Статья тк по охране труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья тк по охране труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статью 185 предлагается изложить в следующей редакции:

На время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического освидетельствования за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такие осмотр и (или) освидетельствование, сохраняется средняя заработная плата (средний заработок) по месту работы.

Сейчас статья 185 в такой редакции:

На время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.

Как видите, ключевое слово — психиатрическое освидетельствование.

Раздел X. Охрана труда (ст. 209 — 231)

В статью 209 добавлено новое понятие — опасность.

Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.

Средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты разделили, конкретизировав последние, а именно:

Средства коллективной защиты — технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.

Понятие «Система управления охраной труда» в 209 статье отсутствует. Почему? Не знаю, смотрю сам дальше. Наверное в этом есть какой-то сакральный смысл.

Из понятия «Профессиональный риск» изъяли яблоко раздора, а именно это предложение:

Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Спор о необязательности проводить оценку и управление профессиональными рисками из-за отсутствия порядка сам собой аннигилируется.

А вот и СУОТ, частью которой будет являться оценка и управление профрисками:

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению их повышения, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить:

Раздел X ТК РФ. Охрана труда (действующая редакция)

Трудовой кодекс РФ — главный законодательный акт, регулирующий трудовые отношения между работниками и индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами всех форм собственности. Основным постулатом документа является неотъемлемое право каждого гражданина нашей страны на оплачиваемый труд в безопасных условиях. Чтобы обеспечить защиту жизни и здоровья работников, занятых в любых сферах экономики, ТК РФ содержит целый раздел, посвященный вопросам охраны труда. Но правила, требования и нормы охраны труда содержатся не только в одноименном X разделе Кодекса, а и в статьях других разделов документа.

Основные понятия, предмет и объекты охраны труда прописаны в статье 209 Трудового кодекса. Согласно этой статье, под понятием охрана труда ТК РФ подразумевает системные меры, направленные на сохранение жизни, физического и психологического здоровья работников во время выполнения служебных обязанностей. В комплекс мер по ОТ входят как санитарно-гигиенические, организационные и технические, так и правовые, социально-экономические, лечебные, профилактические и другие мероприятия.

Объектом охраны труда выступают условия труда — совокупность всех факторов производственной среды, влияющих либо способных оказывать влияние на безопасность жизни и здоровья работника.

С точки зрения опасности для трудящихся, производственные факторы могут быть:

  • Безопасными (не предоставляющими опасности для жизни или здоровья людей и не требующими применения особых мер по ОТ);
  • Опасными (обладающими тем или иным уровнем травмоопасности);
  • Вредными (негативно влияющими на здоровье и способными вызвать то или иное заболевание).

В случае невозможности исключить воздействие на работников вредных либо опасных факторов, на предприятии должны использоваться индивидуальные и/или коллективные средства защиты. Эти средства позволяют снизить влияние опасных/вредных факторов до допустимой нормы.

Все требования, правила и нормы охраны труда, прописанные в ТК РФ — это стандарты безопасности, нацеленные на сохранение жизни и здоровья работников. Также эти стандарты признаны регламентировать социальные, экономические и лечебно-профилактические меры, направленные на обеспечение надлежащих условий труда.

Отдельно в статье 209 ТК РФ прописано понятие профессиональных рисков. Под этим понятием подразумевается, что работники, занятые в определенных сферах производства или выполняющие отдельные виды работ, имеют более высокий риск получить травму или заболевание. Задача работодателя, трудоустраивающего людей на должности с профессиональными рисками, заключается в снижении уровня этих рисков. Также ТК РФ обязывает владельцев и управленцев любых предприятий и организаций проводить меры, направленные на выявление, анализ и снижение профессиональных рисков.

У работников в разы меньше обязанностей, касающихся охраны труда, чем у работодателей. Эти обязанности, согласно статье 214 ТК РФ, ограничиваются необходимостью соблюдать нормы ОТ и правила ТБ, своевременно и правильно использовать имеющиеся средства индивидуальной и/или коллективной защиты. Также сотрудники должны обучаться охране труда, способам оказания первой помощи и алгоритму действий при ЧП. При возникновении аварий или несчастных случаев на производстве и при проявлении симптомов профессионального заболевания либо ухудшении самочувствия работники обязаны поставить в известность работодателя.

Отдельно Трудовой кодекс обязывает работников проходить медосмотры перед трудоустройством и в течение трудовой деятельности. В случае, если работодателем или органом государственного надзора будет выдано распоряжение о прохождении внепланового медосмотра, работники обязаны подчиниться этому распоряжению.

Статья 213 ТК РФ раздела «Охрана труда» более подробно регламентирует требования к прохождению работниками обязательных профилактических медосмотров. В частности, в этой статье указано, что все люди, работающие с материалами повышенной опасности либо трудоустроенные на должности с высокими профессиональными рисками, обязаны проходить освидетельствование у психиатра не реже, чем раз в 5 лет. Это требование не противоречит Конституции, а вот при его несоблюдении и к работнику, и к работодателю будут примерены санкции согласно статье 5.27 КоАП России.

Трудовым кодексом РФ регламентированы все области и вопросы, так или иначе касающиеся охраны труда. В частности, в разделе VI, в статьях 160 и 163 указано, что работодатель не может устанавливать завышенные или не обоснованные нормы труда. Также он обязан обеспечить работников оборудованием и создать такие условия, в которых они смогут выполнить установленную норму, не рискуя физическим и психологическим здоровьем.

Важные требования охраны труда в ТК РФ указаны также в статье 223. Согласно ей, работодатель обязуется обеспечить на предприятии надлежащие условия для труда и отдыха. Рабочие места должны соответствовать нормам охраны труда, а в распоряжении работников должен быть санузел, зона для принятия пищи (кухня), комната или зона отдыха и психологической разгрузки. Также владельцу предприятия или ответственному лицу необходимо позаботиться об оборудовании постов первой медицинской помощи.

В случае чрезвычайного происшествия или ухудшения самочувствия кого-то из работников, работодатель за свой счет должен организовать транспортировку пострадавших (заболевших) работников в медицинские центры или домой.

Трудовой кодекс отдельно защищает право на труд в безопасных условиях наиболее уязвимых категорий работников. В разделе XII ТК РФ прописаны гарантии, нормы и правила, касающиеся организации труда таких категорий граждан, как женщины, несовершеннолетние сотрудники, инвалиды, люди, имеющие иждивенцев, лица, работающие на сезонных, вахтовых работах или дистанционно.

  • Статьей 253 ТК РФ ограничивается использование женского труда на работах, вредных или опасных для женского организма. К таким работам относится подъем тяжестей, обязанности, связанные с эксплуатацией опасных и вредных веществ, механизмов и др. Перечни работ, к выполнению которых запрещено привлекать женщин, и должностей, на которые не рекомендовано трудоустройство лиц женского пола, регулярно пересматриваются и меняются. Совершенствование технологий позволяет сделать производственные процессы более безопасными, и многие профессии, запрещенные для женщин еще 5 лет назад, уже убраны из Списка (Приказ № 512н Минтруда РФ).
  • Важно, что в статье 253 Трудового кодекса указано, что работодатель вправе привлекать женщин к выполнению потенциально опасных и вредных работ, если предпримет меры с целью снижения опасности для женского организма. К примеру, женщинам нельзя вменять в обязанность поднятие тяжестей вручную. Но если в распоряжении работниц будут механизмы или инструменты, позволяющие снизить нагрузку на организм при поднятии тяжестей, они могут выполнять такие работы.
  • Что касается беременных женщин и женщин с детьми ясельного возраста, требования охраны труда ТК РФ этих категорий граждан еще более строгие. В частности, статья 259 ТК РФ запрещает отправлять таких сотрудников в длительные командировки, оставлять сверхурочно, вызывать на работу в ночное время, выходные и праздничные дни. Исключение — наличие письменного согласия беременной женщины или сотрудницы с детьми младше 3 лет на командировку, работу в ночное/сверхурочное время.
  • Трудовой кодекс РФ допускает трудоустройство несовершеннолетних на постоянную или сезонную работу. Согласно статье 270 ТК РФ, для сотрудников младше 18 лет могут быть установлены либо стандартные, либо сниженные нормы выработки. Повышение норм сверх указанных в постановлениях и правилах, касающихся нормирования труда, в отношении несовершеннолетних работников не допускается.
  • Работников младше 18 лет, согласно статье 265 ТК РФ, запрещено задействовать на вредных и опасных производствах, поручать им работу с вредными/опасными веществами, инструментами или материалами. Также Кодекс запрещает работодателям брать несовершеннолетних сотрудников на должности, опасные для морального развития подростка (торговля спиртными напитками, сигаретами, товарами 18+, работа в казино, ночных клубах и др).
  • Нормы охраны труда несовершеннолетних также распространяются и на сверхурочные работы, работы в ночное время и выходные дни. Статья 268 ТК РФ прямо запрещает работодателю оставлять сотрудников младше 18 лет сверхурочно и в ночное время, а также отправлять их в длительные командировки. Исключением являются случаи, когда работа несовершеннолетнего связана с концертной деятельностью и напрямую предполагает поездки на гастроли и выступления в позднее вечернее время.
  • Перед тем, как трудоустроить сотрудника младше 18 лет на ту или иную должность, работодатель обязан оплатить ему прохождение медосмотра (статья 266 ТК РФ). Также, согласно этой статье, в обязанности работодателю вменяется организация за счет предприятия ежегодных медосмотров для несовершеннолетних работников.
  • ГК РФ (часть I)

    ТК РФ

    НК РФ (часть I)

    ГК РФ (часть II)

    Земельный кодекс

    Жилищный кодекс

    КоАП РФ

    ГрК РФ

    НК РФ (часть II)

    ТК ЕАЕС

    ГПК РФ

    КАС РФ

    УПК РФ

    УК РФ

    Семейный кодекс

    Воздушный кодекс

    Водный кодекс

    Бюджетный кодекс

    ТК ТС

    Лесной кодекс

    ГК РФ (часть IV)

    ГК РФ (часть III)

    АПК РФ

    УИК РФ

    Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

    Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

    Работник обязан:

    соблюдать требования охраны труда;

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

    проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

    проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ)

    Глава 10 ТК РФ — новый проект 2021 Основные моменты

    Правовые мероприятия подразумевают создание системы государственных норм, которая состоит из стандартов безопасности и средств по обеспечению их соблюдения. Система основывается на Конституции, ТК РФ, прочих законных и подзаконных актах.

    Социально-экономические мероприятия состоят из мер государственного стимулирования работодателей, которые не нарушают нормы и требования по охране труда. Например, чтобы поддержать ответственных работодателей, разработана дифференциация тарифов на обязательное социальное и пенсионное страхование, предусмотрено возмещение затрат за счет ФСС и т.д.

    Справка: в приложении к приказу Минтруда России от 10.12.2012 № 580н перечислены основные расходы, которые можно возместить за счет ФСС. Помимо них в 2020 году работодатели вправе рассчитывать на возмещение затрат на покупку СИЗ для профилактики коронавирусной инфекции в организации.

    Фрагмент приложения к приказу №580н

    1. Статья 209 “Основные понятия”

    Добавлено новое понятие – “опасность”:

    “Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.”

    Кроме того, в проекте отмечается, что безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:

    “Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.”

    Для того, чтобы сократить травматизм и количество несчастных случаев на производстве, в Трудовой Кодекс РФ законодательно ввели статью 214, которая обязывает работника соблюдать требования охраны труда.

    В статье 214 ТК РФ прописаны всего пять обязанностей работника, дающих представление о том, как ему выполнять свои трудовые функции, чтобы не навредить себе и работающим вместе с ним коллегам по работе. Эти правила действуют для всех работников компании – рабочих, специалистов, служащих, руководителей и их заместителей. Обязанности работника в области охраны труда должны быть указаны в трудовом договоре.

    Так что же такое обязанности работника в области охраны труда? Это свод правил и обязанностей, прописанных в статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации.

    Согласно статье 214 ТК в обязанности работника в области охраны труда входят:

    • Соблюдение требований охраны труда;

    Правильное и своевременное использование средств индивидуальной и коллективной защиты;

    Прохождение обучения по безопасному выполнению работ, и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на производственном участке. Прохождение инструктажей и проверку знаний по охране труда. Стажировка на рабочем месте;

    Незамедлительное оповещение своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, случившимся на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о возникновении признаков острого профзаболевания;

    Прохождение обязательных периодических, предварительных, внеочередных медицинских осмотров по направлению руководства организации в соответствии с законодательством РФ.

    НОВЫЙ ПРОЕКТ ГЛАВЫ X ТК РФ “ОХРАНА ТРУДА”

    • Психиатрическое освидетельствование что это и как проходит
    • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
    • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
    • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
    • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
    • Обучение «Техносферная безопасность»
    • «Техносферная безопасность» что это за специальность
    • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
    • Программы обучения по охране труда по профессиям
    • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
    • Стандарт специалиста по охране труда 524н
    • Приказ 559н требования к квалификации
    • ЕТКС «Специалист по охране труда»
    • Постановление 1/29
    • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
    • Выбираем учебный центр по охране труда
    • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
    • Дистанционное обучение по охране труда

    Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

    организации труда и управлению трудом;

    трудоустройству у данного работодателя;

    подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

    участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

    материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

    государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

    разрешению трудовых споров;

    обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

    свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

    запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

    защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

    обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

    равенство прав и возможностей работников;

    обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

    обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

    обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

    сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

    социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

    обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

    установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

    обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

    обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

    обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

    обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

    обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

    Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

    Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

    Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

    Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Принудительный труд запрещен.

    Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

    в целях поддержания трудовой дисциплины;

    в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

    в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

    в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

    в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

    К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

    нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

    возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

    работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

    работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

    работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

    работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    5 важных изменений по охране труда в Трудовом кодексе

    К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

    основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

    основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

    порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

    основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

    порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

    порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

    порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

    порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

    виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

    систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

    особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

    В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

    Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

    В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

    Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

    Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

    Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

    Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020)

      «О судебной практике по делам о наследовании»

    • Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «О негосударственных пенсионных фондах»

    • Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    • Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 30.12.2020)

      «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Президента РФ от 30.11.2020 N 291-рп

      «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»

    • Указ Президента РФ от 06.10.2020 N 616

      «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 28.01.2020 N 20

      «О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2020 N 57637)

    Все документы >>>

    • Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 887 (ред. от 31.12.2020)

      «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах»

    • Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 31.12.2020)

      «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2021)

    • Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2460

      «Об утверждении Правил аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий»

    Все документы >>>

    Трудовой кодекс Российской Федерации


    1. В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда. Статьей 4 ТК запрещается принудительный труд. К принудительному труду законодатель, в частности, относит требование работодателя об исполнении трудовых обязанностей работником, если он не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

    Работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства (ст. 163 ТК).

    2. Работодатель обязан организовать надлежащее (в соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания») санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание. Полный набор и площадь санитарно-бытовых зданий, устройств, медицинских учреждений для соответствующих видов организаций и численности персонала указаны в названном СНиПе. Нехватка какого-либо вида санитарно-бытовых и лечебных помещений может быть оценена соответствующими надзорными органами как нарушение норм ТК.

    Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 «Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология» утв. Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 500-ст.

    3. Организовать производственный процесс необходимо таким образом, чтобы при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, ведении технологических процессов, использовании сырья и материалов была обеспечена безопасность работников. Там, где это требуется в соответствии с установленным порядком и правилами, работодатель должен обеспечить наличие и надлежащую эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты.

    4. Работодатель обязан обеспечить соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям законодательства об охране труда, т.е. установленным нормативам по всем вредным и опасным факторам. Указанные нормативы установлены соответствующими ГОСТ, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утвержденными уполномоченными на то органами государственной власти и управления.

    5. Норма об обеспечении работодателем режима труда и отдыха работников — отсылочная. Необходимо соблюдать требования разд. IV и V ТК о режиме рабочего времени и времени отдыха. При этом следует помнить, что законодательством субъектов РФ может улучшаться положение работников по сравнению с действующим федеральным законодательством.

    6. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные указанными нормами, являются для работодателя обязательным минимумом для бесплатной их выдачи работникам (Постановление Минтруда России от 8 декабря 1997 г. N 61 «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты»).

    Работодателю с учетом мнения трудового коллектива предоставлено право принимать решения о бесплатной выдаче работникам спецодежды и спецобуви сверх типовых норм за счет прибыли.

    Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 утв. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

    Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со ст. 215 ТК средства индивидуальной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия. Приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускается.

    Работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.

    В случае пропажи или порчи средств индивидуальной защиты в установленных местах их хранения по независящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные средства индивидуальной защиты.

    Приемка поступающих средств индивидуальной защиты должна производиться комиссией из представителей работодателя и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа, которая составляет акт о качестве поступившей спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, их соответствии требованиям ГОСТа.

    Выдача взамен спецодежды и спецобуви материалов для их изготовления или денежных сумм для их приобретения не разрешается. В исключительных случаях при невыдаче в срок установленных нормами спецодежды и спецобуви и приобретении их в связи с этим самими работниками работодатель обязан возместить работникам затраты на приобретение спецодежды и спецобуви и оприходовать спецодежду и спецобувь как инвентарь организации.

    Выдача работникам и сдача ими спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты должны записываться в личную карточку.

    Работодатель обязан организовать надлежащий уход за средствами индивидуальной защиты, своевременно осуществлять стирку, химчистку, ремонт, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание и обеспыливание спецодежды, а также ремонт, дегазацию, дезактивацию и обезвреживание спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

    7. Работодатель обязан проводить инструктаж по вопросам охраны труда для всех вновь поступивших работников и обучать их безопасным методам и приемам выполнения работ непосредственно на рабочих местах в течение нескольких смен.

    1. В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда. Статьей 4 ТК запрещается принудительный труд. К принудительному труду законодатель, в частности, относит требование работодателя об исполнении трудовых обязанностей работником, если он не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

    Работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства (ст. 163 ТК).

    2. Работодатель обязан организовать надлежащее (в соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания») санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание. Полный набор и площадь санитарно-бытовых зданий, устройств, медицинских учреждений для соответствующих видов организаций и численности персонала указаны в названном СНиПе. Нехватка какого-либо вида санитарно-бытовых и лечебных помещений может быть оценена соответствующими надзорными органами как нарушение норм ТК.

    Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 «Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология» утв. Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 500-ст.

    3. Организовать производственный процесс необходимо таким образом, чтобы при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, ведении технологических процессов, использовании сырья и материалов была обеспечена безопасность работников. Там, где это требуется в соответствии с установленным порядком и правилами, работодатель должен обеспечить наличие и надлежащую эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты.

    4. Работодатель обязан обеспечить соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям законодательства об охране труда, т.е. установленным нормативам по всем вредным и опасным факторам. Указанные нормативы установлены соответствующими ГОСТ, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утвержденными уполномоченными на то органами государственной власти и управления.

    5. Норма об обеспечении работодателем режима труда и отдыха работников — отсылочная. Необходимо соблюдать требования разд. IV и V ТК о режиме рабочего времени и времени отдыха. При этом следует помнить, что законодательством субъектов РФ может улучшаться положение работников по сравнению с действующим федеральным законодательством.

    6. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные указанными нормами, являются для работодателя обязательным минимумом для бесплатной их выдачи работникам (Постановление Минтруда России от 8 декабря 1997 г. N 61 «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты»).

    Работодателю с учетом мнения трудового коллектива предоставлено право принимать решения о бесплатной выдаче работникам спецодежды и спецобуви сверх типовых норм за счет прибыли.

    Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 утв. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

    Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со ст. 215 ТК средства индивидуальной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия. Приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускается.

    Работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.

    В случае пропажи или порчи средств индивидуальной защиты в установленных местах их хранения по независящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные средства индивидуальной защиты.

    Приемка поступающих средств индивидуальной защиты должна производиться комиссией из представителей работодателя и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа, которая составляет акт о качестве поступившей спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, их соответствии требованиям ГОСТа.

    Выдача взамен спецодежды и спецобуви материалов для их изготовления или денежных сумм для их приобретения не разрешается. В исключительных случаях при невыдаче в срок установленных нормами спецодежды и спецобуви и приобретении их в связи с этим самими работниками работодатель обязан возместить работникам затраты на приобретение спецодежды и спецобуви и оприходовать спецодежду и спецобувь как инвентарь организации.

    Выдача работникам и сдача ими спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты должны записываться в личную карточку.

    Работодатель обязан организовать надлежащий уход за средствами индивидуальной защиты, своевременно осуществлять стирку, химчистку, ремонт, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание и обеспыливание спецодежды, а также ремонт, дегазацию, дезактивацию и обезвреживание спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

    7. Работодатель обязан проводить инструктаж по вопросам охраны труда для всех вновь поступивших работников и обучать их безопасным методам и приемам выполнения работ непосредственно на рабочих местах в течение нескольких смен.

    • Арбитражный процессуальный кодекс

    • Бюджетный кодекс

    • Водный кодекс

    • Воздушный кодекс

    • Градостроительный кодекс

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

    • Жилищный кодекс

    • Земельный кодекс

    • Кодекс административного судопроизводства

    • Кодекс внутреннего водного транспорта

    • Кодекс об административных правонарушениях

    • Кодекс торгового мореплавания

    • Лесной кодекс

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс

    • Таможенный кодекс Таможенного союза

    • Трудовой кодекс

    • Уголовно-исполнительный кодекс

    • Уголовно-процессуальный кодекс

    • Уголовный кодекс

    • ФЗ об исполнительном производстве

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

    • Производственный календарь 2017

      Для пятидневной рабочей недели

    • Закон о коллекторах

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

    • Закон о национальной гвардии

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

    • О правилах дорожного движения

      Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

    • О защите конкуренции

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

    • О лицензировании

      Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

    • О прокуратуре

      Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

    • Об ООО

      Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

    • О несостоятельности (банкротстве)

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

    • О персональных данных

      Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

    • О контрактной системе

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    • О воинской обязанности и военной службе

      Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

    • О банках и банковской деятельности

      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

    • О государственном оборонном заказе

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

    • Закон о полиции

      Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

    Трудовой кодекс РФ раздел 10 Охрана труда статьи

    • Федеральный закон от 23.04.2018 N 87-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 19.07.2018 N 207-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»

    • Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

      «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

      «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

    • Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

      «О несостоятельности (банкротстве)»

    • Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О негосударственных пенсионных фондах»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 315-ФЗ

      «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации»

    • Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

      «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»

    • Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

      «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 304-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «О муниципальной службе в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)

      «О банках и банковской деятельности»

    • Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

      «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    Если у вас есть вопросы по ст. 212 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

    1. Статьи 22 и 212 ТК содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК (ст. ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

    2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК и комментарий к ней), а также для привлечения виновных лиц к ответственности.

    3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах исходя из специфики производства.

    Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см. ст. 215 ТК и комментарий к ней).

    4. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» правовой инструмент специальной оценки условий труда призван заменить аттестацию рабочих мест.

    Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

    По результатам проведения специальной оценки устанавливаются четыре класса условий труда (оптимальные, допустимые, вредные и опасные). Вредные условия подразделены еще на четыре подкласса. Предусмотрена возможность снижения класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, а также в отношении рабочих мест, соответствующих отраслевым особенностям.

    Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

    Результаты специальной оценки условий труда могут быть использованы работодателем во всех процедурах, связанных с охраной труда:

    при предоставлении работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

    при разработке и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

    при обеспечении работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    при контроле за состоянием условий труда на рабочих местах;

    при организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

    при оценке уровня профессиональных рисков;

    при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, который обязан ее проводить не реже чем один раз в пять лет совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

    Проведение специальной оценки условий труда осуществляется комиссией, в состав которой включаются представители работодателя (в том числе специалист по охране труда) и работников.

    Работодатель должен обеспечить ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета комиссии. Оценочные материалы передаются в федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда, формирование которой поручено Министерству труда и социальной защиты РФ. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

    В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение пяти лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    5. Работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников при заключении трудового договора является обязанностью работодателя (см. ст. 68 ТК и комментарий к ней).

    Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК, к их разработке и утверждению (см. ст. ст. 5, 8, 372 и др. ТК). Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

    Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 декабря 2002 г. N 80.

    Трудовой кодекс Российской Федерации

    (в ред. от 16.12.2019 N 439-ФЗ)

    Принят
    Государственной Думой
    21 декабря 2001 года
    Одобрен
    Советом Федерации
    26 декабря 2001 года

    Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

    • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
    • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
    • государственное управление охраной труда;
    • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
    • государственная экспертиза условий труда;
    • установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
    • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
    • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
    • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
    • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
    • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
    • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
    • подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
    • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
    • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
    • международное сотрудничество в области охраны труда;
    • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    • Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

    Работник обязан:

    • соблюдать требования охраны труда; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
    • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
    • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
    Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
    Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
    В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась. (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ)
    В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
    Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ)

    Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    Часть вторая — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти: (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

    • обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    • разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    • устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    • устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 157-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
    • разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    • обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    • координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    • организуют международное сотрудничество в области охраны труда; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    • В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда: (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    • обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    • разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    • координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 157-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
    • осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 157-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
    • организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
    • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
    Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
    Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

    • качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
    • правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
    • Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
    • фактических условий труда работников. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
    • Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
    • Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право: (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
    • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);
    • запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
    • проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
    • Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны: (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
    • составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
    • обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
    • обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

    Под охраной труда согласно Трудовому кодексу (раздел 10) подразумевается комплексная система по обеспечению безопасности на предприятии. Все меры должны быть направлены на защиту здоровья каждого члена коллектива.

    Допустимыми условиями труда признаются такие, при которых исключено влияние опасных или вредоносных факторов. Важнейшим документом, гарантирующим, что нет риска для здоровья работника, является сертификат.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *