Проблемы аудита в россии 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы аудита в россии 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Одним из условий, когда компания попадает под обязательный аудит является соблюдение одного из вышеперечисленных финансовых условий по итогам года, предшествующего отчетному году.

Ранее в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности в качестве одного из финансовых критериев указывалась выручка, а согласно поправкам, таким критерием стал доход, который фиксируется в налоговом учете. В расчет принимаются доходы по всем налоговым режимам.

Если компания не применяла спецрежимы, то доход можно посчитать так (письмо Минфина России от 30 января 2018 г. N 03-11-06/2/4870):

строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Для того, чтобы понять, нужен ли обязательный аудит отчетности за 2020 год, для расчета критерия необходимо взять данные декларации за 2019 год.

Чего ждать рынку аудита в 2020 и 2021 году?

Поправки, изменяющие критерии, вступили в силу с 1 января 2021 года, т.е. могут относиться к отчетности за 2020 год.

Но для их применения установлен «переходный период»: по договорам на проведение обязательного аудита отчетности за 2020 год и (или) более ранние периоды должна применяться старая редакция Закона об аудиторской деятельности, если аудиторы уже приступили к исполнению договора, т.е. начали проверку или провели этап проверки до 2021 года. В этом случае считается, что бухгалтерская отчетность СМП за 2020 год и (или) ранние периоды подлежит обязательному аудиту, если компания соответствует «старым» критериям, т.е. организации необходимо продолжить проверку и получить аудиторское заключение.

Мы уже рассказывали о том, какие последствия и выгоды может принести малому бизнесу отмена обязательного аудита.

И сейчас хотим напомнить: аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!

Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:

  • в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
  • бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
  • суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
  • можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.

Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?

Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, на системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.

Как видим, отказ от «обязаловки» — это новые возможности для действительно полезного аудита.

5.1. В случае изменения действующего законодательства РФ, внесения изменений внормативные документы по защите персональных данных настоящее Положение действует в части, не противоречащей действующему законодательству, до приведения его всоответствие с такими.

5.2. Условия настоящего Положения устанавливаются, изменяются и отменяются Оператором в одностороннем порядке без предварительного уведомления Пользователя. С момента размещения на Сайте новой редакции Положения предыдущая редакция считается утратившей свою силу. В случае существенного изменения условий настоящего Соглашения Оператор извещает об этом Пользователей путем размещения на Сайте соответствующего сообщения.

5.3. Если Пользователь не согласен с условиями настоящего Положения, то он должен немедленно удалить свой профиль с Сайта, в противном случае продолжение использования Пользователем Сайта означает, что Пользователь согласен с условиями настоящего Положения.

В Концепции декларируется укрепление обеспечивающего основу взаимоотношений аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц института аудиторской тайны, имея при этом в виду общественную значимость услуг, оказываемых этими субъектами.

Как вы понимаете, об аудиторской тайне можно просто забыть.

Кроме того, уточнят перечень случаев, в которых неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение 3 последовательных календарных лет не влечет аннулирование его квалификационного аттестата аудитора.

И наконец, провозглашается пересмотр программ повышения квалификации аудиторов в области оказания аудиторских услуг кредитным и не кредитным финансовым организациям, ориентация таких аудиторов в первую очередь на развитие компетенций и навыков, необходимых для оказания аудиторских услуг в финансовой сфере.

Произойдет передел рынка аудиторских услуг.

Многие, особенно мелкие, аудиторские фирмы просто исчезнут, а оставшиеся будут более тесно сотрудничать с государством.

При проведении аудиторской проверки в соответствии с международными стандартами предприятию будет сложнее получить безусловно положительное заключение по итогам проверки.

В случае вовлечения главных бухгалтеров в качестве членов саморегулируемой организации аудиторов, скорее всего, для них установят ответственность за сокрытие сведений по применению предприятием схем налоговой оптимизации.

Для тех, кто думает работать, государство дает время для исправления «ошибок» при ведении бизнеса, а для остальных, как говорится — кто не спрятался, я не виноват.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

от 18 января 2021 года N ИС-аудит-38

[О нововведениях в аудиторском законодательстве]


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р утверждена Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года. Она раскрывает цель, основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, механизмы, меры и действия по их реализации.

Основными задачами настоящего этапа развития аудиторской деятельности определены:

повышение качества аудиторских услуг;

повышение конкурентоспособности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;

укрепление престижа аудиторской профессии.

Приоритетными направлениями развития аудиторской деятельности на предстоящий период являются:

развитие рынка аудиторских услуг (уточнение предмета и сферы аудиторской деятельности, совершенствование практики оказания аудиторских услуг, др.);

совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности (совершенствование законодательства и процедур признания международных стандартов аудита, гармонизация законодательства государств-членов Евразийского экономического союза, др.);

консолидация аудиторской профессии (активизация участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности саморегулируемой организации аудиторов, внедрение в саморегулируемой организации аудиторов механизмов, обеспечивающих учет интересов и потребностей разных групп ее членов, развитие членской базы саморегулируемой организации аудиторов, др.);

повышение квалификации аудиторов (активное применение современных форм обучения, определение приоритетной тематики обучения аудиторов по программам повышения квалификации, др.);

совершенствование системы мониторинга аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней, а также практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности (развитие контроля внутри аудиторской профессии, а также независимого от аудиторского сообщества контроля (надзора), внедрение механизма профессионального суждения контролирующих органов по отдельным вопросам деятельности объекта проверки, др.);

повышение вовлеченности отечественного аудиторского сообщества в международное сотрудничество (взаимодействие с международными организациями и органами, устанавливающими международные стандарты аудита, обеспечение признания российской системы регулирования аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), сотрудничество саморегулируемой организации аудиторов с аналогичными ей зарубежными объединениями аудиторов, др.).

Реализация Концепции будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, разработки и издания соответствующих рекомендаций, осуществления организационных, образовательных, информационных мероприятий.


Приказом Минфина России от 13 ноября 2020 г. N 265н утверждена новая редакция Административного регламента по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов (ранее — Административный регламент, утвержденный приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 115н).

Основными новациями Административного регламента стали:

1) установление исчерпывающего перечня документов и (или) информации, которые Минфин России вправе истребовать у саморегулируемой организации аудиторов при проведении проверки;

2) уточнение прав и обязанностей должностных лиц Минфина России при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;

3) уточнение сроков отдельных административных действий при осуществлении государственного контроля (надзора);

4) уточнение оснований и критериев исполнения административных процедур (действий) при осуществлении государственного контроля (надзора).

Кроме того, Административный регламент приведен в соответствие с требованиями к разработке и утверждению административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 в отношении, в частности, структуры документа, последовательности изложения норм, содержательного наполнения их.

Приказ Минфина России вступил в силу 9 января 2021 г. Одновременно утратил силу приказ Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 115н.


Согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» годовая бухгалтерская отчетность саморегулируемых организаций подлежат аудиту. При этом Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» уточнялось, что такой аудит могла проводить лишь аудиторская организация, состоявшая членом другой саморегулирумой организации аудиторов.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ указанное специальное требование к аудитору годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов отменено с 10 января 2021 г.

Вопросы обеспечения независимости аудиторской организации, проводящей аудит бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов, решаются в соответствии с Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренными Советом по аудиторской деятельности.

    SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.

    SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.

    К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.

    SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.

    Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

    Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

    Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-37)

    1. Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ст. 88 закона «Об акционерных обществах»).
    2. Кредитная организация (ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности»).
    3. Страховая организация (ст. 29 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
    4. Общество взаимного страхования (ст. 22 закона «О взаимном страховании»).
    5. Клиринговая организация (ст. 5 закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»).
    6. Организатор торговли (ст. 5 закона «Об организованных торгах»).
    7. Негосударственный пенсионный фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
    8. Акционерный инвестиционный фонд (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
    9. Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
    10. Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
    • Аудит
    • Налоговый консалтинг
    • Судебные споры
    • Юридический консалтинг
    • Включение в реестр МСП

    191002, Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 15-17, оф. 103

    • Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

      Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

      Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

      На заметку

      С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

      Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

      Власти отменили обязательный аудит в 2021 году, но не для всех

      Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

      • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
      • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
      • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
      • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
      • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
      • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

      На заметку

      На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%[1].

      В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

      Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

      • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
      • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

      Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки[2]. Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

      Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

      Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

      Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

      Важно!

      29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

      Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

      Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

      При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

      • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
      • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
      • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
      • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

      Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

      Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

      «Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

      Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

      Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

      Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

      В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

      В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

      В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

      В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

      Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

      8 февраля

      Курс-погружение (вечерний): Концепция прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2»

      8 февраля

      Курс-погружение: Концепция прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2»

      8 февраля

      Курс-погружение (вечерний): Управление производством и ремонтами в «1С:ERP Управление предприятием 2»

      8 февраля

      Курс-погружение: Управление производством и ремонтами в «1С:ERP Управление предприятием 2»

      8 февраля

      Очный курс: Бюджетирование в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2»

      9 февраля 2021 Налоговый контроль 2021. Проверки. Споры.

      10 февраля 2021 VIII Ежегодная конференция «Электронные торговые площадки в России — 2020»

      • Бизнес

        • Банки

        • ИП

        • система Платон

      • Бухгалтерский учет и отчетность

        • ККТ

        • Бухгалтерская отчетность

        • КБК

      • Кадры

        • Выплаты персоналу

        • Больничный лист

        • Декретный отпуск

        • Отпуск

      • Налоги

        • УСН

        • ЕНВД

        • ПСН

        • НДС

        • Страховые взносы ФСС

        • НДФЛ

        • Страховые взносы ПФР

        • 6-НДФЛ

        • Проверки

      • Право

        • Штрафы

      Все рубрики

      Аудит / 10:35 23 июня 2020
      Малые предприятия освободят от обязательного аудита

      Аудит / 10:38 17 декабря 2020
      МСП не получат послаблений в части аудита

      13:19 23 октября 2014
      Без дохода нет взносов?

      ЕСХН / 10:57 24 ноября 2014
      Ряд депутатов попросили Совет Федерации отклонить законопроект о торговом сборе

      Аудит / 11:30 22 января 2021
      Минфин конкретизировал перечни аудируемых лиц

      Аудит / 10:02 21 января 2019
      Кто должен провести обязательный аудит бухотчетности за 2018 год

      Аудит / 11:26 16 января 2019
      Кого освободят от обязательного аудита

      УСН / 13:14 18 марта 2015, ЕНВД / 13:14 18 марта 2015
      Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект о специальных налоговых режимах

      Необходимость контроля за финансовой деятельностью была понятна людям еще в античные времена. Так, в Древнем Риме и Греции была налажена система контроля за расходами из казны, а также за крупными рабовладельцами и чиновниками высшего ранга.

      Сам термин «аудит» (от латинского audit — слушание) появился в XII веке в Великобритании, а первый закон, регулирующий деятельность аудиторов, был принят в 1285 году.

      Современный рынок аудита начал развиваться в той же Великобритании еще в 18-19 веках. Промышленный рост вызвал появление множества новых компаний, финансовую отчетность которых было необходимо проверять.

      В современной России необходимость в аудите возникла при переходе к рыночной экономике. На первом этапе здесь преобладали крупнейшие зарубежные компании, стремившиеся освоить новый перспективный рынок.

      Но во второй половине 90-х годов «на сцену» выходят и отечественные аудиторы. Таким образом, российский рынок аудита по сравнению с западным очень молод, его возраст — немногим более 20 лет.

      Первые отечественные аудиторские компании появились в двух столицах. Эта тенденция сохранилась и до сих пор. В Москве сосредоточено более 1/3 фирм (34-35% за последние несколько лет), еще около 9% находятся в Санкт-Петербурге. Таким образом, на все остальные регионы приходится немногим более половины аудиторских организаций.

      Кроме двух «столичных» федеральных округов, наибольшее количество аудиторов работает в Поволжье и Сибири.

      В первые годы своего развития рынок аудита в РФ рос весьма интенсивно. Если в 2001 году его объем оценивался примерно в 5,5 млрд руб., то к 2008 году суммарная выручка российских аудиторских компаний превысила 50 млрд руб., т.е. выросла более чем в 9 раз.

      Но после кризиса 2008 года началась стагнация и в дальнейшем статистика рынка аудита показывает, что ежегодные темпы роста не превышали 3-5%, т.е. «не дотягивали» даже до уровня инфляции.

      А в 2017 году рынок «упал» и в абсолютных показателях (до 55,4 млрд руб.), чего не наблюдалось с 2010 года. Снижение по сравнению с предыдущим периодом составило 2,9%, причем интересно то, что «виноваты» в этом лидеры рынка — компании «большой четверки». Без их учета показатели 2017 года даже незначительно выросли по сравнению с 2016 годом (на 0,6%).

      Минфин России рассказал о новациях в аудиторском законодательстве

      Описанное выше состояние рынка аудита связано не только с общими кризисными явлениями в российской и мировой экономике, но и с проблемами аудиторской деятельности в РФ.

      В первую очередь — это кадровый вопрос. Работа аудитора требует весьма высокой квалификации, а уровень дохода специалистов в последние годы оставляет желать лучшего.

      Важно!

      Заказчики аудиторских услуг зачастую выбирают компанию исключительно по ценовому критерию. Поэтому тем фирмам, которые хотят остаться на рынке, приходится демпинговать, а значит — они не имеют возможности платить своим сотрудникам достойное вознаграждение.

      Также многих начинающих специалистов отпугивает и сложность сдачи квалификационного экзамена.

      Кроме того, недостаточно разработана и методология аудиторской деятельности. На начальном этапе развития рынка ей не уделялось должного внимания, т.к. участники процесса были сосредоточены на создании и развитии новых компаний.

      Но сейчас, когда первичный этап роста завершен, необходимо уделять больше внимания концептуальным вопросам.

      УДК 657.6; 621.31

      И. С. Богданович

      СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ

      Рассматривается современное состояние российского рынка аудиторских услуг, приводятся статистические данные, анализируются проблемы аудита и предлагаются пути их решения.

      Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, проблема, перспектива, решение.

      В России осуществляется последовательное реформирование бухгалтерского учета и аудита, которое ориентировано на интеграцию с мировым финансовым рынком. В связи с повышением требований к качеству и надежности бухгалтерской финансовой отчетности возросла актуальность данного процесса.

      Рынок аудиторских услуг сравнительно молод и развивается разными темпами. По данным Министерства финансов РФ [3] по состоянию на 31.12.2014 г. имеют право осуществлять аудиторскую деятельность 5,3 тыс. аудиторов и аудиторских организаций, в том числе 4,8 тыс. аудиторских организаций и 0,18 тыс. индивидуальных аудиторов. За 2014 год общее количество субъектов аудиторской деятельности сократилось на 3,6 %, что связано с экономической ситуацией в России. С деятельности индивидуальных аудиторов частично сняты ограничения, однако, существенного влияния ее масштабы не оказывают существенного влияния.

      Большинство аудиторских организаций занимается аудиторской деятельностью пять и более лет (см. табл.1).

      Таблица 1

      Возрастная структура аудиторских организаций в 2014 году, % [3]

      Количество лет ведения аудиторской деятельности Доля в общем количестве аудиторских организаций, %

      2012 2013 2014

      Менее года 3,7 3,5 4,8

      1-2 года 11,0 7,2 6,8

      3-4 года 11,5 11,9 9,7

      5 и более лет 73,8 77,4 78,7

      Данная структура аудиторских организаций сохраняется достаточно долгое время.

      Субъектом аудиторской деятельности является аудитор. На протяжении нескольких лет наблюдается тенденция к снижению количества аудиторов, имеющих право осуществлять аудиторскую деятельность. За 2014 год количество аудиторов сократилось на 0,8 тыс. человек и составило 22,2 тыс. человек.

      Объем оказанных услуг за 2014 год составил 53,6 млрд руб., что на 1,9 млрд руб. больше, чем в 2013 году. Структура доходов аудиторских организаций представлена в табл. 2.

      Таблица 2

      Структура доходов аудиторских организаций (в %) [3]

      Показатели Всего по России Москва Са! Пете шт-рбург Другие регионы

      2013 2014 2013 2014 2013 2014 2013 2014

      Доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год х 52,5 53,6 51,5 36,8 39,5 52,3 52,5

      Доля доходов от оказания сопутствующих аудиту услуг в общих доходах за год х 5,9 10,2 5,0 2,7 6,4 8,7 5,9

      Доля доходов от оказания прочих услуг в общих доходах за год х 41,6 36,2 43,5 60,5 54,1 39,0 52,5

      В 2014 году доля 50 крупнейших по величине дохода аудиторских организаций в совокупном объеме оказанных услуг незначительно увеличилась и составила 43,3 %.

      Доля доходов от проведения аудита в совокупных доходах от проведения аудита всех аудиторских организаций осталась практически без изменений по сравнению с 2013 годом и составила 46,9 %.

      В 2014 году количество клиентов аудиторских организаций, отчетность которых проаудирована, незначительно снизилось и составило 67857. Как и в предыдущие годы, большинство клиентов (85,3 %) обратилось в аудиторские организации для проведения обязательного аудита, что на 2 % больше, чем в 2013 году. В то же время количество клиентов, обратившихся для проведения инициативного аудита, сократилось на 20 % и составило в 2014 году 14,7 % от общего количества клиентов.

      Изменения в российском законодательстве повлияли на аудиторские организации, но положительных изменений не произошло и многие аудиторские организации пострадали от нововведений.

      При принятии повышенных критериев аудита у мелких и средних фирм значительно уменьшилась клиентская база, т.к. государство повысило годовую выручку компаний, заверяющих отчетность у аудиторов для понижения нагрузки на бизнес.

      При переходе на единый аттестат представителям отрасли потребовалось пересдать экзамен, чтобы иметь право проверять различные секторы экономики. С этим справилась далеко не все аудиторы.

      Какие организации освободят от обязательного аудита в 2021 году

      Текущий кризис не первый и, к сожалению, вероятно, не последний, который переживает российский бизнес. Наша компания за годы работы оказывала поддержку клиентам в кризисные периоды уже трижды, однако текущий характеризуется еще и принципиальным изменением формата работы. Переход на дистанционный режим, непривычный и налагающий ряд серьезных ограничений для многих отраслей, стал своеобразным вызовом 2020 года.

      Мы с 2017 года активно внедряем дистанционные сервисы для работы с клиентами, совершенствуем систему контроля выполнения работ таким образом, что удаленный формат нисколько не сказывается на качестве. Однако ранее дистанционное обслуживание в большей степени касалось услуг бухгалтерского аутсорсинга, налогового и юридического консалтинга, некоторых направлений управленческого и финансового консультирования, но практически не затрагивало аудит.

      Вынужденный переход на удаленный формат работы стимулировал цифровизацию аудиторских процедур. Современные средства связи и передачи данных, использование ЭЦП и ЭДО, показали свою эффективности в условиях самоизоляции. В то время как до настоящего времени дистанционный аудит предлагали лишь компании, которые готовы были предоставить аудиторское заключение без надлежащей проверки подлинности скан-копий документов, наличия указанных в них активов.

      В сложившейся ситуации мы серьезно пересмотрели свое отношение к дистанционному аудиту: грамотное построение системы электронного документооборота, онлайн видеосвязь, устройство защищенных облачных хранилищ, организация авторизованного доступа – все это позволяет существенно сократить затраты и сроки проведения очной аудиторской проверки.

      Безусловно, в силу глобального тренда к цифровизации, компании, которые смогут внедрить и усовершенствовать в дальнейшем автоматизированные аспекты работы получат конкурентное преимущество.

      Однако бизнес в сфере аудита не сможет отказаться от личных коммуникаций и полностью перейти на удаленную работу. Ведь основной задачей любой аудиторской проверки является удостоверение подлинности документов, достоверности представленных данных, которое пока нельзя провести дистанционно. Вместе с тем, вероятно, часть аудиторских процедур будет теперь осуществляться в дистанционном и онлайн-режиме, что будет выгодно как клиентам, так и аудиторским компаниям. Первым это позволит оптимизировать затраты на аудит, вторым – сократить расходы на проведение проверок.

      Одно из самых ярких событий прошлого года для рынка – формирование единой Саморегулируемой организации аудиторов на базе СРО Аудиторская ассоциация «Содружество». Это событие можно назвать знаковым: впервые со времен введения саморегулирования отрасли все профессиональное сообщество объединилось в одной саморегулируемой организации и получило возможность заняться действительно важными для российского аудита проблемами.

      Что касается трендов в услугах, мы отметили рост спроса на налоговый аудит, обусловленный масштабной автоматизацией фискального надзора в 2019 году. Налоговые органы ввели и активно используют программные продукты для выявления налоговых схем. Уже сейчас они знают о налогоплательщике многое – обмен информацией с таможенными, регистрационными органами, с банками позволяет выявлять сомнительные сделки еще до проведения налоговой проверки. А возможность запрашивать информацию у третьих лиц часто используется для пополнения сведений о налогоплательщике. Поэтому выезжая на проверку, налоговый инспектор предварительно подготовлен, ему остается лишь выявить и задокументировать налоговое правонарушение, доначислить налог и наложить штраф.

      Цифровизация фискального надзора продолжится, и уже в ближайшем будущем налоговые органы получат возможность контролировать не только крупные расходы налогоплательщиков, связанные с приобретением недвижимости, транспортных средств и др., но даже расходы на покупки в магазинах.

      Такое ужесточение надзора будет поддерживать спрос на инициативный налоговый аудит не только в текущем 2020 году, но и в среднесрочной перспективе.

      Предпосылки исследования

      Правительственные организации играют большую роль в экономическом росте любой экономики, особенно в нигерийской экономике.

      Вклад, который они внесли до сих пор, невозможно переоценить, поскольку их первостепенная цель создания заключается в предоставлении некоторых жизненно важных или необходимых услуг для улучшения социального и экономического благосостояния людей.

      Эти правительственные организации в основном финансируются либо федеральным правительством, либо правительством штата за счет бюджетных ассигнований, выделяемых им ежегодно, и они также могут получать кредиты или овердрафт от коммерческого банка, а также субсидии от правительства.

      Ожидается, что эти средства будут использованы эффективно и результативно. Но в большинстве случаев они незаконно присвоены или присвоены некоторыми государственными чиновниками.

      В результате этого неправильного присвоения, которое характерно для большинства государственных организаций. Честно и разумно удалось. Ожидается, что аудит покажет, были ли соблюдены надлежащие принципы бухгалтерского учета и этики аудита и что подготовленные финансовые отчеты дают правдивое и объективное представление.

      Адениджи А.А. (2004). Аудит и расследование, 3-е издание, Лагос, Eltoda ventura limited.

      Теш Р. Ховард (1981). Принципы аудита: Двадцатое издание, Эстовер Плимут Макдональд и Эванс Лтд.

      JC Eze (2003). Принципы и методы аудита. Редакция издания JTC Publishers.

      Околи, JUT (2002). Концепция и практика аудита Ибадан, Эванс, Братья Ниг. Издательство Ltd.

      Милличэмп. AH (1996). Принцип аудита, 7-е издание, Лондон, образовательный Aldine Place.

      Wogemi, EO (1989). Руководство по государственному учету и внутреннему аудиту: 2-е издание, Ибадан, Onibonoje press.

      Ококе, ТО (2005). Метод исследования Руководство к успеху в написании проекта Баучи, Multisjs Nigeria ENT.

      Питер М. Чисналл. (1981). Анализ и измерение маркетинговых исследований: 2-е издание UK MC Graw. Hell Brok Co. Ltd.a

      Внешний контроль качества работы аудиторов (далее — ВККР) осуществляется:

      • саморегулируемой организацией аудиторов;
      • уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору (в настоящее время — Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства).

      Они именуются субъектами ВККР.

      Организация внешнего контроля качества работы аудиторов будет осуществляться на основе следующих принципов:

      • осуществление ВККР в отношении всех объектов ВККР, то есть всех аудиторских организаций и всех индивидуальных аудиторов;
      • независимость субъекта ВККР от проверяемого объекта ВККР;
      • обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;
      • прозрачность процедуры назначения контролеров;
      • публичность результатов ВККР.

      Контролер:

      • не является супругом или близким родственником (родители, братья, сестры, дети) учредителей или должностных лиц объекта контроля;
      • не является учредителем, должностным лицом или работником объекта ВККР, а также не являлся им в проверяемый период;
      • не связан гражданско-правовыми и финансовыми отношениями с объектами ВККР, а также не был ими связан в проверяемый период.

      При составлении плана учитываются:

      • циклический подход, то есть периодичность обязательных проверок;

        Обратите внимание! Для разных групп объектов ВККР может устанавливаться разная периодичность.

      • риск-ориентированный подход (например, учет при внесении объектов в план количества общественно значимых клиентов объекта ВККР, какими были результаты предыдущих проверок, были ли случаи несоблюдения требования обучения аудиторов и пр.);
      • учитывается степень обеспечения ресурсами, реальность сроков проверки, загруженность контролеров.

      Программа составляется при подготовке к проверке и утверждается до ее начала. В ней указывается:

      • наименование объекта ВККР;
      • проверяемый период;
      • перечень вопросов для изучения в ходе проверки.

      В ходе внешней проверки:

      Что осуществляется

      Каким образом

      Оценка правил внутреннего контроля качества работы

      • проверка соблюдения законов, стандартов, кодекса этики;
      • численность, профессиональный уровень аудиторов, прохождение ими обучения

      Определение эффективности внутреннего контроля качества

      • проверка соблюдения правил внутреннего контроля качества;
      • проверка рабочей документации аудитора. Для проверки отбираются завершенные в проверяемый период аудиторские заданий

      Оценка соблюдения требования независимости

      • соблюдение законодательных требований при приеме на обслуживание новых клиентов, при продлении обслуживания;
      • проверка требования о том, что размер вознаграждения аудитору не зависит от оказания аудируемому лицу прочих услуг;
      • проверка угроз возникновения конфликта интересов

      Также осуществляется оценка достоверности последней по времени отчетности об аудиторской деятельности.

      Результаты оформляются письменно. Составляется:

      • отчет — если проверку проводила саморегулируемая организация;
      • акт — если проверку проводило Управление Федерального казначейства.

      Обратите внимание! Отчет (акт) составляется не раньше завершения всех процедур контроля согласно программе. Итоговый документ направляют объекту контроля, который вправе представить письменные возражения.

      Россия / Обязательный аудит перестанет быть обязательным для многих компаний

      Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторов утверждено приказом Минфина РФ от 08.06.2020 № 97н. Документ зарегистрирован в Минюсте РФ 03.09.2020 под № 59629 и будет применяться с 01.01.2021.

      ***

      Также читайте следующие материалы:

      • «Аудиторская деятельность — это…»;
      • «Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ»;
      • «Законопроект: обязательный аудит для субъектов МСП предложили отменить»;
      • «Международные стандарты аудиторской деятельности»;
      • «Порядок заключения договора на проведение аудита (нюансы)».

      Курсовые от 500 рублей.

      Дипломные от 2500 рублей.

      Рефераты от 150 рублей.

      Задачи от 50 рублей.

      и многое другое.

      Организация внешнего контроля качества работы аудиторов будет осуществляться на основе следующих принципов:

      • осуществление ВККР в отношении всех объектов ВККР, то есть всех аудиторских организаций и всех индивидуальных аудиторов;
      • независимость субъекта ВККР от проверяемого объекта ВККР;
      • обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;
      • прозрачность процедуры назначения контролеров;
      • публичность результатов ВККР.

      Контролер:

      • не является супругом или близким родственником (родители, братья, сестры, дети) учредителей или должностных лиц объекта контроля;
      • не является учредителем, должностным лицом или работником объекта ВККР, а также не являлся им в проверяемый период;
      • не связан гражданско-правовыми и финансовыми отношениями с объектами ВККР, а также не был ими связан в проверяемый период.

      При составлении плана учитываются:

      • циклический подход, то есть периодичность обязательных проверок;

        Обратите внимание! Для разных групп объектов ВККР может устанавливаться разная периодичность.

      • риск-ориентированный подход (например, учет при внесении объектов в план количества общественно значимых клиентов объекта ВККР, какими были результаты предыдущих проверок, были ли случаи несоблюдения требования обучения аудиторов и пр.);
      • учитывается степень обеспечения ресурсами, реальность сроков проверки, загруженность контролеров.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *