Выполнение ниокр по госконтракту налогообложение ндс 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выполнение ниокр по госконтракту налогообложение ндс 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Продлено применение пониженной ставки по НДС в размере 10 % для авиакомпаний при осуществлении внутренних воздушных перевозок.

Нулевая ставка останется для перелетов в Крым, Севастополь и обратно, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также тех маршрутов, которые не предусматривают вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Со следующего года, помимо освобождения от НДС реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, не облагается НДС и продажа доли в праве собственности на общее имущество участников договора инвестиционного товарищества.

Льгота для сельхозпроизводителей

До конца 2021 года продлена льгота для сельхозпроизводителей при импорте племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов. Льгота применяется независимо от того, для каких целей ввезена продукция: для собственного потребления или для перепродажи.

С 1 января 2021 года не будут признавать объектом обложения НДС операции по реализации товаров, работ, услуг, изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников банкротами.

В 2020 году действовал мораторий на подачу кредиторами заявлений на банкротство, Этим правом за 9 месяцев 2020 года воспользовались 708 компаний и 146 ИП.

Мораторий продлен до января 2021 года, как предполагают аналитики, после этого возможен всплеск количества заявлений.

Ответ недели: НДС при принятии выполненных исполнителем НИОКР

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня…» от 24.12.2008 № 988 утвержден реестр научных исследований и опытно-конструкторских разработок в конкретных областях, реальные затраты на которые организация может учесть в составе прочих расходов того отчетного периода, в каком они были закончены, с увеличивающим коэффициентом 1,5. Организации, проводящие НИОКР в областях из перечня правительства, по окончании года, в котором данные разработки завершены, вместе с декларацией предоставляют в налоговую инспекцию отчет о проведенных НИОКР.

В соответствии с законопроектом № 1038289-7, одобренным Советом Федерации РФ 18 ноября 2020 года, продлевается срок освобождения от уплаты НДС при импорте на территорию РФ племенной продукции. При этом целью импорта может выступать как дальнейшая реализация, так и собственное потребление. Данная норма будет действовать вплоть до конца 2022 года.

На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.

Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.

Если налогоплательщик, осуществляющий экспортную деятельность, не может обосновать применение нулевой ставки НДС, то в соответствии с 7 ст. 164 НК РФ, он имеет право отказаться от её использования. Для этого до 1 числа налогового периода необходимо направить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением должен составлять не менее 12 месяцев.

В Госдуме РФ 11 ноября текущего года одобрили законопроект № 1025470-7, дающий право компаниям, находящимся на налоговом мониторинге, использовать заявительный порядок возмещения без банковской гарантии, поручительства и лимита на сумму ранее перечисленных налоговых сумм.

Данная мера позволит большему количеству плательщиков перейти на налоговый мониторинг.

Налогообложение при выполнении НИОКР

С нового года вступают в силу поправки, фактически отменяющие льготу по НДС на реализацию софтверных лицензий в отношении большинства наименований ПО. В первую очередь это затронет зарубежный софт, далее идут программы для ЭВМ и базы данных российского происхождения, не попавшие в Реестр отечественного ПО.

Независимо от попадания в Реестр, льготы по НДС на ПО лишатся рекламные сервисы и приложения, агрегаторы (маркетплейсы) и поисковые программы. Есть мнение, что изменения затронут любые программы, в которых имеется реклама даже собственных продуктов или услуг. Предложение купить лицензию на платный доступ к сервису или расширенную версию условно бесплатной программы, также можно рассматривать в качестве рекламы.

Как это произошло и что предпринять читайте под катом

Поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) внесены Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ. Изменения вводят дополнительные требования для освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

В чем суть нового требования? В новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ право на «льготу» по НДС сохранено исключительно в отношении реализации прав на ПО, включенное в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО), который ведет Минкомсвязи.

В результате налогового маневра в ИТ-отрасли отчуждение и предоставление прав на зарубежное программное обеспечение независимо от вида договора будет облагаться НДС. Такой софт по определению нельзя включить в Реестр отечественного ПО.

Аналогично без льготы останется ПО большинства российских правообладателей, поскольку попасть в Реестр не так-то просто.

В качестве экономической причины фактической отмены льготы по НДС на ПО называют необходимость компенсации выпадающих доходов бюджета в результате одновременного снижения налога на прибыль и ставок страховых взносов для ИТ-компаний. Подробнее об этом смотрите информацию на нашем сайте.

Это отдельная тема для разговора. Если кратко, то нужно соблюсти следующие минимальные требования:

1) Правообладателем российского ПО должен быть гражданин России или коммерческая организация. При этом доля участия российских граждан, организаций, РФ, субъектов РФ, в коммерческой организации должна быть более 50%.

2) Сведения о программном продукте не могут составлять государственную тайну.

3) Общая сумма выплат за календарный год по лицензионным договорам в отношении иностранных юридических и физических лиц составляет мене 30 процентов выручки правообладателя программного обеспечения от его реализации, включая предоставление прав использования.

4) Программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа

5) Гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация программного обеспечения осуществляются российской коммерческой или некоммерческой организацией без преобладающего иностранного участия либо гражданином Российской Федерации.

6) Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы представляются через сайт Минкомсвязи с использованием электронной подписи заявителя.

7) В заявлении обязательно указываются гиперссылки на сайт правообладателя с техническими документами:

  1. с описанием функциональных характеристик программного обеспечения и информацией, необходимой для установки и эксплуатации ПО;
  2. содержащими описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.

Ваш технический писатель должен потрудиться составить документы в соответствии с ГОСТами.

8) К заявлению прикладываются документы, подтверждающее исключительные права заявителя на регистрируемое ПО.

  • Сейчас
  • Вчера
  • Неделя

Как в налоговом учете отразить расходы на НИОКР

  • февраля 2021 (5)
  • января 2021 (56)
  • декабря 2020 (68)
  • ноября 2020 (101)
  • октября 2020 (75)
  • сентября 2020 (86)
  • августа 2020 (50)
  • июля 2020 (7)
  • июня 2020 (47)
  • мая 2020 (61)
  • апреля 2020 (24)
  • марта 2020 (81)

Финансировать НИОКР могут:

  • Россия;
  • субъекты России;
  • муниципальные образования;
  • организации;
  • физлица.

Это следует из положений пункта 1 статьи 15 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.

Государственное финансирование предоставляют:

  • научным организациям;
  • образовательным организациям высшего образования;
  • фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;
  • иным организациям, которые осуществляют НИОКР.

Это следует из положений пункта 2 статьи 15 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.

На формирование фондов организация может перечислять добровольные взносы. Причем организация может самостоятельно создать фонд финансирования НИОКР и отчислять в него средства на финансирование научных работ. Об этом сказано в статье 15.1 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.

Размер и сроки перечисления средств на финансирование НИОКР устанавливаются договором между организацией и фондом.

Расходы на финансирование фондов являются нормированными. При расчете налога на прибыль их можно признать в размере, не превышающем 1,5 процента доходов от реализации (подп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ). Подробнее см. Какие доходы от реализации учитываются при расчете налога на прибыль.

Если организация является исполнителем НИОКР по заказам других организаций, затраты по этому договору учтите так же, как при обычном выполнении работ или оказании услуг (п. 10 ст. 262 НК РФ).

Ситуация: как исполнителю отразить в бухгалтерском и налоговом учете выполнение НИОКР для заказчика с привлечением субподрядчиков? Результаты работ полностью переданы заказчику.

Выполнение НИОКР для заказчика отразите в учете как обычное выполнение работ или оказание услуг.

Ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете исполнителя такого объекта, как «расходы на НИОКР», не возникает в принципе. Ведь организация выполняет НИОКР по заказу другого предприятия. И результаты работ полностью передаст заказчику. Сама же она несет обычные расходы в рамках своего бизнеса. Поэтому такие затраты в бухучете отнесите к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). А в налоговом – к расходам, связанным с производством и реализацией (ст. 253, п. 10 ст. 262 НК РФ). То есть в общеустановленном порядке, как при обычном выполнении работ или оказании услуг для заказчика.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выполнения НИОКР для заказчика с привлечением субподрядчиков. Подрядчик применяет общую систему налогообложения

ООО «Альфа» (подрядчик) на основании госконтракта выполняет НИОКР по поручению заказчика. Стоимость работ по договору – 50 000 000 руб. (НДС не облагается на основании подп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). По условиям госконтракта подрядчик обязан выполнить часть работ с привлечением субподрядчика. Стоимость таких работ составляет 23 600 000 руб. (в т. ч. НДС – 3 600 000 руб.). Стоимость работ, выполненных собственными силами, – 10 000 000 руб.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие проводки:

Дебет 51 Кредит 62
– 25 000 000 руб. – получен аванс от заказчика;

Дебет 20 Кредит 02 (10, 70, 69,...)
– 10 000 000 руб. – отражены затраты по госконтракту по работам, выполненным собственными силами;

Дебет 20 Кредит 60
– 20 000 000 руб. – отражены затраты по госконракту подряда по работам, выполненным субподрядчиком;

Дебет 19 Кредит 60
– 3 600 000 руб. – учтен входной НДС со стоимости работ субподрядчика;

Дебет 20 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 3 600 000 руб. – входной НДС включен в стоимость работ субподрядчика;

Дебет 60 Кредит 51
– 23 600 000 руб. – перечислены деньги субподрядчику;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 50 000 000 руб. – учтена выручка по госконтракту;

Дебет 51 Кредит 62
– 25 000 000 руб. – заказчик произвел окончательные расчеты по договору.

Таким образом, бухгалтер в бухучете включил в состав расходов по обычным видам деятельности:
– 10 000 000 руб. – стоимость работ, выполненных собственными силами;
– 23 600 000 руб. – стоимость работ, выполненных субподрядчиком (с учетом входного НДС).

Выручку бухгалтер отразил в размере 50 000 000 руб. (стоимость по госконтракту).

При исчислении налога на прибыль в расходах, связанных с производством и реализацией, бухгалтер «Альфы» учел:
– 10 000 000 руб. – стоимость работ, выполненных собственными силами;
– 23 600 000 руб. – стоимость работ, выполненных субподрядчиком (с учетом входного НДС).

Доход от выполнения работ в целях налогового учета составил 50 000 000 руб.

Результаты работ были переданы заказчику в полном объеме на основании акта приема-передачи. По условию госконтракта к данному акту подрядчик приложил отчет на выполненные работы субподрядчиком с приложением копий первичных документов.

Если же исполнитель выполняет отдельные работы безвозмездно для заказчика, то безвозмездную передачу результатов таких работ отразите в бухгалтерском и налоговом учете в общеустановленном порядке.

При определенных условиях НИОКР не облагаются НДС. Такой льготой можно воспользоваться:

  • если работы выполняются за счет бюджетных средств, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ;
  • если работы выполняются учреждениями образований и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Освобождение от НДС распространяется также на НИОКР по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав НИОКР входят:

  • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
  • разработка новых технологий;
  • создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, не предназначенных для продажи, их испытание в течение длительного времени.

Такое право организациям предоставлено подпунктами 16 и 16.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Подтвердить право на применение льготы по НИОКР, которые финансируются из бюджетов, организация может:

  • договором, в котором указан источник финансирования;
  • уведомлением (справкой) заказчика о выделении из бюджета средств для финансирования НИОКР.

Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 18 мая 2015 г. № 03-07-11/28473, от 11 октября 2012 г. № 03-07-07/409.

Для применения указанной льготы организация обязана обеспечить ведение раздельного учета как облагаемых НДС, так и освобожденных от обложения операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Организация может отказаться от льготы по НИОКР и платить НДС в обычном порядке (п. 5 ст. 149 НК РФ).

НДС со стоимости работ по НИОКР можно принять к вычету при соблюдении всех необходимых условий (п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 171 НК РФ).

Ситуация: нужно ли начислить НДС на стоимость НИОКР, выполненных собственными силами? Организация не является научной организацией и исполнителем НИОКР по заказам сторонних организаций.

Начислить НДС на стоимость выполненных работ необходимо, если затраты на НИОКР не учитываются в расходах при расчете налога на прибыль (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Исключение из данного правила составляют работы по НИОКР, перечисленные в подпунктах 16 и 16.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Независимо от факта признания в расходах по налогу на прибыль, НДС по ним не начисляйте.

Если расходы на НИОКР уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (в т. ч. и через амортизационные отчисления), то начислять НДС на стоимость НИОКР, выполненных собственными силами, не нужно (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Ситуация: в какой момент – при отражении на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» или при отражении на счете 04 «Нематериальные активы» субсчет «Работы по НИОКР» – можно принять к вычету входной НДС с расходов по НИОКР?

Входной НДС с расходов по НИОКР принимайте при отражении на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Глава 21 Налогового кодекса РФ не предъявляет специальных требований к применению вычета по НДС с расходов на НИОКР. Такой позиции придерживаются представители финансового ведомства в частных разъяснениях. Входной НДС по затратам, связанным с созданием НИОКР, можно принять к вычету в обычном порядке. То есть в момент их отражения в учете (например, на счете 08 – по работам и услугам, на счете 10 – по материалам). Наряду с этим должны быть выполнены другие условия, обязательные для вычета (наличие счета-фактуры, приобретение имущества для операций, облагаемых НДС). Такой порядок следует из пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Таким образом, законодательство не требует дожидаться момента учета расходов на НИОКР на счете 04 «Нематериальные активы» для применения вычета НДС по ним.

Организации, которые платят единый налог с доходов, при определении налоговой базы не учитывают никакие расходы (в т. ч. и расходы на НИОКР) (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Организации, которые выбрали объектом налогообложения разницу между доходами и расходами, учитывают расходы на НИОКР при расчете единого налога. Расходы признавайте в порядке, установленном для организаций, применяющих общую систему налогообложения. Такой порядок предусмотрен подпунктом 2.3 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли учесть в первоначальной стоимости основных средств (нематериальных активов) расходы на НИОКР? Организация применяет упрощенку.

Да, можно.

Это объясняется следующим. Первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов при применении упрощенки формируется по правилам бухучета (абз. 9 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). А в бухучете расходы на НИОКР включаются в состав первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов (абз. 2 п. 8 ПБУ 6/01, п. 7, 9 ПБУ 14/2007).

Если в результате НИОКР получен промышленно применимый образец, на который организация не планирует получать исключительные права, расходы на НИОКР включаются в первоначальную стоимость основного средства.

Если в результате НИОКР получен образец, на который организация планирует получить исключительные права, то стоимость НИОКР отражается также одним из двух способов:

  • учитывается в составе нематериальных активов;
  • списывается в прочие расходы в течение двух лет.

Такой порядок установлен пунктом 9 статьи 262 Налогового кодекса РФ и следует из права организации самостоятельно выбрать группу расходов, если произведенные затраты могут одновременно относиться к нескольким группам (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Если организация применяет упрощенку и является исполнителем НИОКР по заказам других организаций, то понесенные ею затраты учитываются в составе расходов, связанных с осуществлением деятельности, направленной на получение доходов (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 16 января 2004 г. № 21-09/02809). Такие расходы учитываются при расчете единого налога по статьям затрат (например, расходы на оплату труда, приобретение материалов и т. д.) (ст. 346.16 НК РФ).

Расходы на НИОКР учитывайте по правилам той системы налогообложения, в деятельности которой будут использоваться результаты разработок.

Если результаты проводимых НИОКР будут использоваться в обоих видах деятельности организации, то расходы на проведение таких работ нужно распределить (п. 9 ст. 274, п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности организации на ЕНВД, учитывать нельзя. Такая ситуация может возникнуть, например, если проводятся работы по усовершенствованию продукта, который будет реализовываться как через оптовую, так и через розничную торговлю. Стоимость НИОКР, относящихся только к одному виду деятельности, распределять не нужно.

Подробнее о том, как распределить расходы, относящиеся к обоим режимам налогообложения, см.:

  • Как по налогу на прибыль учесть расходы при совмещении ОСНО с ЕНВД;
  • Как принять к вычету входной НДС при раздельном учете облагаемых и необлагаемых операций.

Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

С нового года без НДС будет проводиться реализация прав только на программное обеспечение российских правообладателей, которое включено в так называемый Реестр отечественного ПО.

В результате изменений налогового законодательства импорт зарубежного программного обеспечения независимо от вида договора будет облагаться российским НДС.

Во всех случаях отчуждения исключительного права, а также предоставления права использования зарубежного программного обеспечения неавтоматизированным способом (импорт на материальных носителях, передача сетевым способом с участием человека), ст.174.2 НК РФ об услугах в электронной форме не применяется.

С 2021 года импорт прав на зарубежное ПО на основании договора отчуждения или лицензионного договора не является основанием для освобождения от НДС согласно новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ. Следовательно, в отношениях b2b обязанность по уплате НДС возлагается на российского покупателя, как налогового агента (ст.161 НК РФ).

Если в описанном случае покупатель – физическое лицо (отношения b2c), НДС не уплачивается, т.к. гражданин без статуса ИП не признается налоговым агентом. При покупке лицензии на ПО у иностранного гражданина (независимо от статуса) НДС также не возникает.

В случае предоставления иностранной организацией прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), автоматизированно с использованием информационных технологий через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, такая иностранная организация обязана уплачивать НДС самостоятельно (п.3 ст.174.2 НК РФ). Для уплаты НДС иностранная организация должна встать в России на налоговый учет дистанционным способом (п.4.6. ст.83 НК РФ).

Продажа прав на программное обеспечение физическими лицами, либо организациями и ИП, не применяющими НДС (УСН, резидент Сколково и т.д.) освобождается от НДС.

Реализация прав на ПО без НДС организациями и ИП на ОСНО выполняется при условии включения такого ПО в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО).

Однако регистрация ПО в данном Реестре имеет ряд сложностей и ограничений. Например, частным правообладателем регистрируемого ПО может быть только гражданин РФ или российская организация, с долей участия российских граждан, коммерческих организаций и НКО без преобладающего иностранного участия, более 50%, а также российское НКО без преобладающего иностранного участия.

Таким образом, при импорте иностранного программного обеспечения и сервисов на базе такого ПО «льгота» по НДС на основании пп.26 п.2 ст.149 НК РФ предоставляться не будет независимо от вида договора.

Российские правообладатели ПО также испытывают трудности с включением своих программных продуктов в Реестр, поскольку имеется ряд ограничений по использованию в отечественном ПО иностранных программных компонентов. Помимо этого есть ряд проблем с соблюдением требований Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 по составу технической документации, предоставляемой в пакете на регистрацию ПО в Реестре.

Подробную информацию о порядке регистрации в Реестре отечественного ПО можно найти здесь.

НДС / 12:05 30 ноября 2016
НИОКР в ряде случаев освобождается от НДС

НДС / 12:00 9 октября 2019
Ввоз в Россию опытных образцов – результатов НИОКР облагается НДС

НДС / 11:02 5 октября 2018
Суммы штрафов в базу по НДС не включаются

НДС / 10:45 31 октября 2018
Безвозмездная передача фирме имущества ИП облагается НДС

НДС / 10:30 12 декабря 2018
Суд признал уплату налога за 4 дня до отзыва лицензии банка

НДС / 14:00 22 января 2019
Реализация объектов ОС, как лома, не влечет восстановление НДС

Расходы, прямо не поименованные в пункте 2 статьи 262 Налогового кодекса РФ, организация вправе учесть как другие расходы на НИОКР. Условие одно: расходы должны быть непосредственно связаны с выполнением исследований или разработок. Например, это могут быть:

  • расходы на консультационные услуги;
  • продукция собственного производства, используемая в качестве комплектующих изделий и полуфабрикатов при выполнении НИОКР;
  • работы и услуги производственного характера, выполняемые хозспособом;
  • начисленная амортизация по основным средствам, частично используемым для выполнения НИОКР.

Такие разъяснения следуют из письма ФНС России от 31 мая 2013 г. № ЕД-4-3/9941.

Сумму других расходов, не превышающую 75 процентов от расходов организации на оплату труда привлеченных к НИОКР сотрудников, организация, выполняющая НИОКР по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 988, вправе учесть в размере фактических затрат, увеличенном на повышающий коэффициент 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ). Сумму других расходов, превышающую лимит, (в т. ч. начисленную амортизацию, оплату труда и материальные расходы) можно будет списать только в размере фактических затрат (без учета повышающего коэффициента).

Такой порядок установлен подпунктом 4 пункта 2 и пунктом 5 статьи 262 Налогового кодекса РФ.

При этом указанной статьей не установлен перечень документов, подтверждающих право на применение освобождения. Кроме того, необходимо учитывать, что статьей 770 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель с согласия заказчика вправе привлекать третьих лиц, а при выполнении опытно-конструкторских или технологических работ для привлечения к исполнению договора третьих лиц согласия заказчика не требуется, если иное не установлено договором.

Если организация является исполнителем НИОКР по заказам других организаций, затраты по этому договору учтите так же, как при обычном выполнении работ или оказании услуг (п. 10 ст. 262 НК РФ).

Ситуация: как исполнителю отразить в бухгалтерском и налоговом учете выполнение НИОКР для заказчика с привлечением субподрядчиков? Результаты работ полностью переданы заказчику.

Важно

Первоначальная стоимость соответствующего НМА в отношении подобных работ формируется с коэффициентом 1,5 — неплохая возможность сэкономить на налогооблагаемой прибыли. К сведению. Налогоплательщик, осуществляющий НИОКР в качестве исполнителя по государственному контракту, учитывает расходы на такие разработки в порядке, установленном гл.

25

Инфо

НК РФ для расходов, связанных с основной деятельностью исполнителя (Письмо Минфина России от 27.11.2014 N 03-03-06/4/60695). НДС Начисление налога. НИОКР, выполняемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, освобождаются от обложения НДС (пп.

16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Когда разработка программного обеспечения не облагается НДС?

При определенных условиях НИОКР не облагаются НДС. Такой льготой можно воспользоваться:

  • если работы выполняются за счет бюджетных средств, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ;
  • если работы выполняются учреждениями образований и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Освобождение от НДС распространяется также на НИОКР по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав НИОКР входят:

  • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
  • разработка новых технологий;
  • создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, не предназначенных для продажи, их испытание в течение длительного времени.

Такое право организациям предоставлено подпунктами 16 и 16.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Подтвердить право на применение льготы по НИОКР, которые финансируются из бюджетов, организация может:

  • договором, в котором указан источник финансирования;
  • уведомлением (справкой) заказчика о выделении из бюджета средств для финансирования НИОКР.

Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 18 мая 2015 г. № 03-07-11/28473, от 11 октября 2012 г. № 03-07-07/409.

Для применения указанной льготы организация обязана обеспечить ведение раздельного учета как облагаемых НДС, так и освобожденных от обложения операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Организация может отказаться от льготы по НИОКР и платить НДС в обычном порядке (п. 5 ст. 149 НК РФ).

НДС со стоимости работ по НИОКР можно принять к вычету при соблюдении всех необходимых условий (п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 171 НК РФ).

Ситуация: нужно ли начислить НДС на стоимость НИОКР, выполненных собственными силами? Организация не является научной организацией и исполнителем НИОКР по заказам сторонних организаций.

Начислить НДС на стоимость выполненных работ необходимо, если затраты на НИОКР не учитываются в расходах при расчете налога на прибыль (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Исключение из данного правила составляют работы по НИОКР, перечисленные в подпунктах 16 и 16.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Независимо от факта признания в расходах по налогу на прибыль, НДС по ним не начисляйте.

Если расходы на НИОКР уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (в т. ч. и через амортизационные отчисления), то начислять НДС на стоимость НИОКР, выполненных собственными силами, не нужно (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Ситуация: в какой момент – при отражении на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» или при отражении на счете 04 «Нематериальные активы» субсчет «Работы по НИОКР» – можно принять к вычету входной НДС с расходов по НИОКР?

Входной НДС с расходов по НИОКР принимайте при отражении на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Глава 21 Налогового кодекса РФ не предъявляет специальных требований к применению вычета по НДС с расходов на НИОКР. Такой позиции придерживаются представители финансового ведомства в частных разъяснениях. Входной НДС по затратам, связанным с созданием НИОКР, можно принять к вычету в обычном порядке. То есть в момент их отражения в учете (например, на счете 08 – по работам и услугам, на счете 10 – по материалам). Наряду с этим должны быть выполнены другие условия, обязательные для вычета (наличие счета-фактуры, приобретение имущества для операций, облагаемых НДС). Такой порядок следует из пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Таким образом, законодательство не требует дожидаться момента учета расходов на НИОКР на счете 04 «Нематериальные активы» для применения вычета НДС по ним.

На какие виды работ распространяется освобождение от НДС Пункт 3 статьи 149 НК РФ предусматривает два основания, по которым выполнение НИОКР освобождается от НДС. Первое закреплено в подпункте 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ, согласно которому научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы освобождаются от уплаты НДС, если они:

  • осуществляются за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
  • выполняются учреждениями образования и научными организациями на основании хозяйственных договоров.

Таким образом, эта льгота применяется в зависимости от источника финансирования НИОКР.

  • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
  • разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
  • создание опытных (то есть не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Такую льготу могут применять организации-разработчики, осуществляющие любой из указанных видов деятельности, перечисленных в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Под опытным образцом понимают изделие, созданное на базе вновь разработанной технической документации с целью определения целесообразности его производственного выпуска. Для разработки технической документации и выпуска опытного образца привлекаются предприятия научного, образовательного профиля. Особенности опытных образцов как объекта передачи заказчику:

  • Опытные образцы для проведения анализа соответствия их документации являются объектом для экспериментирования и не должны быть предназначены для последующей реализации.
  • Предполагается, что опытные образцы выходят их строя или уничтожаются при испытаниях.
  • Исследовательское, научное, образовательное учреждение не имеет права использовать продукт по собственному усмотрению как в случае их правообладания.
  • Опытные образцы, получившие положительную оценку, передаются заказчику, если создание их не производится в рамках разработок одного предприятия и технологического процесса.

Освобождение от уплаты НДС при передаче опытных образцов для исследований основывается на отсутствии перехода права собственности, которым не обладает исполнитель (

Выполнение ниокр по госконтракту налогообложение ндс 2020 год

Пример. ЗАО «Хлебо заключило с научно-исследовательской организацией «Сфера» договор на разработку технологии хлеба профилактического назначения с использованием продукта переработки люцерны. Стоимость разработки — 480 000 руб. (НДС не облагается).

Вариант 1. В результате НИОКР получено и запатентовано изобретение. Общие расходы на патентование составили 18 900 руб. Срок действия патента — 10 лет.

В законодательстве определены требования, на основании которых предприятия имеют право не начислять НДС по научно-исследовательским работам:

  • Ведение работ осуществляется за счет средств бюджета и Российских фондов – исследований, технологического развития, поддержки научной деятельности.
  • При условии принадлежности предприятия к учреждениям образования или научной деятельности при заключении договоров хозяйственного назначения. Учреждения образовательного назначения должны обладать лицензией на право ведения деятельности.

Для образовательных и научных учреждений источник финансирования не учитывается. Льгота, не зависящая от источника финансирования, применяется как самими исполнителями, так и третьими лицами (соисполнителями), привлеченными для исполнения проекта. При этом соисполнители должны также принадлежать к сфере деятельности в области науки или образования.

Вопрос:

Малое (микро) коммерческое предприятие на ОСНО получило грант от ФГБУ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на НИОКР. Научная деятельность не является основным видом деятельности малого предприятия. По договору с Фондом в рамках этого гранта малое предприятие обязано было затратить часть собственных денежных средств на приобретение материалов и основных средств в целях НИОКР, что и было сделано. Часть материалов и основных средств были приобретены с НДС 18% (счет-фактуры от поставщиков в наличии, оформлены в соответствии с требованиями НК РФ). Грант был получен двумя траншами в 2015-2016 году, в декабре 2020 года Фонд подтвердил положительный результат по НИОКР, малое предприятие использовало грант и часть своих денежных средств на конкретные расходы, определенные Фондом, при этом результаты выполненных НИОКР остаются у организации-исполнителя. В рамках договора с Фондом в декабре 2016 была подана заявка на регистрацию патента на результаты выполненных работ (НМА). Результата по регистрации НМА еще нет. В рамках того же договора с Фондом была произведена реализация продукта НИОКР покупателю (медицинская фирма) с 18%. Вопросы: 1. Имеет ли право малое предприятие на вычет по НДС по закупленным материалам и основным средствам в части покупок за счет собственных средств и в части покупок по гранту и если имеет, то в какой момент (когда был признан положительный результат или когда была произведена реализация или необходимо ждать результата регистрации НМА? 2. Если малое предприятие не имеет право на вычет по НДС, то можно ли его включить в первоначальную стоимость НМА на счете 08 в части гранта и в части собственных средств? 3. Может ли малое предприятие (микро) применять ПБУ 17/02, если применяет ОСНО? 4. С какого момента времени малое предприятие (микро) может применять ПБУ 17/02, если результат НИОКР положительный, но по договору с Фондом была подана заявка на регистрацию патента на результаты выполненных работ (НМА), но результата по регистрации НМА еще нет?

Ответ:

Вычет по НДС Вы может получить.

Гл. 21 НК РФ не предусмотрено каких-либо иных особенностей налогообложения НДС товаров (работ, услуг), которые при их приобретении оплачиваются за счет гранта, перечисленного международной организации.

Налоговым законодательством налогоплательщикам предоставлено право уменьшить НДС, который исчислен для уплаты в бюджет, на налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 15.07.2009 N 16-15/72646).

Главой 21 НК РФ четко определены условия применения вычета по НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) (п. п. 1, 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):

— приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС;

— наличие счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг);

— принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).

Как видим, право на налоговый вычет не ставится в зависимость от источника привлечения средств, которыми оплачивались товары (работы, услуги) или за счет которых перечислялся НДС в бюджет.

Вы можете применять ПБУ 17/02

Приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н (вступил в силу 20.06.2016) внесены дополнения

ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Все поправки адресованы предприятиям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Дополнительно к основным условиям освобождения от НДС в пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрена льгота, право на которую возникает на основании ведения отдельных видов деятельности. К льготируем направлениям относятся осуществление работ, в результате которых возникают новые или усовершенствованные конструкции в областях:

  • Инженерных систем или их отдельных объектов.
  • Новых технологических процессов, приводящих к возможности выпуска новой продукции и изделий.
  • Создание новых, не имеющих сертификатов, моделей оборудования, материалов, обеспечивающих проведение исследований для получения данных, последующей регистрации информации в документации.

При проведении НИОКР и изысканий в указанных областях освобождение от налогообложения НДС возникает вне зависимости от источника финансирования проведения работ. Суммы входящего НДС, полученного от поставщиков при покупке материалов, сырья для создания образцов, к вычету не могут быть предъявлены. При осуществлении нескольких видов деятельности, часть из которых облагается НДС, потребуется ведение раздельного учета.

29.08.2007
«Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в феврале 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО «КИБ «Компас» правильности отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности оборотов, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за 2000 — 2002 годы. Результаты проверки отражены в акте от 07.02.2003 N 5.

В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество неправомерно не облагает налогом на добавленную стоимость операции по реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых им как соисполнителем в соответствии с договорами, заключенными между Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству и Всероссийским научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом экономики, информатизации и автоматизированных систем управления рыболовного хозяйства (далее — ВНИЭРХ).

По мнению налоговой инспекции, ООО «КИБ «Компас» не вправе освобождать от налогообложения названные операции, поскольку не имеет государственной аккредитации в качестве научной организации. Кроме того, общество не представило доказательств того, что выполненные им работы оплачены за счет средств федерального бюджета.

На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 17.03.2003 N 41 о доначислении Обществу 383495 руб. налога на добавленную стоимость, начислении 156419 руб. пеней за его неполную уплату, а также о привлечении ООО «КИБ «Компас» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 76699 руб. штрафа.

Налогоплательщик не согласился с решением налоговой инспекции и оспорил его в арбитражный суд.

По мнению заявителя, право на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оплачиваемых за счет бюджетных средств, предоставляется налогоплательщику независимо от наличия у него свидетельства о государственной аккредитации в качестве научной организации.

Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с встречным заявлением о взыскании с ООО «КИБ «Компас» 76699 руб. налоговых санкций, считая привлечение Общества к ответственности законным и обоснованным.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительным оспариваемое им решение налогового органа. Налоговой инспекции отказано в удовлетворении встречного заявления.

  • Кассационная инстанция считает решение суда первой инстанции правильным и не подлежащим отмене.
  • Как указано в пункте 3 статьи 21 НК РФ, налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
  • Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Подпунктом «м» пункта 1 статьи 5 Закона «О налоге на добавленную стоимость», действовавшего до 01.01.

2001, установлена льгота, в соответствии с которой от налога на добавленную стоимость освобождаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Аналогичная норма содержится и в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.2001.

Из буквального толкования приведенных норм следует, что в случае, если научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выполняются за счет средств бюджетов, они не облагаются налогом на добавленную стоимость, независимо от того, является ли выполняющая их организация научной или нет.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «КИБ «Компас» в соответствии с договорами, заключенными между Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству и ВНИЭРХ, выполняло в качестве соисполнителя научно-исследовательские работы по разработке научно-методического и информационного обеспечения развития рынков рыбных товаров по Северному и Западному регионам;

формированию прогноза ресурсного обеспечения функционирования рыбохозяйственных комплексов Северного и Западного рыбопромышленных бассейнов в долгосрочной перспективе до 2020 года и так далее. В названных договорах указано, что работы финансируются из средств бюджета. Более того, в материалах дела имеется письмо Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (лист дела 106), в котором указано, что финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по договорам, заключенным Комитетом с ВНИЭРХом, осуществлялось за счет средств целевого бюджетного финансирования.

При этом указанной статьей не установлен перечень документов, подтверждающих право на применение освобождения. Кроме того, необходимо учитывать, что статьей 770 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель с согласия заказчика вправе привлекать третьих лиц, а при выполнении опытно-конструкторских или технологических работ для привлечения к исполнению договора третьих лиц согласия заказчика не требуется, если иное не установлено договором.

При этом соисполнителями могут выполняться как работы, которые являются научно-исследовательскими или опытно-конструкторскими работами, так и работы, которые таковыми не являются.

  • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
  • разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
  • создание опытных (то есть не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Такую льготу могут применять организации-разработчики, осуществляющие любой из указанных видов деятельности, перечисленных в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Крупный бизнес, работающий на общей системе налогообложения (т.е.

с НДС), и заключающий сделки с такими же крупными компаниями, скорее всего, ничего не почувствует – компании будут закупать и продавать товары с одинаковым размером НДС 20%, и с возможностью уменьшить его на сумму входящего налога.

В плюсе могут оказаться экспортеры – для них сохраняется льготная ставка 0%, и если раньше они могли возместить 18% НДС, то после 1 января эти суммы вырастут на 2%

Больше всего последствия повышения НДС почувствуют на себе небольшие компании и рядовые покупатели в магазинах. Увеличение НДС отразится на стоимости товаров, работ, услуг.

Чтобы не потерять деньги из-за претензий со стороны контрагентов и споров с инспекцией уже сейчас стоит задуматься, как подготовиться к нововведению и что поменять в своей работе.

Первое и самое важное, что можно сделать, – провести ревизию договоров и внести соответствующие корректировки.

Вновых договорах целесообразно сразу учесть увеличение ставки НДС, а к старым создать дополнительные соглашения, чтобы переделать их в договоры с НДС 20%.

  1. Когда в договоре прописано, что ставка НДС 18%

    Как исправить: В дополнительном соглашении прописать стоимость без учета НДС, а также сумму и ставку НДС сверху.

  2. Когда в договоре прописано, что стоимость указана без учета НДС, значит, НДС начисляется сверх стоимости товара или услуги

    Как исправить: В принципе договор в этом случае изменять не обязательно. Но лишним дополнительное соглашение не будет. Тогда вы точно избежите споров с покупателем.

  3. Когда в договоре о НДС не сказано

    Как исправить: В дополнительном соглашении четко зафиксируйте, что цена не включает НДС, а НДС начисляется сверху.

  1. Если стоимость устанавливается в спецификациях, приложениях или других дополнительных документах к договору.
  2. Если компания продает товары или оказывает услуги, облагаемые НДС по ставке по ставке 10 или 0%.

    Ставка 10% используется при продаже социально значимых товаров: продукты, лекарства, детские товары, услуги по внутренним воздушным перевозкам граждан.Нулевая ставка используется в основном при экспорте товаров, при оказании услуг по международным перевозкам.

  3. Если по договору предусмотрено право продавца в одностороннем порядке увеличить стоимость в случае увеличения НДС. К слову, такая ситуация встречается очень редко.

Не исключена ситуация, когда покупатель будет отказывается от подписания дополнительного соглашения о повышении стоимости в связи с увеличением НДС до 20%.
В таком случае, по сути, нагрузка в дополнительные 2% НДС ляжет на компанию-поставщика.

Рассмотрим на примере.

Ставка НДС Цена, в том числе НДС (руб.) Сумма НДС (руб.) Цена без НДС (руб.) –выручка продавца
Стоимость до повышения цены 18% 118 18 (118*18/118) 100
Если покупатель согласится на повышение цены 20% 120 20 (120*20/120) 100
Если покупатель откажется от повышения цены 20% 118 19,67 (118*20/120) 98,33

То есть выручка компании будет на 1,67руб. меньше, чем раньше.

В соответствии с законом № 335-ФЗ от 27 ноября 2017 года, с 1 января 2018 года попали под обложение НДС следующие виды товаров:

  • сырые шкуры животных;
  • лом и отходы черных и цветных металлов;
  • вторичный алюминий и его сплавы.

Лица, которые покупают или получают эти товары, за исключением граждан без статуса ИП, признаются налоговыми агентами по НДС (пункт 8 статьи 161 НК РФ).

Таким образом, вне зависимости от того, является ли субъект плательщиком НДС, при покупке указанных товаров он должен исчислить и уплатить налог в бюджет, а также подать отчетность.

Субъекты, которые получают субсидии из бюджета, с 1 января 2018 года должны рассчитывать НДС к уплате по-новому. В соответствии с пунктом 2.

1 статьи 170 НК РФ, они больше не могут принимать к вычету НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет этих средств.

Правило распространяется и на случаи, когда за счет указанных средств увеличивается уставный капитал организации.

Также прописана обязанность субъектов — получателей субсидий вести раздельный учет сумм налога. При этом НДС, не подлежащий вычету, можно включить в расходы по налогу на прибыль.

Федеральный закон № 350 от 27 ноября 2017 года ввел нулевую ставку НДС для операций по реализации товаров, вывезенных в рамках реэкспорта. Правило распространяется на товары, которые ранее были помещены под процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада или свободной таможенной зоны.

В соответствии со статьей 165 НК РФ, для подтверждения нулевой ставки при реэкспорте дополнительно к стандартному пакету документов нужно представить:

  • внешнеторговый контракт (оригинал + копия);
  • таможенные декларации (оригинал + копия);
  • транспортные и товаросопроводительные документы (копии).

И еще одно изменение коснулось организаций, осуществляющих предоставление подвижного состава и контейнеров для экспорта товаров. Раньше они могли применять НДС 0% при условии, что предоставляемые составы (контейнеры) принадлежат им на праве собственности или аренды. Теперь такое условие отменено.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Декларация за 1 квартал 2015 г.

К уплате 240 рублей.

Необходимо заплатить:
до 25 апреля – 80 рублей,
до 25 мая – 80 рублей,
до 25 июня – 80 рублей. Исключение! Лица, которые не являются налогоплательщиками НДС, но выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС, уплачивают всю сумму налога до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Коды классификации доходов бюджета

В Определении ВС РФ от 16.04.2019 № 302-КГ18-22744 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала на незаконность доначисления подрядной организации НДС и налога на прибыль в связи с утратой права на применение УСНО в IV квартале 2014 года.

Позиция коллегии основана на следующем:

  • установленная контрактом цена работ является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Такой подход к регулированию вопроса об установлении цены по государственным (муниципальным) контрактам закреплен в п. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок;

  • отсутствие в сметной документации упоминания об НДС и тот факт, что суммы налога не указывались в актах о приемке выполненных в IV квартале 2014 года работ и справках о стоимости этих работ, являются следствием того, что при заключении государственного контракта общество не рассматривало себя в качестве плательщика НДС и основания формирования договорной цены с учетом налога отсутствовали, а не свидетельством согласия сторон договора на возможность увеличения договорной цены в случае возникновения необходимости предъявления налога;

  • утрата организацией права на применение УСНО в период выполнения работ по государственному контракту могла служить основанием не для увеличения договорной цены в результате налогообложения, а для того, чтобы определить права и обязанности подрядчика как плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности налогоплательщика – в рамках установленной государственным контрактом твердой цены, что возможно путем применения расчетной налоговой ставки 18/118;

  • этот подход к определению суммы налога не противоречит п. 1 ст. 154 НК РФ, а, напротив, позволяет гарантировать соблюдение требований данной нормы путем установления стоимости работ (без включения в нее суммы налога) и добавляемой к этой стоимости суммы налога, которые в совокупности будут соответствовать реально сформированной договорной цене;

  • действия налогового органа ведут к начислению НДС без возможности его предъявления к оплате покупателю, что не согласуется с природой этого налога и противоречит п. 1 ст. 168 НК РФ.

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции
  • Изменения с 2020 года
  • Изменения с 2019 года
  • Изменения с 2018 года
  • Изменения с 2017 года
  • Программные продукты
  • Подборка статей
  • Вопросы и ответы
  • Производственный календарь
  • ПБУ
  • Справочно
  • Законодательные документы
  • Экономический словарь
  • Корреспонденция счетов
  • Телефонные коды
  • МСФО
  • Аудит
  • Записи в трудовой книжке
  • Для г. Белгорода
  • Информация по 1С
  • Новости
  • Финансовые коэффициенты
  • Справочники
  • История бухучета
  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда
  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *