Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить статус сельхозпроизводителя 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В соответствие со ст. 3 закона №264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства», сельхозпроизводителями признаются организации и ИП, которые осуществляют деятельность по непосредственному производству с/х продукции, ее первичной обработке, последующей промышленной переработке и реализации.
Субъект хозяйствования является сельхозпроизводителем при условии, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70% от общего объема дохода.
Отметим, что к категории сельхозпроизводителей также относятся организации и ИП, оказывающие следующие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства:
- подготовка полей к посеву/уборке урожая, возделывание, опрыскивание с/х культур;
- обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы;
- обследование состояния стада, перегонка, выпас скота, уход за с/х животными и птицей.
Также сельхозпроизводителями признаются:
- с/х потребительские кооперативы;
- КФХ;
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Подчеркнем, что в каждом из случаев для признания субъекта хозяйствования с/х производителем необходимо соблюдение основного требования – доля дохода организации (ИП, КФХ) от с/х деятельности составляет минимум 70% от общего дохода.
Для получения статуса сельхозпроизводителя и приобретения право на налоговые льготы, субъекту хозяйствования необходимо обратиться в ФНС, где подтвердить, что не менее 70% дохода организации (ИП) составляет доход от с/х деятельности.
Особенности подготовки документов, подтверждающих статус с/х производителя, и их передачи в ФНС – в пошаговой инструкции ниже.
На первом этапе субъекту хозяйствования необходимо подготовить документы, подтверждающие, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70% от общего дохода организации (ИП). Такими документами могут выступать налоговые декларации за предыдущие отчетные периоды, а также подтверждающие первичные документы (счета-фактуры, расходные накладные, акты выполненных работ, т.п.).
К примеру, организация, которая является налогоплательщиком УСН, может получить статус с/х производителя при условии подачи в ФНС налоговой декларации по УСН, согласно которой доход организации на предыдущий налоговый период (календарный год) составляет минимум 70% от общего дохода.
Если речь идет о приобретении статуса с/х производителя организацией после постановки на учет в ЕГР (налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствуют), то подтвердить характер деятельности в таком случае смогут уставные документы, в которых указано, что организация занимается с/х производством, реализацией, вспомогательными услугами, т.п.
В случае если организация (ИП) зарегистрирована в ФНС в качестве с/х производителя-плательщика ЕСХН сразу после постановки на учет в ЕГР, но в течение отчетного периода доход субъекта хозяйствования от с/х деятельности составил менее 70% от общего объема, то в таком случае налогоплательщик теряет статус с/х производителя и признается плательщиком ОСНО, теряя при этом право на налоговые льготы.
Вопрос: Основным видом деятельности организации является животноводство, т.е. производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Доля выручки от реализации продукции животноводства составляет 75%, поэтому организация имеет статус «сельскохозяйственный товаропроизводитель».
На уплату ЕСХН организация не переходила, а в соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2021 N 110-ФЗ применяла ставку по налогу на прибыль в размере 0%.
В 2021 г. организация передала земельные участки, принадлежащие ей на праве собственности, в аренду для осуществления строительства газопроводов третьим лицам.
Как получить статус сельхозпроизводителя 2021
- потомство от племенных свиней, быков, баранов, козлов и жеребцов. Оформить такую льготу смогут фермеры, у которых есть племенное свидетельство, выданное в соответствии с Федеральным законом «О племенном животноводстве»;
- ввоз на территорию страны вышеперечисленной продукции.
В 2021 году на льготы сельхозпроизводителей планируется выделить до 242 млрд. рублей. Отдельно правительство планирует выделить до 50 млрд. рублей для льготного кредитования аграриев. Из-за увеличения финансирования сельского хозяйства из областного бюджета правительство может себе позволить субсидировать кредиты значительного количества фермеров, по сравнению с прошлым годовым периодом.
Отказ в одном гранте не означает, что в субсидировании по другому направлению будет так же отказано. Поэтому кандидат вправе подать заявления сразу по нескольким направлениям. Комиссия самостоятельно решает, на что переводить средства федерального бюджета.
Субсидии сельскому хозяйству могут быть выделены только в том случае, если человек представит на комиссию определенный список документов, подтверждающий соответствие требованиям. Список необходимых документов каждый регион утверждает самостоятельно, он будет различаться в зависимости от вида гранта, на который претендует фермер.
Поддержка сельхозпроизводителей дополнительно заключается в том, что начинающие предприниматели, желающие работать в сфере сельского хозяйства, могут воспользоваться уникальными грантами для молодых бизнесменов, а эта программа является федеральной.
Выдаются данные денежные средства в рамках специальной программы, которая называется «Начинающий фермер». Она предназначена для того, чтобы с помощью государства можно было оказывать поддержку всем людям, предпочитающим заниматься сельским хозяйством в рамках собственного бизнеса.
Помимо оформления кредита по льготной ставки, как крупные, так и мелкие производители могут получить дополнительную финансовую помощь от государства или из регионального бюджета. Регионы также заинтересованы в поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и различных кооперативов. Это в первую очередь связано с тем, что такие хозяйства в поселках или небольших городах являются практически единственным местом работы для большей части населения.
Продлят ли статус КФХ на 2021 год?
Первоначально деятельность КФХ регулировалась Законом РСФСР от 22.11.1990 №348-1. По старому Закону, КФХ должны были быть зарегистрированными в качестве юридического лица
Согласно изменениям, внесенным в статью 23 ГК РФ, россияне имеют права заниматься сельскохозяйственной деятельностью без образования юридического лица, а только с регистрацией ИП. То есть «старые» КФХ должны произвести перерегистрацию по новым правилам. Срок действия поправки о перерегистрации действует до конца 2020 года. Получается, что если КФХ не произведет перерегистрацию, то со следующего года оно не сможет вести деятельность.
Стоит отметить, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится Законопроект № 995102-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Данный проект предлагает продлить срок сохранения за КФХ статуса юридического лица до 1 января 2028 года.
На начало 2020 года по всей России насчитывается порядка 176 тысяч КФХ, из которых 13 тысяч фермерских хозяйств имеют статус юридического лица. Продление действия статуса КФХ, зарегистрированных по старым правилам, позволит избежать множества проблем, так как фермерские хозяйства за время деятельности успели взять кредиты и долговые обязательства. Смена организационно-правовой формы КФХ повлечет за собой обязательства по полному погашению ранее оформленных кредитов, что может привести к банкротству многих КФХ.
Кроме этого, перерегистрация статуса «старых» КФХ «обнулит» кредитные истории всех фермерских хозяйств и отменит все возможные льготные условия в кредитовании для постоянных клиентов.
Рассмотрение данного Законопроекта запланировано на октябрь 2020 года. Поэтому есть возможность, что КФХ продлят переходный период перерегистрации еще на 7 лет.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Департамент правового обеспечения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации рассмотрел запрос от 15 сентября 2021 г. N 09/1232 о необходимости подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сообщает следующее.
- Соответственно, новый закон сохранит все 32 страховых тарифа взносов на травматизм.
- Указанные тарифы находятся в диапазоне от 0,2 до 8,5% в зависимости от видов экономической деятельности, распределенных по классам профессионального риска.
- Одновременно сохраняется и льгота по уплате страховых взносов на травматизм для организаций и ИП, привлекающих для работы инвалидов.
- На 2021 год ФСС установил новые показатели для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ().
С нового года указанное ограничение на льготу не распространяется на продажу жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или долей в них, а также транспортных средств.
Предложение Министерства сельского хозяйства выделить субсидии регионам на развитие сельскохозяйственных отраслей было одобрено правительством. Общая сумма субсидий свыше 17 миллиардов рублей. Из них 12,6 миллиарда распланировано на уменьшение части процентной ставки инвестиционных кредитов, оформленных на развитие растениеводства. Выделенные деньги получат федеральные субъекты на обслуживание кредитного приобретения оборудования, техники, строительство и проведение реконструкции объектов с/х деятельности, переработка и обеспечение рынка продуктов растениеводства. 79 субъектов РФ получат субсидию на развитие растениеводства.
Для поддержки сельского хозяйства государство предлагает различные методы, а они предназначены для фермеров и производителей с/х продукции. Субсидии начинающему фермеру являются отличным толчком к началу его деятельности, а также позволяют беспрепятственно приобрести качественное и необходимое оборудование для полноценной работы. Именно поэтому многие люди, которые только начинают свою деятельность в сфере сельского хозяйства, рассчитывают на получение данной субсидии. При этом важно знать, каким критериям нужно для этого соответствовать, а также какие действия следует осуществить.
Для подтверждения регистрации плательщиком ЕН четвертой группы в 2021 году сельхозпредприятие должно: 1. По общему правилу подакцизные товары собственного производства не включают в строку 1 Расчета (пп. Исключение составляют виноматериалы виноградные (коды согласно УКТВЭД 2204 29–2204 30), произведенные на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, которые используют такие виноматериалы для производства готовой продукции.
Как Получить Статус Сельхозпроизводителя 2021
Минсельхоз России в письме № 14/232 от 19.09.2021 разъяснил, что крестьянским (фермерским) хозяйствам, в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей, не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем 70% за календарный год.
В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также крестьянские (фермерские) хозяйства, которые представляют собой объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность.
Если сельхозпроизводитель планирует реализовать право не платить НДС, он должен подать соответствующее уведомление в налоговую. Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН подается включительно до 20 числа месяца, с которого плательщик начинает использовать свое право не платить налог. Форма заявления на освобождение от НДС при ЕСХН в 2021 году содержится в Письме ФНС России от 15.01.2021 № СД-4-3/[email protected]
Имущество, которое используется в сельхоздеятельности, можно разделить на две группы. Одно напрямую используется для производства. Например, посевная техника, здания, где содержатся животные и т.д. Другие являются вспомогательными, в частности, гаражи для техники, склады и т.д. Право не уплачивать налог относится к обеим группам.
Действующее налоговое законодательство предусматривает ряд льгот для организаций и предпринимателей, деятельность которых связана с производством сельхозпродукции. В статье разберем, как получить статус сельхозпроизводителя и какие документы для этого потребуются. В соответствие со ст. Отметим, что к категории сельхозпроизводителей также относятся организации и ИП, оказывающие следующие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства:. Приобретение статуса сельхозпроизводителя предоставляет субъекту хозяйствования право на применение специального налогового режима ЕСХН, который, в свою очередь, предусматривает ряд налоговых льгот.
Согласно закону о помощи фермерам, получить деньги на создание или развитие КФХ можно исключительно в рамках реализации проектов, непосредственно связанных с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Целевое расходование финансирования предполагает:
- Покупку земельных участков, имеющих сельскохозяйственное назначение;
- Создание проектной документации для строительства, ремонта или модернизации объектов, предназначенных для производства или складирования продукции;
- Строительство, ремонт или модернизацию таких объектов;
- Обустройство подъездных путей к ним;
- Подключение цехов и складов к любым инженерным сетям;
- Покупку животных для разведения;
- Приобретение сельскохозяйственных агрегатов, инструментов, грузовых автомобилей, оборудования для переработки продукции;
- Покупку семян либо рассады с целью обустройства многолетних насаждений;
- Приобретение синтетических и натуральных удобрений, гербицидов.
Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам предназначена для решения несколько иных задач. Такая разновидность государственного финансирования предполагает:
- Покупку, строительство или ремонт жилого дома для одной семьи;
- Погашение ипотечных кредитов;
- Покупку грузопассажирского автомобиля;
- Покупку мебели или бытовой техники, компьютеров, инженерного оборудования;
- Подключение дома к инженерным сетям.
Любое имущество, которое было приобретено с привлечением гранта или помощи фермерам на обустройство, в течение следующих пяти лет нельзя продавать, дарить, передавать в аренду или вносить в качестве доли в уставном капитале предприятия.
Конкурс на получение грантов начинающими фермерами проводится в два этапа. На первом соискателей и поданные ими пакеты документов проверяют на предмет соответствия требованиям комиссии, а на втором — оценивают проекты и присваивают им баллы на основании соответствия бизнес-планов определенным критериям. Перечень таких критериев может отличаться для разных регионов, однако чаще всего во внимание принимают следующее:
Как получить грант начинающему фермеру в 2021 году
Сумма гранта | менее 500000 рублей | 30 |
от 500000 до 1000000 рублей | 20 | |
от 1000000 до 1500000 рублей | 0 | |
Сумма единовременной помощи | менее 100000 рублей | 30 |
от 100000 до 170000 рублей | 20 | |
от 170000 до 250000 рублей | 0 | |
Наличие земельного участка | да | 10 |
нет | 0 | |
Наличие собственных средств | 10% | 0 |
11–30% | 20 | |
более 30% | 30 | |
Наличие помещений и техники | да | 20 |
нет | 0 | |
Направление деятельности | прочее | 0 |
птицеводство | 20 | |
овощеводство | 40 | |
мясное скотоводство | 80 | |
молочное скотоводство | 100 | |
Создание рабочих мест | за каждое | 20 |
Срок окупаемости проекта | более 5 лет | 0 |
3–5 лет | 30 | |
2–3 года | 70 | |
менее 2 лет | 100 | |
Уровень рентабельности | менее 5% | 20 |
6–10% | 40 | |
11–20% | 60 | |
более 20% | 100 |
- Условия и порядок перечисления помощи;
- Условия и порядок расходования гранта начинающему фермеру 2021;
- Правила предоставления отчетности о расходовании средств;
- Правила проведения комиссией проверок деятельности КФХ;
- Сведения об ответственности в случае нарушения правил подачи отчетности либо неправомерного целевого расходования субсидии.
В свою очередь, победитель также должен в течение пяти рабочих дней подписать договор и отправить его обратно в учреждение, занимающееся распределением помощи.
Срок действия договора составляет пять лет. Внесение в план расходов изменений, в том числе и с использованием привлеченных средств, нужно согласовать с конкурсной комиссией. При этом данные изменения не должны приводить к смене направления деятельности КФХ или ухудшать оговоренные ранее показатели эффективности.
Очевидно, что фермеру недостаточно разобраться в том, как получить грант на сельское хозяйство: внимания также требуют вопросы, связанные с оформлением отчетности об освоении средств. Так, для подтверждения правомерного расходования субсидии предприниматель должен ежеквартально отправлять в министерство:
- Отчеты по установленной форме;
- Выписки о движении средств на счетах;
- Копии документов о покупке имущества или выполнении работ, подтверждающие завершение сделки либо окончание ее промежуточных этапов;
- Копии свидетельств о наличии права собственности на построенные либо купленные объекты недвижимости;
- Копии чеков, платежных поручений, квитанций;
- Фотографии купленного или полученного в результате проведения работ имущества в количестве не менее трех для каждого объекта, с разных ракурсов.
Фермер, не предоставивший эти документы в обозначенные сроки, должен в течение 45 дней полностью вернуть выделенные деньги в бюджет государства.
Как получить грант на семейную животноводческую ферму? Соискателю придется подготовить и передать на рассмотрение конкурсной комиссией объемный пакет документов, включающий:
- Заявку и анкету КФХ;
- Копии удостоверений личности членов КФХ, состоящих в родстве;
- Копии документов, подтверждающих наличие родственной связи;
- Выписки из трудовых книжек или копии трудовых договоров членов КФХ;
- Выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
- Копии свидетельств о регистрации КФХ и постановке на учет в ФНС;
- Справку о том, что хозяйство не находится в состоянии банкротства или ликвидации;
- Документ, позволяющий отнести КФХ к микропредприятиям;
- Доказательства наличия или подготовки собственной кормовой базы;
- Бизнес-план со сроком окупаемости менее восьми лет;
- Смету расходов с указанием названий и стоимости приобретаемого имущества;
- Банковскую выписку о наличии на счету суммы, достаточной для возмещения как минимум 40% расходов по проекту;
- Письменное обязательство использовать собственные деньги для покупки имущества совместно со средствами, выделяемыми в качестве помощи;
- Письменное обязательство по освоению гранта в течение двух лет;
- Письменное обязательство заниматься субсидируемой деятельностью еще пять лет;
- Справку о том, что руководитель и участники КФХ ранее не получали субсидий и грантов либо с момента освоения таковых прошло более трех лет;
- Копии свидетельств о праве собственности либо договоров аренды, доказывающие наличие у КФХ земельного участка и производственных помещений;
- Справку об отсутствии задолженностей по налогам и страховым сборам;
- Письменное обязательство главы КФХ переехать в населенный пункт по месту регистрации хозяйства (при необходимости).
Как оформить коллективное фермерское хозяйство (КФХ) и получить субсидирование
Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Получить льготы могут фермеры даже на начальном этапе своего развития. Кредиты на развитие бизнеса выдаются при наличии стартового капитала, либо без него. Для расчета льготы необходимо обратиться в банк с документацией в целях идентификации личности и обоснования получения средства.
В 2021 году такой программы не было, поэтому у большинства фермеров прямые потери превышали 100 млн. рублей. Как известно, в 2021 году на финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства было выделено 215,8 млрд. руб., еще 13,7 млрд. руб. правительство выделило из резервного фонда на субсидирование производителей сельхозтехники. При корректировке федерального бюджета отрасль получила дополнительно 35 млрд. руб., из них 25 млрд. руб. — на докапитализацию Россельхозбанка.
- Заполненный бланк заявления;
- Ксерокопия документа, удостоверяющего личность;
- Ксерокопия диплома;
- Бизнес-план;
- Верно заполненная анкета;
- Рекомендации;
- Согласие для обработки персональных данных;
- Копии Устава;
- Справка, которая подтвердит, что заявитель действительно является субъектом малого бизнеса.
- В каждом регионе имеются свои специфические моменты проведения конкурса. Это нужно учитывать и уточнять такую информацию заранее, чтобы быть полностью готовым;
- Регистрироваться в ФНС нужно только после детального изучения всех документов о проведении конкурса. Иначе есть риск быть недопущенным к нему.
- Учитывайте сроки действия всех справок, чтобы не пришлось собирать их повторно;
- Отнеситесь со всей серьезностью к оформлению бизнес-плана. Этот документ комиссия изучает особенно тщательно;
- Изучите все условия предоставления гранта именно в своем регионе проживания;
- Строго соблюдайте сроки предоставления отчетных документов.
Если организация производит сельскохозяйственную продукцию из собственного сырья, то при выполнении определенных условий она может претендовать на применение специального налогового режима (ЕСХН) или льготной ставки по налогу на прибыль (до 2021 г. включительно установлена в размере 0% — Федеральный закон от 06.08.2021 N 110-ФЗ в редакции Федерального закона от 22.07.2021 N 158-ФЗ). Что может помешать налоговой оптимизации?
ФАС отметил, что на уплату единого сельскохозяйственного налога вправе перейти производители если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором лицо подает заявление о переходе на уплату сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.
Для того, чтобы стимулировать частные фермерские хозяйства к расширению и официальному оформлению, государством были предприняты меры по материальной поддержке. Заключается эта поддержка в выделении грантов на развитие сельского хозяйства. Однако получить дотации могут далеко не все граждане.
Рассмотрением документов занимается специальная комиссия, которая выносит решение о том, будут ли выделены субсидии в помощь предпринимателю или нет. Отбор производится между всеми участниками, которые подали заявку. И предпочтение отдается тому кандидату, который наиболее полезен обществу и соответствует требованиям.
По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет. На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.
Как получить грант на развитие фермерского хозяйства в 2021 году
Изменения коснутся статуса представителей аграрного бизнеса. Компаниям, фермерам и предпринимателям, избравшим специальный режим, вменят в обязанность уплату налога на добавленную стоимость. Делать отчисления, вести учёт и сдавать отчётность им придётся по правилам главы 21 НК РФ.
Напомним, что к продукции первичной переработки относятся в том числе продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства, уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, продукция животноводства, прошедшая технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения. Данную продукцию можно использовать в качестве сырья в последующей (промышленной) переработке для получения иного вида продукции.
Кто является сельхозпроизводителемК сельхозтоваропроизводителям относятся хозяйства, которые производят сельхозпродукцию, занимаются ее первичной и последующей (промышленной) переработкой и реализуют ее. При условии, что в общем доходе от реализации доля дохода от продажи данной сельхозпродукции составляет не менее 70 процентов. Это установлено пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ. При соответствии данному статусу хозяйство имеет право уплачивать ЕСХН либо налог на прибыль по нулевой ставке. Если организация занимается промышленной переработкой продукции из сырья, купленного у стороннего хозяйства, то она не может быть признана сельхозпроизводителем. Об этом говорится в письме Минфина России от 7 июля 2021 г. № 03-11-06/1/11 и подтверждается судьями (постановление ФАС Поволжского округа от 20 июня 2021 г. № А65-24782/2021).
Самыми распространенными налоговыми рисками сельхозпроизводителей с учетом сложившейся арбитражной практики последних лет и позиции Министерства Финансов РФ по спорным вопросам применения налогового законодательства связаны с подтверждением налогоплательщиками права на применение ЕСХН (Приложение1):
Чтобы понять, что такое КФХ, обратимся к Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:
- Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства — Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
- Статья 3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Другими словами, коллективное фермерское хозяйство — это зарегистрированное в установленном порядке объединение граждан, которые:
- состоят в родстве (свойстве);
- имеют общее имущество (землю, постройки, птицу, скот, оборудование, технику, инвентарь и т.п.);
- принимают личное участие в совместной хозяйственной деятельности, предметом которой является сельскохозяйственная продукция.
Учредить КФХ могут:
- российские граждане;
- иностранцы;
- лица, не имеющие гражданства.
Все члены коллективного фермерского хозяйства должны обладать дееспособностью. Закон налагает некоторые ограничения на состав членов КФХ:
- супруги могут привлекать к участию в бизнесе только своих родителей, бабушек и дедушек, а также достигших шестнадцатилетнего возраста детей, внуков, сестер, братьев;
- состав хозяйства не может содержать представителей более чем трех семей;
- в качестве исключения допускается привлекать к участию в деятельности лиц, которые не состоят в родстве (свойстве) с главой КФХ. Таких граждан может быть не более пяти.
Состав не является постоянным. Гражданин, отвечающий требованиям закона, может быть принят в члены коллективного фермерского хозяйства по обоюдному согласию его учредителей. Для выхода из КФХ достаточно подать его главе письменное заявление.
Предметом деятельности является сельскохозяйственная продукция. Хозяйство вправе ее производить, перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать по собственному усмотрению. КФХ может заниматься:
- животноводством;
- земледелием;
- полеводством;
- лесоводством и т.п.
Коллективное фермерское хозяйство вправе иметь в пользовании автомобильный транспорт. На нем можно перевозить грузы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности. Закон не запрещает транспортировать: корма; удобрения; семена; сырье; изготовленную продукцию; ГСМ; технику и запасные части; другие грузы, нужные для хозяйства.
Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.
Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.
В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:
- заявление формы р21002;
- соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
- квитанция (чек) об оплате госпошлины;
- копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
- уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).
Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:
- членов и главу КФХ;
- порядок управления и полномочия главы;
- права и обязанности членов;
- порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
- правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
- порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.
Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.
Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- выписку из государственного реестра.
Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.
Субсидия на КФХ в 2021 году: как получить и кому положена?
Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.
В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.
С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.
Реализация проектов по финансовой поддержке фермеров возлагается на профильные государственные учреждения. Уровни лимитов, виды помощи и правила участия в программах ежегодно меняются. Следить за актуальной информацией можно на сайтах государственных органов, работающих с бизнесом в области сельского хозяйства.
Наиболее подходящие варианты:
- купить земельный участок у частного лица;
- арендовать частную землю;
- взять в аренду земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.
Последний вариант больше всего подходит для недавно открытых КФХ. Арендовать муниципальную землю подчас намного выгоднее, чем частную. И дело даже не в том, что это дорого, просто очень сложно найти в продаже подходящий участок. Органы местного самоуправления вправе выделять коллективным фермерским хозяйствам участки из сельскохозяйственных земель. Такая территория может использоваться только по прямому назначению (под посевы, пастбища и т.п.). Для постройки зданий и сооружений выделяются населенных пунктов земли.
Практика по предоставлению земельных участков для ведения фермерского хозяйства в аренду по регионам разная. Все земельные участки под ведение фермерского хозяйства, независимо от того, к какой категории земель они относятся – к сельскохозяйственным или к фонду перераспределения, предоставляет местная администрация. Чтобы получить земельный участок и организовать на нем фермерское хозяйство, нужно обратиться в местную администрацию с заявлением. После рассмотрения заявления будет предоставлена информация о месте расположения предоставляемой земли. (При этом, в заявлении вы так же можете указать конкретный сформированный участок).
Если он не сформирован то необходимо будет провести межевание, топографическую съемку, составить план и точный замер участка. Поставить зем участок на кадастровый учёт, получить кадастровый паспорт. После чего получить копию кадастрового плана и выписку из кадастрового паспорта. Все документы следует представить в администрацию для вынесения постановления о передаче участка (ст. 77 ЗК РФ).
Вам понадобится:
- паспорт;
- заявление в администрацию;
- кадастровый паспорт;
- выписка из кадастрового паспорта и копия кадастрового плана;
- постановление администрации;
- квитанция об оплате за участок;
- квитанция об оплате регистрации;
- регистрация собственности или аренды.
КФХ может получить земельный участок в аренду без торгов в случаях, установленных специальным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Земельный участок из числа муниципальных земель может быть предоставлен КФХ во внеконкурсном порядке, если он уже используется КФХ и при соблюдении определенных сроков обращения (п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Во всех остальных случаях КФХ должно участвовать в торгах на общих условиях.
Порядок действий следующий:
- Можно пробовать начинать сразу с заявления о выделении земли от имени главы КФХ, миную подготовку и утверждение схемы расположения ЗУ. В заявлении указывают: цель — ведение или расширение фермерской деятельности; предположительный срок аренды; бизнес-план с обоснованными расчетами; адрес и площадь запрашиваемого участка.
- К заявлению прилагают документ о государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства.
- Далее сельсовет должен выдать заявителю схему участка на кадастровом плане. Но если вам вдруг откажут, не поленитись подготовить схему расположения ЗУ самостоятельно — это быстрее и дешевле, чем бадаться с муниципалитетом.
- Заявитель обеспечивает выполнение межевых и кадастровых работ. Исполнительный орган, в течение 14 дней после получения кадастрового паспорта, принимает решение о предоставлении аренды на землю. Документы оформляют в течение 7 дней, с момента принятия решения.
Для КФХ доступны различные режимы налогообложения, предусмотренные законом. Наибольшей популярностью пользуются:
- общая налоговая система;
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощенная система налогообложения (УСН).
Если в налоговую инспекцию в течение месяца после регистрации КФХ не поступило уведомление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то применяется общий порядок. Систему налогообложения можно менять один раз в год. Выбранный режим будет применяться с начала следующего календарного года.
Коллективное фермерское хозяйство, которое использует общую систему налогообложения, отдельно уплачивает все установленные налоги и сборы и сдает соответствующую отчетность. Применение ЕСХН и УСН предусматривает освобождение от уплаты:
- налога на прибыль организаций или НДФЛ;
- налога на имущество;
- НДС.
Остальные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются на общих основаниях. Режим ЕСХН был разработан специально для КФХ. Он предусматривает значительные послабления и льготы для производителей сельскохозяйственной продукции, поэтому фермеру разумно выбрать именно эту налоговую систему.
Считаю, что коллективное фермерское хозяйство — это очень удобная форма организации малого бизнеса для людей, которые привыкли работать на земле и жить своим трудом. После регистрации КФХ можно рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства. Доступны льготные кредиты на покупку техники, инвентаря, сельскохозяйственного сырья и т.п. Предусмотрен специальный налоговый режим с небольшой ставкой и отсутствием бумажной волокиты.
Кроме того, вам может быть интересно — как оформить ЛПХ и начать зарабатывать с нуля.
- +1 3
- Аренда земельного участка под бизнес
- Земли сельскохозяйственного назначения
Меры государственной поддержки – 2021
Законодательство не предлагает ни организационно-правовые формы, ни способ изменения правового статуса к(ф)х-90 – налицо пробел в праве («депутаты забыли»).
Так, об изменении статуса к(ф)х-90 есть всего два упоминания в действующем законодательстве; помимо вышеприведённого – вот второе:
Статья 7. Юридические лица, указанные в пунктах 2 — 7 статьи 6 настоящего Федерального закона, а также крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой Кодекса.
(Федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ (в ред. от 08.05.2009) «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Гражданский Кодекс предлагает любую из более 30 организационно-правовых форм, предусмотренных законами.
Чаще всего фермеры выбирают следующие организационно-правовые формы:
- крестьянские (фермерские) хозяйства с главой в качестве индивидуального предпринимателя и
- общества с ограниченной ответственностью.
Ошибочно толкование статьи 259 Гражданского кодекса России, согласно которой выбор ограничен только двумя формами:
Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Эта статья относится к крестьянским (фермерским) хозяйствам, образованным без прав юридического лица с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя, уже после вступления ГК в силу в 1995 году (по закону 2003 года о к(ф)х).
Гражданским Кодексом России установлен только один способ «изменения статуса» юридического лица – реорганизация (например, в форме преобразования).
5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
К(ф)х-90 не может быть преобразован в крестьянское (фермерское) хозяйство с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку такая форма ведения дел не является юридическим лицом, а преобразование или иная форма реорганизации возможно исключительно с юридическими лицами, но не гражданами (см. выше п.5.ст.58 ГК РФ).
По этой причине, в 2003 году Министерством по налогам и сборам предложена Форма № Р27002 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Приложение № 4 к Приказу МНС России от 03.12.2003 № БГ-3-09/664).
По такому заявлению ФНС регистрирует прекращение к(ф)х-90 и одновременно регистрируется новый статус главы хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. Никаких передаточных актов к заявлению не прикладывается, сообщения, положенные при реорганизации, в вестнике гос.регистрации не публикуется. К(ф)х-90 просто исключается из ЕГРЮЛ, а глава считается вновь зарегистрированным ПБОЮЛ.
В выписках из ЕГРЮЛ/ЕГРПИП не содержится никаких ссылок на реорганизации, т.е. к(ф)х-90 прекращается без универсального правопреемства.
В случае прекращения к(ф)х, арендующего земельный участок из фонда перераспределения земель, такой участок возвращается в фонд перераспределения земель (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Права на землю, находящуюся в собственности к(ф)х переходят к членам к(ф)х, а затем, зарегистрировав переход права собственности на земельный участок на себя, члены могут внести эти права в общее имущество к(ф)х-2003.
В случае же реорганизации (преобразования) и арендуемые, и собственные земельные участки переоформляются на новое юр.лицо в соответствии с передаточным актом (в котором просто должна быть ссылка на соответствующих договор аренды).
По этой причине, мы настоятельно рекомендуем не пользоваться предложенным ФНС «лёгким» путём, и формой Р27002, поскольку права аренды на земельные участки будут, в таком случае, утрачены. Наиболее простой способ сохранить права аренды на земельные участки для к(ф)х-90 — юридического лица — это пройти общую процедуру реорганизации в форме преобразования.
Новость отредактировал: artyukhov — 20-07-2020
Причина: продлили срок для «приведения статуса» КФХ.
Продлят ли статус КФХ на 2021 год?
Приложение N 1
к Порядку подтверждения
заинтересованным лицом
статуса сельскохозяйственного
товаропроизводителя
в целях получения мер
государственной поддержки
Форма
ЗАЯВЛЕНИЕ о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя
«__» __________________ 20__ г.
___________________________________________________________________________
(полное наименование юридического лица,
сельскохозяйственного потребительского кооператива,
___________________________________________________________________________
крестьянского (фермерского) хозяйства,
фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя)
ИНН/КПП ____________________/____________________
ОКТМО ________________________________________
Юридический адрес (адрес регистрации) _____________________________________
___________________________________________________________________________
Почтовый адрес ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Основной вид деятельности _________________________________________________
телефон ___________ факс ___________ электронная почта ____________________
просит подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях
получения мер государственной поддержки за ____ год.
Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя
прилагаются следующие документы:
1. Согласие субъекта персональных данных на обработку персональных
данных.
2. ___________________________________________________________________.
3. ___________________________________________________________________.
4. ___________________________________________________________________.
Руководитель заявителя _____________________ ____________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Дата, М.П.
Приложение N 2
к Порядку подтверждения
заинтересованным лицом
статуса сельскохозяйственного
товаропроизводителя
в целях получения мер
государственной поддержки
Форма
Согласие субъекта на обработку персональных данных
Я, ________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, адрес регистрации)
___________________________________________________________________________
(N документа, удостоверяющего личность,
дата выдачи и наименование органа, выдавшего его)
даю согласие Министерству агропромышленного комплекса и потребительского
рынка Свердловской области, расположенному по адресу: г. Екатеринбург, ул.
Розы Люксембург, д. 60 (далее — Министерство), территориальному отраслевому
исполнительному органу государственной власти Свердловской области —
________________________________________________________________ управлению
(название)
агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и
потребительского рынка Свердловской области (далее — Управление),
расположенному по адресу _________________________________________________,
на обработку своих персональных данных для включения в сведения о решениях,
принятых Министерством о подтверждении или отказе в подтверждении статуса
сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер
государственной поддержки, подлежащих размещению на официальном сайте
Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка
Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
на срок осуществления деятельности заинтересованным лицом, подавшим
заявление о подтверждении статуса сельскохозяйственного
товаропроизводителя, согласно перечню:
1) фамилия, имя, отчество;
2) ИНН;
3) паспортные данные;
4) адрес регистрации;
5) номер телефона;
6) адрес электронной почты.
Перечень действий с персональными данными: сбор, уточнение (обновление,
изменение), передача (предоставление, доступ), использование, хранение
персональных данных.
Я проинформирован(а), что под обработкой персональных данных понимаются
действия (операции) с персональными данными в рамках выполнения
Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152 «О персональных данных»,
конфиденциальность персональных данных соблюдается в рамках исполнения
операторами законодательства Российской Федерации.
Настоящее согласие может быть отозвано досрочно, путем подачи
соответствующего письменного заявления в Министерство или Управление.
_________________________/________________________/ «__» __________ 20__ г.
Приложение N 3
к Порядку подтверждения
заинтересованным лицом
статуса сельскохозяйственного
товаропроизводителя
в целях получения мер
государственной поддержки
Форма
РЕШЕНИЕ о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки
за ____ год
___________________________________________________________________________
(полное наименование юридического лица)
ИНН/КПП ____________________/____________________
ОКТМО ________________________________________
Юридический адрес _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Ф.И.О. руководителя _______________________________________________________
Основной вид деятельности _________________________________________________
Доходы за ____ год:
1) доход от реализации товаров (работ, услуг), тыс. рублей ___________;
2) доход от реализации сельскохозяйственной продукции, тыс. рублей
______.
Процент дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем
доходе от реализации товаров (работ, услуг) ______________________________.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года
N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» _________________________________
(полное наименование организации)
___________________________________________________________________________
признается сельскохозяйственным товаропроизводителем в целях получения мер
государственной поддержки, поскольку доля доходов от реализации
сельскохозяйственной продукции в общем объеме доходов от реализации товаров
(работ, услуг) составляет более семидесяти процентов.
Министр _________________ ______________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер _________________ ______________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Дата, М.П.
Приложение N 4
к Порядку подтверждения
заинтересованным лицом
статуса сельскохозяйственного
товаропроизводителя
в целях получения мер
государственной поддержки
Форма
РЕШЕНИЕ о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки
за ____ год
___________________________________________________________________________
(полное наименование сельскохозяйственного потребительского кооператива)
ИНН/КПП ____________________/____________________
ОКТМО ________________________________________
Юридический адрес _________________________________________________________
Ф.И.О. руководителя _______________________________________________________
Основной вид деятельности _________________________________________________
Объем работ (услуг), выполненный обслуживающими, перерабатывающими,
сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и
животноводческими кооперативами, тыс. рублей ______________________________
Объем работ (услуг), выполненный обслуживающими, перерабатывающими,
сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и
животноводческими кооперативами для членов данных кооперативов, тыс. рублей
___________________________________________________________________________
Процент выполненного объема работ (услуг) для членов кооператива в
общем объеме выполненных работ (услуг) ____________________________________
В соответствии с пунктом 13 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря
1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» ____________________
___________________________________________________________________________
(полное наименование сельскохозяйственного потребительского кооператива)
признается сельскохозяйственным товаропроизводителем в целях получения мер
государственной поддержки, поскольку доля выполненного объема работ (услуг)
для членов кооператива составляет более пятидесяти процентов в общем объеме
выполненных работ (услуг).
Министр _________________ ______________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер _________________ ______________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Дата, М.П.
Приложение N 5
к Порядку подтверждения
заинтересованным лицом
статуса сельскохозяйственного
товаропроизводителя
в целях получения мер
государственной поддержки
Форма
РЕШЕНИЕ о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки
за ____ год
___________________________________________________________________________
(полное наименование крестьянского (фермерского) хозяйства)
___________________________________________________________________________
ИНН _______________________
ОКТМО ________________________________
Адрес регистрации _________________________________________________________
Основной вид деятельности _________________________________________________
Доходы за ____ год:
1) доход от реализации товаров (работ, услуг), тыс. рублей ___________;
2) доход от реализации сельскохозяйственной продукции, тыс. рублей
______________.
Процент дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем
доходе от реализации товаров (работ, услуг) ______________________________.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года
N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» _________________________________
___________________________________________________________________________
(полное наименование крестьянского (фермерского) хозяйства)
признается сельскохозяйственным товаропроизводителем в целях получения мер
государственной поддержки, поскольку доля доходов от реализации
сельскохозяйственной продукции в общем объеме доходов от реализации товаров
(работ, услуг) составляет более семидесяти процентов.
Министр _________________ ______________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер _________________ ______________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Дата, М.П.