Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютный контроль в рф 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Написать комментарий
почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей и выше (в том числе сделанные в иностранной валюте, если рублевый эквивалент перевода превышает этот порог);
снятие наличных денег, зачисленных на баланс мобильного телефона, если его сумма 100 000 рублей и более;
ставки в лотерее и других азартных играх на сумму от 600 000 рублей (также в числе контролируемых остается выплата выигрыша по итогам участия в азартных играх на ту же сумму).
Также с 2021 года будут контролироваться расчеты наличными и безналичными деньгами, которые проводятся по сделкам с недвижимостью на сумму не менее 3 млн рублей. Пока же такой контроль обязателен только для сделок по передаче права собственности на недвижимость от 3 млн рублей и выше (купля-продажа, мена и рента).
Иными словами, поправки расширяют перечень контролируемых сделок с недвижимостью: теперь добавляется и аренда, и ипотека, и коммерческий наем жилья и т. д.
Поэтому нужно быть готовым подтвердить легальность происхождения своих средств на покупку недвижимости. Это придется сделать, если Росфинмониторинг установит подозрительный характер сделки. Например:
если цена договора намного ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости;
если по сделке передается крупная сумма наличных денег, которая явно не соответствует социальноэкономическому статусу ее участников (например, человек, не имеющий имущества и доходов, покупает элитное жилье).
Подробный перечень этих признаков представлен в разъяснительном Письме Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты от 4 марта 2019 г. № 2192 / 01-01-40/4546.
когда снимаются или зачисляются на счет юридического лица наличные деньги;
когда гражданин покупает иностранную валюту (а вот обычный обмен банкнот с 2021 года исключается из числа подконтрольных операций);
когда открывается банковский вклад в пользу третьего лица и при этом счет пополняется наличными деньгами;
когда гражданин получает выплату по договору страхования жизни или пенсионного страхования.
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
- Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
- Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
- Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
- Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
- Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
- Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
- Последующий, проводимый после завершения сделки.
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
Денежные переводы с 10 января 2021 года будут контролироваться. Какие именно?
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
- Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
- Любые операции между нерезидентами и резидентами.
- Рублевые сделки между нерезидентами.
- Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма |
Экспорт |
Импорт или кредитование |
---|---|---|
до 200 тыс. руб. |
документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции |
|
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. |
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
от 3 млн руб. до 6 млн руб. |
контракт для регистрации |
|
свыше 6 млн руб. |
контракт для регистрации |
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Образец заполнения СПД можно скачать здесь
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка |
Юридические лица |
Должностные лица и ИП |
---|---|---|
до 10 дней |
от 5 до 15 тыс. руб. |
от 0,5 до 1 тыс. руб. |
от 10 до 30 дней |
от 20 до 30 тыс. руб. |
от 2 до 3 тыс. руб. |
более 30 дней |
от 40 до 50 тыс. руб. |
от 4 до 5 тыс. руб. |
При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
Документы, связанные с проведением валютных операций, сроки, порядок их оформления и представления указаны в Инструкции Банка России № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
К документам валютного контроля относятся:
1. Документы, связанные с проведением валютных операций, перечисленные в части 4 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
2. Справка о подтверждающих документах, в том числе корректирующая;
3. Заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля;
4. Заявление о снятии контракта с учета;
5. Заявление об оформлении документов валютного контроля.
Надлежащим образом оформленные документы и информация, требования о представлении которых установлены Инструкцией № 181-И, в 2020-2021 годах направляются в Банк на бумажном носителе и (или) в электронном виде клиентами-резидентами, являющимися:
1. Юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»).
2. Физическими лицами – индивидуальными предпринимателями.
3. Физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Документы валютного контроля должны быть представлены в уполномоченный банк в сроки, установленные Инструкцией № 181-И. Банк проверяет поступившие документы и информацию на предмет достаточности, достоверности, соблюдения установленного вышеназванной Инструкцией порядка заполнения и своевременного представления.
Вышеперечисленные документы валютного контроля представляются, в том числе, по контрактам, требующим постановки на учет.
Согласно Инструкции № 181-И постановке на учет подлежит контракт, общая сумма обязательств по которому равна или превышает следующие эквиваленты:
• для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
• для экспортных контрактов — 6 млн. рублей.
При проведении резидентом валютных операций одной из форм учета по ним является справка о подтверждающих документах (п. 1.5 Инструкции ЦБ № 138-И). О порядке заполнения этой справки расскажем в нашем материале.
Форма справки о подтверждающих документах, а также порядок ее заполнения приведены в Приложении 5 к Инструкции Банка России № 138-И.
Поясним некоторые вопросы заполнения отдельных полей справки о подтверждающих документах:
• в поле «Наименование банка ПС» приводится полное или сокращенное фирменное наименование банка, в который резидент представляет справку;
• в поле «Наименование резидента» указывается полное или сокращенное фирменное наименование лица, представившего справку;
• в поле «По паспорту сделки N» приводится номер паспорта сделки, по которому представляются подтверждающие документы, указанные в справке;
• в графе 4 «Код вида подтверждающего документа» отражается один из кодов видов подтверждающих документов, указанных в п. 5 Порядка (Приложении 5 к Инструкции ЦБ № 138-И) и рассмотренных нами в отдельной консультации;
• графа 9 «Признак поставки» заполняется только в том случае, если в графе 4 указаны коды видов подтверждающих документов 01_3, 01_4, 02_3, 02_4, 03_3, 03_4, 04_3, 04_4, 15_3 или 15_4.
Код в графе 9 в 2020-2021 годах может принимать одно из следующих значений:
а) 1 — исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента;
б) 2 — предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты;
в) 3 — исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента;
г) 4 — предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты.
Порядок заполнения остальных показателей справки о подтверждающих документах можно найти в Приложении 5 к Инструкции Банка России № 138-И.
Договором между организацией и банком может быть предусмотрено, что банк сам заполняет справку о подтверждающих документах на основании представленных организацией документов (п. 9.4 Инструкции ЦБ № 138-И).
^К началу страницы
Правила представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365 (далее – Правила).
По всем счетам (вкладам), открытым в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляется один отчет с соответствующим количеством листов № 2 и 3.
^К началу страницы
К валютным относятся операции, установленные п. 9 ч. 1 ст. 1 № 173-ФЗ от 10.12.2003.
По общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
Закон допускает проведение расчетов при осуществлении валютных операций без использования счетов в уполномоченных банках в следующих случаях:
- случаи, установленные ч. 2 и ч. 3 ст. 14 № 173-ФЗ от 10.12.2003;
- за счет средств, зачисленных на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с валютным законодательством (абз.2 ч. 2 и ч. 4 ст. 14 № 173-ФЗ от 10.12.2003).
Случаи, когда резидент вправе переводить и зачислять средства на свои счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установлены ст. 12 № 173-ФЗ от 10.12.2003.
Зачисление денежных средств на счета (во вклады) резидентов в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списание денежных средств с таких счетов (вкладов) осуществляются во всех случаях без ограничений (Указание Банка России от 24.12.2019 № 5371-У).
В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.
Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.
Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.
В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.
Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.
Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.
Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.
Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.
Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями.
Госдума приняла закон о смягчении требований валютного контроля для экспортеров
Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.
Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:
- Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
- Справку:
- о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
- о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
- о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.
Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:
- свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
- подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
- подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
- сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
- служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
- подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
- оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
- таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.
Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).
При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.
Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.
При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).
В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.
Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.
Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.
Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:
- соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
- резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
- нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
- в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
- не соблюден порядок отчетности по сделкам.
За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).
Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.
Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:
- штрафа;
- работ принудительного характера;
- лишения свободы.
Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.
Регулятором финансового рынка в РФ является Центробанк. Также к органам контроля относятся федеральные органы власти, наделенные соответствующими полномочиями Правительством РФ. Также в Законе № 173-ФЗ приведен перечень агентов валютного контроля, которые и будут осуществлять все практические мероприятия, проверки:
- уполномоченные банки (как правило, такие полномочия передаются в рамках банковской лицензии);
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
Функции агентов заключаются в проверке законности сделок и операций, документов участников сделок и операций. Иные лица и организации могут выступать только участниками внешнеэкономических и валютных правоотношений. Например, при совершении внешнеэкономической сделки контрагенты-организации автоматически подпадают под валютный контроль, так как при расчетах будут использовать денежные знаки другого государства.
Базовые формы и принципы, по которым осуществляется валютный контроль в стране, также регламентированы Законом № 173-ФЗ. Реализация следующих принципов направлена, прежде всего, на защиту государственных интересов:
- приоритет мер экономического характера в сфере государственной политики (это означает, что введение жестких мер и санкций допускается в исключительных случаях и только нормативными актами);
- запрет на неоправданное вмешательство госорганов в операции граждан и юридических лиц, совершенные в валюте;
- единство госполитики РФ во внутренней и внешней сфере;
- единство систем регулирования и контроля валютных правоотношений;
- гарантия защиты со стороны государства при реализации валютных операций (такие гарантии даются не только резидентам, но и субъектам иностранных юрисдикций).
Так как агенты валютного контроля действуют в финансовой и банковской сфере, будут применяться и принципы Федерального закона № 395-1. В частности, контрольные мероприятия должны строиться на принципах законности, соблюдения банковской, коммерческой и иной тайны, обязательности предписаний агента контроля.
Среди форм контроля можно выделить предварительную, текущую и последующую проверку. Как следует из названия, предварительный контроль осуществляется при подготовке к совершению сделки, операции или платежа. Текущий контроль проводится непосредственно при совершении операции, обмене валюты, переводах и транзакциях. Последующий контроль осуществляется после фактического завершения сделки, операции, проверки документов и сведений от участников.
Новое в валютном регулировании и контроле
Под валютный контроль подпадают обязательные и добровольные мероприятия, которые будут проводить банки или иные агенты. Законом № 173-ФЗ определены операции, подлежащие обязательному валютному контролю, вне зависимости от их суммы и вида валюты:
- сделки по обороту национальных или иностранных ценных бумаг, если их стоимость полностью или частично выражается в валюте другого государства;
- расчеты между частными лицами и/или организациями (резидентами и нерезидентами), если платеж выполняется в иностранной валюте, либо происходит обмен денежных средств на такую валюту;
- сделки, в том числе по внешнеэкономическим правоотношениям, если для расчета используется иностранная валюта (при этом платеж может быть выполнен и в пределах России).
Особенности осуществления контроля по каждой из перечисленных операций будут незначительно отличаться.
На практике, этапы валютного контроля заключаются в следующем:
- подготовка и передача агенту контроля документации, подтверждающей законность предстоящей сделки;
- открытие специального счета, на котором будут аккумулироваться валютные средства, либо осуществляться перевод (для участников ВЭД такое требование обязательно);
- банк резервирует средства для совершения валютной операции (если у резидента изначально открыт валютный счет с собственными средствами, резервирование не требуется);
- после предварительной проверки банком, проходит сделка с оборотом иностранной валюты или ценных бумаг;
- при совершении операции оформляется паспорт сделки с использованием иностранной валюты;
- агент контроля отображает все сведения о совершенной операции и представленном паспорте сделки в реестры Центробанка (это может происходить незамедлительно после операции, либо по факту проверки документов);
- банк получает резерв со спецсчета, который остался после совершения операции;
- стороны закрывают сделку, формируют и представляют в банк отчетность;
- банк проводит последующий контроль, фиксирует результаты проверки в реестрах Центробанка.
Сроки предоставления документов на различных этапах контроля будут отличаться. Это будет зависеть от условий сделки, статуса контрагентов, правил банка, требований нормативных актов. Например, срок оформления паспорта по внешнеэкономической сделке и передачи его в банк составляет до 30 дней, однако при поставках энергоресурсов этот период меньше – 15 дней.
Точный перечень документации для осуществления контроля при обороте валюты будет зависеть от вида сделки или операции, статуса их участников:
- паспорта физических лиц;
- доверенности на представителей;
- регистрационная документация юридических лиц и ИП (лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, свидетельство ИНН, приказ о назначении руководителя, иные обязательные идентификаторы);
- лицензии и разрешения на совершение сделок, если это требуется по закону (например, это требуется для импорта или экспорта товаров двойного назначения);
- документы о таможенном декларировании;
- договорная документация (контракты, договоры, акты, инвойсы и т.д.);
- паспорт сделки (для разовых операций это требуется не всегда);
- иные документы, предусмотренные для совершения отдельных видов операций и сделок.
В большинстве случаев документацию можно передавать по каналам электронного обмена. Письменное подтверждение всех документов требуется, если это предусмотрено правилами банка, либо участники сделки не имеют действующей ЭЦП.
По итогам проверки документов может выноситься предписание об устранении нарушений закона, в том числе с приостановлением операции или блокировкой счетов. Также при совершении валютных операций контролируется целевое назначение платежей. При возникновении подозрений в отмывании средств у участников сделки могут запрашиваться дополнительные документы и пояснения. Об этом обязательно уведомляется Центробанк РФ, а в ряде случаев, правоохранительные органы РФ и зарубежных стран, международные структуры.
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
2) иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
3) внутренние ценные бумаги:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;
4) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;
5) валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги;
6) резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 427-ФЗ.
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 293-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 398-ФЗ.
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также — органы и агенты валютного контроля).
(Статья в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ.
Комментарий к статье 2
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Комментарий к статье 3
1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).
Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)
3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.
4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.
Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.
Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне».
5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.
6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
1. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
2. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июня 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 406-ФЗ.
____________________________________________________________________
Часть 3 настоящей статьи в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации вступил в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 19 июня 2005 года) — см. подпункт 2 пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
4. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
5. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.
Комментарий к статье 5
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Комментарий к статье 6
(статья не действует с 1 июля 2006 года — абзац третий пункта 3 статьи 26 настоящего Федерального закона (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 131-ФЗ).)
Комментарий к статье 7
Много изменений по валютному контролю было в 2021 году. Прежде всего, поменялась инструкция Центробанка. С 01.03.18 действует новая инструкция №181-И от 16.08.17. Помимо этого в федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.03 «О валютном регулировании и валютном контроле» также внесены изменения. Благодаря этим изменениям введен новый порядок валютного контроля. В 2021 году все изменения, введенные в 2021 году, продолжают действовать. Основные изменения отражены в таблице.
Что изменилось | Примечание |
Упростился валютный контроль | При сделке меньше 200 000 рублей действует упрощенная форма валютного контроля. В этом случае подавать документы в банк не нужно. Контракт регистрируется в течение дня. |
При импортной сделке на сумму от 3 000 000 рублей и больше, контракт необходимо поставить на учет в банк | |
При экспортной сделке на сумму от 6 000 000 и больше, контракт необходимо поставить на учет в банк | |
Справка о валютных операциях отменена | При сделке от 200 000 рублей и выше организации и индивидуальные предприниматели должны предоставить в банк документы по сделке, а справку не надо |
Паспорт сделки отменен | Теперь, чтобы банк поставил на учет контракт, ему присваивается уникальный номер |
СПД теперь единая форма учета | Если сделка прошла, ее участники – резиденты и нерезиденты
– предоставляют в банк информацию о виде кода операции |
Ведомость валютного контроля делает банк | Теперь не требуется ведомость валютного контроля (ВВК) от организации, ее делает сам банк |
Стало больше требований, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию | Теперь организации и индивидуальные предприниматели должны указывать в контракте сроки оплаты и выполнения заказа. Если этого нет, банк может отказать в проведении валютной операции |
Благодаря этим изменениям валютный контроль не занимает так много времени. Необходимо отметить, что для соблюдения лимитов, учитывается сумма всех платежей по контракту.
При упрощенном валютном контроле, банк запрашивает следующие сведения по сделке:
- название организации, которая является второй стороной сделки;
- страна этой организации;
- номер, дата контракта;
- реквизиты счета;
- сумма контракта;
- валюта контракта;
- вид сделки (экспорт, импорт и т.д.);
- тип оплаты (предоплата, оплата после)
Уникальный номер присваивает банк, для этого необходимо предоставить контракт. Банк присваивает ему номер и вносит в базу. Уникальный паспорт сделки требуется в следующих случаях.
Сумма сделки,в рублях | Условия для присвоения уникального номера |
3 000 000 | уникальный номер присваивается, если организация занимает или дает взаймы деньги, а также покупает |
6 000 000 | уникальный номер присваивается, если организация получает деньги от клиента |
В 2021 году активно обсуждалась идея отмены валютного контроля. Сразу две организации Минфин и Центр стратегических разработок (ЦСР) предложили свое видение проблемы. Минфин предлагает внести следующие изменения:
- снять часть обязательств с резидентов по репатриации экспортной выручки;
- смягчить наказание для физических лиц за незаконные валютные операции
Первый пункт должен облегчить поступление денежных средств от нерезидентов на зарубежные валютные счета. Не смотря на то, что Минфин предлагает очень сильно смягчить валютный контроль, тем не менее, он не предлагает полностью отменить его, в отличие от Центра стратегических разработок. Нужно сказать, что пришло время что-то менять в этой области, потому что наличие проблем налицо. В настоящее время организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются экспортом, подвергаются постоянным штрафам по валютным операциям. Штрафы можно получить, даже в тех случаях, когда от российской организации мало что зависит, например, за нарушение сроков поступления выручки в валюте на счет резидента, хотя эта ситуация от него совершенно не зависит. Как итог, организации и индивидуальные предприниматели должны оформлять большое количество дополнительных документов, например, допсоглашений по просрочкам, нести дополнительные затраты и по деньгам и по времени, а это не лучшим образом сказывается на экспортных отношениях.
Предполагается, что физические лица смогут спокойно зачислять на свои зарубежные счета денежные средства, которые ни получили от нерезидентов. Правда для этого придется выполнить ряд условий, а именно:
- банк, в котором открыт счет, должен находиться на территории государства, которое входит в ОЭСР или FATF;
- государство, которое относится к ОЭСР или FATF должно заключить многостороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией – первый вариант;
- государство, которое относится к ОЭСР или FATF должно заключить с Россией двухстороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией – второй вариант;
- общая сумма на зарубежных счетах за год не должна превышать 600 000 рублей или столько же, но в валюте либо остаток средств на конец года не должен быть больше 600 000 рублей.
ОЭСР – это организация экономического сотрудничества и развития, в нее входят 36 стран.
FATF – это группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, в нее входят 40 стран.
В настоящий момент физические лица могут получать денежные средства от нерезидентов на свои зарубежные счета, только в ограниченных случаях, например, при сдаче в аренду зарубежной недвижимости, либо продажи зарубежной недвижимости и т.д. После принятия поправок ситуация изменится. Новый проект также предлагает уменьшить отчетность по иностранным счетам физических лиц. В настоящий момент, те резиденты, у которых есть счет за рубежом, должны постоянно отчитываться в налоговые органы, как минимум раз в год.
Сразу нужно сказать, что не все страны подойдут в качестве тех, куда можно перечислять свои деньги. Страна не только должна состоять в ОЭСР или FATF, но также должна осуществлять автоматический обмен информацией с Россией. Не все страны отвечают двум этим требованиям, например, США хоть и состоит в ОЭСР, но не присоединилась к международному обмену информацией, а вот Кипр обменивается информацией с Россией, но при этом не является членом ОЭСР. Из стран популярных у россиян, обоим требованиям отвечают Германия, Великобритания, Франция, Дания.
Как уже было сказано, ответственность за нарушение валютного контроля планируется максимально смягчить. Планируемыми изменениями можно назвать ряд решений:
- освободить экспортеров от ответственности, в случае, если валютная выручка поступила не вовремя;
- освободить экспортеров от ответственности, в случае, если была задержка возврата аванса по импорту
До 2021 года, если резидент переводил свои деньги на свой зарубежный счет, минуя свой счет в уполномоченном банке в России, по отношению к нему применялись административные санкции. Сейчас Минфин предлагает убрать административные санкции, если резидент перечислит всю сумму денежных средств, которая поступила на его зарубежный счет, в уполномоченный банк не позднее 30 дней.
Помимо этого предлагается отменить штрафные санкции экспортерам в ситуациях, когда они не в состоянии повлиять на ситуацию. Это касается ситуаций, связанны х с просрочками по оплате или нарушения других условий экспортного контракта, претензий со стороны иностранных контрагентов.
Для резидентов – юридических лиц предлагается отменить требование о возврате выручки в Россию, если контракт оплачивается в рублях. В этом случае у организаций будет выбор перечислить денежные средства в российский или зарубежный банк. Однако если компания выберет зарубежный банк, она в любом случае должна будет уведомить уполномоченный банк в России об этом. Если она не сделает это в течение 30 дней, ей будет грозить штрафные санкции. В настоящий момент законодательство требует, чтобы экспортеры переводили деньги, полученные от своих иностранных партнеров, в Россию.
Несмотря на то, что государство – это главный регулятор финансовых операций, оно действует через уполномоченные органы:
- Правительство РФ;
- Министерство финансов РФ;
- Центральный банк РФ;
- Таможенный комитет;
- органы исполнительной власти субъекта РФ.
Это – верхушка валютного контроля. Ниже находятся непосредственные исполнители законов: банки и кредитные организации. Они работают с лицами, осуществляющими операции в валюте.
При этом коммерческие банки – это не бесправные организации, которые выполняют указания клиента. У них имеются полномочия по блокировке счетов, запрете перевода денег при невыполнении требований законодательства. Поэтому, принимая на обслуживание гражданина или организацию, они в первую очередь заключают с ним договор и разъясняют все положения закона.
К органам валютного контроля относится также ФНС. Хотя ведомство выполняет в данной сфере относительно небольшой перечень функций, без его согласования невозможно проведение некоторых операций.
Валютный контроль – это одна из главных задач государства по формированию экономического пространства для участия в нем не только граждан РФ и российских предприятий, но и зарубежных партнеров. С целью организации единой монетарной политики государство в лице уполномоченных органов проводит контроль за обращением валюты и сделками, совершенными с ее участием. Главное условие – невмешательство в дела граждан и организаций до тех пор, пока их действия не нарушают законы РФ.
Илья Ясинский рассказал, что в 2020 году наметился тренд на снижение сомнительных операций:
- вывод денежных средств за рубеж снизился в 1,7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
- обналичивание денег сократилось в 1,4 раза;
- транзит средств уменьшился на 12 %.
Этих показателей достигли благодаря онлайн-мониторингу. Однако обналичивание средств по исполнительным листам увеличилось в 1,9 раза. Банк России рекомендует уделять особое внимание этой схеме. Кроме того, выросло число операций по выводу денег в рамках авансирования импорта без последующей поставки товара на территорию РФ.
ЦБ планирует выпустить рекомендацию, где посоветует банкам не отказывать клиентам с низким уровнем риска в проведении операций, даже если эти операции соответствуют критериям сомнительных.
Также готовят закон об автоматическом доступе банков ко всем данным физических лиц и юридических лиц. Банки будут получать информацию об изменении номера телефона клиента, его отчислениях в ПФР, ИФНС и другие.
Банк России работает над созданием механизма удаленной идентификации физических лиц в единой биометрической системе. Клиенты банков смогут получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность с помощью изображения лица и голоса.
Сам термин «валютный контроль» обозначает ряд действий со стороны специальных органов по соблюдению законодательных норм, связанных с валютными операциями. В России за сделками с участием иностранных денежных единиц следят Центробанк, Министерство финансов, местные исполнительные власти, а также правительство и таможенная служба.
Впрочем, конкретные действия по осуществлению контроля проводят специальные агенты — коммерческие банковские учреждения с соответствующей лицензией. Они добровольно берут на себя обязанности по контролю за операциями с валютой, а взамен получают вознаграждение за каждую проведенную транзакцию.
Помимо контроля за соблюдением норм действующего законодательства, агенты отслеживают легальность операций, достоверность сведений, указанных в сопроводительных документах, а также следят за выполнением обязательств, указанных в договорах.
Интересно, что многие европейские страны отказались от какого-либо надзора в сфере валютных операций — сегодня около 50 стран мира, включая Россию, используют механизмы ВК.
В нашей стране валютный контроль позволяет отсекать неправомерное вмешательство государственных и муниципальных властей в операции, связанные с использованием валюты. Защита прав всех участников — резидентов и нерезидентов — гарантируется на государственном уровне.
В своей работе агенты валютного контроля вправе использовать различные проверки, информационные запросы в разные инстанции, а также анализ собранных сведений. При этом сам ВК делится на три вида:
- первичный — до момента совершения транзакции проверяется легальность документов и источников дохода;
- текущий — выполняется в ходе осуществления перевода;
- последующий — выполняется уже после завершения валютных транзакций.
Важным принципом функционирования ВК, помимо законности и обязательности к исполнению для всех, является и соблюдение коммерческой тайны. То есть законом гарантируется, что детали валютных операций не станут достоянием общественности и не будут переданы третьим лицам.
Согласно законодательству РФ, валютный контроль касается только трех видов операций:
- сделки с ценными бумагами, если номинал последних выражается в иностранной валюте;
- любые денежные операции между резидентами и нерезидентами РФ;
- расчеты с использованием денежных единиц зарубежных стран (например, в соответствии с контрактом, заключенными между российской и иностранной компанией).
Обратите внимание! Если Российская компания закупает товар у иностранного поставщика, но в Россию его не ввозит, то сделка не попадает в фокус валютного контроля.
Агентами ВК принято называть организации, наделенные соответствующими полномочиями в рамках лицензий, полученных от Центробанка. Это могут быть коммерческие и государственные банки, госкорпорации (Внешэкономбанк). Кроме этого, в роли агентов могут выступать исполнительные структуры, например ФНС.
В своей деятельности агенты ВК имеют право:
- оформлять расчетные счета для участников международных валютных операций;
- проверять поступающие документы на легальность и легитимность;
- регистрировать сведения, относящиеся к совершению валютных расчетов, для последующей записи в базы данных;
- закрывать операции, если это предусмотрено договором;
- составлять отчеты по всем проведенным расчетам.
В зависимости от специфики проводимой сделки, этапы валютного контроля могут незначительно различаться. Однако практически всегда процесс выглядит следующим образом:
- подготавливается пакет документов, необходимых для легализации сделки (конкретный перечень можно получить в банке, через который планируется провести расчеты);
- при необходимости открываются валютные и транзитные счета;
- агент ВК проверяет подлинность документов, и если всё в порядке, то проводит операцию;
- если сумма контракта превышает 3 млн рублей, банк регистрирует договор;
- информация о совершенных операциях заносится в базы данных;
- по окончании сделки составляется отчетность, а сама операция закрывается.
Обратите внимание! С 1 марта 2018 года произошла отмена паспортов сделки для контрактов, касающихся импорта или экспорта. Теперь банк уполномочен самостоятельно регистрировать сделку, если сумма в договоре по ней превышает 3 млн рублей или эквивалент в иной валюте.
Изменения в валютном законодательстве, вступившие в силу в марте 2018 года, предусматривают, что банки могут потребовать дополнительные документы по любым сделкам, вне зависимости от суммы расчетов. Но при этом в перечне официальных бумаг будут только те, что непосредственно относятся к конкретной сделке:
- справки о государственной регистрации участников договора;
- таможенная декларация и иная документация;
- контракты, инвойсы, счета;
- доверенность на проведение валютной операции.
С 2019 года при сделках до 200 тысяч рублей отправлять документы в банк не нужно (исключение составляют особые случаи, при которых есть повод усомниться в законности сделки). Достаточно указать сведения, необходимые для совершения банковской операции:
- наименование зарубежного партнера и страну его регистрации;
- реквизиты счета получателя, сумму сделки и валюту, в которой она проводится;
- данные по контракту — его номер, дату подписания;
- вид сделки — товарная (экспортная или импортная), оказание услуг, предоставление или возвращение займа и т. д.;
- особенности платежа (например предоплата).
Специфика оформления сведений зависит от требований банка: в некоторых случаях достаточно отправить письмо на электронную почту или по пунктам перечислить нужные сведения консультанту в банковском чате.
По новому закону банк обязан указывать, какие ошибки найдены в валютных договорах, чтобы заинтересованные стороны могли их оперативно устранить. До этого банковские компании лишь фиксировали факт наличия ошибок, но искать их приходилось самостоятельно.
Также среди нововведений имеет место обязательное условие для резидентов и нерезидентов указывать сроки оплаты по договору, а также срок выполнения всего контракта в целом.
Важно, чтобы все документы, предоставляемые в банк, были необходимым образом легализованы, а при необходимости сопровождались переводом на русский язык (лучше — нотариально заверенным).
Контролирующие органы строго следят за исполнением требований закона, касающихся валютных операций. Нарушениями при этом считаются:
- нарушение сроков, определенных для подачи отчетов или уведомлений (например, об открытии валютного счета нужно сообщить налоговой службе в течение 14 календарных дней);
- использование заведомо ложных сведений в документах, относящихся к сделке;
- нарушение сроков, указанных в договоре (штрафы начисляются даже в том случае, если виновником задержки валютных средств является зарубежный партнер);
- игнорирование обязанности по возврату средств, поступивших от нерезидентов, на территорию РФ (проще говоря, если деньги от иностранного партнера «затерялись» на оффшорных или иных счетах).
За нарушение валютного законодательства предусмотрено несколько видов ответственности:
- гражданско-правовая — сделку могут просто приостановить или вовсе аннулировать;
- административная — накладываются штрафы в зависимости от характера нарушения (обратите внимание, что при повторных нарушениях размеры штрафных санкций резко возрастают);
- уголовная, включая лишение свободы.
Основные денежные штрафы накладывает ФНС. Если речь идет о нарушении закона во время проведения таможенных операций, то вправе подключиться и ФТС.
Подробнее о размере штрафных санкций можно узнать из статьи 15.25 КоАП РФ. В частности, юридические лица могут получить «письма счастья» за просроченные или вовсе не предоставленные отчеты, неправильное хранение или оформление документов.
Статья 193 УК РФ предусматривает крупные денежные штрафы (до 1 млн рублей) или ограничение свободы на срок до 10 лет за фальсификацию документов, предоставление неверных сведений, незаконный вывод средств за границу (в том числе группой лиц или с использованием подставных компаний).
Важно! Срок исковой давности по нарушениям административного характера составляет 2 года. Это значит, что в 2019 году можно получить штрафы по нарушениям, совершенным в 2017 и 2018 годах.
Как пройти валютный контроль в банке
Важно! Валютные ценности представляют собой денежные средства и ценные бумаги других стран, номинальная стоимость которых выражается не в российской валюте.
Мероприятия, предполагающие контроль за валютными ценностями, представлены некоторыми ограничениями, относящимися к таким сферам, как:
- Взаиморасчеты по сделкам в импортной и экспортной сфере.
- Законодательные ограничения в случае обмен валюты.
- Финансовые переводы денежных средств физическими или юридическими лицами.
- Возможность ввоза денежных средств.
К основной причине контроля относят вероятность повышенного спроса на покупку валюты иной страны.Обычно, данные меры имеют отношение к ограничениям в отношении импортных операций. К примеру, покупка валюты на определенную сумму для оплаты контракта возможна после оформления необходимых документов и получения соответствующего разрешения у органов контроля.
В качестве еще одного направления можно выделить контроль экспортных операций. При получении российской компанией оплаты в валюте, потребуется часть ее продать (либо всю полностью) государству по определенному курсу. Какая именно часть полученной валюты подлежит обмену, зависеть будет от экономической ситуации в стране.
Помимо этого, по некоторым видам сделок банки должны ставить в известность органы контроля. К таким сделкам относят:
- Возврат российской организацией аванса, полученного ранее в иностранной валюте, нерезиденту.
- Выплату штрафов иностранным фирмам, когда их размер превышает 1/10 части суммы сделки.
- Предоставление услуг, оплата за которые предусматривается в иностранной валюте, нерезидентам зарегистрированным в оффшорной зоне.
- Реализация товаров (услуг) российской организации иностранной компанией, зарегистрированной в оффшорной зоне в случае оплаты в валюте.
Выделить можно следующие сферы ограничений:
- По направлению движения (приток/отток) капитала.
- Исходя из разграничений сферы приложения. Контроль касаетсяпредпринимательской деятельности и вопросов, связанных с движением капитала.
- Разные способы контроля, к примеру, регламентация, ограничение операций, а также их запрет.
- Разные области применения, например, к операциям резидентов РФ и нерезидентов.
Все ограничительные меры касаются одной из следующих категорий:
- обязательное лицензирование в случае покупки валюты, а также при проведении валютных операций;
- обязательная продажа части полученного в валюте дохода государству по определенному курсу;
- временные и количественные ограничения для проведения расчетов.
Важно! Любые ограничительные меры в первую очередь направлены на капитал, уходящий или поступающий в нашу страну.
Согласно норм валютного права, субъектами рассматриваемых правоотношений являются:
- резиденты РФ;
- нерезиденты РФ;
- организации (включая государственные и частные), а также банки, которые по законодательству РФ должны осуществлять контроль в рассматриваемой сфере правоотношений (органы и агенты валютного контроля).
Под валютной правоспособностью подразумевают, что субъекты указанных правоотношений имеют как определенные права, так и обязанности в валютной сфере.Валютная дееспособность – право лица на самостоятельное (а также посредством представителя) приобретение, прекращение и изменение прав и обязанностей в данной сфере. Также это подразумевает ответственность субъектов при нарушении ими законодательных норм, регламентирующих эту сферу.
Важно! Нарушение законодательства о валютном контроле, при котором партнер попадает под валютные ограничения, грозит участникам штрафом в размере 75-100% от суммы сделки.
Изменения валютного законодательства, произошедшие в последнее время, дают большее количество возможностей для всех граждан. Но это не означает, что ограничения стали более лояльными и появилась возможность получения зарплаты в валюте, а также проведения валютных операций.