 20 августа;
  • III квартал — отчет: 10 ноября, уплата: 19 ноября;
  • IV квартал — отчет: 10 февраля 2022 г., уплата: 18 февраля 2022 г.

Физлица-предприниматели, вне зависимости от доходов, уплачивают Единый социальный взнос. Для ФОПов первой группы до конца мая 2021 г. не только по ЕН, но и по ЕСВ предусмотрены каникулы. Также напомним, что от отчетов и уплаты полностью освобождены ФОПы, которые относятся к лицам с инвалидностью или являются пенсионерами.

Ставка минимального взноса — 22% от минимальной зарплаты. После роста минималки до 6 тыс. с 1 января 2021 г., налог увеличится до 1320 грн. Когда минималка вырастет до 6,5 тыс. грн, то ставка составит 1430 грн.

Ежеквартальная уплата — до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Значит в 2021 г. крайние квартальные сроки уплаты ЕСВ:

  • 20 апреля — I квартал;
  • 20 июля — II квартал;
  • 20 октября — III квартал;
  • 20 января 2022 г. — IV квартал.

Отчет по ЕСВ подают ежегодно, через 40 дней после окончания последнего квартала, до 10 февраля. Отчет за 2020 г. – 9 февраля 2021 г.

Важно

С 1 января, после повышения минималки, по-новому будут рассчитывать лимит по доходам ФОПов. Для первой группы – 167 минималок (1 млн грн), второй группы – 834 минималки (5 млн грн), третьей группы – 1167 минималок (7 млн грн). От значений по состоянию на 2020 г. они пока что не отличаются, но вырастут в 2022 году.

Наемные сотрудники и физлица, которые в течение года получали доходы от налоговых агентов, декларацию не заполняют.

Физлица оформляют ее в том случае, если:

  • ведут самостоятельную профессиональную деятельность;
  • получают доход от неналоговых агентов (от частных лиц), аренды, субаренды, лизинга, инвестиционных и иностранных активов;
  • получили наследство. Однако заполнять декларацию не нужно, если объект наследства облагается налогом на доходы по ставке 0%. Это касается наследства родственникам первой и второй степени родства, лицам с инвалидностью I группы, ребенку-сироте или лишенному опеки. Также декларировать наследство не придется, если наследник заплатит за него НДФЛ до нотариального оформления;
  • собираются выезжать на ПМЖ в другую страну;
  • рассчитывают на налоговую скидку;
  • ведут предпринимательскую деятельность на общей системе налогообложения;
  • получают доход от продажи сельхозпродукции с участка земли более 2 га.

Срок подачи декларации для физлиц в 2021 г. – до 1 мая (если человек выезжает на ПМЖ — то за 60 дней до отъезда). В 2021 г. налоговую декларацию заполняют за 2020 г.

В 2020 г. в связи с карантином был перенос даты на 1 июля. Но пока что соответствующие поправки на 2021 год в парламенте не согласовывали.

  • Новости
  • Новости Славянска
  • Новости региона
  • Новости Украины
  • Статьи
  • Интервью
  • Блоги
  • Видео
  • Донбасс европейский
  • О нас

Органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают ставки платы за землю и льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории.

Соответствующии решения должны быть обнародованы и, как правило, быть доступными онлайн – на сайтах соответствующих органов или на сайте Государственной фискальной службы Украины. Однако полный текст решения Киевского городского совета от 23 июня 2011 года № 242/5629 «Об установлении местных налогов и сборов в г. Киеве» со всеми изменениями и дополнениями недоступен на сайте КГС!

  1. Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения), устанавливается в размере не более 3% от их нормативной денежной оценки, для земель общего пользования – не более 1% от их нормативной денежной оценки, а для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3% и не более 1% от их нормативной денежной оценки, а для лесных земель – не более 0,1% от их нормативной денежной оценки.
  2. Ставка налога встановлюетьcя в размере нe более 12% иx нормативной денежной оценки зa земельные участки, которые находятся в постоянном пользовании Субъектам хозяйствования (кроме государственной тa коммунальной форм собственности).
  3. Ставки земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, устанавливаются:
  • за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов или в пределах населенных пунктов, в размере не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области,
  • для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3% и не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни,
  • для лесных земель – не более 0,1% от нормативной денежной оценки площади пашни.

На 2020 год в Киеве существенно снижены ставки земельного налога на приусадебные и садовые участки – до 0,3% от их нормативной оценки, и на участки для дачного строительства – до 0,1% их нормативной оценки. Указанные ставки утверждены Решением КГС от 23 июня 2011 года № 242/5629 «Об установлении местных налогов и сборов в г. Киеве».

Ранее (в 2019 году) ставка была 1%, следовательно в 2020 году ставка земельного налога на приусадебные, садовые и дачные участки в столице снизилась в 3-10 раз по сравнению с 2019 годом.

Так, согласно ст. 281 НКУ от уплаты земельного налога в 2019 году освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту)
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
  • физические лица, признанные законом лицами, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц, распространяется на земельные участки по каждому виду использования в пределах граничных норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства – в размере не более 2 гектара;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 гектара, в поселках – не более 0,15 гектара, в городах – не более 0,10 гектара;
  • для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 гектара;
  • для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 гектара;
  • для ведения садоводства – не более 0,12 гектара.

От уплаты налога освобождаются на период действия единого налога четвертой группы собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику единого налога четвертой группы.

Если физическое лицо, определенное в пункте 281.1 статьи 281 НКУ, имеет в собственности несколько земельных участков одного вида использования, то такое лицо до 1 мая текущего года подает письменное заявление в произвольной форме в контролирующий орган по месту нахождения земельного участка о самостоятельном избрании / смену земельного участки для применения льготы. Льгота начинает применяться к выбранной земельного участка с базового налогового (отчетного) периода, в котором подано такое заявление.

Органы местного самоуправления могут устанавливать и другие льготы.

Владельцы земли и землепользователи платят земельный налог со дня возникновения права собственности на земельный участок, а в случае прекращения права собственности или пользования земельный налог уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности в текущем году.

Земельный налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения. Физическими лицами в сельской и поселковой местности земельный налог может уплачиваться через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, по квитанции о приеме налоговых платежей.

Базовым налоговым (отчетным) периодом для уплаты земельного налога является календарный год, начинающийся 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (для вновь созданных предприятий и организаций, а также в связи с приобретением права собственности и / или пользования на новые земельные участки может быть меньше 12 месяцев).

В случае, если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных НКУ, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:

  • при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, – в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;
  • при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, – в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.

Физические лица освобождаются от ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом за несвоевременную уплату налогового обязательства, в случае если контролирующий орган не направил (Не вручил) налоговое (налоговые) уведомления-решения в установленные сроки (ст. 287 НКУ).

Декларация состоит из шапки и трех разделов. Для отчетности по земналогу следует верно заполнить шапку декларации, а также разд. І и ІІІ.

Шапку декларации заполнить просто. Так как там в основном указываются всем известные данные, а именно реквизиты плательщика и налогового органа, в который подается декларация, а также код КОАТУУ территории, на которой размещены земли, за которые начисляется земналог.

Из особенностей заполнения выделим только правила заполнения стр. 1 шапки, а именно:

— в поле «Порядковий номер за рік за видом декларації» следует указать номер, который равен последовательно нарастающему числу поданных соответствующих деклараций. Декларации с отметкой «земельний податок» нумеруются отдельно от деклараций с отметкой «орендна плата» и отдельно проводится нумерация по типу деклараций («Звітна», «Нова звітна», «Уточнююча»);

— отчитываясь по земналогу, отметку «Х» следует указать напротив того вида платы за землю (в нашем случае — «земельный налог»), по которому подаете декларацию, а также в поле 01 «Звітна», поскольку подаем отчетную декларацию;

— указываете в поле «за 20__ рік» период, за который подаете декларацию. Если подаете годовую декларацию, то вам следует заполнить только это поле. Если же вы избрали вариант с ежемесячной отчетностью, то, кроме этого поля, вам следует заполнить и поле «за __ місяць». В этом поле следует указать номер месяца, за который отчитываетесь. Порядковый номер месяца проставляется арабскими цифрами (для чисел из одной цифры в первом поле проставляется «0»).

После заполнения шапки следует переходить к заполнению основной части декларации, а именно разд. І и ІІІ. Именно в этих разделах происходит начисление налоговых обязательств.

В разд. І декларации юрлицо начисляет налог по каждому отдельному земучастку. Правила заполнения разд. І для месячных и годовой декларации один и те же. Напомним их в таблице.

Порядок заполнения разд. І декларации по плате за землю

Номер колонки

Название колонки

Правила заполнения

2

Категорія земельних ділянок

Указывают четырехзначный код (формат XX.XX) относительно категории / целевого назначения земель. Этот код должен соответствовать информации, указанной в правоустанавливающих документах на земучасток или справке об НДО. Искать такие коды следует в Классификации земель

3-4

Документи, які засвідчують/ підтверджують право власності/ користування

Отражают информацию, взятую в правоустанавливающих документах на земучасток, а именно:

— в к. 3 указываете вид права собственности: 1 — собственность, 2 — постоянное пользование;

— в к. 4 указываете серию и номер документа, который подтверждает право собственности или пользования землей, то есть серию и номер госакта на землю или свидетельства о праве собственности

5-6

Державна реєстрація прав власності/ користування (у разі наявності)

Здесь указывают информацию о регистрации вещных прав на землю. Берут ее из Свидетельства о регистрации вещных прав на недвижимость,

В к. 5 указываете дату регистрации в формате: две цифры месяца, четыре цифры года.

Платить налог за земельный участок в Украине должны все собственники. В этот список входят лица, имеющие участки паи, и арендующие землю. Законодательством предусмотрены исключения, согласно которым украинцы освобождаются от налогообложения. Об этом будет дальше.

При аренде земельного участка арендатор платит собственнику арендную плату, а уже собственник уплачивает земельный налог (если земельный участок является собственностью лица).

При аренде государственной или коммунальной земли, арендатор платит только арендную плату и не платит налог на землю, но при этом подает отчетность такую же, как и при уплате налога.

Размер аренды является договорным и прописывается сторонами в договоре. Однако налоговики предупреждают, арендная плата не может быть меньше налога на землю, установленного для земель такой категории.

Более подробно узнать о порядке заключения и договорные условия при заключении аренды можно узнать из тематических форумов, интернет-ресурсов и при ознакомлении с законодательными нововведениями.

Ставка налога на землю сельхозназначения также ограничивается рамками: не менее 0,3% и не более 1% от НГОЗ.

Если НГОЗ не проведена, тогда налог на землю рассчитывается исходя из площади участка. Речь идет об участках, размещенных вне населенных пунктов.

Ставка налога на землю на 2020 год для таких участков не может быть:

  • более 5% от НГОЗ по области;
  • для сельхозземель — не менее 0,3%;
  • не более 5% от НГОЗ соответствующей области.

Кроме пенсионеров от уплаты земельного налога освобождены семьи, в которых воспитываются трое и более несовершеннолетних детей, не достигших 18-летнего возраста, то есть для многодетных семей.

К другим льготникам по уплате земельного налога относятся:

  • инвалиды 1,2 гр.;
  • ветераны войны;

Освобождаются от налогообложения пользователи земли, которые передали свои участки в аренду сельхозпроизводителям, которые платят единый налог (четвертая группа).

Если предприятия и предприниматели обязаны самостоятельно исчислять размер земельного налога, то используется формула расчета земельного налога. Так же как и в случае с налогом на недвижимое имущество, налоговые органы обязаны направить налогоплательщику до 01.07. В таком решении должен быть указан размер налога и реквизиты для оплаты.

Такие письма из налоговой должны отправляться по месту прописки плательщика независимо от того, живет ли он по адресу или нет.

Если уведомление-решение не получено в связи с тем, что по месту прописки не проживаете, то от уплаты налога и дальнейшего начисления штрафов в случае несвоевременной оплаты это не освободит.

Узнать как рассчитать земельный налог, а также конечную сумму на землю можно путем обращения в налоговую службу с заявлением о сверке информации, во время которой уточняется площадь участка, наличие льгот, ставка и окончательная сумма налога.

Если между вашими данными и данными налоговой будут разногласия, то при наличии оригиналов документов, подтверждающих ваши данные (например, документов о наличии льгот), налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней сделать новый расчет. Обжаловать любые решения местной налоговой службы можно в высшую налоговую инстанцию или в суд.

Заплатить налог в новом году нужно в течение 60 дней с момента получения уведомления-решения.

Если же решение не получено из-за того, что налоговая его не выслала (а не из-за истечения срока хранения или вашего отказа в его получении), тогда обязанность уплачивать налог не возникает и никакие штрафы не начисляются. В других случаях предприниматели и частные лица будут привлечены к административной ответственности.

Размер налога на землю в 2021 году останется на уровне 2020 года. Общая денежная сумма зависит от места расположения участка и утвержденных ставок органов местного самоуправления.

В новом году останутся льготы для отдельных категорий украинцев, в которые входят и пенсионеры. Вместе с тем, льгота распространяется только на 1 земельный участок по одному целевому назначению в пределах установленных законом норм.

Физическим лицам (то есть не предпринимателям) не нужно самостоятельно высчитывать размер налога, за них это делает налоговая служба, отправляя плательщику письменное решение с расчетом налога. О налоге на землю 2021 для юридических лиц и нововведениях можно узнать обратившись в налоговую службу, расположенную по месту нахождения участка.

Сумма оплаты по земельному налогу рассчитывается исходя из:

  • Денежной оценки надела.
  • Категории.
  • Расположения на карте.

Коэффициент земельного налога в Украине устанавливается от нормативной стоимости участка:

  • 1-3% – для земель общего назначения.
  • 0,3-1% – сельскохозяйственные наделы.

Важно! Владельцы участков, в собственности которых располагаются земли субъектов хозяйствования, помимо относящихся к коммунальным и государственным, должны оплачивать не более 12% от цены участка.

На сайтах в интернете пользователям предлагают удобный онлайн калькулятор который подскажет как рассчитать налог на землю в Украину в 2021 году.

Участки, расположенные за пределами населенных пунктов, не имеющие документального подтверждения нормативной оценке, облагаются налогом в размере 5 %.

Как рассчитать земельный налог для физических лиц в 2021 году, какие группы лиц обладают скидками? Льготы по налогообложению предлагаются следующим категориям физических лиц:

  • Жертвы аварии на ЧС.
  • Ветераны ВОВ.
  • Инвалиды 1,2 группы.
  • Многодетные родители.

Также не будет взыматься налог на землю в Украине для пенсионеров.

Для земель, находящихся в собственности юридических лиц, организаций, коммерческих компаний, государственных учреждений также государством предусмотрены льготы на налогообложение.

Освобождаются полностью от перечисления суммы налога, категории юридических лиц, к которым относятся оздоровительные, лечебные учреждения, санатории, общественные организации инвалидов и реабилитационные центры.

Относительно обществ инвалидов, стоит понимать, что льготы на налоги имею законные основания, если количество инвалидов не менее 50% в списках и фонд оплаты труда составит приблизительно 25% от общего количества расходов.

Если в контролирующие органы будут поданы неправдивые данные или нарушены требования сумма налога будет проиндексирована и назначен штраф.

Также льготы будут предоставлены следующим группам лиц:

  1. Учреждения олимпийской подготовки, параолимпийских резервов, физической культуры и спорта.
  2. Школы, дошкольные базы обучения, интернаты.
  3. Заведения культуры и науки.
  4. Объекты здравоохранения и соцзащиты.
  5. Государственные санаторно-курортные, оздоровительные детские учреждения.

Данные учреждения содержатся за счет местных и общегосударственных средств.

Ставки земельного налога на 2021 год

Если налог на землю будет уплачен не вовремя или вовсе не оплачен, государством согласно действующего закона будет назначен штраф. В таком случае физические лица вынуждены будут заплатить:

Если оплата задержана на 30 суток – 10% от суммы долга.

Задержка более 30 суток приведет к штрафу в 20% от стоимости долга. Также наложена пеня в размере 120% ставки за 1 сутки просрочки.

Минимальный ЕСВ для этой категории «упрощенцев» составляет 22% минимальной заработной платы. Соответственно, предприниматели на первой группе в этом году должны платить так:
с 1 января — 1320 грн (6000 грн х 22: 100 = 1320 грн);
с 1 декабря — 1430 грн (6500 грн х 22: 100 = 1430 грн).

Размер единого налога для этой группы устанавливают местные власти, но не выше 10% прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января. Соответственно, в этом году максимальная ставка единого налога составит
— 227 грн в месяц.

Минимальный ЕСВ — 22% зарплатной минималки. Соответственно, платить нужно:
с 1 января — 1320 грн (6000 грн х 22: 100 = 1320 грн);
с 1 декабря — 1430 грн (6500 грн х 22: 100 = 1430 грн).

Размер единого налога для этой группы устанавливают местные власти, но не выше 20% минимальной зарплаты, установленной на 1 января.

Максимальная ставка единого налога составит 1200 грн в месяц.

С 1 января наемные работники не могут получать зарплату меньше 6000 грн. А с 1 декабря работодателям придется поднять зарплату персоналу минимум до 6500 грн. С зарплаты необходимо удержать налог с доходов физлиц (НДФЛ — 18%) и военный сбор (ВС- 1,5%).

С 1 января расчет налогов выглядит так:

Ставка — 6000 грн
НДФЛ — 6000×18% = 1080 грн
ВС — 6000×1,5% = 90 грн
ЕСВ — 6000×22% = 1320 грн
Удержание: 1170 грн (НДФЛ + ВС)

То есть расходы на одного работника составят: ставка 6000 грн (из них НДФЛ (1080 грн) + военный сбор (90 грн)) + ЕСВ 1320 грн = 7320 грн
«На руки» работник получит 4830 грн/месяц, поскольку НДФЛ и ВС удерживаются из его ставки, а работодатель вносит ЕСВ.

Как рассчитать налог на землю в 2021 году в Украине?

С плательщиками налога мы уже разобрались: ими являются собственники земли, а также землепользователи (как физические, так и юридические лица).

Объектами налогообложения являются:

  • земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании плательщиков;
  • земельные паи.

Размер налога может определяться исходя либо из нормативной денежной оценки земельного участка (с учетом коэффициента индексации) либо исходя из площади участка, если его нормативная денежная оценка не была проведена.

Ставки земельного налога зависят не только от наличия от денежной оценки, но и от категории земель, а также их местонахождения.

Ставка земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения)

Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере не более 3 процентов от их нормативной денежной оценки, для земель общего пользования — не более 1 процента от их нормативной денежной оценки, а для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3 процента и не более 1 процента от их нормативной денежной оценки.

Ставка налога устанавливается в размере не более 12 процентов от нормативной денежной оценки земельных участков, находящихся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности).

Ставки земельного налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

Ставка налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, устанавливается в размере не более 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, а для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3 процента и не более 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

Льготы по оплате налога установлены как для некоторых категорий физических, так и юридических лиц, а также некоторых видов земель.

Освобождаются от платы за землю такие физические лица:

  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • лица, воспитывающие 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны;
  • пострадавшие вследствие чернобыльской катастрофы;

Такое освобождение от уплаты налога распространяется только на 1 земельный участок по каждому виду использования в пределах граничных норм:

  • для ведения личного сельского хозяйства — не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений: в селах — не более 0,25 га; в поселках — не более 0,15 га, в городах- не более 0,1 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,1 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

От уплаты налога освобождаются на период действия единого налога 4 группы собственники земельных участков, земельных паев и землепользователи при условии передачи участка или пая в аренду плательщику единого налога 4 группы.

Если физическое лицо имеет в собственности несколько земельных участков одного вида использования, то такое лицо до 1 мая текущего года подает письменное заявление в произвольной форме в контролирующий орган по месту нахождения земельного участка о самостоятельном избрании / смене земельного участка для применения льготы. Льгота начинает применяться к выбранному земельному участку с базового налогового (отчетного) периода, в котором подано такое заявление.

Юридические лица, которые освобождаются от уплаты налога:

  • санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;
  • общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, которые основаны общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являются их полной собственностью, где в течение предыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднесписочной численности штатных работников списочного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 процентов суммы общих расходов на оплату труда.

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, предоставляемой уполномоченным органом в соответствии с Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

В случае нарушения требований этой нормы указанные общественные организации инвалидов, их предприятия и организации обязаны уплатить суммы налога за соответствующий период, проиндексированные с учетом инфляции, а также штрафные санкции согласно законодательству;

  • базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины.
  • дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от формы собственности и источников финансирования, учреждения культуры, науки (кроме национальных и государственных дендрологических парков), образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов.
  • государственные и коммунальные детские санаторно-курортные учреждения и учреждения оздоровления и отдыха, а также детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины, которые находятся на балансе предприятий, учреждений и организаций, которые являются неприбыльными и внесены контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. В случае исключения таких предприятий, учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций декларация представляется налогоплательщиком в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций;
  • государственные и коммунальные центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, центры физического здоровья населения, центры по развитию физической культуры и спорта инвалидов, детско-юношеские спортивные школы, а также центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, детско-юношеские спортивные школы и спортивные сооружения всеукраинских физкультурно-спортивных обществ, их местных ячеек и обособленных подразделений, которые являются неприбыльными и включены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, за земельные участки, на которых размещены их спортивные сооружения. В случае исключения таких учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций, декларация представляется налогоплательщиком в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в сфере строительства ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца, а также по запросу соответствующего контролирующего органа по местонахождению земельного участка подают информацию , необходимую для исчисления и взимания платы за землю, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Плательщики платы за землю – юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При подаче первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

Плательщик платы за землю имеет право подавать ежемесячно отчетную налоговую декларацию, что освобождает его от обязанности представления налоговой декларации не позднее 20 февраля текущего года, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

По вновь отведенным земельным участкам или по вновь заключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

В случае изменения в течение года объекта и / или базы плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения.

Начисление физическим лицам сумм налога производится контролирующими органами (по месту нахождения земельного участка), которые присылают (вручают) плательщику по месту его регистрации до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога.

В случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника — юридического или физического лица к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим собственником за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором прекратилось право собственности на указанный земельный участок, а новым владельцем — начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности.

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Физическими лицами в сельской и поселковой местности земельный налог может уплачиваться через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, по квитанции о приеме налоговых платежей.

В случае если контролирующий орган не направил (не вручил) налоговое уведомление-решение в срок, физические лица освобождаются от ответственности, предусмотренной за несвоевременную уплату налогового обязательства. Налоговое обязательство по этому налогу может быть начислено за налоговые (отчетные) периоды (годы) в пределах сроков исковой давности.

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

ЕСВ и единый налог-2021: расчеты для ФОПов

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

  • Налоговая декларация

  • Туристический сбор

  • Налог на недвижимость

  • Подоходный налог

Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев), а также землепользователи, а арендной платы — арендаторы земельных участков.

Собственники земельных участков — юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые согласно закону приобрели право собственности на землю в Украине, а также территориальные общины и государство относительно земель коммунальной и государственной собственности (пп. 14.1.34 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Землепользователями являются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (пп.14.1.73 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Право собственности на землю — это право владения, пользования и распоряжения земельными участками.

Право пользования землей — это право владения и пользования земельным участком. Право пользования землей включает право постоянного пользования земельным участком и право аренды земельного участка.

Право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности. Арендодателями земельных участков являются собственники земельных участков, участков, расположенных в пределах населенных пунктов, — соответствующие сельские, поселковые и городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти.

Отличие землепользователя от собственника земельного участка состоит в самой сущности права собственности как такового. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, а землепользователь — только владеть и пользоваться. Распоряжение присуще только собственнику земельного участка.

Следовательно, собственники земельных участков и землепользователи, которым земельные участки предоставлены в постоянное пользование, являются плательщиками земельного налога, а арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственностиплательщиками арендной платы за землю.

Объектом налогообложения платы за землю является земельный участок (часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, целевым (хозяйственным) назначением и с определенными относительно него правами), а также земельная доля (пай), находящаяся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.

Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, а в случае, если такая оценка не проведена, — площадь земельных участков.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, осуществляющий управление в сфере оценки земель, ежегодно рассчитывает величину коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель за предыдущий год по индексу потребительских цен и до 15 января текущего года информирует о такой индексации как сосбственников и землепользователей, так и центральный орган государственной налоговой службы.

Налог на землю в 2021 году для юридических лиц

Налоговым кодексом сохранен важный концептуальный принцип относительно установления ставок земельного налога в процентах нормативной денежной оценки земельного участка, являющейся капитализированным рентным доходом по земельному участку и таким образом обеспечивающей рентную суть платы за землю. Ставки земельного налога — это законодательно определенный годовой размер платы за единицу площади налогооблагаемого земельного участка (пп. 14.1.240 п. 14.1 ст.14 Налогового кодекса).

Для сельскохозяйственных угодий ставки земельного налога не изменились и, как и раньше, установлены в процентах нормативной денежной оценки отдельного вида сельскохозяйственных угодий: для пашни, сенокосных угодий, пастбищ — 0,1%, для многолетних насаждений — 0,03% (ст. 272 Кодекса).

Определена единая ставка для земельных участков, денежная оценка которых проведена, независимо от их местонахождения (в пределах либо за пределами населенных пунктов) — 1% нормативной денежной оценки, за исключением:

  • сельскохозяйственных угодий;
  • земельных участков, предоставленных на землях лесохозяйственного назначения независимо от их местонахождения (ст. 273 Налогового кодекса);
  • земельных участков, определенных ст. 276 этого Кодекса, для которых установлены особенности применения ставок налога;
  • земельных участков, предоставленных предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны за пределами населенных пунктов, для которых ставка налога установлена ст. 278 Налогового кодекса в процентах.

Размер ставок земельного налога для земельных участков в пределах населенных пунктов, где не проведена нормативная денежная оценка, в абсолютных величинах не изменился. Если раньше в этом случае коэффициент индексации ставок налога ежегодно устанавливался Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год и в 2010 г. составлял 3,2, то в Налоговом кодексе увеличилась величина ставок налога на такой коэффициент.

При этом Заключительными положениями вышеуказанного Кодекса установлена норма по ежегодному внесению до 1 июня Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины проекта закона о внесении изменений в Кодекс относительно ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом соответствующих индексов. Это касается и налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Дифференциация и утверждение ставок земельного налога соответствующими сельскими, поселковыми и городскими советами за земельные участки в пределах населенных пунктов, где не проведена нормативная денежная оценка, до 01.01.2011 г. предусматривались не более чем в два раза, а с 01.01.2011 г. — не более трехкратного размера.

По отдельно установленным ставкам облагаются налогом земельные участки садоводческих товариществ в зависимости от места расположения земельных участков, то есть в пределах и за пределами населенных пунктов.

По ставке 25% исчисленного земельного налога облагаются налогом земельные участки, предоставленные железным дорогам, — под полосой отвода железных дорог и горнодобывающим предприятиям — для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых; для размещения объектов энергетики, вырабатывающих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии.

Ставка земельного налога для земельных участков, переданных в собственность и предоставленных в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, расположенных за пределами населенных пунктов и по которым не проведена нормативная денежная оценка, составляет 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым и областях.

Произошли изменения в налогообложении земельных участков, предоставленных предприятиям промышленности за пределами населенных пунктов. Если за земельные участки, предоставленные промышленным предприятиям за пределами населенных пунктов, налог рассчитывался по ставке 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области, то с 01.01.2011 г. за земельные участки, предоставленные для таких предприятий и занятые землями временной консервации (деградированные земли), ставка уменьшилась и составляет только 0,03%.

Как и раньше, за земли сельскохозяйственных угодий, находящиеся во временной консервации, земельный налог не уплачивается.

Следует отметить, что Налоговым кодексом вводится отдельный порядок налогообложения земельных участков при осуществлении операций с недвижимым имуществом.

Так, с 01.01.2011 г. субъекты хозяйствования, получившие право собственности на здания, сооружения (их часть), а также на нежилые помещения (их части) в многоквартирном жилом доме, уплачивают земельный налог с учетом придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Налоговый кодекс содержит новые признаки льготного обложения земельным налогом.

Согласно части второй ст. 30 этого Кодекса основанием для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

Кроме предусмотренных ст. 282 Кодекса налоговых льгот по уплате земельного налога для юридических лиц, следует учитывать льготы, определенные Переходными положениями.

Так, освобождены от земельного налога, в частности, следующие юридические лица:

дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от форм собственности и источников финансирования;

детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины независимо от их подчиненности, в том числе детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины, находящиеся на балансе предприятий, учреждений и организаций;

религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности;

благотворительные организации, деятельность которых не предусматривает получение прибыли;

специализированные санатории Украины для реабилитации, лечения и оздоровления больных, полностью содержащихся за счет средств государственного или местных бюджетов;

общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, учрежденные общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являющиеся их полной собственностью при условии соблюдения соответствующих условий, определенных пп. 282.1.7 п. 282.1 ст. 282 Налогового кодекса.

Детализированы земельные участки дорожных хозяйств автомобильных дорог общего пользования, за которые не уплачивается земельный налог.

Особенностью применения льготного налогообложения является то, что Верховная Рада АР Крым, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по земельному налогу, уплачиваемому на соответствующей территории в виде частичного освобождения на определенный срок, уменьшения суммы земельного налога только за счет средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.

Установлено, что органы местного самоуправления до 1 февраля текущего года представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка данные о предоставленных льготах по уплате земельного налога юридическим и/или физическим лицам. Новые изменения в части указанной информации представляются до 1 числа первого месяца квартала, наступающего за отчетным кварталом, в котором произошли такие изменения.

В соответствии со ст. 59 Закона о местном самоуправлении совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и другие акты в форме решений. Решения совета нормативно-правового характера вступают в силу с момента их обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.

Следовательно, органы местного самоуправления предоставляют льготы по земельному налогу путем принятия соответствующих решений и уведомляют об этом в установленный срок органы государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка.

Согласно ст. 284 Налогового кодекса при возникновении права на льготу у плательщика в течение года он освобождается от уплаты налога, начиная с месяца, наступающего за месяцем, в котором возникло это право. В случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, наступающего за месяцем, в котором утрачено это право.

Кодексом установлено: если плательщик земельного налога пользуется льготами по этому налогу, предоставляет в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, то земельный налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.

Здесь целесообразно напомнить, что согласно части первой ст. 792 Гражданского кодекса по договору найма (аренды) земельного участка наймодатель обязуется передать нанимателю земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату. Земельный участок может передаваться в наем вместе с насаждениями, зданиями, сооружениями, водоемами, находящимися на нем, или без них.

В соответствии с положениями ст. 796 Гражданского кодекса одновременно с правом найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) нанимателю предоставляется право пользования земельным участком, на котором они находятся, а также земельным участком, прилегающим к зданию или сооружению, в размере, необходимом для достижения цели найма. Плата, взимаемая с нанимателя здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), состоит из платы за пользование им и платы за пользование земельным участком (ст. 797 Гражданского кодекса).

Право на налоговую льготу по земельному налогу не может быть передано другому субъекту.

Порядок представления отчетности по плате за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) субъектами хозяйствования остался прежним, за исключением следующего.

Плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога и до 1 февраля текущего года представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по установленной форме с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. При этом представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций.

Налоговым кодексом предусмотрена норма относительно возможности представления плательщиками платы за землю налоговой декларации ежемесячно, но это не освобождает их от обязанности представления налоговой декларации до 1 февраля текущего года. Такие декларации подаются в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным.

Плательщик самостоятельно избирает, какую отчетность по плате за землю представлять в налоговые органы: на соответствующий год — до 1 февраля текущего года или ежемесячно — в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным. Заметим, что плательщикам целесообразно представлять одну годовую декларацию, ведь объект налогообложения, как правило, в течение года не изменяется. Однако выбор остается за плательщиком.

Как установлено Налоговым кодексом, при представлении первой декларации вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. Такая справка подается также при утверждении новой нормативной денежной оценки земли.

За новоотведенные земельные участки или по новозаключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю представляет налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным.

Налоговым кодексом введена новая норма по предоставлению соответствующими органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по запросу соответствующего органа государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка информации, необходимой для исчисления и взимания платы за землю, поскольку основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который в свою очередь ведется уполномоченным органом исполнительной власти по земельным ресурсам.

Что касается сроков уплаты платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности), то налоговое обязательство, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Таким же образом уплачивается налоговое обязательство по плате за землю, определенное в новой отчетной налоговой декларации, в том числе за новоотведенные земельные участки.

Налоговый кодекс определяет и другие особенности в налогообложении земель, в частности, лесохозяйственного назначения, несельскохозяйственных угодий, занятых хозяйственными зданиями (сооружениями), которые будут освещены в следующих номерах «Вестника».

Для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.

В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса. Передавать такую информацию следует по специально разработанной форме, скачать которую можно здесь.

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.

Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.

Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.

Начиная рассмотрение РІРѕРїСЂРѕСЃР°, сразу РѕРіРѕРІРѕСЂРёРј, что речь пойдет Рѕ плате Р·Р° землю. Так называется обязательный платеж СЃ владельцев Рё пользователей земельных участков РІ соответствии Налоговым кодексом Украины (далее – РќРљРЈ). Аналогичный платеж устанавливал закон Украины «Рћ плате Р·Р° землю». РќРѕ РЅР° сегодняшний день Рѕ нем говорить РЅРµ приходится, поскольку закон утратил силу СЃРѕ РґРЅСЏ вступления РІ силу РќРљРЈ. Р’ разговорной речи термины «РЅР°Р»РѕРі РЅР° землю» Рё «Р·РµРјРµР»СЊРЅС‹Р№ налог» зачастую используют как СЃРёРЅРѕРЅРёРјС‹ платы Р·Р° землю, хотя РґРµ-СЋСЂРµ РѕРЅРё имею более СѓР·РєРѕРµ значение.

Итак, плата за землю является частью местного (ранее был общегосударственным) налога на имущество и взимается в двух формах:

  • земельный налог — налог, который взимается СЃ владельцев земельных участков Рё земельных долей (паев) Рё постоянных землепользователей
  • арендная плата Р·Р° пользование земельными участками, находящимися РІ коммунальной или государственной собственности. Арендная плата Р·Р° земельные участки коммунальной Рё государственной собственности – это обязательный налог РЅР° землю, который осуществляют арендаторы Р·Р° пользование земельным участком.

Из содержания данной РЅРѕСЂРјС‹ становится понятным соотношение термино⠫плата Р·Р° землю» Рё «Р·РµРјРµР»СЊРЅС‹Р№ налог» как общего Рё частного.

С 2015 года налоговое законодательство в сфере уплаты экологического налога и земельного налога претерпело ряд новшеств, и хотя собственникам земли не так повезло как плательщикам сбора на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства, который упразднили, но все же следует выделить такие изменения:

— ликвидация значительного количества льгот для юрлиц

— увеличение ставки налога для земель РІРЅРµ территорий населенных пунктов

— уменьшение РїРѕСЂРѕРіР° роста потребительских цен РїСЂРё которой РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ индексация СЃСѓРјРј налога РЅР° прибыль

— реструктуризация налоговых ставок. Отныне Налогвый кодекс РЅРµ устанавливает размеров налога РІ денежном эквиваленте. Ставки устанавливаются исключительно местными советами.

В 2020 году кардинальных изменений в уплате земельного налога не предусмотрено, однако, стоит напомнить новшества 2018-19 годов:

1. Было снято ограничение для льготников на количество участков по каждому виду пользования (ранее льгота распространялась только на один участок по каждому виду).

2. Установлены льготы для горнодобывающих компаний Рё разработчики полезных ископаемых – ставка налога составляет 25% РѕС‚ СЃСѓРјРјС‹ налога.

3. Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправляла либо не вручала уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами. Т.е. если, к примеру, налоговая не уведомила плательщика об уплате налога за 2017 год, то в таком случае налог за 2017 год может быть насчитан в 2018-20 годах.

4. Уточнен минимальный размер государственной арендной платы, так размер аренды не может быть менее размера замельного налога в размере:

  • для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — РІ размере РЅРµ более 3% оценки, для земель общего пользования — РЅРµ более 1% оценки, для сельскохозяйственных СѓРіРѕРґРёР№ — РЅРµ менее 0,3% Рё РЅРµ более 1% оценки;
  • для земельных участков, нормативную оценку которых РЅРµ проведено, — РІ размере РЅРµ более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни РїРѕ Автономной Республике Крым или РїРѕ области, для сельскохозяйственных СѓРіРѕРґРёР№ – РЅРµ менее 0,3 процента Рё РЅРµ более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни РїРѕ Автономной Республике Крым или РїРѕ области;

Разделение труда — РІРѕС‚ главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, РјС‹ будет выполнять лишь функции контроля. Р’ пакете ПРЕМИУМ РјС‹ будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет РџР РћРЎРўРћР™ — платите РїРѕ-операционно. Плата Р·Р° бухуслуги зависит РѕС‚ активности вашей хоздеятельности РІ отчетном месяце.

Анна Кравченко

глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук

При рассмотрении вопроса о том, что такое налог на землю, стал очевидным субъектный состав плательщиков налога. Подытожим, что плату за землю осуществляют следующие физические и юридические лица, а также нерезиденты:

  • собственники земельных долей (паев);
  • собственники земельных участков;
  • арендаторы земельных участков госсобственности (РІ С‚.С‡. постоянные).

РћС‚ уплаты земельного налога освобождаются налогоплательщики-«РµРґРёРЅС‰РёРєРё» РїСЂРё условии, что земельный участок используется РІ предпринимательских целях.

Освобождаются от налога на землю:

  • сельхохугодья Р·РѕРЅ Р·РѕРЅ отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения Рё усиленного радиоэкологического контроля,
  • химически загрязненные сельхозугодия, РЅР° которые введены ограничения РїРѕ ведению сельского хозяйства;
  • сельхозугодия, находящихся РІРѕ временной консервации или РІ стадии освоения;
  • земли РіРѕСЃ сортоиспытательных станций Рё питомников, которые используются для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
  • земли дорожного хозяйства РґРѕСЂРѕРі общего пользования;
  • земли сельхозяйпредприятий всех форм собственности, занятые молодыми садами, ягодниками Рё виноградниками РґРѕ вступления РёС… РІ РїРѕСЂСѓ плодоношения, Р° также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями Рё рассадниками многолетних плодовых насаждений;
  • земли кладбищ, крематориев Рё колумбариев.
  • земли, РЅР° которых расположены дипломатические представительства.
  • земли, предоставленные для строительства Рё обслуживания культовых зданий

Объектом налогообложения предприятий и физлиц являются:

  • находящиеся РІ собственности или пользовании земельные участки;
  • находящиеся РІ собственности земельные доли (паи).

Базой налогообложения (т.е. стоимостной характеристикой объекта налогообложения) являются:

  • нормативная денежная оценка земельных участков СЃ учетом коэффициента индексации. РџСЂРё этом коффициент ежегодно расчитывается Госкомземом РїРѕ формуле Рљi = Р†:100, РіРґРµ Р† — это индекс потребительских цен Р·Р° прошлый РіРѕРґ.
  • площадь земельных участков (РїСЂРё отсутствии нормативной денежной оценке).

Ставка земельного налога устанавливается местными советами, но не может быть более:

  • Р·Р° земельные участки СЃ проведенной нормативной денежной оценкой налог РЅР° землю составляет РЅРµ более 3% (для сельскохозяйственных СѓРіРѕРґРёР№ РЅРµ более 1%)РѕС‚ РёС… нормативной денежной оценки, РєСЂРѕРјРµ некоторых категорий земель, Рѕ которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 20 тысяч гривен. Размер платежа РїРѕ налогу будет равен 600 РіСЂРЅ. (20 000 / 100% С… 3%).
  • Р·Р° земли сельскохозяйственных СѓРіРѕРґРёР№ — ставка налога РЅР° землю РЅРµ может устанавливаться более 1% РѕС‚ нормативной денежной оценки;
  • Р·Р° земли, находящиеся РІ постоянном пользовании предприятий — ставка налоге РЅРµ более 12% РѕС‚ нормативной денежной оценки;
  • Р·Р° земельные участки, находящиеся РІРЅРµ населенных пунктов Рё РЅРµ имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога РЅР° землю составляет РЅРµ более 5% РѕС‚ нормативной денежной оценки единицы площади пашни РїРѕ соответствующей области.

Отдельно РќРљРЈ устанавливает, что налог РЅР° землю лесного фонда оплачивается РІ составе рентной платы Р·Р° специспользование леса, Р° вслучае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог РЅР° землю платится РЅР° общих основаниях.

Основанием для начисления арендной платы выступает РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды земельного участка, РІ котором указываются размер Рё условия внесения платы. Следует обратить внимание РЅР° то, что РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды РІ данном случае РЅРѕСЃРёС‚ административный характер. Поскольку арендодателем выступает орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, то говорить Рѕ СЃРІРѕР±РѕРґРµ установления договорных условий РІ полной мере РЅРµ приходится. Закон «РћР± аренде земли» содержит РѕРіРѕРІРѕСЂРєСѓ Рѕ том, что СЃСЂРѕРєРё внесения арендной платы РїСЂРё передаче РІ аренду коммунальной или государственной земли определяются налоговым законодательством (СЃС‚. 21). РќРљРЈ устанавливает нижний Рё верхний пределы размера арендной платы Р·Р° землю. Так размер РіРѕРґРѕРІРѕР№ СЃСѓРјРјС‹ платежа устанавливается РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј аренды, однако, размер аренды РЅРµ может быть:

1. менее размера замельного налога в размере:

  • для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — РІ размере РЅРµ более 3% оценки, для земель общего пользования — РЅРµ более 1% оценки, для сельскохозяйственных СѓРіРѕРґРёР№ — РЅРµ менее 0,3% Рё РЅРµ более 1% оценки;
  • для земельных участков, нормативную оценку которых РЅРµ проведено, — РІ размере РЅРµ более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни РїРѕ Автономной Республике Крым или РїРѕ области, для сельскохозяйственных СѓРіРѕРґРёР№ – РЅРµ менее 0,3 процента Рё РЅРµ более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни РїРѕ Автономной Республике Крым или РїРѕ области «.

2. не должен превышать 12% от нормативной денежной оценки

Однако превышение размера арендной платы в любом случае допускается, если имеется несколько претендентов на получение земельного участка и арендатор определяется на конкурсной основе. Если договор аренды не запрещает передачу земли в субаренду, то вне зависимости от наличия прямого указания в договоре плата за субаренду не может превысить размера самой арендной платы. Следовательно, закон не позволяет получать доход от передачи в субаренду государственного или коммунального имущества (земли).

Из рассмотренного следует, что при определении размера земельного налога и арендной платы в качестве налоговой базы во многих случаях выступает нормативная денежная оценка земельных участков (ст. 289 НКУ). Она не остается неизменной из года в год, а корректируется в соответствии с коэффициентом индексации, полученным на основе индекса потребительских цен за прошлый год по состоянию на 1 января текущего года. Величину коэффициента индексации поручено рассчитывать центральному органу исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (Государственному агентству земельных ресурсов).

НКУ предусматривает льготы по уплате земельного налога и для физических, и для юридических лиц (ст.ст. 281, 282 НКУ).

От уплаты налога на землю освобождаются следующие физические лица:

  • инвалиды Р† Рё ІІ РіСЂСѓРїРї;
  • лица, имеющие РЅР° воспитании 3 Рё более детей РІ возрасте РґРѕ 18 лет;
  • пенсионеры РїРѕ возрасту;
  • ветераны РІРѕР№РЅС‹ Рё лица, РЅР° которых распространяется действие закона «Рћ статусе ветеранов РІРѕР№РЅС‹, гарантии РёС… социальной защиты»;
  • лица – пострадавшие вследствие аварии РЅР° Чернобыльской РђР­РЎ.
  • лица Рё землепользователи, передавшие земельные участки (паи) РІ аренду плательщикам единого налога 4-РѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹

Следует учесть, что лица освобождаются от уплаты налога только в отношении всех земельных участков по каждому виду использования в рамках граничных норм:

  • 2 РіР° – для ведения индивидуального сельского хозяйства;
  • 0,01 РіР° – для строительства личного гаража;
  • 0,12 РіР° – РґР» ведения садоводства Рё С‚.Рґ.

Указанные ограничения не относятся к лицам, передавшим землю в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы.

Освобождение РѕС‚ уплаты налога Р·Р° земельный участок РІ рамках РЅРѕСЂРј его площади – логичное Рё обоснованное решение законодателя. Р’Рѕ-первых, РЅРѕСЂРјС‹ установлены РІ пределах, необходимых для целевого использования земельных участков (например, для строительства гаража вполне достаточно 100 РєРІ.Рј земли). Р’Рѕ-вторых, установление РЅРѕСЂРј предотвращает злоупотребления СЃРѕ стороны налогоплательщиков. Р’ истории законодательства имеются примеры, РєРѕРіРґР° РёР·-Р·Р° пробелов освобождались РѕС‚ налогообложения объекты, которые активно использовали (РІ том числе, РІ предпринимательской деятельности) члены семьи льготника.

НКУ устанавливает льготы для юридических лиц определенных категорий:

  • санаторно-курортные, лечебные учреждения организаций инвалидов;
  • организации инвалидов, предприятия таких организаций, РїСЂРё условии пребываняи РІ штате РЅРµ менее 50% инвалидов Рё расходов РЅР° зарплату инвалидам РІ размере РЅРµ менее 25% РѕС‚ фонда оплаты труда.
  • базы олимпийской Рё паралимпийской подготовки

Как видим с 2015 года перечень льготников значительно сузился.

Ставка налога на землю в 2020 году зависит от того, проведена ли нормативная денежная оценка земельного участка. Нормативная денежная оценка земель, которые находятся в пределах населенных пунктов, проводится на основании решения органов местной власти и должна быть опубликована до 15 июля года, который предшествует отчетному году. В противном случае она в текущем году не применяется.

В любом случае ставка налога, которая устанавливается местными коммунальными органами, не может превышать 3% от нормативной денежной оценки, а для земельных участков, которые пребывают в постоянном пользовании — не больше 12%.

Ставка налога на землю сельхозназначения также ограничивается рамками: не меньше 0,3% и не больше 1% от нормативной денежной оценки.

Если нормативная денежная оценка не проведена, тогда налог на землю рассчитывается исходя из площади участка. Речь идёт об участках, размещенных вне населенных пунктов.

Ставка налога на землю на 2020 год для таких участков не может превышать 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области, а для земельных участков сельскохозяйственного назначения — не меньше 0,3% и не больше 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни соответствующей области.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]