Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2021 г дела за взятку». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
-
1 февраля 2021, 18:55
«Это недоразумение всё»: задержание чиновницы челябинского Минздрава со взяткой попало на видео
-
17 декабря 2020, 14:57
Чиновница челябинского Минздрава избежала СИЗО по делу о взятке. Как закупали дорогой препарат для детей
-
15 декабря 2020, 21:44
В кофейне в центре Челябинска задержана за взятку высокопоставленная чиновница Минздрава
-
5 марта 2020, 21:20
Суд обязал Минздрав Челябинской области оплатить дорогой препарат для девочки, рожденной от донора
Депутата от Кировской области начали судить за крупнейшую взятку в России
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:
- взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
- взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
- взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.
Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.
В соответствии с действующим УК России в случаях, когда взятка передается не за один раз и взяткополучатель получил только часть, которая не попадает в категорию крупной, ее тяжесть определяется по всей заранее оговоренной сумме взятки и ответственность наступает в соответствующем размере.
Статья за взятку в размере до 10 тыс. руб. квалифицируемая, как мелкое взяточничество, была дополнена в УК России в 2016 году, в июле. Эта статья УК России за номером 291.2 квалифицирует такое преступное деяние, как взятка в малых размерах и назначает ответственность за действия, аналогичные в ст.291.1, ст.291 и ст.290, но размер взятки не может превышать в денежном выражении 10 тыс. руб.
За взятку в размерах, квалифицируемых как мелкая за любую из ее форм (передача и получение лично, передача и получение через посредника) лицам, совершившим преступное деяние, может быть назначена ответственность:
- лишение свободы на срок не более чем на один год; ограничение свободы на срок не более чем на два года; исправительный труд на срок не более чем на один год; выплата штрафа в сумме не более 200 тыс. руб.;
- за повторную и более дачи или получения взятки: лишение свободы на срок не более чем на три года; ограничение свободы на срок не более чем на четыре года; исправительный труд на срок не более чем на три года; выплата штрафа в сумме не более чем в 1 млн. руб.
Следует делать различия между крупной взяткой, передаваемой частями, когда наказание назначается исходя из общей ее суммы и дачи мелкой взятки два и более раз.
Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.
Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.
Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:
- В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
- В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
- В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
- В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
- В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.
Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.
Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.
Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.
В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.
В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.
Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.
Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.
Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:
За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.
Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:
- Знакомство, часто достаточно близкое, посредника как с тем, кто дает взятку, так и с тем, кто ее получает.
- Не вступление взяткодателя в контакт с взяткополучателем. Причиной может стать недостаточно близкое знакомство между ними, чтобы попытаться решить вопрос получения взятки при личном контакте.
- Во многих ситуациях в подобной схеме посредник также является выгодополучателем. Полученная посредником выгода может выражаться в виде части денег, которую получает чиновник; оказание заранее оговоренной услуги, которую окажет взяткодатель посреднику. Лицо, выступающее посредником, может присвоить часть суммы взятки, не поставив в известность ее давателя и получателя. Это обстоятельство никак не влияет на определение тяжести противоправного деяния посредника. Другим словами, наступление уголовной ответственности неминуемо, вне зависимости от того, что именно получит посредник – деньги, услугу или не получит никакой выгоды.
Уголовная ответственность за посреднические услуги в передаче взятки наступает по ст.291 УК России:
- Взятка не попадает под квалификацию мелкое взяточничество, то есть больше 25 тыс. руб. Если взятка относится к категории мелкой, ответственность не наступает, однако посредник не освобождается от наказания за должностные противоправные деяния (например, подлог, растрата и т.п.).
- Лицо, оказавшее посреднические услуги, совершало противоправное деяние по просьбе или приказу лица, давшего взятку или получившего ее, или по просьбе обеих сторон.
- Когда собраны неопровержимые данные передачи взятки посредником. Если доказательную базу собрать не удалось, уголовная ответственность, регламентируемая ст.291 УК России, не наступает.
- Лицо, пообещавшее передать взятку еще не успело это сделать, но проявило намерения стать посредником. В этом случае инициатива стать посредником может проявляться как лица, пообещавшего сыграть роль посредника, так и любого иного, являющего звеном коррупционной схемы.
В уголовном делопроизводстве существует мнение, что обещание стать посредником в передаче взятки, не содержит состава преступления, которое появляется только после совершения преступного деяния, подтверждающего подобное намерение. Такими деяниями могут стать: встреча, на которой передавались имущественные ценности для вручения их взяткополучателю; аудиозапись разговора, в котором назначалась встреча и указывались материальные ценности, предназначенные к передаче и т.п.
В случаях, когда лицо, согласившееся оказать посреднические услуги, забрало материальные ценности для передачи взяткополучателю, не намереваясь при этом их передать ему, преступления с признаками взяточничества нет, а есть противоправные деяния с признаками мошенничества.
Ответственность за посредничество во взяточничестве:
- Принудительная изоляция до четырех лет; выплата штрафных санкций в виде фиксированной суммы в 700 тыс. руб.; выплата штрафа от 20-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- При оказании посреднических услуг в передаче имущественных ценностей взяточнику с использованием противоправных деяний или должности в госучреждении – принудительная изоляция на 3–7 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы в 1 млн. рублей; выплата 20-ти до 50-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- За участие в преступном образовании, когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 150 тыс. руб. – принудительная изоляция на 5–10 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы 1–2 млн. руб.; выплата от 50-ти до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
- Когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 1-го млн. руб. – принудительная изоляция на 7–12 лет; выплата фиксированной суммы 1,5–3 млн. руб.; выплата штрафа от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
- Когда посредник сам предложил свои услуги взяткополучателю или взяткодателю – принудительная изоляция не более 7-летнего срока; выплата фиксированной суммы не более 3 млн. руб.; выплата штрафа до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
Во всех указанных выше случаях в судебном решении может быть вынесено дополнительное постановление о запрещении назначения осужденного на должность в госучреждении или заниматься определенным видами деятельности на 3–7 лет.
Отдельной статьей УК России перечисленные выше преступные деяния в виде посредничества стали регламентироваться только в 2011г. Ранее этого года такие деяния регламентировались ст.290 и ст.33 (ч.5) УК России.
Возможности избежать ответственности за взяточничество предусмотрены при соблюдении виновным в этом преступном деянии установленных законом условий:
- взяткодатель совершал преступные деяния в виде передачи взяточнику имущественных ценностей под воздействием вымогательства;
- когда после передачи взяточнику материальных ценностей сообщил через иных лиц, в устном или письменном виде об этом преступном деянии в органы правопорядка и им об этом ничего неизвестно.
И в первом, и во втором варианте взяткодатель должен действовать активно и обязательно добровольно, помогая раскрытию противоправного деяния, то есть помимо признания сообщить о месте преступления и где именно находятся его участники и передаваемые материальные ценности и т.п. Если органам правопорядка эти сведения уже известны, уголовная ответственность не снимается.
Освобождение от уголовного преследования не может стать основанием для реабилитации гражданина, принимавшего участие во взяточничестве. Ввиду того что в его действиях присутствует состав преступления, он не может быть признан потерпевшей стороной и потребовать возмещения ущерба, который возник из-за преследования.
Кроме перечисленных выше обстоятельств, существуют и иные, регламентируемые УК России, по которым участник взяточничества может быть освобожден от ответственности: условия, понуждавшие к совершению преступного деяния по крайней необходимости; в случае принуждения к совершению преступного деяния. Например, руководитель понуждает подчиненного совершать преступное деяние, угрожая здоровью или жизни. В таком случае отсутствует преступный умысел и, соответственно, состав преступления.
Отсутствует состав преступления и в случаях, когда обращаются в органы правопорядка до того, как состоялась передача взяточнику имущественных ценностей, причем это может сделать и взяткодатель, и посредник, и взяткополучатель.
Опытный адвокат по взяткам поможет разобраться какая сумма считается взяткой; с перечисленными в статье ситуациями; выбрать правильную линию поведения и защиты, тем самым помогая избежать негативных последствий взяточничества.
Статьи по теме:
Что такое взятка, кому ее дают и особенности рассмотрения дел по ст.290 и ст.291 УК РФ
Правовые последствия обвинения во взятке
Подарок или взятка: когда наступает уголовная ответственность?
В январе 2019 года на портале проектов нормативных актов было размещено уведомление о разработке Минюстом РФ подобного документа. В пресс-службе министерства сообщали, что готовящийся законопроект о том, когда несоблюдение антикоррупционных запретов, ограничений и требований не является правонарушением, обозначит случаи, когда чиновники в силу объективных обстоятельств не могут исполнить эти ограничения. Там подчеркнули, что этот законопроект готовится в соответствии с поручением, прописанным в Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденном указом президента РФ.
На тот момент министр юстиции России Александр Коновалов в ходе правчаса в Совфеде в феврале того же года опроверг слухи о попытке ослабить законодательство о коррупции, подчеркнув, что «никто и никогда не говорил и не собирается говорить о том, что есть какие-то обстоятельства, исключающие или извиняющие коррупцию как таковую, то есть получение взяток, злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, должностные подлоги и так далее». Он заявлял, что речь идет «о технических элементах, в частности моментах, когда невозможно исполнить те или иные требования».
Многие лица при исполнении пренебрегают ст. 291 УК РФ, за что некоторые и отвечают по всей строгости закона.
Но если вы думаете, что наказание за взятку грозит только инспектору ГИБДД, то грубо ошибаетесь. За такое правонарушение ответственность несет и водитель транспортного средства.
А ответственность согласно УК РФ может быть следующей:
Размер взятки | Ответственность инспектора ГИБДД за получение взятки | Ответственность водителя за дачу взятки |
До 25 тыс. руб. | От штрафа до 1 млн. руб. и до лишения свободы сроком до 3 лет | От штрафа до 500 тысяч рублей и до тюремного заключения сроком до 2 лет |
От 25 до 150 тыс. руб. | От штрафа до 1,5 млн. руб. и до тюремного заключения сроком до 6 лет | От штрафа до 1 млн. и до заключения сроком на 5 лет. |
От 150 тыс. руб. | От штрафа до 4 млн. руб. и до тюремного заключения от 7 до 12 лет | От штрафа 1-3 млн. руб. и до лишения свободы от 7 до 12 лет. |
Свыше 1 млн. руб. | От штрафа от 3 млн. руб. и до тюремного заключения от 8 до 15 лет | От штрафа в 2-4 млн. руб. и до лишения свободы сроком от 8 до 15 лет |
Фото 11934
Раскрыты детали обвинения депутата Белоусова во взятке
31806
8560
Фото 21292
Фото Видео 32804
Фото Видео 22270
- 30 Марта 2012, 15:03 173 В Твери водитель «Фольксвагена» обстрелял водителя грузовика за то, что тот не уступил дорогу
- 16 Февраля 2012, 10:02 19 В Тверской области сын убил отца из-за спора, какой ТВ-канал смотреть
- 03 Февраля 2012, 10:02 0 Пенсионный фонд ждет отчеты от работодателей за 2011 год не позднее15 февраля
Координаты |
Реклама |
- Взяткой будут деньги, переданные врачу за незаконную выдачу больничного листа, медицинского заключения о допуске к какому-либо виду деятельности, за лечение, когда оплата производится по полису обязательного медицинского страхования, или в каком-то ином порядке.
Медицинская сестра, которая получает от больных деньги за решение каких-нибудь вопросов, связанных с лечением, по УК ответственности за получение взятки не подлежит, так как не имеет никаких полномочий.
- Взяткой могут быть материальные ценности, переданные преподавателю за выставление зачетов, экзаменов, которые фактически не сдавались.
Однако если аспирант получит деньги за оценку за экзамен от студента, не имея законного, оформленного соответствующими документами права ее выставлять (даже если преподаватель попросил его принимать экзамен), как взяткополучатель он отвечать не будет.
Вымогательство взятки – это:
- требование должностного лица передать ему незаконное вознаграждение под угрозой совершить действия или бездействовать, вследствие чего для передающего лица наступят негативные последствия, например, отзыв лицензии, привлечение к ответственности, не основываясь на законе и т. п.;
- создание таких условий, когда человек вынужден передать вознаграждение, чтобы не допустить нарушения своих прав, например, затягивание решения какого-либо значимого для взяткодателя вопроса.
Для констатации факта вымогательства взятки в данном случае не важно, могло ли должностное лицо реально сделать то, чем угрожало. Достаточно субъективного восприятия взяткодателем этой ситуации как безвыходной, наличия у него оснований опасаться реализации угроз.
Штрафы и ответственность за взятки
Если гражданин считает, что должностное лицо, в полномочиях которого разрешить его проблему, незаконно «ставит палки в колеса», затрудняя решение, и тем самым вымогает взятку, следует:
- Не соглашаться решить проблему при первом требовании или намеке о возможности решения вопроса за мзду. Выслушать и как можно более точно запомнить слова и выражения, высказанные должностным лицом.
- Пробовать записать разговор на любой имеющийся в распоряжении носитель – телефон, диктофон, камера. В ходе беседы попытаться заставить взяточника как можно яснее выразить свои требования – сколько, за что, почему так много, сколько есть времени подумать, как будет происходить передача. Даже если этого не выйдет, для каких-то выводов правоохранителей будет достаточно и разговора намеками.
- Попытаться отложить непосредственную передачу материальных благ под предлогом, например, сбора необходимой суммы денег.
- С записью разговора, имеющимися документами по вопросу, в связи с решением которого имело место обращение к взяткополучателю, пойти в правоохранительные органы, о которых шла речь выше.
- В дальнейшем, если будет принято решение о проведении оперативных мероприятий, необходимо четко следовать инструкциям оперативных сотрудников, чтобы доказать факт вымогательства взятки.
Следует знать, что не является преступлением, когда производилась контролируемая правоохранительными органами дача взятки в ходе оперативно-розыскных мероприятий с целью закрепления факта получения взятки и задержания взяткополучателя с поличным. То есть, человек, давший взятку участвуя в таких мероприятиях, уголовной ответственности не подлежит.
По закону все организации должны разрабатывать и принимать меры для предупреждения коррупционных проявлений (ч. 1 ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции»). Они могут быть различными, в их числе — кодекс этики и служебного поведения работников в организации. За нарушение его положений может последовать дисциплинарная ответственность.
За январь — август 2019 года по данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры в РФ зарегистрировано 2746 фактов получения взяток, 1709 фактов их дачи. При этом эти величины не отражают числа фактов, которые так и остались неизвестными органам правоохраны, вследствие нежелания взяткодателей «связываться» с органами и предпочтения решить вопросы «мирным путем». Это в значительной степени и порождает дальнейшее развитие и процветание коррупции.
Прежде приговоры за взятки выносились чиновникам гораздо строже. Так, главу Мысков Андрея Бельницкого в 2012 г. суд приговорил не только к штрафу 22 млн руб., но и к реальному сроку — 3,5 года в колонии общего режима. Чиновника задержали в собственном кабинете во время получения 440 тыс. руб.
Но, пожалуй, самое строгое наказание в новейшей кузбасской истории коррупционных преступлений получил экс-заместитель главы Крапивинского района Иван Арефьев. За взятку и вымогательство он был посажен на 7 лет в колонию строгого режима и оштрафован почти на 20 млн руб. Чиновник потребовал от директора коммерческого предприятия 330 тыс. руб. за возобновление финансирования по договору подряда.
Впрочем, на взятках мэры-коррупционеры попадаются редко. Чаще всего их судят за превышение полномочий. Один закупил уголь для котельной втридорога в обход аукциона (Анатолий Карома). Второй отписал своей знакомой квартиру, положенную переселенцам (Александр Маер). Третий перечислял за фиктивные работы бюджетные миллионы и делил их с другом-бизнесменом (Михаил Черняк). За такие деяния главы отделывались «условкой» или вовсе скромным штрафом (см. таблицу).
Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций (например, Конвенция против коррупции), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития и др.
В этих документах отмечается, что коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны. Этим обусловлено исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Правосудие по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях должно осуществляться на основе соблюдения принципов независимости судебной власти, состязательности и равноправия сторон, соблюдения прав и свобод человека, в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных дел о взяточничестве (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) и об иных связанных с ним преступлениях, в том числе коррупционных (в частности, предусмотренных статьями 159, 160, 204, 292, 304 УК РФ), и в целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9, 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. При разрешении вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее — должностное лицо), а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, судам следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 УК РФ, учитывая при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Обратить внимание судов на то, что к иностранным должностным лицам и должностным лицам публичной международной организации в статьях 290, 291 и 291.1 УК РФ относятся лица, признаваемые таковыми международными договорами Российской Федерации в области противодействия коррупции.
Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор).
К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.
2. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 290 УК РФ, судам необходимо иметь в виду, что в этой статье установлена ответственность за получение взятки: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения_ совершению указанных действий (бездействию), в) за общее покровительство или попустительство по службе, г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).
Подготовлены новые разъяснения по вопросам применения норм о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях.
Такая актуализация обусловлена многочисленными законодательными изменениями, произошедшими в этой сфере со времени разработки прежних разъяснений от 2000 г.
В частности, за этот период был установлен новый тип взяткополучателя — должностное лицо публичной международной организации.
В связи с этим поясняется, что к таким лицам относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Россия.
Кроме того, это лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Россией.
Подробно разобран перечень действий, совершение которых дает основания говорить о получении взятки.
Подчеркивается, что получение вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с должностным положением отношений не может квалифицироваться как получение взятки.
Также не образует состава получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т. п. за совершение определенных действий (бездействие).
Это действия (бездействие), хотя и связанные с исполнением его профобязанностей, но при этом не относящиеся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.
По закону предмет взяточничества и коммерческого подкупа — не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Приведены примеры таких услуг и прав, которые могут признаваться взяткой или подкупом.
Указывается, что считать моментом окончания подобных преступлений. Рассмотрены случаи, которые следует квалифицировать как покушение, пособничество, провокацию взятки или подкупа.
Разобраны условия, при которых есть основания для освобождения от ответственности.
Отмечены ситуации, когда передачу денег, имущества (оказание услуг, предоставление прав) нельзя рассматривать как преступление. В частности, это случаи, когда имеет место крайняя необходимость или психическое принуждение.
Прежние разъяснения признаются утратившими силу.
Если у вас остались вопросы по статье 291 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
- Объект: общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственного аппарата.
- Объективная сторона: получение или дача взятки (лично либо через посредника) в размере, не превышающем 10 тысяч рублей. Законодательно минимальный порог взятки не определен: в судебной практике встречаются случаи, когда гражданин привлекался к уголовной ответственности за взятку в 1000 и даже 400 рублей. Однако каждый случай индивидуален: если размер вознаграждения совсем небольшой, уголовное дело может быть не открыто вовсе в силу малозначительности деяния (ч.2 ст.14 УК РФ).
- Субъект: при даче взятки это вменяемое физлицо, достигшее возраста 16 лет. При получении взятки субъект – должностное лицо (в том числе иностранное), а также должностное лицо публичной международной организации.
- Субъективная сторона: прямой умысел.
Статья 291.2 УК РФ содержит и часть 2. Уголовная ответственность за мелкое взяточничество усиливается, если ранее лицо было судимо за получение взятки (ст.290 УК РФ), дачу взятки (ст.291 УК РФ), или посредничество во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ).
Гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности за мелкое взяточничество, если он:
- активно помогал следствию в раскрытии и расследовании данного деяния,
- вынужден был дать взятку под давлением со стороны должностного лица,
- или по своей воле сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки.
Наказания за мелкое взяточничество по ч.1 ст.291.2 УК РФ альтернативные:
- до 200 тысяч рублей штрафа (или в размере доходов виновного субъекта за период до 3 месяцев);
- до 1 года исправработ;
- до 2 лет ограничения свободы;
- до 1 года лишения свободы.
Наказание усиливается, если ранее лицо уже совершало преступления коррупционной направленности:
- до 1 млн рублей штрафа (или в размере доходов виновного субъекта за период до 3 месяцев);
- до 3 лет исправработ;
- до 4 лет ограничения свободы;
- помещение в колонию на срок до 3 лет.
По данным Судебного департамента при ВС РФ, в подавляющем большинстве случаев в качестве наказания гражданам назначается штраф (почти 2 тысячи приговоров). Второе по «популярности» наказание – исправительные работы (143 осужденных).
Рассмотрим несколько реальных дел по ст.291.2 УК РФ.
В ноябре 2017 года командир взвода специализированной роты ДПС ГИБДД получил от иностранного гражданина взятку в размере 7 тысяч рублей. За это сотрудник полиции не стал составлять протокол об административном правонарушении.
В Москве за взятку арестованы сотрудники Роспотребнадзора
Современное отечественное уголовное законодательство квалифицирует любое оговорённое деяние либо отказ от совершения действия за вознаграждение как взяточничество. Вознаграждением как объектом взяточничества могут выступать:
- Денежные средства;
- Материальные блага;
- Ценности;
- Услуги.
Субъектами рассматриваемого состава преступления выступают взяткодатель и взяткополучатель. Должностное лицо любых государственных или муниципальных органов может являться получателем взятки. А взяткодателем – любое лицо.
Действие или бездействие, которое совершается за получение определенного вознаграждения, должно выступать как один из элементов служебной компетенции должностного лица. Уголовный кодекс также допускает форму взяточничества, когда взяткодатель обещает попустительство либо служебное покровительство.
3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01
Взяточничеством считается и оказание помощи взяткодателю при разрешении спорных вопросов, хотя решение которых не входит в полномочие чиновника, однако он имеет возможность повлиять на исход ситуации.
Наказание, назначаемое по приговору уголовного суда, во многом зависит от размера взятки. Также важным аспектом считается обстоятельство дачи взятки – было ли это вознаграждение на противоправные действия должностного лица или это являлось своеобразным проявлением «благодарности» за оказание помощи при разрешении вопроса.
Как ранее указывалось, взятка может иметь форму не только наличных денег. Перечисление на счет безналичной суммы денег и иных материальных ценностей также образует состав рассматриваемого преступления.
При квалификации преступления и определении санкции выделяют следующие виды коррупционных выплат:
- Мелкая взятка (размер – до 10 тысяч рублей);
- Взятка в значительном размере (её сумма должна превышать 25 тысяч рублей);
- Взятка в крупном размере (которая должны быть больше 150 тысяч рублей);
- Взятка в особо крупном размере (минимальная сумма составляет 1 миллион рублей).
Важно отметить, что уголовное законодательство не различает минимальную сумму взятки, соответственно, как «коррупционное» деяние квалифицируются предоставление любой суммы денег, оказание услуг вне зависимости от их стоимости, а также передача материальных ценности без различия их оценочной стоимости.
Начиная с лета 2016 года в уголовном законодательстве появился новый юридический термин – мелкое взяточничество. Законодатель определил, что мелкой взяткой будет считаться взятка суммой до 10 тысяч рублей.
Теперь взяткополучатели, которые получали коррупционные выплаты в размере до 10 тысяч рублей, будут нести наказание по отдельной статье, а не по общей уголовно-правовой норме за получение взятки. Мелкое взяточничество считается преступлением небольшой тяжести.
За новый состав преступления уголовный суд может применить следующие виды санкций:
- Штраф размером до 3-месячной зарплаты или реальных доходов лица за указанный период;
- Ограничение свободы до 2-летнего срока;
- Исправительные работы до 12 месяцев;
- Лишение свободы до 12 месяцев.
Отечественный законодатель предусмотрел также вторую часть статьи 291.2 УК РФ. Под регламентацию данной статьи подпадают действия лиц, совершивших раньше другие коррупционные преступления по статьям 290 и 291 УК, и имеющих не снятый или неоконченный срок судимости.
Соответственно санкции за такие деяния ужесточены: размер штрафа увеличен до 1 миллиона рублей, срок лишения свободы и исправительных работ – до 3 лет, а ограничение свободы увеличено до 4 лет.
-
18 января 2020, 07:19
Рваные документы, взятка, оружие: в Ярославле арестовали заместителя мэра. Вся история коротко
-
7 июня 2019, 06:00
Полетят головы: бывший замглавы двух районов, попавшийся на крупных взятках, сдаёт других чиновников
-
24 апреля 2017, 16:22
В Ярославле экс-начальника агентства транспорта обвинили во взятках
07 июня 2021 / / / Какая сумма является взяткой, существует ли законодательный минимум — этот вопрос приобрел особую актуальность в связи с относительно недавним введением самостоятельной уголовной ответственности за мелкое взяточничество. В настоящей статье дан ответ на него, а также рассмотрены виды размеров взяток и их пределы.
Ответственность по ст. 290 и 291 УК РФ (получение и дача взятки соответственно) наступает за прием/дачу взятки на сумму от 10 000 руб.
Все, что ниже этого предела, квалифицируется как мелкое взяточничество по ст. 291.2 УК РФ. О том, что такое взятка, читайте в статье .
Ответ на вопрос, от какой суммы взятка является совершенной в определенном размере, содержится в примечании 1 к ст.
290 УК РФ:
- значительный размер взятки — свыше 25 000 руб.;
- крупный — свыше 150 000 руб.;
- особо крупный — свыше 1 000 000 руб.
Об ответственности, а также более подробно о том, сколько это — взятка в крупном размере, читайте в статье ?. ВАЖНО! На практике нередко возникают сложности при определении размера взятки как квалифицирующего признака в случаях, когда переданная сумма составляет пограничное значение (ровно 25 000, 150 000 или 1 000 000 руб.).
Тем не менее примечание 1 к ст. 290 УК РФ не дает повода для альтернативного толкования: взятка признается значительной, если ее размер/стоимость превышает 25 000 руб.
Иными словами, взятка в размере 25 000 руб.
(150 000, 1 000 000 руб.) значительной (крупной, особо крупной) считаться не может.
Уголовная ответственность за дачу взятки
Сделав кому-то подарок, можно неожиданно получить обвинение по статье Уголовного Кодекса Российской Федерации во взяточничестве.
Подарок на какую сумму в России в году считается взяткой?
Какие виды взяток существуют и какие наказания за них предусматриваются по УК РФ? Читайте в статье. Взяткополучатель при этом должен быть работником государственной или муниципальной структуры, а взяткодатель — гражданским лицом.
За дачу взятки виновное лицо привлекается к административной и уголовной ответственности об мерах наказания читайте в последующих разделах. ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Взятка на границе Памятка об уголовной и административной ответственности за коррупционные правонарушения Статья Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом. Принятие предложения, обещания или получение должностным лицом неправомерной выгоды, а так же просьба предоставить такую выгоду для себя или третьего лица за совершение или несовершение такой должностным лицом в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет неправомерную выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения -.
При этом, стоит оговориться, что ранее мною уже было проведено анализ судебной практики по делам о получении неправомерной выгоды и непосредственной дачи взятки Подробнее об этом можно ознакомиться в публикации: » Дача взятки: границы допустимого и закон «. Итак, в данной статье следует определиться с таким квалифицирующим признаком взятки как ее размер.
Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку – то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.
Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы.
Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим.
Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс.
рублей. Важно Пример 1: Гражданин А.
при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой.
Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка. Пример 2: Гражданин Б., будучи остановленным инспектором ДПС за не пристёгнутый ремень и отсутствие страховки ОСАГО, предложил инспектору за 1000 рублей «не замечать» данные нарушения ПДД и не составлять протокол.
Данное деяние будет отнесено к ч. 3 ст. 291 УК РФ – т.е. дача взятки за заведомо незаконные действия должностного лица.
Пример 3: Гражданин З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать
Бездействие — это неисполнение приставом своих должностных обязанностей.Наиболее частые случаи, когда граждане обращаются с претензиями к его работе: Рассмотрим все указанные варианты куда можно пожаловаться более подробно.Если вы обращаетесь к старшему судебному приставу районного отдела ССП (с соблюдением порядка и условий, указанных выше), то срок рассмотрения по существу заявления составляет Полномочия исполнителя хоть и не безграничны, но достаточно велики.К примеру, у работающего должника на основании исполнительного листа (направленного исполнителем) бухгалтерия обязана удержать из его ежемесячной зарплаты и перечислить вам 25-50% его дохода (в зависимости от количества детей).
Уголовный Кодекс Российской Федерации классифицирует взятки по размеру и по обстоятельствам, при которых она давалась. Так, взятка может быть платой за совершение каких-то противозаконных действий или же проявлением благодарности за исполнение какой-то услуги.
Классификация взяток осуществляется по их сумме на основании статьи 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Так, принято различать следующие виды взяток:
- Взятки в значительном размере;
Такой взяткой считается передача лицу суммы, более двадцати пяти тысяч рублей.
- Взятки в крупном размере;
Такой взяткой считается передача лицу суммы, превышающей сто пятьдесят тысяч рублей.
- Взятка в особо крупном размере;
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Два сотрудника Роспотребнадзора арестованы в Москве по делу о крупной взятке
Трое бывших работников Госинспекции, которым, по данным следствия, передавали взятки, получили разные сроки. 32-летнего инспектора признали виновным по ч. 1, 2 ст. 430 (Получение взятки повторно), ч. 1 ст. 427 (Служебный подлог) и назначили четыре с половиной года лишения свободы. Двух его коллег — в получении взятки и служебном подлоге. Одному дали три года лишения свободы, второго приговорили к «домашней химии». При этом всем запретили на 5 лет занимать юридически значимые должности в органах Государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений.
Двое осужденных на лишение свободы экс-инспекторов обжаловали приговор. Третий обратился к суду устно с просьбой сократить ему срок ограничения свободы, так как он признал свою вину, чистосердечно раскаялся, активно способствовал раскрытию преступления и уплатил доход, полученный преступным путем.
Прокуратура настаивала, что назначенные обвиняемым наказания справедливые, подчеркнув, что в материалах дела не имеется каких-либо объективных данных, свидетельствующих о том, что сотрудники КГБ применяли в отношении обвиняемых «непозволенные методы ведения уголовного процесса».
Судебная коллегия по уголовным делам приняла решение оставить без изменений приговор бизнесмену и двум экс-госинспекторам. Третьему срок сократили до двух с половиной лет ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
- 14 декабря 2020 года На Камчатке главу компании «Тепло Земли» подозревают в получении взятки в 5 миллионов
- 27 ноября 2020 года На Камчатке гендиректор АО «Тепло Земли» попал под статью за взяточничество
- 1 октября 2020 года На Камчатке руководитель фирмы попала под статью за дачу взятки сотруднику МЧС
- 4 июня 2020 года На Камчатке рыбопромышленника заподозрили в даче взятки госинспектору
- 26 декабря 2019 года На Камчатке обнародовали видео, как депутат пытается передать взятку пограничнику
Предметом вопроса о взяточничестве считается получение материального или иного вознаграждения за действие либо бездействие на должностном посту.
Согласно ч. 1 ст. 290 УК РФ, чиновник (полицейский, врач, работник образования, судебный пристав и т.д.) может получать деньги за следующие проявления в своём поведении:
- Применение служебных полномочий в части оказания действия либо бездействия в пользу взяткодателя или его представителей (например, судебный пристав «закрывает глаза» на взыскание имущества должника в счёт уплаты долга).
- Обращение к другим должностным лицам с целью оказания ими действия либо бездействия в пользу взяткодателя или его представителей (например, сотрудник ГИБДД обращается к своему начальству и ускоряет процедуру выдачи номерных знаков для взяткодателя).
- Оказание покровительства на служебном месте (например, начальник заминает административное дело в отношение одного из сотрудников).
- Попустительство по службе.
Заподозрив факт взяточничества или столкнувшись с коррупцией на службе потребуется выяснить, действительно ли речь идёт о даче мзды? Для распознавания мошеннических схем следует руководствоваться следующими признаками взятки:
- Чиновник увиливает от прямого сообщения необходимости дачи денег, а лишь «намекает» на это действие. Как правило, это выражается в односложных предложениях со скрытым, но в целом понятным другому субъекту смыслом;
- Должностное лицо всячески намекает, что разговор о «поощрении» может состояться во внерабочее время;
- Размер побора может и не озвучиваться, но цифры фигурируют в разговоре с чиновником, набираются на телефоне, компьютере или пишутся на бумаге;
- Должностное лицо покидает свое рабочее место, оставляя посетителя одного в кабинете с открытой дверью. В помещении могут находиться места, которые предусмотрены для передачи взятки (открытая папка, портфель, ящик стола, коробка и т.д.);
- Требующий взятку может переадресовать вопрос другому должностному лицу или своему знакомому.
Почему о подкупе не говорят в открытую и не вымогают его прямым подтекстом? Всё дело в уголовной наказуемости подобных деяний, о чем злоумышленники прекрасно осведомлены.
Наказания за дачу и получения взятки распространяются на всех участников коррупционной схемы, включая посредников и подстрекателей. Наиболее частым проявлением взяточничества считаются ситуации на дорогах при участии водителей и сотрудников ДПС.
Уголовная ответственность:
- До 25 тысяч рублей — наложение штрафа, превышающего размер мзды в 15-30 раз; 3 года принудительных работ; тюремное заключение до 2 лет с наложением штрафа, в 10 раз превышающего размер взятки.
- Дача мзды от 25 до 150 тысяч рублей — взыскание суммы до 40 раз больше размера «благодарности»; тюремное заключение на срок до 3 лет + обязательная уплата штрафа, в 15 раз больше суммы мзды.
- Свыше 150 тысяч рублей — снятие с текущей должности на срок в 3 года с наказанием в виде штрафа до 80 раз больше размера взятки; тюремное заключение на срок до 10 лет с обязательной уплатой штрафа 80 размеров данной мзды.
- Дача взятки более 1 млн рублей — снятие взяткодателя с текущей должности на срок не менее 3 лет, а также уплата штрафа суммой 90 размеров переданной взятки; лишение свободы на срок до 12 лет + штраф, превышающий размер мзды в 70 раз.
Таким образом, взяточничество является значимым социальным пороком, который наказывается уголовной ответственностью. Поэтому, столкнувшись с фактом коррупции следует немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы.
В Москве два сотрудника Роспотребнадзора арестованы по делу о взятке
- Наказание за взятку
- Пособничество во взяточничестве
- Покушение на дачу взятки
- Провокация взятки
- Вымогательство взятки
- Дача взятки должностному лицу
- Мелкое взяточничество — статья УК РФ
- Уголовная ответственность за получение взятки
Объект и предмет преступления тождественны объекту и предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290 УК РФ).
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (ст. 290 УК РФ).
Если взятка передается должностному лицу не самим взяткодателем, а посредником, то последний несет ответственность как пособник в даче взятки (ч. 5 ст. 33 и ст. 291 УК РФ). Необходимым условием при этом является осведомленность посредника о передаче им именно взятки. В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 также отмечается, что если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по ст. 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки (пособник).
От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом (либо с согласия должностного лица — его родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.
Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает должностному лицу взятку за совершение им определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Часть 2 ст. 291 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается, и ответственность наступает по ч. 1 ст. 291 УК РФ.
В примечании к ст. 291 УК РФ содержится условие об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в связи с ее вымогательством должностным лицом, а также добровольно сообщившего о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют.
Следует иметь в виду, что освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки.
Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.01.2018 N АПЛ17-535
по окончании расследования уголовного дела по обвинению Пушкарева И.С. по части 6 статьи 290 УК РФ, п. «а» части 2 статьи 204 УК РФ и части 3 статьи 285 УК РФ, Пушкарева А.С. по п. «а» части 2 статьи 204 УК РФ и части 5 статьи 291 УК РФ, Лушникова А.В. по части 5 статьи 33, части 6 статьи 290 УК РФ, части 3 статьи 204 УК РФ, части 2 статьи 201 УК РФ и части 3 статьи 327 УК РФ и утверждения обвинительного заключения, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В.Я. Гринь обратился в Верховный Суд Российской Федерации с ходатайством об изменении территориальной подсудности данного уголовного дела.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 569-О
1. Гражданин Н.Б. Чимчук, осужденный по приговору суда за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 291 УК Российской Федерации, и освобожденный от наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, просит признать не соответствующей статьям 15, 21, 45 и 55 Конституции Российской Федерации статью 4 УПК Российской Федерации ввиду того, что она не предусматривает полномочие судов при рассмотрении ими конкретных уголовных дел признавать неконституционными нормы права с момента вступления в силу содержащего их закона.
Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 5-УДП19-93
приговором Басманного районного суда г. Москвы от 16 апреля 2018 года Гимбатов К.Х. осужден по ч. 5 ст. 291 УК РФ к 8 годам лишения свободы со штрафом в размере пятикратной суммы взятки, то есть в размере 10 000 000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, Круглянский А.И. осужден по ч. 4 ст. 291.1 УК РФ 7 годам лишения свободы со штрафом в размере пятикратной суммы взятки, то есть 8 250 000 рублей с лишением права занимать должности на государственной службе в системе правоохранительных органов Российской Федерации, связанные с осуществлением функции представителя власти сроком на 3 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2019 N 89-АПУ19-6
25 декабря 2018 года по ч. 3 ст. 291 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 3 годам лишения свободы,
осужден по ч. 2 ст. 330 УК РФ (за самоуправство в отношении С.) к 3 годам лишения свободы, по п. «а» ч. 2 ст. 163 УК РФ (за вымогательство у Ю.) к 5 годам лишения свободы, по п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ (за кражу имущества Д.) к 4 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 159 УК РФ (за мошенничество в отношении Я.) к 4 годам лишения свободы, по п. п. «а», «в» ч. 2 ст. 163 УК РФ (за вымогательство у В.) к 5 годам лишения свободы, по ч. 2 ст. 162 УК РФ (за разбойное нападение на К.) к 7 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 159 УК РФ (за мошенничество в отношении ООО «Э.» ИП К.) к 5 годам лишения свободы, по ч. 4 ст. 159 УК РФ (за мошенничество в отношении ООО «П.») к 6 годам лишения свободы, по ч. 5 ст. 33, п. п. «ж», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы с ограничением свободы сроком на 1 год 6 месяцев.
- Указ Президента РФ от 25.01.2021 N 45 «О внесении изменений в перечень типовых должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и соответствующих им специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 2019 г. N 382»
- Указ Президента РФ от 15.08.2019 N 382 (ред. от 25.01.2021) «Об утверждении перечня типовых должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и соответствующих им специальных званий»
- Приказ Минюста России от 31.12.2020 N 341 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2396 «О ежемесячной выплате стимулирующего характера за выполнение особо важных работ (за особые условия труда) медицинским работникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»
- «План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 — 2023 годы»(утв. ФСИН России 30.12.2020)
- Федеральный закон от 30.12.2020 N 543-ФЗ «О внесении изменений в статью 213 Уголовного кодекса Российской Федерации»
- Федеральный закон от 30.12.2020 N 526-ФЗ «О внесении изменения в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации»
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ(ред. от 30.12.2020)
- Постановление Правительства РФ от 04.06.1997 N 669 (ред. от 29.12.2020) «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части»
- Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 N 2306 «Об утверждении такс для исчисления стоимости незаконно заготовленной древесины для целей статьи 191.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»