Алгоритм расчета налога на имущество организаций в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алгоритм расчета налога на имущество организаций в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно действующим нормам фискального законодательства, расчет налога на имущество юридических лиц зависит от того, что конкретно является налогооблагаемой базой.

ВАЖНО! С 01.01.2019 правила расчета изменены. Теперь налогооблагаемым объектом по налогу на имущество признается только недвижимость. Движимые активы полностью исключены из налоговой базы. Введено законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Налог на имущество организаций — региональное обязательство. Ставки, срок уплаты авансовых платежей, льготы и освобождения обязаны устанавливать органы власти соответствующего региона, субъекта или области.

Пример расчета налога на имущество организаций

Чиновники определили два варианта расчета налога на имущество. Общепринятый вариант — это исчисление налогооблагаемой базы исходя из среднегодовой стоимости недвижимых активов. Второй случай — это расчет по кадастровой цене. Второй вариант более простой, однако применять его можно только в отношении закрытого перечня объектов. Все имущество, стоимость которого определяется по кадастру, указано в п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ.

Если на балансе одной компании имеются обе категории имущественных активов, то исчислять налоговые обязательства придется отдельно по каждой категории объектов. Иными словами, в расчет среднегодовой стоимости нельзя включать объекты, по которым начислять налог на имущество организаций следует из расчета кадастровой стоимости, и наоборот. Требуется отдельный учет и подсчет.

О том, как рассчитать и учесть налог на имущество организаций с кадастровой стоимостью, мы рассказали в специальной статье «Учет налога на имущество юрлиц, исходя из кадастровой стоимости». Теперь покажем на примере, как рассчитать сумму платежей в бюджет по среднегодовой стоимости объектов.

Размер налога на имущество определяется как произведение налогооблагаемой базы на ставку, утвержденную региональными властями на соответствующий отчетный период. Показатели ставок могут отличаться в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика. Уточнить текущие значения можно на сайте ФНС, однако максимальное значение не может превышать 2,2 %.

В первую очередь определяем налогооблагаемую базу.

За существенные ошибки в расчетах налоговики могут наказать. Чтобы исключить неточности в исчислении фискальных траншей, используйте бесплатный онлайн-калькулятор по налогу на имущество.

Для проверки потребуется указать текущую ставку налогового обязательства и внести сведения об остаточной стоимости недвижимых активов, которые признаны налогооблагаемыми объектами.

ВАЖНО! Данные в онлайн-калькулятор вносите на основании отчетных данных бухгалтерского учета. Для этого подготовьте заранее оборотную ведомость или карточки по счетам 01 и 03 на соответствующие учетные даты в разрезе объектов учета.

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)
  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)

Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

  • недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ.

Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.

Декларацию сдавайте в следующем составе:

  • Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
  • Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
  • Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
  • Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.

Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.

Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

Такое бывает в двух случаях:

  1. Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
  2. Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

Расчет суммы авансовых платежей по налогу на имущество

Новая строка 002 «Признак СЗПК» нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК, «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.

Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:

  • 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
  • 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
  • 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.

Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя. Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2.

С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.

Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.

На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.

Срок уплаты авансов по субъектам РФ будет различаться (п. 1 ст. 383 НК РФ). А вот срок для подачи расчета по ним был установлен единый — не позже 30 календарных дней с даты завершения периода, соответствующего отчетному (п. 2 ст. 386 НК РФ).

При этом отчетными следует считать определяемые поквартально отрезки года, равные в привязке к виду налоговой базы (п. 2 ст. 379 НК РФ):

  • кварталу, полугодию, 9 месяцам, если базу определяют по средней (среднегодовой) стоимости;
  • кварталу, если база зависит от кадастровой оценки.

Именно на них нужно ориентироваться при определении срока уплаты авансов.

Приступая к вычислению суммы авансового платежа по налогу на имущество, нужно иметь в виду, что результат этого процесса придется делить в зависимости от (пп. 1, 2 ст. 376, п. 3 ст. 382 НК РФ):

  • мест, где находится имущество;
  • видов облагаемых налогом объектов;
  • установленных для этих видов ставок налога;
  • вариантов применяемых льгот.

Эти обстоятельства определят необходимость:

  • создания отчетов, предназначенных для разных ИФНС;
  • разнесения имущества по разным разделам отчета;
  • создания нескольких листов одного и того же раздела, в т. ч. это может потребоваться в отношении одного и того же объекта;
  • суммирования результатов расчета, относящихся к одной и той же местности, для отражения итоговых сумм начислений.

Разнесение по разным разделам предопределено, в первую очередь, базой, от которой рассчитывается налог. Такой базой может оказаться либо средняя (среднегодовая) стоимость (в общем случае), либо кадастровая (для недвижимости определенных видов или определенной принадлежности).

Во все времена сборщиков налогов (мытарей) в широких народных массах недолюбливали. Тем не менее, органы, исполняющие фискальные функции – неизбежный атрибут любого государства. Налог на имущество, согласно общепринятой классификации, относится к следующим категориям:

  • По характеру изъятия – прямой (в противовес косвенным, таким как НДС);
  • По уровню управления – местный (средства адресуются бюджетам муниципальных и региональных административных образований РФ);
  • По субъекту – может взиматься и с физических, и с юридических лиц;
  • По объекту также разнообразен – фискальное обязательство начисляется на движимое имущество и объекты недвижимости;
  • Целевое назначение – общее (бывают также специальные сборы, но это не тот случай).

Теперь о том, кем рассчитывается налог на имущество. Организации должны считать его сами. Эта работа поручается, как правило, бухгалтерии – как подразделению, владеющему наиболее полной и обоснованной документально информацией. О том, как начисляется размер налога, уже рассказано выше. Остаётся лишь напомнить, что достоверность сведений о стоимости имущества контролируется, и технически проверка не составляет проблемы.

Заботу о правильности начисления налога на недвижимость граждан берёт на себя государство в лице ФНС РФ.

Регистрирующие органы отправляют Федеральной Налоговой Службе сведения о собственности физических лиц в течение десяти дней после приобретения объекта недвижимости (пункт 4 статьи 85 НК). Местное отделение ФНС, за месяц до 1 декабря (крайней даты зачисления средств) каждого года (то есть до 1 ноября), направляет уведомление, из которого можно узнать сумму и код бюджетной классификации.

Налоговая политика в отношении имущества проводится регионами в значительной мере самостоятельно. Ставки обложения могут увеличиваться (не более, чем в три раза) или вообще обнуляться для отдельных категорий граждан, относительно установленных в пункте 4 статьи 406 Налогового кодекса значений:

База налогообложения, тыс. руб. Налоговая ставка, %
Менее 300 0,1
300 – 500 от 0,1 до 0,3
Более 500 от 0,3 до 2

Кроме стоимости, налоговая ставка для физлиц может зависеть от функционального назначения объекта недвижимости. В частности, для жилых помещений, хозяйственных построек и гаражей она, как правило, не превышает значения 0,1%.

Право на льготное налогообложение, вплоть до полной отмены сбора на имущество, имеют граждане, чьи заслуги перед Отечеством признаны государством: Герои СССР и России, участники боевых действий, ликвидаторы аварии на ЧАЭС. Также к этой особой категории относятся инвалиды первой и второй групп, детства, и семьи военнослужащих, утратившие кормильца. Право на уменьшение фискальных обязательств предоставляется на основании поданного в ФНС заявления.

Льготы касаются только одного объекта недвижимости. Поэтому если у гражданина в собственности имеются, к примеру, две квартиры, то основной ему есть прямой смысл указать наиболее дорогостоящую.

Как уже было указано, налог на имущество физического лица считает отделение ФНС, а его сумма отражается в уведомлении, направляемом плательщику. В случае если гражданин обнаружил ошибку (завышение или занижение, что тоже плохо) ему рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Подготовить пакет документов, аргументированно указывающий на неточность. Таковой включает в себя:
    а) заявление, составленное по установленной форме или, если её нет, произвольно, с указанием ФИО плательщика, его ИНН, номера уведомления и адреса инспекции;
    б) копии (сканы, если пакет подаётся в электронном виде) документов, подтверждающих правильное значение суммы налога.
  2. Отправить указанный пакет на адрес службы. Это можно сделать несколькими способами, в том числе и с личного кабинета после регистрации на сайте ФНС РФ. Надёжнее всего – заказное письмо с описью прилагаемых вложений и уведомлением о доставке.
  3. Дождаться и получить ответ, представляющий собой новое налоговое уведомление с графой «Исчисленная сумма налога» (исправленное значение) и отменённой суммой, «исчисленной ранее». Нормативный срок реагирования – 30 дней. В некоторых случаях он может быть продлён ещё на 30 суток.
  4. Если оплата завышенной суммы уже произведена, гражданин пишет заявление на возврат излишка или зачёт его на следующий период согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ. Решение (как правило, положительное) принимается не позднее 10 суток после получения заявления. Ещё 5 рабочих дней отводится законодательством на его оформление и отправку плательщику.

После возврата или зачёта переплаты налога на имущество, вопрос можно считать закрытым.

Налог на имущество является местным, прямым и общим. Он взимается с физических и юридических лиц.

Сумма налога тем больше, чем выше стоимость имущества, которым обладает плательщик. Зависимость носит нелинейный характер.

Сумма сбора на имущество, которым владеет рядовой гражданин России, относительно невелика.

Существуют простые и доступные методы расчёта налога на имущество.

Следует внимательно следить за своевременностью уплаты налога на имущество.

Как инспекторы будут по-новому администрировать имущественные налоги

Дата публикации

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.19 100
01.02.19 95
01.03.19 90
01.04.19 85
01.05.19 80
01.06.19 75
01.07.19 70
01.08.19 234
01.09.19 207
01.10.19 191
01.11.19 174
01.12.19 146
31.12.19 118

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

За 2020 год отчитываться по налогу на имущество организаций нужно будет по новой форме!

А по транспортному и земельному налогам сдавать отчетность за 2020 год вообще не нужно, при этом у организаций появляются новые обязанности и новая ответственность за их неисполнение. Разбираться во всех новшествах сдачи отчетности по имущественным налогам будем в ходе Трансляции. В частности, на мероприятии рассмотрим:

– важные изменения в исчислении и уплате налога на имущество организаций с 1 января 2020 года;

– проблемные вопросы разграничения движимого и недвижимого имущества (на основе судебной практики);

– условия, при которых изменение кадастровой стоимости влияет на налоговую базу;

– расчет налоговой базы по налогу на имущество в случае приобретения отдельных помещений, по которым кадастровая стоимость не определена;

– заполнение декларации по налогу на имущество по новой форме;

– обязанности организаций по транспортному и земельному налогу с 2021 года;

– сообщение от налогового органа об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов;

– новый перечень дорогих автомобилей для расчета транспортного налога с повышающим коэффициентом.

1. Налог на имущество организаций за 2020 год.

  • Принципиальные изменения в исчислении и уплате налога на имущество организаций с 1 января 2020 года.
  • Проблемные вопросы разграничения движимого и недвижимого имущества. Судебная практика.
  • Определение налоговой базы по налогу на имущество. Кадастровая и среднегодовая стоимость: при каких условиях и какие организации и ИП платят налог на имущество в 2021 году.
  • Расчет налога по среднегодовой стоимости: «контрольные точки», отражение в отчетности.
  • Виды недвижимого имущества, признаваемые объектом налогообложения по кадастровой стоимости.
  • Определение кадастровой стоимости: что надо знать бухгалтеру для правильного расчета налога в 2021 году.
  • Изменение кадастровой стоимости недвижимого имущества в течение налогового периода. При каких условиях это изменение влияет на налоговую базу.
  • Расчет налогооблагаемой базы по налогу на имущество в случае приобретения отдельных помещений, по которым кадастровая стоимость не определена.
  • Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в случае приобретения или продажи имущества в рамках налогового периода.
  • Налоговая база арендатора по налогу на имущество организаций в отношении неотделимых улучшений.
  • Важные разъяснения контролирующих органов по вопросам уплаты и отчетности по налогу на имущество организаций.

2. Транспортный налог и земельный налог за 2020 год.

  • Новый порядок отчетности по транспортному налогу.
  • Новый перечень дорогих автомобилей для расчета налога с повышающим коэффициентом.
  • Комментарии по применению ставок в отношении имущественных налогов.

Налог на имущество организаций в 2021 году

Сотрудничеством с «ЭЛКОД» довольна. Особенно полезны образовательные услуги — посещала семинары в Центре образования, а когда не было возможно — участвовала в вебинарах. Именно на мероприятии обращают внимание на такие вещи, которые зачастую остаются незамеченными в каждодневной работе, но которые необходимо учитывать.

Крылова Елена Александровна Главный бухгалтер ООО «УНТС»

Наша компания недавно стала клиентом «ЭЛКОДА», и это первое приглашение на семинар. Впечатления положительные. Очень полезная тема, сжатый формат, при этом все вопросы четко освещены — лектор поработала результативно. Полезно было узнать о нововведениях в Налоговом кодексе, о рисках, которые сейчас имеются. Теперь мы попытаемся их избежать, будем использовать предложенные методы налоговой оптимизации. Ценно, что можно пообщаться с коллегами в неформальной обстановке, выяснить рабочие вопросы, поделиться опытом — всё это эффективно именно тогда, когда идет живой контакт.

Долгова Юлия Петровна Финансовый директор ООО «НЭЙТИВ»

Всё очень достойно. В Центре образования была на разных семинарах, в полном восторге. Лекторы ведут семинары очень хорошо. Простым, доходчивым, понятным языком. Всё как на практике. Просто чудо как всё грамотно, доходчиво и всё по существу. Огромное спасибо вам!!!

  • Транснефть Финанс
  • Северсталь ЦЕС
  • РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Компания Braun
  • Мостотрест
  • Альфа-Банк
  • Мособлгаз
  • Газпромбанк
  • МКУ Управление Делами Администрации
  • ФКР Москвы
  • Аппарат Мэра и Правительства Москвы
  • ВТБ Лизинг
  • Гипромез
  • АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
  • Русское море
  • Издательство Просвещение
  • ИЦЛС Биотехнология
  • ГУП Моссвет

Встреча с экспертом 04.02.2021

Новое в налогах в 2021 году

Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

Налог на имущество юридических лиц может претерпеть изменения на протяжении года, но пока известны только некоторые из них. Они уже отражены в официальных документах:

  1. Отмена деклараций (по транспортному и земельному налогам) и замена их сообщениями налоговой инспекции о начисленной сумме (она рассчитывается по количеству и характеру объектов).
  2. Срок оплаты установлен единый – транспортный и земельный налоги для юридических лиц вносятся не позднее 1 марта 2022 года (или 1 марта, которое наступает за любым истекшим налоговым периодом).
  3. Уплата двух форм налогообложения производится на основании сообщения отделения ФНС. Расчет суммы происходит на основании поданного перечня с документами о регистрации. Предоставленные данные могут проверяться и уточняться.

Авансовые платежи, как и ранее, должны быть сделаны не позднее последнего числа первого месяца, который наступил за истекшим периодом.

Налоговая служба Российской Федерации продолжает работать над упрощением ведения документации по налогам:

  1. Возможность получения льгот в заявительном порядке.
  2. Можно представить все документы в один налоговый орган.
  3. Отмена деклараций и введение сообщений о начисленной сумме.
  4. Расширенный формат подачи документов в электронном виде и получение данных о налогоплательщике в рамках взаимодействия между системами.

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Все изменения по налогу на имущество с 2021 года: обзор

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/[email protected] «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Налог на имущество представляет собой имущественный сбор. Его размер в последнее время довольно вырос, что связано с тем, что в базу для налогообложения были включены отдельные группы движимого имущества. Под плательщиками налога на имущество понимают юридических лиц, которые имеют в своей собственности налогооблагаемые объекты.Однако, для некоторых субъектов предусматриваются послабления. Например, организации, которые перешли на специальный налоговый режим, от уплаты имущественного налога освобождены. Но и в этом правиле исключения также есть. Компании на спецрежимах должны уплачивать имущественный налог, если в они имеют в собственности особые виды имущества. Перечень таких основных средств приводится органами законодательной власти в субъектах РФ.

Налог на имущество является региональным, поэтому власти субъектов РФ имеют право самостоятельно устанавливать отчетные периоды по данному налогу.Это означает, что кроме обязательного платежа, уплачиваемого раз в год по завершении налогового периода, налогоплательщиков могут обязать уплачивать авансовые платежи. Выяснить какова периодичность платежей в том или ином субъекте РФ можно на сайте ФНС.

Расчет налога производят на начало отчетного периода. В зависимости от налоговой базы (стоимость имущества) и налоговой ставки определяется сумма налога, подлежащая к уплате за отчетный период. При этом перечисление авансовых платежей по налогу осуществляется ежеквартально по ¼ части от суммы налога за год. Соответственно, для определения суммы налога к уплате необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Определить сумму налога по формуле, приведенной выше.
  2. Рассчитать авансовые платежи, как ¼ от суммы налога за год.

В бюджет авансы по налогу на имущество перечисляются каждый квартал. Срок уплаты аванса устанавливается местными властями, но обычно он составляет 30 дней с момента окончания квартала.

Важно! В конце года в налоговую подается декларация, в которой содержится сумма налога по итогам отчетного периода. Окончательный расчет по налогу осуществляется следующим образом: сумма налога, указанная в декларации минус авансовые платежи.

Проводки по налогу на имущество при его начислении отражаются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Такой метод отражения хозяйственных операций предусматривается ПБУ 10/99. Он подразумевает, что налоговое обязательство отражается в расходах по основным видам деятельности. Однако, существует и иное мнение, согласно которому затраты необходимо относить к прочим расходам и отражать на счете 91 (субсчет 91.2 «Прочие расходы»). Это следует из того, что законодательство не предусматривает конкретного источника, за счет которого компании обязаны уплачивать налог на имущество. Проводки в этом случае будут следующими:

Хозяйственная операция Д К
За отчетный/налоговый период начислен налог на имущество организаций 91.2 «Прочие расходы» 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет налог на имущество)
Перечислен налог на имущество в бюджет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет налог на имущество) 51 «Расчетный счет»

Важно! Организации самостоятельно принимают решение, каким именно способом они будут отражать начисление налога на имущества в своем учете. Свой выбор необходимо будет зафиксировать в учетной политике. Это позволит в будущем избежать возможных споров с налоговым органом.

Вопрос: Наша компания имеет представительство, которое расположенное в другом городе. Это представительство не имеет своего баланса и его имущество учитывается на балансе головной компании. Кто в этом случае должен уплачивать налог на имущество, находящееся в распоряжении данного представительства?

Ответ: Если представительство не имеет своего отдельного баланса, то налог на имущество уплачивает головная компания.

Вопрос: В соответствии с условиями инвестиционного договора, одна компания компенсирует другой фирме сумму имущественного налога. В праве ли эта компания учесть данную компенсацию в составе расходов при расчете налога на прибыль?

Ответ: Нет, дело в том, что данная компания не является налогоплательщиком в этом случае, а просто компенсирует налоговые расходы другой фирмы. Поэтому она не может учесть сумму компенсации при расчете налога на прибыль.

Вопрос: По договору лизинга компания выкупила оборудование, которое было учтено на балансе. Нужно ли уплачивать по нему налог на имущество?

Ответ: Да, так как компания получила оборудование в собственность и отразила его на своем балансе, то и налог на имущество уплачивать она обязана.

Срок уплаты налога на имущество – до 1 декабря года, следующего за отчетным. Например, до 1 декабря 2020 г. владельцы недвижимости платят за 2019 год. А за 2020 г. – до 1 декабря 2021 г.

Ежегодно налоговый орган рассылает каждому налогоплательщику уведомление со всей необходимой информацией по объекту, сумме и сроках уплаты. Если у вас есть на сайте ФНС личный кабинет, то документ поступит туда. Если нет, то по почте России.

Финансово грамотный человек – это не только тот, кто знает, как пользоваться банковской картой или правильно взять кредит. Не менее важны знания обо всех налогах, которые мы платим государству. Автоматизация системы их начисления привела к тому, что процесс почти не требует участия налогоплательщика. Но вероятность ошибок все равно сохраняется.

Оставим бухгалтерам право разбираться в нюансах начисления налога на имущество юридических лиц, а физические лица должны понимать, сколько они должны заплатить за свою недвижимость и на какие льготы могут рассчитывать. Предлагаю заняться этим прямо сейчас. Загляните в свои квитанции и проверьте, правильно ли налоговая инспекция взяла с вас деньги за 2018 год.

С уважением, Чистякова Юлия

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу включения в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сведений о среднегодовой стоимости движимого имущества и сообщает.

Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 386 Кодекса в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества установлен абзацем вторым пункта 4 статьи 376 Кодекса, согласно которому среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Исходя из изложенного при определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 386 Кодекса следует применять положения абзаца второго пункта 4 статьи 376 Кодекса.

Директор Департамента Д.В. Волков

В декларацию по налогу на имущество организаций включаются сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, учтенного на балансе организации в качестве объектов основных средств.

Среднегодовая стоимость такого имущества определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин его остаточной стоимости (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число такого периода, на количество месяцев в нем, увеличенное на единицу.

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Основным признаком, который определяет необходимость уплаты налога с имущества, является отнесение его в состав основных средств предприятия, организации (п. 1, ст. 374 НК РФ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ).

Основания для отнесения имущества к основным средствам

  • Имущество предполагают использовать больше, чем один календарный год.
  • Имущество предполагают использовать для сдачи в аренду, в производстве.
  • Имущество не предназначают для продажи для получения прибыли.
  • Имущество в ходе его эксплуатации может приносить доход предприятию, организации, им владеющим.

Имущество, отвечающее вышеперечисленным требованиям, учитывается на счете 01 и должно облагаться налогом на имущество , даже в том случае, если оно находится в совместном или временном пользовании. Организации оплачивают налог на имущество с жилых помещений, которые не нашли отражения в числе основных средств.

Важнейшим признаком основного средства, являющимся основанием для начисления по нему налога на недвижимость, является его использование. Даже если при этом оно не вводилось в эксплуатацию, на него не зарегистрированы права, оно не переведено на счет бухгалтерского учете 01.

Налог на имущество не начисляется на основное средство, если оно не отражено на счете 01 и не используется в производстве (за исключением ОС, полученных по соглашению концессии).

Какие объекты недвижимости не признаются объектами налогообложения (п. 4 ст. 374 НК РФ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ)

  1. Объекты природопользования и земельные участки (природные ресурсы, включающие и водные объекты).
  2. Имущество, относящееся к объектам культурного наследия (памятники культуры и истории).
  3. Объекты недвижимого имущества, оперативное управление которыми возложено на федеральные органы и они используются в целях обеспечения безопасности, потребностей обороны, в том числе и гражданской обороны.
  4. Объекты с ядерными установками, которые предназначены для исследований в научных целях.
  5. Объекты недвижимости космические.
  6. Ряд видов судов: ледоколы; суда автономного обслуживания; суда с находящимися на них ядерными установками; суда, прошедшие регистрацию в Российском международном реестре.

Важно! Субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать размер ставки налога на имущество, а также сроки и порядок его уплаты (п. 1 ст. 372 НК РФ).

В предыдущем году движимые активы, принятые компанией на баланс после 1 января 2013 года, не подлежали налогообложению. Данное правило не действовало в отношении активов, которые компания получила от так называемого зависимого контрагента. Это исключение было введено для того, чтобы устранить случаи искусственного занижения суммы, подлежащей уплате в бюджет посредством передачи активов между дружественными компаниями. Действие указанной нормы прекратилось 1 января того года.

Теперь, согласно Федеральному Закону за №335-ФЗ от 27 ноября 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» движимые активы предприятий снова стали входить в налогооблагаемую базу.

Помимо того, в соответствии с новой редакцией статьи 380 указанного кодекса и статьи 381.1. льготы, действующие в отношении активов компании, входящих в 3-10 амортизационные группы, больше не работают. Тем не менее, в отношении активов, обозначенных в пункте 25 статьи 381 главного фискального документа России, с даты выпуска которых истекло не более 3 лет, а также активов, которые классифицируются как инновационное высокоэффективное оборудование, могут применяться дополнительные льготы вплоть до полного освобождения компании от уплаты обозначенного вида обязательных платежей в бюджет.

Данная таблица применяется при уплате налога за 2021 год. С 2019 года налог не уплачивается.

Внимание! Смотрите льготы по регионам в таблице ниже. Если в таблице нет региона, значит, нужно платить налог на движимое имущество.

С 2021 года компания сможет не платить налог за движимое имущество, только если это право пропишут в законе субъекта РФ. Проверьте, есть ли в таблице ниже ваш регион. Если его нет – компания должна с 2021 года платить налог на имущество за движимые активы, которые приняла на учет с 1 января 2013 года.

Налог на движимое имущество действует с 2018 года (за исключением льгот, указанных в таблице ниже):

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;

Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Хорошая новость! В Москве отменен налог на движимое имущество.

Внимание! В данной таблице собран список регионов, где введены льготы. Если регион не занесен в таблицу, то компания должна платить налог по движимому имуществу за периоды до 2019 года.

Таблица предоставлена нашими коллегами с сайта Система главбух.

Полезные рекомендации:

Регион

Имущество, на которое распространяется льгота


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *