Компенсация гсм сотрудникам использующих личный транспорт 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация гсм сотрудникам использующих личный транспорт 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Работник, согласившийся эксплуатировать свой личный транспорт по поручению работодателя, может быть уверен в том, что компенсация будет ему выплачена, если наниматель позаботился о формировании пакета документов, включающего в себя:

№ п/п. Документ Подробные сведения
1 Копия свидетельства о регистрации транспортного средства Данный документ обязан присутствовать, поскольку у работодателя будут проблемы с контролирующими органами, если окажется, что автомобиль не принадлежит сотруднику.
2 Соглашение между сотрудником и нанимателем об эксплуатации личного авто работника в служебных целях ● Если условия об использовании своего ТС были оговорены в момент приема на работу, можно включить текст соглашения в трудовой договор.

● Если необходимость в эксплуатации личного транспорта сотрудника возникла уже в период работы, соглашение оформляется как приложение или дополнение к трудовому соглашению.

3 Документы учета служебных поездок

(если работодатель использует собственные бланки для оформления документов учета служебных поездок, формы должны быть утверждены в составе учетной политики, а на таких формах должны присутствовать все реквизиты первичного документа)

● Маршрутные листы, журнал учета служебных поездок и любые иные документы – если компенсация выплачивается в фиксированном размере, без принятия во внимание “пробега в служебных целях”.

● Путевой лист – если расходы возмещаются исходя из “служебного” пробега (показания можно снимать с одометра, с GPS-навигатора).

4 Платежные документы

(накладные, квитанции, чеки об оплате ГСМ, автостоянки, техобслуживания, автомойки и т.д.)

Расходы на ГСМ могут компенсироваться на основании:

● норм Минтранса;

● норма расхода горюче-смазочных материалов в тех. документации ТС;

● фактического расхода ГСМ на 100 километров пробега “по служебным нуждам”.

5 Расчет суммы компенсации Правила исчисления суммы возмещения могут указываться в:

● методике, составленной работодателем;

● тексте соглашения об эксплуатации личного транспорта сотрудника.

Величина возмещения может быть прописана в:

● трудовом договоре, дополнении к договору, дополнительном соглашении (если размер компенсации фиксированный);

● расчетном листке (калькуляции, расчете);

● приказе.

Компенсация за ГСМ сотруднику при использовании личного транспорта в 2021 году

Ошибка: Сотрудник фирмы, работающий на складе, вынужден был осуществить длительную поездку на завод за не доставленным в срок материалом на собственном автомобиле. Он не потребовал компенсации стоимости бензина от работодателя, поскольку думал, что на возмещение подобных расходов имеют право только сотрудники, чья ежедневная работа связана с разъездами.

На самом деле, правом на компенсацию ГСМ обладает любой сотрудник, который по договоренности с руководством (не самовольно) отправился в деловую поездку на личном транспорте.

Ошибка: Сотрудник фирмы не потребовал компенсации горючего после того, как совершил служебную поездку на личном грузовике, поскольку поездка имела разовый характер, обычно эксплуатировался транспорта из автопарка предприятия.

Даже если служебная поездка на личном автомобиле была разовая, работнику по-прежнему полагается компенсация стоимости ГСМ.

Следует отметить, что в случае, если работник получает компенсацию за горючее, которое он приобрел самостоятельно, налоговики усматривают налогооблагаемый доход работника (Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 05.01.17 г. № 104/6/99-99-13-02-03-15; ОИР, категория 103.02). Однако такая позиция не может быть применена, если работнику компенсируются расходы, понесенные им в командировке.

В анализируемой ситуации нужно руководствоваться подходом, изложенным в ОНК № 181 и ОИР (категория 103.04), относительно возмещения расходов, понесенных работником во время командировки за собственные средства. И согласно этой логике заполнение работником авансового отчета относительно горючего и утверждение такого авансового отчета руководителем предприятия будет свидетельствовать о хозяйственности приобретенного горючего и о компенсациях уплаченных сумм без налоговых последствий.

Однако для списания ГСМ и компенсации их стоимости работнику советуем пользоваться утвержденными нормами на их расходование. Ведь есть угроза, что сверхнормативные расходы ГСМ налоговики расценят как дополнительное благо командированного работника.

Использовать собственное имущество сотрудник вправе с ведома и согласия работодателя. Согласие на работу на личном автотранспортном средстве закрепляют в письменным виде. Договоренность вписывают в трудовой договор сотрудника или допсоглашение к нему. В этом же документе указывают, каким образом осуществляется оплата ГСМ работнику и в каком размере покрывают издержки.

Компенсация ГСМ в 2020 году: кому, что и как компенсировать

Расходы, понесенные при исполнении обязанностей, нужно полностью возмещать работнику, если соблюдены требования:

  • работник является штатным кадром;
  • должностная инструкция предполагает разъездные мероприятия;
  • факт использования личного транспорта согласован с работодателем;
  • издержки подтверждены документально.

Возмещение затрат производится в отношении любого сотрудника предприятия, использующего личное авто с целью исполнения своих служебных обязанностей.

Для корректного учета расходов необходимо правильно составить документальную базу. С образцами соглашений, приказов и заявлений руководители могут ознакомиться в интернете.

Приказ руководства о возврате сумм, потраченных на авто “по работе”, создается на основании трудового договора, дополнительного соглашения и должностной инструкции, в которой прописан характер выездов и их периодичность.

Сам приказ должен содержать в себе номер паспорта транспортного средства, описание технических характеристик автомобиля, установленную сумму ежемесячной (ежедневной) выплаты и весь перечень покрываемых работодателем издержек.

В документе должна быть прописана фамилия бухгалтера или иного сотрудника, ответственного за выплату компенсаций. Он должен быть ознакомлен с документом и уведомлен должным образом.

При определении размеров компенсации учитываются фактически понесенные работником расходы, подтвержденные специальными документами: чеками с АЗС, путевыми листами и т.д. Во внимание принимаются и технические характеристики транспортного средства.

Нормы выплат установлены соответствующим Постановлением Правительства. Максимальный их размер ограничивается следующими показателями:

  • для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 см3 включительно – 1200 рублей в месяц;
  • для легковых автомобилей с объемом двигателя выше 2000 см3 – 1500 рублей в месяц;
  • для мотоциклов – 600 рублей в месяц.

Для возмещения ГСМ и прочих издержек, возникающих при использовании личного автотранспорта, работник должен согласовать их размер с работодателем, который согласно законодательству, обязан подготовить и передать документацию в бухгалтерию. Грамотно подготовленная нормативная база исключит возникновение возможных трудовых споров и поможет уменьшить объем налогов.

  1. Получение компенсации за строительство дома материнским капиталом
  2. Выходные пособия и компенсации при увольнении
  3. Получение компенсации за неиспользованный отпуск страховыми взносами
  4. Какая компенсация ГСМ в 2021 году

    • «Дебет-Кредит» 2021
    • «Дебет-Кредит» 2020
    • «Дебет-Кредит» 2019
    • «Дебет-Кредит» 2018
    • «Дебет-Кредит» 2017
    • «Дебет-Кредит» 2016
    • «Дебет-Кредит» 2015
    • «Дебет-Кредит» 2014
    • «Дебет-Кредит» 2013
    • «Дебет-Кредит» 2012
    • «Дебет-Кредит» 2011

    Если работа сотрудника не связана с ежедневными разъездами, то не стоит устанавливать ему компенсацию за износ транспорта в фиксированной сумме в месяц. Иначе возможны разногласия с контролирующими органами относительно ее налогообложения. Ведь непонятно, как учитывать компенсацию для этих целей — в полной сумме или из расчета дней фактического использования транспортного средства для служебных поездок. Вот что нам разъяснили относительно НДФЛ.

    Вот если бы в тайге(тундре)без проблем можно было бы как оформить расходы на бензин директору любым бензином и в супермаркете преобресть качественное импортное масло и поломавшуюся запчасть к своей любимой «иномарке»,то пожалуй большинство пересело бы на Ямахи и протчие бонбардье.

    Чтобы сотрудник мог получить компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях 2019 гг., необходимо, чтобы с фактом использования личного имущества в служебных целях был согласен/ознакомлен работодатель. Во избежание возникновения спорных ситуаций пополучению права на компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях 2019 рекомендуем согласие работодателя оформить в письменной форме, к примеру – в виде соглашения.

    — путевой лист по форме, утвержденной Работодателем, с указанием подробного маршрута следования по служебным поручениям. Следите, чтобы работник предоставлял вам полную информацию о маршруте движения по служебным делам на его автомобиле. Если, предположим, в путевом листе не будет сведений о конкретном пункте следования автомобиля, то даже суд может признать, что такие путевые листы не подтверждают служебный характер поездок и поэтому не могут быть основанием для признания затрат в расходах, уменьшающих налог на прибыл ь Постановление АС МО от 08.04.2015 № А40-108772/14

    Командировка на личном авто работника и компенсация стоимости горючего

    Обратите внимание: когда путевые листы выдаются на неделю или смену продолжительностью в несколько дней, и последнее число месяца приходится на середину недели или смены, придется выписать два путевых листа. В одном отразить поездки с начала недели (смены) и до конца месяца, в другом — с начала месяца и до конца недели (смены). Это позволит бухгалтеру разнести затраты по месяцам.

    • Характеристики транспортного средства (тип ТС (легковой, грузовой), марка, год выпуска, регистрационный знак, рабочий объем двигателя и другие существенные характеристики);
    • Размер компенсации;
    • Расходы, которые подлежат возмещению, их размер (или порядок расчета) и порядок подтверждения;
    • Порядок и сроки выплаты компенсации и сумм возмещения расходов.

    В соглашении между руководителем и подчиненным есть возможность указать 2 вида компенсации одновременно: и на ГСМ-расходы, и на износ автотранспорта. В законодательстве не прописаны конкретные суммы, поэтому мера возмещения затрат за пользование собственным автомобилем устанавливается в каждой организации.

    На возмещение горюче-смазочных материалов работникам, которые используют принадлежащие им автомобили в служебных целях, организация может потратить не более 1,5 тысяч рублей в месяц. Минфин напомнил о дифференцировании этой суммы в зависимости от типа используемого транспортного средства и об экономической обоснованности таких расходов.

    • Во-первых, необходимо заключить трудовой договор с сотрудником, в котором предусмотреть, что его личный автомобиль будет использоваться в служебных целях.
    • Во –вторых можно составить договор аренды, согласно которого организация арендует у работника его авто.
    • В-третьих, подпишите договор на разовое оказание услуг по перевозке, если эта услуга не будет носить постоянный характер.

    Компенсация ГСМ: что это такое, кому и как ее выплачивают

    Суммы компенсации, выплачиваемые в фиксированном виде, рассчитываются по дням фактической эксплуатации транспорта. При расчете определяется ежедневная величина как частное от договорной ежемесячной суммы и числа рабочих дней в месяце (согласно производственного календаря). Сумма, причитающаяся к выплате, находится как произведение дней эксплуатации транспорта и ежедневной компенсации.

    При отсутствии договоренности о выплате фиксированной суммы размер компенсации устанавливается по документам. Для подтверждения того, что выплачиваемые суммы являются компенсацией, требуется тщательная подборка документов с требуемым составом реквизитов и в соответствии с требованием об экономической целесообразности.

    Для подтверждения того, что выплата не является доходом работника, а компенсацией, потребуется иметь в наличии ряд документов и соблюсти порядок оформления. В случае, когда потребность в использовании транспорта для исполнения рабочих обязанностей производится после трудоустройства, стороны заключают отдельное соглашение к трудовому контракту о передаче транспорта или договор аренды.

    Порядок действия Описание условий
    Подача работником заявления Если договоренность об привлечении личного ТС достигается на этапе трудоустройства, о чем вносится соответствующее условие в трудовой контракт, отдельное заявление не представляется
    Представление документов на транспортное средство В составе документов сотрудник представляет ПТС, доверенность на право управления автомобилем
    Достижение договоренности с работодателем Устанавливаются условия, удовлетворяющие требованиям обеих сторон
    Заключение договора Оформляются договор аренды или передачи транспорта в длительное использование
    Составление акта приема-передачи Документ содержит данные о транспорте и подтверждает факт передачи транспортного средства

    Управление транспортом может осуществляться самим владельцем либо иным лицом, назначенным работодателем. Договор аренды заключается на передачу транспортного средства с водителем либо без него.

    Если условие управления транспортом не оговорено, водителем автомобиля может быть любое лицо. К договору аренды составляется акт приема-передачи транспорта, подписываемый обеими сторонами.

    Обложение налогом сумм, выплачиваемых физическому лицу, зависит от вида договора, заключенного на эксплуатацию транспорта.

    Тип договора Взимание НДФЛ
    Соглашение к трудовому договору С сумм компенсации налог не удерживается
    Договор аренды Налог взимается со всей суммы выплаты и перечисляется налоговым агентом
    Договор оказания услуг в форме ГПХ

    Суммы компенсации взамен использования транспорта не подлежат налогообложению НДФЛ и начислению на выплаты страховых взносов. Компенсационные выплаты не облагаются в пределах сумм, обозначенных договором и обоснованных документально. Если между сторонами заключен договор аренды, полученные лицом суммы облагаются НДФЛ в размере 13% для резидентов и 30%, когда арендодателем выступает нерезидент.

    Предприятие ООО «Новость» торгового профиля оформило соглашение с работником В. на использование личного транспорта в марте 2017 года. Сумма соответствует норме и составляет 3 000 рублей ежемесячно при условии использования транспорта в течение рабочих дней. Фактическая эксплуатация за март составила 12 дней. В учете предприятия:

    • Рассчитывается сумма компенсации: К = 3 000 / 22 х 12 = 1 636,32 рублей;
    • Начисляется сумма компенсации: Дт 44 Кт 73 на сумму 1 636,32 рублей;
    • Производится выплата работнику на счет: Дт 73 Кт 51 на сумму 1 636,32 рубля.

    Налог при выплате не удерживается. Перевод средств осуществляется одновременно с выплатой заработной платы.

    Предприятия имеют право учесть затраты по выплате компенсации в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль. Суммы относятся к прочим расходам, учитываемым при налогообложении (пп.11 п.1 ст. 264 НК РФ). Компенсация также учитывается при расчете налогооблагаемой базы по единому налогу при использовании упрощенного режима (пп.12 п.1 ст. 346.16 НК РФ).

    При учете расходов ⇓

    • Включение затрат эксплуатации легкового автомобиля производится в размере нормируемых расходов, грузового транспорта – в полной сумме компенсации.
    • Компенсация ГСМ отдельно в состав не включается. По мнению ИФНС, компенсация включает затраты на ГСМ.
    • Сумма компенсации за дни простоя, в которые не эксплуатировался транспорт, не включаются.
    • Подтверждением фактической эксплуатации транспорта служат путевые листы, выписываемые при передвижении транспортного средства.
    • Включаются только суммы, фактически выплаченные лицу.

    При включении затрат требуется иметь полный перечень документов, подтверждающих экономическую оправданность расходов, позволяющих выплачивать компенсацию.

    При проверке ИФНС может исключить компенсацию за использование личного транспорта из состава расходов. Причиной может стать отсутствие оправдательных документов: путевых листов, расчетов, чеков на ГСМ, приказов, паспорта транспортного средства и других обязательных форм. Оспаривание сумм производится в судебной инстанции.

    Спорным вопросом по налогообложению выплат является оформление договора с лицом, действующим по доверенности. Сложный момент состоит в определении понятия личного транспорта. Работодатель может удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы на начисленные суммы либо не применять налогообложение, но отстаивать позицию в суде.

    Практически любая организация в своей деятельности использует автомобильный транспорт — как собственный, так и личный транспорт сотрудников. В данной статье на примере рассмотрим учет и налогообложение компенсаций работникам за использование личного транспорта, разберемся в том, когда путевые листы обязательны и какая ответственность грозит за отсутствие предрейсовых осмотров водителей.

    Часто сотрудники используют для служебных целей свой личный транспорт. Компания может компенсировать такие затраты. На практике при оформлении компенсации за использование личного транспорта не всегда уделяется должное внимание путевому листу. А это один из обязательных документов для правомерного учета компенсационных выплат (письмо Минфина Россииот 13.04.2007 № 14-05-07/6, УФНС РФ по г. Москве от 13.01.2012 № 20-15/[email protected]).

    Путевой лист подтверждает фактическое использование автомобиля в интересах работодателя. Документ должен быть оформлен на каждое транспортное средство, используемое организацией (п. 9 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).

    Кроме путевых листов работник должен предоставить в бухгалтерию:

    • документы, подтверждающие право собственности на машину (копия ПТС);
    • документы, связанные с эксплуатацией автомобиля (например, чеки на ГСМ).

    Порядок возмещения расходов по использованию личного авто должен быть прописан в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.

    Размер компенсации нужно зафиксировать в приказе по предприятию.

    Обратите внимание! Некоторые суды считают, что путевые листы при использовании личного автомобиля не требуются. Это объясняется тем, что работник в таком случае не является водителем и действующее законодательство не предусматривает необходимости вести учет служебных поездок и оформлять путевые листы при использовании личного транспорта (постановления ФАС Московского округа от 19.12.2011 по делу № А40-152815/10-116-694, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 № Ф04-8171/2008(18850-А70-40), ФАС Центрального округа от 10.04.2006 по делу № А48-6436/05-8).

    В штате многих организаций есть водители, которые перевозят товар или доставляют сотрудников. Водители обязаны отчитываться перед бухгалтерией за израсходованное топливо. Для этого нужно заполнять путевые листы с подробным описанием маршрута.

    В путевом листе есть строка для подписи медика, который должен проводить медицинский осмотр перед каждым выездом. Но чаще всего медика в штате нет и водители работают без отметки врача в путевом листе.

    Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно п. 1 ст. 20 этого документа компании, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей.

    Предрейсовый медицинский осмотр нужно делать каждый раз перед выездом транспортного средства.

    Если нет возможности держать в штате врача, можно заключить с медицинским работником договор подряда или оформить его как внешнего совместителя.

    За отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может выписать штраф на руководителя в размере 5 000 рублей, на организацию или предпринимателя — 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП).

    Обратите внимание! Не требуется предрейсовый осмотр сотрудников, использующих личный автомобиль в служебных целях, так как они не являются водителями.

    Выплачиваем работнику компенсацию за использование автомобиля

    Любые расходы должны быть документально подтверждены, только тогда они смогут уменьшить налогооблагаемую базу. Это правило действует и в отношении возмещения расходов работника в связи с эксплуатацией личного автомобиля.

    Для возмещения ГСМ необходимы следующие документы:

    1. Подтверждение права собственности работника на автомобиль (Свидетельство о регисорации ТС).
    2. Приказ о возмещении расходов.
    3. Дополнительное соглашение к трудовому договору, устанавливающее размер возмещения.
    4. Подтверждение служебного характера поездок.
    5. Экономически обоснованный расчет возмещения за расход ГСМ.
    6. Документы, подтверждающие произведенные издержки (чеки, товарные и ККМ).

    Все виды законодательно установленных выплат не подлежат налогообложению.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ, компенсация не облагается НДФЛ, а в соответствии с пунктом 1 статьи 420 НК РФ, на нее не начисляются страховые взносы.

    Письмо Минфина от 24.11.2017 № 03-04-05/78097 напоминает, что необходимым условием для того, чтобы сумма возмещения, выплаченная работнику, не облагалась страховыми взносами и НДФЛ, являются документальное оформление, экономически обоснованные расчеты и подтверждение служебной цели использования личного транспорта.

    Картина в части страховых взносов и НДФЛ более оптимистичная. В 2018 году чиновники неоднократно отмечали: автокомпенсация свободна от этих платежей в размере, определяемом соглашением между компанией и сотрудником. При этом использование машины должно быть связано с исполнением работником трудовых обязанностей.

    Такой вывод следует из пункта 3 статьи 217 и абзаца 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/65170 и от 23.01.2018 № 03-04-05/3235, ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/[email protected]).

    На наш взгляд, интенсивность использования транспорта здесь также нужно принимать во внимание (по аналогии с налогом на прибыль). Ведь ревизоры, скорее всего, посчитают, что характер выплат за дни, когда машина простаивала для служебных целей, не компенсационный. Как результат – доначисление НДФЛ и взносов, штрафы и пени.

    Обратите внимание

    Компенсация за легковые авто и мотоциклы признается в налоговом учете на дату ее выплаты работнику (подп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ). На наш взгляд, эта норма применима и к компенсациям за грузовики. Аналогичную точку зрения не раз высказывали в частных разъяснениях и чиновники.

    Еще один нюанс. Раньше чиновники утверждали, что «прибыльные» нормы надо брать и для целей налога на доходы. То есть с сумм компенсации, превышающих эти смехотворные лимиты, НДФЛ необходимо платить (см. письма Минфина России от 01.06.2007 № 03-04-06-01/171, УФНС РФ по г. Москве от 21.01.2008 № 28-11/4115). Однако арбитры с этой странной позицией не соглашались, совершенно логично указывая: постановление Правительства от 08.02.2002 № 92 выпущено именно для целей налога на прибыль. И установленные им нормы к НДФЛ никакого отношения не имеют (постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06). В итоге чиновники сменили гнев на милость, указав: от налога на доходы свободна компенсация в размере, зафиксированном сторонами (письмо Минфина России от 23.12.2009 № 03-04-07-01/387, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС от 27.01.2010 № МН-17-3/[email protected]). Ведомственная точка зрения, к счастью, до сих пор все та же, что подтверждают в том числе и упомянутые нами разъяснения 2018 года.

    Не обходится без нюансов и в части страховых взносов. Например, иногда ревизоры настаивают на обложении ими всей суммы автокомпенсации. Однако, по мнению арбитров, такая компенсация в пределах размера, установленного соглашением между предприятием и работником, оплатой труда не является. Она не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. А значит, подобные выплаты свободны от страховых взносов (Определение ВС РФ от 25.04.2016 № 302-КГ16-3855).

    Размер компенсации нужно четко обосновать. Для этого надо сделать ее детальный расчет с учетом всех затрат для каждой конкретной машины (износ, расходы на ГСМ, техобслуживание и т. д.). Следует принимать во внимание и интенсивность использования авто в служебных целях (письмо Минфина России от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140). О том, что без расчета компенсаций не обойтись, финансисты упоминали неоднократно (см., например, письма от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/ 65170).

    Если сумма компенсации не будет должным образом обоснована, обвинений в скрытой зарплате, скорее всего, не избежать. Со всеми вытекающими в части НДФЛ и взносов. Могут возникнуть проблемы и с «прибыльными» расходами, поскольку не будет соблюдаться одно из требований статьи 252 Налогового кодекса РФ.

    Обратите внимание

    Оформлять путевой лист надо максимально внимательно! Ведь при отсутствии в нем данных о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования авто в служебных целях (письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). В итоге организацию ждут негативные последствия, например, доначисление налога на прибыль (постановление АС Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015).

    Кстати, следует обосновать и саму необходимость использования авто сотрудника (например, его работа связана с постоянными разъездами, что явствует из должностной инструкции). И еще – ревизоры наверняка захотят ознакомиться с копиями документов, подтверждающих принадлежность используемого имущества работнику (письма Минфина России от 23.01.2018 № 03-04-05/3235, от 01.12.2011 № 03-04-06/6-328).

    Основание для выплаты компенсации работникам – приказ руководителя организации, в котором предусмотрены ее размеры (письмо УФНС РФ по г. Москве от 13.01.2012 № 20-15/[email protected]). От специалиста же потребуется заявление, в котором изложены как его согласие на использование своей машины в служебных целях, так и просьба о компенсации понесенных в этой связи затрат (постановление ФАС Московского округа от 25.09.2012 № А40-104646/11-119-902).

    Безусловно, расходы, понесенные сотрудником в связи с эксплуатацией машины на благо компании, необходимо документально подтвердить. Например, авансовыми отчетами с приложением чеков, квитанций на приобретение ГСМ, расходных материалов и т. д., актами выполненных работ (с расшифровкой их конкретных видов) по техобслуживанию, ремонту и др. Это подчеркнуто, в частности, в письмах ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/[email protected] и Минфина России от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/65170.

    А нужны ли при использовании личного авто в служебных целях путевые листы? Как показывает практика, этот вопрос – один из самых дискуссионных.

    С одной стороны, такие листы предназначены для учета работы транспорта предприятия, а не личных машин его сотрудников. Следовательно, можно обойтись и без них, тем более если специалист не является водителем компании (постановления ФАС Центрального округа от 25.05.2009 № А62-5333/2008, от 10.04.2006 № А48-6436/05-8, Московского округа от 19.12.2011 № А40-152815/10-116-694).

    Некоторые чиновники в частных консультациях высказывали мнение: для списания автокомпенсации на налоговые расходы достаточно приказа руководителя с ее размерами, а также должностной инструкции, говорящей о разъездном характере работы сотрудника. Но с другой стороны, как именно подтвердить фактическое использование имущества физлица в интересах фирмы? Как раз с помощью путевого листа, содержащего дату, цель поездки, конкретный маршрут, пройденный километраж, расход топлива и т. д. Ведь, например, чек АЗС говорит о том, что топливо было куплено, но для чьих нужд – компании или самого работника – непонятно. Поэтому без путевого листа никак (см. письма ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/[email protected], Минфина России от 27.06.2013 № 03-04-05/24421 и др.). Отдельно отмечено, что служебная записка использование личной машины на благо компании не подтверждает (письмо финансового ведомства от 20.04.2015 № 03-03-06/ 22368).

    При отсутствии путевого листа ревизоры наверняка посчитают, что сотрудник получил экономическую выгоду (в той мере, в которой ее можно оценить), а расходы экономически не обоснованы. Как результат – доначисление НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль, штрафы и пени.

    С тем, что использование личного авто на благо фирмы подтверждают путевыми листами, согласны и многие судьи (см. постановления АС Уральского округа от 18.10.2018 № А71-312/2018 и от 16.05.2016 № Ф09-4056/16, АС Северо-Западного округа от 16.03.2015 № А05-6484/2008 и ФАС того же округа от 17.02.2006 № А66-7112/2005).

    Отсюда вывод – лучше подобные документы не игнорировать, а оформлять их четко и внимательно. Конечно, это определенная морока, но оно того стоит. В противном случае претензий от ревизоров, скорее всего, не избежать. Шанс отстоять свою позицию в суде у фирмы, в принципе, есть, однако терять время, силы и испытывать судьбу – занятие, подходящее далеко не для всех.

    Кроме того, некоторые, вполне вероятно, смогут отделаться малой кровью. По мнению финансистов, путевые листы следует составлять с периодичностью, позволяющей судить об обоснованности расходов. Допустим, это можно делать раз в месяц, если учет отработанного времени и расхода ГСМ не пострадает (письмо от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). А значит, допнагрузку на работников и бухгалтерию в ряде случаев удастся снизить до минимума.

    И еще. Имейте в виду – путевой лист не признается первичным документом, который сам по себе удостоверяет хозоперацию (постановление ФАС Уральского округа от 12.03.2014 № А07-11574/2013). Так что без чеков, квитанций, актов и других бумаг, свидетельствующих о понесенных расходах, никак не обойтись.

    Для полноты картины рекомендуем вести еще и журнал учета служебных поездок.

    Компенсация за автомобиль работнику предприятия

    Что касается бухучета, то согласно ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) компенсацию включают в расходы в полном объеме на дату начисления. В налоговом же учете ее относят на расходы (в пределах «прибыльных» норм) на дату выплаты. Нередко компании начисляют компенсацию в одном месяце, а выплачивают в следующем. Это ведет к появлению вычитаемой временной разницы (ВВР) и, как следствие, отложенного налогового актива (ОНА). Эти ВВР и ОНА погашаются на момент выплаты компенсации (п. 17 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

    Кроме того, если компенсация превысит «прибыльный» лимит (что случается почти у всех), образуется постоянная разница и, соответственно, постоянное налоговое обязательство (ПНО).

    Напомним, что приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н в ПБУ 18/02 внесены существенные изменения. Поправки применяются начиная с отчетности за 2020 год. Однако фирма вправе начать делать это и раньше, раскрыв свое решение в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    При начислении компенсации лучше использовать те же счета учета затрат, где отражается и зарплата сотрудника (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.).

    Пример. Автокомпенсация: расчет, налоги, учет

    Работник использует в служебных целях свой легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см. За это физлицу положена компенсация (фирма начисляет ее в конце месяца, а выплачивает в начале следующего месяца). Ее размер складывается из ежемесячного износа машины (8300 руб.), а также стоимости ГСМ и иных затрат, возникающих в процессе эксплуатации авто. Все издержки в целях компенсации принимают в части, которая приходится на время использования машины в интересах работодателя.

    Данные о расходе топлива и пробеге за месяц берут из путевых листов. За текущий месяц стоимость ГСМ составила 29 700 руб., общий пробег машины за месяц – 3300 км, в том числе по служебным нуждам – 2400 км. Других затрат, связанных с эксплуатацией авто, в данном месяце не возникло. Машина использовалась на благо фирмы в течение всех рабочих дней месяца.

    Таким образом, размер компенсации составил 27 636,36 руб. ((8300 руб. + 29 700 руб.) / 3300 км × 2 400 км).

    Вся эта сумма не облагается НДФЛ, страховыми и травматическими взносами. В «прибыльные» же расходы удалось включить только 1500 руб., то есть предельную величину компенсации согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Сверхнормативную сумму – 26 136,36 руб. (27 636,36 – 1500) – в налоговом учете не отражают.

    Бухгалтер компании сделал такие проводки.

    На дату начисления компенсации:

    Дебет 26 Кредит 73
    —27 636,36 руб. – сумма компенсации отнесена на расходы;

    Дебет 99 субсчет «ПНО»
    Кредит 68 субсчет «Налог на прибыль»

    —5227,27 руб. (26 136,36 руб.  20%) – отражено постоянное налоговое обязательство;

    Дебет 09 Кредит 68 субсчет«Налог на прибыль»
    —300 руб. (1500 руб.  20%) – отражен отложенный налоговый актив.

    На дату выплаты компенсации:

    Дебет 73 Кредит 51
    —27 636,36 руб. – компенсация перечислена работнику;

    Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 09
    —300 руб. – погашен отложенный налоговый актив.

    Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда сотрудник управляет машиной по доверенности.

    ФНС России выстраивает такую логическую цепочку. В статье 188 Трудового кодекса РФ речь идет о компенсации за использование работником личного транспорта в служебных целях. В данном же случае машину нельзя считать личным имуществом доверенного лица. А раз так, то нормы пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ к компенсациям за такое авто неприменимы, значит, они облагаются НДФЛ и страховыми взносами в общем порядке (письмо от 13.11.2018 № БС-3-11/[email protected]).

    Отметим, что фискалы в обоснование своей позиции в части налога на доходы дополнительно ссылаются на письмо финансового ведомства от 02.10.2012 № 03-04-08/9-327. Точка зрения Минфина по этому вопросу действительно всегда была негативной для организаций (см. также письма от 21.02.2012 № 03-04-06/3-42 и от 21.09.2011 № 03-04-06/6-228). Послабление чиновники делают лишь для ситуации, когда авто находится в совместной собственности супругов (то есть это имущество нажито во время брака). Тогда компенсация по такой машине, управляемой по доверенности от супруга (супруги), свободна от НДФЛ (письмо Минфина России от 03.05.2012 № 03-03-06/2/49).

    Что касается страховых взносов, то налоговики продублировали позицию Минтруда (письма от 13.11.2015 № 17-3/В-542 и от 26.02.2014 № 17-3/В-92) и ФСС России (информационное письмо от 14.03.2016 № 02-09-05/06-06-4615).

    В части налога на прибыль тоже грустно – компенсацию не спишешь даже в пределах мизерных правительственных норм. Аргумент тот же – машина в данном случае не принадлежит работнику на праве собственности, как того требует статья 188 Трудового кодекса. Это подчеркнуто в письме финансового ведомства от 03.05.2012 № 03-03-06/2/49.

    Хотя раньше настрой у Минфина был более лояльный: чиновники давали зеленый свет учету в расходах компенсации работнику, управляющему машиной по доверенности. Само собой, в рамках лимитов (письмо от 27.12.2010 № 03-03-06/1/812).

    Ситуация невеселая, что и говорить. Однако с чиновниками вполне можно поспорить, и арбитры, весьма вероятно, встанут на сторону организации. Судьи указывают, что переданный по доверенности транспорт не может восприниматься иначе как находящийся во владении и пользовании получателя такого документа. Это позволяет физлицу использовать авто в служебных целях, а работодателю – компенсировать ему затраты.

    Личным признается имущество сотрудника, принадлежащее ему на любом законном основании (в том числе по доверенности). Поэтому причин для обложения автокомпенсации страховыми взносами в данном случае нет (см. определения Верховного суда РФ от 03.08.2015 № 309-КГ15-8423 и ВАС РФ от 24.01.2014 № ВАС-4/14, постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2012 № А12-2881/2012).

    Аналогичные выводы в части НДФЛ содержатся в постановлениях АС Северо-Западного округа от 28.08.2014 № А56-50900/2013 и ФАС Уральского округа от 22.04.2014 № Ф09-1388/14. Некоторые полезные мысли можно подсмотреть и в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 06.09.2010 № А45-15160/2009, Уральского округа от 08.10.2008 № Ф09-7167/ 08-С2.

    На наш взгляд, аргументы из приведенных вердиктов можно использовать и в «прибыльных» целях. Ведь доводы конеролеров, в общем-то, везде идентичны, а значит, и к «противоядию» требования единые.

    Андрей Веселов, кандидат экономических наук, аудитор

    • Можно ли издать приказ об увольнении заранее
    • Когда возможна коллективная материальная ответственность
    • На каких условиях бухгалтер может быть самозанятым
    • Когда работник вправе требовать временного перевода на другую работу
    • Можно ли уволить за несоблюдение дресс-кода
    • Можно ли уволить сотрудника за постоянные «больничные»

    Сумма компенсации устанавливается путем переговоров сотрудника и работодателя.

    ВАЖНО! Размер компенсации может быть установлен в твердой сумме, а может исчисляться исходя из количества поездок

    При этом следует учитывать тот факт, что расходы такого рода подлежат нормированию. Максимальная сумма выплаты, в соответствии с постановлением Правительства №92 от 08.02.2002 года, составляет:

    1. Для автомобилей с двигателем до 2000см3 – 1200 рублей ежемесячно
    2. Для автомобилей с двигателем более 2000см3 – 1500 рублей ежемесячно
    3. Если работник использует в работе мотоцикл, то максимальная сумма компенсации составит 600 рублей

    При расчете величины возмещения большую роль играют также:

    • «возраст» машины. От него зависит сколько времени может использоваться автомобиль и каков его износ
    • Насколько интенсивно будет использоваться автомобиль. Чем выше интенсивность, тем больше сумма компенсации
    • Стоимость используемого топлива и обслуживания автомобиля. Сумму, которая будет потрачена на ремонт можно посчитать исходя из данных предыдущего периода, в расчете на месяц

    24000 рублей / 12 месяцев = 2000 рублей в месяц

    Эта сумма войдет в общую сумму компенсации за использование личной машины сотрудника.

    Стоит помнить, что величина такой компенсации должна находиться в разумных пределах, иначе у контролирующих органов возникнут вопросы.

    Личный авто в служебных целях: сколько? как? почему?

    Для начала нужно помнить, что компенсируют такие расходы только тем, кто активно использует в своей работе автомобиль. Это касается как командировок, так и разъездов в течение рабочей смены.

    Для того чтобы получить компенсацию, необходимо написать работодателю заявление. К нему необходимо приложить все документы на машину. Придется составлять путевки (Минфин все – таки на этом настаивает) и собирать чеки на все понесенные расходы.

    Окончательную сумму денежного возмещения за понесенные затраты определяет руководитель организации по согласованию с работником.

    Для того чтобы использовать свою машину в работе и получать компенсацию, необходимо издать приказ.

    Если автомобиль зарегистрирован не на работника, а на другое лицо, то его можно использовать по доверенности. На компенсацию это никак не повлияет.

    Вопрос 1

    Подлежат ли компенсации расходы на автомобиль, если управление им осуществляется по доверенности?

    Вопрос 2

    Как определить размер компенсации за ГСМ?

    Сделать это можно несколькими способами.

    Можно прописать в трудовом договоре или соглашении к нему, что возмещение производится на сумму предоставленных чеков. При этом велика вероятность, что работник предоставит «лишние» чеки.

    Вариант определения суммы компенсации за 1 километр пробега тоже достаточно удобен. Например, закрепить, что с каждого километра положена компенсация 6 рублей. Соответственно, если работник проедет 1000км, то получит за это 6000 рублей.

    Еще один вариант – установить конкретную твердую сумму компенсации. Но это не очень удобно, поскольку ситуации бывают разные.

    В любом случае каждый из вариантов обсуждается с работником.

    Ошибка

    Работник использует личный автомобиль для выполнения служебных заданий на основании договора аренды с организацией. Бухгалтер не рассчитывает и не перечисляет НДФЛ с суммы компенсации. Это является ошибкой, поскольку в данном случае сумма возмещения не облагается страховыми взносами, а НДФЛ начислить и заплатить необходимо.

    Использование личных транспортных средств сотрудников в работе достаточно выгодный вариант для работодателя. Очень многие фирмы практикуют такую систему. Для работника этот вариант тоже достаточно удобен. Самое главное разобраться в нюансах начисления компенсации и корректно учесть все расходы.

    Законодательство предусматривает два варианта оформления использования личного автомобиля сотрудника — трудовой договор и договор аренды. Последний регулируется нормами Гражданского кодекса (ст. 632 и ст. 642).

    Если использование личного ТС сотрудника оформляют трудовым договором или допсоглашением к нему, в документе закрепляют условия выплаты компенсации — фиксированную сумму в месяц по количеству отработанных дней или плату за пробег. Отдельным пунктом фиксируют способ компенсации затрат на использование ТС — оплату ГСМ, ТО, текущего ремонта и т. д,

    Ст. 632 ГК РФ регламентирует аренду ТС сотрудника с одновременным исполнением им функций водителя. Ст. 642 подразумевает, что управлять машиной может любое лицо по усмотрению работодателя.

    Такие взаимоотношения оформляются договором аренды, где указаны условия, на которых машина передается во временное владение работодателя, в том числе размер арендной платы. Специалисты рекомендуют заключать такой договор с сотрудником, имеющим статус ИП (аренда с водителем).

    Вместо договора аренды с работником можно заключить договор на оказание услуг по управлению ТС, при этом все затраты по эксплуатации несет предприятие.

    Второй необходимый документ — акт передачи автомобиля, в котором указаны стоимость машины, ее пробег, техническое состояние на момент передачи.

    В период эксплуатации арендованного автомобиля на него оформляют в обязательном порядке путевки, а для подтверждения расходов на бензин и масло сохраняют чеки с АЗС. Кроме того, обязанность заключать договор ОСАГО будет лежать не на собственнике автомобиля, а на предприятии.

    При этом в организации должны быть подтверждающие документы, что машина принадлежит сотруднику — копия свидетельства о регистрации и копия ПТС. Обязательными также будут являться расчеты компенсации, документы, подтверждающие произведенные на эксплуатацию расходы и их суммы.

    Как и любая другая личная вещь работника, автомобиль, предоставленный им для нужд предприятия, также подпадает под правила возмещения расходов.

    Логичным было бы предположить, что работодатель буквально будет исполнять требования закона. И компенсация будет соответствовать реальным затратам работника. Однако реальность, как это всегда бывает, очень далека от идеала.

    Часто работодатель устанавливает условием найма сотрудника наличие у претендента на рабочее место личного автомобиля. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в объявления о приеме на работу.

    При этом к автомобилю обычно предъявляются определенные требования, например сниженный расход топлива, малолитражность, нужная работодателю грузоподъемность, вид топлива (газ, бензин, солярка), пассажировместимость и т.д.

    Традиционно при рассмотрении вопросов о компенсациях работнику за горюче-смазочные материалы возникает стойкая ассоциация с использованием личного автомобиля работника в служебных целях. На самом деле ни в Трудовом кодексе, ни в другом нормативном акте речи об автомобиле не идет.

    Трудовой кодекс говорит о любом виде личного имущества работника, используемого в производственных целях.

    Покрытие расходов сотрудника на использование личной собственности в рабочем процессе происходит с периодичностью, указанной в соглашении, подписанном обеими сторонами. Чаще всего — один раз в месяц. Во время отпуска, больничного, командировки возмещение не предусмотрено.

    Для получения денег нужно представить ряд документов:

    • паспорт транспортного средства;
    • свидетельство о регистрации;
    • доверенность (если служащий не является владельцем);
    • обоснование расходов, например, чеки;
    • путевые листы подтверждающие, что автомобиль эксплуатировался для нужд фирмы (Путевой лист легкового автомобиля).

    По последнему пункту нередко возникают споры. Дело в том, что такая бумага предназначена для учёта перемещений транспорта, принадлежащего компании.

    Законодательство не регламентирует применение личной собственности в служебных целях и не требует заполнения соответствующей документации.

    Суды не настаивают на составлении путёвки лицом, которое не является водителем. Однако письма Минфина на эту тему неоднозначны. Тем, кто не желает использовать такую форму отчётности вполне реально доказать свою правоту в спорах с ФНС. А если отвечать на лишние вопросы инспекторов не хочется, то придётся документально подтверждать служебный характер разъездов.

    Компенсацией называются денежные выплаты работнику за расходы, произведенные в связи с выполнением своих служебных обязанностей. При использовании личного автомобиля в служебных целях работнику может быть предоставлена компенсация за использованные горюче-смазочные материалы.

    КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

    Получить доступ

    К горюче-смазочным материалам (ГСМ) относятся бензин, дизельное топливо, сжиженный газ, моторные и трансмиссионные масла, жидкости для охлаждения и тормозные.

    Решение о компенсации ГСМ сотрудникам, использующим личный транспорт в служебных целях, должно быть оформлено приказом директора. Размер возмещаемых расходов следует указать в письменном соглашении, как того требует ст. 188 ТК РФ.

    Для определения норм расходов топлива и других ГСМ можно использовать Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

    Российское законодательство не содержит отдельных нормативных документов, которые бы непосредственно регулировали вопросы, связанные с использованием личного автомобиля в служебных целях и были бы посвящены им целиком и полностью. Возможность применения личных транспортных средств при ведении трудовой деятельности согласно российскому законодательству существует – она закреплена в положениях статьи 188 Трудового кодекса РФ.

    В целом, сейчас распространены следующие способы оформления использования личной машины на работе:

    • Компенсационный порядок. В этом случае применение личного автотранспорта просто закрепляется в локальных нормативных актах предприятия, либо трудовом договоре с сотрудником или коллективном договоре. В данной ситуации процессуальные процедуры являются минимальными, а работодатель получает возможность достаточно гибкого регулирования трудового процесса, одновременно с этим выплачивая работнику компенсационные выплаты, которые до определенного предела не облагаются НДФЛ. В то же время, с точки зрения подсчета фактических расходов по использованию автомобиля и компенсации ГСМ, ремонта и иных аспектов деятельности при данном подходе работник является наименее защищенным и доказать свою правоту в судебном порядке ему будет достаточно сложно.
    • Аренда. Часто для снижения фактических расходов одной из сторон трудовых взаимоотношений, а также в целях оптимизации учета всех затрат, связанных с использованием автомобильного транспорта, используется механизм аренды. В данной ситуации организация фактически берет автомобильный транспорт в аренду без услуг водителя, а сам работник таким образом ездит уже на фактически служебном транспорте, находящемся на балансе предприятия. Договор аренды позволяет предусмотреть полную схему компенсирования затрат на автомобиль без ограничений, однако имеет и ряд свойственных ему недостатков.
    • Ссуда. Применение механизма безвозмездной ссуды автомобиля также является оправданным способом использования личного транспорта в служебных целях. В таковом случае работник не будет получать прямого вознаграждения за предоставление своего транспорта, но, в то же самое время, это снизит и общую налоговую нагрузку, связанную с учетом НДФЛ и иных отчислений с аренды автомобиля. Как и в случае с арендой, транспорт в данной ситуации ставится на баланс предприятия.
    • Заключение договора ГПХ с водителем. В некоторых ситуациях вместо полноценного трудоустройства есть возможность заключить с водителем договор гражданско-правового характера на предоставление услуг по транспортировке товаров или людей. Однако данный вариант организации деятельности имеет как свои преимущества, так и недостатки, серьезно выделяющие и отличающие его от иных способов применения служебного автомобиля в личных целях.

    Вне зависимости от того, как осуществляет свою трудовую функцию водитель, ездит ли он по работе на личном или находящемся на балансе предприятия автомобиле, у него в обязательном порядке должен иметься путевой лист со штампом о прохождении медицинского осмотра. Данные требования являются ультимативными и несмотря на противоположные судебные решения из практики по данному вопросу ранее, на 2018 год предрейсовый медосмотр обязателен как для ИП, так и для иных водителей, фактически применяющих транспортное средство для исполнения своих служебных обязанностей.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *