Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по отраслям на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
ООО «Трио» — строительная фирма на ОСНО. Выручка без НДС за 2019 год по данным строки 2110 ОФР (Отчета о финрезультатах) составила 12 млн. руб. Согласно налоговой отчетности за 2019 год предприятие исчислило к уплате такие налоги:
- НДС – 400000 руб. (в расчет принимается сумма налога к уплате, т.е. разница между начисленным и возмещенным НДС);
- ННП (налог на прибыль) – 750000 руб.;
- НДФЛ – 290000 руб.;
- налог на имущество – 65000 руб.;
- транспортный налог – 32000 руб.
Средняя налоговая нагрузка по строительной отрасли — 11,9%. Рассчитаем НН и сравним со средним значением:
НН = (400000 + 750000 + 290000 + 65000 + 32000) / 12000000 х 100 = 12,81%
12,81>11,9%, т.е. налоговая нагрузка компании за прошлый год выше среднего отраслевого предела, следовательно, риск назначения выездной проверки можно исключить.
Новая налоговая нагрузка от ФНС: таблица
Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.
Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:
- Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/[email protected]
С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.
- Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
- Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
- Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/[email protected]
При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:
- неверно определенный код вида деятельности;
- временные проблемы с реализацией;
- увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
- осуществление инвестиций;
- создание запаса товара;
- наличие экспортных операций.
О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».
Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.
На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.
Определим сумму страховых взносов.
Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:
- 12 — количество месяцев;
- 12 392 — МРОТ на 2021 год;
- 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
- 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.
«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.
Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения
НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.
Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.
База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.
Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.
Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.
К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.
ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.
ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.
Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:
- НДС – 1, 1 млн. руб.;
- налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
- налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
- транспортный налог – 250 тыс. руб.
С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.
Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.
Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.
Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
- для торговых предприятий – менее 1%;
- для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.
Ее вычисляют по такой формуле:
ННп = Нп / (Др + Двн),
где:
ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп – налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.
ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.
- Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):
НН по НДС = ННДС / Нбрф
Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):
НН по НДС = ННДС / Нбобщ.
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.
Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,
где:
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.
Налоговая нагрузка по оквэд 2021
Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.
Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
- для торговых предприятий – менее 1%;
- для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.
Ее вычисляют по такой формуле:
ННп = Нп / (Др + Двн),
где:
ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп – налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.
ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.
- Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):
НН по НДС = ННДС / Нбрф
- Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):
НН по НДС = ННДС / Нбобщ.
Сначала у компании запросят пояснения в письменном виде, почему налоговая нагрузка такая низкая. Если снижение нагрузки произошло по причинам, которые компания может подтвердить, проблем не будет.
Чтобы организовать выездную проверку, одних показателей налоговой нагрузки недостаточно. На допрос в инспекцию вас пригласят только если есть и другие вопросы. Например, по контрагентам — поставщикам или подрядчикам. Также риск проверки высок, когда ФНС подозревает, что компания использует схемы уклонения от налогов. Низкая налоговая нагрузка может быть свидетельством таких схем.
Даже если налоговая уже у вас, наши эксперты помогут пройти проверку. Причем без доплат: помощь при проверках включена в каждый тариф.
Начнем с ответа на главный вопрос: зачем компании знать «среднюю по больнице», то есть по отрасли и по рынку в целом, налоговую нагрузку?
Ответ первого порядка очевиден – чтобы лучше понимать отраслевое окружение и свое место в нем. Однако есть и причина второго порядка – именно на показатель среднеотраслевой налоговой нагрузки смотрят фискальные органы, оценивая компанию как добропорядочного или недобропорядочного плательщика. Отклонение от эталонного показателя может вызвать неприятные для компании последствия.
Налоговая нагрузка — один из ключевых маркеров для ФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. В списке из 12 причин для выездной налоговой проверки низкая налоговая нагрузка в числе первых.
В период пандемии коронавируса на выездные налоговые проверки наложен мораторий. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.05.2020 № 792, мораторий действует до 30 июня. Далее ситуацию сложно прогнозировать, возможно, мораторий будет продлен, но есть немалая вероятность, что его действие скоро закончится. А это значит, что показатель налоговой нагрузки компании будет рассмотрен ИФНС «под микроскопом». В случае его несоответствия среднеотраслевым показателям резко увеличивается вероятность личного и длительного общения с налоговым инспектором.
Легитимность понятию «налоговая нагрузка» придают следующие документы:
- Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/[email protected] «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
- Приложение № 7 к письму ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». В этом документе приведены формулы расчета налоговой нагрузки.
Показатели налоговой нагрузки структурированы по ОКВЭД. Если вид основной деятельности компании не внесен в обнародованный ФНС перечень показателей среднеотраслевой налоговой нагрузки, тогда компании необходимо ориентироваться на общероссийский показатель налоговой нагрузки, равный 11,2 %. В противном случае компании следует задуматься о смене ОКВЭД.
Алгоритм расчета налоговой нагрузки таков: сумма налогов и сборов за календарный год, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным бухотчетности. Полученный показатель умножается на 100%, так как исчисление ведется в процентах (%).
Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель.
Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент, такие как НДФЛ. При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2017 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом.
Рассчитаем на примере налоговую нагрузку. ООО «Ярило» производит электрическое оборудование. Налоговая нагрузка для этой отрасли на основе среднеотраслевых данных 2019 года составила 7,5%. Выручка компании за год равна 100 млн руб. Налог на прибыль – 3,8 млн руб., НДС – 2 млн руб., налог на имущество – 1,5 млн руб., транспортный налог – 0,3 млн руб. Считаем налоговую нагрузку компании: (3,8 млн руб. + 2 млн руб. + 1,5 млн руб. + 0,3 млн руб.): 100 млн руб. х 100%.. Итог: 7,6%. Налоговая нагрузка немного превышает среднеотраслевой показатель. Вывод: налогоплательщик может не волноваться, разница в 0,1% не является значительной. Тем более, что она «в плюс».
Для юридических лиц:
- По налогу на прибыль:
Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход).
- По НДС (вариант 1):
Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).
- По НДС (вариант 2):
Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт).
Для ИП:
- По НДФЛ:
Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ.
- По УСН:
Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН.
- По ЕСХН:
Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН.
- По ОСНО:
Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС.
Как быть, если показатель налоговой нагрузки компании ниже среднеотраслевого? Тогда компанию будут проверять на дополнительные критерии риска. Если таких критериев будет несколько, то проверки не избежать. Если же по остальным критериям вопросов к компании нет, то тогда инспекция запросит пояснение причин низкого показателя налоговой нагрузки. Давать пояснения по этому вопросу не является обязательным для компании, но лучше все же пояснения дать и уложиться в назначенный срок. Если инспекция сочтет представленные причины существенными, компания сможет избежать проверки.
Объективные причины заниженной налоговой нагрузки:
- компании осуществляла инвестиции в модернизацию/расширение деятельности,
- компании вкладывала средства в новый вид деятельности,
- наблюдалось снижение объемов продаж,
- значительное повышение стоимости сырья/комплектующих,
- повышение заработной платы сотрудникам, рост других издержек.
Указанные выше причины необходимо подтвердить документально. Не будет лишним пояснения подкрепить также и отчетами за периоды, когда налоговая нагрузка компании соответствовала среднеотраслевой.
Оценить эффективность своего режима налогообложения, сравнить налоговую нагрузку со средней по рынку поможет электронный сервис СБИС Оценка налоговых рисков. Сервис позволяет оценить риски налоговой проверки и сработать на опережение.
Также рекомендуем обратить внимание и на другие сервисы СБИС, позволяющие облегчить работу, минимизировать риск налоговой проверки и оптимизировать деятельность компании. СБИС Бухгалтерия и учет — универсальный инструмент ведения бухгалтерии. Сервис помогает не только вести бухучет, он поможет с расчетом зарплаты, ведением кадровой документации и многого другого. СБИС Электронный документооборот позволяет существенно ускорить обмен данных как внутри компании, так и с контрагентами. Система увеличивает как скорость, так и качество взаимодействия между партнерами.
Подробнее о том, как правильно рассчитать налоговую нагрузку, вам готовы рассказать наши специалисты.
А если вам требуется помощь в заполнении и подготовки отчетности – наши специалисты вам помогут! Обращайтесь в нашу компанию, и сдача вашей отчётности будет в надежных руках.
\r\n\r\n
Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:
\r\n\r\n
сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%.
\r\n\r\n
Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%.
\r\n\r\n
Как растущая налоговая нагрузка отразится на отечественном бизнесе
Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:
сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%.
Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%.
Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки.
В целом можно отметить, что по сравнению с 2018 годом значения рентабельности уменьшились по многим видам деятельности. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2018 году составляла 9,2%, а в 2019 году — 8,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж снизилась с 10% до 8,3%. А вот в строительстве данный показатель увеличился: в 2018 году он составлял 6,1%, а в 2019 году — 7%.
Изменения, приведшие к увеличению фискальных платежей, вступили в силу с 1 января 2019 года и коснулись следующих платежей:
- НДС. Ранее действующая ставка 18% выросла до 20%, что сразу сказалось на повышении цен (до 1,5%) и размере бюджетных отчислений. Из таблицы видно, что НДС является одной из самых доходных частей бюджета в части его налоговых поступлений (2-е место после страховых взносов). В отношении товаров, облагаемых ранее 10-процентным НДС, изменений не произошло. Ставка для них сохранена на прежнем уровне.
- Налог на прибыль. Общий размер отчислений не претерпел изменений. Организации по-прежнему отдают государству 20% своей прибыли. Но, теперь 17% из них остаются в местном бюджете, а 3% уходят в федеральный. До 2019 г. налог распределялся иначе – 18% и 2 % соответственно.
- НДФЛ. В 2019-м ставка не менялась – 13% удерживается с заработка каждого гражданина вне зависимости от его размера. С 2018-го на рассмотрении Госдумы находится законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Она рассчитывается на основании реальных доходов – чем они больше, тем выше ставка. Тем не менее, повышение отчислений по НДФЛ все же произошло. Связано оно с увеличением МРОТ. Работодатели были вынуждены пересмотреть оклады и привести их в соответствие с новыми ограничениями по минимальному размеру оплаты труда. В итоге повысилась база для начисления НДФЛ и, соответственно, сумма к уплате. Налог на доходы физлиц является третьим крупным источником финансирования госбюджета.
- Акцизы. Более чем на треть увеличился акциз на топливо (на бензин 5 класса и дизтопливо на 50%) , что привело к существенному росту цен на него и затрат на все виды перевозок. Существенный рост (от 10% и более) коснулся алкогольной, табачной продукции, в том числе электронных систем для курения, и автомобилей.
- ЕНВД. Его ставка выросла в связи с повышением коэффициента К1 на 2,5%. Итоговые суммы к уплате изменились незначительно. Это связано с тем, что в расчете применяется еще коэффициент К2, который не подвергся изменениям. Рассчитанная по формуле сумма уменьшается на размер страховых взносов, которые также увеличились с 2019 года. В итоге сумма к уплате по ЕНВД изменилась не существенно.
- Страховые взносы. Суммарная ставка по взносам в ПФР, ФСС и ФОМС в 2019 г. составила 26%. Увеличилась предельная база по ним – до 1 150 000 руб. на обязательное пенсионное страхование и 865 000 руб. на случай временной нетрудоспособности и материнства. Вырос также размер фиксированных взносов ИП за себя до 29 354 руб. в ПФР и 6 884 руб. в ФОМС, что больше на 10% и 20% соответственно по сравнению с 2018-м. Страховые взносы являются самым крупным источником финансирования бюджета после нефтегазовых доходов.
На 2020 год запланировано повышение следующих налогов:
- ЕНВД. Коэффициент К1 увеличится до 2,009. Это самое существенное повышение с 2015 г. С 2021 г. вмененка будет отменена на всей территории РФ. В Москве и области она не используется с 2014-го.
- ПСН. Коэффициент-дефлятор К1 вырастет до 1,592 и приведет к росту стоимости патента на 4,9%.
- Торговый сбор. Тот же К1 увеличится в данном случае до 1,382.
Все три вышеперечисленных сбора в среднем увеличатся на 4,9%.
- Налог на имущество. Недвижимость юридических лиц будет облагаться от кадастровой стоимости, максимально приближенной к рынку. Ранее можно было платить налог с остаточной стоимости, которая была недостоверна. Сейчас точный перечень имущества, попадающего под налогообложение по кадастровой стоимости, утверждается местными властями. С 2020 года вступят в силу единые правила для всех.
- НДФЛ. Ставка останется на прежнем уровне – 13%, но вырастет МРОТ до 12 130 руб. Это приведет к увеличению отчислений с зарплаты, которую придется поднять.
- Страховые взносы. Их рост также обусловлен изменением МРОТ с 1 января 2020 г. и 10%-ным увеличением предельной базы по страховым взносам.
- Взносы ИП за себя. Они вырастут на 10%: до 32 448 руб. в ПФР и до 8 426 руб. в ФОМС.
- Акцизы. Их средний рост составит 10%. Повышение коснется акцизов на топливо, алкогольную и табачную продукцию.
Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС
Что же касается льгот по НДС, то имеющиеся на сегодняшний день также мало эффективны. Конечно, от НДС освобождены операции по добавленной стоимости. Государство старается стимулировать финансовый сектор без использования ограничений или каких-либо условий. А вот для инновационных расходов обязательно нужно проводить много процедур, которые позволят ограничить активность к инновациям. И сегодня баланс между услугами и реальным сектором должен быть обязательно.
Также под сомнение попадает обложение НДС изделий, с которых берутся акцизы. Ведь в этом случае в налоговый оборот входит и стоимость акцизы. А это предполагает двойное обложение налогами и его, несомненно, нужно ликвидировать. Вообще предполагается снизить ставку НДС до 12%, а лучше всего пересмотреть ее замену на налог с продаж.
Если же налог с продаж будет введен, то это даст возможность решить много проблем, с которыми непосредственно связан выпуск продукции отечественного производства на мировые рынки. Также эффективное сотрудничество малого и среднего бизнеса создает некоторые преграды для использования малыми организациями специальных режимов. Именно поэтому крупные организации закупаются друг у друга. А вот если будет введен налог с продаж, то данная проблема будет исключена.
Главным подтверждением является опыт западных стран. Правильным решением будет сначала сократить ставку НДС, а уже потом его полностью заменить на налог с продаж. Это существенно поднимет экономику на новый уровень.
Все вместе это будет большой стимуляцией для экономики государства и выведение на новый уровень, повышение конкурентоспособности за счет снижения налогов и других льгот. Опыт других развитых стран показывает, что в первую очередь необходимо снизить налоговую нагрузку на бизнес во время кризиса. В этом случае государство получит устойчивую базу и простимулирует развитие инноваций.
Единица измерения |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||||||||||||||||||||
отчет |
прогноз |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цена на нефть, долл. за баррель |
53,0 |
70,0 |
63,4 |
42,5 |
43,3 |
44,2 |
45,0 |
45,9 |
|||||||||||||||||||||||
Индекс потребительских цен |
|
|
|
|
|
|
|
|
Понятие налоговой нагрузки можно рассматривать в нескольких направлениях. Для собственников бизнеса под налоговой нагрузкой чаще всего подразумевается соотношение суммы начисленных за отчетный период налогов к сумме прибыли, которое показывает, какую часть доходов предприятие отдает государству. Для целей планирования результатов деятельности компании налоговая нагрузка равна сумме произведений ставки установленных законом налогов на величину налогооблагаемой базы для каждого из налогов. Государство же в лице налоговой инспекции считает налоговую нагрузку как показатель, на основе которого можно сделать вывод о том, применяет ли компания те или иные схемы уклонения от уплаты налогов и нужно ли включать эту компанию в план выездных проверок. Рассмотрим налоговую нагрузку именно с точки зрения механизма контроля над бизнесом компании со стороны налоговой инспекции. Еще в 2007 г. была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок[1], которая определила величину налоговой нагрузки компании в качестве общедоступного критерия самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В соответствии с данной Концепцией одно из оснований для назначения выездной проверки — «налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). В 2012 году Приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/[email protected] было установлено, что приложение 3 Концепции, содержащее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Например, показатели за 2019 г. приведены в табл. 1. Таблица 1 Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 г.*
|