Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение об оплате труда и премировании работников для ооо 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Поскольку законодательных требований по данному вопросу не существует, в разных компаниях можно встретить разнообразные варианты оформления внутренних документов, связанных с исчислением и выплатой зарплаты работникам.
Например, положение об оплате труда оформляют как отдельный документ, а условия премирования прописывают в другом локальном акте — положении о премировании и материальном стимулировании работников. Можно предусмотреть и иные зарплатные положения: об индексировании заработной платы, суммированном учете рабочего времени и т. д.
Отдельные работодатели ограничиваются утверждением только одного документа — коллективного договора, в котором оговаривают все необходимые аспекты зарплатной политики.
О назначении и особенностях коллективного договора читайте в материале «Коллективный договор как форма социального партнерства».
Решение вопроса о том, прописывать ли все необходимые зарплатные нюансы в одном документе или оформлять отдельными положениями каждый существенный вопрос, остается за руководством фирмы или работодателем-ИП. Если принято решение объединить вопросы системы оплаты и особенности премирования в едином положении, необходимо максимально скрупулезно прописать в этом документе все нюансы.
О том, какими могут быть премии и вознаграждения для работников, читайте в статье «Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?».
В структуре положения из рассмотренного примера все доплаты, компенсации и премии вынесены в отдельные табличные разделы. Это делать необязательно — текстовая форма изложения также может применяться. В данном случае такой прием структурирования информации применен с целью наглядности и простоты восприятия.
О том, какие выплаты образуют систему оплаты труда, читайте в статье «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы».
Таблица «Доплаты» содержит перечисление тех добавок к зарплате, которые применяются у работодателя. Например, это могут быть дополнительные выплаты, связанные со сверхурочными работами, за ночную работу или труд работника в праздник и иные доплаты.
По каждому виду доплат в таблице проставляются соответствующие процентные ставки. Например, за работу в ночное время доплата составляет 40% часовой ставки (для рабочих-повременщиков). В отдельной графе таблицы (она может называться «Примечание») указываются необходимые поясняющие данные. Например, по доплате за ночную работу в этой графе приводится период, считающийся ночным: с 22:00 до 6:00.
Структура таблицы «Компенсации» аналогична вышеописанной. Перечисленные компенсации (например, за вредные и опасные условия труда, при увольнении, сокращении и др.) дополняются соответствующей суммой или алгоритмом расчета.
Таблица «Надбавки» присутствует в положении только в том случае, если такой вид денежных добавок к зарплате у работодателя существует. В качестве примера можно привести надбавку за стаж работы. При этом подробно требуется пояснить, за какой период какой размер надбавки полагается. Например, за стаж работы от 4 до 7 лет, добавка к зарплате составит 12%, от 7 до 10 — 15%, а свыше 10 лет — 18% от начисленной зарплаты.
Аналогичным образом заполняются остальные таблицы.
Положение об оплате труда может быть утверждено работодателем единожды и действовать без ограничения срока (бессрочно). Законодательством никаких особенностей для срока действия такого документа не установлено.
Необходимость в ежегодном пересмотре положения может возникать в тех случаях, когда работодатель осваивает новые виды деятельности с привлечением работников различных профессий, по которым необходим пересмотр или дополнение существующих СОТ и стимулирующих выплат, или условия труда меняются.
Работодатель и работники заинтересованы в поддержании своих внутренних локальных актов в актуальном состоянии и должны своевременно выступать инициаторами их пересмотра, в том числе и рассматриваемого положения.
Что указать в приказе об утверждении положения об оплате труда, расскажем здесь.
Положение об оплате труда необходимо как работникам, так и работодателю. С помощью этого внутреннего документа налогоплательщику легче отстоять перед налоговиками обоснованность снижения налоговой базы по налогу на прибыль или УСН-налогу на разнообразные зарплатные выплаты. А работники будут уверены в том, что их не обманут при начислении зарплаты и они смогут получить законные надбавки и компенсации (в том числе в судебном порядке).
У этого документа нет законодательно установленной формы, у каждого работодателя он имеет свой вид. Срок его действия устанавливается работодателем самостоятельно. Положение может пересматриваться по мере необходимости или действовать бессрочно.
Ответственных за разработку ЛНА по разным направлениям деятельности работодатель определяет самостоятельно. Это могут быть отдельные специалисты, разрабатывающие положение целиком или отдельные его части. Также ответственность за разработку локальных актов может быть поручена специально созданной рабочей группе. Дополнительно возможно согласование текста проекта Положения с конкретными специалистами или профильными отделами — бухгалтерией, юридическим отделом и т.д..
Положение по оплате труда — образец 2021
Положение утверждено Трудовым кодексом, действующим на территории Российской Федерации. Главной целью данного документа является закрепление на бумажном носителе всех существующих на конкретном предприятии механизмов оплаты труда.
При составлении этого локального акта руководитель (или уполномоченное лицо) должен указать как правила, применяемые для исчисления заработной платы, так и все возможные системы материального поощрения.
Это Положение в первую очередь несет в себе информационную функцию. Перед ним ставится задача объединить и консолидировать применяемые в государственной или коммерческой организации правила оплаты труда наемных работников.
Такой вид документа, как положение об оплате труда и материальном стимулировании, способствует грамотной организации выплат персоналу. Некоторые работодатели называют его иначе – положение об оплате труда и премировании работников. Но принципиальной разницы нет. Это один и тот же акт, в котором речь идет и о премиях.
Важно отметить, что каждый работодатель составляет положение об оплате труда и премировании всего один раз. Дальше он может вносить в него какие-либо изменения, если они потребуются. Это могут быть и мелкие правки позиций, описанных в данном документе.
Кроме того, если на предприятии в наличии профсоюз, то его мнение обязательно должно быть принято к сведению при пересмотре каких-либо правил оплаты труда или введении новых.
Единого и/или обязательного образца положения об оплате труда и премировании не существует, поэтому каждое предприятие само выбирает, что и как ему писать в этом документе.
Работодатель может довольно легко разработать свой вариант такого внутреннего акта. Есть много вариантов и образцов составления положения, но ни одна из них не утверждена официально. Поэтому можно сгенерировать собственный документ. При обязательном условии, что он не будет противоречить требованиям трудового законодательства 2017 года.
Каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать систему премирования своих работников. Единственное условие при этом – чтобы оно полностью соответствовало рамкам действующего законодательства РФ.
Если говорить в общих чертах, то Положение устанавливает, кто из сотрудников, за какие услуги и при каких обстоятельствах может получить материальное поощрение от руководства фирмы.
Таким образом, разрабатывая Положение о премировании администрация предприятия обычно достигает сразу нескольких целей:
- повышается производительность труда и эффективность работы сотрудников,
- улучшается качество выпускаемой продукции,
- укрепляется трудовая дисциплина,
- расширяются общие перспективы.
В некоторых случаях, в дальнейшем Положение может стать юридически значимым документом, обладающим доказательной силой в судебной инстанции – например при решении трудовых споров и разногласий по части выплаты заработной платы и иных материальных поощрений сотрудника. Именно поэтому к его составлению следует относиться предельно внимательно, учитывая все тонкости и нюансы работы предприятия.
Кто разрабатывает и что должно содержать Положение об оплате труда в 2021 году
Теоретически (и часто практически) Положение касается каждого работника предприятия, поэтому все сотрудники должны быть с ним ознакомлены. Как правило, изучение документа происходит непосредственно при трудоустройстве или же, если документ разработан в период активной работы организации, на любом этапе ее деятельности.
Обычно компании имеют специальные журналы, в которых сотрудники расписываются о том, что они ознакомлены с внутренними нормативно-правовыми актами компании, в том числе Положением о премировании.
Срок действия Положения ничем не ограничен. Иными словами, каждый работодатель может устанавливать его в индивидуальном порядке или же делать документ вовсе бессрочным.
Нужно ли заверять Положение в профсоюзе
Если на предприятии действует профсоюзная организация (а она имеется во многих крупных государственных и коммерческих компаниях), то Положение обязательно должно быть передано его членам на рассмотрение и утверждение. Только после одобрения этого органа Положение может вступить в законную силу. Если профсоюза в фирме нет, то нигде, кроме непосредственного руководства предприятия, его заверять не нужно.
Как любой другой документ, Положение тоже может нуждаться в исправлениях, поправках и корректировках по самым разным причинам. Сделать это можно в любой момент времени, если иное не установлено в учетной политике предприятия.
Обратите внимание! Все изменения, вносимые в документ, должны быть согласованы с профсоюзным комитетом, при наличии его на предприятии.
Стандартной, унифицированной, единой для всех формы данного документа нет, так что организации могут разрабатывать Положение в свободном виде. Главное условие, чтобы оно содержало:
- наименование организации,
- дату создания
- и подпись руководителя.
Рекомендуется отметить ряд сведений, которые желательно включить в документ, это:
- условия назначения премии,
- ее размер
- и сроки выплаты.
Также желательно отметить то, что премирование является исключительно инициативой работодателя – это в случае чего позволит избежать необоснованных требований со стороны подчиненных.
Положение об оплате труда: каким должен быть образец 2021 года
ВАЖНО! Законодательно не устанавливается обязанность составлять Положение об оплате труда работников. Но при первой же налоговой проверке работодатель понимает его важность.
Именно этот документ в том случае, если он существует, позволяет доказать правомерность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль или УСН. А в этом действии заинтересовано любое учреждение.
С точки зрения сотрудника, наличие такой информации делает систему оплаты труда и вознаграждений более прозрачной. Это обеспечивает привлекательность организации как работодателя и предупреждает дефицит кадров.
ГИТ не сможет наказать предприятие, если у него отсутствует Положение об оплате труда на 2020 год: новые правила или штрафные санкции для этого не установлены. Иногда его разработка излишня:
- если все условия труда закреплены в трудовом договоре или коллективном соглашении;
- если все сотрудники работают в обычных условиях и возможность отклонений от условий труда исключена (никто никогда не привлекается к работе в праздники, выходные, ночной период времени).
Разработкой локального нормативного акта занимается руководство. Но принять Положение об оплате труда и премировании работников единолично исполнительный орган права не имеет. В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ, любая внутренняя нормативная документация, затрагивающая заработную плату, должна получить одобрение профсоюза (конечно, если он есть на предприятии)
ВАЖНО! Если такой орган в компании отсутствует, соответственно, в одобрении Положения об оплате необходимости нет.
Когда достигнут компромисс, руководитель издает приказ. В нем он отражает:
- факт утверждения документа, его наименование может варьироваться (об оплате, о премировании, о системе мотивации, о поощрении за труд);
- необходимость ознакомления с ним всех сотрудников (в соответствии со статьей 22 ТК РФ);
- обязанность ознакомления с ним вновь принимаемых на работу до подписания договора (в соответствии со статьей 68 ТК РФ);
- ответственного;
- контроль за исполнением.
Обычно количество пунктов зависит от количества применяемых систем оплаты труда, дополнительных выплат и прочей специфики конкретной организации. Иногда рассмотрение отдельных вопросов выносится в отдельные разделы (например, «Системы оплаты» рассматриваются не в «Общих положениях», а обособленно от них, как отдельная часть), либо перечисляются в водной части — этот вариант иллюстрирует образец положения об оплате труда и премировании работников.
Положение включает важный раздел о денежных поощрениях работников. В нем необходимо указать все действующие виды компенсаций и надбавок с конкретным указанием их сумм и порядка выплаты (в каких случаях применяются и в каком размере). Система поощрений может включать и предоставление бесплатных путевок, билетов и т. д. — тогда информацию об этом включают в документ. В разделе «Материальная помощь» нужно указать полный перечень случаев, когда администрация оказывает финансовую поддержку своим сотрудникам. В этот перечень обычно включают: рождение ребенка, потерю близкого родственника, заключение брака. Можно говорить и о случае индивидуальной помощи исходя из конкретных обстоятельств.
По желанию добавляют дополнительные пункты. Если вы решите использовать подготовленный экспертами образец положения об оплате труда работников 2020, стоит внимательно перепроверить его на соответствие порядкам вашей организации и переработать: например, где-то предусмотрены надбавки, а где-то — нет. Одни устанавливают предел совокупного размера доплат, другие их не ограничивают.
Необходимо указать конкретную сумму материальной помощи или способ ее определения. Например, директор устанавливает ее собственным решением в отдельном распоряжении на основании представления непосредственного руководителя сотрудника. Также в этом пункте отдельно указывают, будут ли учитываться суммы материальной помощи при расчете среднего заработка.
Положение об оплате труда работников: как составить
Все изменения вносятся приказом руководства. Оформляется он по тем же правилам, что и в случае с утверждением. Указать в нем надо следующие сведения:
- название и дату вступления в силу документа, в который вносятся коррективы;
- перечень пунктов, подлежащих изменению;
- новые формулировки;
- обязанность ознакомить с новшествами работников;
- ответственный.
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
\r\n\r\n
При составлении любого локального нормативного акта, в том числе Положения об оплате труда, нужно придерживаться общих требований юридической техники. Это, в частности, означает, что используемый глоссарий необходимо закрепить непосредственно в документе, дав четкое определение каждому термину.
\r\n\r\n
Также в ЛНА принято выделять раздел с общими положениями. В нем указываются цели и порядок применения документа, а также даются ссылки на законы, подзаконные акты и локальные акты организации, которые действуют при регулировании соответствующих правоотношений. В этом же разделе можно привести данные о лицах, ответственных за решение вопросов, связанных с премированием, рассмотрением конфликтных ситуаций и т.п.
\r\n\r\n
Два названных раздела — общие положения и глоссарий (еще его называют «термины и определения») — формируют вводную часть документа. Далее следует основная часть Положения.
\r\n\r\n
Обычно ее открывает раздел, регламентирующий порядок и условия оплаты труда. Здесь указывается применяемая система оплаты труда и дается ее описание. Если для разных категорий работников вводятся разные системы оплаты труда, то каждой из них нужно посвятить отдельные пункты. В них указываются категории сотрудников, которые подпадают под ту или иную систему.
Образец положения об оплате труда и премировании работников
В нормативных актах не содержится конкретных требований к оформлению положения об оплате труда, поэтому компания вправе использовать любой образец. Обычно документ имеет такую структуру:
- Вводная часть (определение принятых терминов).
- Описание системы оплаты.
- Сроки и формы перечисления зарплаты.
- Принципы и порядок премирования.
- Доплаты и иные выплаты.
- Порядок индексации зарплаты.
- Ответственность работодателя.
- Сроки действия и порядок изменения положения.
Как правило, заработная плата перечисляется 2 раза:
- Аванс.
- Оставшаяся часть.
При составлении положения об оплате труда нужно четко определить размеры этих выплат и даты начисления. При выпадении даты на рабочий или праздничный день сумма перечисляется в последний рабочий день перед ними.
Здесь указывают основания, порядок начисления и размер премий, а также других стимулирующих надбавок. Как правило, премии исчисляются как процент от оклада, установленного по тарифной ставке. Среди них выделяют разные виды:
- месячные;
- квартальные;
- годовые;
- за особые достижения и т.п.
В положении об оплате труда недопустимо напрямую прописывать штрафные санкции в отношении сотрудника, нарушившего трудовую дисциплину или исполняющего свои обязанности недостаточно качественно. Однако фактически организация вправе лишить работника премии полностью или частично.
В этом пункте прописывают исчерпывающий перечень всех дополнительных выплат, которые перечисляются работникам по разным основаниям
- доплата за ночные часы;
- доплата за сверхурочные;
- доплата за работу в выходные/праздничные дни;
- отпускные;
- больничные;
- пособие по беременности;
- пособие при рождении;
- пособие по уходу;
- компенсация на период отпуска.
Данный раздел положения удобнее всего оформить в виде таблицы, в которой нужно указать основание начисления выплаты и ее размер.
Также компания может периодически предоставлять некоторым сотрудникам материальную помощь. Причины ее начисления связаны с изменившимися жизненными обстоятельствами – свадьба, рождение ребенка, смерть близкого человека, пожар в квартире и др.
Ответственность устанавливается в соответствии с законодательством РФ. К тому же компания может принять на себя и дополнительные обязательства в связи с задержкой, частичной невыплаты зарплаты и т.п. В этом же разделе прописывают порядок действий работника в случае длительной задержки (более 15 дней): приостановка работы с предварительным письменным уведомлением работодателя.
Положение об оплате труда может быть утверждено однократно и действовать бессрочно вплоть до его замены другим положением либо ликвидации/реорганизации компании. Поэтому пересматривать положение ежегодно нет необходимости.
Однако компания может вносить в него отдельные изменения. Право разработки поправок принадлежит уполномоченным сотрудникам, назначенным руководителем – главному бухгалтеру, менеджеру отдела кадров и др. При этом новые разделы вступают в силу только после их утверждения директором на основании соответствующего приказа.
Положение об оплате труда, положение о премировании
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и предусматривает порядок и условия оплаты труда, материального стимулирования и поощрения работников предприятия ОАО «Предприятие», именуемого далее по тексту «предприятие».
1.2 Настоящее положение распространяется на лиц, осуществляющих на предприятии трудовую деятельность на основании заключенных с предприятием трудовых договоров (далее по тексту «работники»).
1.3 Настоящее положение распространяется на работников, осуществляющих трудовую деятельность на предприятии как основном месте работы в соответствии со штатным расписанием, а также работающих по совместительству внешнему или внутреннему.
1.4 Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся по согласованию администрации и профсоюзной организации предприятия и утверждаются приказом директора.
1.5 В настоящем положении под оплатой труда понимаются денежные средства, выплачиваемые работникам за выполнение ими трудовой функции, в том числе компенсационные, стимулирующие и поощрительные выплаты, производимые работникам в связи с выполнением трудовых обязанностей, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами, настоящим положением, должностными инструкциями и другими локальными нормативными актами предприятия. Оплата труда зависит от квалификации работника, сложности и условий выполняемой работы, а так же количества и качества затрачиваемого труда.
1.6 Оплата труда работников предприятия включает в себя:
» постоянную часть — заработную плату, состоящую из тарифной ставки, должностного оклада, сдельной части, а также надбавок и доплат к ним;
» переменную часть — стимулирующие и поощрительные выплаты за надлежащее выполнение работниками трудовых функций, производимые сверх постоянной части заработной платы в соответствии с Положением о премировании и материальном стимулировании работников предприятия.
2.1 Тарифная ставка (оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.
2.2 Сдельная расценка — размер оплаты за изготовление единицы продукции или за выполнение определенного объема работ.
2.3 Доплата — выплата к тарифным ставкам (окладам), носящая компенсационный характер за дополнительные трудозатраты работника, которые связаны с условиями труда, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда.
2.4 Надбавка — стимулирующая выплата к тарифной части (окладу), носящая постоянный или временный характер.
2.5 Премии и другие поощрительные выплаты — стимулирующие выплаты, носящие как регулярный, так и разовый характер, связанные с результатами труда работника.
2.6 Тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.
2.7 Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.
2.8 Тарифная система — совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация тарифных ставок и должностных окладов работников различных категорий.
2.9 Штатное расписание — это локальный нормативный документ, который содержит перечень структурных подразделений, наименований должностей постоянных работников с указанием количества одноименных должностей (вакансий) и размеров должностных окладов, утверждаемый руководителем организации.
3.1 Для оплаты труда рабочих, руководителей, специалистов и служащих применяется Единая тарифная сетка (ЕТС).
3.2 Часовые ставки и оклады определяются в соответствии с Единой тарифной сеткой предприятия. В основе ЕТС — распределение работников по категориям оплаты в зависимости от сложности выполняемых работ.
3.3 Диапазон разрядов ЕТС составляет с 1-го по 15-й разряд.
3.4 На станочных работах по обработке металлов и других материалов на металлообрабатывающем оборудовании при сдельной оплате труда к часовым тарифным ставкам применяется поправочный коэффициент 1.
3.5 Для сдельной оплаты прочих работ применяется поправочный коэффициент 0,95.
3.6 Для рабочих на повременной оплате труда для расчета месячного оклада применяется коэффициент 0,95. Данная сетка применяется для оплаты труда рабочих основного производства.
3.7 Для работников на повременной оплате труда для расчета месячного оклада применяется поправочный коэффициент к тарифным ставкам ЕТС — 0,6. Данная сетка применяется для оплаты труда работников следующих категорий: «руководители», специалисты», «служащие», а также для рабочих на повременной оплате труда вспомогательного и обслуживающего производств.
4.1 Штатное расписание формируется планово-экономическим отделом и утверждается директором по экономике ежегодно не позднее 25 декабря текущего года. Изменения и дополнения в утвержденное штатное расписание вносятся документом «Изменение штатного расписания», утвержденного директором по экономике по согласованию с начальником планово-экономического отдела на основании служебных записок руководителей подразделений.
4.2 В штатном расписании устанавливается распределение работников структурных подразделений организации по должностям, их количеству, утверждаются должностные оклады для работников на повременной и повременно-премиальной системах оплаты труда и часовые тарифные ставки для работников на сдельно-премиальной системе, различные виды надбавок и доплат к ним, определяется фонд заработной платы этих подразделений.
4.3 Распределение работников по разрядам оплаты отражено в штатном расписании предприятия и трудовом договоре, заключаемом при поступлении на работу.
4.4 Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий и Единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
4.5 Изменение тарифного разряда рабочим производится по результатам аттестации. Порядок проведения аттестации регламентируется СТП СМК 6-002-2006 «Управление персоналом», раздел 9 «Порядок проведения аттестации и проверки компетенции персонала». Решение о присвоении разряда до 3-го включительно утверждает руководитель подразделения, с 4-го и выше по согласованию с заместителем генерального директора (по подчиненности подразделения) приказом генерального директора.
4.6 Наименование профессий рабочих и должностей служащих в штатном расписании соответствуют Общероссийскому классификатору профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов.
4.7 Дополнительно к наименованию должности, так как они не всегда характеризуют сложность труда и необходимую квалификацию, в штатном расписании предусматривается подразделение отдельных должностей на квалификационные категории, от которых зависит размер должностного оклада.
4.8 При установлении специалистам квалификационных категорий учитываются степень самостоятельности работника, его ответственность за правильность принятых решений, опыт практической деятельности и знания по своей специальности.
4.9 Заработная плата по тарифу дополняется системой дополнительных выплат в форме доплат и надбавок. Доплаты носят компенсационный характер, а надбавки — преимущественно стимулирующий.
4.10 Надбавка — ежемесячная стимулирующая выплата индивидуального характера, установленная работнику в соответствии с характером, особенностями работы и профессиональной квалификацией работника.
4.11 Надбавки к должностному окладу фиксируются в трудовом договоре, заключенным с работником, либо устанавливаются работнику в индивидуальном порядке приказом генерального директора, изданным на основании представления руководителя подразделения, в которое поступает работник.
4.12 В течение срока действия трудового договора надбавки к должностному окладу могут вводиться, изменяться и отменяться приказом Генерального директора в случае изменения объема должностных обязанностей, повышения профессиональной квалификации, а также в иных случаях.
4.13 Доплата — выплата компенсационного характера, установленная работнику за выполнение им с его согласия работы, не предусмотренной трудовым договором по замещаемой им основной должности и\или функциональными обязанностями работника, должностной инструкцией либо выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных и иных случаях, предусмотренных настоящим положением или законодательством РФ.
7.1 Мотивационный фонд. Мотивационный фонд предназначен для стимулирования заинтересованности работников в мобилизации имеющихся резервов для своевременного и качественного выполнения важных и срочных работ меньшей численностью, стимулирования выполнения работ, не входящих в непосредственные обязанности работников, материальной поддержки новых работников в первые месяцы работы на предприятии. Размер мотивационного фонда по подразделениям утверждается ежегодно распоряжением директора по экономике. Мотивационный фонд уменьшается за допущенный подразделением перерасход фонда оплаты труда. Распределение мотивационного фонда осуществляет руководитель подразделения ежемесячно и согласовывает с ПЭО.
7.2 Премии. Премиальные выплаты начисляются в соответствии с Положением о премиальной оплате труда ОАО «Предприятие», являющимся приложением № 3 к коллективному договору. Данное положение регламентирует размер, порядок и периодичность выплаты премий работникам.
7.3 Единовременные вознаграждения. За особые достижения в трудовой деятельности или по завершению какого-либо проекта отдельным работникам на основе ходатайства руководителя подразделения и соответствующего заместителя генерального директора могут выплачиваться единовременные вознаграждения (разовые премии). Так же разовые премии могут выплачиваться по итогам работы за год. Размер и сроки выплаты разовых премий определяются приказом генерального директора.
Положение об оплате труда: как составить, образец положения
8.1 К прочим выплатам относятся все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат:
» возмещение вреда, причиненного увечьем или иными повреждениями здоровья;
» увольнением работников, за исключение компенсации за неиспользованный отпуск;
» возмещение иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
» исполнением работником трудовых обязанностей в командировке (в части возмещения командировочных расходов);
» суммы единовременной помощи, оказываемой в связи со смертью членов его семьи;
» суммы компенсации стоимости путевки;
» единовременной помощи в связи с выходом на пенсию.
9.1 Районный коэффициент — доплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ. Размер районного коэффициента для города Кр-ска установлен 30%. Районный коэффициент начисляется на все виды оплаты труда, за исключением:
» оплаты по договорам подряда;
» единовременного вознаграждения;
» прочим выплатам, на которые законодательством РФ не предусмотрено начисление районного коэффициента.
Понимание важности разработки Положения и следования ему невозможно определения границы его правового регулирования. Так, в этом акте содержатся предписания, регулирующие определенные нюансы персональных и коллективных трудовых отношений.
Сфера его действия ограничена – он конкретизирует отечественные нормативно-правовые акты и адаптирует их к имеющимся на конкретном субъекте хозяйствования особенностям и условиям труда. Иными словами, положение об условиях оплаты труда регулирует отношения внутри одной институциональной единицы.
Оно не может идти вразрез с Конституцией, трудовым законодательством и другим законами, регулирующим вопросы оплаты за работу.
Основная его функция – быть надежным информационным источником для сотрудников компании об алгоритме и правилах оплаты проделанного ими труда, то есть, позволять каждому подчиненному быть осведомленным в следующем:
- за что он получает оплату труда и в каких случаях может претендовать на премиальные выплаты;
- сроки выплаты этих средств;
- в каких случаях к нему могут быть применены штрафные санкции, в каком виде/размере;
- случаи и основания выплаты материальной поддержки.
Кроме этого, наличие данного локального акта обуславливает:
- отсутствие у контролирующих органов различных претензии в случае фиксирования в нем основных вопросов, касающихся вознаграждения за работу;
- легкость контроля соблюдения принятых правил по трудовым выплатам;
- возможность административного органа быть открытым по отношению к подчиненным и выстраивать с ними доверительные отношения.
Также нельзя не отметить важность этого документа для налогообложения. Он является документальным подтверждением некоторых выплат в рамках оплаты труда.
Правовое регулирование Положения в организации осуществляется сто тридцать пятой статьей ТК. При этом, чтобы прописать документ максимально грамотно и отразить в нем наиболее оптимальные условия, устанавливающие данный вид отношений, следует опираться на такие нормативные документы, как:
- Положения, прописанные в программе совершенствования оплаты труда на 2012–2018 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р).
- Единый тарифно-квалификационный справочник (работ, профессий).
- Примерные положения об оплате труда, утвержденные тем министерством, которое является вышестоящей организацией по отношению к компании-работодателю. Например, для учреждений культуры такое положение утверждено приказом Министерства культуры РФ от 28.08.2008 № 64.
- Закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ и т. д.
Кроме этого, установление системы оплаты труда в учреждениях муниципальной и государственной собственности, регулируется Едиными рекомендациями. Они утверждаются Российской трехсторонней комиссией в виде решения, оформленного протоколом и подписанного представителями сторон – Правительства РФ, Общероссийского объединения профсоюзов и Общероссийского объединения работодателей.
На этот документ также ориентируются при написании положения на хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых форм.
Законодательно субъект, составляющий этот локальный акт, никак не определен, поэтому данную задачу можно поручить любому работнику, обладающему соответствующими профессиональными навыками.
Зачастую, этим занимается ответственное лицо, являющееся сотрудником кадровой службы. Также составление можно поручить главному бухгалтеру, специалистам экономического и юридического подразделений.
Подписывается Положение исключительно формальным руководителем организации.
Образец положения об оплате труда работников 2021
Ч. 1 ст. 135 и ст. 372 российского ТК постановляет, что в процессе составления документа, при пересмотре каких-либо пунктов или введении новых, должны учитываться мнения представительных органов работников, а также профсоюзов (ст.162).
Это правило актуально для:
- организаций образовательной и медицинской сфер;
- органов здравоохранения и культуры;
- муниципальных организаций;
- муниципалитетов;
- учреждений государственной формы собственности.
Поэтому, перед утверждением проект рассматриваемого локального акта должен быть передан на согласование с данными субъектами.
Далее документ, как и другой внутренний акт, может быть утвержден одним из нескольких способов:
- проставлением руководителем на акте грифа «Утверждаю», с фиксацией должности ответственного лица, его Ф.И.О. и визы;
- изданием отдельного распоряжения в письменной форме —приказа об утверждении Положения.
Положение об оплате труда
В дальнейшем, прием на работу новых сотрудников и подписание с ними договоров сопровождается их ознакомлением с документом под роспись (ст. 22 ТК РФ ) с применением листов ознакомления либо отметок в специальном журнале.
Кроме того, при внесении каких-либо поправок в него, следует письменно уведомлять о них своих подчиненных.
Типовая стандартизированная форма документа отсутствует, каждый работодатель, в рамках федеральных законов, составляет его в индивидуальном порядке, самостоятельно устанавливая и продумывая структуру и алгоритмы вознаграждения за труд, учитывая региональную и отраслевую специфику функционирования.
Вариантов и образцов составления положения множество. Можно воспользоваться ими, но лучше сгенерировать собственный документ. Так, рекомендуемая структура Положения должна включать следующие разделы:
- Общие положения;
- Механизм и условия оплаты труда;
- Механизм и условия оплаты компенсационных выплат;
- Механизм и условия премирования;
- Алгоритм индексации оплаты труда;
- Ответственность работодателя и работников;
- Заключительные положения.
Первый раздел – вводный. В нем:
- делается акцент на форму организации;
- приводятся дефиниции понятий, употребляемых в документе;
- раскрываются общие принципы его действия;
- делаются ссылки на отечественные нормативные акты трудового законодательства;
- указывается количество штатных единиц;
- прописываются основания для изменения структурного состава;
- приводится наименование должностей;
- приводится срок действия акта.
Второй раздел – основной. В нем работодателем описываются:
- СОТ (авансовая, сдельная, или повременно-сдельная, согласно ст. 150-ТК РФ);
- размеры должностных окладов и тарифных ставок для каждой категории подчиненных;
- алгоритм переноса выдачи оплаты труда, если дата выпадает на праздничный либо выходной день;
- порядок работы с удержаниями;
- правила выдачи расчетных листков;
- способы выдачи зарплаты (наличными в кассе, путем перечисления на банковскую карту и т.д.);
- основания, на которых вышеперечисленное может быть изменено.
Размер оклада должен соответствовать региональным показателям и не быть ниже МРОТ, имеющегося на момент составления Положения. Зачисление, независимо от СОТ, должно производиться согласно ст. 136-ой ТК, то есть дважды за календарный месяц, частями, между выплатой которых должно пройти не более 15 суток.
Составление третьего раздела, зачастую, особых трудностей не вызывает, поскольку вопрос дополнительных выплат достаточно подробно раскрыт в ТК. В нем должна содержаться следующая информация:
- порядок начисления дополнительных и компенсационных выплат (ночным работникам, работающим по совместительству и т. д);
- перечень таковых.
Так, к компенсационным выплатам относятся:
- персонифицированные начисления (например, доплата за наличие определенного образовательного уровня, непрерывный стаж работы в данной компании и т. д.);
- доплаты за специфический режим либо особенные условия труда (ненормированный график, вредные условия и т. д.);
- доплаты за внеурочную работу (выполнение обязанностей в ночное время, праздничные либо выходные дни);
- оплата труда при простое (при различных причинах его возникновения);
- иные дополнительные выплаты, которые компания в состоянии выплачивать.
По выплатам работникам в особых условиях труда (к примеру, сверхурочные работы) целесообразно составить отдельный раздел, в котором указывался бы порядок осуществления расчета.
В этом же разделе необходимо максимально полно раскрыть вопрос материальных выплат сотрудникам:
- причины предоставления (рождение ребенка, брак, смерть родственника и т.д.);
- сумма, выплачиваемая в той или иной ситуации (указывается прямо либо определяется ситуацией, например, устанавливается руководством путем издания соответствующего распоряжения);
- будут ли они учитываться при определении среднего заработка.
Законодательно субъекты хозяйствования вольны самостоятельно устанавливать размер, форму и порядок начисления, а также причины предоставления материальной помощи. В этом им дана полная свобода вплоть до отказа от подобных расходов.
Необходимо уделить повышенное внимание составлению этих двух разделов, поскольку именно сведения из них устанавливают:
- размер и условия поощрения сотрудников;
- начисления, включаемые в средний заработок при расчете отпускных, больничных, командировочных и т. д.;
- механизм расчета за работу в выходные, праздники, ночные часы;
- сумму выплат, на которую начисляются соцвзносы и которая учитывается при определении налога на прибыль.
В четвертом разделе оговариваются:
- виды премиальных выплат (надбавки за неделю, месяц, 12 месяцев, за итоги выполненной работы);
- показатели премирования (правила и условия получения сотрудниками дополнительных финансовых средств);
- размер премиальных выплат (фиксированный или в процентном соотношении);
- периодичность выплат.
Премирование может быть систематическим или единоразовым. Назначение премии зависит от эффективности работы сотрудника. При этом, с целью исключения конфликтных ситуаций и трудовых споров, следует исключить возможность назначения премии на основании субъективной оценки руководителя.
Разрабатывая раздел, следует уделить внимание четкости и однозначности формулировок.
Как уже было упомянуто, поправки в трудовое законодательство или освоение хозяйствующим субъектом новых видов деятельности обуславливает необходимость скорректировать существующее положение об оплате труда.
С этой целью ответственным лицом на имя администрации подается служебная записка, являющаяся основанием для разработки новой версии локального акта и издания руководителем приказа об этом.
Поскольку условия оплаты труда фиксируются не только в положении, но и в контракте, подписанном с каждым подчиненным, действия по корректировке принятой системы выплат будут считаться изменением существенных условий договора и требуют согласованности с работниками. Для этого их следует предупредить за 2 месяца. В случае, если они согласны трудиться по новым условиям, оформляется допсоглашение к контракту. В противном случае, то контракт может быть прекращен (ст. 74 ТК).
Анализа образцов локальных актов, принятых некоторыми хозяйствующими субъектами в 2017 году, позволил составить перечень основных ошибок, которые допускаются работодателями при составлении документа и которых следует избегать в новом отчетном периоде.
К наиболее распространенным нарушениям относится игнорирование требований ст. 136 ТК РФ в части указания, в обязательном порядке, информации о дате выплаты зарплаты.
Помимо этого, грубой ошибкой и нарушением законодательства является пометка о единоразовой выплате зарплаты за месяц. Даже если подчиненный дал свое согласие на это, положения трудовых нормативных актов обуславливают обязательность выплаты зарплаты два раза за указанный период.
Грубым нарушением является отражение в Положении каких-либо штрафных санкций, накладываемых на работника за ненадлежащее исполнение им своих функциональных обязанностей. В данном случае трудовым законодательством предусматривается применение исключительно дисциплинарной ответственности. То есть, недобросовестному подчиненному объявляется выговор или делается замечание, в наиболее запущенных случаях он увольняется.
Выходом из ситуации станет прописывание в Положении перечня определенных дисциплинарных проступков, за которые сотруднику не начисляется премия или урезается ее размер. Доказывать неисполнение трудовых обязанностей необходимо, ссылаясь на письменные документы (трудовой договор, внутренний трудовой распорядок, должностная инструкция), с которыми подчиненный ознакомлен под подпись.
Виды систем оплаты труда
Существуют следующие системы оплаты труда:
- повременная;
- сдельная;
- комиссионная;
- система плавающих окладов;
- аккордная.
На основании каких показателей рассчитывать зарплату сотрудников при этих системах оплаты труда, организация определяет самостоятельно. В законодательстве на этот счет никаких ограничений нет.