Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования предъявляемые при приеме на работу водителем в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
БЫЛО:
9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.
Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.
Новые правила стажировки водителей с 1 января 2021 года
Профессиональный отбор включает в себя:
- подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
- испытание.
Профессиональный отбор водителя состоит из двух частей. На первом этапе, также как и раньше, работодатель проверяет водительское удостоверение и документы об образовании работника.
Что касается второго этапа, то его традиционное название «стажировка» заменили на новый термин «испытание».
9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.
Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.
13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
В данном пункте есть несколько важных нововведений:
1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.
2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.
Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.
Новые правила стажировки водителей с 1 января 2021 года
В отличие от приказа Минтранса №287 в новом документе указано, что водитель должен знать:
-
основы погрузки и разгрузки;
-
опасность перемещения грузов;
-
правила крепления багажа в кузове авто;
-
основы оказания помощи пассажирам при погрузке, в том числе с использованием устройств для инвалидов и так далее.
Также среди новых требований к водителям — знание правил использования тахографа, хотя уметь пользоваться устройством он должен был и ранее. Кроме того, водители грузового транспорта могут работать по иностранному водительскому удостоверению в случаях, прописанных в законе.
Новшеств в требованиях и правилах предъявляемых к работникам-водителям с изданием нового приказа не так уж много, но они есть:
- Водитель грузовика обязан знать правила использования тахографов.
- В случаях, предусмотренных законодательством, для водителей грузовиков допускается использование иностранного водительского удостоверения.
- Водитель легковушки теперь обязан знать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в том числе инвалидам с применением спецустройств, а также способы безопасного осуществления погрузки-разгрузки, размещения и крепления груза в машине.
1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее — работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2018, № 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.
3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее — локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.
4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учётом настоящих Особенностей.
5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц.
Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии — с иным представительным органом работников.
Суммированный учёт рабочего времени вводится работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
6. При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 — 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделён на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
- для остальных водителей — 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Новые требования к водителям организаций и ИП с 2021 года
Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.
Частые ошибки:
- Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
- Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.
Для должности «водитель автобуса» предусмотрены классы (1, 2, 3). Обязан ли работодатель их присваивать и когда?
Ответ. Присваивать ли водителю классность и выплачивать ли соответствующую надбавку – решает работодатель. Ему следует учесть, что при установлении квалификации учитывается количество лет стажа работы сотрудника в конкретной организации. Класс повыше присваивают, если отработано непрерывно:
- не менее 3 лет водителем 3-го класса 2-й класс;
- минимум 2 года водителем 2-го класса 1-й класс.
При переходе на новое место работы классность аннулируется. Но наниматель вправе подтвердить ее, издав соответствующий приказ.
Руководитель отдела управления персоналом Макеева Н. Л.
Труд наемных водителей автобусов используется немалым количеством работодателей. Поэтому так важно владеть информацией об особенностях приема на работу данной категории сотрудников.
В соответствии с частью первой статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.10.(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр
Е.И. ДИТРИХ
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 29 июля 2020 г. N 264
1. Настоящий документ устанавливает Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
2. Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее — работодатели).
3. Профессиональный отбор проводится работодателями с целью привлечения лиц к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств (далее — работники), соответствующих Профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», утверждаемым в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» <1> (далее — Профессиональные и квалификационные требования);
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2017, N 31, ст. 4753.
Профессиональный отбор включает в себя:
подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
испытание.
4. Наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
5. Квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации, документом о квалификации в соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации.
6. Стаж (опыт) работы работника подтверждается трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
7. Работники, принимаемые на работу непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации. <2>
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477.
8. Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
9. Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
10. Испытание водителей проводится под руководством водителя- наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).
11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.
Изменение профессиональных и квалификационных требований к работникам БДД
При поступлении на работу необходимы следующие документы:
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
- Трудовая книжка. Потребуется за исключением случаев, когда человек устраивается на работу впервые или станет водителем по совместительству.
- Страховое свидетельство по обязательному пенсионному страхованию. При первом заключении трудового договора получением страхового свидетельства занимается наниматель.
- Военный билет для военнообязанных или приписное свидетельство к определенному призывному участку (для призывников).
- Документы, подтверждающие образование и квалификацию.
Перед заключением договора работодатель должен направить будущего работника на прохождение медкомиссии в лицензированное медучреждение, в результате которого будет получена медицинская справка по форме №003-В/У. Расходы в этом случае оплачивает работодатель. Для водителя-перевозчика детей понадобится медицинская книжка ЛМК.
Работодатель может попросить соискателя заполнить анкету. Разрешенные пункты:
- Указание персональных данных, сведений об образовании и квалификации, опыте работы водителем.
- Знание иностранных языков, необходимых при работе на международных туристических маршрутах или при перевозках иностранных туристов.
- Данные о семейном положении.
- Желаемая зарплата и дополнительные бонусы, которые хочет получить претендент.
- Справка об отсутствии судимости.
- Наличие водительской карты для тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, если таковой используется. В 2020 году обязательная установка тахографов на автобусы была отменена, но в будущем этими устройствами будут оснащены все транспортные средства, используемые для регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок.
Сведения, которые соискатель на вакансию имеет право не предоставлять:
- национальность;
- вероисповедание;
- информация о родителях;
- материальное положение.
В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства Транспорта России № 287 от 28.09.2015, водитель автобуса, помимо стандартных условий, предъявляемых к перевозчикам категорий В и ВЕ, должен знать:
- особенности законодательства РФ в областях автобусных перевозок пассажиров;
- законодательные акты в отношении обязательного страхования ответственности водителя за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни пассажиров.
Навыки, которыми должен обладать водитель пассажирского автобуса:
- умение проверять исправность ТС перед поездкой и после нее;
- обеспечение безопасной посадки, транспортировки и высадки пассажиров;
- использование в работе тахографов.
Помимо стандартных процедур, работодатель может провести устное или письменное тестирование, в течение которого проверяются знания:
- правил дорожного движения;
- техники безопасности;
- особенностей законодательства в области пассажироперевозок автобусами;
- технической базы транспортного средства.
Работодатель может провести собеседование совместно с квалифицированным психологом, который проверит наличие у соискателя таких важных личностных качеств, как аккуратность, внимательность, наблюдательность, хорошая реакция и способность мгновенно оценивать ситуацию и принимать оптимальные решения, стрессоустойчивость.
Даже если водитель предоставил медицинскую справку, рекомендуется перепроверить состояние его здоровья отправкой на медкомиссию. Если в компании имеются локальные нормативные документы, касающиеся деятельности водителя, будущего работника необходимо ознакомить с ними под роспись.
Да Нет
Оцените статью
( js ) |
Новые требования к работникам при осуществлении перевозок
Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.
- Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
- Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
- Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
- Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
- до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
- дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
- Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
- Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
- для остальных водителей — 5 часов.
Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:
- время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
- время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
- время специальных перерывов для отдыха;
- время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
- время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
- время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
- время простоев не по вине водителя.
Обратите внимание, что время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, по новым нормам рабочим временем не считается.
Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:
- Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
- Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
- Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
- Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
- Водители, занятые на международных перевозках.
- Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:
- автобусы;
- грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.
За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:
- для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
- для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
- для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
- для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.
Такие нормы предусмотрены частью 3 ст. 11.23 КоАП РФ.
Прием на работу водителей транспортных средств имеет свои особенности в виде соблюдения отдельных законодательных процедур из – за того, что транспортное средство является источником повышенной опасности.
1. Статья 70 Трудового кодекса РФ.
предусматривает, что при приеме работников на работу работодатель может применять, а может и не применять процедуру при оформлении трудоустройства в виде испытания (трудовой договор с испытательным сроком или без него). Для водителей транспортных средств испытание (испытательный срок) при приеме на работу после вступления в силу приказа Минтранса РФ от 29 июля 2020 года № 264, согласованного с Минюстом России 23 ноября 2020 года за № 61064, становится обязательным по следующим причинам:
а) чтобы допустить водителя к управлению транспортным средством в качестве испытуемого по приказу № 264 (вписать вторым водителем вместе с водителем – наставником, в путевой лист и выпустить на линию), он должен быть принят на работу;
б) если в результате испытания непосредственно при управлении и обслуживании автомобиля водитель не пройдет испытание, работодатель может оставить кандидата в водители у себя на другой должности или уволить как не прошедшего испытательный срок. Вот для этого и нужен испытательный срок в трудовом договоре, и продолжительность его должна быть чуть больше, чем период испытания при управлении и обслуживании автомобиля.
Если в отношении поступающего на работу гражданина работодателем заранее принято решение о том, что новый водитель подлежит приему, то в этом случае работодатель может и не устанавливать испытательный срок для него. Остается испытание по приказу 264.
дополняет законодательство по трудоустройству, а именно регулирует прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Данная статья предусматривает, что при трудоустройстве водителей транспортных средств производится их профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. А таким органом является тот же самый приказ Минтранса РФ № 264.
Приказ выпущен под заголовком «Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
3.1. Приказ распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Они (работодатели) и должны осуществлять профессиональный отбор водителей.
3.2. Профессиональный отбор водителя производится по имеющимся у него документам перед приемом на работу и испытания для определения навыков управления транспортным средством после приема на работу.
3.3. При приеме водителей на работу у них должны быть следующие документы:
а) водительское удостоверение с указанием открытых категорий и подкатегорий;
б) удостоверение машиниста специального оборудования, установленного на шасси автомобиля;
в) действующая медицинская справка;
г) трудовая книжка; д) другие документы в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ.
Испытание водителя по приказу Минтранса России от 29 июля 2020 года № 264 можно условно обозначить как стажировка по отмененным нормативным документам, действовавшим до 1 января 2021 года.
4.1. Испытание (стажировка) водителя проводится на тех транспортных средствах, на которых водителю предстоит работать у работодателя.
4.2. Поскольку у работодателя скорее всего нет автомобилей с дублирующими педалями, то испытание проводится по схеме: испытуемый водитель за рулем, водитель – наставник – на пассажирском сиденье.
4.3. Испытание проводится по трем направлениям: первое – это управление автомобилем без выезда на дороги общего пользования, второе – это управление автомобилем с выездом на дороги общего пользования и третье направление представляет собой испытание – стажировку при обслуживании оборудования, установленном на автомобилях (например, испытание — стажировка при работе крановой установки).
4.4. Для водителей маршрутных транспортных средств (автобусов, троллейбусов и трамваев) испытание осуществляется сначала при использовании оборудования этих транспортных средств (впуск и выпуск пассажиров) и движении по территории работодателя, затем по маршруту без пассажиров, и уже после этого – по маршруту с пассажирами.
5.1. Испытание водителей проводится под руководством водителя — наставника. Водитель-наставник назначается работодателем из числа водителей, работающих у него на постоянной основе (штатные водители) или водитель – наставник привлекается работодателем со стороны по совместительству или срочному трудовому договору.
5.2. Требования к водителю – наставнику:
а) не иметь за последний год работы дорожно — транспортных происшествий по своей вине;
б) иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом, специальном автомобиле);
в) иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, троллейбусе или трамвае).
Производственный календарь на январь 2021 с изменениями
Обязательные кадровые документы
Производственный календарь на 2021 год
Праздники в 2021 году. Как отдыхаем?
График отпусков на 2021 год
Трудовые отношения между работником и работодателем начинаются с документов, сопровождающих прием на работу. Каким будет оформление документов при приеме на работу в 2021 году, расскажем в нашей статье.
Действующее законодательство требует от работодателей в обязательном порядке проводить медицинский осмотр водителей в 2021 году. При этом порядок действий может сильно отличаться в зависимости от конкретных условий труда, о чем следует помнить как работникам, так и самим работодателям. О том, есть ли новые законы о медосмотре водителей, как проводится медицинский осмотр – предрейсовый и послерейсовый, и иные нюансы должны быть обязательно известны работодателю, ведь нарушение установленных норм может повлечь за собой привлечение к ответственности и уплату весьма значительных штрафов.
Сам по себе предрейсовый медосмотр является упрощенной процедурой, которая может быть проведена одним медработником и служит для предупреждения различных негативных воздействий на организм водителя, способных негативно сказаться на способности управления транспортным средством. Порядок проведения медосмотра является следующим:
Положением установлены особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха выполняющих внутриреспубликанские автоперевозки водителей (исключение – автоперевозки глав государств, глав и членов парламентских, правительственных и иных официальных делегаций, технического персонала этих делегаций, а также воинские автоперевозки).
В частности, согласно Положению, наниматель вправе по согласованию с профсоюзом (при его наличии) устанавливать продолжительность подготовительно-заключительного времени исходя из состава работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, а также времени проведения предрейсового медицинского обследования. Кроме того, с согласия водителя нанимателю разрешено относить время перерывов между частями рабочего дня ко времени ежедневного (междусменного) отдыха в случае, когда водителю установлен режим работы с разделением рабочего дня на части; уменьшать до 12 часов продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха (суммированного отдыха) в отдельные периоды работы для водителей, которым установлены суммированный учет рабочего времени и (или) режим работы с разделением рабочего дня на части (вместе с тем одна из частей ежедневного (междусменного) суммированного отдыха не может быть менее 10 часов, а при выполнении автоперевозок для собственных нужд – менее 9 часов).
- водителю автопогрузчика, необходимо иметь удостоверение на осуществление своей профессиональной деятельности, его основная обязанность – перемещение грузов (продукции) в условиях складских помещений.
- Водителю автобетоносмесителя наличие водительского удостоверения категории «С» является обязательным требованием к кандидатуре. Ключевая обязанность – транспортировка и отгрузка бетонной смеси в пункт назначения.
- обеспечение технически исправного состояния транспортного средства;
- проведение технического осмотра и обслуживания в условиях сервисного центра;
- контроль над погрузо-разгрузочными работами, размещением груза в транспортном средстве;
- обеспечение безопасной транспортировки груза;
- соблюдение правил дорожного движения при перевозке груза;
- ведение учета топлива, маршрута следования;
- оформление документации по приему и сдаче груза.
Предоставлять справку о характере и условиях труда по основному месту работы он не обязан. Выход из этой ситуации — уведомить будущего водителя-совместителя под роспись об ограничениях, установленных статьей Трудового кодекса.
Хотите взять на работу водителя легкового или грузового автомобиля? Какие документы нужны для заключения трудового договора? Нужно ли затребовать у него справку из медицинской организации? Как заполнить его трудовую книжку? Ответим на вопросы.
Для иностранца предназначены два пакета документов, рассчитанных на наличие патента и его отсутствие. Трудовой патент – это разрешение на трудовую деятельность иностранца в организациях России. Требуется для трудоустройства людей, прибывших в страну в безвизовом режиме.
В этом приказе подробно описана процедура проведения различных видов медосмотров, в том числе и предварительного (при приеме на работу) медосмотра и это мы рассмотрим в отдельной статье (см. статью «Медицинские осмотры водителей»). На данный момент нам необходимо знать следующее:
Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.
Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2021 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2021, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:
Патент или разрешение на работу на территории РФ. Для временно пребывающих в России иностранцев и лиц без гражданства. Принять на работу иностранного гражданина без дополнительных документов можно только при наличии у него действующего вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временно пребывающему в России безвизовому иностранцу для трудоустройства понадобится патент, а въехавшему по визе — разрешение на работу.
О том, как принимать на работу иностранцев в 2021, читайте здесь.
Личная медицинская книжка. Оформляется при приеме на работу, связанную с:
- транспортировкой;
- производством, хранением и реализацией питьевой воды, лекарств и продуктов питания;
- бытовым обслуживанием населения;
- воспитанием и обучением детей.
Для получения этого документа работник должен пройти диспансеризацию, сдать ряд анализов, пройти флюорографию, а иногда — еще и курс гигиены (санитарный минимум).
Справка о пройденном медицинском обследовании или психиатрическом освидетельствовании. Требовать, чтобы работник прошел предварительный медосмотр или освидетельствование, можно при приеме на должность с вредными или опасными условиями труда, в ведомственную охрану, на предприятия пищевой промышленности.
В отраслевых документах, регламентирующих деятельность парикмахерских, салонов красоты и косметологических кабинетов, профессиональных спортивных организаций, сферы общественного питания и отдельных видов транспорта тоже есть этот пункт. Без предварительного медосмотра нельзя принимать на работу несовершеннолетних, без психиатрического освидетельствования — персонал на должности, связанные с ношением и применением огнестрельного оружия, подземными или высотными работами, физическими перегрузками, взаимодействием с вредными веществами.
Важно Организовать и оплатить медосмотр должен работодатель, а не работник. |
Справка об отсутствии судимости или уголовного преследования. Закон запрещает судимым или попавшим под уголовное преследование работникам занимать определенные должности — например, работать педагогами в школах, интернатах, спортивных секциях и прочих воспитательных и учебных учреждениях для детей, в прокуратуре и службе судебных приставов, на таможне.
Справка о том, что работник не подвергался административному наказанию за потребление наркотических или психотропных средств. Нужна при устройстве на морские суда и суда внутреннего плавания, в частную охрану, в подразделения транспортной и авиационной безопасности, на работу, непосредственно связанную с движением поездов, и некоторые другие ответственные должности.
Документы о прохождении профессионального отбора. Этот этап проходят все кандидаты на должности, связанные с движением транспортных средств: пилоты авиации, водители автомобильного транспорта, машинисты (ст. 328 ТК РФ).
Кадровик должен знать, какие нужны документы при приеме на работу в каждом конкретном случае (с учетом всех особенностей должности), и заранее предупредить об этом соискателя.
Нельзя требовать не предусмотренные законом документы. Индивидуальный налоговый номер (ИНН), который так любят запрашивать работодатели, справки об отсутствии беременности или наличии ребенка-инвалида и другие документы, о которых нет ни слова в федеральных и отраслевых нормативных актах, не нужны для приема на работу. Отказ в трудоустройстве считается необоснованным, если поводом для него послужило отсутствие у работника необязательных документов.
После того, как работник предоставил все необходимые бумаги, а кадровик ознакомил его с локальной нормативкой, можно переходить к оформлению трудоустройства. Каким документом оформляется прием на работу? Далеко не одним: кадровику придется сразу подготовить как минимум четыре обязательных формы.
При приеме на работу оформляются документы:
- трудовой договор — заключается в первую очередь;
- трудовая книжка — вносится запись о приеме на работу;
- личная карточка — заполняются I-III и IX разделы;
- приказ о трудоустройстве (унифицированная форма №Т-1 или аналог) — издается не позднее трех дней с даты фактического допуска к работе, заверяется руководителем.
В системе обеспечения безопасности движения надежность водителя играет существенную и основную роль — 70 % ДТП происходит по вине водителей автомобилей. Поэтому повышение профессиональной надежности водителей — одно из важнейших направлений деятельности по профилактике и снижению уровня аварийности на автомобильном транспорте.
Надежность водителя рассматривается как его способность действовать в соответствии с определенными требованиями профессии как в обычных, так и в критических ситуациях в течение определенного промежутка времени. В конечном итоге надежность водителя включает:
- профессиональную пригодность, в которую входит состояние здоровья, психологические и личностные качества;
- профессиональную подготовленность (уровень профессиональных знаний и навыков) и опыт вождения;
- высокую работоспособность и степень утомления;
- состояние организма, обусловленное приемом лекарственных и наркотических препаратов, алкоголя.
Юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения[5].
К сведению
Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством)[6]. Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 328 ТК РФ, работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Работник, принимаемый на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, также в соответствии со ст. 23 Федерального закона о БДД, ст. 69, 213 и 328 ТК РФ, обязаны при приеме на работу проходить обязательные медицинские осмотры[7] и психиатрические освидетельствования[8].
Обратите внимание!
Статья 328 ТК РФ с учетом абз. 10 ст. 2 Федерального закона о БДД устанавливает требования ко всем работникам, принимаемым на работу, связанную с управлением служебными, в том числе арендованными, транспортными средствами в служебных целях, а не только тех работников, которые принимаются на работу по профессии «Водитель» или иным профессиям, указанным в Перечне профессий и должностей.
Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения определен Порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[9].
Данный Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — профотбор, транспортные средства), и их профессионального обучения (далее — профобучение), распространяется на юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) (далее — работодатели), осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Работники, которые принимаются на работу к работодателям (далее — водители), осуществляющим перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соответствовать требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом[10], если иное не установлено законодательством РФ, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.
При проведении профотбора водителей рекомендуется использовать МР 2.2.0085-14[11] — содержат сведения по вредным факторам, которые рекомендуется включать в список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, а также различные типы психофизиологических тестов, которые позволят на ранних стадиях собеседования выявить у водителей склонность к психическим расстройствам, которые могут оказать влияние на уровень профессиональных рисков.
При проведении профессионального обучения (стажировки) водителей также можно руководствоваться РД-200-РСФСР-12-0071-86-12[12]. Данный Руководящий документ не обязателен для применения, так как не является нормативно-правовым актом, и может применяться в части не противоречащем законодательству.
Мы рекомендуем
Профессиональный отбор — это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями[13].
Цель профессионального отбора водителей — привлечь к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством РФ.
У работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которых непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, должны быть в наличии права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.
Соответствие работников требованиям к стажу (опыту) работы, установленным квалификационными требованиями, подтверждается трудовой книжкой или иными документами в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Работники должны представить следующие документы: водительские права, трудовую книжку, свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика и др. Если документы соответствуют установленным требованиям, работодатель проводит собеседование с такими работниками.
Цель собеседования — подтвердить соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям квалификационными требованиями.
Собеседование проводится в устной форме.
Результаты собеседования заносятся в листы собеседования (п. 11 Порядка прохождения профотбора), которые должны храниться не менее пяти лет. Порядок хранения листов собеседования устанавливается работодателем.
Пример Листа собеседования для кандидатов в водители,
принимаемых в организацию, осуществляющую деятельность
по перевозке грузов неспециализированными автотранспортными средствами (грузовыми автомобилями)
Согласно документу, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Рабочее время водителя включает:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
- время работы, не связанной с управлением автомобилем.
Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
- а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
- в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
- г) время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
- д) иное время, предусмотренное законодательством РФ, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
- Минтранс утвердил режим труда и отдыха водителей с 1 января 2021 года — 10/12/2020
- Предрейсовый осмотр грузовиков и автобусов с 1 января 2021 — 18/11/2020
- Минтранс вновь меняет режим труда и отдыха водителей — 12/08/2020
- Онлайн-тахографы: последние новости [5.06.2020] — 05/06/2020
- Минтранс утвердил режимы труда и отдыха водителей с 1 января 2020 — 24/12/2019
- Тариф «Платона» с 1 февраля 2021 года — 13/12/2020
- Новые правила медосмотра водителей перенесут на 2022 год — 10/12/2020
- Минтранс утвердил режим труда и отдыха водителей с 1 января 2021 года — 10/12/2020
- Страховщиков обязали оформлять онлайн ОСАГО водителям с иностранными правами — 10/12/2020
- ГИБДД сможет отстранять от обучения в автошколе — 09/12/2020
- Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
- Экзамен на права 2020: 14 важных изменений — 25/12/2019
- Штрафы ГИБДД с 1 января 2021 года — 16/11/2020
- Поправки в экзамен ГИБДД с 1 октября 2020 года перенесли — 23/05/2020
- Новые штрафы ГИБДД с 2021 года: правда или фейк? — 26/10/2020
Чиновники решили, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекающие граждан к выполнению обязанностей, которые непосредственно связаны с движением транспортных средств, должны проверять у них уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления трудовых функций. Квалификация соискателей должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ним законодательством РФ.
Основным документом, который, по мнению чиновников, подтверждает наличие права на управление транспортным средством, является водительское удостоверение с открытыми в нем категориями в соответствии со статьей 25 . Кроме того, работник должен иметь документ о прохождении обязательного периодического медицинского осмотра, в силу статьи 213 Трудового кодекса РФ.
- справка о беременности;
- удостоверение многодетной семьи;
- справка о наличии малолетних детей или близких родственников-инвалидов;
- справка о донорстве;
- свидетельство о работе в зоне радиоактивного заражения;
- государственные награды и т.п.
- это первое официальное трудоустройство гражданина;
- человек устраивается на работу по совместительству;
- трудовая книжка утеряна или повреждена.
- СНИЛС ранее не оформлялся (человек официально нигде не работал);
- карточка утрачена;
- со времени выпуска карточки изменились персональные данные (фамилия).
Далее от уже опытных специалистов потребуйте трудовую книжку. Исключение — если речь идет о совместителе. Новичкам, для которых позиция в вашей компании — первое место их работы, вы должны сами выдать книжку. Об этом мы еще поговорим далее.
Контракт — непосредственное основание для приема на работу. Заявление с просьбой трудоустройства, составляемое соискателем в произвольном виде, в принципе излишне. Но ошибкой не будет. На нем можно делать при необходимости полезные служебные пометки: резолюцию директора, визу непосредственного начальника, «галки» об исполнении. Если заявление составлено, подшейте его в личное дело сотрудника.