Роспотребнадзор проверки ип в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роспотребнадзор проверки ип в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Роспотребнадзор обязан проверять предприятия на предмет соблюдения требований санитарного законодательства, защиты прав потребителей и правил продажи некоторых товаров.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза за три года (раз в два года для предприятий, связанных с медициной).

Конечно же, новому предприятию проверки не избежать, в остальном же график проверок на текущий год должен быть выложен на сайте контролирующего органа. Так, в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей …» Роспотребнадзор обязан до 31.12.2015 года разместить на своем сайте план проверок на следующий год.

Органы Роспотребнадзора обязаны предупредить предпринимателя о намечающейся проверке не позднее, чем за три дня до нее (так как производить проверку в отсутствие руководящего лица просто не имеют права).

Внеплановая проверка производится чаще всего в ответ на жалобы граждан о нарушении их потребительских прав. Также внеплановые проверки могут проводиться по обращениям органов местного самоуправления или государственной власти.

Кроме того, проверка ИП Роспотребнадзором внепланово может производиться, если есть жалобы на плохую продукцию, заболевания и отравления, а также с целью проверить устранение полученных ранее замечаний. Но даже в случае внеплановой проверки предпринимателя обязательно должны предупредить за сутки до планируемого действия.

Правда, если есть подозрение о возникновении опасной болезни или отравления, о проверке могут и не предупредить.

Многие предприниматели, опасаясь проверки государственного органа, идут на хитрость: раз в три года накануне планового посещения ликвидируют бизнес, чтобы потом открыть его заново на том же самом месте. Мера, конечно, безотказная, но затратная и совершенно излишняя.

Некоторые предприниматели заранее обращаются в Роспотребнадзор за санитарно-эпидемиологической экспертизой. Но даже если вы не относитесь ни к первым, ни ко вторым, бояться совершенно нечего, подготовиться к проверке контролирующего органа не так уж и сложно.

Помимо ознакомления с вышеперечисленными документами, проверяющие проводят визуальный осмотр всех площадей предприятия, а также прилегающих территорий.

При визуальном осмотре проверяют следующие параметры:

  • соответствие нормам общего метража помещений, а также ширины и высоты дверных и оконных проемов;
  • соответствие состояния помещений и прилегающих территорий санитарным нормам;
  • проверяется также достаточность освещения.

Сотрудники Роспотребнадзора проверят также качество товара (включая соблюдение сроков годности и целостность упаковки) и качество предоставляемых потребителю услуг. Нередко для проверки этих параметров проводятся контрольные закупки.

По результатам аудита должен быть составлен акт проверки Роспотребнадзора. Документ составляют в двух экземплярах: один остается у руководителя предприятия (при этом с него берется расписка о том, что с результатами он ознакомлен), второй передается в Роспотребнадзор.

Сотрудники, производившие проверку, также обязаны отметить это в журнале учета проверок. Все выявленные нарушения отмечаются в специальном протоколе Роспотребнадзора, протокол подписывает сотрудник, составивший его, и лицо, виновное в нарушении.

По результатам проверки могут быть выписаны предписания об устранении нарушений или же штрафы. За нарушение санитарных норм и невыполнение соответствующих мероприятий индивидуальным предпринимателям может быть выписан штраф от 0,5 до 10 минимальных заработных плат (в отдельных случаях могут выписать постановление о приостановлении предпринимательской деятельности до устранения нарушения – на срок до девяноста суток).

В случае несоблюдения норм эксплуатации помещений штраф может составить от десяти до двадцати минимальных заработных плат (или же аналогичное постановление). В случае обнаружения угрозы распространения инфекционного заболевания дело может ограничиться не только штрафом, но и лишением свободы для предпринимателя по решению суда.

Иногда может потребоваться объяснительная в Роспотребнадзор – в случае если государственный орган получил жалобу на продукцию или услуги предпринимателя.

Объяснительная составляется на бланке (при его наличии), пояснения по ситуации даются подробно, но лаконично, с приложением пояснительных документов (при необходимости).

Главное, запомните: если мы готовимся к проверке Роспотребнадзора, начинать нужно не за день до проверки, а лучше стараться соблюдать все предписанные нормы по возможности сразу. Иначе во время проверки могут возникнуть неприятные казусы на пустом месте – хотя бы просто потому, что сотрудники не привыкли к другому режиму работы.

В заключение стоит добавить, что для тех, кто готовится к проверке Роспотребнадзора и переживает, что не справится самостоятельно, существует множество фирм-посредников, которые подготовят полный пакет необходимых документов и проконсультируют, к чему нужно быть готовым и как в случае замечаний ликвидировать нарушения.

В новом году стартует обещанная реформа правительства, которая предусматривает сокращение количества министерств с 21 до 15. В число потенциальных ведомств на упразднение попал и Роспотребнадзор, который планируют объединить с Россельхознадзором. Ожидается, что на полноценное слияние служб и организацию работы нового ведомства достаточно будет одного года. В связи с этим возможно изменение регламентов и правил проверок бизнеса Роспотребнадзором.

Роспотребнадзор осуществляет множество функций, его инспекции объединяют сразу специалистов различных направлений. Сегодня ему полностью переданы контрольные полномочия СанЭпидемСтанции.

Например, под контролем Роспотребнадзора находятся:

  1. Следование нормам закона о защите прав потребителей;
  2. Санитарно-эпидемиологическая ситуация;
  3. Аттестация работников ряда сфер (имеющих дело с продуктами питания);
  4. Социально-гигиенический аудит;
  5. Соблюдение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Многие проверки Роспотребнадзора носят характер внеплановых, инициируются в результате жалоб от населения (например, на громкую музыку в заведении или на складирование мусора).

После поступления жалоб территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:

  1. Оформления трудовых отношений с сотрудниками;
  2. Квалификации и аттестации работников, наличия санкнижек;
  3. Сертификатов на товар;
  4. Контрольно-кассовых машин в торговле;
  5. Качества продукции (исследование пробы);
  6. Соответствия помещений стандартам (визуальный осмотр и замеры).

Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.

С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).

Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.

Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.

Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.

Обязательно должна быть отражена информация:

  1. Когда и где составлено заключение;
  2. Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
  3. Реквизиты распоряжения о начале проверки;
  4. Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
  5. Дата начала и окончания проверки;
  6. Какие были обнаружены нарушения;
  7. Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
  8. Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
  9. Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.

В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.

Записывается:

  1. Какой орган проводил проверку;
  2. Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
  3. Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
  4. Основания для проверки, цели и задачи исследования;
  5. Перечень обнаруженных нарушений;
  6. Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.

Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.

По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:

  1. Составить обязательные к исполнению предписания;
  2. Наложить штраф;
  3. Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
  4. Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).

Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается. Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.

Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток.

Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов.

Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования. Максимальный срок продления — 20 рабочих дней.

Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки. Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.

Самый надежный, но не дешевый способ подготовиться к проверке – обратиться за помощью к специалистам. Множество компаний предлагает свои услуги по консультированию, сбору документов и организации санитарных мероприятий.

Самостоятельно и за короткий срок привести в порядок всю свою деятельность практически невозможно. Поэтому самое верное решение – вести свой бизнес так, чтобы пришедшему в любой момент эксперту было не к чему придраться.

Всегда держите в порядке санитарные книжки сотрудников, сертификаты на продукцию, соблюдайте сроки и условия хранения товара, вовремя проводите уборку и дезинфекцию, следите за вывесками, ценниками и уголком потребителя.

Чтобы проверить себя ознакомьтесь с перечнем наиболее распространенных нарушений.

Давайте рассмотрим самые частые нарушения, которые обнаруживает Роспотребнадзор в салонах красоты, медицинских центрах, аптеках, кафе и магазинах.

Нарушения салонов красоты, парикмахерских:

  1. Нет необходимого тройного комплекта инструментов;
  2. Нет ультрафиолетовых ламп и учета их работы;
  3. Нарушение правил обработки инструментов;
  4. Нет маркировок на дезинфицирующих и прочих средствах;
  5. Не разделены зоны для маникюра и педикюра;
  6. Нет ножной ванны;
  7. Нет специальной зоны, отведенной для мусора, для грязного белья;
  8. Неудовлетворительное санитарное состояние помещений;
  9. Сотрудники не прошли медицинский осмотр;
  10. Нет вывески на входе.

Нарушения аптек:

  1. Несоответствие требованиям СанПина по температуре и уровню влажности в помещении;
  2. Нарушение условий, а также сроков хранения лекарств;
  3. Несоблюдение режима стирки спецодежды;
  4. Сотрудники не прошли медосмотр;
  5. Клиентам не доступна информация о лекарствах (состав, цена, противопоказания).

Нарушения в общепите:

  1. Нет необходимой вентиляции помещения;
  2. Готовые продукты хранятся рядом с полуфабрикатами, а грязная посуда с чистой;
  3. Прием и реализация продуктов без сопутствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность;
  4. Несоблюдение сроков годности и правил обработки продуктов;
  5. К работе допущены сотрудники без медосмотра;
  6. Нет маркировки на разделочных инструментах;
  7. На рабочих поверхностях нет гигиенического (удобного для санобработки) покрытия;
  8. Нет персонала и инструментов для полноценной уборки.

Нарушения торговых точек:

  1. Несоблюдение санитарно-технических требований к помещениям;
  2. Не измеряется температура и влажность на складах;
  3. Хранение продуктов в непредназначенных для этого местах;
  4. На изделиях нет маркировки, соответствующей нормам;
  5. Нет протоколов обследований, не соблюдены периодичность и объем исследований;
  6. Нет полной информации на ценниках.

Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:

  1. Пригласите юриста. Оповестите о приходе инспекции остальных работников;
  2. Попросите инспекторов предъявить удостоверения и приказ о начале проверки. Тщательно проверьте документы на соответствие имен, названий и дат;
  3. Изучите распоряжение о проверке (план мероприятий, перечень необходимых документов), следите, чтобы инспекция не выходила за указанные рамки;
  4. Попросите проверяющих поставить подпись в журнале учета контрольных мероприятий;
  5. После проверки внимательно ознакомьтесь с ее результатами, занесенными в акт проверки.

Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано:

  • во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей «пошерстить» бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
  • во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго.

Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.

Кроме плановых проверок, которые заранее утверждаются на каждый год, проводят ещё внеплановые проверки. Чаще всего они возникают, если в органы контроля сообщили о нарушении прав потребителей или трудового законодательства. Тогда проверяющие могут нагрянуть внезапно и без приглашения. Освобождение от таких проверок не действует.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет

План проверок Роспотребнадзор 2021: когда и к кому придёт?

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 02 декабря 2020, 11:24

Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документом установлен запрет на проведение большинства плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Принятию указанного решения предшествовало обращение Генпрокурора Игоря Краснова о необходимости поддержки бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции путем снижения административного давления со стороны контрольно-надзорных органов.

В целях недопущения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность прокурорам предстоит оперативно исключить соответствующие мероприятия из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год.

Вопрос законности планирования контрольно-надзорных мероприятий остается на контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2020 год в конце 2019 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2019 года.

О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2019 год в конце 2018 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2018 года.

О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Как Роспотребнадзор проверяет предпринимателей

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением:

  • лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности);

  • хозяйствующих субъектов, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее 3-х лет.

Хозяйствующим субъектам предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р с 1 июля 2016 года при проведении проверок запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • разрешения на строительство;
  • сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
  • выписки из реестра федерального имущества;
  • выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
  • сведения из ЕГРП;
  • сведения из реестра аккредитованных лиц;
  • сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
  • сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство;
  • сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ.

В то же время согласно изменениям, внесенным в статью 360 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ) внесено дополнительное основание для проведения внеплановых проверок – поступление любой информации в Государственная инспекция труда (ГИТ) из любых источников (в том числе — из СМИ) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:

  • требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

  • приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;

  • установлению заработной платы в размере менее МРОТ.

Следовательно, ГИТ вправе проводить внеплановые проверки чаще и для этого не надо ждать жалоб от физических лиц.

План всех проверок всего бизнеса (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей) должна согласовывать и публиковать на своем сайте прокуратура — так установил Закон № 294-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

На этом основании органы гос контроля и надздора каждого региона до 1 сентября направляют в прокуратуру региона проекты ежегодных планов проверок организаций и ИП для рассмотрения и согласования (проверки на предмет законности) региональной прокуратурой. После рассмотрения планов прокуратура возвращает планы для их утверждения органами гос. контроля и надздора каждого региона. К 1 ноябяря органы гос контроля и надздора каждого региона направляют в прокуратуру уже утвержденные планы проверок.

По общему правилу для проведения плановой проверки необходимо, чтобы прошло 3 года со дня:

  1. Государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

  2. Окончания проведения последней плановой проверки.

  3. Начала осуществления организацией (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный гос. орган уведомлением о начале предпринимательской деятельности.

При этом (пункт 2) учитываются только плановые проверки, у которых была та же цель (предмет).

Это означает, что не учитываются:

  • внеплановые проверки (к таковым, к примеру, относятся проверки по жалобам потребителей);

  • плановые проверки, проведенные тем же гос. органом, но по другим основаниями (с другими целями).

Как водится, из любого правила есть исключения. Так для проведения плановых проверок организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, предусмотрено, что плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года.

Надо иметь в виду, что в связи со вступлением в силу Закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ изменен порядок проведения проверок в некоторых отраслях государственного надзора (контроля) и муниципального контроля.

Теперь сокращенная периодичность проверок может быть установлена и иными нормативными правовыми актами.

К примеру, для осуществления лицензионного контроля основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» для девяти видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере установлена сокращенная периодичность проведения плановых проверок.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.01.2011 № 13)

Наименование вида деятельности Органы, осуществляющие плановые проверки Периодичность проведения плановой проверки

1

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности не чаще 1 раза в год
тот же органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор не чаще 1 раза в 2 года

2

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор не чаще 1 раза в 2 года

3

Оказание скорой медицинской помощи органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности не чаще 1 раза в 2 года

4

Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности не чаще 1 раза в год

5

Оптовая торговля лекарственными средствами органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности не чаще 1 раза в 2 года

6

Дошкольное и начальное общее образование органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор не чаще 1 раза в год
тот же органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности не чаще 1 раза в 2 года

7

Основное общее и среднее (полное) общее образование органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор не чаще 1 раза в год
тот же органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности не чаще 1 раза в 2 года

8

Деятельность детских лагерей на время каникул органы, осуществляющие государственный пожарный надзор 1 раз перед началом каникул
тот же органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1 раз перед началом каникул и далее не чаще 1 раза в смену

9

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор не чаще 1 раза в год
тот же органы, осуществляющие государственный надзор в сфере здравоохранения и социального развития не чаще 1 раза в 2 года

Порядок организации проверки и порядок оформления ее результатов установлены статьями 14 и 16 Закона № 294-ФЗ независимо от видов и форм проверок (плановая, внеплановая, выездная, документарная).

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которая, в свою очередь, предусматривает указание как на вид проверки (плановая, внеплановая), так и на ее форму (документарная, выездная).

О плановой проверке организацию (ИП) обязаны уведомить за три дня до ее начала путем направления копии распоряжения или приказа руководителя органа контроля.

Порядок проведения проверок достаточно подробно изложен как в Законе № 294, так и в подзаконых нормативных актах, поэтому не вижу смысла подробно на этом останавливаться.

По правилам части 1 статьи 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

2.1. Наиболее часто встречающее нарушение, которое было зафиксировано Роспотребнадзором при проведении проверок (73% от общего числа нарушений) —
не проводят уборку с дезинфекцией.

По рекомендациям Роспотребнадзора организации обязаны проводить регулярную уборку с дезинфекцией ((п. 3.1 приказ Генпрокуратуры от 27.03.2009 № 93). и др.).

Сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверок требуют показать журнал или график, в котором зафиксированы все уборки, а также журнал приготовления раствора дезинфекции.

Если документов нет – проверяющие могут сделать вывод, что уборка не проводится. Также следует отметить, что если Компания проведет дезинфекцию во время внеплановой проверки – это не будет являться основанием для освобождения от ответственности. В этом случае Роспотребнадзор укажет, что невозможно проверить, проводили ли
уборку с нужной регулярностью до проверки.

ВАЖНО: прошу проверить наличие в Обществе указанных документов. При их отсутствии – необходимо будет оформить.

Нарушения из материалов проверок:

3.1. Не маркирован или неправильно хранится уборочный инвентарь (13%). По санитарным правилам инвентарь для уборки туалетов должен иметь красную маркировку и храниться отдельно от остального (п. 11.10 СанПиН 2.4.4.2599-10). Роспотребнадзор считает нарушением, если одним и тем же инвентарем убирают санитарный узел и рабочие помещения для профилактики коронавируса.

3.2. Сотрудники не носят маски и перчатки(10%). Сотрудники Роспотребнадзора фиксируют это нарушение, если видят сотрудников проверяемой организации без масок/ перчаток. Еще одна ситуация – если в Компании на момент проверки нет использованных масок – тогда проверяющие делают вывод, что в организации нарушают режим смены масок.
По рекомендациям Роспотребнадзора маски нужно менять не реже, чем каждые три часа. Использованные маски Компания должна собирать и герметично упаковывать в два полиэтиленовых пакета (п. 4.10 рекомендаций РПН от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24).

ВАЖНО: в организаций должен быть издан приказ об обязательном ношении масок / перчаток.

3.3. Не обеспечено социальное дистанцирование (8%). В федеральных рекомендациях Роспотребнадзор указал на дистанцию в 1,5 метра
(п. 2.12 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32).

3.4. Не назначили ответственного за профилактику (5%). При проведении ряда проверок было отмечено как нарушение, если в Компании нет приказа о назначении ответственного за профилактические меры.

На основании изложенного, в целях исключения риска привлечения Общества к административной ответственности, прошу руководителей ЦОН и подразделений Общества провести с привлечением сотрудников Управления ПБ предварительную проверку соответствия/ несоответствия требованиям Рекомендаций по чек-листу во вложении.

По итогам проведения проверки по чек-листу предлагаю дополнительно организовать коммуникацию на предмет обсуждения выявленных отклонений и дальнейших шагов
по работе с отклонения.

Проверку по чек-листу прошу провести в максимально короткие сроки.

Мы подробно разберём вашу ситуацию и предложим свои решения

● Полностью рассчитаем стоимость обработки
● Расскажем как и за сколько времени мы проведем обработку на вашем объекте
● Дадим рекомендации что нужно будет сделать до и после обработки
● Ответим на ваши вопросы — о гарантии, средствах и пр.
● Бесплатно забронируем для вас удобное время выезда специалиста
● Подготовим коммерческое предложение посчитаем цену и свяжемся с вами

Роспотребнадзор начал массовые проверки, как бизнес выполняет новые санитарные требования из-за коронавируса. За нарушения штрафуют и останавливают работу организаций. Мы изучили 300 проверок за май и выяснили, какие нарушения контролеры будут искать у вас. В рекомендации – готовый алгоритм, как подготовиться к проверке и оспорить ее результаты.

Роспотребнадзор проверит, как организация выполняет его рекомендации по профилактике коронавируса. В рекомендациях есть спорные формулировки, из-за которых возникают сомнения, насколько они обязательны – «рекомендуется осуществлять следующие меры», «целесообразно организовать и осуществлять» (п. 1, 2 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32). Тем не менее, стоит выполнить их, чтобы обезопасить организацию от штрафов и остановки деятельности, а сотрудников – от эпидемии.

На основе этих рекомендаций региональные органы Роспотребнадзора издали предписания, в которых прямо обязали организации выполнять профилактические мероприятия. Эти предписания обязательны для всех (абз. 4 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ). Смотрите пример предписания, которое получили организации в одном из регионов.

Из результатов проверок мы собрали топ-13 самых частых нарушений, которые будут искать у вас контролеры. В скобках указали, как часто встречается нарушение.

Не проводят уборку с дезинфекцией (73%). По рекомендациям Роспотребнадзора организации обязаны проводить регулярную уборку с дезинфекцией (п. 2.5 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. 2.10 рекомендаций РПН от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27 и др.). Контролеры потребуют показать журнал или график, в котором зафиксированы все уборки, а также журнал приготовления раствора дезинфекции.

Если документов нет – проверяющие могут сделать вывод, что уборка не проводится. Не поможет, если организация проведет дезинфекцию во время внеплановой проверки – Роспотребнадзор укажет, что невозможно проверить, проводили ли уборку с нужной регулярностью до проверки.

ПРИМЕР

Нарушения из материалов проверок

  1. «При проведении проверки проводилась дезинфекционная обработка поверхностей платежно-кассового оборудования, ручек входных дверей, ручек холодильного оборудования, при этом записи в журнал не производятся, определить кратность мероприятий по обеззараживанию контактных поверхностей в течение рабочей смены не представляется возможным» (паспорт проверки 772004410484);
  2. «Не проводится ежедневная уборка помещений организации торговли с применением дезинфицирующих средств (пол торгового зала, рабочие места 2 раза в день утром и вечером; уборка и дезинфекция туалетов (пол, санитарно-техническое оборудование, вентили кранов, спуск бачков унитазов) – 3 раза в день), журналы, подтверждающие соблюдение проведения кратности уборок и дезинфекции не ведутся» (паспорт проверки 772004408506);
  3. «Отсутствует график и подтверждающая информация о проведении уборок в помещении (2 раза в день утром и вечером), обработка дверных ручек, кассового аппарата, терминала для оплаты банковской карты каждый час не проводится)» (паспорт проверки 772004411080).

Нет приборов для обеззараживания воздуха (65%). Роспотребнадзор указывал в письмах, что организации обязаны использовать специальные приборы для обеззараживания воздуха в местах, где постоянно находятся работники (например, в п. 2.8 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. 2.12 рекомендаций РПН от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27).

На практике проверяющие толкуют это требование шире – обеззараживатели нужны не только в местах нахождения работников, но и посетителей организации, например, в торговых залах («местах массового скопления людей»). У каждого обеззараживателя ограниченная зона действия, и контролеры требуют, чтобы приборы покрывали всю площадь помещений.

Чиновники проверят сертификат на обеззараживатель – если прибор нельзя использовать в присутствии людей, то это тоже нарушение.

ПРИМЕР

Нарушений из материалов проверок

  1. «В торговом зале ОАО «Рыночный комплекс Царицынский» установлено недостаточное количество бактерицидных ультрафиолетовых облучателей закрытого типа «рециркуляторы» (установлено 2 шт. – площадь обеззараживания составляет 140 м3)» (паспорт проверки 772004408570);
  2. «В магазине (месте массового скопления людей) отсутствует бактерицидный облучатель для обеззараживания воздуха, таким образом, не проводятся мероприятия по уничтожению болезнетворных микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний), передающихся воздушно-капельным путем, что не исключает возможность распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019–nCoV, среди персонала и посетителей» (паспорт проверки 772004410422);
  3. «В производственных помещениях – Цех №2 (строение 3) зуборезного и резьбообразующего инструмента (в цехе работают 11 человек), а также на проходной отсутствуют ультрафиолетовые бактерицидные облучатели для обеззараживания воздуха от болезнетворных микроорганизмов, что не исключает возможность распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-пСоУ, среди персонала (2 УФО лампы установлены лишь в медицинском кабинете)» (паспорт проверки 772004407984).

Недостаточный запас масок (35%). Компании обязаны обеспечить как минимум 5-дневный запас одноразовых масок для работников. Запас нужно рассчитать с учетом смены масок не реже чем каждые три часа (п. 2.7 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. 2.11 рекомендаций РПН от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27 и др.).

Есть четыре меры, которые могут принять проверяющие по итогам проверки, если найдут нарушения. Если нарушений много – применят сразу все, если нет – только выдадут предписание и оштрафуют.

Временно запретят работать. Контролеры составят протокол о временном запрете деятельности компании или ИП и опечатают рабочие помещения (ч. 6 ст. 27.16 КоАП).

Закон разрешает чиновникам использовать эту меру в исключительных случаях, если это нужно, чтобы предотвратить угрозу жизни или здоровью людей, эпидемии. Дополнительное условие – за правонарушение, которое обнаружили проверяющие, есть наказание в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП).

Как правило, любое нарушение мер профилактики коронавируса подпадает под часть 2 статьи 6.3 КоАП. В этой норме есть наказание в виде административного приостановления деятельности, поэтому Роспотребнадзор вправе временно запретить работу организации.

Запрет будет действовать до рассмотрения дела судом (ч. 1 ст. 27.16 КоАП). В таких случаях суд обязан рассмотреть дело не позднее семи суток с момента, когда запретили деятельность (ч. 5 ст. 29.6 КоАП). То есть минимум неделю организация не сможет работать.

ПРИМЕР

Роспотребнадзор временно запретил работу организации из-за многочисленных нарушений

В ходе проверки ООО «ЧЕРМЕН» контролеры зафиксировали шесть нарушений:

  • нет бактерицидных облучателей закрытого типа (рециркуляторов);
  • в торговом зале не установлены диспенсеры для посетителей (не отведено место для обработки рук посетителей антисептическим средствами);
  • нет графиков уборки;
  • нет документов, подтверждающих закупку средств дезинфекции, кожных антисептиков, средств индивидуальной защиты;
  • нет договора на обработку вентиляции;
  • не проводилась ежемесячная дезообработка вентиляции.

Роспотребнадзор составил протокол о временном запрете деятельности общества и протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП (паспорт проверки ​​​​​​772004414094).

По итогам проверки Роспотребнадзор выдаст предписание, в котором потребует устранить все нарушения. В предписании будет указан срок на устранение. Когда срок закончится, контролеры вправе еще раз прийти с внеплановой проверкой (ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

ПРИМЕР

Требований в предписании Роспотребнадзора по итогам проверки

«1. Провести инструктаж (обучение) персонала организации по вопросам предупреждения и распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCoV), с представлением письменной информации в Территориальный отдел.

2. Обеспечить проведение профилактической дезинфекции (обработку дезинфицирующими средствами вирулицидного действия) основных и вспомогательных помещений – 2 раза в день утром и вечером, санитарных узлов (пол, санитарно-техническое оборудование, вентили кранов, спуск бачков унитаза) – 3 раза в день.

3. Обеспечить пятидневный запас дезинфицирующих средств для уборки помещений, с инструкциями по применению, обрабатывать дверные ручки – каждый час, выключатели, поручни, перила, контактные поверхности (столы и стулья работников, орг. техника), оборудование мест общего пользования (комната приема пищи, отдыха и т.п.), во всех помещениях — с кратностью обработки каждые 2 часа, рабочие места, в том числе поверхности оборудования, столов, телефонных аппаратов, «мышки», клавиатуры компьютера, копировально-множительная техника, платежно — кассовое оборудование (терминалы) и т. д. каждые 2 часа, с занесением информации в документацию (журнал обработки), подтверждающих проведение уборки (обработки).

4. Обеспечить маркировку уборочного инвентаря в соответствии с его функциональным назначением, упорядочить хранение (раздельно для санитарных узлов и иных помещений), обеспечить проведение обязательной дезинфекции уборочного инвентаря после проведения уборки, с занесением сведений график о проведении генеральных и текущих уборок.

5. Обеспечить постоянный контроль за работой вентиляционной системы с целью поддержания постоянных нормируемых показателей воздухообмена, в том числе по проведению очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха, сведений по оценке эффективности с обеспечением постоянного контроля за ее работоспособностью силами аккредитованной организации, и далее – не реже 1 раза в месяц (с оценкой эффективности работ)».

Оштрафуют организацию и директора. Проверяющие составят протокол об административном правонарушении по части 1 или части 2 статьи 6.3 КоАП. Как правило, протоколы составляют сразу в отношении организации и ее генерального директора. Материалы передадут в суд, который может назначить штраф. По части 2 статьи 6.3 КоАП суд может оштрафовать:

Как проходят проверки Роспотребнадзора

— В 2020 году количество проверок бизнеса сократилось вдвое (на 51,4%) — частично благодаря мораторию на плановый контроль малых предприятий, частично из-за пандемии. Чего предпринимателям ждать в 2021 году?

Если жить в парадигме, что число проверок имеет значение, то их число однозначно вырастет. В 2020-м ведомства и службы проводили намного меньше контрольных мероприятий, и в 2021 году они планируют начать потихоньку наверстывать упущенное: не потому что руки чешутся, а потому что уже действительно пора сходить и посмотреть на некоторые объекты. То есть существует отложенный спрос.

— Какие нововведения появятся в МФЦ в 2021 году?

Оплата госпошлин по QR-коду. Это экспериментальный проект, сейчас идет только в Липецкой области, но мы надеемся, что в 2021 году он распространится на всю Россию. Суть «пилота» в том, что гражданин, приходя в центр «Мои документы», получает квитанцию с QR-кодом для оплаты. Далее с помощью мобильного приложения «Госуслуги» он его сканирует и вносит данные банковской карты, чтобы списались средства. Для нас важно, чтобы в центрах госуслуг была возможность заплатить, причем быстро и без бюрократизма, тем более что многие уже привыкли проводить моментальные трансакции с помощью карты или мобильного телефона.

Прокуратурой области в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обобщены утвержденные планы плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.

Обращаем внимание на то, что сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей формируется Генеральной прокуратурой Российской Федерации весь декабрь текущего года, сроки проверок могут быть перенесены.

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год

Возврат к списку

Функции Роспотребнадзора распространяются на проверки различных отраслей оказания услуг. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №332 от 30.06.2004 Роспотребнадзор отвечает за:

  • Контроль за соблюдением санитарных норм в продуктовом магазине, на стройке, на предприятии общепита, в медицинских центрах, экспертиза качества продуктов питания;
  • Соблюдение требований закона о правах клиента;
  • Оформление заключения после проведения контрольных проверок;
  • Мониторинг соблюдения санитарно-эпидемиологических правил;
  • Переаттестация сотрудников, работающих на производстве, перевозке, продаже продуктов питания;
  • Статистическую отчетность.

Внеплановые проверки Роспотребнадзора могут быть результатом реагирования на жалобы граждан по защите прав потребителей или устранения недостатков, выявленных предыдущей ревизий. Основанием для инспекции может быть только обращение с указанием фактов нарушения, реквизитов заявителя и предпринимателя. На внеплановую проверку необходимо получить санкцию прокурора.

О проведении внеплановой инспекции предприниматель уведомляется за день до ее проведения. Без предупреждения могут быть проинспектированы учреждения, связанные с изготовлением, хранением, транспортировкой и реализацией продуктов, а также любые организации при возникновении угрозы жизни или здоровью людей.

Учитывая сферу деятельности Роспотребнадзора, стать кандидатом на проверку может любое предприятие, оказывающее услуги или реализовывающее товары для населения. Например, образовательные, медицинские или торговые учреждения.

Другими словами, Роспотребнадзор имеет право проинспектировать любую деятельность, связанную с оказанием услуг гражданам.

Что проверяет Роспотребнадзор? Плановые ревизии инспекции направлены на надзор за:

  • Соблюдением закона о защите прав клиентов;
  • Санитарно-эпидемиологическими нормативами;
  • Проведением аттестации сотрудников общепита;
  • Выполнением законодательства в сфере энергосбережения.

Инспекция в результате рассмотрения обращения гражданина изучает:

  • Законность трудовых отношений;
  • Соответствие квалификационного уровня сотрудников;
  • Своевременное прохождение медосмотра, наличие санитарных книжек;
  • Наличие сертификатов качества продукции;
  • Работу контрольно-кассовой аппаратуры;
  • Соответствие качества товара заявленному качеству (пробы);
  • Визуальный осмотр и замеры строения – для подтверждения соответствия нормам.

Многих предпринимателей интересует вопрос, какие документы проверяет Роспотребнадзор? По закону, предприниматель обязан предоставить для проверки:

  • Статут, устав;
  • Заполненные санкнижки;
  • Документация контроля санитарных норм;
  • Лицензии на предоставление услуг;
  • Доски объявлений;
  • Книжки жалоб и заявлений;
  • Меню или прейскурант;
  • Документы, на основании которых арендовано или приобретено помещение;
  • Контракты с третьими лицами (на вывоз мусора, проведение дезинфекции);
  • Журналы проведения санитарных ревизий;
  • Журнал регистрации дезинфицирующих препаратов.

Любая инспекция должна начинаться с предъявления проверяющего удостоверения и копии приказа о ревизии. Предприниматель имеет право знать, чем вызвана инспекция, кто и когда будет ее проводить.

В начале ревизии Роспотребнадзор проверяет документацию. На предоставление документов инспектор обязан предоставить письменный запрос с копией приказа о проведении проверки.

Сведения, которые должны быть известны инспектирующему органу, например, ИНН, субъект имеет право не предоставлять. Такие изменения действуют с 2016 года. Ответ на запрос документации, а именно заверенные копии запрошенных документов, должны быть предоставлены в течение десяти суток после получения запроса.

Если предприниматель отказывается предоставлять необходимую документацию, это грозит ему привлечением к административной ответственности и наложением штрафа.

Роспотребнадзор предложил отказаться от плановых проверок бизнеса

В ходе плановой проверки Роспотребнадзор проверяет:

  1. Документы:
  • устав компании, свидетельство о регистрации, приказы, инструкции, журналы, декларации, отчеты;
  • акты предыдущих проверок;
  • лицензии и сертификаты;
  • постановления о привлечении к административной ответственности.
  1. Соблюдение санитарных норм и правил: наличие санитарных книжек у работников, безопасность помещений, наличие маркировки на товарах и полуфабрикатах.
  2. Соблюдение прав потребителей: наличие книги жалоб и предложений, оформленного уголка потребителя.

Плановая проверка Роспотребнадзора проходит в следующем порядке:

  1. За три дня до начала проверки инспектор направляет в адрес организации уведомление о предстоящем визите.
  2. В назначенный день проверяющий запрашивает необходимые документы (если проверка документарная) или выезжает в организацию (если проверка выездная).
  3. В течение установленного срока проверки проверяющий работает с предоставленными ему материалами.
  4. По итогам проведения проверки инспектор составляет акт, а в случае, если были выявлены нарушения, предписание об их устранении и о привлечении к административной ответственности должностного лица или самой организации.

В ходе проведения проверки инспекторы Роспотребнадзора вправе:

  • изучать любую информацию, которая имеет отношение к предмету проверки;
  • проводить исследования и экспертизы, делать пробы и отборы;
  • работать с документами, имеющими отношение к коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайне.

Ответ на вопрос, каков максимальный срок проведения плановой проверки Роспотребнадзора, содержится в ст. 13 ФЗ № 294. По общему правилу продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней (еще на 20 дней срок может быть увеличен, если требуется провести сложное исследование или экспертизу). В случае если у предприятия есть обособленные подразделения, суммарный срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

ВАЖНО! Малые предприятия не могут проверять более 50 часов в год, а микропредприятия — 15 часов в год. В сложных случаях этот срок может быть увеличен, но не более чем еще на 50 и 15 часов соответственно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *