Участие Прокурора В Производстве В Судах Кассационной И Надзорной Инстанций По Уголовным Делам В 2021 Г В Рф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участие Прокурора В Производстве В Судах Кассационной И Надзорной Инстанций По Уголовным Делам В 2021 Г В Рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прокуратура имеет право давать любые поручения в рамках уголовного судопроизводства сотрудникам дознания и следствия. Они, в свою очередь, обязаны их исполнять даже в том случае, если поручения впоследствии будут обжалованы как незаконные.

Полиция, дознание и следствие подчиняются прокуратуре. Прокуроры контролируют всю деятельность органов правопорядка и могут в любой момент вмешаться в производство.

В рамках расследования уголовного дела прокуроры имеют следующие полномочия:

Участие прокурора в уголовном процессе

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел допускается даже в рамках частного обвинения. В публичном обвинении именно сотрудник прокуратуры осуществляет государственное обвинение.

Прокурор участвует в судебном разбирательстве на двух стадиях:

  • Судебное следствие;
  • Прения сторон.

Прокурор также имеет право в дальнейшем обжаловать вынесенный судьей приговор, подав апелляционное постановление.

Итак, государственный обвинитель осуществляет следующий набор процессуальных действий в рамках его судебного рассмотрения:

В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.

Судебно-контрольные стадии в уголовном судопроизводстве могут быть условно разделены на две группы: обычные и исключительные. К последним относятся производства по уголовному делу в суде надзорной инстанции, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Их исключительность объясняется в первую очередь тем, что рассмотрение уголовных дел в этих судебных стадиях осуществляется тогда, когда приговор вступил в законную силу и началось его непосредственное исполнение.

Участие прокурора в кассационном и надзорном производстве

Такое смешение функций правоохранительных органов недопустимо. Если руководитель правоохранительного органа намерен провести в жизнь решение, принятое координационным советом или межведомственным совещанием, он вправе издать самостоятельный приказ, положив в его основу коллегиальное решение. Определенную помощь правоохранительным органам в совершенствовании координации оказывают местные органы государственной власти и управления, которые обязаны уделять внимание проблемам борьбы с преступностью и иными правонарушениями, совершенствованию деятельности правоохранительных органов. В настоящее время, в условиях децентрализации прокурорского надзора, важно правильно организовать координацию деятельности прокуратуры Содружества Независимых Государств. Уголовная преступность не признает границ, поэтому прокуратурам стран СНГ приходится совместно решать проблемы, связанные с организацией борьбы с преступностью и нарушениями установленного порядка. В этой связи Генеральные прокуратуры Республик, являющихся субъектами СНГ, на встрече в Москве 2006 года условились об общих принципах взаимодействия и сотрудничества между прокурорами.

Прокурорский надзор – самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых обшей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

По смыслу пункта 53.2 статьи 5 УПК РФ под итоговым судебным решением следует понимать приговор, определение, постановление суда, которыми уголовное дело разрешено по существу, либо определение или постановление суда, вынесением которых завершено производство по уголовному делу в отношении конкретного лица. К числу таких судебных решений относятся, в частности, приговор, определение (постановление) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, определение (постановление) о применении либо об отказе в применении принудительных мер медицинского характера, определение (постановление) о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

В соответствии с п. 53.3 ст. 5 УПК РФ все определения и постановления суда, за исключением итоговых судебных решений, являются промежуточными судебными решениями. К ним для целей настоящего отчета следует относить вынесенные в ходе судебного разбирательства определения и постановления суда, которыми уголовное дело не разрешается по существу или не завершается производство в отношении конкретного лица: о возвращении уголовного дела прокурору (ст. 237 УПК РФ), о приостановлении производства по делу (ст. 238 УПК РФ), о направлении дела по подсудности (ст. 34 УПК РФ).

Подача представления приостанавливает приведение приговора в исполнение, за исключением случаев вынесения: оправдательного приговора; обвинительного приговора без назначения наказания; обвинительного приговора с назначением наказания и с освобождением от его отбывания; обвинительного приговора с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно. До начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанций государственный обвинитель или вышестоящий прокурор вправе отозвать поданное представление, изменить его либо дополнить новыми доводами.

Особенность: предмет и пределы судебного разбирательства ограничены той частью приговора мирового судьи и в отношении тех осужденных (оправданных), которые указаны в представлении. Однако если при рассмотрении уголовного дела будут установлены обстоятельства, касающиеся интересов других лиц, осужденных или оправданных по этому же уголовному делу и в отношении которых представление не было подано, то уголовное дело должно быть проверено и в отношении этих лиц. При этом не может быть допущено ухудшение их положения.

В соответствии со ст. 406 УПК РФ надзорные представления подлежат рассмотрению судьей суда надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления. Таким образом, можно сказать, что продолжительность первой части (этапа) стадии надзорного производства составляет 30 суток: от момента поступления надзорного представления в суд надзорной инстанции до ее рассмотрения судьей этого же суда.

Следующей надзорной инстанцией считается Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ. Она рассматривает уголовные дела по представлениям: па приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, если они обжаловались в порядке надзора в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, сула автономной области и суда автономного округа; на приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; на постановление президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.

Какие прокуроры будут участвовать в новых межрегиональных судах?

Порядок принесения представления определен ст. 404 УПК РФ. Представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК РФ пересматривать вступившие в законную силу судебное решение.

Участвуя в данной стадии уголовного процесса, прокуроры обязаны защищать права и законные интересы не только осужденных, но также потерпевших, других участников уголовно- процессуальной деятельности и охраняемые законом интересы общества и государства, предупреждать нарушения закона, оказывать судьям содействие по устранению нарушений закона и способствовать исполнению приговоров и других судебных решений, лично устранять нарушения закона, допускаемые участниками процесса и другими лицами или организациями, для чего использовались в необходимых случаях свои полномочия, предусмотренные УПК РФ и ст. 10,21,28,31,33,35-38 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с ч. 5 ст. 365 УПК стороны вправе заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, производстве судебной экспертизы. об истребовании вещественных доказательств и документов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции. Толкование смысла ч.

4 и 5 ст. 365 УПК даст основание полагать, что государственный обвинитель вправе ходатайствовать о производстве следственно-судебных действий в целях собирания доказательств, если только подобное ходатайство было заявлено в ходе рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции.

Кассационная инстанция — суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций. Суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность, справедливость приговора и иного судебного решения.

Судебные составы, рассматривающие кассационные и надзорные жалобы и представления по существу, формируются с тем расчетом, чтобы в них не входили судьи, ранее участвовавшие в рассмотрении уголовного дела или ранее выразившие в постановлениях свое отношение к доводам кассационного или надзорного ходатайства, по которым возбуждено производство.

Председательствующий открывает судебное заседание, объявляет, какое дело слушается, представляет участвующим в заседании лицам судей, докладчика, прокурора, секретаря судебного заседания, ведущего протокол, разъясняет права, разрешает отводы. В судебном заседании участие защитника, если осужденный не заявил отказ от него в порядке ст. 52 УПК РФ, является обязательным.

Цельизадачиисследования.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретической модели совершенствования функционального института участия прокурора в судах второй, кассационной и надзорной инстанций в уголовном судопроизводстве, направленной на оптимизацию уголовно-процессуального законодательства в этой части, а также правоприменительной практики обжалования и пересмотра не вступивших и вступивших в законную силу судебных решений в уголовном процессе.

Рекомендуем прочесть: Выплата Донорам В 2020 Году

1.

Нормативные общности, регулирующие деятельность субъектов уголовного процесса в связи с обжалованием и пересмотром судебных решений, не вступивших и вступивших в законную силу, можно рассматривать как две самостоятельные подотрасли уголовно-процессуального права — «Производство в суде второй инстанции» и «Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда», в которых на функциональном уровне можно выделить специфическое нормативное образование, обеспечивающее законченное, цельное регулирование деятельности прокурора по участию в обжаловании и пересмотре судебных решений в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Новшества в кассации и апелляции: участие прокурора

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносят в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения или постановления суда.

Справедливость означает принятие судом такого решения, посредством которого восстанавливаются нарушенные права, положение, существовавшее до нарушения закона, противоправные действия осуждаются, устанавливаются виновные в совершении преступления и им назначается наказание, соответствующее степени их общественной опасности, доле участия в совершении преступления постольку, поскольку оно способствует исправлению осужденного.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

54. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

1.15. При отражении в строке 19 сведений о преступлениях в сфере экономики, совершенных лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, следует руководствоваться положениями пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (либо если преступная деятельность связана с нарушением данного порядка, в частности, со статьями 171 и 172 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также соответствующими разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. N 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности».

1.8. В строке 8 учитываются уголовные дела, прекращенные судом в соответствии с пунктом 1 частью 5 статьи 446.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с назначением лицу, освобожденному от уголовной ответственности, судебного штрафа. В данной сроке должны учитываться судебные решения о назначении судебного штрафа, вынесенные как по ходатайству органов предварительного расследования, так и по результатам рассмотрения дела, поступившего с обвинительным заключением (обвинительным актом). Отказы в применении такой меры уголовно-правового характера по заявленному ходатайству в порядке части 1 статьи 446.3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в этой строке не учитываются, а отражаются в строке 5.

Расследование по уголовному делу прекращается, если в его результате были установлены обстоятельства, которые исключают возможность или необходимость дальнейшего производства по делу. Обоснованное и своевременное прекращение уголовного дела ограждает невиновного от привлечения к уголовной ответственности или исключает применение уголовного наказания к тем лицам, которые не представляют большой общественной опасности в силу незначительности совершенного деяния и последующего примирения с потерпевшим, деятельного раскаяния или иных предусмотренных законом обстоятельств.

Обвинительный акт составляет дознаватель, непосредственно осуществлявший предварительное расследование по находящемуся у него в производстве уголовному делу. В обвинительном акте указываются: время и место его составления; должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; все данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, имеющиеся в его документах (паспорте, свидетельстве о рождении и т. п.), а также установленные в ходе дознания, включая сведения о судимости; место, время, способ, форма вины, мотивы и цели совершенного им деяния, характер и размер вреда, причиненного преступлением потерпевшему, а также иные обстоятельства; формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ, а также вид соучастия в преступлении (ст. 32-35 УК); перечень доказательств, подтверждающих обвинение, а также приводимых стороной защиты; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; сведения о потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике; список лиц, подлежащих вызову в суд.

Государственные обвинители обязаны уделять особое внимание качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений. Представления должны соответствовать требованиям закона, быть конкретными, ясными и мотивированными, а изложенные в них доводы — подтверждены материалами дела.

Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются прокурором в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления.

Участие прокурора в апелляционном кассационном и надзорном производстве

Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю. В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты. Особое внимание осударственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение. Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления. Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса. Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положенияю.

6. Если кассационные жалоба, представление были переданы на рассмотрение суда кассационной инстанции постановлением Председателя Верховного Суда Российский Федерации или его заместителя, в течение 10 дней с момента принятия решения суд кассационной инстанции направляет копию этого решения Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю, который своим постановлением вправе передать кассационные жалобу, представление, если они были оставлены без удовлетворения или удовлетворены частично, для рассмотрения в вышестоящий суд кассационной инстанции либо в Президиум Верховного Суда РФ.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с частью первой статьи 412.9 УПК РФ.

Рассмотрение уголовного дела судом кассационной инстанции начинается стого, что председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, в том числе прокурора, имеются ли у них отводы и ходатайства.

Ошибки и нарушения закона, допускаемые в суде первой инстанции, не всегда устраняются в апелляционном или кассационном порядке, поэтому законом предусмотрен исключительный – надзорный порядок пересмотра приговоров, определений и постановлений суда, заключающийся в том, что применяется в виде исключения, когда не достигнуто правильное разрешение дела в основных стадиях, когда судебное решение вступило в законную силу, а осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор полагают, что оно неправосудно.

Введение

Глава 1. Институт участия прокурора в суде второй инстанции и при пересмотре вступивших в силу судебных решений: теоретические и правовые основы

§ 1. Институт участия прокурора в суде второй инстанции и при пересмотре вступивших в силу судебных решений в системе российского уголовно-процессуального права

§ 2. Процессуальные функции прокурора в судах второй, кассационной и надзорной инстанций

§ 3. История развития института участия прокурора в суде второй инстанции и при пересмотре вступивших в силу судебных решений

в российском уголовном процессе

§ 4. Участие прокурора в пересмотре судебных решений по уголовно-процессуальному законодательству ряда зарубежных стран:

сравнительный анализ

Глава 2. Процессуальная деятельность прокурора в суде

второй инстанции

§ 1. Обжалование судебных решений в апелляционном порядке и

участие в нем прокурора

§2. Участие прокурора в производстве по уголовным делам в

суде апелляционной инстанции

Глава 3. Деятельность прокурора в судах кассационной и

надзорной инстанций: вопросы теории и практики

§ 1. Участие прокурора в обжаловании и рассмотрении уголовных дел в кассационной инстанции

§2. Участие прокурора в производстве по уголовным делам в

суде надзорной инстанции

Заключение

2

Список источников

Приложение 1. Анкета по изучению мнения прокурорских работников по вопросу об участии прокуроров в судах второй и надзорной инстанций в 2008 г

Приложение 2. Ксерокопия апелляционного определения по делу № 22-1401/2013 по обвинению Ш. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ

Приложение 3. Ксерокопия апелляционного определения от 15 апреля 2013 г. по делу № 22-1491/2013 по обвинению В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ

Какие функции у прокурора как участника уголовного судопроизводства

В целях обеспечения надлежащего участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, иных территориальных, военных и специализированных прокуратур считать участие в судебных стадиях уголовного судопроизводства одной из важнейших функций прокуратуры.

Постоянно совершенствовать организационные основы этой деятельности.

Обеспечивать квалифицированное участие прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, уголовных дел частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо с согласия прокурора дознавателем, а также в случае, когда мировым судьей в соответствии с ч. 8 ст. 318 УПК РФ участие в деле прокурора признано обязательным.

Исходить из того, что от активной позиции и профессионализма государственного обвинителя в значительной степени зависят законность и справедливость рассмотрения уголовного дела.

Учитывать, что отказ от уголовного преследования невиновных и их реабилитация в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и поддержание обоснованного обвинения.

2. Руководителям прокуратур регулярно поддерживать государственное обвинение, при этом прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур лично поддерживать государственное обвинение не реже одного раза в квартал, преимущественно по уголовным делам о преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность.

3. Транспортным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечивать участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, за расследованием которых они осуществляли надзор, в том числе возбужденных в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК РФ.

Исходить из того, что в случае направления уголовных дел в суды, расположенные в населенных пунктах, значительно удаленных от места дислокации транспортных и иных специализированных прокуратур, и невозможности явки в судебное заседание работников транспортной или иной специализированной прокуратуры поддержание обвинения в суде первой инстанции организуют соответствующие территориальные прокуроры.

Для этого транспортному прокурору, прокурору иной специализированной прокуратуры наряду с уведомлением вышестоящего транспортного прокурора, прокурора иной специализированной прокуратуры и соответствующего прокурора субъекта Российской Федерации направлять соответствующему территориальному прокурору надзорное производство и копию обвинительного заключения с просьбой обеспечить поддержание обвинения, оперативно взаимодействовать с ним, оказывать необходимую помощь.

Государственному обвинителю в случае существенного расхождения с позицией, выраженной в обвинительном заключении (обвинительном акте), безотлагательно информировать об этом транспортного прокурора либо прокурора иной специализированной прокуратуры, который при сохраняющихся разногласиях решает вопрос о поддержании государственного обвинения лично либо подчиненным ему работником.

Территориальным прокурорам незамедлительно, с использованием современных средств связи информировать транспортного прокурора либо прокурора иной специализированной прокуратуры о решениях, принятых судом первой инстанции.

По уголовным делам с обвинительными заключениями, утвержденными транспортными прокурорами, прокурорами иных специализированных прокуратур, направленным в суд в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 31 УПК РФ, поддержание государственного обвинения обеспечивать транспортным прокурорам либо прокурорам иных специализированных прокуратур.

4. Руководителям прокуратур назначать государственных обвинителей заблаговременно, чтобы они имели реальную возможность подготовиться к судебному разбирательству.

Поручения о поддержании государственного обвинения давать подчиненным прокурорам в письменной форме.

В необходимых случаях создавать группы государственных обвинителей.

4.1. Поддержание государственного обвинения по делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей, поручать прокурорам, обладающим соответствующими личностными и профессиональными качествами.

4.2. Учитывая, что в ходе предварительного слушания могут быть заявлены и разрешены ходатайства об исключении доказательств, о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о мере пресечения, уделять должное внимание подготовке к участию прокурора на этом этапе уголовного судопроизводства.

5. Государственным обвинителям заблаговременно готовиться к судебному заседанию, беспристрастно оценивать, совокупность имеющихся доказательств, продумывать тактику своих действий. В необходимых случаях ходатайствовать перед судом о предоставлении времени для подготовки и обоснования своей позиции.

5.1. Активно участвовать в исследовании представляемых доказательств.

Всемерно способствовать принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения, соблюдению требований закона о разумном сроке уголовного судопроизводства.

5.2. При формировании своей позиции относительно наказания руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости, учитывать характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.


Даны поручения по участию прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Участие в судебных стадиях уголовного судопроизводства следует считать одной из важнейших функций прокуратуры и постоянно совершенствовать организационные основы этой деятельности.

Нужно обеспечивать квалифицированное участие прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо с согласия прокурора дознавателем, а также в случае, когда мировым судьей участие в деле прокурора признано обязательным.

Следует учитывать, что отказ от уголовного преследования невиновных и их реабилитация в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и поддержание обоснованного обвинения.

Прокурорам регионов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур нужно лично поддерживать гособвинение не реже раза в квартал. Приоритет здесь отдается уголовным делам о преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность.

Гособвинителей следует назначать заблаговременно, чтобы они имели реальную возможность подготовиться к разбирательству. Поручения о поддержании обвинения нужно давать в письменной форме. В необходимых случаях создаются группы обвинителей.

Обвинитель должен рапортом докладывать прокурору, давшему поручение о поддержании обвинения, о результатах рассмотрения уголовного дела. Он подается не позднее дня, следующего за датой провозглашения судебного решения.

Рапорт вместе с судебным решением следует приобщать к надзорному производству.

Согласно положениям федерального законодательства «О прокуратуре РФ» и нормам уголовно-процессуального законодательства, участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, а также гражданских, административных, арбитражных и иных дел, преследует осуществление надзора за законностью принятых судом решений, приговоров или постановлений. Это должностное лицо вправе обжаловать указанные акты в случае их несоответствию принципам законности и Конституции РФ.

Прокурор – это полноправный участник судопроизводства любой правовой сферы. Осуществляя свои прямые обязанности, он защищает права и свободы человека, охраняет интересы общества и государства, обеспечивает и укрепляет единство, верховенство закона. Прокурор в суде по делам уголовного или любого другого производства достигает указанных целей путем издания нормативно-правовых документов на основании предоставленных законом полномочий. К ним относится:

  • участие в рассмотрении дел в судебной инстанции;
  • осуществление уголовного преследования в процессе осуществления правосудия;
  • выступление в качестве гособвинителя;
  • обращение в суд с заявлением о вступлении в процесс на любой стадии, если в этом есть потребность для защиты интересов участников уголовного дела;
  • обжалование любого незаконного или необоснованного судебного решения или постановления, вне зависимости от того, успел ли нормативно-правовой акт правосудия вступить в юридическую силу или нет;
  • запрос на истребование из судебной инстанции любого уровня уголовного производства, решение по которому уже действует.

Эта должность является высшей в системе российских органов надзора и прокуратуры. Генеральный прокурор вправе быть участником заседаний Верховного Суда РФ. Кроме того, он может быть инициатором обращений в Конституционный Суд РФ, необходимых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, требовать предоставления разъяснений по вопросам конкретного уголовного производства.

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел

Основанием для данного этапа производства является постановление прокурора о возбуждении уголовного дела. На данном этапе не производятся какие-либо действия, направленные на рассмотрение дела. Цель этой стадии заключается в предварительной проверке наличия процессуальных условий, без которых дальнейшее судебное разбирательство невозможно.

Судебное разбирательство не может быть начато раньше, чем через пять дней с момента вручения обвиняемому копии прокурорского постановления о передаче уголовного дела в суд, но при изменении обвинения срок увеличивается. К тому же если его окончание приходится на выходной день, то последний день срока переносится на ближайший за ним рабочий день.

Если решаются вопросы об отводе судьи, особое внимание прокурор обращает на их обоснованность. И сторона защиты, и сторона обвинения имеет право потребовать отстранения от судебного разбирательства экспертов, переводчика, секретаря судебного слушания или других должностных лиц, участвовавших в проверке законности принятых решений о задержании, заключении под стражу и домашнем аресте, продлении срока этих мер пресечения. Исключение конкретного судьи из процесса по конкретному делу влечет за собой и отвод его секретаря, за исключением случаев его участия в повторных заседаниях.

Прокурор в уголовном деле принимает участие на стадии подготовки и непосредственно на стадии судебного слушания. В некоторых случаях требуется назначение предварительного заседания, которое не проводят без прокурора. Поводом для проведения заблаговременного разбирательства может быть ходатайство любой из сторон, способных оказать влияние на ход уголовного производства, в частности, стать причиной его прекращения, исключения из дела отдельных улик, документов. Кроме того, присутствие прокурора в суде для уголовного дела имеет практическое значение.

Данное понятие не стоит путать с отказом прокурора в возбуждении уголовного дела. К нему прибегают только тогда, когда в ходе разбирательства обвинитель приходит к выводу о том, что предоставленные доказательства не являются достаточными для предъявления подсудимому обвинения. Прекращение уголовного дела прокурором означает отказ от занимаемой ранее позиции, что дает основание для оправдания арестанта. Прокурор обязан изложить мотивы своего отказа, объективно оценив доказательства, исследованные в суде. Отказаться от обвинения должностное лицо может, предоставив соответствующее заявление.

Возбуждение уголовного дела прокурором не гарантирует вынесения обвинительного приговора. Гособвинитель может отказаться от обвинений подсудимого полностью или лишь в части обвинений. Полный отказ влечет за собой автоматическое прекращение уголовного производства (например, на подготовительном этапе судебного слушания при установлении личности обвиняемого стало известно, что подозреваемый еще не достиг возраста, с которого по закону наступает уголовная ответственность).

До тех пор, пока прокурор не изъявит инициативу по прекращению разбирательства, он — полноправный участник дела, который способствует установлению важных обстоятельств, дает объективные оценки каждому факту и создает условия для вынесения судом законных, обоснованных и справедливых решений. В ходе прения сторон прокурор высказывает свои предложения касаемо наказания для подсудимого. Требования гособвинителя должны соответствовать закону, быть справедливыми и соразмерными совершенному преступлению.

Помимо общего порядка участия прокурора в производстве по уголовным делам, стоит отметить и некоторые особенности разбирательств в первой судебной инстанции. Этот порядок используется при изучении любых дел в судах общей юрисдикции (в том числе апелляционном, кассационном), без разграничения по степени сложности и тяжести. Для уголовного процесса действует особый регламент, который затрагивает и досудебную, и судебную стадии производства, а также функции прокурора.

Например, законом предусмотрен отдельный порядок принятия решений в случае согласия подсудимого с обвинением, которое предъявляется прокурором. Возвращение уголовного дела при его несоответствии нормам УПК РФ на данном этапе невозможно, о чем свидетельствует глава 40 того же нормативно-правового акта. Без проведения тщательного судебного разбирательства приговор назначается только при обвинении лица в противоправном деянии, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Если преступник признал свою вину и полностью согласен с позицией гособвинителя, прокурор выносит ходатайство о вынесении приговора без процессуальных разбирательств, а это означает, что подсудимый сможет рассчитывать на определенное снисхождение. Так судья не имеет права назначать обвиняемому наказание, которое превышает две трети от максимально возможного срока лишения свободы или размера штрафа, предусмотренного за это преступление.

Таким образом, без официальной позиции обвинителя и согласия подсудимого на сотрудничество вынести приговор, руководствуясь данным правилом, предусмотренному УПК РФ, нельзя. Аналогичный порядок установлен при заключении с подозреваемым соглашения о сотрудничестве до судебного слушания. К данной процедуре прибегают в любой категории дел уголовного производства. Особенно эффективна такая методика в делах о тяжких или особо тяжких преступлениях, среди которых подавляющее число эпизодов имеет отношение к организованной преступности. Цель такого процессуального упрощения заключается в привлечении к сотрудничеству подсудимых и лиц, причастных к уголовному делу.

Представление прокурора должно способствовать принятию судом второй инстанции соответствующего закону решения о законности, обоснованности и справедливости судебного решения, на которое принесено представление. Суд второй инстанции обязан с равным вниманием, объективностью оценивать доводы, которые приводит прокурор в своем представлении.

В отличие от норм УПК РСФСР, в УПК РФ, исходя из принципа состязательности процесса, законодатель не случайно указывает не на публично — правовую обязанность, а на право государственного обвинителя внести представление в защиту нарушенных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.355 УПК РФ жалоба и представление приносят через суд, постановивший приговор, вынесший иное обжалуемое судебное решение, а надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции (ч.1 ст.404 УПК РФ). А. С. Александров и Н. Н. Ковтун отмечают, что если по делу у мирового судьи прокурор не поддерживал обвинение, надзирающий прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции, независимо от их личного участия в рассмотрении дела, приносят апелляционное представление. Следует не согласиться с данной точкой зрения, так как законодатель в ч.4 ст.354 УПК РФ установил, что право обжалования приговора принадлежит государственному обвинителю. Если прокурор не поддерживал обвинение по делу у мирового судьи, то он не имеет права его обжаловать. Принесение представлений на не вступившие в законную силу приговоры допускается в кассационном и апелляционном порядке (ч.1 ст.354 УПК РФ).

Пленум Верховного Суда РФ в п. 19 названного постановления N 2 от 20 января 2003 г. разъяснил, что «правом на подачу представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений статей 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции». Специфику производства в этих судебных инстанциях составляет непосредственно предмет судебной проверки — не вступивший в законную силу приговор, постановление, определение, которые являются важнейшими актами правосудия и должны отвечать требованиям законности, справедливости и обоснованности. Порядок участия прокурора в стадии судебного надзора регламентируется ч. 3 ст. 45 и специальной гл.

•при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, представителя, секретаря судебного заседания, судебного исполнителя, судебного пристава;

Возбуждение гражданского дела по заявлению прокурора в интересах защиты прав других лиц, общественных и государственных интересов.

В правоприменительной практике возник вопрос о конституционности норм законодательства, предусматривающих право прокурораПраво принесения апелляционного и кассационного протеста принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела. Участие прокурора в надзорном производстве по гражданскому делу? Различие в объеме полномочий прокурора при производстве дела в суде первой инстанции связано с формой его участия в процессе. Такое различие характерно и для комплекса прав и обязанностей прокурора при его участии в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Апелляционное представление может быть подано прокурором в течение десяти дней со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме.

Апелляционное представление и приложенные к нему документы представляются в суд с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Постановление районного суда апелляционной инстанции принимается в форме апелляционного решения, которое заменяет полностью или в части решение мирового судьи или определения. На решение мирового судьи, не вступившее в законную силу, прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Прокурор участвует в рассмотрении дела апелляционной инстанции в случае принесения апелляционного представления или если он участвовал в суде первой инстанции.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор:

  1. поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность;
  2. предъявляет гражданские иски в уголовном процессе от имени субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий ( ст. 44, ст. 246 УПК РФ).

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Указанные полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

У прокурора существует несколько дополнительных функций. Они выполняются в том спектре, который зависит от каждого индивидуального случая. Среди них стоит отметить следующие:

  1. Участие в тщательном исследовании представленных доказательств.
  2. Выдача заключения по всем появляющимся в процессе ведения дела вопросам и проблемам.
  3. Прокуроры часто выступают в стандартных судебных разговорных прениях с заранее составленной обвинительной речью. Сюда можно отнести высказывание оценки всем собранным доказательствам, представление своего мнения о сложившихся обстоятельствах, оказывающих существенное влияние на заведенное дело.
  4. Высказывание суду своих соображений относительно задействования подходящего под статью УК и категории наказания подсудимого.

Любой прокурор в состоянии обозначить в суде свои специальные кассационные или частные протесты на ранее принятое необоснованное или совершенно несоответствующее закону постановление.

Объекты, имеющие право возбуждать уголовные дела, перечислены в статье 146 УПК. В перечне нет сотрудников прокуратуры. Решение об уголовном преследовании принимается:

  • следователями;
  • дознавателями;
  • руководителями соответствующих структур.

Полномочия районного/городского прокурора на стадии возбуждения уголовного дела сводятся к осуществлению надзора за указанными должностными лицами. Последние передают постановление о возбуждении преследования в течение 24 часов в прокуратуру. В обязанности ее сотрудников входит:

  • выявление несоответствия принятого решения нормам закона;
  • утверждение или отмена таковых.

На практике прокуратура не закрывает дело. Сотрудник госоргана издает документ, в котором обосновывает свою точку зрения. Требование направляется в органы правопорядка. На его основании принимается решение о закрытии дела. При этом следователь может возразить, если считает мнение прокурора неверным. Весь спор оформляется документально, так как от его итога зависят судьбы конкретных людей.

Прокуратура должна указать на процессуальное положение, нарушенное органами правопорядка. Если спорящие стороны не придут к согласию, то материалы направляются в вышестоящие структуры. На данном этапе процесса прокуратура обязана:

  • рассмотреть заявления граждан и должностных лиц о нарушении законодательства;
  • отследить соответствие процедуры нормам, указанным в УПК;
  • защитить права участников мероприятия.

Важно: участие в расследовании должностных лиц, заинтересованных в результатах такового, недопустимо.

Их отстранение, а также выявление причин принятия подобного решения, является ответственностью и обязанностью прокуратуры.

На этом этапе закон наделил прокурора правом:

  1. Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
  2. Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
  3. Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
  4. Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
  5. Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
  6. Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
  7. Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
  8. Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.

Круг правовых возможностей прокурора в рамках процессуального законодательства обширен, но направлен на соблюдение Конституционных прав людей, пострадавших от преступных проявлений.

В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

  • предварительное;
  • основное.

Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

  1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
  2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
  3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

  • представляет доказательную базу;
  • аргументирует свою позицию;
  • отвечает на контраргументы противной стороны;
  • изучает доказательства защиты;
  • предлагает конкретное наказание.

То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

  • квалифицирующий признак не подтвердился;
  • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

Участие гособвинителя-прокурора в стадии судебного разбирательства уголовного процесса является важнейшим элементом достижения правосудия. Сотрудник госоргана в ходе процедуры внимательно отслеживает показания противной стороны, анализирует доказательную базу. Это нужно для своевременного изменения мнения обвинения.

В его полномочия на обеих стадиях уголовного судопроизводства входит следующее:

  • участие в прениях сторон;
  • реплики при необходимости;
  • предъявление суду заключительного обвинительного акта перед уходом в совещательную комнату;
  • требование протокола судебного заседания для изучения;
  • возбуждение ходатайств в трехдневный срок после принятия решения.

Прокуратура при наличии соответствующих обстоятельств может во время заседания аргументировано изменить свою позицию. То есть частично отказаться от обвинения или полностью снять таковое. Позиция гособвинителя играет решающую роль в самом процессе и в судьбе подозреваемого.

Кроме того, участие прокурора в судебном разбирательстве направлено на защиту пострадавшей стороны. В ходе рассмотрения уголовных дел выявляются объекты преступного посягательства. В обязанности прокурора входит одновременно защита:

  • госсобственности;
  • имущественных и личных прав гражданина;
  • общественного устройства.

То есть во время заседания представителями прокуратуры постоянно выполняется функция контроля. Они отслеживают процедурные моменты с тем, чтобы выявить неправильное применение или толкование норм. Те задачи, которые госслужащие преследовали в стадии возбуждения уголовного дела, остаются и на этапе судебного разбирательства.

В мировые суды прокуроры обращаются с представлениями относительно принятых первичных решений. В таком случае исполнение постановления приостанавливается. А суд второй инстанции (тот же мировой) назначает рассмотрение предоставленных материалов с участием гособвинителя.

Представление не подается в суд второй инстанции, если первичное решение:

  • оправдывает человека;
  • не предусматривает кары;
  • назначает наказание без отбывания либо с условным сроком.

Сотрудники прокуратуры могут подать кассацию. Таковое мероприятие проводится, если в деле появились обстоятельства, не разобранные прежде. Кроме того, обвинитель как сторона процесса имеет полное право использовать все нормы УПК для достижения своей цели. А таковая состоит в правосудии. Если кассация подана защитой, то прокуратура в обязательном порядке делает письменное возражение.

Надзор за судебными решениями осуществляется соответствующим судом. Прокуратура плотно с ним взаимодействует. Надзорный суд пересматривает вердикты, в которых выявлено:

  • отсутствие законного решения;
  • нарушение сроков обжалования в совокупности с несогласием одной из сторон с его сутью.

Таким образом, прокурор использует дополнительные возможности для достижения справедливости. Если в ходе разбирательства и судопроизводства обвинением цель не достигнута, то оно может обратиться в надзорный суд. Естественно, таковое требует наличия четкой и полной аргументации позиции.

Важно: обвинителю дано право знакомиться с жалобами по разбираемым делам, поданными всеми участниками процесса.

В компетенцию прокуратуры входит надзор за уголовными делами даже после принятия по ним судебного вердикта. Сотрудник госоргана при наличии соответствующего основания истребует материалы в суде. Они проходят тщательную проверку на соответствие нормам законодательства. Если выявлено нарушение такового, то прокурорский работник направляет надзорное представление в суд.

Надзорные полномочия прокуратуры широки. Работники органа обязаны изучать всю полученную информацию и принимать законные решения. К примеру, в новом деле выявлены сведения относительно преступления, по которому суд уже вынес вердикт. Информация могла бы повлиять на последний в сторону изменения. В такой ситуации прокурор обязан истребовать материалы старого дела и изучить все последствия влияния на процедуру новой информации.

По вновь возникшим обстоятельствам сотрудник госоргана направляет требование о возбуждении уголовного преследования, если того требует ситуация. А предыдущий вердикт подвергается тщательной проверке. При выявлении в нем несоответствия законам, прокурор пишет надзорное предписание и направляет его в суд.

Прокуратуре в уголовной процедуре отведено одно из важнейших мест. Цель госоргана – достижение правосудия. А в более широком смысле – защита государства и общества от преступных посягательств, сохранение конституционного строя в стране. Именно поэтому в 2007 году с прокуратуры сняли обязанность по расследованию дел. Ее ныне выполняет Следственный комитет. Такая реформа позволила сбалансировать права и обязанности участников системы правопорядка.

В кассации суд:

  • по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
  • принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.

Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.

Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:

  1. Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
  2. Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.

На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.

Обвинитель имеет право изучать надзорные жалобы лиц, участвующих в процессе.

Надзорное представление в кассационной инстанции прокурор представляет лично. В судебной коллегии ВС РФ это делает прокурор Генпрокуратуры РФ. Такое представление либо удовлетворяется, либо отклоняется судом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *