Налог на прибыль в украине 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль в украине 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Так, по общему правилу, объектом налогообложения предприятий налогом на прибыль является прибыль. А размер прибыли определяется путем корректировки финансового результата на разницы установленные Налоговым кодексом. Финансовый результат до налогообложения определяется на основании данных финансовой отчетности согласно бухгалтерскому учету по национальным либо международным стандартам.

Как видим, главным нововведением налога на прибыль является переход к единой модели учета предприятий, а именно бухгалтерский учет. Понятие налогового учета кануло в лета. При этом, налоговая служба получила право осуществлять проверки бухгалтерского учета.

Итак, объект налогообложения определяется как финансовый результата до налогообложения, откорректированный на предусмотренные НК разницы.

Какого вида корректировки предусмотрены Налоговым кодексом:

  1. корректировка путем увеличения финансового результата — РїСЂРё этом РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ уменьшение убытков Рё/или увеличение прибыли РІ финансовом результате;
  2. коррекция путем уменьшения финрезультата — РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ увеличение убытка Рё/или уменьшение прибыли

При применении корректировок, стоит учитывать, что предприятия, выручка которых за год не превышает 40 млн. грн., имеют право не применять корректировки (кроме убытков).

Какие разницы предусмотрены Налоговым кодексом:

  • разницы, связанные СЃ амортизацией основных средств
  • разницы, связанные СЃ формированием резервов
  • разницы, связанные СЃ финансовыми операциями (проценты, участие РІ капитале, оффшорные выплаты, роялти Рё С‚.Рї.) Полный СЃРїРёСЃРѕРє РІ СЃС‚. 140 РќРљ Украины

Налоговый кодекс установил отдельный порядок налогообложения налогом на прибыль для:

  • страховой деятельности
  • букмекерской Рё схожей деятельности
  • налогообложение нерезидентов
  • сельхозпредприятия
  • Рё РїСЂ.

А также отдельный порядок налогообложения определенных операций, таких как:

  • налог РЅР° дивиденды
  • расходы РЅР° пенсионное обеспечение
  • институты совместного инвестирования
  • Рё РїСЂ.

Напомним, что ранее резиденты определяли объект налогообложения путем уменьшения суммы дохода на себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, а также прочих затрат отчетного периода. Налоговый кодекс в нормативном определял:

  • РїРѕСЂСЏРґРѕРє определения Рё признания РґРѕС…РѕРґРѕРІ
  • РґРѕС…РѕРґС‹, которые РЅРµ являлись объектом налогообложения предприятий
  • состав затрат, РЅР° которые уменьшается РґРѕС…РѕРґ РїСЂРё определении объекта налогообложения.

Важные цифры 2021 года: налогообложение доходов физлиц и соцстрахование

В 2020 году базовая ставка налога на прибыль составляет 18%. Помиимо базовой ставки, законодатель предусмотрел и другие ставки:

для игрального бизнеса — 10, 20%, для лотерей — 30%

для РґРѕС…РѕРґРѕРІ нерезидентов — 0, 2, 4, 5, 6, 12, 15, 18, 20%

для страховиков — 0, 3%

С точки зрения как порядка уплаты налога на прибыль, так и порядка предоставления отчетности, среди плательщиков налога на прибыль можно выделить две основные группы:

1. Юрлица, чья годовая выручка (выручка — это размер СЃСѓРјРјС‹ всех РґРѕС…РѕРґРѕРІ без учета расходов) составляет менее 40 млн. РіСЂРЅ РІ РіРѕРґ. Такие предприятия платят налога РЅР° прибыль раз РІ РіРѕРґ РїРѕ итогу подачи налогового отчета — Налоговой декларации РїРѕ налогу РЅР° прибыль.

2. Предприятия, выручка которых составляет более 40 млн. РіСЂРЅ. РІ РіРѕРґ. Для таких предприятий введен особый режим — уплата налога РЅР° прибыль квартальными платежами (авансовые платежи отменены).

Годовая декларация по налогу на прибыль подается плательщиками самостоятельно либо через бухгалтерскую компанию по итогу года в течении 60 дней следующих за отчетным годом (ст. 49.18.3 НКУ). Уплата налога (кроме авансовых платежей) осуществляется в течении 10 календарных дней с момента прекращения срока подачи налоговой декларации.

Налогоплательщики не обязаны подавать отчетность при отсутствии либо объекта налогообложения либо показателей, подлежащих декларированию, (кроме лиц, имеющих лицензию на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией).

Если же одновременно с налогом на прибыль вы также являетесь плательщиком НДС, то вам необходимо обратить внимание на то, что учет НДС ведется отдельно, а НДС, полученный в составе дохода, не учитывается при определении размера налогового обязательства. Учет НДС, а именно расчет налогового кредита и налогового обязательства, ведется исключительно согласно выписанных и полученных налоговых накладных в налоговом периоде.

Рассмотрим конкретный пример расчета налога РЅР° прибыль – юридическое лицо РїРѕ итогам месяца выписало налоговых накладных РЅР° 540,00 РіСЂРЅ. Рё получило накладных РЅР° 360,00 РіСЂРЅ., Р° размер налогооблагаемой прибыли составил 1200,00 РіСЂРЅ. (РІ С‚.С‡. НДС – 200,00 РіСЂРЅ.).

Размер НДС, подлежащий оплате в бюджет, представляет собой разницу между налоговым обязательством и налоговым кредитом, а именно:

  • налоговое обязательство = 540,00 / 6 = 90,00 РіСЂРЅ.
  • налоговый кредит = 360,00 / 6 = 60,00 РіСЂРЅ.
  • размер НДС, подлежащий оплате РІ бюджет = 90,00 – 60,00 = 30,00 РіСЂРЅ.

Следующий этап – расчет СЃСѓРјРјС‹ налога РЅР° прибыль. Упомянутая выше особенность налогообложения налогом РЅР° прибыль плательщиков НДС РЅР° практике имеет следующий РІРёРґ:

  1. РѕС‚ размера налогооблагаемой прибыли необходимо отнять размер «Р·Р°СЂР°Р±РѕС‚анного» НДС = 1200,00 / 6 = 200,00 РіСЂРЅ.
  2. Таким образом, сумма прибыли к налогообложению составляет 1000,00 грн.

  3. 1000,00 * 0,18 = 180,00 РіСЂРЅ. – размер налога РЅР° прибыль.

В Налоговом кодексе предусмотрены ввод, которые влияют на налог на прибыль предприятий:

  • разницы, связанные с амортизацией основных средств;
  • разницы, связанные с формированием резервов;
  • разницы, связанные с финансовыми операциями (проценты, участие в капитале, оффшорные выплаты, роялти и др) полный список в ст. 140 НК Украины.

ЕСВ и единый налог-2021: расчеты для ФОПов

В 2021 году ставка ЧП, как и в 2020 году будет составлять 18%.
С точки зрения порядка уплаты налога на прибыль, так и порядка представления отчетности, среди лиц, уплачивающих налоговые сборы можно выделить две основные группы:

1. Юрлица, чья годовая выручка (выручка – это размер суммы всех доходов без учета расходов) составляет менее 20000000 грн. ежегодно. Такие предприятия уплачивают налог на прибыль ежегодно по итогу представления в соответствующие органы отчета-налоговой декларации по налогу на прибыль.

2. Объекты, выручка которых составляет более 20000000 грн. ежегодно. Для таких предприятий введен особый режим-уплата налога на прибыль квартальными платежами (авансовые платежи отменены).

Годовая декларация по налогу на прибыль на 2021 год будет подаваться плательщиками самостоятельно или через бухгалтерскую компанию по итогу года в течение 60 дней следующих за отчетным годом (ст. 49.18.3 НКУ).

Сроки уплаты налога на прибыль (кроме авансовых платежей) составляют 10 календарных дней с момента прекращения срока подачи Налоговой декларации.

Налогоплательщики не обязаны подавать отчетность при отсутствии объекта налогообложения или показатели, подлежащие декларированию, (кроме лиц, которые имеют разрешительные документы на право осуществления деятельности, связанной с подакцизом).

Если же одновременно с ЧП вы также являетесь плательщиком НДС, то вам надо быть внимательными с ведением документации. Учет НДС ведется отдельно, а НДС, полученный в составе дохода, не учитывается при определении размера налогового обязательства. Учет НДС, а именно расчет налогового кредита и налогового обязательства, ведется исключительно согласно выписанных и полученных налоговых накладных в налоговом периоде.

Рассмотрим конкретный пример расчета налога на прибыль:

Юридическое лицо по итогам месяца выписало налоговых накладных на 540,00 грн. и получило накладных на 360,00 грн., а размер налогооблагаемой прибыли составил 1200,00 грн. (в т. ч. НДС – 200,00 грн.).

В конце июня на сайте Минфина были размещены презентация и текст проекта нормативно-правового акта на выведенный капитал. Перед подачей законопроекта в КМУ проводятся регуляторное согласование законопроекта и расчеты поступлений в бюджет по новой модели.

В течение нескольких лет работы над законопроектом приводились аргументы, основанные на официальных данных, в подтверждение несостоятельности налога на прибыль для экономики и его неэффективности в украинских реалиях.

Именно эти аргументы позволили от концепта в рамках законопроекта №3357 перейти к готового для принятия самостоятельного законопроекта, который прошел согласование в рабочей группе в Минфине.

По сути, налог на выведенный капитал это и есть налог на прибыль, избавлен от вредных и неэффективных элементов. Несмотря на два года активного развития событий вокруг налога на выведенный капитал, в широких кругах эта тема недостаточно освещена, а в узких — вызывает истерику.

Рассмотрим пример, который важен в современной модели украинской экономики, особенно, когда владелец начинает свой бизнес. Владелец вкладывает средства в развитие бизнеса, осуществляет капитальные инвестиции в создание так называемых квалификационных активов-строительство в качестве примера.
На указанном этапе руководитель предприятия еще не заработал доход, но согласно законодательства налог на прибыль должен быть уплачен в первый же отчетный период даже при отсутствии финрезультата и доходов.

Возникает вопрос: Какими принципами экономической целесообразности возможно объяснить инвестору, что часть вложенного им капитала может становится объектом уплаты налога еще до того, как начинает приносить доходы и прибыль?

При этом не следует забывать о дополнительной прибыли в виде курсовых разниц, если на счету объекта была иностранная валюта, которая была инвестирована и не потрачена.

Вряд ли разумным обоснованием таких правил может быть ссылка на признанные активов налогового характера, которые не были выплачены в связи с переносом сроков и реализуются, или нет, в отдаленном будущем, или ожидании того, что в будущем компания получит расходы в связи с изменением курса государственной валюты в большую сторону.

Пока руководитель объекта не начнет выводить деньги из бизнеса, он может не беспокоиться об уплате налогов и думать о заполнении декларации на прибыль 2021. При выводе прибыли автоматически наступает налогообложения. Налог уплачивается в сумме 15% – начисляется сверху, и эффективная ставка составляет 13%.
Помимо указанной оплаты владелец может не беспокоиться за другие статьи расходов. Из вышеуказанного можно сделать вывод, что модель стимулирует зарабатывать деньги в Украине, стимулирует инвестиций и реинвестиций.

Если у организации есть деньги и нет смысла их вкладывать в предпринимательскую деятельность, но у собственника есть объект с другим бизнесом, то возникает вопрос с переброской денег в другую фирму.

У налога на выведенный капитал транзакции различного характера между плательщиками не осуществляется система налогообложения. Любая операция с переброской средств, даже при заключении договора дарения со стороны одного плательщика другому, не приводит к налогообложению.

Экономисты считают, что новая модель для частного предпринимателя более выгодна по сравнению с классической, и не важно, какой уровень бизнеса у него был. Государство заботится о субъектах хозяйствования предоставляя отсрочку в уплате налога, и никто, кроме собственника, не инвестирует их лучше.

Только владелец имеет право решать, пришло ли время забрать деньги из бизнеса или нет. Это называется «зрелые отношения», в которых «няньки» с ДФС остаются со значительно меньшим объемом работы и полномочий. Когда будет принят законодательный акт – не известно. Сегодня все силы страны направлены на борьбу с короной вирусной инфекцией.

Ставка налога на прибыль — 2021

Период 2021 года

Размер минимальной заработной платы, грн

месячный

почасовой

Январь — ноябрь

6000

36,11

Декабрь

6500

39,12

Вид дохода

Размер ставки

НДФЛ

ВС

Категория плательщиков

Вид дохода

зарплата, больничные, декретные(1)

вознаграждения по гражданско-правовым договорам

1. Предприятия (кроме указанных в пп. 3 и 4 этой таблицы), самозанятые лица (в том числе ФЛП) на доходы обычных работников

22 %

22 %

2. Предприятия (кроме указанных в пп. 3 и 4 этой таблицы) и ФЛП на доходы работников с инвалидностью

8,41 %

22 %

3. Предприятия всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС(2)

5,3 %

5,3 %

4. Предприятия и организации общественных организаций инвалидов(2)

5,5 % — на доходы работников с инвалидностью, 22 % — на доходы других работников

22 %

(1) Здесь и далее под декретными понимаем пособие по беременности и родам.

(2) Если у них количество работников-инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов равен не менее 25 % суммы расходов на оплату труда.

Ставка ЕСВ

Размер минимального страхового взноса в расчете на месяц(1), грн

Январь — ноябрь

Декабрь

22 %

1320(2)

1430(2)

8,41 %

504,6(3)

546,65(3)

5,5 %

330(3)

357,5(3)

5,3 %

318(3)

344,5(3)

(1) Минимальный страховой взнос равен произведению минзарплаты и соответствующей ставки ЕСВ, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата / доход.

(2) Обращаем внимание: в 2021 году по ФЛП на общей системе, независимым профессионалам, а также членам фермерских хозяйств минимальный страховой взнос к месяцам, в которых не было дохода (прибыли), не применяется.

(3) Важно! Эти показатели вам пригодятся исключительно для определения «больничного» страхового стажа работника, к базе начисления которого применяется льготная ставка ЕСВ.

Ставки податків для ФОП в 2021 році

Вид выплаты

Обычные работники

Работники с инвалидностью юрлиц и ФЛП

начисления

удержания

начисления

удержания

ЕСВ

НДФЛ

военсбор

ЕСВ

НДФЛ

военсбор

Зарплата

22 %

18 %

1,5 %

8,41 %

18 %

1,5 %

Больничные

Декретные

22 %

х

х

8,41 %

х

х

Налоговый агент / плательщик ЕСВ

Удержание

Начисление

НДФЛ

военсбор

ЕСВ

1. Предприятия (кроме указанных в п. 2 этой таблицы), самозанятые лица (в том числе ФЛП)

18 %

1,5 %

22 %

2. Предприятия всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС(1)

18 %

1,5 %

5,3 %

(1) Если у них количество работников с инвалидностью составляет не менее 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов равен не менее 25 % суммы расходов на оплату труда.

Минимальный ЕСВ для этой категории «упрощенцев» составляет 22% минимальной заработной платы. Соответственно, предприниматели на первой группе в этом году должны платить так:
с 1 января — 1320 грн (6000 грн х 22: 100 = 1320 грн);
с 1 декабря — 1430 грн (6500 грн х 22: 100 = 1430 грн).

Размер единого налога для этой группы устанавливают местные власти, но не выше 10% прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января. Соответственно, в этом году максимальная ставка единого налога составит
— 227 грн в месяц.

Минимальный ЕСВ — 22% зарплатной минималки. Соответственно, платить нужно:
с 1 января — 1320 грн (6000 грн х 22: 100 = 1320 грн);
с 1 декабря — 1430 грн (6500 грн х 22: 100 = 1430 грн).

Размер единого налога для этой группы устанавливают местные власти, но не выше 20% минимальной зарплаты, установленной на 1 января.

Максимальная ставка единого налога составит 1200 грн в месяц.

С 1 января вступили в силу новые правила определения предельного уровня годового дохода, позволяющие предпринимателю выбрать ту или иную группу плательщиков единого налога.

Объемы дохода для ФОП-единщиков теперь устанавливают исходя из размеров минимальной заработной платы на 1 января налогового (отчетного) года:

I группа — 167 размеров минимальной заработной платы (1 002 000 грн);
II группа — 834 размера минимальной заработной платы (5 004 000 грн);
III группа — 1167 размеров минимальной заработной платы (7 002 000 грн).

Уже привычное событие начала каждого года – увеличение сумм единого соцвзноса (ЕСВ), который предприниматели платят за себя, а работодатели – за наемных сотрудников. Это происходит из-за повышения размера минимальной зарплаты, к которой привязан ЕСВ. Напомним, что стандартная ставка соцвзноса составляет 22% МЗП.

Читай также: В Минфине подтвердили перенос повышения «минималки»

Причем, в 2020 году «минималка» и так выросла дважды. С 1 января она составила 4723 грн. (соответственно, ежемесячный минимальный платеж по ЕСВ был на уровне 1039 грн. в месяц), а с сентября подросла до 5000 грн. (минимальный платеж по ЕСВ увеличился до 1100 грн.).

С 1 января 2021 года запланировано очередное повышение МЗП, на этот раз до 6000 грн. Чтобы это произошло, Верховная Рада должна утвердить закон о госбюджете-2021, в котором и заложен рост минималки. Депутаты эту норму, конечно, могут и не поддержать. Но так как Министерство финансов сильно ратует за увеличение минимальной зарплаты, парламент вряд ли откажется пойти ему навстречу. Позиция Минфина такова, что повышение МЗП стимулирует потребительский спрос, помогает бороться с зарплатами «в конвертах» и поддерживает Пенсионный фонд.

Читай также: Всемирный банк назвал риски повышения минимальной зарплаты в Украине

Впрочем, практика показывает совершенно иное: кроме как к увеличению фискальной нагрузки на бизнес рост минималки больше ни к чему не приводит. С этим соглашается даже глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Он считает, что со вторым повышением МЗП (до 6500 грн.) нужно повременить, дабы снизить давление на налогоплательщиков.

Так вот, если парламент утвердит 6000 грн. минималки, ежемесячный платеж по ЕСВ возрастет с января 2021 года до 1320 грн. Станут платить больше и предприниматели второй группы единого налога. Сумма их налоговых обязательств достигает 20% минимальной зарплаты в месяц. Итоговый налоговый платеж определяют местные власти в каждом населенном пункте. То есть СПД второй группы с 1 января 2021 года будут платить до 1200 грн. в месяц. Год назад, для сравнения, они платили до 945 грн. ежемесячно.

Читай также: «Кэшбек от государства» или налоговая скидка: Как оформить и получить

И еще в Раде появился законопроект № 2683 о внедрении накопительного уровня пенсионной системы – в нем предлагается увеличить нагрузку на фонд оплаты труда (ФОТ). А именно +1% с ФОТ должны будут платить сами работники. То есть в сумме подоходные с зарплат вырастут до 20,5% (НДФЛ+ВС+1% в накопительную систему). И еще 2% на ФОТ должен будет платить работодатель.То есть начисления на ФОТ вырастут с нынешних 22% (ЕСВ) до 24% (ЕСВ+2% в накопительную систему).

Большой блок изменений вступает в силу с 2021 года «благодаря» закону № 466-IX, который Рада приняла в январе 2020 года. Другая часть налоговых новаций связана с законом № 786-IX, его парламент проголосовал в июле 2020 года.

«Большинство нововведений были предметом активных дискуссий. Речь идет о режиме контролируемых иностранных компаний (КИК), возможности иностранной компании стать налоговым резидентом Украины, признании условных дивидендов (в сумме разницы между ценой операции и ценой, определенной по принципу «вытянутой руки»), новых правилах «тонкой капитализации», – комментирует Виктория Ставчук, старший юрист CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang.

Читай также: Елена Жукова: Есть еще год. Успеем?

С 2021 года появляется специальная отчетность для контролируемых иностранных компаний и вводится налогообложение резидентов Украины (физического лица – по ставке 19,5%, юридического лица – по ставке 18%), которые прямо или косвенно владеют хотя бы 25% в уставном фонде КИК, либо контролируют ее. Впервые такой отчет нужно будет подать в 2022 году, за 2021 год.

К КИК относятся как юридические лица, так и образования без статуса юрлица – трасты, фонды, партнерства. Все это нужно для того, чтобы украинцы, которые пытаются спрятать свои деньги в низконалоговых юрисдикциях, все равно платили налоги здесь, в Украине.

Читай также: ICU: Несмотря на коронакризис, иностранные инвесторы сохраняют интерес к ОВГЗ

В исключение попадают бенефициары, если: совокупный доход от связанных с ними КИК не превышает эквивалент 2 млн. евро; доходы КИК получены от публичных компаний или благотворительных организаций; между Украиной и государством регистрации КИК есть договор об избежании двойного налогообложения. «И при этом должно выполняться любое из следующих условий: КИК фактически платит налог на прибыль по эффективной ставке не менее 13%, или доля пассивных доходов контролируемой компании составляет не более 50% общей суммы доходов КИК из всех источников», – уточняет Иван Городиский, адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения Dexis Partners.

Владельцы и контролеры КИК будут обязаны самостоятельно сообщать в налоговые органы о приобретении/продаже доли в контролируемой компании, в течение 60 дней с момента такого события. За неинформирование предусмотрен штраф – 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, что с января 2021 года составит 681 тыс. грн.

Штраф за неподачу отчетности по КИК составит 100 прожиточных минимумов, или 227 тыс. грн., а за сокрытие информации о контролируемой компании – 1000 минимумов, или 2,3 млн. грн.

Читай также: Как проверить налоговый долг в Украине онлайн: Есть ответ

«До конца 2021 года действует «безналоговая ликвидация КИК». То есть при ликвидации КИК украинский владелец такой компании не должен платить налоги за свою иностранную компанию», – предупреждает Иван Городиский.

С 1 января будут действовать нормы по признанию иностранных компаний налоговыми резидентами Украины. Налоговым резидентом будет считаться компания, если выполняется хотя бы одно из условий: ее банковские счета управляются из Украины, бухгалтерский учет ведется в Украине, сотрудниками компании руководят из Украины. В таком случае компания-нерезидент должна будет платить налог на прибыль в нашей стране, и на нее не будут распространяться правила КИК.

С 2021 года юрлица на едином налоге, физлица-предприниматели и лица, которые ведут независимую профессиональную деятельность, будут подавать раз в год отчет о выплаченных нерезиденту доходах, полученных в Украине.

Компании, которые попадают под действие трансфертного ценообразования (ТЦО), в 2021 году впервые будут подавать новую трехуровневую отчетность за 2020 год. Она включает в себя документы по ТЦО, глобальную документацию по ТЦО и отчет в разрезе стран международной группы компаний. Неподача отчета влечет за собой штраф в размере 300 прожиточных минимумов, или 681 тыс. грн.

Читай также: В Украине отменили книгу учета доходов для ФЛП

Есть и позитивные новшества. Предприниматели на общей системе налогообложения с 2021 года избавляются от обязанности вести Книгу учета доходов и расходов. Хотя это не отменяет требование непосредственно к учету хозяйственных операций. К тому же, саму книгу предприниматели должны будут хранить три года.

Могут порадоваться и плательщики налога на прибыль. С 2021 года больше не начисляются авансовые взносы по налогу на прибыль на суммы, которые приравнены к дивидендам.

На январь 2021 года запланирован запуск единого счета для уплаты налогов и сборов, ЕСВ в том числе. Об открытии такого счета должна сообщить Государственная налоговая служба (ГНС) на своем веб-портале, разместить информацию о реквизитах в электронном кабинете и внести налогоплательщика в специальный реестр лиц, которые используют единый счет для уплаты налогов.

Читай также: Изменения во взыскании ЕСВ: Комментарий налоговой

Налоговикам станет сложнее привлекать налогоплательщиков к ответственности за нарушения и находить нарушения (порой несуществующие) в принципе. С 1 января 2021 года вступят в действие обновленные требования к налоговым уведомлениям-решениям, которые будут содержать расширенный перечень информации о нарушениях, появится новая процедура рассмотрения возражений на акт налоговой проверки (рассматривать акты будет специальная комиссия при ГНС. – Ред.). Помимо этого, налоговая будет обязана доказать наличие вины налогоплательщика при начислении финансовых санкций.

Налогообложение ФОП с 1 января 2021 года: какие изменения ожидать

Одним из самых болезненных нововведений для малого бизнеса в 2021 году была фискализация. Напомним, что Верховная Рада осенью 2019 года приняла законы № 128-IX и № 129-IX, которые обязывают предпринимателей второй–четвертой групп единого налога применять кассовые аппараты.

Читай также: Программное РРО в Украине: Сколько предпринимателей его используют

С 1 января 2021 года РРО должны были начать использовать СПД с годовым оборотом более 1 млн. грн., которые торгуют через Интернет, продают ювелирные изделия и драгоценные камни, реализуют текстиль, автозапчасти и подержанные товары, предоставляют платные медицинские услуги, а также предприниматели, которые владеют ресторанами, кафе, отелями, турагентствами. На 1 апреля 2021 года был запланирован перевод на РРО всех упрощенцев независимо от оборотов бизнеса, исключая СПД первой группы ЕН.

Но предприниматели своими протестами додавили депутатов, и те 1 декабря приняли в целом законопроект № 4439-д об отсрочке на год даты перехода на кассовые аппараты. Согласно этому документу, «час икс» для малого бизнеса наступит 1 января 2022 года.

Читай также: Новый закон о кассовых аппаратах разработают с учетом требований бизнеса — Шмыгаль

До этого времени РРО применяют СПД, чей доход превышает 220 МЗП, или 1,32 млн. грн. в год. Кроме них фискализировать все расчеты обязаны предприниматели, которые торгуют технически сложными товарами (бытовой техникой, портативной электроникой и т. д.), ювелирными изделиями, лекарствами и предоставляют платные медуслуги. Для них исключений нет.

При расчетах за оказанные услуги только с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств РРО тоже не нужен.

В течение 2021 года будет действовать льготный размер штрафа за непроведение операций через кассовый аппарат. Его размер – 10% проданных с нарушениями товаров. Стандартный размер штрафа – 100% суммы операции.

Читай также: Гетманцев прокомментировал самые распространенные мифы о РРО

Вдобавок парламент отменил кэшбек – механизм, при котором покупатель может пожаловаться на продавца за невыданный кассовый чек и получить денежное возмещение, равное стоимости товара. Еще депутаты изменили годовые объемы доходов предпринимателей на ЕН и привязали их размер к минимальной зарплате.

Предельный оборот СПД первой группы теперь составляет 167 МЗП (1 млн. грн. в 2021 году), второй группы – 834 МЗП (5 млн. грн.), третьей группы – 1167 МЗП (7 млн. грн.).

Обещаний по поводу налоговой реформы на 2021 год от Кабмина и депутатов пока не слышно. Впрочем, некоторые законопроекты, которые зарегистрированы в парламенте (а некоторые уже прошли первое чтение), однозначно говорят о том, что налогообложение в 2021 году будет меняться. И не всегда в пользу налогоплательщиков.

Читай также: Мораторий на проверки бизнеса отменен: К кому придут и почему

Из приятного. В ноябре Рада приняла за основу законопроект № 4065, который, в частности, предусматривает перенесение на 2022 год имплементации норм о налогообложении КИК и отсрочку некоторых норм, которые вступили в силу с июля 2020 года. Это – новое определение и порядок расчета прибыли для постоянных представительств, требование постановки на учет нерезидента, который ведет деятельность в Украине через представительство, удержание налога на репатриацию при непрямой продаже инвестиционных активов.

«С одной стороны, такие изменения однозначно ожидаемы и даже долгожданны. Но в то же время, их ретроспективное внесение неизбежно вызовет целый ряд практических вопросов. Непонятно, как быть тем, кто уже успел выполнить новые требования за те шесть месяцев, которые они действовали?», – комментирует Виктория Ставчук.

Читай также: Какие бизнесы будут проверять после снятия моратория: Комментарий ГНС

В сентябре в парламенте появился правительственный законопроект № 4101, а в ноябре Гетманцев зарегистрировал его доработанную версию № 4101-д. Документ содержит очередную порцию поправок в Налоговый кодекс. Один из главных пунктов – отмена моратория на документальные проверки, который действует с 18 марта 2020 года вплоть до окончания карантина. Кабмин аргументирует свое предложение тем, что за время карантина многие недобросовестные предприниматели могли найти способ, как уйти от налогообложения. Поэтому, дескать, нужно срочно вернуть проверки.

Второй важный пункт в законопроекте № 4101 – обязательство банков раскрывать банковскую тайну по требованию контролирующих органов. «Сейчас для этого налоговикам нужно решение суда. А будет раскрытие банковской тайны по письменному требованию налоговой о состоянии счетов, о движении денежных средств, об арендованных банковских сейфах, если в отношении должника есть судебное решение о взыскании средств для погашения налогового долга», – уточняет Марьяная Горецкая, руководитель корпоративного отдела Юридической Фирмы «Горецкий и Партнеры».

Читай также: МВФ потребовал от Украины отменить банковскую тайну

Также законодатели предлагают разрешить взыскание налогового долга за счет наличных средств и/или средств должника на счетах в банках по решению ГНС без обращения в суд.

Среди других новшеств – повышение на 10% ставок экологического налога и на 12% – рентной платы за пользование недрами. Также висит перспектива увеличения ставок акцизного сбора – от 11 до 319% по разным товарным позициям. Часть акцизных нововведений тянется еще с упомянутого закона № 466, часть предусмотрена законопроектом №4101-д.

Читай также: Как налоговая хочет добраться до денег «заробитчан»: Подробности

Еще законопроект № 4101-д предусматривает: освобождение сельхозпроизводителей от уплаты НДС на стоимость уничтоженного в связи с форс-мажорными обстоятельствами урожая или животных; освобождение от налогообложения суммы налогового долга и недоимки по ЕСВ, списанных налогоплательщику-физлицу; урегулирование вопроса списания задолженности по ЕСВ предпринимателям, которые прекратили деятельность до 3 июня 2020 года.

Кроме того, парламент в первом чтении поддержал законопроект № 3087-д о Бюро экономической безопасности (БЭБ). Близкий по сути законопроект о Службе финансовых расследований Рада приняла за основу в октябре 2019 года. Проект № 3087-д разработали на замену ему. БЭБ будет подчиняться Кабмину и заниматься преступлениями в сфере экономики. Якобы одновременно другие силовые структуры (СБУ, ГПУ) утратят право расследовать подобные дела. Ну и наконец-то будет ликвидирована налоговая милиция. Впрочем, выведение экономики из-под силовиков и ликвидация налоговой полиции – слишком хорошие новости, чтобы оказаться правдой, увы.

Новая версия закона по указанным документам вступит в силу только в 2021 году, в самом его начале.

Начиная с 1 января, все отчётности будут составляться согласно новым правилам. Предполагается, что передавать информацию предприятия будут каждый квартал. Но при заполнении бумаг требуется сделать разбивку по месяцам. Уже из-за этого многие сомневаются в том, что процедуру упростят. Сейчас ежемесячное заполнение предусмотрено только для одной из форм, а не сразу для двух.

При этом в одну отчётность хотят включить показатели, рассчитывающиеся на основе разных факторов:

  • базы;
  • алгоритмы;
  • размеры;
  • льготы.

Можно было бы рассчитывать на введение единых алгоритмов, по которым бы рассчитывались все сборы. Но пока этого не произошло. Хотя изменения в 2021 году в Украине планируются.

На частных предпринимателей единая отчётность тоже будет распространять своё действие. То есть, в годовой декларации будет отображаться вся информация, связанная с полученной прибылью.

Сейчас НДФЛ является обязательным для любого лица, которое получает доход. На уплату сбора не влияют возраст и пол, другие подобные нюансы. Можно выделить три основные группы плательщиков:

  • резиденты. И иностранные граждане, которые пребывают на территории государства минимум 183 дня в году;
  • нерезиденты. Это касается лиц, не обязательно имеющих гражданство, но осуществляющих хозяйственную или коммерческую деятельность, которая приносит доход;
  • налоговые агенты. Обычно имеются в виду работодатели. Но к каждому гражданину применяется индивидуальная ставка НДФЛ в 2021 году в Украине.

При уплате налогов учитывают суммарный доход, полученный на протяжении календарного года. Не важно, заработана прибыль в Украине, либо за её пределами.

Налоги в 2021: придется ли украинцам платить больше

Планируется, что в 2020-2021 году будут действовать те же правила, что и раньше. Дополнительных льгот для данной категории граждан законы не предусматривают.

Налогообложение применяют по отношению к пенсиям, равным десяти прожиточным минимумам, либо превышающим этот показатель. Стандартная ставка налога на доходы физических лиц в Украине в 2021 году действует по отношению к пенсиям из зарубежных источников. При этом можно не платить налог дважды, если один раз он уже перечисляется в бюджет.

Стандартная ставка составляет 18%. Но есть исключения из правил, когда размер взносов уменьшают до 5%. Обычно она связана с доходами от следующих направлений:

  • Акции;
  • Корпоративные права;
  • Продажа недостроенного объекта;
  • Реализация некоторых видов имущества. Налоги на зарплату попадают под действие других правил.

Вот несколько обстоятельств, при которых гражданина с большой вероятностью освободят от уплаты сбора:

  • если пенсионные выплаты назначаются ветеранам и инвалидам войны;
  • получение дохода от продажи недвижимости на протяжении 1 календарного года. Но правило действует, только если за отчётный период это первая проданная единица и владеют ей более трёх лет;
  • при доходах от продажи движимого имущества за 1 год. Но налогообложение снимают лишь с 1 единицы, во всех остальных случаях платить придётся;
  • если сбережения были переданы Сбербанку СССР до 1992 года – к ним тоже не применяют налогообложение. Правило распространяется на любые виды сбережений, ценных бумаг;
  • когда имущество вне очереди получают инвалиды и ветераны, либо сироты;
  • гражданин стал наследником первой или второй очереди, в результате чего получил имущество. Надо заранее посмотреть, применяется ли по отношению к нему льгота по НДФЛ в Украине.

Налоговый Кодекс говорит, что НДФЛ применяется к любому доходу, полученному гражданином на территории государства. При этом работодатели наделяются правом оказывать подчинённым материальную помощь, если видят, что ситуация требует соответствующих решений.

Это единовременная денежная выплата в связи с появлением тех или иных обстоятельств. Надо иметь документальные подтверждения. Иначе будет считаться, что это стимулирующая выплата, к которой применяют соответствующие правила, согласно которым платят НДФЛ с граждан Украины.

Налоги в 2021: придется ли платить больше

В 2021 году меняются ставки налогов для некоторых групп ФОП по единому налогу.

Для первой группы физлиц-предпринимателей единый налог привязан к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц. Предприниматели платят определенный процент от прожиточного минимума — как именно, решают местные власти (но не более 10%).

Прожиточный минимум последний раз менялся в декабре 2020 года — тогда он был увеличен до 2270 гривен.

С января повышается также размер единого социального взноса (ЕСВ), что связано с увеличением минимальной зарплаты до 6 тысяч гривен. ЕСВ составляет 22% от минимальной зарплаты. То есть, сейчас он составляет 1320 гривен для ФОПов всех групп (в 2020 году был 1034-1100 гривен).

Следующее увеличение ЕСВ будет с декабря 2021 года, когда минималка повысится до 6,5 тысяч. Тогда придется платить уже 1430 гривен.

То есть, если посчитать налоги ФОП первой группы — единый налог и ЕСВ — то в декабре 2020 года они составляли 1327 гривен, а с января этого года вырастет до 1547 гривен. В июле 2021 года налоговая нагрузка повысится до 1557,9 гривен, а с декабря — до 1678,1. Всего за 2021 год налоги вырастут, по сравнению с прошлым годом, на 351 гривну.

При этом с января по май этого года упрощенцы первой группы освобождены от уплаты единого налога и ЕСВ.

Для физлиц-предпринимателей повысили лимиты по недвижимости, которую они могут сдавать в аренду без риска слететь с единого налога.

По жилой недвижимости такой лимит вырос со 100 до 400 квадратных метров, по нежилой — с 300 до 900 квадратных метров. Но это не касается упрощенцев первой группы — им сдавать имущество в аренду по-прежнему запрещено. Но для остальных возможности зарабатывать на аренду увеличиваются.

Объем годового дохода, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения и отчетности, на сегодня зависит от размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года, и в 2021 году составляет:

  1. для 1 группы плательщиков единого налога — 167 размеров минимальной заработной платы (1002000 грн.)
  2. для 2 группы плательщиков единого налога — 834 размеров минимальной заработной платы (5004000 грн.)
  3. для 3 группы плательщиков единого налогов — 1167 размеров минимальной заработной платы (7002000 грн.)

Ставки единого налога для плательщиков первой группы устанавливаются в процентах (фиксированные ставки) к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, второй группы — в процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, третьей группы — в процентах к доходу (процентные ставки).

Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин в зависимости от вида хозяйственной деятельности.

В 2021 году маскимально ставки составят:

  1. для первой группы плательщиков единого налога — не более 10 процентов размера прожиточного минимума (227 грн.) в месяц;
  2. для второй группы плательщиков единого налога — не более 20 процентов размера минимальной заработной платы (1200 грн.) в месяц.

Процентная ставка единого налога для плательщиков третьей группы устанавливается в размере:

  1. 3 процента дохода — в случае уплаты налога на добавленную стоимость;
  2. 5 процентов дохода — в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

С 1 января 2021 регистраторы расчетных операций или программные регистраторы расчетных операций не применяются плательщиками единого налога второй — четвертой групп (физическими лицами — предпринимателями), объем дохода которых в течение календарного года не превышает объема дохода, не превышающего 220 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, то есть до 1 320 000 гривен.

Напомним, что плательщики единого налога 1 группы имеют право не применять РРО.

Независимо от объема дохода применяют РРО плательщики единого налога, которые осуществляют:

  • реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  • реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставление платных услуг в сфере здравоохранения;
  • реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

В случае превышения плательщиком единого налога второй — четвертой групп (физическим лицом — предпринимателем) в 2021 году объема дохода в 1 320 000 грн., применение регистратора расчетных операций и / или программного регистратора расчетных операций для такого плательщика единого налога является обязательным. Применение регистратора расчетных операций и / или программного регистратора расчетных операций начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения, и продолжается во всех последующих налоговых периодах в течение регистрации субъекта хозяйствования как плательщика единого налога.

Минимальный размер ЕСВ составляет 22% от минимальной заработной платы:

  • с 1 января 2021 — 1320 грн .;
  • с 1 декабря 2021 — 1430 грн.

Максимальный размер ЕСВ начисляется на базу в размере 15 минимальных заработных плат, которая составляет:

  • с 1 января 2021 — 90 000 грн .;
  • с 1 декабря 2021 — 97 500 грн.

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

В законопроекте предусмотрели увеличение акциза на спирт и алкогольные напитки. Например, акциз на пиво предлагают увеличить с 2,78 гривны до 3,10 гривны, акциз на игристые вина – с 11,65 гривны до 13 гривен, а вина с 8,02 гривны до 8,95 гривны на литр продукта.

Также повысили наказание за нарушения. Если налогоплательщик не вовремя платит акцизный налог (через 15 дней после получения акцизных марок), то штраф составит 20% этого налога. Авторы законопроекта подсчитали, что таким образом можно привлечь в бюджет 3,9 миллиарда гривен.

Жидкости для электронных сигарет также с 1 января будут облагаться акцизом. Это касается новой продукции. Те, которые произвели или завезли до 2021, можно будет продать без акциза до 30 июня 2021 года.

Экологический налог

Экологический налог уплачивается с фактических объемов различных выбросов, сбросов, размещения отходов в окружающей среде. С 2021 его также могут повысить. К примеру, за выбросы двуокиси углерода могут собирать втрое более высокий налог – 30 гривен за тонну вместо 10 гривен. А в целом экологический налог вырастет на 11,6%.

Рентная плата возрастет

Рентную плату за специальное пользование недрами, водой, лесными ресурсами предлагают повысить на 12%. За пользование радиочастотным ресурсом – на 11,6%.

Сейчас для отдельных категорий населения действуют льготы по налогу на недвижимое имущество, если его сдают в аренду, лизинг, ссуду и тому подобное. Если закон примут в действующей редакции, то эти льготы могут сузить.

Если ребенок-сирота или одинокая мать будет сдавать свою недвижимость в аренду, то он будет обязан платить налог на недвижимость с такого имущества. Это же касается общежитий, детских домов, МАФов, церквей и тому подобное.

Обратят внимание, что в следующем году хотят расширить полномочия контролирующих органов, например в получении информации относительно банковских счетов налогоплательщиков. Фактически налоговики получат доступ к банковской тайне должников и по решению суда смогут требовать информацию о состоянии счетов, движении средств и тому подобное.

Так, в частности, закон вводит налогообложение контролируемых иностранных компаний (КИК).

Контролируемая иностранная компания (англ. Controlled Foreign Corporation or Company, сокр. CFC) – это компания (юридическое лицо), осуществляющая свою деятельность в одной стране (юрисдикции), но контролируемая или принадлежащая налоговым резидентам другой страны.

Украинские бенефициарные собственники должны будут предоставить в налоговые органы информацию о наличии подконтрольных им компаний за рубежом. Декларировать владение или долю в КИК необходимо налоговым резидентам Украины, которые:

  1. являются владельцами более 50% долей в иностранной компании;
  2. являются владельцами более 10% долей в иностранной компании при условии, что более 50% в этой компании принадлежит резидентам Украины;
  3. осуществляют фактический контроль над иностранной компанией (например, резидент Украины контролирует банковские счета компании или при открытии счета указан в качестве бенефициара).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]