Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Номенклатура дел районного суда на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ ЮСТИЦИИ И МИРОВЫХ СУДЕЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 14 августа 2020 года N 37-01-07-пр-101
Об утверждении Типовой номенклатуры дел и документов (электронных документов), образующихся в деятельности мировых судей Пермского края
В целях унификации порядка формирования и учета дел и документов (электронных документов), образующихся в деятельности мировых судей Пермского края, для обеспечения их сохранности в делопроизводстве и систематизации отбора на постоянное, долговременное, временное хранение в архиве и последующего уничтожения приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2021 г. прилагаемую Типовую номенклатуру дел и документов (электронных документов), образующихся в деятельности мирового судьи Пермского края (далее — Типовая номенклатура).
2. Приказ Агентства от 11 июня 2019 г. 37-01-07-пр-101 «Об утверждении Типовой номенклатуры дел и документов, образующихся в деятельности мировых судей Пермского края» признать утратившим силу.
3. Сотрудникам аппарата мировых судей Пермского края, ответственным за ведение делопроизводства и архива, при разработке Номенклатуры дел и документов (электронных документов), образующихся в деятельности мирового судьи, руководствоваться положениями Типовой номенклатуры.
4. Настоящий Приказ вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела государственной службы и кадров Шашурина А.А.
Руководитель Агентства
К.В.СТРОГИЙ
Изменение в номенклатуре дел на 2021 год
1.1. Типовая номенклатура дел и документов (электронных документов), образующихся в деятельности мирового судьи Пермского края (далее — Типовая номенклатура), разработана в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», федеральными законами от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденными Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 526, Положением о Федеральном архивном агентстве, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. N 293, Перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 июня 2011 г. N 112 «Об утверждении Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения» (далее — Перечень ПФС), и другими нормативными правовыми документами в области архивного дела.
Типовая номенклатура разработана во исполнение Постановления Совета судей Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 131 «О мерах по совершенствованию организации деятельности мировых судей в Российской Федерации» и на основе Примерной номенклатуры дел и документов, образующихся в деятельности мировых судей, утвержденной Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации 9 июня 2011 г.
При разработке Типовой номенклатуры учтены требования Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19 марта 2019 г. N 56, а также Инструкции о комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов), образующихся в деятельности мировых судей Пермского края (далее — Инструкция).
В работе по составлению Типовой номенклатуры использованы отдельные положения Методических рекомендаций по организации работы архива у мирового судьи, разработанных Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в 2006 году в качестве основы организации работы архивов мировых судей в субъектах Российской Федерации (N СД-НК/704 от 3 апреля 2007 г.), а также положения Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
1.2. Типовая номенклатура является основным нормативным документом, определяющим сроки хранения всех категорий документов, образующихся в процессе деятельности мирового судьи.
1.3. Типовая номенклатура используется для составления Номенклатуры дел и документов (электронных документов), образующихся в деятельности мирового судьи Пермского края (далее — Номенклатура).
1.4. Сроки хранения документов, установленные Типовой номенклатурой, являются обязательными при составлении Номенклатуры.
2.1. Типовая номенклатура построена по функциональному принципу и содержит систематизированное перечисление видов документов, образующихся в процессе деятельности мирового судьи.
2.2. Типовая номенклатура состоит из разделов и подразделов, соответствующих основным направлениям деятельности мирового судьи.
2.3. Типовая номенклатура представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, соответствующих видам документов, образующихся в делопроизводстве мирового судьи, с указанием сроков их хранения и ссылкой на статью Перечня.
2.4. Типовая номенклатура составляется для обеспечения порядка формирования и учета дел и документов в делопроизводстве мирового судьи. Она определяет группировку исполненных документов в дела, систематизацию дел, индексацию и сроки хранения дел, является основой для составления описей дел постоянного и долговременного (свыше 5 лет) хранения и основным учетным документом в делопроизводстве, используется также для учета дел временного (до 5 лет включительно) хранения.
2.5. Типовая номенклатура имеет 4 графы:
графа 1 — каждый документ или дело, включенные в Типовую номенклатуру, имеют строго определенный индекс. Индекс дела состоит из установленного цифрового обозначения, соответствующего разделу Типовой номенклатуры, и порядкового номера заголовка дела, документа, относящихся к соответствующему разделу. Индекс обозначается арабскими цифрами. Группы цифр индекса отделяются одна от другой с помощью дефиса;
в графе 2 приведены виды и наименования дел и документов (электронных документов), которые образуются как в деятельности мирового судьи, так и судебного участка (Типовая номенклатура не содержит конкретные наименования документов, а дает обобщенное наименование каждого вида документа; при объединении разных видов документов по одному вопросу, имеющих одинаковый срок хранения, используется термин «документы», и далее раскрываются наименования основных видов документов, например «Дела фондов:» или «Иные журналы:» и пр.);
в графе 3 указаны сроки хранения дел и документов, а также номера статей по Перечню (ПФС);
в графе 4 приводятся примечания, комментирующие и уточняющие сроки, порядок хранения дел и документов (электронных документов) и другое.
2.6. Отметка «ЭПК», проставленная в Типовой номенклатуре к конкретным видам документов, означает, что часть таких документов после истечения сроков временного хранения подлежит экспертизе ценности и возможному отбору на постоянное хранение.
2.7. При определении сроков и порядка хранения документов учитываются все имеющиеся в примечаниях к Типовой номенклатуре уточнения и разъяснения.
2.8. Срок хранения документов с отметкой «до минования надобности» — не менее одного года.
2.9. Исчисление сроков хранения всех судебных дел, других дел и документов (электронных документов) общего делопроизводства производится с 1 января года, следующего за годом окончания делопроизводства по ним.
Например, исчисление срока хранения дел и документов, законченных делопроизводством в 2020 году, начинается с 1 января 2021 г.
2.10. Срок хранения уголовных дел определяется путем суммирования срока назначенного наказания (как основного, так и дополнительного) и срока, установленного Типовой номенклатурой (в соответствии с категорией совершенного преступления).
Как закрыть делопроизводственный год
В декабре 2020 года секретарю необходимо подготовить проект номенклатуры дел на 2021 год. Чтобы это сделать грамотно, необходимо уточнить документ.
Создаем проект номенклатуры дел на 2021 год
В этом году во время уточнения номенклатуры дел придется провести выверку не только заголовков дел (это ежегодное мероприятие), но и сроков хранения в соответствии с новым Перечнем 2019[1]. При уточнении секретарь фактически работает сразу над двумя документами. Он уточняет номенклатуру дел 2020 года и одновременно готовит проект номенклатуры на 2021 год.
- Шпаргалки для документоведа, архивиста и секретаря: закрываем год
- Сроки хранения документов по Перечню 2019: приказы и распоряжения
Справка
В целях совершенствования деятельности федеральных судов общей юрисдикции по хранению, отбору и сдаче в архив судебных документов, а также в связи с утверждением приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2011 г. прилагаемый Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения (далее — Перечень), согласованный решением Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве от 17 мая 2011 г.
2. Председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации организовать изучение Перечня работниками, ответственными за делопроизводство, и обеспечить его правильное применение в практической деятельности. При составлении номенклатур дел, а также при отборе на хранение и уничтожение документов строго соблюдать требования соответствующих статей Перечня.
3. Признать утратившим силу приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 июня 2007 г. № 70 «Об утверждении Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Паршина А.И.
Генеральный директор | А.В. Гусев |
1.1. Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения (далее — Перечень) составлен в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Основными правилами работы ведомственных архивов, утвержденными приказом Главархива СССР от 5 сентября 1985 г. № 263, Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558, Положением о Федеральном архивном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 290, другими нормативными правовыми документами в области архивного дела.
1.2. Перечень является основным нормативным актом, определяющим сроки хранения всех категорий документов, образующихся в процессе деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов.
1.3. Сроки хранения документов, установленные Перечнем, являются обязательными для всех вышеперечисленных федеральных судов общей юрисдикции.
1.4. Перечень служит целям обеспечения сохранности документов в делопроизводстве и отбора документов на постоянное хранение и уничтожение.
1.5. Перечень используется при классификации документов, составлении номенклатуры дел и формировании дел по номенклатуре в делопроизводстве.
1.6. Судебные дела подлежат оформлению для сдачи в архив после обращения к исполнению вступившего в законную силу завершающего судебного акта.
1.7. Для составления заголовков дел и документов Перечня используются соответствующие наименования видов документов и сроки хранения, предусмотренные Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558. В номенклатурах дел сроки хранения категорий документов и номера статей проставляются по настоящему Перечню.
1.8. Документы, срок хранения которых определен Перечнем «постоянно», подлежат постоянному хранению и передаются в соответствующие государственные или муниципальные архивы в виде подлинников в установленные сроки*. При наличии соответствующего примечания ряд документов, имеющих срок хранения «постоянно», хранится в суде и на государственное хранение не передается.
1.9. Документы временного срока хранения не могут быть уничтожены ранее установленных для них сроков хранения. По решению экспертной комиссии федерального суда общей юрисдикции сроки хранения отдельных дел могут быть продлены исходя из их научной и практической ценности по согласованию с экспертно-проверочной комиссией (далее — ЭПК) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела или федерального государственного архива и уничтожены после утверждения архивным органом описей дел постоянного хранения.
1.10. Сроки хранения категорий документов, образовавшихся после издания настоящего Перечня, согласовываются Центральной экспертно-проверочной комиссией при Федеральном архивном агентстве по представлению соответствующего федерального суда общей юрисдикции и ЭПК уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела.
2.1. Перечень построен по функциональному принципу и содержит систематизированное перечисление видов документов, соответствующих основным направлениям деятельности федеральных судов общей юрисдикции.
2.2. Перечень состоит из разделов и подразделов, соответствующих основным направлениям деятельности федеральных судов общей юрисдикции.
2.3. Статьи в разделах и подразделах Перечня расположены по степени значимости документов.
2.4. Сроки хранения документов в Перечне расположены в 3-й и 4-й графах применительно к структуре федеральных судов общей юрисдикции:
в графе 3 указаны сроки хранения документов в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов;
в графе 4 отражены сроки хранения документов в районных судах;
в графе 5 приводится примечание, комментирующее и уточняющее сроки хранения дел и документов.
2.5. Отметка ЭПК, проставленная в Перечне к некоторым категориям документов, означает, что такой документ может иметь научно-историческое значение и по результатам конкретного изучения передается на государственное хранение или уничтожается после минования надобности.
2.6. При определении сроков хранения документов должны учитываться все имеющиеся в примечаниях к статьям Перечня уточнения и разъяснения. Срок хранения документов с отметкой «до минования надобности» не может быть менее одного года.
2.7. Исчисление сроков хранения нарядов и дел общего делопроизводства начинается с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Например: исчисление сроков хранения дел, законченных делопроизводством в 2011 году, начинается с 1 января 2012 г.
2.8. Сроки хранения для гражданских дел исчисляются с момента:
обращения к исполнению вступившего в законную силу судебного акта;
вступления в законную силу определения о прекращении производства;
вступления в законную силу определения об оставлении иска, заявления, жалобы без рассмотрения;
вынесения судебного приказа и обращения его к исполнению.
2.9. Сроки хранения для уголовных дел исчисляются с момента:
погашения судимости;
вступления в законную силу оправдательного приговора, а также постановления (определения) о прекращении дела.
2.10. Сроки хранения для дел об административных правонарушениях исчисляются с момента:
обращения к исполнению вступившего в законную силу судебного акта по делу об административном правонарушении;
вступления в законную силу постановления о прекращении производства по делу.
2.11. Организация проведения экспертизы ценности документов, отбор документов и оформление их на уничтожение осуществляются в соответствии с Инструкций о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 157.
2.12. Контроль за правильностью проведения экспертизы ценности документов и применения настоящего Перечня осуществляют Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Федеральное архивное агентство и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела.
Утвержден новый перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения. Он применяется с 1 июля 2011 г.
Перечень является основным нормативным актом, определяющим сроки хранения всех категорий документов, образующихся в процессе деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, автономных области и округов, районных судов.
Сроки хранения, установленные перечнем, являются обязательными для всех указанных судов.
Перечень используется при классификации документов, составлении номенклатуры дел и их формировании в делопроизводстве.
Судебные дела оформляют для сдачи в архив после обращения к исполнению вступившего в силу завершающего судебного акта.
Документы, с постоянным сроком хранения, передаются в соответствующие государственные или муниципальные архивы в виде подлинников.
Документы временного хранения не могут уничтожаться ранее установленных для них сроков. По решению экспертной комиссии сроки хранения отдельных дел могут быть продлены исходя из их научной и практической ценности.
Срок хранения документов с отметкой «до минования надобности»не может быть менее 1 года.
Указано, как исчисляются сроки хранения для гражданских, уголовных и административных дел.
Прежний перечень утратил силу.
Рассмотрим еще один, «радикальный», вариант, когда выявлен большой объем необходимых изменений в утвержденную номенклатуру дел на 2020 год и руководитель организации принял решение ее переоформить и утвердить заново (см. Пример 5). Метод «версионности» в данном случае окажется неприменимым, т.к. Перечень 2010 г., в соответствии с которым в утвержденной номенклатуре были определены сроки хранения дел, признан утратившим силу (приказ Минкультуры России от 17.12.2019 № 1964). Это позволяет фактически заново утверждать номенклатуру дел на 2020 год в связи с изменениями сроков хранения категорий, комплексов и видов документов и применять ее «задним числом» – с 1 января 2020 года номенклатура дел («новая») применяется в обязательном порядке, а при архивно-технической обработке документов и дел, составлении описей и актов она «применяется» по отношению к документам и за предыдущие годы (скорее всего, за 2016–2019 гг., т.к. документы должны передаваться в архив не позднее 3 лет с года завершения в делопроизводстве).
- Свежие
- Посещаемые
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Номенклатура дел на 2021 год
Если организация небольшая и не имеет вышестоящей, то номенклатура дел начнется с внутренних документов. За ними следуют документы по личному составу (приказы, трудовые договора, личные карточки и т.п.).
Трудовые договора в номенклатуре могут фигурировать отдельно в том случае, если не ведутся личные дела. Договора, так же как и соглашения в этом случае, хранятся соответственно.
Говоря об обязательных документах, нужно принимать во внимание специфику работы организации. Если имеются особые условия труда, то в перечень необходимо включить дополнения.
- руководителей
- специалистов отдела ДОУ
- секретарей
- помощников руководителей
- менеджеров по персоналу
- архивариусов и специалистов, назначенных ответственными за ведение архива
- Нормативные документы РФ, на основании которых разрабатывается номенклатура дел в организациях.
- Изменения в Перечне типовых архивных документов 2020 г.
- Ответственность руководителя и должностных лиц за составление номенклатуры дел. Периодичность составления номенклатуры дел. Сроки, в которые необходимо разработать номенклатуру дел на следующий год.
- Примерный приказ о разработке номенклатуры дел на следующий календарный год.
- Систематизация дел в номенклатуре и определение сроков хранения.
- Виды номенклатуры. Индивидуальная номенклатура для каждой организации.
- Порядок составления номенклатуры дел на основе организационной структуры организации.
- Порядок оформления заголовков дел в соответствии с новым Перечнем 2020. Типичные ошибки
- Утверждение номенклатуры дел и ввод в действие приказом руководителя организации.
- Практическая работа «Определение сроков хранения по новому Перечню 2020 г.».
- Практическая работа «Проставление статей по новому Перечню 2020 г.».
- Практическая работа «Уточнение заголовков».
- Методическая помощь участникам по номенклатуре дел организаций, участвующих в практикуме.
Срок хранения бухгалтерских документов
Акт уничтожения документов с истекшим сроком хранения
Сроки хранения личных дел уволенных работников
Сколько хранить документы после ликвидации ООО
Вид поручаемой работы в отчете СЗВ-ТД
Действующее законодательство устанавливает для хозяйствующих субъектов обязанность хранения большинства «бумажных» документов, образующихся по ходу деятельности. При этом для каждого вида документов утверждаются свои сроки хранения, порой довольно длительные. Рассмотрим новые сроки хранения документов, таблицы по ним, а также расскажем, какие санкции грозят за нарушение правил их хранения.
Несоблюдение сроков хранения документов бухучета и «первички» может обернуться для компании немалыми штрафами, поскольку документ, уничтоженный раньше установленного срока, невозможно предоставить инспекторам в случае налоговой проверки.
Приведем сроки хранения первичных документов в таблице вместе со сроками для бухгалтерской документации.
Первичные документы / 11:30 31 августа 2020
Бумажные архивы переведут в электронный вид
N |
Год действия |
Общее количество |
Количество |
Процент дел |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
1991 г. |
162 |
37 |
22,8% |
2 |
2000 г. |
182 |
45 |
24,7% |
3 |
2009 г. |
357 |
64 |
17,9% |
К примеру, если в 1991 г. учетно-статистические карточки хранились «до минования надобности», по Перечню 2000 г. — «5 лет», то в соответствии с Перечнем 2007 г. они хранятся в суде постоянно. Причем согласно п. 6.1 Инструкции по делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов <1>, в случае ведения автоматизированного учета в суде учетно-статистические карточки могут быть первоначально сформированы в электронном виде с последующим обязательным выводом на бумажный носитель. Следует отметить, что п. 3.12 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде <2> предусматривает, что при компьютерном ведении регистрации и учета дел объем учитываемых сведений может быть увеличен, но не должен быть меньше предусмотренного установленными формами, при этом в данной Инструкции не содержится указаний на их обязательную дальнейшую распечатку. Различные варианты ведения учетно-статистических карточек создают определенные противоречия в ведении судебного делопроизводства в представленных судах, но объединяет их одно — постоянный срок хранения данной номенклатурной единицы в суде. Таким образом, только одно номенклатурное наименование — «учетно-статистические карточки» в зависимости от объема дел в суде может включать в себя от нескольких десятков до сотен томов дел, ежегодно передаваемых в архив суда. Проблема с хранением этого весьма значительного объема документации может быть разрешена путем внесения изменений в указанные выше нормативные акты, а также в Инструкцию о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования <3>. При этом следует исходить из предназначения учетно-статистических карточек как оперативной формы контроля за движением дела в течение отчетного года и формированием статистической и иной отчетности о работе суда. Потребность практики заключается в нормативном закреплении постоянного характера их хранения в электронном виде, с передачей в архивный сейф суда надлежащим образом подготовленных к постоянному хранению дисков или иных электронных носителей, содержащих данную учетную информацию. Эта идея базируется на следующих основаниях. Современный уровень судебного делопроизводства включает в себя достижения ГАС «Правосудие» и иных автоматизированных программ, в том числе авторских, вполне успешно работающих в течение последнего десятилетия во многих судах Российской Федерации. Кроме этого, суды в полной мере обеспечены компьютерной техникой, что является результатом реализации программ развития судебной системы и всеобъемлющей государственной поддержки. Технические возможности позволяют открыть доступ к учетно-статистическим карточкам за предыдущие годы с любого рабочего места в суде или ограничить его для определенного круга работников аппарата суда. Прямым подтверждением данных выводов является отсутствие запросов о выдаче учетно-статистических карточек из архива суда со стороны судей и работников аппарата суда. Указанные доводы позволяют отказаться от архаичного ведения и хранения учетно-статистических карточек на бумажных носителях, позволив при этом сократить государственные расходы.
Номенклатура дел (НД) позволяет упорядочить все дела, которые в ней заводят. Она отличается четкой систематизацией и соблюдением указанного срока хранения. Такое определение дано в статье 3.4 «Основных правил работы архивов организаций», одобренных Решением Коллегии Росархива от 06.02.2002.
Когда бумаги хранятся более 10 лет или постоянно, их следует учитывать более строго и упорядоченно. Систематизировать документацию помогает типовая номенклатура дел организации, к основным функциям которой относятся:
- группировка имеющихся документов по разным критериям;
- обеспечение их сохранности;
- возможность быстро найти требуемую бумагу;
- индексация дел.
Применяется она и в архивном делопроизводстве, когда документы хранятся менее 10 лет.
В зависимости от особенностей документооборота на конкретном предприятии разберем, как составить номенклатуру дел организации, которых может быть один или несколько видов.
Типовая — это нормативный документ. Ее формы закреплены в приложениях 7 (для предприятия в целом) и 8 (для структурного подразделения) «Основных правил работы архивов организаций». Сводная НД позволяет объединить данные по отделам в единый регистр.
Другой вид НД — перечень дел одного отдела, например, отдела кадров, составляется непосредственно самими кадровиками предприятия Такое решение рационально, если в силу специфики деятельности такой регистр дел не вписывается в стандарты. Здесь стоит учитывать:
- формы НД за прошлые годы;
- мнение высшего руководства и начальников подразделений;
- учредительные документы;
- штатное расписание;
- планы развития предприятия;
- отчеты с выявленными недостатками в ведении документооборота.
Существуют и примерные НД — это регистры рекомендательного характера. Они используются в определенных учреждениях. В них приводится перечень дел, подлежащих учету, и заполненный образец индекса дела по номенклатуре дел конкретного предприятия.
Так, например, в Приложении 17 к Письму Министерства образования №03-51/64 от 20.12.2000 находится пример номенклатуры дел в образовательном учреждении. А в остальных приложениях — перечень документов, подлежащих включению в нее.
Обеспечение сохранности кадровых документов в течение установленных законом сроков — одна из ключевых задач кадровика. И использование номенклатуры может способствовать ее решению.
Для того чтобы хранить документы в течение установленного срока, кадровику нужно данный срок определить (для каждого дела) и сопоставить с используемыми типами документов.
Основными НПА, устанавливающими сроки хранения кадровых документов, можно назвать:
- перечень типовых документов, утвержденный приказом Росархива РФ от 20.12.2019 № 236;
- перечень типовых документов, утвержденный Главархивом СССР 15.08.1988.
В частности, нормы, устанавливающие сроки хранения кадровой документации, содержатся в разделе 8 перечня, утвержденного приказом № 236, а также разделе 6 перечня, введенного Главархивом СССР.
Следующая задача кадровика — провести экспертизу ценности используемых в документообороте источников. Посредством данной процедуры выявляются документы, которые:
- должны быть оформлены в архив на длительное хранение;
- могут быть переданы на оперативное хранение, а по истечении срока их размещения в организации — в установленном порядке уничтожены;
- могут больше не храниться в организации вследствие истечения срока их хранения (или в силу того, что не представляют собой ценности для фирмы) и подлежат уничтожению.
Успешно решить рассматриваемую задачу кадровик сможет именно благодаря номенклатуре дел, поскольку ее структура включает всю необходимую информацию:
- перечни категорий документов, сохранность которых нужно обеспечивать;
- сроки их хранения, предусмотренные законодательством.
Выше мы отметили, что правила Росархива востребованы частными фирмами, хотя для них и необязательны. При составлении номенклатуры дел кадровик коммерческой организации вполне может опираться на нормы, утвержденные данным ведомством.
Так, Росархив предписывает госструктурам (а частным фирмам фактически рекомендует) составлять номенклатуру на предстоящий год. Желательно — в конце текущего года, с тем чтобы ввести ее в действие с 1 января следующего. В свою очередь, в конце следующего года нужно утвердить новую номенклатуру. И так каждый год.
Разберемся, как это происходит на практике. Условимся, что фирма только что учреждена и действующей номенклатуры у нее нет. Каким может быть алгоритм действий кадровика по утверждению номенклатуры дел во вновь образованной организации?
Кадровику нужно сразу же после начала работы готовиться к составлению будущей номенклатуры. Данное направление его деятельности предполагает решение 2 основных задач:
- классификацию документов, используемых в обороте, по категориям, то есть формирование дел;
- определение сроков хранения дел в соответствии с НПА, указанными выше.
Если сроки хранения конкретной категории документов не указаны в приказе № 558, следует проверить, не зафиксированы ли они в перечне Главархива СССР. Данная последовательность обращения к НПА обусловлена тем, что первый источник права более новый и в соответствии с общепринятой юридической практикой следует сначала применять именно его.
Если ни в одном из утвержденных законодательно перечней сроки хранения тех или иных дел не определены, следует проконсультироваться на этот счет (сделав официальный запрос) с Росархивом. Самостоятельно определять сроки хранения документов не рекомендуется.
По мере осуществления данной работы специалист должен фиксировать выявляемые типы дел, а также предусмотренные законом сроки их хранения в специальном документе. Фактически он и будет прообразом будущей номенклатуры, а потому может полностью совпадать с ней по структуре.
Отдел кадров — структурное подразделение организации. Так что номенклатура дел (а до нее — временный документ, в котором классифицируются дела) может составляться по форме из приложения 8 к правилам Росархива, предназначенной для оформления номенклатуры дел в отдельном взятом структурном подразделении фирмы.
Основной элемент формы по приложению 8 — таблица, в которой отражаются:
- индекс дела;
- заголовок дела;
- количество единиц хранения;
- сроки хранения и номера статей по перечню;
- примечания к номенклатуре.
Изучим специфику каждой из граф таблицы рекомендуемой формы номенклатуры подробнее.
Структура номенклатуры дел отдела кадров согласно приложению 8 к правилам Росархива выглядит следующим образом:
- В 1-й графе таблицы фиксируются индексы дел. Как правило, они отражают:
- с каким структурным подразделением или направлением деятельности фирмы коррелирует то или иное дело;
- какой порядковый номер соответствует конкретному делу.
- Например, если в номенклатуре фиксируется индекс 01–02, это может означать, что дело составлено в подразделении 01 (условно оно может соответствовать отделу кадров) и является группой документов типа 02 (условно они могут соответствовать срочным трудовым договорам).
- 2-я графа номенклатуры по форме приложения 8 — это заголовки дел. Здесь указываются наименования конкретных категорий документов или дел (приказов, договоров, личных карточек и т. д.).
- В 3-й графе номенклатуры фиксируется количество конкретных типов дел, находящихся на хранении в фирме. Данная графа заполняется в конце календарного года, когда кадровик будет точно знать количество дел, учет которых ведется фирмой.
- В 4-й графе фиксируется срок хранения каждой категории документов, а также приводятся ссылки на статьи НПА, в которых данные сроки определены.
- В 5-й графе могут быть сделаны примечания относительно использования документов, относящихся к определенному делу. Например, отражающие факт изъятия или уничтожения тех или иных документов.
Сформировав перечень категорий кадровых дел к концу года, специалист может приступать к официальному утверждению данного перечня в виде номенклатуры дел, которая будет использоваться с 1 января следующего года.
Номенклатура отдела кадров (структурного подразделения фирмы) должна быть частью сводной номенклатуры, составляемой для организации в целом. Сводная номенклатура, в свою очередь, может быть сформирована на основе формы, приведенной в приложении 7 к правилам Росархива.
Ее структура практически полностью совпадает с той, которая содержится в приложении 8. В таблице данной формы предусмотрены те же графы, что и в номенклатуре для структурного подразделения.
Использование и утверждение сводной номенклатуры в госструктурах — непременное условие легитимизации номенклатуры подразделений (включая кадровую службу).
Условимся, что наша частная фирма пользуется правилами Росархива также и с точки зрения применения сводной номенклатуры.
Если же частная фирма принимает решение максимально обеспечить соответствие процедуры утверждения номенклатуры нормам, зафиксированным в правилах Росархива, порядок действий будет следующим.
Кадровику нужно будет:
- окончательно сформировать свою номенклатуру, внимательно проверить сведения, отраженные во временном учетном документе по форме из приложения 8, при необходимости откорректировать их;
- согласовать сформированную номенклатуру с сотрудником, ответственным за ведение архива (скорее всего, это будет документовед фирмы), а также руководителем кадровой службы;
- дождаться, пока аналогичным образом будут согласованы номенклатуры иных подразделений фирмы.
Ответственному за составление сводной номенклатуры специалисту следует:
- собрать все утвержденные на уровне подразделений фирмы номенклатуры, после чего сформировать на основе имеющихся в них данных сводную номенклатуру по форме, утвержденной в приложении 7 к правилам Росархива;
- согласовать сводную номенклатуру с документоведом;
- утвердить сводную номенклатуру у руководителя фирмы.
Согласование либо утверждение номенклатур (кадровой, иных подразделений, сводной) может осуществляться посредством проставления на них подписей компетентных лиц. Но если требуется утверждение документа руководителем, лучше, если будет издан отдельный приказ.
В госструктурах сводная номенклатура согласуется с ведомственной, а также внутренней экспертными комиссиями. В частных фирмах такие подразделения, как правило, отсутствуют, поэтому текстовые блоки формы, где ставятся подписи заверяющих лиц, можно видоизменить, вставив туда блоки для визирования конкретными должностными лицами.
Номенклатура дел отдела кадров предприятия — инструмент, использование которого, с одной стороны, необходимо в целях выполнения фирмой предусмотренных законом обязанностей, а с другой — позволяет значительно повысить эффективность документооборота.
Номенклатура на предстоящий год должна утверждаться с учетом изменений в структуре дел, происходящих в текущем году.
Узнать больше о специфике составления и использования номенклатуры дел на предприятии вы можете из статьи «Как составить номенклатуру дел в организации?».
Трудовые договоры, трудовые соглашения
Изменения отразились на номенклатуре дел и документообороте госорганов, бюджетных и коммерческих организаций (Таблица 1).
Таблица 1: Изменения в сроках хранения документов до и после введения Перечня 2019.
Вид документа |
Срок хранения по-старому (18.02.2020) |
Срок хранения по-новому (после 18.02.2020) |
Счета-фактуры |
4 года |
5 лет |
Графики отпусков |
1 год |
3 года |
Базы данных отпусков, журналы, книги и карточки учёта |
3 года |
5 лет |
Налоговые декларации, представляемые в ФНС по всем категориям налогов, сборов, взносов |
5 лет |
6 лет |
Документы о дисциплинарных взысканиях |
5 лет |
3 года |
Реестры сведений о доходах физлиц |
75 лет |
5 лет |
Документы о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда |
Постоянно |
5 лет |
Заявки о потребности в иностранцах |
5 лет |
1 год |
Переписка с налоговиками, которая касается расхождений в расчетах по налогам |
5 лет |
6 лет |
Образцы подписи материально ответственного лица |
Не менее 5 лет. Конкретный срок хранения устанавливался в учетной политике учреждения. |
5 лет. Срок хранения исчисляется с момента смены материально-ответственного лица в учреждении |
Учитывать изменения нужно и при кадровом документообороте. Личные карточки сотрудников, трудовые договоры, документы о приёме, переводе и увольнении с работы, законченные делопроизводством до 1 января 2003 года, теперь следует хранить 75 лет. А документы, законченные делопроизводством, позднее указанного срока – 50 лет.
Отдельные кадровые документы получили индивидуальный срок хранения:
- журналы, книги учета инструктажа по охране труда — 45 лет;
- предупреждения, уведомления работников — 3 года;
- заявления сотрудников о выдаче документов, связанных с работой, и их копии — 1 год.
Внести все изменения нужно до момента сдачи итоговых записей номенклатур структурных подразделений в службу делопроизводства. То есть, до конца 2020 года.
Обозначить дату перехода должен руководитель организации. Предварительно издав соответствующий указ или распоряжение.
В конце года останется только заполнить сводную номенклатуру. Внести сведения о количестве дел временного и постоянного хранения, а также дела с отметкой «ЭПК».
В номенклатуре дел организации следует обновить только те статьи, которые ссылаются на Перечень 2010 года. Для этого нужно провести выверку номенклатуры и актуализировать её.
- Сравните Перечень 2019 г. с перечнем 2010. Обратите внимание на новые тематические подзаголовки, категории и комплексы документов.
- Проведите сверку заголовков, сроков хранения. Укажите новые статьи. Для учета изменений следует использовать рабочий экземпляр номенклатуры дел. Он станет основой для разработки новой номенклатуры на 2020 год (или изменений к ее первоначальному варианту) и для подготовки к утверждению номенклатуры дел на следующий 2021 год.
- Потребуется приказ об отмене старой и введении новой номенклатуры, а также проект сводной номенклатуры дел. Его следует согласовать с начальниками структурных подразделений и экспертной комиссией организации.
Для удобства утверждённую номенклатуру дел можно поделить на разделы и передать каждый из них в соответствующее структурное подразделение организации.
АХО. Секретариат и делопроизводство
К списку статей
Номенклатура дел — систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.
Номенклатура дел предназначена для группировки исполненных документов в дела, систематизации и учета дел. Номенклатура дел используется для составления описей дел структурных подразделений постоянного, временных (свыше 10 лет) сроков хранения и по личному составу, актов о выделении к уничтожению дел с истекшими сроками хранения.
Акты приема-передачи дел (документов) и личной печати нотариуса
Для правильного оформления и соблюдения порядка согласования и утверждения номенклатуры дел необходимо ориентироваться на следующие нормативные правовые акты и документы.
- Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ), одобренная коллегией Главархива СССР 27.04.1988, Приказ Главархива СССР от 25.05.1988 № 33 (п. 3.2.5);
- Основные Правила работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 (п. 3.4);
- Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526;
- Методические рекомендации по применению Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (разработаны в соответствии с государственным контрактом от 30 ноября 2015 г. № 073 по заказу Федерального архивного агентства).
Номенклатура дел подготавливается службой делопроизводства или лицом, ответственным за делопроизводство в организации.
При подготовке номенклатуры дел могут быть использованы типовые и примерные номенклатур дел, утвержденные вышестоящими организациями.
Подготовленная номенклатура дел визируется лицом, ответственным за архив, согласовывается с экспертной комиссией организации и утверждается руководителем организации.
Номенклатура дел составляется на календарный год, вводится в действие с 1-го января нового календарного года и подлежит ежегодной корректировке.
Организации – источники комплектования госархивов должны раз в 5 лет перед утверждением номенклатуры дел согласовывать ее с экспертно-проверочной комиссией госархива.
Основанием для пересоставления, согласования и утверждения номенклатуры дел является изменение функций и структуры организации.
Ниже образец номенклатуры дел, предусмотренный Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
Индекс |
Заголовок дела |
Срок |
Статьи |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
01. Распорядительная деятельность |
||||
01-01 |
Копии постановлений |
постоянно |
ст. 1 ПФС |
на постоянное |
01-02 |
Копии постановлений |
постоянно |
ст. 2 ПФС |
на постоянное |
01-03 |
Документы (протоколы, Должность лица, ответственного за составление номенклатуры Подпись Расшифровка подписи Дата СОГЛАСОВАНО Руководитель архивного учреждения в субъекте Российской Федерации Подпись Расшифровка подписи Дата Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в ____ году у мирового судьи Номенклатура дел — это тематизированный список документации всей организации, составленный и заполненный по определенным правилам, содержащий строгое наименование имеющихся материалов, а также сроки их хранения. Важно! Все документы, формирующиеся на предприятии, необходимо храниться какое-то количество времени. Правильно их систематизировать, распределить по делам поможет составление номенклатуры. Она направлена на решение таких задач, как:
Обратите внимание! Согласно письму Минобрнауки России «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» от 16.05.2016 № НТ-664/08 одной из мер борьбы с избыточной отчетностью является актуализация и составление, утверждение новых номенклатур в каждом учреждении образования. 2. Совершение нотариальных действийНоменклатура дел для организаций имеет унифицированную форму. Ее заполнение регламентируется Правилами организации хранения, утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526. Примерная форма документа содержится в приложениях 25 и 26. Однако для образовательных учреждений установлен несколько иной примерный бланк, служащий основой для ведения и заполнения номенклатуры (письмо Минобразования РФ «О методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных учреждениях» от 20.12.2000 № 03-51/64). Примерная форма содержится в приложении 18. Предыдущая форма этого документа, введенная в 1988 году, была с некоторым запозданием отменена приказом Минобрнауки России «О признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых правовых актов СССР и признании утратившими силу некоторых правовых актов РСФСР в сфере образования» от 29.11.2013 № 1296. Для того чтобы верно оформить имеющиеся материалы и распределить их по делам в соответствии со сроками хранения, необходимо воспользоваться следующими нормативными документами, регулирующими эти сроки:
Обратите внимание! Примерная форма номенклатуры для учреждений сферы образования содержит следующие основные разделы:
Примерная форма, на основании которой формируется номенклатура в дошкольном образовательном учреждении, установлена письмом Минобразования РФ «О примерной номенклатуре дел в образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 29.09.2000 № 711/28-16. Порядок заполнения аналогичен общему порядку. Рекомендуемый бланк номенклатуры для учреждений этого вида несколько упрощен и состоит из 3 столбцов:
Указанная форма является рекомендуемой, допускается ее видоизменять, вносить коррективы, добавочные столбцы. Номенклатуру дел дошкольного образовательного учреждения необходимо составлять в 4 экземплярах:
Утверждается этот документ директором образовательного учреждения посредством вынесения приказа об утверждении. Этапы утверждения номенклатуры следующие:
*** Номенклатура дел образовательного учреждения имеет рекомендованную форму для заполнения, а соответственно, может изменяться и дополняться. Представляет собой тематизированный список дел с указанием срока их хранения. Внесению подлежит вся документация учреждения, отражающая порядок его работы, основные положения, распоряжения, а также работу музеев, кружков, проведение олимпиад, смотров и иной деятельности.
Номенклатура дел с новыми сроками хранения
|