Программа Переселения Из Аварийного Жилья После 2021 Года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа Переселения Из Аварийного Жилья После 2021 Года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс. граждан на территории всей России.

В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд. руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников.

Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда.

Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.

В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом.

Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.

Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2021 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.

Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.

Также в качестве меры содействия может применяться выделение жилого помещения в наемном жилом доме.

Новый закон о расселении аварийного жилья

Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.

Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.

До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.

Таким образом, принятые изменения в процедуру расселения непригодного для проживания жилья позволяют обеспечить права граждан на широкий перечень мер социальной поддержки.

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Такие субсидии может предоставляться в процессе выполнения строительными фирмами принятых на себя обязательств. Субсидия не может быть свыше 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

В законе в настоящее время установлены механизмы защиты инвестиционно привлекательных участков земли от использования для извлечения коммерческой прибыли.

Изменения в законе устанавливают правило целевого использования земельных участков под переселяемыми аварийными объектами. На изъятых территориях возможно размещение только объектов здравоохранения, социального обслуживания, образования и просвещения, объектов коммунального обслуживания, общественного управления, парков, зеленых зон, скверов, обустройство зон для занятий физкультурой, размещение жилья, строительство которых воплощается в действительность за счет средств бюджета.

Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития.

При нарушении данного условия, оказываемая помощь, предоставленная субъекту РФ для расселения жильцов из аварийных жилых помещений, некоммерческой корпорацией по содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства возвращается в бюджет.

Кроме того, меняется порядок предоставления финансирования за счет Фонда реформирования на осуществление восстановительного ремонта и обновление сетей инженерных коммуникаций, процедура возвращения средств, предоставленных некоммерческой корпорацией, вводятся нюансы оказания Фондом содействия на расселение жильцов из аварийного жилья, которое получило такой статус после 01.01.2017 г.

Переселение из аварийного жилья после 2021 года

Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.

Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.

Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с того момента, как они были зарегистрированы сотрудником. Если для вынесения решения оказалось недостаточно сведений, возможно повторное назначение обследования жилого помещения.

После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения – год.

Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:

  • Люди, вышедшие на пенсию.
  • Инвалиды.
  • Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
  • Семьи, признанные малоимущими.

Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.

Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.

От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.

Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.

Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.

Программа расселения из аварийного жилья собственников в 2021 году

Для граждан, являющихся нанимателями жилых помещений на основании договоров социального найма порядок расселения из аварийного дома не изменился. Как и прежде он вправе получить жилое помещение равнозначное по площади имеющемуся. Однако если семья нанимателя в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, то при расселении учитывается норма предоставления на каждого члена семьи, установленная в регионе ее проживания.

Кроме того, жилье обязательно должно быть благоустроенным и находится в границах населенного пункта его проживания. Исключение могут составлять случаи, когда сам наниматель дал согласие на предоставление ему жилья в другом месте.

Если предоставляемая жилплощадь не соответствует требованиям благоустройства, применимым к конкретному населенному пункту, соотношения площади или по объективным причинам ухудшает условия проживания семьи, наниматель вправе отказаться от такой квартиры. Органы власти в этом случаи должны предложить иной вариант расселения.

В отношении собственников жилых помещений в аварийном доме порядок их расселения претерпел определенные изменения. Неизменными остались требования к благоустройству новой квартиры. Так, новый порядок основывается на том, что квартира в доме, признанном аварийным, оценивается исходя из остаточной стоимости, и полученная сумма вычитается из стоимости нового жилья. Разницу в цене собственник должен доплатить.

Если же собственники квартиры не имеют возможности произвести доплату, то им выплачивается компенсация. Квартира в этом случае предоставляется на основании договора социального найма. Однако при этом он должен будет ежемесячно оплачивать арендную плату.

Внимание! Для владельцев квартир, имеющих в собственности иные жилые помещения, законом предусмотрена только выплата денежной компенсации в соответствии с ее остаточной стоимостью.


Дальше тоже придется идти с перевыполнением. Президент поставил перед Фондом ЖКХ не менее амбициозную задачу. Потянете?

Константин Цицин: В этом году мы должны переселить из аварийного жилья 130 тысяч человек. Это примерно на 20 процентов больше, чем предусмотрено целевым показателем 2021 года, закрепленным в нацпроекте. Надо расселить 2,34 миллиона квадратных метров аварийного жилья. Это действительно очень амбициозная задача. Однако вполне выполнимая.

Благодаря новому закону у людей появилась гарантия, что при переезде в другой микрорайон у них будет все необходимое для жизни

Но такие рывки потребуют скорректировать уже намеченные планы. Какие?

Сергей Степашин: Скажу вам откровенно, по этому поводу я уже направил письмо в адрес председателя правительства РФ Михаила Мишустина. Вы знаете, что принято решение в этом году объединить Фонд ЖКХ с Фондом обманутых дольщиков. У нас разные функции — это отнимет много времени и сил. Я попросил главу правительства, чтобы три года нас не трогали. А потом — пожалуйста, давайте вернемся к этой теме. Тем более через три года, насколько я понимаю, Фонд обманутых дольщиков планирует закрыть проблему, собственно, ради чего его и создали.

Вы поэтому на три года просите отсрочить объединение?

Сергей Степашин: Нет. Мы должны в ближайшие три года досрочно выполнить программу расселения аварийных домов, которые признаны таковыми до 2017 года. У нас она теперь до 2024 года. Мы и к этому, и к увеличенному плану на 2021 год готовы. Но чтобы все это выполнить, не надо мешать работать Фонду. Потому что любые объединения — это большие организационные мероприятия, поиск новых форм. Все это очень серьезно затормозит нашу работу. Тем более у нас не только переселение из аварийного жилья, но и модернизация коммунальной инфраструктуры, вопросы энергоэффективности, капитальный ремонт. Это огромный объем работы. Да и те задачи, которые стоят перед Фондом ЖКХ, вечные, в отличие, скажем, от тех же обманутых дольщиков. В письме премьер-министру я просил обратить на это особое внимание.

Объединение — единственная проблема?

Сергей Степашин: Есть еще одна — финансовая. Нам нужно перенести средства, которые запланированы на 2024 год, на 2021-2022 годы. Пока деньги у нас есть. Мы перенесли 50 миллиардов рублей, сейчас нужно перекинуть 58 миллиардов. И еще. Мы боремся за ритмичность финансирования, чтобы 10-процентный секвестр, который был объявлен, нас не коснулся. В этом году, кстати, бюджет должен быть неплохим. Стоимость барреля нефти достаточно крепкая — выше цены отсечения. Так что, если деньги будут вовремя поступать, мы выполним поставленные перед нами задачи.

А регионы готовы к этому?

Константин Цицин: У нас есть информация практически из всех регионов. Некоторые даже перевыполняют программу. Два региона ее завершили — Карачаево-Черкесская Республика и Сахалинская область. Еще ряд регионов будут готовы выполнить программу в ближайшее время, в том числе и Чеченская Республика. 39 регионов планируют закрыть ее в 2023 году.

За счет чего? У них что, меньше аварийного жилья?

Константин Цицин: За счет набранных темпов, хорошей организации работы, финансирования, которое, кстати, не срывалось. А от объемов аварийного жилья это не зависит. Взять Якутию. Здесь его больше всего, а расселение идет ритмично. Не самый большой объем в Еврейской автономной области, а она срывает программу. Но и она небезнадежна. Кроме того, для нас помимо сроков очень важно качество жилья, в которое переселяют людей. Не во всех регионах есть свои строительные организации, не везде ведется качественный контроль. Именно поэтому мы оперативно направляем туда наших сотрудников.

После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения — год.

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

4. Метраж нового жилья рассчитывается на основании актуальных норм для жилья, которое предоставляется по соцнайму. Например, семья, состоящая из двух человек, получит однокомнатную квартиру площадью 44-50 кв. метров. Семья из трех человек получит квартиру размером в 62-74 кв. метра. Согласно нормам, на каждого прописанного человека выделяется не менее 18-ти кв. метров.

Расселение предусмотрено только для жильцов аварийного жилфонда, т.к., проживая в таких объектах, они рискуют своей жизнью и здоровьем. Но расселение не рассчитано на граждан, проживающих в домах, которые признаны ветхими. Однако при значительной степени износа объект может получить статус ветхого жилья, который означает, что в скором времени дом будет снесен.

с участием государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства контроль за соответствием установленным требованиям жилых помещений, предоставляемых гражданам в рамках реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Если денег на оплату новой квартиры нет, то доступна программа социального найма, которая может быть бесплатной для инвалидов, пенсионеров, многодетных и малообеспеченных семей. Для такой категории граждан, социальный наём идентичен бесплатному переселению на более выгодных условиях, с выбором района и места проживания. Остальные собственники должны будут ежемесячно вносить арендную плату за недвижимость по рыночной ставке.

В зависимости от ситуации могут потребоваться иные документы. После подачи заявления уполномоченный орган рассматривает его в течение 5 дней. После принятия и изучения документов создаётся специальная комиссия, в которую включаются представители власти, специальных служб и жильцы дома. Комиссия изучает фактическое состояние дома и выносит решение о необходимости ликвидации, реконструкции или капитального ремонта здания.

Денежные средства будут переведены собственнику на счет, который он укажет в заявлении. Никаких ограничений по их использованию не существует, но по закону могут присутствовать обязательства по выделению доли несовершеннолетнему ребенку. Поэтому, в целях соблюдения законодательства, собственник обязан приобрести достойное для проживания помещение и зарегистрировать там своего ребенка.

В первую очередь планируют к расселению дома, попадающие в категорию аварийных. Собственники квартир в них вправе получить новые квартиры. По ветхим помещениям ситуация иная. Сначала принимается решение о проведении реконструкции. Если она будет признана нецелесообразной по причине стоимости, превышающей новое строительство, то дом пойдет под снос, а жильцы будут расселены.

Обновленное законодательство предусматривает следующие условия расселения:

  • каждый жилец дома может быть переселен только с личного согласия;
  • наниматель квартиры по договору социального найма получает квартиру, площадь которой соответствует расселенной;
  • жилое помещение предоставляется в том же районе;
  • если нет возможности предоставить жилье в том же районе, то дополнительно нужно получить согласие гражданина на переезд в другой район;
  • если наниматель состоит на учете, как нуждающийся в увеличении жилплощади, то новая квартира может быть предоставлена с учетом дополнительной площади;
  • собственник может получить квартиру на праве собственности;
  • владелец вправе выбрать квартиру из 3 предложенных вариантов;
  • новое жилье должно соответствовать всем нормам безопасности и быть благоустроенным (водоснабжение, канализация, электричество, сантехника);
  • не предусматривается расселение в коммунальные, аварийные или ветхие квартиры;
  • закон дает на расселение 12 месяцев с момента признания дома опасным для проживания;
  • расселение осуществляется на основании договора между муниципалитетом и собственником/нанимателем (в течение 30 дней с момента заключения).

В конце 2019 года законы «О внесении изменений в жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации» и «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» были признаны несчастным случаем. вступил в силу с точки зрения движущихся объектов. Эти правила предусматривают ряд изменений в ЗК РФ. Они определяют полномочия государственных органов и региональных органов власти, когда они признают частные дома, многоэтажные здания, которые не соответствуют условиям жизни, в качестве чрезвычайной ситуации для сноса или ремонта.

Нормативные документы не изменяют существующие методы эвакуации из аварийного жилищного фонда. Как и раньше, арендаторы получают новые здания с аналогичными параметрами после их выселения из старых объектов. Что касается собственников квартир, то сумма компенсации за отобранное согласно законодательству жилье включает в себя стоимость земельного участка, на котором расположено многоэтажное здание.

Кроме того, изменения дают местным органам власти право использовать другие методы поддержки граждан при переселении из жилого фонда в чрезвычайных ситуациях. Таким образом, деньги, выделенные Фондом реформирования жилищно-коммунального хозяйства, могут быть направлены на помощь домовладельцам в чрезвычайных ситуациях для оплаты части расходов по оплате комиссии по ипотеке. Сумма выделения не должна превышать базовую ставку кредитных средств, используемых для покупки или строительства жилой площади.

Для определения пригодности дома для жилья применяется постановление, утвержденное Правительством Российской Федерации (Постановление № 47 от 2006 г.). Решение об уровне несчастных случаев принимает специальная комиссия, назначаемая муниципальным исполнительным комитетом. В процессе рассмотрения принимаются во внимание следующие факторы:

  • износ здания приводит к ухудшению его прочности и устойчивости, в результате чего эксплуатация объекта создает угрозу жизни и здоровью населения;
  • геофизические факторы — превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе, почве, постоянный шум, превышение допустимого уровня, риск оползней и лавин;
  • инженерные риски — дома, находящиеся в зоне разрушения в случае аварии;
  • огонь, наводнение и т. д.

Следующие документы должны быть подготовлены комиссией для обследования и заключения жилищного строительства:

  • Заявка на признание дома в чрезвычайной, аварийной ситуации.
  • Письменные жалобы от населения.
  • Титульные документы.
  • Технический план и технический паспорт.
  • Заключение компетентных органов, которые провели исследование технического состояния здания.

Сколько домов соответствует критериям экстренного жилищного строительства: видео

Согласно закону о расселении аварийного жилья, участвовать в программе могут следующие категории граждан:

  1. Собственники квартир. Они могут получить другие квартиры или денежную компенсацию.
  2. Наниматели по договорам социального найма. Им предоставляется другое жилье с аналогичными параметрами.

Если квартира сдавалась квартиросъемщикам, договор найма с момента признания жилья аварийным прекращается. Собственник не несет перед ними никаких обязательств, но должен вернуть деньги за оставшиеся дни. Предоставлять другое жилье он не обязан.

Процедура переселения из ветхого или аварийного жилья состоит из нескольких этапов. Для начала нужно обратиться с заявлением в межведомственную комиссию. Обычно ее функции выполняет жилищная инспекция при администрации муниципалитета. После этого проводится экспертиза, составляется заключение и принимается решение.

Рассмотрим каждый этап подробно.

Переселение из аварийного жилья

Практически ежегодно программа расселения жильцов аварийных строений продлевается на следующий год. Актуальная в 2018 году программа была рассчитана до 2019 года, однако ближе к концу срока стало понятно, что расселить всех за оставшееся время не получится. В результате были приняты изменения, в рамках которых в 2019 году начала действовать новая программа.

Она практически идентична предыдущей, кроме того, что приняты новые поправки, которые дадут переселяемым лицам намного больше возможностей и позволят подбирать именно такое жилье, которое требуется.

Переселение актуально только для аварийного жилья. Под такими помещениями понимают любые строения, которые изношены на 75% и более. Должны присутствовать повреждения структурных элементов, могут быть отрезаны некоторые коммуникации, существовать повышенная вероятность обрушения по природных или техногенным причинам и так далее. Такие строения обычно не подлежат восстановлению.

Ветхое же жилье – это объекты, износ которых варьируется от 40 и до 75%. Ликвидация подобных строений обычно признается нецелесообразной. Дома реконструируют и восстанавливают до приемлемого уровня настолько, насколько это возможно. Логично, что расселение из таких домов не производится.

Действующая на данный момент программа заработала с 01.01.2019 года, а срок окончания планируется 01.01.2026 года, хотя значительную часть жильцов аварийных домов планируют расселить до 2024 года. В то же время нужно учитывать поправки и изменения, которые могут изменить сроки в ту или иную стороны, или ввести дополнительные временные рамки для реализации каких-то отдельных подпрограмм по переселению.

Стать участником программы расселения может как непосредственно владелец квартиры, так и ее арендатор. В последнем случае арендатору придется заниматься данным вопросом в тесной связке с владельцем.

  1. Составить и отправить заявку на проверку дома относительно его аварийности. Как вариант, можно просто дождаться, пока до проверки дома дойдет очередь, но это может быть слишком долго.
  2. Дождаться проверки комиссии.
  3. Получить результат проверки.
  4. На основании полученного результата, принять решение о том, какой вариант устраивает собственника больше: компенсация или переселение.
  5. Переселиться во временное жилье или новую квартиру/получить компенсацию. Следует учитывать, что расселение тоже производится в порядке очередности и в первую очередь переселяют тех лиц, которые не имеют другого жилья и проживают в домах максимальной степени аварийности.

Программа расселения ветхого и аварийного жилья на 2021 год

Помимо возможной доплаты за квадратные метры, превышающие установленный уровень, собственники квартиру несут лишь один тип расходов: оплата услуг нотариуса за заверение согласий всех жильцов квартиры. Также, если дело дойдет до судебного разбирательства, может потребоваться оценка жилья, которая стоит порядка 5 тысяч рублей или больше.

Если дом относится к максимально аварийному жилью и у собственника квартиры нет другого жилья, скорее всего он получит новую квартиру примерно в течение первого месяца после того, как дом будет признан аварийным. Во всех остальных случаях сроки могут растягиваться на несколько месяцев, а то и лет.

Единственным адекватным основанием для отказа может считаться предоставление неравнозначного жилья. Этот момент можно оспорить в суде. В любой другой ситуации государственные органы буквально обязаны заботиться о безопасности граждан. Даже если последние этого особо не хотят. В самом крайнем случае они могут даже обращаться в суд с требованием заставить жильцов аварийного дома покинуть свои квартиры и получить другое жилье.

Один из возможных выходов для владельцев ветхого жилья в рамках программы расселения — выделение денежной компенсации в размере имеющейся жилплощади по текущим рыночным ценам.

Порядок определения выкупной стоимости жилплощади установлен ч. 7 ст. 32 ЖК РФ и учитывает следующие факторы:

  • рыночную цену квартиры;
  • материальные затраты, понесенные собственником, по причине выкупа помещения;
  • расходы на переезд, поиск и оформление альтернативной жилплощади;
  • расходы собственника, связанные с прекращением долгосрочных обязательств, включая возмещение упущенной выгоды.

Если собственник не согласен с проведенной расценкой жилплощади, он вправе оспорить ее результаты в судебном порядке. Возможен вариант самостоятельного поиска квартиры для переезда, с возмещением стоимости данной жилплощади в рамках компенсации по старой.

Также допускается возможность долевого участия муниципалитета с составлением договора социального найма, если выделенного возмещения недостаточно для приобретения новой квартиры.

Собственник, собрав пакет документов, должен обратиться в местный муниципалитет с соответствующим заявлением. Решение о причислении помещения к аварийному принимает межведомственная комиссия.

Результат обследования оформляется актом, передающимся в местные органы власти. На основании указанного акта принимается решение о включении заявителя в списки по переселению из ветхого жилья.

Программа переселения из ветхого и аварийного жилья на 2020 год

Перечень строений для расселения на ближайший пятилетний период уже сформирован. Поэтому не стоит надеяться на выделение жилплощади ранее 2024 года, если квартира не включена в списки. Возможный выход — получение денежной компенсации или предоставление льготного ипотечного кредита, при недостаточной финансовой обеспеченности местного муниципалитета в рамках указанной программы.

Переселение проводится, согласно установленной очереди. Внеочередное выделение жилплощади предусмотрено для проживающих в аварийных домах, пострадавших от стихийного бедствия или пожара, при наличии соответствующего судебного постановления.

Кандидатам на переселение предоставляется три варианта, из которых необходимо выбрать один. После этого собственник заключает договор с муниципалитетом на смену жилплощади. Процедура оформления новой квартиры и переезда занимает около полугода.

Иногда владельцы ветхого жилья отказываются от переселения в рамках программы. Это связано со следующими обстоятельствами:

  • выделением жилплощади в районах с недостаточно развитой инфраструктурой — при отсутствии магазинов, школьных и дошкольных учреждений и пр.;
  • предоставлением квартир, не соответствующих по площади или степени благоустройства старым;
  • расположением помещений на более высоких этажах. Такая причина особенно актуальна для пожилых людей, молодых матерей, граждан с физическими недостатками.

Программа по сносу ветхого жилья с расселением жильцов отличается отдельными особенностями, в зависимости от региона. В Москве владельцам нередко предлагают переселиться в квартиры, неустраивающие владельцев по следующим причинам:

  • находятся в домах с деформированными фундаментами, наличием биологических повреждений, с недостаточной несущей способностью;
  • опасности оползней и прочих неблагоприятных природных явлений;
  • дома повреждены вследствие чрезвычайных происшествий или находятся в опасных техногенных зонах.

При расчете размера материальной компенсации в Махачкале учитывается рыночная цена недвижимости и дополнительные расходы владельца.

Методические рекомендации по формированию регионами своих адресных программ переселения из аварийного жилья утверждаются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке госполитики и выработке нормативно-правового регулирования в области архитектуры, строительства, градостроительства и ЖКХ.

После 2019 года программа переселения из ветхого жилья претерпела важные изменения. Предусмотрена возможность доплаты с предоставлением дополнительных квадратных метров, если семья нуждается в улучшении жилищных условий.

Одна из новостей по поводу расселения из ветхого жилья — появившаяся альтернатива оплате, позволяющая заключать с муниципальными властями договора о социальном найме помещения. Такое соглашение позволяет переселенцам безвозмездно пользоваться квартирой, с внесением коммунальных платежей и выкупом жилплощади в будущем. Но данные льготы предоставляются только отдельным категориям населения:

  • пенсионерам;
  • инвалидам;
  • многодетным семьям;
  • малоимущим гражданам.

Остальным придется платить за съем квартиры. Однако сумма оплаты установлена значительно ниже принятых при аренде на коммерческой основе.

Закон предусматривает возможность переселения граждан из ветхого или аварийного жилья, чтобы обеспечить населению надлежащие жилищные условия и исключить опасность обрушения домов.

  • Государственные финансы
  • Переселение из аварийного жилья
  • Регионы

Как обозначено в федеральном проекте «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», к концу 2024 года объем расселенного аварийного жилого фонда должен достичь 9,54 млн кв. м, а число граждан, переселенных из непригодного жилья, — 530,9 тыс. В целом к 31 декабря 2023 года объем расселяемого жилья должен на 30% превысить объем выявляемого аварийного фонда.

Программа расселения аварийного жилья, действовавшая в России до 2018 года, выполнена на 99 процентов, отчиталась замглавы Минстроя РФ Татьяна Костарева.

«Более 16,5 миллиона квадратных метров жилья расселено, в которых проживало более миллиона наших граждан», — сказала Костарева. Речь идёт о программе расселения аварийного жилья в период с 2008 по 2018 год. В 2014-2018 годах на неё израсходовали 423 миллиарда рублей, из которых более 90 процентов — бюджетные средства.

По старой программе пока не расселены 88,2 тысячи «квадратов» аварийного жилья в восьми регионах — в таком жилье проживает более шести тысяч человек.

Теперь по национальному проекту «Жильё и городская среда» предстоит расселить 9,5 миллиона квадратных метров, на которых проживает 530 тысяч россиян. Если раньше федеральный и региональные бюджеты делили расходы почти поровну, то теперь основная нагрузка ляжет на Центр.

Говоря о законопроекте кабмина, Татьяна Костарева сделала акцент на том, что сохранены подходы, которые уже реализуются в последние годы. Остаются и все базовые гарантии для граждан.

«Нашей задачей было только предложить механизмы дополнительных гарантий для тех граждан, которые на сегодняшний день проживают в аварийных многоквартирных домах. Так, в Жилищном кодексе очень чётко фиксируются компетенции органов власти различных уровней по вопросам переселения граждан из аварийных домов. Кроме того, мы предлагаем предусмотреть, чтобы в расчёте выкупной цены обязательно учитывался размер участка, на котором находится дом», — продолжила замглавы Минстроя.

Кабмин будет определять специфику выкупной стоимости для тех домов, которые признаны аварийными. Ещё одна новелла состоит в строго целевом назначении земельных участков, которые освобождаются после сноса.

«В части строительства это должны быть объекты социальной направленности — жильё с участием средств бюджета, общественные пространства. Это предложение направлено на то, чтобы исключить какую-либо мотивацию признавать неаварийный дом аварийным в целях освобождения привлекательного участка», — пояснила чиновница.

Также в Минстрое хотят уточнить критерии, по которым здания будут относить к аварийному жилью. По словам Костаревой, проект такого постановления в высокой степени готовности и его рассматривают в Правительстве.

Что касается предложений о капитальном ремонте домов, то никаких изменений в его схемах, которые бы приводили к увеличению платы со стороны граждан, в документе нет, заверила Костарева.

«Предусматриваются только более гибкие возможности для регионов выделять дома, соответствующие определённым критериям, в отдельные подпрограммы, чтобы в их рамках ремонтировать конструктивные элементы. Это дополнительная опция», — добавила она.

Регионам предоставят право устанавливать в своих нормативных актах дополнительные гарантии для собственников жилья, у которых нет иного помещения для проживания. «Это может быть компенсация ставки по ипотечному кредиту и иные субсидии», — отметила замминистра.

Необходимо чётко прописать все соответствующие подпрограммы в самой законодательной инициативе, а не в подзаконных актах, считает председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Она обратила внимание на позицию о том, что можно переселять жителей в маневренный фонд.

«Изначально был срок три года, потом он сократился, с учётом наших возражений, до двух лет. Но если проживание в аварийном доме не обусловлено угрозой безопасности здоровью или жизни граждан, то такие операции не предоставляются. Условия должны быть прописаны», — настаивает депутат.

Ограничить случаи переселения граждан в маневренный фонд призвала и зампред думского Комитета по контролю и Регламенту Наталья Костенко.

«Во-первых, такого фонда практически нет в регионах. Во-вторых, в его составе жилые помещения предоставляются исходя из нормы — шесть квадратных метров на человека, то есть в рамках программы по улучшению жилищных условий граждан мы априори ухудшаем условия жизни граждан. И в-третьих, совершенно неоправданно расселять людей в маневренный фонд на два года, тем более что мы не понимаем, где они окажутся по истечении этого срока», — полагают в Минстрое.

Остаётся открытым и вопрос, что будет с гражданами, которые не найдут на рынке жилья, равноценного той площади, которую они имеют и у которых нет необходимого дохода, чтобы взять ипотеку.

«Это всё усугубляется тем, что нормативная стоимость квадратного метра, которую устанавливает Минстрой при расселении «аварийки», сегодня чрезвычайно низкая», — заявила парламентарий. Она привела пример Краснодарского края, где установлена норма 47 тысяч рублей за квадратный метр, притом что стоимость квадратного метра в Сочи — 105 тысяч рублей, а в Славянском районе — 49 тысяч.

Отложенную проблему создаёт и оставленная в законопроекте возможность расселения жильцов аварийных домов в дома блокированной застройки.

«Согласно инструкции Минстроя, такие дома не включаются сейчас в программу расселения. Это значит, что через некоторое время граждане, которые жили в аварийных домах, снова окажутся там же», — предупредила Костенко.

По мнению заместителя гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олега Рурина, необходимо создать подпрограммы для ремонта жилья с высокой степенью износа в рамках региональных программ капремонта.

«Зачастую по таким домам проведение комплексного капитального ремонта экономически нецелесообразно, и граждане выражают протест против того, чтобы в дома, которые находятся в предаварийном состоянии, вкладывались большие средства и тем самым на совершенно неопределённый срок оттягивали потенциальную возможность признания их аварийными», — сказал Рурин.

В том, что надо проводить капитальный ремонт жилья, которое вот-вот признают непригодным для проживания, сомневается заместитель председателя Государственной Думы Ирина Яровая.

«Стоит ли вкладывать средства в то, чтобы укреплять железными балками дома, непригодные к проживанию? Ведь это неэффективная трата средств», — констатировала законодатель. Она убеждена в том, что вместо этого надо строить долговечное и комфортное жильё.

Проблему аварийного жилья почему-то принято рассматривать в отрыве от всех других обязательств государства, недоумевает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.

«Давайте посмотрим, кому и как мы должны оказывать помощь, чтобы люди ждали её хотя бы пять лет, но не больше! Сейчас средний срок предоставления жилья — 20 лет», — сетует она.

По словам Косаревой, сейчас в статье 32 Жилищного кодекса (обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд) смешаны положения, которые следует разнести.

«Одно дело — изъятие квартиры для строительства дороги. Другая история — аварийный дом, никакого отношения к процедуре изъятия эта тема не имеет. Из 32-й статьи надо вынуть всю эту историю, сделать для неё собственные правовые основания и вписать их в нормальный контекст жилищно-социальных обязательств государства», — предложила эксперт.

О том, что в России пора создавать постоянно действующую систему переселения граждан из аварийных домов, высказался первый зампред Комитета Совета Федерации по федеративному устройству Аркадий Чернецкий.

«Уже сейчас необходимо чётко понимать, какие будут перспективы после того, как в 2024 году завершится национальный проект и в 2026 году прекратит деятельность Фонд содействия реформированию ЖКХ», — считает Чернецкий.

Разработаны Минстроем России в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

Федеральным проектом предусмотрено, что к концу 2024 года будет расселено 9,54 млн кв. м непригодного для проживания жилищного фонда. При этом будет переселено более 530 тысяч человек. Для реализации проекта субъектам Федерации будет предоставляться финансовая поддержка из федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

  • Сообщение Виталия Мутко на совещании с вице-премьерами 25 марта 2019 года

  • Брифинг Виталия Мутко по завершении совещания с вице-премьерами 25 марта 2019 года

В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, распоряжением №446-р утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда и численность подлежащих переселению граждан.

***

Федеральным бюджетом на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрены имущественные взносы в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Постановлением №278 определяется порядок направления этих средств на финансовую поддержку субъектов Федерации для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Работа Правительства:

  • Расселение аварийного жилья
  • Национальный проект «Жильё и городская среда»

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
  • страница1

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Аварийное жильё должно быть небезопасным для проживания, оно должно представлять опасность для жизни и здоровья жильцов.

Не все повреждения могут считаться неустранимыми и требующими переселения, а лишь некоторые особо аварийные:

  • В доме разрушены стены и фундамент;
  • Повреждены конструкции дома или сильно пострадала их прочность;
  • Дом был поврежден в результате различного рода стихийных бедствий;
  • Дом пострадал от пожара настолько, что не может быть подвержен восстановлению;
  • Дом не соответствует санитарным нормам;
  • Расположена квартира в месте вероятного возникновения техногенной катастрофы.

Ветхое и аварийное жильё – это разные объекты недвижимости. В аварийном жить невозможно ввиду его сильного повреждения или высокой степени опасности. В ветхом жить можно, но не рекомендуется из-за сильного износа помещения.

Для признания жилья ветхим нужно, чтобы в кирпичных и панельных домах было изношено более 70%, а в деревянных – более 65%.

Дом может быть переселен также при сильном загрязнении окружающей среды или повышенном шуме. Так, к примеру, если рядом с ним построены аэропорты или крупные заводы, местная администрация может принять решение о сносе такого помещения с переселением его жильцов.

Если человеку просто не нравится жить около вновь возведённой фабрики, которая по мнению администрации и экологов не представляет для населения никакой опасности, стать участником программы переселения он не сможет. Для этого должны быть веские основания и уважительные причины.

Реализация государственной программы на бумаге и на практике может иметь существенные различия. Если дом официальным решением признан ветхим и подлежащим сносу, какие права есть у жильцов?

  1. Если выселяемый человек является собственником, он имеет право получить выкупную стоимость квартиры, иными словами, гражданин вправе забрать стоимость жилища деньгами и приобрести на эту сумму новую квартиру на свое усмотрение. Выкупная стоимость включает сумму на покупку жилья и расходы, связанные с его приобретением, переездом, оформлением документации, учитывается даже упущенная выгода гражданина. Для объективного представления о выкупной стоимости собственник может обратиться за официальной оценкой помещения, оценка поможет сориентироваться в истинной цене квартиры.
  2. Если выселяемый человек является собственником, он имеет право получить равнозначное жилище. Собственник имеет право получить квартиру, равную прежней по метражу и количеству комнат.
  3. Если выселяемый гражданин проживает в квартире на условиях социального найма, он имеет право получить равнозначное жилье. При этом важно знать свои права, чтобы не допустить их нарушения. Если у жильцов было изолированное жилое помещение, государство не вправе переселить их в коммунальную квартиру.

Закон устанавливает: защита собственности и вещных прав осуществляется с учетом пропорциональности и соразмерности, таким образом обеспечивается баланс законных интересов и прав всех участников жилищных правоотношений. В случае нарушения прав, жильцы дома могут обратиться с исковым заявлением в суд.

Если здание по своим техническим и архитектурным характеристикам уже не исполняет функции жилья, пригодного для проживания, однако, властями не предпринимается действий для признания его ветхим, люди продолжают жить в здании, рискуя жизнью и здоровьем, граждане вправе обратиться в судебную инстанцию.

Государственные органы тоже могут обратиться в суд, в случае, если жилец отказывается покидать здание, официально признанное ветхим и подлежащее сносу.

Государственная программа ветхое жилье, при условии ее добросовестной и своевременной реализации, решит жилищный вопрос для значительной части населения, проживающего в городах и сельской местности Российской Федерации. Любые действия государственных органов федерального и регионального уровня в сфере жилья должны осуществляться с безоговорочным соблюдением принципа: исполнение государственной жилищной программы не может ущемлять законных прав и интересов граждан, это противоречит принципам основного закона государства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *