Фз отходы производства и потребления 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фз отходы производства и потребления 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 196-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 128-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 21.10.2013 N 278-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014), от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 29.12.2015 N 392-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 28.12.2016 N 486-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 483-ФЗ, от 26.07.2019 N 225-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ, от 07.04.2020 N 117-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
22 мая 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
10 июня 1998 года

Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 16.12.2019 N 431-ФЗ)

Абзац третий — Исключен. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

3. Отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 272-ФЗ)

ФЗ-89 об отходах в актуальной редакции 2020 г.

1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

2. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

3. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.

2. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их утилизации осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))

3. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об отходах производства и потребления

(с изменениями на 7 апреля 2020 года)
(редакция, действующая с 14 июня 2020 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 169-ФЗ (Российская газета N 1, 04.01.2001);
Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ (Российская газета, N 5, 15.01.2003);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);
Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Российская газета, N 100, 13.05.2005);
Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2005) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ);
Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ (Парламентская газета, N 214-215, 21.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ);
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 258-ФЗ (Российская газета, N 254, 14.11.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 258-ФЗ);
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 8 ноября 2008 года N 196-ФЗ (Российская газета, N 232, 11.11.2008);
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ);
Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ (Российская газета, N 160, 25.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 71 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ);
Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 50 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ);
Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 303-ФЗ (Российская газета, N 251, 09.11.2011) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 303-ФЗ);

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 июня 2020 года Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 431-ФЗ.

абзац утратил силу с 30 июня 2009 года — Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ;

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 450-ФЗ.

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 450-ФЗ.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

1. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:

максимальное использование исходных сырья и материалов;

предотвращение образования отходов;

сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

обработка отходов;

утилизация отходов;

обезвреживание отходов.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ)

Комментарий к статье 3

Вывоз бытовых отходов по правилам 2020-2021


Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

Комментарий к статье 4


Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы;

II класс — высокоопасные отходы;

III класс — умеренно опасные отходы;

IV класс — малоопасные отходы;

V класс — практически неопасные отходы.
(Статья дополнительно включена с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ)

Комментарий к статье 4_1

К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;

проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

абзац утратил силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ;

осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ.
____________________________________________________________________
Положение абзаца пятого настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ) применяется с 23 сентября 2012 года (по истечении девяноста дней со дня вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ) — см. пункт 2 статьи 39 Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ.
____________________________________________________________________

определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;

лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

установление федеральных норм и правил, нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ.

осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;


Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
(Статья дополнительно включена с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 254-ФЗ)

Комментарий к статье 5_1

Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.

Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]

До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.

При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

Паспортизация отходов будет осуществляться путем установления данных о составе и свойствах этих отходов (происхождении, агрегатном состоянии и физической форме), оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, установления на основе этих данных соответствия отходов виду отходов, включенному в Федеральный классификационный каталог отходов.

Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I-IV классов опасности виду отходов, включенному в Федеральный классификационный каталог отходов, подлежат хранению хозяйствующим субъектом в течение всего срока действия паспорта отходов.

Паспорт отходов в 2020-2021 годах составляется и утверждается не позднее 30 календарных дней со дня проведения работ по отнесению отходов к конкретному классу.

Внесение изменений в паспорт отходов не допускается.

Паспорт отходов подлежит переоформлению в случае смены лица, в процессе деятельности которого образуются отходы I-IV классов опасности, в случае изменения технологического процесса или вида его деятельности, а также в случае внесения изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, связанных с включением наименования и/или кода вида отходов, соответствие которому было установлено для конкретного отхода, на который оформлен паспорт.

Экземпляр паспорта отходов, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Росприроднадзора способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются под роспись.

Утилизация отходов – это процесс сбора мусора для дальнейшей переработки.

Правильный подход к вывозу мусора уменьшает загрязненность нашей планеты, даря одной вещи несколько жизней:

• Сжигание. В результате такого метода, мы получаем тепловую энергию, которую можно потратить на электро- и теплоснабжение.
• Повторное использование. В результате можно получить: корм для животных, материалы для настилов и асфальта, нефть, источники питания, лаки и краску.
• Захоронение. Существует специализированные места, отведенные для захоронения токсичных отходов. Располагаются далеко от жилых домов и являются единственным возможным методом утилизации опасных веществ.
• Нейтрализация.

Существуют такие виды токсичных отходов, которые при разложении наносят сильный вред окружающей среде – батарейки, энергосберегающие лампы и т.п. Такие отходы требуют отдельного внимания.

Стоит начать с покупки различных контейнеров: для батареек, бумаги и т.д. Такой подход значительно упростит и ускорит процесс утилизации.

Выделяют 7 типов контейнеров по цветам:

1. Зеленый – бумага, бутылки, стаканы.
2. Синий – газеты, журналы, книги.
3. Желтый – все картонные изделия.
4. Черный – пищевые отходы.
5. Коричневый – токсичные отходы, содержащие ртуть.
6. Красный — отходы, не подлежащие переработке.
7. Оранжевый – отходы из пластика.

В зависимости от материала, мы можем получить абсолютно новые вещи, путем разбора старых на различные детали, то есть от одного отхода мы можем получить не одну, а несколько новых вещей. Сейчас нередко можно увидеть значок переработки на новых товарах, особенно, на одежде.

Сначала, мусор вывозится на специальный полигон. Затем, если у компании есть собственный завод, каждый вид мусора отдельно перерабатывается и разбирается на детали. В случае отсутствия, другая компания забирает мусор с полигона и отправляет прямиком на свой завод.

Утилизация – необходимый процесс в 2020-2021 годах для поддержания чистоты окружающей среды, поэтому очень важно доверять это дело хорошей компании, выполняющей свою работу оперативно и слаженно.

Решение по реформе расширенной ответственности производителя могут принять в конце 2020 года, тогда новые правила вступят в силу в 2021 году.

Первое, что нужно сделать — это отработать все анкеты, второе — доработать документ по результатам анкетирование, и третье — утверждать документ с горизонтом не раньше 2021 года, поскольку мы согласовали продление срока рассмотрение этого документа — четвертый квартал 2020 года.

По ее словам, сегодня проводится анкетирование экологических активистов, представителей бизнеса, регионов и других заинтересованных лиц. Также на площадке российского правительства собрана рабочая группа по проведению реформы, куда вошли 50 экспертов.

Нам очень важно соблюсти баланс: не угробить бизнес, на который ляжет дополнительная нагрузка по расширенной ответственности производителя. И снять нагрузку с граждан, которые сейчас фактически единственные, кто оплачивает вывоз мусора.

Расширенная ответственность производителя существует в России, она подразумевает, что выпустившее товар предприятие должно отвечать за утилизацию отходов, образовавшихся от него (преимущественно это упаковка). Она дает производителю три возможности: заплатить экологический сбор государству за переработку упаковки, заключить договор с подрядчиком на утилизацию или организовать процесс самостоятельно. Участники рынка неоднократно указывали, что в нынешнем виде РОП неэффективна, и систему надо реформировать.

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ

Переход на новую систему обращения с ТКО вызывает множество вопросов. Изменения в закон № 89-ФЗ предполагают переход на новую систему обращения с отходами производства и потребления. Теперь все операции с мусором должны быть сосредоточены в руках одного или нескольких региональных операторов.

Выбранный оператор обязан заключить договора с собственниками, которые могут быть представлены как организациями, так и частными лицами. Заключение договоров началось с 1 января, что неминуемо привело к огромным очередям в офисах операторов.

Пункт п. 4 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ закрепляет единый тариф за вывоз мусора на территории субъекта федерации. Тарифы от области к области в 2020-2021 годах могут кардинально отличаться.

Изменены понятия «сбор» и «накопление». Ранее под сбором понималось принятие мусора для дальнейшего обращения. Теперь же оно привязывается к оператору, который занимается непосредственно обработкой, утилизацией, размещением и обезвреживанием. Для ряда компаний, чья лицензия была получена только на сбор и перевозку ТКО, деятельность оказывается незаконной. Им необходимо обновить разрешительную документацию.

Устранена привязка накопления к определенным площадкам для хранения. Складирование может осуществляться не более 11 месяцев с последующей утилизацией. Жестких требований к площадкам складирования не предъявляется. Теперь для признания предмета «отходом от использования товара» достаточно лишь потери его потребительских свойств. Такая потеря может быть как полной, так и частичной.

Ст. 6 № 89-ФЗ определяет необходимость раздельного хранения мусора. Данная обязанность возложена на региональные структуры в сфере обращения с отходами. Разделение мусора по видам должно происходить еще на стадии накопления. Предполагается, что для жителей многоквартирных домов такая мера позволит значительно экономить на оплате услуг по сбору и утилизации.

В каждой организации рано или поздно встает проблема разработки документации по отходам. И даже если Ваша организация небольшая, скорее всего, Вам все равно придется решать вопрос, связанный с опасным отходом, который есть практически у всех, например, с отработанными люминесцентными лампами.

Один из шагов к решению данной проблемы – инструкция по обращению с отходами – внутренний документ организации, который утверждает руководитель. Инструкция является руководством для ответственного исполнителя по всем требующимся с конкретным типом отхода действиям.

Как и где хранить отход? Какую тару использовать? Как часто осуществлять вывоз? Какие действия принять в непредвиденной ситуации (пожар, разлив и тому подобное)? Получить ответ и руководство к действию поможет инструкция.

Инструкции в 2020-2021 годах должны присутствовать на всех предприятиях, при деятельности которых образуются отходы. Разработка инструкции по обращению с отходами – одно из требований действующих СанПиНов. Таким образом, при ее отсутствии предприятие рискует получить замечания и штраф при проверке контролирующего органа государственной власти.

Кроме того, работник предприятия, ознакомленный с инструкцией – это гарантия соблюдения экологических и других требований на предприятии.

Подготовка инструкции по обращению с отходами возможна силами сотрудников предприятия или специализированной организацией. Установленной формы инструкции нет, но ключевые разделы, например, способ накопления/хранения, периодичность вывоза, принимаемые меры при возникновении чрезвычайных ситуаций, способы их устранения и другое необходимо включить в данный документ.

Жителям предложат сортировать мусор и отказаться от мусоропроводов

Принят Государственной Думой 22 декабря 2017 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года

Статья 1

  • страница1

ФЗ 89 об отходах производства и потребления с последними изменениями

Первая глава ФЗ состоит из четырех статей. В первой разъяснены определения, понятия. К производственным отходам относят предметы, появляющиеся в ходе потребления, производства, которые затем вывозятся. В ней определено, что отнесено к работам с мусором:

  • сбор;
  • обработка;
  • транспортировка;
  • обезвреживание;
  • уничтожение;
  • размещение.

Здесь разъяснены важные обозначения:

  • паспорт отходов;
  • лимит на размещение;
  • норматив образования;
  • виды.

В редакцию от 29.12 2014 года было внесено определение твердых коммунальных отходов и регионального оператора.

Во второй статье дано правовое регулирование при обращении с различными видами отходов.

30.12.2008 ФЗ 89 дополнен четвертой статьей, в которой прописали классы опасности отходов. Разделение отходов по классам опасности осуществляется по их отрицательному экологическому воздействию. Они разделены на пять классов:

  • наиболее вредным присвоен 1-ый;
  • высокоопасным — 2-ой;
  • умеренно вредным — 3-ий;
  • малоопасным — 4-ый;
  • к пятому — не представляющие вред природе и людям.

Статья третья (с изменениями введена в действие 1.01.2015 ФЗ N458) рассказывает о принципах и направлениях политики в области обращения с отходами. На первое место государство поставило разработку технологий, при которых материальная и сырьевая база используются рационально, практически безотходно.

При этом необходимо уменьшать объемы и снижать классность мусора в месте, где остатки появляются. Приоритетными являются: обработка отходов, уничтожение, обезвреживание.

Главными направлениями при обращении с отходами производства и потребления считается:

  1. Сохранение природы, здоровья людей, экологии.
  2. Применение современных научных технологий.
  3. Уменьшение объемов мусора, вторичное использование и комплексная переработка.
  4. Доступность и открытость информации.
  5. Международное сотрудничество.

Действия, связанные с работами с остатками жизнедеятельности предприятий регламентируется государством. В действующей редакции разъяснены главные моменты при лицензировании работ с опасными отходами:

  • переработка, сбор;
  • транспортировка;
  • уничтожение;
  • размещение.

ФЗ регламентирует, какие нормативные акты, требования, правила обязательны для соблюдения компаниями, занимающимися:

  • проектированием;
  • ремонтом;
  • строительством, реконструкцией.

На законодательном уровне запрещено эксплуатировать, вводить в строй постройки, связанные с услугами по обращению с отходами, без технологий, соответствующих нормам. При обращении с отходами установлены следующие обязательства.

  1. Соблюдение законодательства.
  2. Юрлица самостоятельно разрабатывают лимиты, нормы.
  3. Как обращаться с твердыми коммунальными отходами, кто осуществляет транспортировку, уничтожение.
  4. Проведение обязательных инвентаризаций отходов.
  5. Необходимость проведения постоянного наблюдения, контроля за экологией.
  6. Предотвращать аварийные ситуации, а при возникновении принимать меры по устранению.

В ФЗ об отходах производства и потребления с последними изменениями разъяснено, где и как выбираются места для хранения мусора, каким требованиям они удовлетворяют.

В третьей главе написано, что после закрытия свалки, где размещались твердые коммунальные и другие отходы, на владельца накладываются обязательства осуществления постоянного экоконтроля, мониторинга.

В этой главе указаны требования по работе с отходами:

  • на территориях муниципальных образований;
  • разных классов опасности;
  • в местах нахождения мусора;
  • черного, цветного металлолома;
  • транспортировке, трансграничному перемещению;

Отдельно уделено внимание региональным программам, территориальным схемам. Описано как правильно разработать и утвердить.

Везде, где появляется производственный мусор, обязаны соблюдать установленные ФЗ нормы образования, лимиты размещения. Они разрабатываются непосредственно на производстве по утвержденным рекомендациям. Разработанные нормы утверждаются органами власти по принадлежности к экологическому контролю.

При работе организации должны соблюдать установленные лимиты, при их несоблюдении возможна остановка производства.

Федеральный закон об отходах производства и потребления

  • Приказ Росстата от 16.07.2020 N 390 (ред. от 26.01.2021)
  • Приказ ФНС России от 13.11.2020 N ЕД-7-14/[email protected] (ред. от 18.01.2021)
  • Приказ Минкультуры России от 22.11.2013 N 1932 (ред. от 18.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по фристайлу на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0510003611Я
  • Приказ Минкультуры России от 04.12.2020 N 1564 (ред. от 15.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по судомодельному спорту на 2020 год. Номер-код вида спорта: 1510001411Я
  • Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального государственного надзора в сфере образования
  • Приказ Минкультуры России от 13.11.2020 N 1429 (ред. от 14.01.2021)
  • Приказ Минкультуры России от 11.11.2020 N 1399 (ред. от 14.01.2021)
  • Приказ Росстата от 29.11.2019 N 724 (ред. от 13.01.2021)
  • Отходы с различными классами опасности необходимо утилизировать и вывозить по разным правилам. Весь этот процесс входит в определение обработки отходов. Обработка включает в себя последовательное выполнение следующих действий:

    • сортировка;
    • разборка;
    • очистка.

    Под сортировкой понимается распределение разных видов веществ по категориям и подвидам. Разборка предполагает разделение сложных вещей на составные части, а очистка – удаление опасных элементов и ядовитых материалов.

    Очень важным элементом в сфере уничтожения отходов производства является их обезвреживание. В соответствие с федеральным законодательством под ним подразумевается такое изменение отходов производства, благодаря которому они теряют свои химически опасные свойства, уменьшаются в размерах и иным образом перестают представлять опасность для населения.

    На территории российской федерации предусмотрена и специальная инфраструктура, предназначенная для обезвреживания. Это сооружения, возведённые по правилам, предусмотренным санитарно-эпидемиологическим законодательством РФ.

    Под размещением понимается сбор и последующее хранения мусора, либо его полное захоронение.

    Размещаются отходы, как правило, на полигонах, в амбарах и др. Важнейшим условием, которому должно соответствовать данное место — возможность изолирования опасных отходов от внешнего мира, чтобы они не наносили вреда ни населению, ни окружающей среде.

    Федеральным законодательством в сфере охраны окружающей среды предусмотрено, что складирование на своей территории отходов в срок, не превышающий одиннадцать месяцев, именуется накоплением. После 11 месяцев должна происходить их последующая переработка.
    Этим правилом пользуются практически все крупные предприятия.

    Однако прямого указания в законе на то, что после 11 месяцев хранения отходы нужно уничтожать, нет.

    ФЗ-458 «Об отходах производства и потребления»: особенности и основные положения

    Накопление мусорных контейнеров на местности и несвоевременная уборка мусора может повлечь за собой возникновение массы негативных последствий, сюда относится и наличие различного рода вредителей (тараканов, мышей, крыс), распространение инфекций и др.

    Для того чтобы разобраться в порядке вывоза мусора, необходимо обратиться к Постановлению Правительства №155. Там указано, что все бытовые отходы можно подразделить на две категории: твердые и жидкие.

    Коммунальные отходы должны вывозиться путем заключения договора с подрядчиком. В этом договоре и содержатся положения о том, в какой срок должен производиться вывоз, каким именно образом должны обслуживаться контейнеры и др.

    Мусор может вывозиться в любое время суток. Как правило, это происходит в дневное время. Нужно отметить, что время указывается в договоре с управляющей организацией. В той ситуации, если вывоз мусора в то или иное время нарушает права и законные интересы жильцов близлежащих домов, то они могут обратиться с жалобой к подрядчику и потребовать изменение времени вывоза на более благоприятное.

    Строительный мусор относится к отходам с повышенным классом опасности. К общим бытовым отходам его отнести нельзя. Складирование его вместе с бытовыми отходами невозможно. Поэтому при строительстве граждане обязаны вызывать специальную бригаду по вывозу строительного мусора, который и доставит его в места соответствующего хранения и последующей утилизации.

    Как правило, в регионах принимаются регламенты, регулирующие порядок утилизации строительного мусора и правила его вывоза.

    Общие понятия экономических процессов устанавливаются такими сферами законодательства:

    • охрана окружающей среды;
    • налоговое:
    • бюджетное;
    • гражданское;
    • другие.

    Глава 5 Федерального закона называет особенности использования методов регулирования процессов в отрасли обращения с отходами.

    Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» вступил в силу со дня опубликования — первая публикация его полного текста в официальном издании.

    Первоначально закон опубликован и вступил в силу 29.06.1998.

    С принятием закона должны быть приведены в соответствие с его нормами иные нормативно-правовые акты — законы, указы, постановления и локальные документы.

    Скачать Федеральный закон 89-ФЗ Об отходах производства и потребления

    К принципам экономического регулирования относят:

    1. Уменьшение объема мусора путем максимального использования технологий переработки – приоритетный способ снижения опасного влияния на окружающую среду и получения вторсырья.
    2. Платность дислокации отходов — установления платы за:
      • сбросы загрязняющих материалов в пределах нормы;
      • выбросы в границах установленных лимитов.

    Порядок расчета и оплаты за размещение регламентирован ст. 23 настоящего закона. Экономическое стимулирование обычно выражается в предоставлении налоговых и других преимуществ (льгот) при внедрении инновационных технологий.

    Правовые основы определены ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

    Существует три основных пункта экономического регулирования в сфере работы с отходами:

    1. Максимальное сокращение отходов, образующихся в ходе производственной и хозяйственной деятельности, а также максимально возможная вторичная переработка отходов.
    2. Взимание компенсации с предприятий, которые не могут обеспечить полную безопасность для окружающей среды и людей в своей работе.
    3. Введение льгот для производств, которые используют в своей работе новейшие разработки для улучшения экологической ситуации, например, биоразлагаемые материалы.

    Ответственность за нарушение ФЗ №89 может быть:

    • дисциплинарной для сотрудников предприятий — замечание, выговор, увольнение и т. д.;
    • гражданско-правовой — возмещение нанесенного урона окружающей среде, людям, государственному имуществу;
    • административной, например, по статье №8.2 КоАП РФ;
    • уголовной, например, за производство без лицензии, если это причинило крупный ущерб, по статье №171 УК РФ.

    Закон о мусоре на законодательном уровне регулирует основные принципы работы с отходами от процессов производства и потребления. Применение правовых основ оборота получаемых отходов снижает вредное воздействие мусора на природу и человека. Закон о переработке также устанавливает требования к процессам утилизации мусора и повторного вовлечения такого вторсырья в хозяйственный оборот.

    ФЗ “Об отходах производства и потребления” способствует эффективному использованию образующихся отходов и сокращению объемов нового мусора.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *