Лицензирование образовательной деятельности в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование образовательной деятельности в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании образовательной деятельности.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее — организация, осуществляющая образовательную деятельность).

Образовательная деятельность на территории инновационного центра «Сколково» осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

Образовательная деятельность на территории инновационного научно-технологического центра осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий на осуществление образовательной деятельности, если это предусмотрено правилами проекта в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой на территории международного медицинского кластера иностранными юридическими лицами — участниками проекта международного медицинского кластера, осуществляется в соответствии с настоящим Положением с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в отношении:

организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, — в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в подпункте «а» настоящего пункта), а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций.

4. Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее — лицензия), являются:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.

Указанное требование не применяется:

при намерении реализовывать образовательные программы с использованием сетевой формы в отношении части образовательной программы, не предусмотренной для реализации соискателем лицензии;

к дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, представительствам Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации);

при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки;

в отношении образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, частями 1 и 2 статьи 15 и пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2. Реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования

3. Реализация основной общеобразовательной программы основного общего образования

4. Реализация основной общеобразовательной программы среднего общего образования

5. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

7. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы бакалавриата

8. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы специалитета

9. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы магистратуры

10. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

11. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы ординатуры

12. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы ассистентуры-стажировки

13. Реализация основной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих

14. Реализация основной программы профессионального обучения — программы переподготовки рабочих, служащих

15. Реализация основной программы профессионального обучения — программы повышения квалификации рабочих, служащих

16. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих программ

17. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных предпрофессиональных программ

18. Реализация дополнительных профессиональных программ — программ повышения квалификации

19. Реализация дополнительных профессиональных программ — программ профессиональной переподготовки

20. Реализация образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций

Реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утверждаемыми в зависимости от вида образовательной программы Министерством науки и высшего образования Российской Федерации или Министерством просвещения Российской Федерации.

ВНИМАНИЕ! Новые формы заявлений с 1 января 2021 года!

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Советуем посмотреть интересное видео, в котором рассмотрен порядок лицензирования образовательной деятельности.

Минэкономразвития предложило автоматически продлить еще на 12 месяцев разрешительные документы для 10 сфер профессиональной деятельности. Пока названы только 8 областей и видов документов:

  • аттестаты о квалификации оценщиков;

  • специальная оценка условий труда (СОУТ);

  • заключения государственной экспертизы по экологии;

  • результаты подготовки и проверки знаний по охране труда;

  • аккредитация специалистов по образовательным программам;

  • лицензирование алкогольной продукции в заведениях общепита;

  • аккредитация органов сертификации в национальной системе аккредитации;

  • сертификация и аккредитация по медицинским и фармацевтическим направлениям.

Помимо указанных сфер профессиональной деятельности в список будут внесены дополнительные области и виды документов.

Пока предложение находится на стадии рассмотрения. По этой причине автоматическое продление разрешений, которые перестали действовать в 2020 году, не будет действовать и обновлять лицензии необходимо уже сейчас. Особенно, если сфера деятельности не указана в списке выше.

Да, проект об автоматическом продлении разрешений примут практически точно. Однако даты вступления в силу приказа нет, но проверки могут провести уже сейчас. Лучше не рисковать, ожидая более выгодного условия, а организовать курсы в ближайшее время.

В течение трёх рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе заказным письмом с уведомлением о вручении.

Соискателю лицензии, либо заинтересованному лицу по требованию может быть предоставлена выписка их реестра лицензий. В соответствии с Законом, Выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания, случаи и порядок возврата устанавливаются органом, определяющим государственную политику в сфере лицензирования. Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы. Соискатель лицензии вправе самостоятельно выбрать способ получения выписки из реестра лицензий, указав его в заявлении о предоставлении лицензии. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Вместе с тем, представить документы в лицензирующий орган соискатель лицензии вправе непосредственно в лицензирующий орган, путем представления необходимого комплекта документов на бумажных носителях, а также через многофункциональные центры (далее по тексту – МФЦ), или с использованием электронных технологий. В соответствии с рассматриваемым Законом, Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством РФ, соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством РФ об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Идентификация и аутентификация заявителя осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Таким образом, с целью представления документов в электронном виде, соискателю лицензии потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Способ представления документов в лицензирующий орган основных требований к соискателю не изменяет. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством РФ, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган или в МФЦ, если соответствующая услуга предоставляется через МФЦ в соответствии с законодательством РФ, непосредственно на бумажном носителе или направить заказным письмом с уведомлением о вручении.

Выдачей документов, а также лицензионным контролем занимаются уполномоченные государственные структуры. Например, разрешение на розничную продажу алкоголя выдают в Росалкогольрегулировании, на ведение охранной деятельности — в МВД, лицензию на транспортировку людей — в Ространснадзоре, осуществление образовательной деятельности — в Рособрнадзоре.

  • заявление по установленной форме. Заявление передается в орган, который выдает лицензию. Например, если вы открываете бизнес, связанный оказанием образовательных услуг, заявление подается в Рособрнадзор;

  • для ООО — копии учредительных документов, заверенные у нотариуса, для ИП — копия ОГРНИП и ИНН;

  • дополнительный перечень документов. Его определяет государственный орган, который выдает лицензию;

  • опись документов.

Пакет документов передается в надзорный орган разными способами:

  • лично,

  • через доверителя,

  • направить ценным письмом

  • отправить дистанционно через портал Госуслуг или сайт уполномоченного ведомства. Все электронные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.

В течение 3 рабочих дней со дня предоставления документов уполномоченные органы принимают решение о рассмотрении заявлении или возврате. Если были замечены нарушения требований или документы переданы в неполном объеме, документы возвращаются. На устранение замечаний предоставляется 30 дней.

Если документы в порядке, в течение 45 дней уполномоченный орган производит проверку сведений и принимает решение о выдаче лицензии. В течение 3 рабочих дней после подписания приказа о выдаче лицензии, ее выдают фирме.

Лицензия выдается бессрочно. Действует на территории всех субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов в соответствии с законом.

Лицензируемые виды деятельности в 2020-2021 году

Выдача разрешений на ведение бизнеса, за исключением ряда сфер деятельности, выдается на неограниченный срок. Но срок действия лицензии может быть сокращен по нескольким причинам:

  • в работе компании есть нарушения законодательства;

  • суд аннулирует действие лицензии;

  • ИП или юр. лицо закрывается.

За компаниями, которые ведут лицензионную деятельность, осуществляется государственный контроль.

Если во время проведения проверок, найдены грубые нарушения лицензионных требовании, действие разрешения на ведение деятельности приостанавливается Восстановление лицензии происходит после устранения нарушений.

Если компания не устраняет нарушения в обозначенный срок, лицензионный орган просит суд отозвать лицензию.

Закрытие компании

Независимо от сферы бизнеса собственник обязан уведомить уполномоченный орган о закрытии компании за 15 дней до фактического прекращения деятельности.

По заявлению соискателя органом принимается решение о прекращении действия лицензии.

Ставки по эквайрингу плюс/минус везде одинаковые. Единственное, если у вас небольшие безналичные обороты, то все же лучше искать варианты, где ставка фиксированная и не зависит от суммы.

Существенно сэкономить на эквайринге еще можно за счет приема безналичных оплат через систему быстрых платежей (СБП). Терминал эквайринга не понадобится – перевод проходит через кассу, а комиссия по безналичной выручке дешевле эквайринга – всего 0,4 — 0,7%.

  1. Подобрать тариф РКО вы можете вместе с нами. МТС Касса сотрудничает со многими системно значимыми банками, мы помогаем в подборе и открытии счетов без визита в банка. Эту услугу своим клиентам мы оказываем бесплатно.

  2. Еще один из вариантов экономии – это бухгалтерское сопровождение. Если у вас небольшой бизнес, вы вполне можете обойтись без наемного бухгалтера, подключив онлайн-бухгалтерию. Такой сервис сам ведет бухгалтерский учет, рассчитывает налоги, готовит отчетность и отправляет ее через интернет в ФНС, ПФР, ФСС, направляет платежные документы в банк, делает финансовый анализ. МТС Кассы, например, интегрированы с таким сервисом. Вы просто заводите первичную документацию в сервис, а все остальное он делает сам.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Сегодня 02 февраля 2021

С 1 января 2021 года в России вступают в силу новые правила лицензирования вузов

В проекте сформулировано новое приложение № 1(1), содержащее перечень срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев. Среди них:

  • лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
  • разрешения на выброс загрязняющих веществ;
  • договоры водопользования.

Также планируется продлить аккредитацию экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность (для экспертов и экспертных организаций, срок действия аккредитации которых истекает в 2021 году) — данные изменения внесут в приложение № 2 к постановлению правительства.

Аналогично проектом предусмотрено продление срока действия квалификационных аттестатов на 10, 7 и 4 месяца, выданных до 31.10.2017, по 31.01.2018 и с 01.02.2018 по 31.05.2018 соответственно.

Кроме того, лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, готовы допустить к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в РФ при условии:

  • наличия у соискателя документов об образовании по специальности, при условии, что эти документы признаны эквивалентными российским;
  • успешной сдачи соискателя специального экзамена;
  • наличие у соискателя сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Также проект продлевает срок действия результатов обучения по охране труда некоторых работников до 01.03.2021.

В новом проекте акцент сделан на заочные каналы коммуникации. Сохраняется преимущество дистанционных форм обучения и проверки знаний по охране труда. Кроме того, разрешат удаленное проведение аккредитационных экспертиз в рамках государственной аккредитации образовательных программ и оценки соответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации (пп. б п. 17 и пп. б п.18 проекта постановления).

Также могут быть приняты решения о проведении выездных проверок соискателей лицензии при лицензировании различных видов деятельности — от криптографии и космоса до медицины и образования, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.4 проекта).

Полный текст проекта изменений в постановление правительства от 3 апреля 2020 г. № 440

На образовательную деятельность нужно получать лицензию. Обычные школы и вузы не сомневаются в её необходимости. Для частных компаний, например, языковых школ и детских секций, ситуация не так очевидна. Считаются ли тренировки и нешкольные занятия образованием? Если да, какие есть исключения?

Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором.

Вот они:

Обучение ведётся по программе, где обозначены:

  • предмет, объем и режим обучения;

  • результаты обучения;

  • преподаватели и условия обучения;

  • способы и формы оценки результатов.

Образовательная программа:

  • представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;

  • содержит методические и оценочные материалы.

Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).

Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.

На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.

Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:

1. Является ли деятельность фактически образовательной.

2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.

Освобождены от получения лицензии:

1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.

2. Индивидуальные предприниматели, которые лично ведут обучение и не привлекают других педагогов. Например, если вы лично ведёте онлайн-курс по фотографии, лицензия не нужна в любом случае. Даже если это годовая программа обучения с выдачей сертификата в конце.

1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.

2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.

3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».

4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.

5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа. Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.

6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса). Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.

Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.

Чтобы сделать правильный выбор между ИП или ООО, нужно прежде всего разобраться в бизнес-модели. Если планируется крупная организация с получением лицензии на образовательную деятельность и, самое главное, с несколькими владельцами, лучше зарегистрировать ООО.

Зарегистрировать ИП проще — достаточно собрать несколько документов и отправить их в налоговую вместе с заявлением. Сейчас это можно сделать онлайн. ИП может выбрать патентную систему налогообложения — стоимость разрешения на работу зависит от региона, чаще это получается выгоднее, чем платить 6 % налогов по упрощенной системе налогообложения.

Если речь идет о преподавателях, то всё зависит от наличия лицензии. Когда её нет, некоторые ищут обходные пути и предлагают людям регистрировать ИП или самозанятость. Если есть, то оформлять можно по обычным договорам:

  • Трудовым — подойдет, если вы устраиваете человека на конкретную должность, с понятным и повторяющимся перечнем обязанностей, и платите зарплату по конкретному графику.
  • ГПХ — в этом договоре нужно определить конкретный перечень задач, которые сделает нанятый. Например, еженедельно записывать по 10 видео похоже на обычную трудовую договоренность. А записать в течение трех месяцев 30 роликов — на конкретную задачу. В ГПХ стараются не указывать график работ или должностные инструкции, иначе трудовая инспекция может признать такой договор трудовым.

По этим договорам работодатель обязан удержать и перевести в бюджет НДФЛ, а также заплатить взносы в ПФР и ФОМС.

Для найма другого персонала наличие или отсутствие лицензии не имеет значения. Можно заключать трудовые или ГПХ договора, оформлять договора услуг, работать с другими ИП и привлекать самозанятых. Всё как в любом обычном бизнесе.

  • Образовательная политика
  • Экономика
  • Качество образования
  • Интервести
  • Big data
  • ГЛАВНОЕ
  • НОВОСТИ
  • НОВОСТИ РЕГИОНОВ
  • НОВОСТИ БИЗНЕСА
  • ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
  • СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В России образовательные услуги имеют право оказывать все виды юридических лиц, а также ИП. Для этого необходимо оформить лицензию в соответствии со ст. 91 ФЗ РФ № 273 (от 29.12.2012).

Для ИП предусмотрен только один вариант, когда разрешено оказывать образовательные услуги, не лицензируя преподавательскую деятельность. При условии, что обучением занимается непосредственно предприниматель, который имеет соответствующее педагогическое, специализированное образование. Это могут быть репетиторы, логопеды, частные учителя.

Если ИП имеет штат, где значатся иные преподаватели, получение лицензии – обязательное условие работы. Когда предприниматель нанимает специалистов, не оказывающих образовательные услуги, лицензирование не обязательно.

Важно понимать: не всякая деятельность, связанная с преподаванием, считается образовательной. Определить данный факт легко. Если по окончанию обучения должен выдаваться документ о его прохождении – это лицензируемая образовательная деятельность. Во всех прочих случаях она оценивается, как культурно-досуговая.

Тип итогового документа не важен. Это может быть сертификат, удостоверение. Когда удостоверяющая документация не предоставляется, деятельность не расценивается в качестве образовательной.

Например, в городе действуют курсы флористов. На одних по окончанию обучения учеников тестируют, выдают сертификат об окончании. На вторых подтверждающих документов не предоставляют. Владельцам первых курсов лицензия необходима, вторым – нет. Хотя они могут вести преподавание по единым программам.

Образовательные учреждения, подвергаемые лицензированию, делятся на две группы:

  • Основной направленности. К ним относят ДОУ, школы, вузы, крупные образовательные центры.
  • Дополнительной направленности. К ним относят автошколы, курсы подготовки специалистов, перепрофилирования и повышения квалификации.

Т.е. лицензирование охватывает все уровни образования: школьное, высшее, дошкольное, профессиональное.

Работать без лицензии настоятельно не рекомендуется. Это ведет к административному наказанию.

Важно при обращении за разрешительной документацией определиться с организационно-правовой формой претендента. Получитьлицензию можно при наличии любой формы юрлица: ООО, АО, МУП. Но если это – некоммерческая организация, образовательные услуги должны являться для нее основным видом деятельности. А у коммерческих юрлиц (например, ООО) – дополнительным направлением бизнеса.

Лицензия на образовательную деятельность будет доступна после сбора, представления внушительного пакета документов. От соискателя потребуют:

  • Заявление, оформленное в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ № 99 (от 04.05.2011).
  • Правоустанавливающие документы на здания, отдельные помещения, где претендент намеревается заниматься образовательной деятельностью. Это может быть: копия договора аренды или свидетельство о праве собственности. Иногда достаточно в заявлении указать реквизиты документов на помещения.
  • Техническая документация на строение, кадастровый план.
  • Справка установленного образца о наличии материально-технической базы с перечнем объектов. Документ должен иметь подпись руководителя структуры.
  • Справка о наличии утвержденных образовательных программ.
  • Санитарно-эпидемиологические заключения на все имущество, используемое для оказания образовательных услуг (помещения, оборудование). Требуется простая копия.
  • Заключение пожарной инспекции о соответствии помещений, строений, оборудования необходимому уровню безопасности. Нужна копия.
  • Справка о педагогических кадрах с перечнем преподавателей, уровнем их образования.
  • Справка о наличии условий, необходимых для оказания образовательных услуг лицам с инвалидностью.
  • Справка о наличии электронной образовательной базы, условий ее функционирования, включая возможности дистанционного обучения.
  • ИНН претендента. Если оформляет разрешение ИП, нужны реквизиты именно предпринимателя. Требуется копия.
  • Выписка о регистрации из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Уставные документы для юридических лиц / свидетельство о регистрации ИП.
  • Справка об организации систем питания, оказания медицинской помощи внутри образовательного учреждения.
  • Перечень представляемых документов.

Если услуги оказываются филиалом или структурным подразделением юрлица, дополнительно потребуется копия Положения о их функционировании.

В России упростят лицензионные требования для учебных заведений

Согласно положению, утвержденному Правительством РФ, лицензия выдается в случае предоставления таких документов:

  • заявления, заполненного в соответствии с установленными требованиями;
  • свидетельства о регистрации общества (с 2017 года вместо данного документа предоставляется лист записи ЕГРЮЛ);
  • устава ООО;
  • справки об обеспечении помещения необходимой материально-технической базой;
  • заключения, выданного Роспожарнадзором и Санэпиднадзором, свидетельствующего о выполнении всех установленных данными органами требований;
  • разрешения, подтверждающего допуск к документам, содержащим государственную тайну;
  • ксерокопии положений об образовании структурных подразделений.

Способы предоставления пакета документов в орган лицензирования:

  1. во время личного визита;
  2. по почте;
  3. через интернет (наличие электронной подписи в данном случае обязательно).

По истечении трех рабочих дней с момента обращения лицензирующий орган обязан принять решение, рассматривать заявление или вернуть документ заявителю. В некоторых случаях в рассмотрении заявления отказывают.

Основанием для отказа может стать:

  • предоставление пакета документов не в тот орган;
  • заявитель не имеет права на осуществление деятельности в сфере образования;
  • требования надзорного органа не выполнены или учтены не в полной мере.

В случае возврата документов соискателю предоставляется информация о том, что стало причиной отказа. Необоснованность отказа является основанием для истребования дополнительных разъяснений со стороны лицензирующего органа.

Если заявление о выдаче разрешения принято, лицензирующий орган переходит к изучению и обработке документов. Данная процедура длится на протяжении 45 дней и предусматривает реализацию следующих действий:

  • проверку представленной информации на соответствие действительности;
  • проверку состояния здания, которое будет использоваться при ведении деятельности;
  • проверку сведений относительно работников (преподавателей).

По результатам проверки принимается решение, которое впоследствии передается руководителю лицензирующего органа. Последний должен заверить решение о выдаче лицензии своей подписью. Далее следует регистрация разрешения в специальном реестре. Получить готовый документ можно через три дня после визирования.

В выдаче разрешения может быть отказано, если:

  • соискатель предоставил недостоверную информацию;
  • по итогам проверки было установлено несоответствие требованиям, выполнение которых обязательно для получения лицензии.

Полезно знать! Учредители ООО, которым было отказано в выдаче лицензии, имеют полное право на обжалование решения лицензирующего органа. Процедура осуществляется в соответствии с нормами процессуального законодательства.

С 1 января 2021 изменятся требования для получения образовательной лицензии

Остановимся немного подробнее на дополнительном образовании.

В соответствии с п. 14 ст. 2 закона № 273-ФЗ под ним понимается образование, не связанное с повышением уровня и направленное на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей лица. Такое образование может быть нацелено на совершенствование:

  • физических;
  • духовно-нравственных;
  • интеллектуальных;
  • профессиональных навыков обучающегося.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если дополнительное образование реализуется в рамках общеобразовательных программ, то на него не распространяются государственные стандарты образования. Если же обучающийся занимается по дополнительной профессиональной программе, то преподаватели должны ориентироваться на стандарты образования (письмо Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09).

В ряде случаев лицензирование образовательной деятельности не требуется:

  1. При самостоятельном оказании образовательных услуг индивидуальными предпринимателями (ИП) без привлечения ими педагогических работников (п. 1 положения «О лицензировании…», утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966).
  2. Частным организациям на территории инновационного центра «Сколково» (п. 1 положения о лицензировании).
  3. Организациям, занимающимся образовательной деятельностью на территории инновационных научно-технических центров (ИНТЦ, ч. 3 ст. 21 закона «Об ИНТЦ…» от 29.07.2017 № 216-ФЗ).
  4. При проведении разовых семинарских занятий, лекций, консультаций и т. п., поскольку их нельзя подвести под понятие образовательной программы.

ВАЖНО! Во всех остальных случаях оказание услуг в сфере образования без специального разрешения чревато привлечением к административной (ч. 2 ст. 14.1 и ч. 1 ст. 19.20 КоАП) и уголовной (ст. 171 УК) ответственности.

Лицензирование образовательной деятельности вправе осуществлять уполномоченные органы, к которым, в соответствии с ч. 3 ст. 91 закона № 273-ФЗ, отнесены:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая занимается выдачей разрешений в случаях (ч. 7 ст. 6 закона № 273-ФЗ):
  • оказания соискателем услуг в сфере высшего образования;
  • если соискателем выступает:
    • профессиональная государственная организация федерального уровня, осуществляющая подготовку специалистов в областях, упомянутых в перечне специальностей, утв. постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 № 437 (например, в сфере информационной безопасности, горного и нефтегазового дела, энергетики и т. д.);
    • российская организация, расположенная за рубежом;
    • иностранная организация, филиал которой размещается на территории РФ.
  1. Орган исполнительной власти региона, которому переданы соответствующие полномочия. Например, в Москве таким органом выступает департамент образования города. Такие органы занимаются выдачей разрешений в оставшихся случаях.

В лицензирующий орган с заявлением о выдаче разрешения могут обращаться:

  1. Образовательные организации, к которым относятся исключительно некоммерческие юридические лица, для которых оказание услуг в сфере образования является основным видом деятельности.
  2. Организации, осуществляющие обучение, которыми выступают те юридические лица, для которых образовательные услуги являются дополнительным видом деятельности, например организации соцобслуживания, здравоохранения, загранучреждения Министерства иностранных дел и т. д. (ст. 31 закона № 273-ФЗ).
  3. ИП, оказывающие услуги в сфере образования с привлечением педагогических работников.

Порядок и нюансы получения специального разрешения в подразделениях Рособрнадзора и региональных органах исполнительной власти аналогичны.

Критерии сравнения

Получение разрешения

В территориальном органе Рособнадзора

В органе исполнительной власти субъекта России

Акт, регламентирующий процедуру

Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 17.03.2015 № 244

Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 25.11.2014 № 1517

Срок, отведенный на рассмотрение заявления соискателя

45 рабочих дней

Порядок лицензирования

Прием должностным лицом уполномоченного органа заявления и пакета документов под опись (ее копия направляется соискателю разрешения)

Регистрация заявления (непосредственно в день передачи при непосредственной подаче документов или не позднее следующего рабочего дня при получении по почте или через интернет)

Проверка документов на правильность оформления в течение 3 рабочих дней, к моменту истечения которых должностное лицо направляет соискателю уведомление о приеме заявления или необходимости устранения замечаний

Запрос в порядке межведомственного обмена должностным лицом сведений в иных публичных структурах

Проведение выездной и документарной проверки соискателя

Подготовка в течение 4 рабочих дней с момента завершения проверок должностным лицом проекта приказа о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения и передача его руководителю органа

Во-первых, соискатель должен соответствовать определённым требованиям — они одинаковые независимо от того, подаются документы в цифровом или в бумажном формате.

Для каждого вида деятельности, который предполагает получение лицензии, установлены свои требования. Они касаются материально-технической базы (помещение, оборудование, материалы и т.д.) и кадровых ресурсов (образование, квалификация, стаж и т.д.). Соответствие требованиям подтверждается представлением документов. Поскольку такие документы обычно бывают в бумажном виде, для дистанционной подачи их нужно отсканировать и сохранить в виде файла требуемого формата.

  • Московских школьников приглашают поучаствовать в конкурсе видеороликов на английском языке01 февр. 2021
  • Художественные фильмы для подготовки к ЕГЭ по литературе, истории, обществознанию01 февр. 2021
  • «МЭШ» приглашает на интеллектуальный турнир по физике и математике01 февр. 2021

Контактные телефоны:

677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, 30, каб.

677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, 30, ДП2, каб. 434, 443.

  • предоставление лицензии;

  • переоформление лицензии и (или) приложения к лицензии;

  • предоставление временной лицензии;

  • предоставление сведений из реестра лицензий.

Отказ в принятии документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *