Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто должен платить одн при переходе на прямые договоры 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.
По решению общего собрания собственники заключают договор с РСО. Но управляющая организация все равно обязана заключить с РСО договора на поставку коммунального ресурса на ОДН !
Начисление одн при прямых договорах с рсо 2021
Плюс для управляющей компании – уменьшение круга обязанностей.
Для представления каждой коммунальной услуги требовалось задействовать несколько механизмов:
- расчет стоимости обслуживания;
- распределение суммы по списку жильцов;
- выставление счетов;
- контроль за своевременной оплатой;
- заключение договором с поставщиком услуг.
Мероприятия по установке счетчиков, их поверке и составлению актов о неисправности учетных приборов – все это также с переходом на прямые взаимоотношения находится в зоне ответственности РСК.
В этой ситуации управленческое предприятие может направлять все силы на выполнение обязанностей по качественному обслуживанию МКД.
Минусы прямых контрактов с РСО:
- Получив соглашение о таком формате работы с потребителем услуг, ресурсоснабжающая компания получает в нагрузку и старые долги жителей МКД.
- Платежи теперь поступают непосредственно на расчетный счет РСО.
- Расходы по взысканию задолженностей лежат отныне на них же.
Работа с должниками кропотлива и трудоемка:
- ведение учета плательщиков и неплательщиков;
- своевременное написание уведомлений о взыскании, их рассылка;
- контроль за адресами, где надо частично прекратить подачу ресурсов, по причине возникновения долга.
Сообщество совладельцев многоквартирного дома имеют право на заключение прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при условии достижения кворума на ОСС.
Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.
Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определенные проблемы. За счет нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.
7. Прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников. Ресурсоснабжающая организация может перенести данный срок (указанный в решении собрания), но не более, чем на 3 месяца. О переносе срока ресурсоснабжающая организация должна уведомить лицо (по инициативе которого было созвано общее собрание) не позднее 5 рабочих дней с момента получения копий решения и протокола общего собрания собственников.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ГРАЖДАН: в соответствии с действующим законодательством (ФЗ от 03.04.2021 №59 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»), заключение договора с потребителем в отношении квартиры в письменной форме не требуется. До утверждения Правительством Российской Федерации типовых договоров, условия договоров, заключенных между собственниками помещений в многоквартирном доме и РСО, определяются в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Действительно, согласно правилам расчета размера платы за коммунальные услуги ( Постановление Правительства РФ № 354 ) при наличии общедомового прибора учета и индивидуальных счетчиков, объем электроснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, определяется как разница между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальным потреблением в квартирах.
Если перевести на нормальный язык, то согласно постановлению собственники должны иметь договоры с ТСЖ, УК . А ТСЖ, УК заключенные договора с ресурсоснабжающией организацией. Это значит, что собственники платят все в ТСЖ, УК, а они уже перечисляют их ресурсоснабжающей организации. Как говориться, что соберут, то и отдадут. Естественно долги будут висеть на УК, ТСЖ. И разница потребленной энергии собственниками и общедомовыми приборами учета будет висеть на УК, ТСЖ.
Продолжаем тему штрафа, который должна заплатить собственникам и нанимателям помещений в МКД управляющая организация, если после заключения прямых договоров продолжает выставлять квитанции за КУ. Можно ли провести проверку по этому вопросу и что делать, если УО не выполняет данную обязанность?
4 мая Минстрой РФ выпустил письмо № 20213-АЧ/04, в котором объяснил, нужно ли вносить изменения в ДУ при переходе на прямые договоры, в каких случаях РСО не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения. Больше интересных фактов в сегодняшней статье.
Для того, чтобы РСО заключить договор поставки коммунальных услуг с УК необходимо, прежде всего, расторгнуть существующие договоры с конечными потребителями ресурса – владельцами жилых и нежилых помещений в МКД.
Федеральный закон от 29 июня 2021 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» признает договоры, заключенные между ресурсоснабжающей организацией (РСО) и конечными потребителями коммунальных услуг, заключенные до вступления закона в силу. Обязательства по этим договорам сохраняются до истечения срока их действия, или пока одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть договор.
РСО могут фактически начать выполнять функцию паспортного стола: устанавливать количество проживающих в квартире, если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими приборами учета воды, электричества и газа. Раньше этим занималась управляющая компания, напомнила исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Жители при этом должны информировать РСО об увеличении или уменьшении числа проживающих не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений.
Однако, уже сейчас можно пользоваться возможностями, предоставленными ЖК РФ. Еще с 10 августа года действует новая редакция ЖК РФ. Согласно п. Рассказывали о вороватых управляющих организациях, о неправильно рассчитанных нормативах потребления коммунальных услуг и о прочих проблемах, виновником которых оказался сам Минстрой. Но рассказчики забыли напомнить, что раньше такой порядок существовал в п. До Для этого необходимо было принять решение на общем собрании. Данные изменения были внесены Постановлением Правительства РФ от После внесения изменений получилось так, что с Что мы с вами имеем после Внесены правки в Федеральный закон от В частности в п.
Новая редакция Жилищного кодекса РФ вступает в силу 1 июля 2021 года. Законодатели изменили порядок взимания платы за коммунальные услуги, а также определили особенности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие компании не хотели, а часто и не могли, оплачивать неучтенные по счетчикам жильцов или по нормативам услуги. Так, представители Министерства ЖКХ Ставропольского края одними из первых рассчитали и официально утвердили нормативы на потребление ОДН.
Электричество по ОДН = (Значения, зафиксированные на электросчетчике – Совокупное количество электроэнергии, потребленной в нежилых квадратных метрах, которые не относятся к общедомовому имуществу – Совокупное количество ресурса во всех жилых квартирах, где монтированы счетчики – Объем использованной электроэнергии и квартирах, где нет счетчиков) × Площадь квартиры × Площадь всех квартир в многоэтажном доме.
В случае наличия или отсутствия счетчиков тепловой энергии в квартирах с индивидуальной системой отопления оплата за общедомовые нужды (ОДН) рассчитывается в соответствии с пунктами 44 и 48 настоящих Правил.
Выше уже говорилось, что в соответствии с ЖК РФ, собственник недвижимости обязан оплачивать ОДН, ровно, как и другие коммунальные услуги. Отказ от выплат приведет к накоплению долга. В дальнейшем возможно наложение штрафов и начисление пени. Если собственник не оплатит свои долги, дело вполне может быть передано в суд.
- Назначения весомых сумм штрафа.
- Необходимости оплаты судебных издержек, помимо основной суммы долга и накопившейся пени.
- Ареста банковских счетов в счет погашения задолженности.
- Ареста имущества и его продажа через аукционы.
- В редких случаях, собственника могут привлечь к исправительным работам.
- Рост тарифов на ОДН будет строго регламентирован;
- Теперь не предусмотрена отдельная строка для нужд дома в счет-квитанциях;
- Сумма затрат на общедомовые нужды будет отражаться в общем счете;
- В итоге коммунальные услуги вырастут в среднем на 3%;
- При расчете ОДН для каждой квартиры будет иметь значение ее площадь;
- Граждане должны вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги, в том числе ОДН;
- Реформа приведет к более понятной схеме расчетов коммунальных платежей.
Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено. Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву.
Ежегодно Правительство страны рекомендует региональным властям повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг минимум на процент, свойственный инфляции. Кроме того, субъекты наделены правом вносить коррективы в действующие значения. Стандартно в столице страны устанавливаются повышенные нормативы. Причина состоит в том, что каждый год повышается стоимость работ ресурсоснабжающих компаний.
Таким образом, исходя из порядка определения объемов коммунальных услуг, установленных Правилами № 354, при определении объемов коммунальных ресурсов по формуле, приведенной в пп. «а» п.21.1 Правил № 124, ресурсоснабжающая организация обязана при расчете показателя ѴПОТР учитывать тот объем коммунальных услуг, который считается потребленным потребителями в каждом расчетном периоде в соответствии с порядком его определения, установленным Правилами № 354, а следовательно с учетом перерасчетов объемов коммунальных услуг, проведенных ресурсоснабжающей организацией как исполнителем коммунальных услуг, за соответствующий расчетный период, в том числе в случаях, когда такой расчетный период признается прошедшим относительно расчетного периода, в котором проводится перерасчет.
По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.
Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2020 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2020 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.
Как начисляется плата за тепло на общедомовые нужды жилого дома
У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.
Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.
3) при изменении способа управления домом по решению общего собрания собственников помещений можно сохранить прямые договоры, заключенные до изменения способа управления. (прямо установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Данное правило было и раньше, оно получило закрепление еще в части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ. Фактически законодатель просто повторил норму, которая уже действовала, причем прежнюю норму не отменил.
Коммунальная услуга – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании… В п.36 Правил № 354 указано, что коммунальные услуги включают в себя услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления… К коммунальной услуге относится также и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.
2) при изменении договора ресурсоснабжения, заключенного РСО с УК, в связи с односторонним отказом РСО от договора в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги (реализация РСО права, предусмотренного п. 30 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).
Минстрой РФ отмечает, что управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приёма жалоб от потребителей на нарушение качества КУ. Кроме того она должна отвечать за качество предоставляемых КУ внутри многоквартирного дома. РСО же отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.
Если так происходит, управляющая организация обязана уплатить собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений штраф. Штраф большой – сумма, подлежащая уплате, умноженная на два. Штраф платить не нужно, если нарушение было устранено до внесения платы за коммунальные услуги на основании указанных платёжных документов.
16 ответов на вопросы о прямых договорах потребителей с РСО
Как было отмечено выше, существует два варианта оплаты ОДН. По нормативу и по факту. Второй вариант имеет смысл, только если разница между формулой (3) (2) положительная. Это говорит о том, что инженерные системы МКД находятся в идеальном состоянии, а хищение коммунального ресурса отсутствует. В этом случае необходимо провести собрание собственников и составить протокол о расчёте ОДН по факту.
Но на практике – это большая редкость. Как правило хищение имеет место, а инженерные системы далеко не в идеальном состоянии. Поэтому, рассмотрим основные мероприятия по снижению трат на ОДН:
- Привести сети ХВС и ГВС в надлежащее состояние. Устранить утечки.
- Провести поквартирный обход и выявить хищения коммунального ресурса. Это могут быть незаконные врезки в сети холодного и горячего водоснабжения, подключения к этажным щиткам электроснабжения.
- Провести сверку показаний ИПУ в жилых помещениях, составить акт, направить письмо о перерасчёте в РСО и расчётный центр. Зачастую небаланс бывает связан с тем, что жильцы занижают показания ИПУ.
- Установить антимагнитные стикеры на счётчики ХГВС и электроэнергии, составить акт об установке. Зачастую жильцы искажают показания приборов учёта, путём установки магнитов на счётчики.
- Провести учёт фактического числа проживающих в жилых помещениях, где ИПУ отсутствуют, составить акт, направить письма о перерасчёте в РСО и расчётный центр. Очень часто фактическое число проживающих в квартире и число проживающих по факту не совпадают и они потребляют больше ресурса, чем согласно норматива.
- Опломбировать врезку с фильтра ХГВС. Воровать воду могут даже через врезки для фильтров, установленные до ИПУ.
В заключении хочется отметить, что законодательство в вопросе ОДН проработано таким образом, чтобы провести максимум мероприятий по энергосбережению. Когда управляющая компания и собственники относятся к данному вопросу «по-хозяйски», результат не заставляет себя ждать.
Сегодня обязанность по уплате ОДН возложена на всех собственников квартир вне зависимости от его материального положения. Факт отсутствия жильца в помещении длительное время не влияет на требование своевременно погашать задолженность. Подобная особенность связана с тем, что даже при отсутствии жильца уборка нежилых помещений проводится с той же периодичностью, подъезды и придомовая территория освещается, газоны и зеленые насаждения поливаются.
При планировании поездок за границу, в другой город, при прохождении учебы или санаторного лечения следует позаботиться о своевременном погашении задолженности по квитанции. Подобные действия можно поручить доверенному лицу или использовать способы удаленной оплаты.
Нормативные параметры по общедомовым нуждам для населения представляют собой открытие сведения. Это говорит о том, что каждый жилец МКД может ознакомиться с их значениями в рамках официального ресурса своей управляющей организации. В то же время граждане, проживающие в своих домах, обязуются вносить плату за счета по коммунальным услугам в порядке, который предусмотрен российским законодательством с внесенными в него изменениями (ФЗ №258 «О внесении изменений в ст. 154, 156 ЖК РФ» от 29.07.2017 г. в новой редакции).
Эта же законодательная норма (ФЗ №258) подразумевает, что с 2017 г. для расчетных действий применяются показания счетчиков, а не нормативные значения. Согласно этому ФЗ, жильцы будут платить за индивидуальное потребление, а вдобавок к этому – за общедомовые траты. Их сумма прямо пропорционально зависит от размера квартиры: чем она больше, тем большую сумму изымают за общедомовые расходы. В 2021 году ОДН отдельной строкой не выделяются, тем не менее, плату за них никто не отменял.
К сведению
Публикации в открытом доступе обычно подлежат и нормы потребления ресурсов на общедомовые нужды. Поэтому каждый гражданин сохраняет за собой право проверки правильности начисленной оплаты, что обеспечивает прозрачность расчетных мероприятий. В 2021 г. Правительство утвердило факт повышения тарифных исчислений по жилищно-коммунальному сектору. Но если учесть рост кризиса, возрастание цен будет происходить умеренно. Есть предположение, что с 1 июля этого года осуществиться увеличение на 2,5-7,5% в зависимости от конкретного региона.
Чтобы рассчитать оплату за услуги коммунального характера, в многоквартирных домах устанавливаются приборы учета. По своему назначению они разделяются на индивидуальные и общие.
Индивидуальные приборы учета устанавливаются в каждой квартире. Такое оборудование устанавливается при условии, если для этого имеется техническая возможность. То есть внутреннее устройство квартиры должно позволять подключить приборы. Для этого собственник должен обратиться в управляющую компанию. УК не вправе отказать. Перед установкой проводится оценка ее возможности. Расходы в данном случае несет инициатор. Исключением здесь является опломбирование приборов. Оно осуществляется на безвозмездной основе.
Для установки приборов заключается договор. К нему должна быть указана стоимость, а также порядок и периодичность поверки.
Обслуживанием занимается управляющая компания. Самостоятельное вмешательство в работу прибора со стороны пользователя не допускается. Нарушение пломб повлечет за собой применение мер воздействия. Стоимость сделки такого характера определяется по согласованию между сторонами, а расчет осуществляется равными долями в течение пяти лет с момента подписания договора. В то же время пользователь имеет право выплатить всю стоимость сразу или за меньший срок.
Внимание
Согласно нормам и нюансам правительственного постановления №354, расходные направления по общедомовым нуждам должны быть уплачены собственниками квартир.
Оплата осуществляется в добавок к индивидуально потребленным коммунальным услугам и выступает в качестве отдельной категории издержек в сфере ЖКУ. Поэтому на порядок оплатных мероприятий это не оказывает никакого влияния, и не зависит от того, имеются ли установленные приборы индивидуального учета в той или иной квартире. Собственники нежилого имущества вносят плату по ОДН по идентичному принципу.
Должны Ли Собственники Оплачивать Одн При Прямых Договорах
ПП РФ №491 от 13.08.2006 утверждён состав общего имущества многоэтажек:
- подъезды, подвалы;
- кладовки, шахты лифтов, коридоры, колясочные;
- чердаки, мусороприёмные камеры, технические этажи, бойлерные;
- встроенные гаражи и иные нежилые помещения.
В него включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры и коллективных ОДПУ.
Сюда включены лестничные площадки, сами лестницы, а также тамбурные, площади вестибюлей и холлов, колясочные, помещения, используемые охраной (консьержем), которые не могут принадлежать конкретному жильцу (в соответствии с данными, упомянутыми в домовом паспорте).
Первый подход – «мы не платим за то, что не можем выставить жильцам». То есть УО выставляет жильцам плату строго по закону и рассчитывается с РСО исключительно в объеме поступивших средств. Долги УО из-за ОДН растут как снежный ком, появляются претензии поставщиков, суды. Исход – ликвидация организации, списание долгов и «новая жизнь» с тем же названием, но с приставкой «плюс». В данном случае явно ущемляются права РСО.
Следует отметить, что здесь мнения расходятся – поставщики ресурсов обоснованно считают, что в данной ситуации они являются исполнителем услуг и имеют право предоставлять коммунальные услуги в полном объеме (в том числе и на общедомовые нужды), а контролирующие органы упорно настаивают на том, что в подобной ситуации именно УО обязано предоставлять услуги на общедомовые нужды (правда при этом скромно умалчивают, как такая организация в отсутствие договора может распоряжаться не принадлежащим ей ресурсом, а тем более взымать за него плату с жильцов).
Еще одним важным предложением является исключение из ЖК РФ ч. 9.2 ст. 156 –при расчете расходов на общедомовые коммунальные услуги предлагается полностью отказаться от расчетов на основании показаний общедомовых приборов учета и вернуться к нормативам потребления соответствующих видов ресурсов. При этом может сложиться комичная ситуация – во многих МКД были установлены общедомовые приборы учета в целях учета потребления общедомовых коммунальных услуг, но использоваться они не будут, так как нормативы все же оказались точнее.
В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.
Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчета за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.
Для того чтобы провести заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями необходимо сначала получить их одобрение. Если РСО согласилось, то назначается собрание собственников многоквартирного дома.
Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.
Есть еще одна новелла: если требуется демонтировать счетчик, нужно известить об этом ресурсоснабжающую организацию не менее чем за два рабочих дня. При этом демонтаж и установку нового прибора необходимо проводить в присутствии РСО.
Закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями обсуждался несколько лет, и в 2021 году его подписал президент. Документ призван убрать посредника в виде управляющей компании, чтобы снизить задолженность перед поставщиками ресурсов. В рамках прежней схемы до РСО от управляющих компаний не дошла весомая сумма на этот момент, по данным Минстроя России, она составляет 250 млрд рублей.
В некоторых населенных пунктах деятельность РСО находится под полным контролем администрации. Закон о прямых договорах с РСО не запрещает частным лицам поставлять услуги собственникам помещений. Договор собственников жилья с РСО содержит в себе сведения о правах и обязанностях сторон.
Сейчас УК выступают в роли посредников и отвечают за своевременное погашение задолженности. Они обязаны перечислять полученные от жильцов деньги за поставленные услуги на расчетные счета РСО.
При этом они не отчитываются за каждого отдельного потребителя. УК несет ответственность за общее количество ресурсов, которое было израсходовано собственниками квартир.
В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2021 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?
- собственники принимают соответствующее решение на общем собрании собственников жилых объектов в многоквартирном доме;
- РСО по собственной инициативе прекращает договорные отношения с УК (при наличии подтвержденной задолженности за два месяца) и заключает автоматически со всеми жильцами договор об оплате ресурсов напрямую.
Оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме в 2021 году
— предоставление подлинников решения и протокола общего собрания собственников в управляющую организацию либо правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2. В повестку дня общего собрания должны быть включены вопросы: о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора горячего водоснабжения и отопления с ресурсоснабжающей организацией; об определении даты заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками и ресурсоснабжающей организацией.
ИПУ — индивидуальный прибор учета;
ОДПУ — общедомовой (коллективный) прибор учета, установленный на многоквартирном доме;
Жилое помещение в многоквартирном доме — квартира;
Нежилое помещение в многоквартирном доме — это различные магазины, офисы, машино-места, подземные гаражи и автостоянки и так далее, расположенные в многоквартирном доме;
Правила — Правила расчета размера платы за коммунальные услуги , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354.
Методики и примеры расчета, представленные ниже, дают пояснение о расчете размера платы за отопление для жилых помещений (квартир), расположенных в многоквартирных домах, имеющих централизованные системы для подачи тепловой энергии.
Расчет №1 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, ОДПУ на многоквартирном доме отсутствует, расчет размера платы осуществляется в течение отопительного периода. Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №2 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, ОДПУ на многоквартирном доме отсутствует, расчет размера платы осуществляется в течение календарного года (12 месяцев). Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №3 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета во всех жилых/нежилых помещениях отсутствуют. Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №4 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены хотя бы в одном жилом/нежилом помещении, но не во всех помещениях многоквартирного дома. Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №5 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены всех жилых/нежилых помещениях многоквартирного дома. Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Жителям многоквартирных домов интересно знать, что входит в общедомовые нужды (ОДН), которые они регулярно оплачивают на основании квитанций по ЖКУ. Когда-то эта сумма прописывалась в платежном документе отдельной строкой, но лишь раздражала собственников непонятным принципом формирования и астрономическим размером. С 2017 года эта графа исчезла из квитанций, но сами расходы и необходимость их возмещать не упразднены.
Размер платы за каждый вид коммунальных услуг на общедомовые нужды определяется согласно установленному порядку расчета. К платным коммунальным услугам относится:
- горячее и холодное водоснабжение;
- отопление;
- газоснабжение;
- электроснабжение.
Кроме того, производится и начисление ОДН за водоотведение.
Если МКД оснащен общедомовым счетчиком, то плата за услугу рассчитывается на основании показаний прибора. В случае, когда подобные устройства в доме отсутствуют, расчет производится исходя из нормативов потребления, установленных органами власти субъектов РФ.
Отличия в методике расчета и стоимости общедомовых нужд обусловлены тем, оснащен ли МКД коллективным прибором учета коммунальной услуги или жилые/нежилые помещения здания оборудованы индивидуальными или общими счетчиками.
Детально о том, как оплачивать общедомовые нужды если имеются общедомовые приборы учета, объясняется в приложении к Постановлению Правительства РФ №331 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» .
Согласно новым правилам, при наличии счетчиков и по их показаниям жильцы смогут платить даже меньше установленных нормативов. Разъяснения по этому поводу дал Минстрой.
Как упоминалось выше, до внесения изменений в действующее законодательство жильцы многоквартирных домов получали квитанции за оплату коммунальных услуг с графой «ОДН». С прошлого года этой графы больше нет в платежных документах.
Обслуживание общедомового имущества и плата за ОДН в составе жилищных услуг включаются в расчеты за электричество, газ, водоотведение, канализацию и прочие использованные ресурсы. К примеру, в новой платежке в графе «Электричество» теперь содержатся данные не только об объеме энергии, потребленной отдельной квартирой, но и о расходах на освещение в лифте и подъезде.
Подобный порядок оплаты и включение услуг ОДН в квитанции ЖКХ за квартиру должен исключить возможность для УК вносить в платежные документы несанкционированные и ничем не мотивированные суммы. Жильцы теперь должны будут оплачивать установленный нормативом ресурс.
Новый порядок оплаты не применяется для МКД с непосредственным управлением, а также в домах, в которых не выбран способ управления.
В этом случае для арендаторов и собственников помещений порядок начисления общедомовых услуг остается неизменным, а оплата по-прежнему будет перечисляться поставщикам ресурсов.
Хотя строка «ОДН» исчезла из платежек за коммуналку и теперь относится к жилищным услугам, это не повлияло ни на размеры сумм, ни на необходимость их оплачивать. Если возникают сомнения в том, что размер суммы, внесенной в квитанцию, соответствует действительности, нужно проверить законность начисления ОДН.
Снижение размера платы за общедомовые нужды – забота управляющей компании. Тем не менее жители могут предпринять меры, чтобы минимизировать расходы:
- установить приборы учета на все потребляемые ресурсы;
- регулярно проверять их исправность;
- проводить сверку общедомовых и индивидуальных счетчиков;
- снимать и передавать их показания ежемесячно в один и тот же день;
- требовать оперативного устранения неисправностей в инженерных и иных сетях.
Оплата ОДН при наличии общедомового счетчика в доме в любом случае ниже, чем в МКД без него, ведь при расчетах не применяется «штрафной» коэффициент.
- В Хакасии нашли деньги на новый водопровод в поселке Изыхские Копи
- В Саяногорске управляющую компанию заставили отремонтировать подъезд
- Департамент жилищного надзора Минстроя Хакасии подвел итоги работы
- Жителям села в Хакасии вернут деньги за холодные батареи
- В Белом Яре не исключен режим ЧС