Обеспечение договора по 223 фз 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение договора по 223 фз 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Когда договор подписан, и заказчик вернул обеспечение по заявке, нередко он требует внесение повторного обеспечения от победителя закупочной процедуры, которое застрахует заказчика от рисков недобросовестного исполнения договорных обязательств, в частности, от того, что исполнитель поставит некачественный товар или вовсе откажется от поставки после получения предоплаты.

В случае добросовестного исполнения договора обеспечение возвращается поставщику в полном объеме.

Заказчик вправе произвести определенные удержания из обеспечения. Например, на штрафы и пени за просрочку в поставке или при выполнении работ.

Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2021 года

Некоторые заказчики по 223-ФЗ просят подписать исполнителя согласие на невозврат обеспечения. Поставщику не вернут назад деньги, если он:

  1. Неоднократно поставлял некачественный товар.
  2. Просрочил поставку более, чем на 20 дней.
  3. Не предоставил необходимые документы.
  4. Нарушил сроки устранения недостатков товара.
  5. Предоставил несоответствующую требованиям или недостоверную гарантию из банка.
  6. Поставил товар с неподтвержденным сертификатом или с неустранимыми дефектами.

Если вышеуказанные обстоятельства не имели места, то обеспечение подлежит возврату в полном размере в установленные сроки.

Таким образом, обеспечение заявки является залогом и страховкой для заказчика на случай, если победитель конкурса уклонится от подписания договора. Благодаря обеспечению заказчик сможет компенсировать свои затраты на проведение закупки. Когда победителем был подписан договор, то он предоставляет обеспечение по договору, который страхует заказчика от неисполнения участником договорных условий. 223-ФЗ не столь детально регламентирует процедуру оформления обеспечения, как 44-ФЗ. Заказчик сам должен определиться с условиями, формой и размером обеспечения по 223-ФЗ.

Подписание соглашения проводят с помощью торговой площадки и ЭЦП или в бумажном виде. Основные положения контракта берут из заявки, которая поступила от участника, и тендерной документации.

Закон №223 регламентирует срок подписания договора, который заключают по результатам тендера. Минимальный срок со дня публикации итогового протокола — 10 календарных дней, максимальный — 20.


Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Договоры, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Глобальная реформа 223-ФЗ: что изменилось с 01.01.2021


Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.
Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.
Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения.
Если же вы не проведете новую закупку и не заключите новый контракт по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.


Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит:

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о списке, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре. Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.


Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами. Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту. Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Заместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе на летней всероссийской онлайн-конференции «Электронное актирование-2020» рассказала о схеме процесса электронного актирования: «Когда заказчик подписывает акт выполненных работ, то соответствующие сведения из этого акта поступают в бухгалтерию заказчика в цифровом формате, а также в подсистему по платежам. Все это будет происходить в рамках интеграционного взаимодействия. Таким образом, происходит связь информации о поставленном товаре, выполненной работе и оказанной услуге между сторонами закупочного процесса. В конечном итоге мы обеспечим прозрачность и достоверность всех процессов. Также эта информация позволит добросовестным заказчикам и поставщикам защитить свои законные права и интересы в антимонопольном органе, судебных инстанциях и иных случаях, где это будет необходимо».1

В настоящее время заказчик и поставщик могут по своему усмотрению воспользоваться доступным функционалом реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок в части электронного актирования, однако, чтобы данный процесс был легитимен, заказчику необходимо заранее это предусмотреть на этапе формирования закупочной документации. Обязательным электронное актирование может стать с 1 апреля 2021 года.

Совместно выпущенное письмо Казначейства и ФНС от 18 декабря 2019 №№ 14-00-06/27476, АС-4-15/26126 предупреждает вопросы поставщиков о необходимости дублирования первичной документации. Прочитайте его и убедитесь, что электронные документы о приемке имеют такую же юридическую силу, как и их бумажные аналоги.

Положения федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны был вступить в силу еще 1 июля 2020, однако, дату вступления прописанных в нем изменений отложили до 1 апреля 2021 года. Основные изменения, описанные в данном законе, касаются запроса котировок в электронной форме и нового вида закупок у единственного поставщика, так называемых электронных закупок «с полки».

Инструкция по проведению закупок по 223-ФЗ с изменениями в 2021 году

Законом устанавливается, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика. Таким образом, ценовой предел данного способа закупки увеличивается с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей, а также исключается предельное значение для годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, в стоимостном выражении (не более чем сто миллионов рублей).

Общая длительность закупочной процедуры, проводимой данным способом, сокращается с 13 до 7 дней. В частности, минимальный срок для подачи заявок сокращен до 4 рабочих дней, а также существенно сокращен срок на заключение контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. При этом формирование и размещение протокола разногласий в данном способе осуществления закупки не допускаются.

Малые закупки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, (те, предел по которым раньше составлял 100 тысяч рублей, а сейчас — 600 тысяч рублей) с 1 апреля 2021 года можно будет осуществлять в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.

Закупка будет проходить в следующем порядке.

Участники закупки будут вправе сформировать, подписать усиленной электронной подписью и разместить на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров. (Обратите внимание, что речь идет только о товарах). Такое предварительное предложение нужно будет «обновлять» на электронной площадке не реже, чем раз в месяц. Также можно установить конкретный срок его действия и в любой момент отозвать.

Предварительное предложение должно будет содержать в себе:

  • наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара;
  • документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ);
  • единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей;
  • цену (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
  • наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов) или городского (городских) округа (округов) по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
  • минимальный (минимальные) срок (сроки) и (или) максимальный (максимальные) срок (сроки) поставки товара;
  • информацию и документы, которые участник обычно подает для участия в конкурентных способах закупок (например, декларация соответствия единым требованиям и др).

Если вы опубликовали такое предварительное предложение, это означает ваше согласие на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок, то есть предварительное предложение «превращается» в момент его размещения в заявку участника закупки. Важно помнить, что ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки.

В свою очередь, заказчик формирует, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать также проект контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта. В течение одного часа с момента размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.

Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара и направляет их заказчику. Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение. Присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, где указывает победителя.

В случае наличия менее двух заявок на участие в закупке процедура не проводится — об этом заказчика уведомляет оператор электронной площадки. Контракт с победителем заключается в течение 2 рабочих дней, протокол разногласий для данной закупочной процедуры не предусмотрен.

Сильно утрируя и упрощая, данная закупочная процедура чем-то должна напоминать осуществление наших повседневных бытовых закупок в различных маркетплейсах.

С 1 января 2021 года планировался к вступлению в силу масштабный законопроект Минфина России, во многом меняющий положения Закона № 44-ФЗ. Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ.

Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин России внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ, поэтому, очевидно, сроки вступления в силу положений законопроекта будут перенесены на более поздний срок.

Среди основных изменений, указанных в законопроекте, можно выделить следующие:

  1. Оптимизация способов закупок: существенно сократят количество способов закупок. Оставят только электронный аукцион, электронный конкурс, новый запрос котировок в электронной форме, электронные закупки «с полки» и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  2. Исключение документации о закупке при проведении вышеперечисленных конкурентных способов закупки. Реализация повлечет формирование одного документа о закупке (извещения) вместо двух документов (извещения и документации), при этом проект контракта, расчет начальной (максимальной) цены контракта, описание объекта закупки будут размещаться заказчиком в составе извещения.
  3. Введение универсальной стоимостной предквалификации (с сохранением специальной предквалификации по отдельным закупкам). Предусматривается необходимость наличия у участника закупки опыта исполнения любого государственного, муниципального контракта для участия в закупке с ценой от 20 млн. рублей (на 20 % от начальной (максимальной) цены проводимой закупки). Данные изменения направлены на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
  4. Расширение круга участников закупки, которые вправе заключить контракт при уклонении победителя. По электронным закупкам обязаны заключить контракт как минимум первые 3 участника закупки (остальные обязаны, если не отзовут свою заявку). При проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом участники закупки, за исключением первых трех, вправе отозвать заявки и не заключать контракт с заказчиком. Такой подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие в закупке, без повторного ее осуществления.
  5. Внедрение не только электронного актирования, но и электронного документооборота при расторжении контракта, а также при включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
  6. Установление условия о том, что взыскание заказчиком обеспечения исполнения контракта допускается не автоматически при расторжении контракта в одностороннем порядке, а только в случае включения ФАСом России поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.2

Еще одной новацией второго оптимизационного законопроекта стал рейтинг деловой репутации предпринимателей. Регуляторы сообщают о запуске данного механизма не ранее 2023 года.

Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство Российской Федерации. В положении оптимизационного законопроекта отмечается, что под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством Российской Федерации на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении контрактов. По замыслу Федеральной антимонопольной службы России, являющейся разработчиком этого предложения, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных единой информационной системы (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, включенных в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.3

Использование банковской гарантии для обеспечения заявки – удобный для участника способ обеспечения заявки, благодаря которому, тот может не отвлекать средства из оборота. Обычно при небольшой цене договора поставщики вносят нужную сумму деньгами, при крупных контрактах применяют гарантию.

Возможность применения банковских гарантий в договорах по 223-ФЗ прописана в ст. 3 223-ФЗ. Заказчик вправе детально определить условия внесения обеспечения, сроки и порядок его возврата.

Отдельная статья по вопросу применения банковской гарантии в 223-ФЗ не предусмотрена, отсутствует и определение данного термина. Но на основании ст. 368 Гражданского кодекса можно сделать вывод, что под гарантией понимается документ, по которому банк-гарант обязан уплатить бенефициару определенную денежную сумму при наступлении ряда условий.

Схема получения выплаты по гарантии для обеспечения заявки будет выглядеть так: участник не подписывает договор после победы в тендере в положенные сроки. Заказчик обращается в банк-гарант с определенным комплектом документов. Банк перечисляет заказчику сумму обеспечения в качестве компенсации его издержек, которые возникли из-за действий недобросовестного поставщика. В дальнейшем банк сам компенсирует выплаченную сумму с поставщика.

Для получения банковской гарантии поставщику необходимо самостоятельно обратиться в выбранный банк (или в один из рекомендованных заказчиком). Сделать это необходимо заблаговременно. Связано это с тем, что проверка надежности и платежеспособности поставщика занимает определенное время.

Участник может предварительно получить одобрение от банка на определенный лимит гарантии, что в дальнейшем ускорит ее выдачу. За выдачу банковской гарантии участник должен заплатить определенную комиссию, тарифы варьируются в зависимости от банка.

Заказчику стоит предусмотреть в закупочной документации основные условия внесения обеспечения в виде гарантии от банка. К таким условиям можно отнести:

  1. Сумму гарантии.
  2. Сроки действия документа.
  3. Перечень обязательств поставщика, на которые распространяется гарантия.
  4. Условие о том, что гарантия имеет безотзывной характер.
  5. Основания для отказа в выплатах по гарантии.
  6. Основания для получения выплат и документальное подтверждение гарантийного случая.

В самом 223-ФЗ требования к банковским гарантиям не предусмотрены. Заказчикам стоит опираться на положения Постановления Правительства от 2013 года №1005. Здесь подчеркивается, что документ, помимо указанных выше условий, должен содержать перечень обязательств всех сторон: банка-гаранта, поставщика и заказчика.

Другие требования и форма банковской гарантии определяются исходя из требований заказчика. Так, например, крупнейший заказчик «Транснефть-Сибирь» принимает банковские гарантии из утвержденного им перечня банков. К самим банковским организациям предъявляют дополнительные требования. Это наличие действующей лицензии, представленность в системе страхования вкладов, положительная кредитоспособность, наличие долгосрочного кредитного рейтинга от международных компаний.

Размер обеспечения заявки определяется заказчиком самостоятельно с учетом НМЦК и некоторых ограничений по 223-ФЗ. Заказчик ограничивается в своем праве установления требования обеспечения заявки на участие ценой договора по п. 27 ст. 3.2 223-ФЗ.

При подписании договора на сумму до 5 млн р. заказчик не вправе требовать внесения обеспечения заявки. Обеспечение заявки заказчик может потребовать при НМЦК более 5 млн р. Его размер не должен превышать 5% от начальной цены договора.

Так как законодательно не установлена обязанность установления обеспечения заявок на участие в закупках с ценой более 5 млн р., то нередко заказчики устанавливают другие лимиты. В Положении о закупках по 223-ФЗ можно встретить условие, что обеспечение устанавливается только при цене договора более 10 млн р. или более 20 млн р.

На практике величина обеспечения заявки может составлять 0,5-5% от начальной цены.

В отношении закупок с участием субъектов малого предпринимательства порядок обеспечения заявок определяется законодателями в ином порядке. На основании п. 23 Постановления Правительства «Об особенностях участия…» от 2014 года №1352 обеспечение заявки при торгах с СМП не может превышать 2% от цены контракта. Аналогичные разъяснения содержатся в письме МЭР от 2015 года №Д28и-270.

Заказчиком определяются в закупочной документации сроки внесения обеспечения. Так, нередко встречается требование о предоставлении обеспечения до подачи заявки на участие. В этом случае в состав заявки на участие поставщики, помимо прочей документации, включают документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки. Это могут быть платежное поручение или выписка из банковского счета.

При проведении тендера среди СМП денежные средства блокируются в течение часа после поступления указаний от оператора ЭТП. Незаблокированной на спецсчете суммой участник может распоряжаться по своему усмотрению.

Сроки действия банковской гарантии обычно на 28-30 дней превышают сроки приема заявок на участие.

Заключение договора по 223-ФЗ: правовые основы 2020 г.

В случае проигрыша поставщика в торгах денежные средства должны быть возвращены ему на условиях и в сроки, которые были указаны в закупочной документации или в Положении о закупке (на основании п. 25 ст. 3.2 223-ФЗ). Банковская гарантия не возвращается. Средства, которые были внесены в виде обеспечения на спецсчет, по сути, не возвращаются, а разблокируются по требованию ЭТП.

Например, в ГК «Ростех» заказчик предусмотрел такой порядок возврата обеспечения заявки на участие. Обеспечение нужно вернуть в сроки не более 5 рабочих дней после наступления одного из указанных событий:

  1. Принятия решения об отмене конкурентной закупки.
  2. Отзыва заявки на участие в закупке (обеспечение персонально возвращается лицу, отозвавшему заявку).
  3. Публикации протокола рассмотрения заявок на участие – в адрес лиц, которых не допустили до торгов.
  4. Публикации итогового протокола – всем участникам, кроме победителя.

На основании п. 9 Дополнительных требований Постановления Правительства от 2018 года №657 блокировка прекращается при отмене торгов по инициативе заказчика или при отклонении заявки по инициативе поставщика.

На основании п. 24 Постановления Правительства №1352 обеспечение возвращается при подписании итогового протокола всем лицам, кроме победителя закупки, победителю торгов после подписания договора или при принятии решения об отказе от заключения договора со стороны заказчика.

Заказчик имеет право удержать обеспечение заявки на участие в следующих случаях (на основании п. 26 ст. 3.2 223-ФЗ):

  1. Победитель закупки отказался от подписания договора.
  2. Участник не предоставил обеспечение выполнения договора.

Заблокированные на спецсчете средства банк должен разблокировать в течение часа после получения указания от оператора. Возврат обеспечения заявки при проведении торгов среди субъектов СМП не производится по аналогичным основаниям.

После того как исполнитель полностью исполнит свои обязательства по договору, обеспечение должно быть перечислено ему в полном объеме. За возврат обеспечения не в полном размере без веских оснований заказчику грозит ответственность.

Но это правило действует, если обязательства исполнителя выполняются надлежащим образом. Когда в адрес поставщика были предъявлены требования об оплате штрафов и неустоек, то по условиям договора заказчика могут наделить правом удержания неустоек из суммы обеспечения.

Регламент возврата обеспечения исполнения договора должен быть предусмотрен самим соглашением. Заказчик может предусмотреть частичный возврат обеспечения, когда будут исполнены обязательства другой стороной (например, завершен определенный этап работ).

Если в качестве обеспечения выступает независимая банковская гарантия, то денежные средства не возвращаются, и гарантия прекращает свое действие после истечения срока выдачи.

Таким образом, на основании 223-ФЗ обеспечение исполнения контракта и заявки на участие не так детально регламентируется, как в 44-ФЗ. Вид, размер и иные условия обеспечения могут регламентироваться заказчиком в Положении о закупках или закупочной документации. В 223-ФЗ указывается только на то, что заказчик может требовать обеспечения заявки на участие при цене более 5 млн р. и в размере до 5%.

Как мы уже говорили, финансовая сторона вопроса и вся информация о требованиях к исполнителю заказа и документации должна быть в положении о закупке. Это касается и обеспечения контракта.

По закону, если в документации не указан обязательный способ обеспечения контракта 223-ФЗ, то участник сам может выбрать тот, который для него удобнее (депозит на счет заказчика или банковская гарантия).

Размер и порядок предоставления обеспечения заявок или исполнения контракта установлен в положениях о закупках конкретного заказчика, а также в документации о проведении закупки. Данное требование обусловлено тем, что это — гарантия исполнения контракта. Заказчик должен быть уверен, что условия договора будут выполнены добросовестно.

Именно по этой причине от обеспечения контракта 223-ФЗ освобождаются государственные поставщики.


Банковская гарантия на исполнение контракта по 223-ФЗ

Без открытия р/с, без аванса, с оплатой на счет банка

Получить


Способ обеспечения участник может выбрать самостоятельно, если он не указан в положении или в документации о такой закупке. Специалисты советуют предварительно согласовать с заказчиком этот вопрос, и желательно в письменной форме.

Согласитесь, если в момент заключения контракта по 223-ФЗ заказчик объявит, что для него предпочтительнее обеспечение наличными и запретит банковскую гарантию, это может стать для Вас причиной потери выгодного контракта.

Демпинговой заявка считается при понижении цены более, чем на 25% от начальной.

Как вы понимаете, это — достаточно привлекательная и одновременно очень рискованная для заказчика возможность.

Каких-либо требований, согласно 223-ФЗ, для участников, предложивших такую цену, не установлено, однако зачастую заказчики в целях защиты от недобросовестных исполнителей устанавливают особые условия для тех, кто объявляет чрезмерно низкую цену:

  1. обеспечение контракта по 223-ФЗ увеличивается на 50%;

  2. документы, подтверждающие, что компания-исполнитель добросовестно и без неустоек выполнила определённое количество договоров за какой-либо период времени или на определенную сумму;

  3. требования к подтверждению наличия квалифицированных специалистов в штате участника;

  4. требование к предоставлению информации о финансовом состоянии (бух. баланс и фин. отчёты) и т.д.

Если подтверждение опыта участника подходит для сделки, он должен направить заказчику соответствующие документы вместе с подписанным проектом контракта по 223-ФЗ.

Большое значение имеет не только цена контракта, но и качество предлагаемых услуг. Заказчики на своё усмотрение могут устанавливать требования к подробному описанию этапов выполнения работ, техническим характеристикам используемых материалов и прочее.


Изменение, продление и расторжение контракта по 223-ФЗ

На сегодняшний день изменение договора по 223-ФЗ регламентируется только положениями о закупках Заказчиков по 223-ФЗ. Порядок, сроки и прочие условия изменения или расторжения договора должны быть указаны именно в положениях о закупках.

Важный момент: продление договора не считается закупкой, потому что исполнитель заказа не меняется (контрагент), меняется только срок действия контракта.

Продленный контракт считается новым, потому что его условия значительно меняются: объект сделки — ключевой момент договора, и поэтому любые изменения относительно его количества, цены и качества могут быть существенны. Новый договор обязательно должен быть внесен в реестр контрактов по 223-ФЗ.

Если у Вас нет серьезного опыта участия в тендерах, Вам может понадобиться образец контракта по 223-ФЗ. Зачем? Чтобы понимать, какого рода документ Вам предстоит подписать и защитить себя от любых недоразумений и финансовых потерь. Юридическую помощь в этом вопросе оказывают консультанты компании “РусТендер”.

Заявки могут обеспечиваться двояким способом:

  • деньгами;
  • банковский гарантией.

Денежная форма подразумевает:

  • перечисление денег на счёт заказчика, который указывается в закупочном извещении, если торги проводятся в неэлектронном виде;
  • блокировку суммы обеспечения до завершения торгов на исполнительском счету на ЭТП при электронной форме закупки.

Но поскольку чаще всего поставщики затрудняются для обеспечения заявки изымать деньги из оборота, они прибегают к банковским гарантиям.

Тем более что 223-ФЗ предусматривает в данном аспекте более мягкие требования к предоставляемой гарантии, нежели 44-ФЗ.

Например, её не обязательно вносить в спецреестр в ЕИС или оформлять только у аккредитованных банковских учреждений, числящихся в списке Минфина РФ.

Но при этом гарантия должна содержать чётко определённую сумму, носить безотзывный характер и обладать зафиксированным сроками действия, которые перекрывают закупочный временной период не менее 2 месяцев вперёд.

Поскольку конкретные величины обеспечительных средств в 223-ФЗ на обозначены, они в разных случаях варьируются. На практике они обычно колеблются в пределах 0,5-5% стоимости контракта.

Но если в торгах участвуют СМП, то 223-ФЗ в отношении размеров заявочного обеспечения выдвигает ограничения. Согласно им, данные размеры не могут быть более 2% НМЦК.

Внесённые в 223-ФЗ свежие изменения позволяют заказчику не выдвигать требование обеспечения заявок, если стоимость закупки менее 5 млн. руб.

При превышении НМЦК этой суммы обеспечительный размер заявки по 223-ФЗ должен быть обязательно обозначен, не превосходя, однако, 5% НМЦК.

Оговорены также сроки блокировки денежных средств при осуществлении конкретных закупок среди СМП.

Блокировка наступает на протяжении 1 часа после указаний от оператора ЭТП.

Обеспечение возвращается после письменного обращения банковского учреждения-гаранта.

При стандартном формате осуществлённой закупки обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращается на протяжении 5 дней.

После проведения электронного аукциона обеспечение обязано быть возвращённым на протяжении 1 дня, а заблокированные на спецсчёте средства банк должен разблокировать в течение 1 часа после получения указания от оператора ЭТП. Заявочное обеспечение возвращается всем участникам закупочных процедур, включая победителя и тех, у кого заявки были отклонены.

Однако согласно последним поправкам в 223-ФЗ, если победитель уклоняется от подписания договора, то обеспечительные суммы ему не возвращаются. Это же происходит, если победитель подписал соглашение, но при этом не предоставил обеспечение его исполнения.

Особый порядок возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ разработан для СМП. В зависимости от закупочных результатов возврат происходит на протяжении недели со момента подписания контракта.

После подписания договора с победителем закупочной процедуры заказчик зачастую требует себе страховку от дальнейшего недобросовестного выполнения подписантом договорных обязательств, которая выражается в обеспечительных условиях исполнения соглашения.

Они могут быть в форме перечисления необходимой денежной суммы по реквизитам заказчика или в виде банковской гарантии.

Данный факт нуждается в документальном подтверждении посредством, например, платёжного поручения с банковской отметкой.

При этом для исполнителя крайне важно внести обеспечение договора по 223-ФЗ точно в оговорённые сроки, поскольку просрочка грозит признанием его уклоняющимся от исполнения контракта с последующим попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Чаще всего на практике в ходе закупочной деятельности принципы предоставления обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ копируются с 44-ФЗ.

При этом заключаемые контракты стоимостью до 50 млн. руб. получают обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, составляющее 5-30% контрактной стоимости. При более масштабных сделках размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ достигает 10% от стоимости контракта.

Однако 223-ФЗ даёт заказчику право обеспечивать исполнение соглашения суммой, составляющей менее 5% договорной стоимости.

Для закупочных процедур с участием субъектов СМП закон не позволяет повышать обеспечительную сумму сверх 5% от договорной стоимости.

Если договор был исполнен в полном соответствии с закреплёнными в нём обязательствами, внесённые поставщиком обеспечительные средства возвращаются ему полностью. При этом порядок возврата обеспечения исполнения договора должен быть прописан в самом документе.

За возвращение обеспечения не в полном объёме без серьёзных оснований для этого заказчику грозит ответственность.

В случае если в ходе поставок или выполнения работ были штрафы и пени за просрочки, то заказчик имеет право на соответствующие удержания из внесённых обеспечительных сумм.

Кроме того, поставщик может не получить эти суммы обратно полностью, если:

  • зафиксированы неоднократные поставки некачественного товара;
  • наблюдалась просрочка поставки, превышающая 20 дней;
  • не была предоставлена требуемая документация;
  • нарушались сроки устранения товарных недостатков;
  • была предоставлена неправомочная банковская гарантия;
  • поставленный товар оказался с неустранимыми дефектами или имел недостоверный сертификат.

Закон предупреждает нежелательные сюрпризы для заказчиков со стороны поставщиков посредством введения процедуры финансового обеспечения заявки на участие в торгах и последующего исполнения договора. Но при этом и на заказчика возлагаются определённые обязанности, связанные с необходимостью публикации им сведений в ЕИС о требуемых обеспечительных средствах.

223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 и 2019 году, а последняя редакция 2020 года с изменениями была принята 24 апреля 2020 года.

Сегодня 223-й закон насчитывает 20 статей, они рамочно регулируют сферу закупок предприятий с госучастием. Если 44-ФЗ определяет четкие границы, то федеральный закон 223 о закупках дает намного больше свободы.

Статья 1. Цели регулирования 223-ФЗ, на кого распространяется

Статья 2. Правовая основа закупок по 223-ФЗ, положения о закупках

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

  • Статья 3.1. Закупки для реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой
  • Статья 3.1-1. Закупки госкорпорациями, компаниями, обществами, с долей государства более 50% (включая дочерние)
  • Статья 3.1-2. Закупки для создания произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
  • Статья 3.1-3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектных, изыскательских работ
  • Статья 3.2. Как осуществляется конкурентные закупки
  • Статья 3.3. Закупки в электронной форме. Функционирование электронных площадок
  • Статья 3.4. Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП)
  • Статья 3.5. Закрытые конкурентные закупки
  • Статья 3.6. Закупка у единственного поставщика

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

  • Статья 4.1. Реестр договоров

Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков

  • Статья 5.1. Оценка и мониторинг планов закупок у малого и среднего бизнеса

Статья 6. Контроль за соблюдением 223-ФЗ

  • Статья 6.1. Ведомственный контроль

Статья 7. Ответственность за нарушение 223-ФЗ

Статья 8. Порядок вступления в силу 223-ФЗ

Скачать pdf-версию закона 223-ФЗ с изменениями 2020 и комментариями.

Статистика за 2019 год:

  • по 223-ФЗ работают свыше 96 000 организаций с государственным участием;
  • из них реально осуществляют закупки порядка 28%, что в любом случае внушительная цифра;
  • средняя начальная цена договора 12,5 млн. рублей, конкуренция – 1,6 заявки на 1 лот (это отдельная проблема);
  • в год по 223-ФЗ заключено более 1,5 млн. договоров, в 22% из которых затем меняются существенные условия;
  • по данным ежемесячной отчетности в 2019 году общая сумма договоров по 223-ФЗ составила 21 трлн. рублей:
  • объем закупок у малого и среднего бизнеса за 1 полугодие 2019 года – 1,5 трлн. руб, средняя цена договора – 7,8 млн. руб, номенклатура расширилась до 371 тыс. позиций (SKU).

Насколько перспективна здесь работа для поставщика — каждый подрядчик решает самостоятельно. Но однозначно стоит попробовать свои силы, а для этого нужно разобраться, как устроены закупки по 233-ФЗ.

  • Не требуется обоснование закупок
  • Планирование закупок на 1 год
  • Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
  • Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
  • Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
  • Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках

При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.

Что нужно знать про требования к банковской гарантии по нормам 223-ФЗ

Общие шаги:

  • получение электронной подписи для торгов (ЭЦП);
  • настройка компьютера, включая специальное ПО и плагины;
  • для СМП – регистрация на официальном сайте ЕИС (пошаговая инструкция в нашей статье).

Дальше поставщику нужно аккредитоваться на нужной секции электронной площадки и открыть спецсчет.

Поскольку 223-ФЗ о закупках детально не регламентирует закупочную деятельность заказчиков, то они обязаны определить такой порядок самостоятельно.

По 223-ФЗ положение о закупках — это документ, описывающий, как будут вестись торги, поэтому в нем важно указать:

  • вид торгов;
  • как будут проводиться торги, сроки;
  • требования к подрядчикам и результатам их деятельности;
  • нужные для участия документы;
  • как будут отбираться заявки;
  • стоимость или формулу ее расчета;
  • порядок подписания договора и оплаты по нему;
  • ответственность участников;
  • указание о том, что исполнитель не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
  • способы урегулирования споров.

После подготовки положение публикуется в ЕИС, его предварительно утверждает орган управления компанией: руководитель, совет директоров, собрание учредителей и т.п.

Если в положение вносились изменения — его следует утвердить заново и разместить в ЕИС.

Заказчик обязан разместить положение о закупках в течение 15 дней с момента утверждения. Скачать образец положения о закупках.

Положение о закупках заказчика является самым главным документом для поставщика по 223-ФЗ.

Да, заказчиков десятки тысяч, но если некоторые из них вам интересны – рекомендуем внимательно изучить их положения, в какой форме они проводят закупки, за какие сроки объявляют, какие требования устанавливают.

Измененная редакция ст. 82.1 44-ФЗ должна была вступить в силу 1 июля 2020 г., затем ее отложили до 1 октября. Ожидается, что поправка заработает с 1 апреля 2021 года.

По новым правилам госзаказчики смогут закупать ТРУ с помощью запроса котировок, если цена контракта не превышает 3 млн рублей вместо 500 тыс. рублей. Ограничение в 10 % от суммарного годового объема закупок сохранилось, но предельную сумму в 100 млн рублей убрали.

В алгоритме проведения электронного запроса котировок появилось много нового.

  • Минимальный срок подачи заявок сократили с 5 до 4 рабочих дней.
  • Редактирование извещения исключили. Если заказчик ошибся, он должен отменить закупку и провести ее заново.
  • Отменить торги можно за 1 час до окончания срока подачи заявок (сейчас 2 дня).
  • Изменился состав заявки. Теперь соответствие участника требованиям ст. 31 44-ФЗ нужно не только декларировать, но и подтверждать документально. Также в заявке нужно указывать страну происхождения товара без привязки к ст. 14 и прикладывать решение об одобрении сделки в крупном размере.
  • Право ранжировать предложения по цене переходит от оператора ЭП к котировочной комиссии.
  • Продление процедуры для несостоявшегося запроса котировок не предусмотрено. Если есть хоть одна заявка, заключают контракт, нет – проводят закупку заново.
  • На рассмотрение заявок и определение победителя членам комиссии дается 1 день, после этого они подписывают протокол раскрытия и в течение 1 часа размещают его на ЭП.
  • Заключение контракта происходит по сокращенной схеме: в течение 3 часов с момента публикации протокола заказчик размещает проект контракта, на подписание которого сторонам отводят 2 рабочих дня (по одному для победителя торгов и заказчика).

Еще одно новшество процедуры – полный переход на электронный документооборот. Все документы, в том числе протокол раскрытия, подписываются усиленными электронными подписями, поэтому заранее нужно озаботиться их получением для всех членов котировочной комиссии.

Затрудняетесь в организации и проведении запроса котировок? Закажите соответствующую услугу в ГК «Ценный Контракт», мы проконсультируем вас или выполним весь объем работ самостоятельно.

С 1 апреля 2021 года госзаказчики смогут самостоятельно выбрать, как проводить закупки по пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ:

  • на сумму до 600 тыс. рублей у единственного поставщика, руководствуясь старыми правилами (без «электронного магазина», за исключением ЕАТ «Березка» и региональных «электронных магазинов»);
  • на сумму до 3 млн рублей по новым правилам, изложенным в ч. 12, дополнившей ст. 93 44-ФЗ (в «электронном магазине»).
  • Новая часть содержит порядок проведения закупок в электронной форме. Она включает:
  • требования к предварительному предложению поставщика и порядок его размещения в «электронном магазине»;
  • правила формирования и размещения заказчиком извещения о закупке;
  • требования к действиям оператора ЭП;
  • алгоритм определения поставщика;
  • порядок заключения контракта.

Обращаем внимание, что ч. 12 ст. 93 распространяется только на закупку товаров.

Регламентация 223-ФЗ обеспечения заявки и исполнения договора

Чтобы упрощение процедур закупки не привело к ухудшению качества исполнения контрактов, усиливают требования к участникам торгов.

Так, на закупки с НМЦК свыше 20 млн рублей смогут претендовать только те участники, в активе которых есть хотя бы один исполненный без неустоек государственный или муниципальный контракт стоимостью не менее 20 % от суммы, вынесенной на торги.

В 2021 году планируют завершить переход на электронный документооборот, в связи с чем в ЕИС появятся новые функции.

  • Все виды контрактов перейдут в электронный формат, в том числе при закупках у единственного поставщика.
  • Обязательным станет электронное актирование приемки товаров, работ, услуг, что сделает более прозрачной стадию исполнения контракта.
  • В электронной форме будет проходить вся процедура расторжения контракта, без обязательных почтовых уведомлений и претензий в бумажном виде.
  • У поставщиков появится возможность обжаловать действия госзаказчиков через личный кабинет в ЕИС. В электронный формат планируют также перевести всю работу с жалобами и претензиями как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
  • Внедрят электронный документооборот при включении недобросовестных поставщиков в РНП.

Таким образом, практически все процессы в рамках 44-ФЗ будут автоматизированы.

С 2021 года появится возможность заключать контракты на строительство под ключ, объединяющие в одной закупке проведение инженерных изысканий, подготовку проекта, строительные работы, поставку оборудования. По действующему законодательству такие контракты были возможны только при реализации национальных проектов в сфере здравоохранения. В обновленном 44-ФЗ указанный режим предлагают распространить на любые объекты капитального строительства и капитальный ремонт таких объектов.

Исполнению контрактов под ключ посвящена новая редакция ст. 110 44-ФЗ. Поскольку при таких закупках рассчитывают не НМЦК, а ориентировочную стоимость, поправки, позволяющие корректировать цену такого контракта, внесены в ст. 95.

Квотирование закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ введено Федеральным законом № 249-ФЗ в 2020 году, а вот какой должна быть доля отечественной продукции и каков ее перечень, Правительство определит в 2021 году.

По новым правилам при закупке квотированных товаров заказчик обязан признать торги несостоявшимися, если не будет подано ни одной заявки с продукцией российского производства, и продлить подачу заявок. Закупать товар иностранного происхождения можно только в том случае, если повторная процедура не дала результата.

Часть из описанных выше новаций является законодательной инициативой Минфина и пока только обсуждается. Как только новая редакция 44-ФЗ будет принята, мы обязательно разберем его положения в наших статьях и включим изменения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ в программы обучения торгам.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) в части размещения в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее — реестр договоров) информации и документов, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 5.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 223-ФЗ порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с Законом N 223-ФЗ), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Согласно подпункту 10 пункта 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 план закупки товаров (работ, услуг) содержит срок исполнения договора (год, месяц).

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона N 223-ФЗ порядок ведения реестра договоров, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 (далее — Правила).

Пунктом 2 Правил установлен перечень информации и документов, подлежащих включению в реестр договоров.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил в целях ведения реестра договоров заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор либо исполнения или расторжения договора — информацию и документы, указанные в подпунктах «ж», «з» и «л» пункта 2 Правил.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 Правил в реестр договоров включаются информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора, а также наименование страны происхождения поставленного товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг).

Таким образом заказчик в течение 10 дней со дня полного исполнения сторонами договора своих обязательств, предусмотренных договором по приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и оплате договора, размещает в реестре договоров вышеуказанную информацию в порядке, предусмотренном Правилами.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 N 442 Федеральное казначейство определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС), по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также согласно пункту 5 Правил Федеральное казначейство обеспечивает ведение реестра договоров в ЕИС, в связи с чем в случае необходимости получения дополнительной информации по вопросу, указанному в обращении, заявитель вправе обратиться в Федеральное казначейство.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

223-ФЗ: Видео обзор изменений в закупках — 2021 г.

Основная часть изменений вступила в силу с 13.11.2020 г. Позднее вступят в силу следующие изменения:

  • с 01.01.2021 г. – Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 №932 о форме плана закупок и часть изменений, касающиеся закупок для нужд обороны страны (Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 г. №1428);
  • с 01.04.2021 г. – изменения, касающиеся закупок у МСП и СОНО (Постановление Правительства от 17.03.2015 г. № 238);
  • с 01.07.2021 г. – изменения, касающиеся утверждения планов-графиков закупок (постановление Правительства от 30.09.2019 г. №1279), а также отдельные изменения в порядке контроля закупок (Постановление Правительства от 05.08.2020 г. №1193);
  • с 01.01.2022 г. будет внесено дополнение в подпункт «б» пункта 13 Правил ведения реестра контрактов (Постановление Правительства от 28.11.2013 г. №1084) о проверке финансового обеспечения по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества, сформированному в системе «Электронный бюджет».

Изменение в правилах указания единиц измерения и количества закупаемых товаров

В Плане формирования закупки необходимо указывать единицы измерения закупаемых товаров и коды по ОКЕИ, сведения о количестве закупаемых товаров. С 01.01.2021 г. данные сведения необходимы не только для поставки товаров, но при передаче товаров при закупке работ или услуг (пп. 5 п. 1 Постановления Правительства РФ №932 от 17.09.2012 г.). При этом сильных изменений сама форма Плана в данной части не претерпела.

В данном случае в плане закупки не нужно указывать информацию о количестве закупаемых товаров, если эти товары не передаются на баланс заказчика.

В план-график (Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 №1279) следует включить информацию об общем объёме финансового обеспечения по таким закупкам по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимости.

Код формируется для госзаказчиков в системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», что даёт в дальнейшем возможность проверки финансового обеспечения.

При проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ в сфере строительства не требуется указывать в реестре контрактов страну происхождения товара. При этом вся необходимая информация по такой закупке должна содержаться в утверждённой в соответствии с градостроительными нормами проектной документации, включённой в документацию о закупке (п.8 ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ).

Таким образом, общая тенденция изменений в сфере закупок строительных работ согласуется с позицией ФАС России (письмо от 25.06.2020 г. ИА/53616/20) – не следует устанавливать конкретные показатели для товаров, если те не будут передаваться заказчику на баланс. Т.е. если в результате выполнения работ была уложена паркетная доска, которая не передаётся заказчику отдельно от результата, то все требования к ней указываются именно в проектной документации.

Все вопросы, связанные с производством работ, закупкой и использованием инструментов, материалов в ходе строительных работ должны быть урегулированы специальными нормами.

Основной упор сделан на контроль финансирования госзакупок, причём информацию о расходовании средств стремятся максимально детализировать. Также совершенствуются нормативные акты и в отношении внедрения и регулирование работы электронных систем.

План закупки

В плане закупки указывается информация об объёме финансирования за счёт субсидии, каждый код целевой статьи расходов и код видов расходов. В самой форме плана закупки также появилась соответствующая графа для данной информации.

Правила функционирования ЕИС (утв. Постановлением Правительства от 23.12.2015 г. № 1414)

Теперь ЕИС обеспечивает контроль в том числе за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения для осуществления закупок. Кроме того, внесены некоторые технические поправки относительно возможностей ЕИС по формированию информации и документов, хранению и проверке электронно-цифровой подписи.

Изменения обусловлены введением так называемых «малых электронных торгов» при закупках у единственного поставщика.

Статья 93 Закона 44-ФЗ будет дополнена частью 12 (введена Федеральным законом №449-ФЗ от 27.12.2019). С 01.04.2021 г. проведение закупок у единственного поставщика на сумму до 3 млн. рублей можно будет осуществлять по специальной процедуре через электронную площадку.

Статьей 30 Закона 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика отчитаться о проведении определённого процента закупок у МСП и СОНО. Теперь при составлении отчёта о закупках у СМП и социально ориентированных организаций заказчик отдельно будет указывать сведения о заключении контрактов с единственным поставщиком на основании части 12 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Закупки по 223-ФЗ для чайников: последние изменения и комментарии за 2020 год

Реестр контрактов, содержащих сведения о гостайне (постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279)

Теперь в реестр таких контрактов будут включаться также следующие сведения:

  • наименование страны происхождения товара как при закупках товара, так и при закупках работ и услуг;
  • информация о производителе товара.

Для контрактов в сфере строительства данная информация включается в реестр, если товар был принят заказчиком к бухучёту как объект основных средств. Т.е. не нужно отчитываться о том, где произведены товары, которые поставлялись для исполнения контракта, но были использованы в ходе выполнения работ и заказчику не передавались.

Правила функционирования ЕИС (Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 №1414 (ред. от 27.12.2019))

Согласно последним изменениям в пп.б п.2 Правил ЕИС обеспечивает прежде всего контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения. Формулировка п.п.б изменена в связи с тем, что были приняты новые Правила для осуществления такого контроля (Постановление Правительства №1193 от 06.08.2020 г.)

В Правила функционирования ЕИС внесены также изменения, касающиеся её технических возможностей. С 01.01.2021 г. внесены технические изменения в правила регистрации участников в ЕИС:

  • иностранные юрлица смогут указывать российский ИНН;
  • добавлена возможность указывать о статусе самозанятого для физических лиц.

Информация будет поступать в ЕИС из ФНС РФ в автоматическом режиме.

Внесены некоторые изменения в Постановление Правительства от 27 ноября 2017 г. №1428, касающееся предоставления сведений о банковских гарантиях при закупках для оборонных нужд.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Профессиональная переподготовка

Государственные, муниципальные и корпоративные закупки

От 7 300 руб Подробнее

Повышение квалификации

Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

От 4 700 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

От 4 300 руб Подробнее

Профессиональная переподготовка

Эксперт в сфере закупок

От 7 500 руб Подробнее

Повышение квалификации по 223-ФЗ

Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

От 3 900 руб Подробнее

Повышение квалификации

Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

От 4 900 руб Подробнее

Так, данным законом предусматривается право заказчика устанавливать либо не устанавливать обеспечение контракта, если выбор поставщика осуществляется:

  • путём запроса котировок (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • запроса предложений (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • у единственного поставщика (в отношении соответствующих операций).

По сделкам, не попадающим под условия, определяемые в Законе 44-ФЗ, заказчик в общем случае обязан устанавливать требования об обеспечении исполнения условий сделки. Заключение контракта при этом происходит только после предоставления исполнителем соответствующих гарантий.

Таким образом, участникам аукционов в рамках 223-ФЗ необходимо в составе аукционной документации уделить внимание вопросу предоставления соответствующих обеспечений и подготовки всех необходимых документов.

Залог денежных средств мало приветствуется у большинства исполнителей (участников торгов), т.к. это связано с неэффективным отвлечением денежных средств из компании. Поэтому банковская гарантия, посредством которой банк берёт на себя ответственность за выполнение поставщиком условий контракта, представляется более привлекательным инструментом.

Сведения о предоставленных в обеспечение государственных контрактах подлежат обязательной публикации на сайте госзакупок.

Обеспечение контракта – обязательство участника (поставщика) перед заказчиком, выраженное в денежной форме или в виде банковской гарантии.

Какие способы обеспечения исполнения контрактов бывают?

Денежное обеспечение

Поставщик может обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Для этого нужно перевести требуемую сумму на расчетный счет заказчика. После исполнения условий договора заказчик возвращает поставщику сумму обеспечения.

Кредит

Получить кредит можно в любом банке, однако нужно быть готовым к тому, что ставки по кредитам всегда выше по сравнению с комиссией, начисляемой за использование банковской гарантии.

Банковская гарантия по 223-ФЗ

Банковская гарантия по 223-ФЗ – установленный законодательством РФ, способ обеспечения исполнения контрактов для электронных торгов в рамках 223-ФЗ. Для получения банковской гарантии поставщик должен заключить соответствующий договор с финансовой организацией. Подать заявку и получить банковскую гарантию можно онлайн.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *