Ст 62 гк рф с комментариями 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 62 гк рф с комментариями 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. В целях реализации обязанности учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о его ликвидации, сообщить об этом в уполномоченный государственный орган Правительством РФ разработана и утверждена форма уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица <1>. Результатом такого уведомления является внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (о порядке и сроках внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц см. ст. ст. 8, 20 Закона о регистрации юридических лиц).

———————————
<1> Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 и от 15 апреля 2006 г. N 212.

Указанная запись свидетельствует о наличии изменений объема гражданской правоспособности юридического лица. Эти изменения выражаются в запрете государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственной регистрации юридических лиц с участием ликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации (см. ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

2. В зависимости от видов юридических лиц сообщения о ликвидации могут направляться в различные государственные органы.

В частности, Законом о торгово-промышленных палатах определено, что такие сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган (абз. 2 п. 3 ст. 11).

Сообщения о ликвидации общественного объединения <1>, профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации <2>, религиозной организации <3> представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации общественных объединений.

———————————
<1> См.: ст. 26 Закона об общественных объединениях.

<2> См.: п. 2 ст. 10 Закона о профсоюзах.

<3> См.: п. 4 ст. 14 Закона о религиозных объединениях.

В Банк России представляются сведения о ликвидации кредитной организации <1>.

———————————
<1> См.: ч. 1 ст. 23 Закона о банках.

3. В практике арбитражных судов возникал вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации юридического лица в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке.

В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц <1>, судам разъясняется, что указания, содержащиеся в п. 1 ст. 62 ГК РФ, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.

———————————
<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.

Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (п. 11 указанного Обзора).

4. Так как п. 3 ст. 62 ГК РФ установлен переход к ликвидационной комиссии полномочий по управлению делами юридического лица, в судебной практике возникал вопрос о том, кто вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица (в частности, подписывать исковые заявления в суд, совершать другие юридические действия).

В Обзоре практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав <1>.

———————————
<1> Там же.

Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

1. Комментируемая статья посвящена обязанностям инициаторов ликвидации ЮЛ, которыми могут быть его учредители (участники), его уполномоченный орган, а также госорган или орган местного самоуправления (п. п. 2, 3 ст. 61 ГК). Прежде всего инициаторы ликвидации ЮЛ должны незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченный госорган (п. 1 ст. 62). Под незамедлительностью понимается трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации, под уполномоченным госорганом — регистрирующий орган, который должен внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации.

На основании полученного уведомления регистрирующий орган вносит данную запись; с этого момента правоспособность ликвидируемого ЮЛ претерпевает ограничения — не допускается регистрация изменений в его учредительные документы, регистрация ЮЛ, учредителем которых оно выступает или которые возникают в результате его реорганизации. Кроме того, инициаторы ликвидации ЮЛ должны сформировать ликвидационную комиссию (назначить ликвидатора) и уведомить об этом регистрирующий орган (ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц), а также установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) — особый орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению его делами, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (п. п. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).

2. Обязанности инициаторов ликвидации ЮЛ не исчерпываются названными в ст. 62. Они также должны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора), а позднее — по окончании срока для предъявления требований кредиторами — и о составлении ликвидационной комиссией (ликвидатором) промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК, п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 926-О

Данные положения, направленные на достижение определенности в вопросе о порядке ликвидации юридического лица, а также обеспечение защиты прав и имущественных интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица, в том числе путем учета их требований в промежуточном ликвидационном балансе, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, притом что положения пункта 4 статьи 62 ГК Российской Федерации, а также статей 224 и 226 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривают обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в случае выявления недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, а при неисполнении данной обязанности возлагают на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2019 N 32-АПА19-1

Довод апелляционной жалобы о незаконности решения суда ввиду отсутствия указания о назначении ликвидационной комиссии также не может повлечь его отмену, поскольку закон не возлагает на суд обязанность назначать ликвидационную комиссию и устанавливать порядок и процедуру ликвидации. Положения части 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации в соответствии с данным кодексом при принятии решения о ликвидации юридического лица применяются в том случае, если такое решение принимается учредителями юридического лица или органом, уполномоченным на то учредительными документами.

Определение Верховного Суда РФ от 08.11.2019 N 303-ЭС19-19679 по делу N А51-23559/2018

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 15, 53, 53.1, 61, 62, 63, 64.1, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что недобросовестное осуществление Аникиной Н.А. обязанностей ликвидатора при ликвидации ООО «Зевс» повлекло возникновение у Департамента убытков (исключило возможность удовлетворения долга в рамках процедуры банкротства должника с использованием предусмотренных такой процедурой механизмов), в связи с чем удовлетворили требования истца в заявленном размере 4 077 124 руб. 56 коп., равном присужденному к взысканию в судебном порядке долгу.

Если у вас возникли вопросы по статье 62 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Гражданский кодекс ( ст 62 ГК РФ 2021 )

1. Ликвидация юридического лица — длительный процесс. Принятие соответствующего решения является первым действием в этом направлении. Для защиты интересов имеющихся и будущих кредиторов ликвидируемого должника в реестр вносится информация о начале процедуры ликвидации.

2. Если решение о ликвидации принято самим юридическим лицом (или его уполномоченным органом), но ликвидационная комиссия не сформирована (ликвидатор не назначен), дальнейшие действия зависят от причины принятия решения. В случае, когда оно является полностью добровольным, отсутствие ликвидационной комиссии можно рассматривать в качестве отказа от реализации ранее принятого решения. Только учредители (участники) могут требовать продолжения начатого процесса. Когда же решение о самоликвидации основано на угрозе принудительной ликвидации по тем или иным основаниям, уполномоченные государственные и муниципальные органы вправе в судебном порядке потребовать продолжения процедуры ликвидации (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

В нормативных правовых актах могут быть предусмотрены дополнительные условия формирования и порядка работы ликвидационной комиссии. Такие особенности установлены в отношении государственных унитарных предприятий (см. п. 22 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур» (Ведомости РФ. 1992. N 25. Ст. 1419) и п. 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников» (СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 592)); а также в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала (п. 4 ст. 21 Закона об АО).

3. С момента создания к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят функции и права органов ликвидируемого юридического лица, в том числе представительство в судебных органах.

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

1. Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в комментируемой статье, не является исчерпывающим.

2. Ликвидация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа юридического лица (добровольная ликвидация). Мотивацией такого решения могут послужить различные основания. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по истечении срока либо с достижением целей, для которых оно создавалось. До недавнего времени к числу таких оснований относилось «признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер» .

——————————— Исключено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ.

Вместе с тем законодательством допускается принудительная ликвидация юридического лица по решению суда. Основаниями такой ликвидации являются:

— грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер;

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

— иные неоднократные или грубые нарушения закона либо иных правовых актов;

— систематическое осуществление некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

— иные случаи, предусмотренные ГК РФ.

Угроза применения принудительной ликвидации понуждает юридические лица осуществлять деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

3. Грубым нарушением законодательства, например, является невыполнение требований о приведении юридическим лицом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок .

——————————— Пункт 3 ст. 59 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

В случае подачи иска о ликвидации по такому основанию арбитражный суд может предложить юридическому лицу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке .

——————————— Обзор практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (по этому вопросу см. также Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 5 февраля 1998 г. № 4/2 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» и от 9 декабря 1999 г. № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, либо определение об отложении рассмотрения дела не будут выполнены в установленный судом срок, суд решает вопрос о ликвидации юридического лица на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Во всех других случаях, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить такому лицу принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица.

4. Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду (с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий) принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц .

——————————— Постановление КС РФ от 18 июля 2003 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ��АО «Московская независимая вещательная корпорация».

5. Требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

1. Комментируемая статья устанавливает порядок (процедуру) ликвидации юридических лиц и обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица.

В п. 1 комментируемой статьи говорится об обязанностях лиц, которые приняли решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, в трехдневный срок направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц.

Форма уведомления о ликвидации юридического лица установлена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

2. На учредителей (участников) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, возлагается обязанность совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.

Если имущества юридического лица для осуществления указанных действий не хватает, то учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет. Это значит, что требование о предоставлении имущества для оплаты процедуры ликвидации может быть предъявлено любому учредителю (участнику) в полном объеме.

3. Выступившие с инициативой ликвидации юридического лица учредители (участники) назначают и ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Для проведения ликвидации предусмотрена специальная процедура. Обязательным условием проведения ликвидации является обязанность учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего соответствующее решение, письменно сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящей ликвидации.

На основе этого сообщения в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о его ликвидации, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Общие правила ликвидации юридических лиц распространяются и на хозяйственные партнерства, однако при этом должны учитываться положения Закона о хозяйственных товариществах и соглашения об управлении партнерством.

Если ликвидационная комиссия обнаружит недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). Речь, в частности, идет о Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О несостоятельности (банкротстве)».

5. Последствием неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации является право заинтересованного лица или уполномоченного государственного органа обратиться в суд и потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. Возможны ситуации, когда у самого юридического лица нет достаточных средств на расходы, необходимые для его ликвидации и по каким либо причинам невозможно возложить эти расходы на его учредителей (участников).

В таких случаях юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Однако в указанном Законе отсутствует конкретная статья, которая регулировала бы этот порядок.

Гражданский Кодекс Российской Федерации 2021 — 2020

1. Комментируемая статья посвящена обязанностям инициаторов ликвидации ЮЛ, которыми могут быть его учредители (участники), его уполномоченный орган, а также госорган или орган местного самоуправления (п. п. 2, 3 ст. 61 ГК). Прежде всего инициаторы ликвидации ЮЛ должны незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченный госорган (п. 1 ст. 62). Под незамедлительностью понимается трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации, под уполномоченным госорганом — регистрирующий орган, который должен внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации.

На основании полученного уведомления регистрирующий орган вносит данную запись; с этого момента правоспособность ликвидируемого ЮЛ претерпевает ограничения — не допускается регистрация изменений в его учредительные документы, регистрация ЮЛ, учредителем которых оно выступает или которые возникают в результате его реорганизации. Кроме того, инициаторы ликвидации ЮЛ должны сформировать ликвидационную комиссию (назначить ликвидатора) и уведомить об этом регистрирующий орган (ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц), а также установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) — особый орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению его делами, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (п. п. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).

2. Обязанности инициаторов ликвидации ЮЛ не исчерпываются названными в ст. 62. Они также должны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора), а позднее — по окончании срока для предъявления требований кредиторами — и о составлении ликвидационной комиссией (ликвидатором) промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК, п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

1. Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка в реестре юридических лиц, открытом для всех заинтересованных субъектов. Обязанность письменно уведомить регистрирующий орган о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, возложена п. 1 комментируемой статьи на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации. Арбитражный суд разъяснил, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица. Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их регистрацию (п. 11 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50). Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящий с ним в отношениях имеет возможность узнать о начатой процедуре ликвидации.

2. Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначаются ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами ст. 63, 64 ГК. Суд, принявший решение о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК), а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). В качестве ликвидатора не может быть назначен государственный или муниципальный орган, по иску которого принято решение о ликвидации (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий см. п. 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников»; в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала — п. 4 ст. 21 Закона об акционерных обществах.

3. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62), кроме тех, которые согласно прямому предписанию закона закреплены за учредителями или участниками данного лица, например утверждение ликвидационных балансов. В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица, и соответственно в силу ст. 854 ГК любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению комиссии. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (п. 12 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.

[Гражданский кодекс] [ГК РФ ч. 1] [Раздел I] [Подраздел 2] [Глава 4] [§ 1]

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трёх рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счёт имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счёт.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

  1. 1

    Нормы комментируемой статьи претерпели ряд существенных изменений, призванных урегулировать ряд практических вопросов, возникающих в ходе ликвидации юридических лиц. В своем большинстве эти изменения носят корректирующий, уточняющий характер, направляют деятельность уполномоченного лица (органа), а также ликвидационной комиссии (ликвидатора) на соблюдение требований действующего законодательства в рамках ликвидационной процедуры.

    Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации организации, сводятся к следующему:

    — определение ликвидатора или ликвидационной комиссии. Нередко в данном качестве выступает один из учредителей или директор организации, хотя закон не ограничивает учредителей в выборе ликвидатора — им может быть любое дееспособное лицо;

    — выбор оптимальной процедуры ликвидации. В добровольном порядке, в том числе и за счет погашения обязательств учредителями, либо в рамках банкротства при недостаточности имущества должника. Указанная обязанность может быть реализована как одновременно с принятием решения о ликвидации (например, при наличии явных долговых обязательств ликвидируемого субъекта), так и в любой момент после возбуждения ликвидационной процедуры;

    — представление документов о начале процедуры ликвидации в регистрирующий орган, поскольку именно учредитель в данном случае выступает в качестве заявителя в данном виде регистрации;

    — публикация сведений о начале ликвидационной процедуры. Указанная функция реализуется ликвидатором, поскольку публикация производится после вышеуказанной государственной регистрации, после перехода обязанностей от учредителя к ликвидатору. Требование кредитора к ликвидируемому юридическому лицу должно быть заявлено только ликвидатору (ликвидационной комиссии) с момента публикации о ликвидации, а не учредителю с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатора;

    — исполнить все обязательства должника при их наличии. Как правило, данная обязанность также реализуется ликвидатором по результатам проведенной инвентаризации имущества и обязательств ликвидируемого субъекта.

  2. 2

    Ликвидатор обязан:

    — надлежаще исполнять возложенные на него обязанности;

    — действовать в интересах ликвидируемого юридического лица;

    — принять все необходимые меры для исключения субъекта из ЕГРЮЛ, в том числе возбуждать дела о банкротстве или исключении организации из ЕГРЮЛ в ином порядке.

    Ликвидатор действует с момента его назначения и до завершения выбранной процедуры либо назначения иного лица, уполномоченного на управление организацией в ходе отдельных процедур. Например, ликвидатор действует до принятия решения о признании должника банкротом и утверждения конкурсного управляющего. В ходе наблюдения ликвидатор сохраняет свои полномочия и реализует их наряду с временным управляющим, равно как и в ходе внешнего управления.

  3. 3

    Судебная практика:

    — Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу N А46-15536/2013;

    — Постановление ФАС Московского округа от 29.05.2014 по делу N А40-101750/13;

    — Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу N А46-15536/2013;

    — решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2014 N А40-41038/2014;

    — решение Арбитражного суда Омской области от 20.06.2014 по делу N А46-11947/2013;

    — решение Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29.05.2014 по делу N 2-176-2014.

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 62]

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

  • Часть первая гражданского кодекса. Часть первая гражданского кодекса
    • Раздел I. Общие положения
      • Подраздел 1. Основные положения
        • Глава 1. Гражданское законодательство
        • Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав
      • Подраздел 2. Лица
        • Глава 3. Граждане (физические лица)
        • Глава 4. Юридические лица
          • Параграф 1. Основные положения
          • Параграф 2. Коммерческие корпоративные организации
          • Параграф 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
          • Параграф 6. Некоммерческие корпоративные организации
          • Параграф 7. Некоммерческие унитарные организации
        • Глава 5. Участие российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
      • Подраздел 3. Объекты гражданских прав
        • Глава 6. Общие положения
        • Глава 7. Ценные бумаги
          • Параграф 1. Общие положения
          • Параграф 2. Документарные ценные бумаги
          • Параграф 3. Бездокументарные ценные бумаги
        • Глава 8. Нематериальные блага и их защита
      • Подраздел 4. Сделки. решения собраний. представительство
        • Глава 9. Сделки
          • Параграф 1. Понятие, виды и форма сделок
          • Параграф 2. Недействительность сделок
        • Глава 9.1. Решения собраний
        • Глава 10. Представительство. доверенность
      • Подраздел 5. Сроки. исковая давность
        • Глава 11. Исчисление сроков
        • Глава 12. Исковая давность
    • Раздел II. Право собственности и другие вещные права
      • Глава 13. Общие положения
      • Глава 14. Приобретение права собственности
      • Глава 15. Прекращение права собственности
      • Глава 16. Общая собственность
      • Глава 17. Право собственности и другие вещные
      • Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
      • Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
      • Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав
    • Раздел III. Общая часть обязательственного права
      • Подраздел 1. Общие положения об обязательствах
        • Глава 21. Понятие обязательства
        • Глава 22. Исполнение обязательств
        • Глава 23. Обеспечение исполнения обязательств
          • Параграф 1. Общие положения
          • Параграф 2. Неустойка
          • Параграф 3. Залог
          • Параграф 4. Удержание вещи
          • Параграф 5. Поручительство
          • Параграф 6. Независимая гарантия
          • Параграф 7. Задаток
          • Параграф 8. Обеспечительный платеж
        • Глава 24. Перемена лиц в обязательстве
          • Параграф 1. Переход прав кредитора к другому лицу
          • Параграф 2. Перевод долга
        • Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств
        • Глава 26. Прекращение обязательств

        Текст комментария: «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ» Авторы: С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит Издание: 2019 год

        1. Комментируемая статья устанавливает порядок (процедуру) ликвидации юридических лиц и обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица.

        В п. 1 комментируемой статьи говорится об обязанностях лиц, которые приняли решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, в трехдневный срок направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц.

        Форма уведомления о ликвидации юридического лица установлена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

        2. На учредителей (участников) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, возлагается обязанность совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.

        Если имущества юридического лица для осуществления указанных действий не хватает, то учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет. Это значит, что требование о предоставлении имущества для оплаты процедуры ликвидации может быть предъявлено любому учредителю (участнику) в полном объеме.

        3. Выступившие с инициативой ликвидации юридического лица учредители (участники) назначают и ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

        Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Для проведения ликвидации предусмотрена специальная процедура. Обязательным условием проведения ликвидации является обязанность учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего соответствующее решение, письменно сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящей ликвидации.

        На основе этого сообщения в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

        4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о его ликвидации, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

        Общие правила ликвидации юридических лиц распространяются и на хозяйственные партнерства, однако при этом должны учитываться положения Закона о хозяйственных товариществах и соглашения об управлении партнерством.

        Если ликвидационная комиссия обнаружит недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). Речь, в частности, идет о Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О несостоятельности (банкротстве)».

        5. Последствием неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации является право заинтересованного лица или уполномоченного государственного органа обратиться в суд и потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

        6. Возможны ситуации, когда у самого юридического лица нет достаточных средств на расходы, необходимые для его ликвидации и по каким либо причинам невозможно возложить эти расходы на его учредителей (участников).

        В таких случаях юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

        Однако в указанном Законе отсутствует конкретная статья, которая регулировала бы этот порядок.

        • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

        • Бюджетный кодекс РФ

        • Водный кодекс Российской Федерации РФ

        • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

        • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

        • ГК РФ

        • Гражданский кодекс часть 1

        • Гражданский кодекс часть 2

        • Гражданский кодекс часть 3

        • Гражданский кодекс часть 4

        • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

        • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

        • Земельный кодекс РФ

        • Кодекс административного судопроизводства РФ

        • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

        • Кодекс об административных правонарушениях РФ

        • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

        • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

        • НК РФ

        • Налоговый кодекс часть 1

        • Налоговый кодекс часть 2

        • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

        • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

        • Трудовой кодекс РФ

        • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

        • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

        • Уголовный кодекс РФ

        • ФЗ об исполнительном производстве

        • Закон о коллекторах

        • Закон о национальной гвардии

        • О правилах дорожного движения

        • О защите конкуренции

        • О лицензировании

        • О прокуратуре

        • Об ООО

        • О несостоятельности (банкротстве)

        • О персональных данных

        • О контрактной системе

        • О воинской обязанности и военной службе

        • О банках и банковской деятельности

        • О государственном оборонном заказе

        • Закон о полиции

        • Закон о страховых пенсиях

        • Закон о пожарной безопасности

        • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

        • Закон об образовании в Российской Федерации

        • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

        • Закон о защите прав потребителей

        • Закон о противодействии коррупции

        • Закон о рекламе

        • Закон об охране окружающей среды

        • Закон о бухгалтерском учете

          Гражданский Кодекс Российской Федерации Часть 2

          • Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах

            (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)

          • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

            (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

          • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

            (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

          Все документы >>>

          • Постановление Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 N 42 (ред. от 24.12.2020)

            «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством»

          • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020)

            «О судебной практике по делам о наследовании»

          • Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства

            (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

          Все документы >>>

          • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

            «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021)

          • Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

            «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021)

          • Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 30.12.2020)

            «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

          Все документы >>>

          • Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп

            «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»

          • Приказ Управления делами Президента РФ от 29.12.2010 N 566

            «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации, либо приобретенным федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем»

          Все документы >>>

          ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          (с изменениями на 12 января 2021 года)

          ____________________________________________________________________
          Документ с изменениями, внесенными:
          Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

          Федеральным законом от 7 июня 2004 года N 46-ФЗ (Российская газета, N 120, 09.06.2004);
          Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 94-ФЗ (Российская газета, N 162, 31.07.2004);

          Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

          Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

          Гражданский кодекс РФ

          1. ГК РФ статья: 1 — 7

          2. ГК РФ статья: 8 — 16

          3. ГК РФ статья: 17 — 47

          4.1. ГК РФ статья: 48 — 65

          4.2. ГК РФ статья: 66 — 106

          4.3. ГК РФ статья: 107 — 112

          4.4. ГК РФ статья: 113 — 115

          4.5. ГК РФ статья: 116 — 123

          4.6. ГК РФ статья: 123.1 — 123.16

          4.7. ГК РФ статья: 123.17 — 123.28

          5. ГК РФ статья: 124 — 127

          6. ГК РФ статья: 128 — 141

          7. ГК РФ статья: 142 — 149

          8. ГК РФ статья: 150 — 152

          9. ГК РФ статья: 153 — 165

          9.1. ГК РФ статья: 166 — 181

          10. ГК РФ статья: 182 — 189

          11. ГК РФ статья: 190 — 194

          12. ГК РФ статья: 195 — 208

          13. ГК РФ статья: 209 — 217

          14. ГК РФ статья: 218 — 234

          15. ГК РФ статья: 235 — 243

          16. ГК РФ статья: 244 — 259

          17. ГК РФ статья: 260 — 287

          18. ГК РФ статья: 288 — 293

          19. ГК РФ статья: 294 — 300

          20. ГК РФ статья: 301 — 306

          21. ГК РФ статья: 307 — 308

          22. ГК РФ статья: 309 — 328

          23.1. ГК РФ статья: 329

          23.2. ГК РФ статья: 330 — 333

          23.3. ГК РФ статья: 334 — 358

          23.4. ГК РФ статья: 359 — 360

          23.5. ГК РФ статья: 361 — 367

          23.6. ГК РФ статья: 368 — 379

          23.7. ГК РФ статья: 380 — 381

          23.8. ГК РФ статья: 381.1 — 381.2

          24.1. ГК РФ статья: 382 — 390

          24.2. ГК РФ статья: 391 — 392

          25. ГК РФ статья: 393 — 406

          26. ГК РФ статья: 407 — 419

          27. ГК РФ статья: 420 — 431

          28. ГК РФ статья: 432 — 449

          29. ГК РФ статья: 450 — 453

          30.1. ГК РФ статья: 454 — 491

          30.2. ГК РФ статья: 492 — 505

          30.3. ГК РФ статья: 506 — 524

          30.4. ГК РФ статья: 525 — 534

          30.5. ГК РФ статья: 535 — 538

          30.6. ГК РФ статья: 539 — 548

          30.7. ГК РФ статья: 549 — 558

          30.8. ГК РФ статья: 559 — 566

          31. ГК РФ статья: 567 — 571

          32. ГК РФ статья: 572 — 582

          33.1. ГК РФ статья: 583 — 588

          33.2. ГК РФ статья: 589 — 595

          33.3. ГК РФ статья: 596 — 600

          33.4. ГК РФ статья: 601 — 605

          34.1. ГК РФ статья: 606 — 625

          34.2. ГК РФ статья: 626 — 631

          34.3. ГК РФ статья: 632 — 649

          34.4. ГК РФ статья: 650 — 655

          34.5. ГК РФ статья: 656 — 664

          34.6. ГК РФ статья: 665 — 670

          35. ГК РФ статья: 671 — 688

          36. ГК РФ статья: 689 — 701

          АПК РФ

          Бюджетный кодекс РФ

          Водный кодекс РФ

          Воздушный кодекс РФ

          Градостроительный кодекс РФ

          Гражданский кодекс РФ

          ГПК РФ

          Жилищный кодекс РФ

          Земельный кодекс РФ

          КоАП РФ

          Лесной кодекс РФ

          Налоговый кодекс РФ

          Семейный кодекс РФ

          Таможенный кодекс ЕАЭС

          Трудовой кодекс РФ

          Уголовный кодекс РФ

          Раздел I. Общие положения

          1. Основные положения

          ГЛАВА 1. Гражданское законодательство

          ГЛАВА 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав

          2. Лица

          ГЛАВА 3. Граждане Физические лица

          ГЛАВА 4.1 Юридические лица

          ГЛАВА 4.2 Хозяйственные товарищества и общества

          ГЛАВА 4.3 Производственные кооперативы (утратила силу)

          ГЛАВА 4.4 Государственные и муниципальные унитарные предприятия

          ГЛАВА 4.5 Некоммерческие организации (утратила силу)

          ГЛАВА 4.6 Некоммерческие корпоративные организации

          ГЛАВА 4.7 Некоммерческие унитарные организации

          ГЛАВА 5. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

          3. Объекты гражданских прав

          ГЛАВА 6. Общие положения

          ГЛАВА 7. Ценные бумаги

          ГЛАВА 8. Нематериальные блага и их защита

          4. Сделки и представительство

          ГЛАВА 9.1 Понятие, виды и форма сделок

          ГЛАВА 9.2 Недействительность сделок

          ГЛАВА 10. Представительство. Доверенность

          5. Сроки. Исковая давность

          ГЛАВА 11. Исчисление сроков

          ГЛАВА 12. Исковая давность

          Раздел II. Право собственности и другие вещные права

          ГЛАВА 13. Общие положения

          ГЛАВА 14. Приобретение права собственности

          ГЛАВА 15. Прекращение права собственности

          ГЛАВА 16. Общая собственность

          ГЛАВА 17. Право собственности и другие вещные права на землю

          ГЛАВА 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

          ГЛАВА 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

          ГЛАВА 20. Защита права собственности и других вещных прав

          Раздел III. Общая часть обязательственного права

          1. Общие положения об обязательствах

          ГЛАВА 21. Понятие и стороны обязательства

          ГЛАВА 22. Исполнение обязательств

          ГЛАВА 23.1 Обеспечение исполнения обязательств

          ГЛАВА 23.2 Неустойка

          ГЛАВА 23.3 Залог

          ГЛАВА 23.4 Удержание

          ГЛАВА 23.5 Поручительство

          ГЛАВА 23.6 Банковская гарантия

          ГЛАВА 23.7 Задаток

          ГЛАВА 23.8 Обеспечительный платеж

          ГЛАВА 24.1 Переход прав кредитора к другому лицу

          ГЛАВА 24.2 Перевод долга

          ГЛАВА 25. Ответственность за нарушение обязательств

          ГЛАВА 26. Прекращение обязательств

          Раздел V. Наследственное право

          ГЛАВА 61. Общие положения о наследовании

          ГЛАВА 62. Наследование по завещанию

          ГЛАВА 63. Наследование по закону

          ГЛАВА 64. Приобретение наследования

          ГЛАВА 65. Наследование отдельных видов имущества

          Раздел VI. Международное частное право

          ГЛАВА 66. Общие положения

          ГЛАВА 67. Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц

          ГЛАВА 68. Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям

          Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

          ГЛАВА 69. Общие положения

          ГЛАВА 70. Авторское право

          ГЛАВА 71.1 Права, смежные с авторскими Общие положения

          ГЛАВА 71.2 Права на исполнение

          ГЛАВА 71.3 Право на фонограмму

          ГЛАВА 71.4 Право организаций эфирного и кабельного вещания

          ГЛАВА 71.5 Право изготовителя базы данных

          ГЛАВА 71.6 Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства

          ГЛАВА 72.1 Патентное право. Основные положения

          ГЛАВА 72.2 Патентные права

          ГЛАВА 72.3 Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец

          ГЛАВА 72.4 Изобретение, полезная модель и промышленный образец, созданные в связи с выполнением служебного задания или при выполнении работ по договору

          ГЛАВА 72.5 Получение патента

          ГЛАВА 72.6 Прекращение и восстановление действия патента

          ГЛАВА 72.7 Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений

          ГЛАВА 72.8 Защита прав авторов и патентообладателей

          ГЛАВА 73.1 Право на селекционное достижение. Основные положения

          ГЛАВА 73.2 Интеллектуальные права на селекционные достижения

          ГЛАВА 73.3 Распоряжение исключительным правом на селекционное достижение

          ГЛАВА 73.4 Селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное в порядке выполнения служебного задания или при выполнении работ по договору

          ГЛАВА 73.5 Получение патента на селекционное достижение. Прекращение действия патента на селекционное достижение

          ГЛАВА 73.6 Защита прав авторов селекционных достижений и иных патентообладателей

          ГЛАВА 74. Право на топологии интегральных микросхем

          ГЛАВА 75. Право на секрет производства (ноу-хау)

          ГЛАВА 76.1 Право на фирменное наименование

          ГЛАВА 76.2 Право на товарный знак и право на знак обслуживания

          ГЛАВА 76.3 Право на наименование места происхождения товара

          ГЛАВА 76.4 Право на коммерческое обозначение

          ГЛАВА 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии

          1. Статьей 62 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя выдать работнику по письменному заявлению последнего трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), а также копии документов, связанных с работой.

          Право работника, предусмотренное комментируемой статьей, распространяется на любые виды документов, которые могут содержать информацию о его трудовой деятельности у данного работодателя.

          Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

          В комментируемой статье закреплено два правила об обязательном смягчении наказания. Обязательность применительно к рассматриваемой статье (а также к ст. ст. 65, 66 УК) нужно понимать так, что при наличии условий, закрепленных в ст. 62 УК, суд должен снизить верхний предел санкции в соответствии с требованиями, указанными в рассматриваемой норме, и им руководствоваться при назначении наказания.


          Первое правило, сформулированное в ч. 1 ст. 62 УК, применяется, если есть хотя бы одно из смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. п. «и» и (или) «к» ч. 1 ст. 61 УК, при этом отсутствуют отягчающие обстоятельства, перечисленные в ст. 63 УК.

          При наличии названных условий срок или размер наказания не могут превышать 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК.

          Это правило распространяется только на основное наказание. Так, если лицо осуждается по ч. 1 ст. 105 УК, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового, при этом есть смягчающие обстоятельства, указанные в п. п. «и» и (или) «к» ч. 1 ст. 61 УК, и отсутствуют отягчающие обстоятельства, суд должен максимальное наказание снизить на 1/3. Таким образом, суд обязан будет назначать наказание в виде лишения свободы в пределах от 6 до 10 лет.

          Суд не применяет названное требование по исчислению наказания, если соответствующей статьей Особенной части УК предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В этом случае оно назначается в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК.


          Второе правило, сформулированное в ч. 2 ст. 62 УК, применяется, если лицо:

          • явилось с повинной, активно способствовало раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК);
          • заключило досудебное соглашение о сотрудничестве;
          • в его деянии отсутствуют отягчающие обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 63 УК.

          В этом случае срок или размер наказания не может превышать 1/2 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, указанного в санкции статьи Особенной части УК. Если статьей Особенной части УК предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, то они не применяются. При этом срок или размер наказания не может превышать 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания в виде лишения свободы, содержащегося в статье Особенной части УК.


          Досудебное соглашение о сотрудничестве заключается между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения (п. 61 ст. 5 УПК РФ). В этом случае подозреваемый или обвиняемый указывает, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.

          Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

          3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

          4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

          Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

          5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

          6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

          1. Нормы комментируемой статьи претерпели ряд существенных изменений, призванных урегулировать ряд практических вопросов, возникающих в ходе ликвидации юридических лиц. В своем большинстве эти изменения носят корректирующий, уточняющий характер, направляют деятельность уполномоченного лица (органа), а также ликвидационной комиссии (ликвидатора) на соблюдение требований действующего законодательства в рамках ликвидационной процедуры.

          Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации организации, сводятся к следующему:
          — определение ликвидатора или ликвидационной комиссии. Нередко в данном качестве выступает один из учредителей или директор организации, хотя закон не ограничивает учредителей в выборе ликвидатора — им может быть любое дееспособное лицо;
          — выбор оптимальной процедуры ликвидации. В добровольном порядке, в том числе и за счет погашения обязательств учредителями, либо в рамках банкротства при недостаточности имущества должника. Указанная обязанность может быть реализована как одновременно с принятием решения о ликвидации, например, при наличии явных долговых обязательств ликвидируемого субъекта. Она также может быть исполнена и в любой момент после возбуждения ликвидационной процедуры;
          — представление документов о начале процедуры ликвидации в регистрирующий орган, поскольку именно учредитель в данном случае выступает в качестве заявителя в данном виде регистрации;
          — публикация сведений о начале ликвидационной процедуры. Указанная функция реализуется ликвидатором, поскольку публикация производится после вышеуказанной государственной регистрации, после переходя обязанностей от учредителя к ликвидатору. Требование кредитора к ликвидируемому юридическому лицу должно быть заявлено только ликвидатору (ликвидационной комиссии) с момента публикации о ликвидации, а не учредителю с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатора;
          — исполнить все обязательства должника при их наличии. Как правило, данная обязанность также реализуется ликвидатором по результатам проведенной инвентаризации имущества и обязательств ликвидируемого субъекта.

          2. Ликвидатор обязан:
          — надлежаще исполнять возложенные на него обязанности;
          — действовать в интересах ликвидируемого юридического лица;
          — принять все необходимые меры для исключения субъекта из ЕГРЮЛ, в том числе возбуждать дела о банкротстве или исключении организации из ЕГРЮЛ в ином порядке.

          Ликвидатор действует с момента его назначения и до завершения выбранной процедуры либо назначения иного лица, уполномоченного на управление организацией в ходе отдельных процедур. Например, ликвидатор действует до принятия решения о признании должника банкротом и утверждения конкурсного управляющего. В ходе наблюдения ликвидатор сохраняет свои полномочия и реализует их наряду с временным управляющим, равно как и в ходе внешнего управления.

          3. Судебная практика:
          — постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу N А46-15536/2013;
          — постановление ФАС Московского округа от 29.05.2014 по делу N А40-101750/13;
          — постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу N А46-15536/2013;
          — решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2014 N А40-41038/2014;
          — решение Арбитражного суда Омской области от 20.06.2014 по делу N А46-11947/2013;
          — решение Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29.05.2014 по делу N 2-176-2014.

          Если у вас остались вопросы по статье 62 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

          Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

          Новая редакция Ст. 62 ГК РФ

          1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

          2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

          3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

          4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

          Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

          5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

          6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

          Первой обязанностью лиц, принявших решение о ликвидации, является уведомление соответствующего налогового органа о принятом решении. Порядок осуществления процедуры ликвидации помимо ГК устанавливается Законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. ст. 20 — 22) и подзаконными актами.

          1. Ликвидация юридического лица — длительный процесс. Принятие соответствующего решения является первым действием в этом направлении. Для защиты интересов имеющихся и будущих кредиторов ликвидируемого должника в реестр вносится информация о начале процедуры ликвидации.

          2. Если решение о ликвидации принято самим юридическим лицом (или его уполномоченным органом), но ликвидационная комиссия не сформирована (ликвидатор не назначен), дальнейшие действия зависят от причины принятия решения. В случае, когда оно является полностью добровольным, отсутствие ликвидационной комиссии можно рассматривать в качестве отказа от реализации ранее принятого решения. Только учредители (участники) могут требовать продолжения начатого процесса. Когда же решение о самоликвидации основано на угрозе принудительной ликвидации по тем или иным основаниям, уполномоченные государственные и муниципальные органы вправе в судебном порядке потребовать продолжения процедуры ликвидации (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

          В нормативных правовых актах могут быть предусмотрены дополнительные условия формирования и порядка работы ликвидационной комиссии. Такие особенности установлены в отношении государственных унитарных предприятий (см. п. 22 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур» (Ведомости РФ. 1992. N 25. Ст. 1419) и п.

          21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников» (СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 592)); а также в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала (п. 4 ст. 21 Закона об АО).

          3. С момента создания к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят функции и права органов ликвидируемого юридического лица, в том числе представительство в судебных органах.

          1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

          2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

          3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

          4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

          Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

          5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

          6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

          1. Ликвидация юридического лица — не одномоментный акт, а специальная достаточно длительная процедура прекращения деятельности юридического лица. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

          2. Комментируемая статья возлагает на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации юридического лица, ряд обязанностей в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации. Они незамедлительно письменно сообщают о принятом решении в уполномоченный государственный орган, устанавливают порядок и сроки ликвидации.

          Президиум ВАС РФ считает, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица. Несмотря на это, судам рекомендовано направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц органам, осуществляющим их государственную регистрацию (см. п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50) <1>).

          ———————————
          <1> ВВАС РФ. 2000. N 3.

          Сообщение о ликвидации юридического лица должно быть направлено в налоговый орган по месту учета юридического лица как налогоплательщика не позднее 3 дней со дня принятия такого решения (см. ст. 23 НК).

          В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение (см. п. 9 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)).

          Если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему произвести ликвидацию общества. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве согласно п. 1 ст.

          Комментируемая статья частично дублирует ст. 57, а также п. 2 ст. 61. Получается, что данная статья применяется в тех случаях, когда причинение убытков вызвано нарушением прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов (далее — землепользователи), но не связано с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд и с изданием не соответствующего закону правового акта, нарушающего права землепользователей.

          Настоящая статья предусматривает обязанность работодателя выдавать работнику на основании его письменного заявления копии документов, связанных с работой, без взимания какой-либо платы, надлежащим образом оформленные (см. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. N 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» // ВВС СССР. 1983. N 32. Ст. 492).

          Статья 62 ЗК РФ. Возмещение убытков

          1. Нередки случаи, когда работнику необходимы копии документов, связанных с работой. Например, решается вопрос о приеме на работу в качестве штатного совместителя. При рассмотрении трудового спора в суде работнику необходимы копии приказов о приеме на работу, увольнении с работы, переводах на другую работу; выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате и др.

          Следует знать, что работодатель обязан по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня обращения выдать ему необходимые копии документов, связанных с работой. Все копии документов должны быть заверены работодателем надлежащим образом и передаваться работнику безвозмездно.

          2. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. законодатель предусмотрел выдачу копий о начислениях и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.

          Все данные будут переданы по защищенному каналу.

          Все данные будут переданы по защищенному каналу.

          Все данные будут переданы по защищенному каналу.

          Все данные будут переданы по защищенному каналу.


          Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *