Повысят ли зарплату педагогам дополнительного образования в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повысят ли зарплату педагогам дополнительного образования в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На сегодняшний день к числу изменений в размере заработной платы, который точно будет доступен учителям, следует отнести сентябрьское Распоряжение Правительства РФ об увеличении заработной платы педагогам на 3%. Действовать Распоряжение начало с 1 октября 2020 года, и это означает, что его влияние на сумму заработной платы учителя почувствуют как раз в начале 2021 года.

Остальные потенциальные изменения пока находятся на стадии инициатив, высказанных Всероссийским профсоюзом работников образования.

Так, в частности, предлагается ввести доплаты тем учителям, которые работают с детьми с особенностями развития. Речь идет о педагогах именно общеобразовательных школ, в обучении у которых находятся дети, относимые к нуждающимся в инклюзивном образовании, а не о педагогах, работающих в специальных образовательных учреждениях.

Еще одна инициатива, которая проходит сейчас чтение в Государственной думе и должна вылиться в изменения в трудовое законодательство, это корректировка порядка расчета размера заработной платы учителей в процентном соотношении базовой ставки и стимулирующих доплат.

Следующей инициативой является установление пределов дифференциации заработной платы начинающих и самых опытных педагогов, стоящих во главе образовательного учреждения.

По предложению Всероссийского профсоюза работников образования, планируется установить ограничение по соотношению такой заработной платы в виде 1:4. Это означает, что если у молодого специалиста заработная плата составляет 20 тысяч рублей, то у руководителя образовательного учреждения максимальный уровень зарплаты не может превышать 80 тысяч рублей.

Также в число инициатив входит введение новых должностей учителей, работающих в системе образования:

  • учитель. Эта должность будет доступна выпускникам профильных образовательных учреждений и тем учителям, которые за свой педагогический стаж ни разу не проходили процедуру повышения квалификации;
  • старший учитель. Занять эту должность можно будет тому учителю, который, кроме работы с ученическим составом, еще и занимается разработкой методического обеспечения обучения своих учеников, в том числе разработкой методических программ и рекомендаций к ним для реализации процесса обучения той или иной возрастной группы;
  • ведущий учитель – это должностное лицо, которое занимается координацией работы своих коллег, в том числе организует весь процесс обучения. Должности ведущих учителей будут заняты, скорее всего, руководителями образовательных учреждений.

Наконец, завершает перечень планируемых инициатив установление федеральных параметров расчета заработной платы, чтобы не было существующего сейчас расхождения в уровне заработной платы, когда, например, в Москве средняя зарплата учителя составляет 116 тысяч рублей, а в Тульской области – чуть более 20 тысяч (при том, что Москва и Тульская область находятся друг от друга на расстоянии менее двухсот километров).

Зарплата учителей в 2021 году в России

В 2021 году ожидается индексация заработной платы учителей. Провести ее планируется в апреле 2021 года, а размер индексационного коэффициента будет рассчитан на основании данных Росстата о размере инфляции, установившейся по итогам 2020 года.

Таким образом, в 2021 году ожидаемое повышение заработной платы учителей по сравнению с сентябрем 2020 года (когда начался учебный 2020/2021 год) должно составлять минимум 6%.

В том случае, если в трудовое законодательство будут внесены изменения, то уровень заработной платы учителя должен будет стать существенно выше минимального размера оплаты труда, на котором он сейчас находится в более, чем 80% регионов – по данным Всероссийского профсоюза работников образования.

Достичь такого повышения планируется изменением соотношения окладной части и стимулирующих надбавок.

Сегодня такое соотношение выглядит следующим образом:

  • 30% от заработной платы приходится на окладную часть;
  • 70% – это стимулирующие выплаты и надбавки за выполнение определенных функций (например, за классное руководство).

Если изменения в Трудовой кодекс и подчиняющиеся ему подзаконные акты будут применены, то соотношение частей заработной платы должно поменяться и выглядеть следующим образом:

  • не менее 70% – размер окладной части, зависящей от ставки педагога;
  • и оставшиеся 30 или чуть более процентов – стимулирующие выплаты и надбавки.

Заработная плата учителя состоит из нескольких блоков, среди которых основными являются:

  • оклад. Он зависит от количества учебных часов, которые педагог отработал за одну неделю. По всей Российской Федерации сегодня базовая ставка по своему предмету составляет не менее 18 часов. Если эта ставка ниже, то педагог должен «дотянуть» до ставки путем дополнительных занятий, в том числе с детьми, нуждающимися в особых условиях обучения, например, в надомном обучении;
  • надбавка за стаж и выслугу лет;
  • надбавка за методическую работу в образовательном учреждении;
  • доплаты за ведение внеурочных систем обучения (кружки, факультативные занятия);
  • региональные надбавки (например, северные или за особые условия труда – в северных и приравненных к ним регионах).

Если взять пример заработной платы учителя в Тульской области, о которой говорилось выше, то средний уровень (если брать общеобразовательные школы) составляет от 23 до 28 тысяч рублей в месяц.

В данную сумму входят следующие виды выплат:

  • окладная часть за полностью выбранную ставку в 18 часов (если педагог отработал в неделю меньше 18 часов, то и сумма оклада у него будет меньше и, как результат, остальных выплат);
  • разработка программ обучения и выполнение таких программ;
  • осуществление внеурочной деятельности от момента разработки программ такой деятельности до момента завершения ее в виде подведения итогов достигнутых с учениками результатов;
  • доплаты за стаж и выслугу лет (начинают начисляться после того, как человек отработал не менее пяти лет в качестве педагога);
  • в случае если педагог является классным руководителем, ему доплачиваются средства и за классное руководство в виде федеральной выплаты в 5 тысяч рублей.

Доплаты за внеурочную деятельность, разработку программ обучения, соответствующих федеральным стандартам образования, сегодня рассчитываются в виде процентного соотношения к окладу учителя.

С 2020 года начисление заработной платы бюджетникам и учителям ( в том числе) производится по новой тарифной системе, которая включает в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. Теперь заработок работников бюджетной сферы складывается из следующих составляющих:

  • оклада;
  • различных доплат и надбавок (за сверхурочную работу, осуществление трудовой деятельности в тяжелых условиях и прочее);
  • дополнительных выплат за выслугу лет (до 5 лет — 10% от базового значения, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, от 15 лет и более — 30%);
  • премии — размер вознаграждения определяется в индивидуальном порядке, но не менее 5% от величины оклада.

Размер зарплаты учителей России в 2021 году будет зависеть еще от нескольких факторов:

  • Новой доплаты за классное руководство в сумме 5000 рублей, которая вводится уже с 1 сентября 2020 года. Учителя имеют право получать не более 2 таких выплат, если занимаются одновременно 2 или более классами. Поскольку она станет частью заработной платы, с нее будет удерживаться подоходный налог и взносы, поэтому сумма «чистыми» получится меньше заявленной. Зато доплата будет учитываться при расчете размера среднего заработка, влияющего на размер отпускных и других пособий (по безработице, беременности и родам и пр.).

В школах России сейчас сформировано около 838 000 классов, соответственно почти такое же количество классных руководителей ждет доплата. Но общее количество учителей в стране составляет около 1,2 млн. человек, то есть около 400 000 специалистов на прибавку рассчитывать не могут.

  • Новой системы аттестации, апробация которой запланирована предварительно с 1 сентября 2021 года. По результатам ее прохождения будут присваиваться новые квалификационные категории от учителя до старшего (методиста) и ведущего (наставника) учителя. Переход от первой ко второй ступени возможен минимум через 5 лет работы в школе, от второй к третьей – минимум через 10 лет. Повышение в должности после успешного прохождения аттестации также должно способствовать росту зарплаты педагогов.

Тема выполнения майских указов президента (которым в 2021 году исполняется 9 лет) в сфере повышения зарплаты учителей сегодня все еще актуальна. Продолжается обсуждение проблемы повсеместного доведения средств, получаемых педагогами до уровня 1 или 2-х средних зарплат по региону, поскольку не все местные органы власти озаботились этим фактом или не имеют такой возможности. Есть и такие регионы, где это постановление не выполняется.

  • Микрозайм
  • Потребительский кредит
  • Кредитные карты
  • Кредит для бизнеса
  • Ипотека
  • Вклады
  • Автокредит
  • Товарные кредиты
  • Кредит Webmoney

Для начала надо понять, от чего зависит оклад учителя:

  1. Стаж. Чем он больше, тем больше платят.
  2. Регион. Зарплата в центре и на территориях с суровым климатом выше, чем на юге и в северо-западных округах.
  3. Классное руководство.
  4. Регулярное повышение квалификационного уровня.

Доход учителя можно поделить на 4 составляющие:

  1. Основная составляющая. Начисляют за ведение уроков, проверку домашних и контрольных работ.
  2. Стимулирующая составляющая. Играет роль хорошая успеваемость учеников.
  3. Компенсационная составляющая. Оплачивается вредная работа (химические вещества) и особые условия (коррекционный класс).
  4. Премиальная составляющая.

Оплата труда учителей зависит от региона проживания. Отличия внушительные и правительство не способно изменить ситуацию по причине имеющегося дисбаланса в экономической сфере отдельных регионов. Например, учитель, работающий на Сахалине, получает более 80 тыс. руб., а учитель в Алтайском крае всего лишь 20 тыс. руб.

В последнее время появились изменения, которые будут оказывать влияние на сумму оклада. Величина зарплаты будет зависеть от введения в действие новой системы должностей. Плюс влияние окажет коэффициент разброса. Планируется, что оклад рядового учителя и директора будет отличаться в пропорции 1 к 4. Правда пока не понятно, как будут считать зарплаты остального педагогического состава.

Сумма заработка преподавателей в Москве и по региону точно также зависит от квалификационного уровня, специализации и территориальной принадлежности школы. Например, самый высокий заработок у преподавателей, работающих в Москве и Химках, причем преподаватели по экономике (60 тыс. руб.) и иностранным языкам (66 500 руб.) получают больше остальных.

Зарплата учителей в 2021 году: изменения, сумма, последние новости

Преподаватели высказывают сомнения, что в ближайшее время ситуация поменяется и зарплаты повысятся существенно. Преподавательский состав предполагает, что из-за ввода новых званий получить доплаты и премии станет сложнее, нежели ранее. Учителей пенсионного возраста напугал законопроект о независимом оценивании, они боятся лишиться работы.

Зарплата учителей в 2021 году однозначно вырастет. Правительство распорядилось с 01.01.2021 г. и по итогам I квартала с 01.04.2021 г. провести поэтапные повышения зарплат работникам бюджетной сферы. В первую очередь финансирование направят в медицинскую и образовательную сферу.

К сожалению, по статистике образование стабильно остается в лидерах низкооплачиваемых работ. Оклад преподавателей как был, так и остается болезненной темой, почему-то так выходит, что растет заработная плата больше на бумаге, чем на практике, да еще и вместе с нагрузкой.

9 ноября 2020 г. российские парламентарии приняли закон, регламентирующий новый порядок начисления зарплат сотрудникам бюджетной отрасли. Граждане России, представляющие сферу образования, разумеется, – в их числе.

В процессе расчета заработков педагогов в России будут прибегать отныне к дифференцированному подходу: ставки будут различаться в зависимости о муниципальной юрисдикции.

Чиновники рассчитывают на то, что система таким образом будет отныне единой для всех российских регионов, а самое главное, она станет более прозрачной.

Благодаря новому механизму парламентарии надеются выйти на заметное сокращение того колоссального разрыва, который наблюдается в настоящее время в доходах столичных и петербуржских учителей, и педагогов, работающих в других субъектах нашей страны.

На практике же изменения предполагают следующие моменты: если в Екатеринбурге или Самаре зарплата учителя достигала ранее 25 000 рублей, и ему можно было рассчитывать на получение ежемесячной доплаты не более двух-трех тысяч рублей, то с 2021 года суммарный доход педагога за месяц может увеличиться до уровня от 40 до 50 тысяч.

В минувшем 2020-м зарплаты педагогов проиндексировали 1 октября. Оклады российских учителей выросли тогда на три процента.

В 2021-м индексация заработных плат педагогов состоится 1 февраля, и выплаты увеличатся на 4,5 процента.

Уточним, что в 2012 году президент России инициировал программу, ориентированную на повышение престижа сотрудников образовательной сферы. Она предполагает, что до 2025 года доходы педагогов вырастут до отметки среднего заработка по государству.

  • Айбек Жамбыл (1995) – старший педагог-организатор Республиканского учебно-оздоровительного центра «Балдәурен» г.Капшагай Галина Данильченко (1957) — кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры дошкольного и начального образования Костанайского государственного педагогического университета им. У. Султангазина

Повышение заработной платы педагогов с 01.01.2021 года

  • МОН РК: Введена шкала перевода баллов SAT, ACT и IB в баллы ЕНТ
    kuantaevamaral: есть
  • БҒМ: Кезекші сыныпқа сабақ берген мұғалімге қашықтан оқыту мүмкіндігі беріледі
    asimovazanna801: Сәлеметсізбе,кезекші сыныпқа сабақ беріп жатырмыз.1топ…
  • МОН РК: Повышение зарплат коснётся полумиллиона работников образования (150 717)
  • ОПУБЛИКОВАН СПИСОК ГРАНТОВ на 2019/2020 учебный год по каждой группе образовательных программ (94 335)
  • ГРАНТЫ 2019-2020: опубликован список обладателей (69 546)

Не так давно заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк заявил, что в 2021 году будут выработаны нормативы оплаты труда педагогов. В далеком 2012-ом Правительство анонсировало, что заработная плата работников сферы образования вырастет в несколько раз, и к 2021 году она будет составлять не меньше среднего значения по конкретному региону. На деле мы видим, что это исполняется далеко не всегда и не везде. Причина тому – экономическое положение региона: образование до сих пор субсидируется за счет регионального бюджета. Другими словами, если Правительство области может, то оно поднимает зарплату учителям.

Педагоги могут рассчитывать на повышение дохода только за счет ежегодной индексации уровня оплаты труда. Он будет связан с показателями МРОТ, для которого в будущем году установлена новая величина. Планируется, что коэффициент индексации поднимется до 6,8%. Увеличится постоянная часть зарплаты – оклад. Если базовая ставка была небольшой, то значительного увеличения дохода не предвидится.

Заработная плата учителей в 2021 году будет зависеть от нескольких факторов:

  • Доплаты за классное руководство в размере 5000 рублей (введена с 01.09.2020). При этом допускается не более 2-х таких выплат за год, если учитель осуществляет руководство двумя или более классами. Эта доплата будет частью дохода, и она подлежит налогообложению, то есть «на руки» учитель получит меньше.
  • Новая аттестационная система. Ее тестирование планируется только с 1 сентября 2021 года. Итогом станет присвоение новой квалификационной категории, и продвижение по карьерной лестнице повлечет за собой и повышение заработной платы. От перехода с одной ступени на другую должно пройти как минимум 5 лет.

Пандемия коронавирусной инфекции пока еще никуда не отступила. В связи с этим школы будут также обязаны обеспечивать безопасные условия для учеников. Роспотребнадзор выпустил перечень рекомендаций, которое требуется выполнять: обязательное ношение масок и перчаток учителями в школьных коридорах, ежедневное измерение температуры, отдельное расписание для каждого класса со своими переменами, ограничение перемещений учеников по школе и закрепление за каждым классом своего кабинета (переходить из одного в другой будут обязаны именно педагоги, а не дети, исключение составляют кабинеты физики и химии). Также рекомендуется по возможности организовывать факультативы и другие занятия онлайн. В новом 2021 году в школах будет отменены мероприятия и концерты.

Новая система оплаты труда учителей в 2021 году. Все изменения

В 2020 году из-за карантина ОГЭ не проводили, в будущем изменения затронут 14 школьных дисциплин (кроме географии, информатики и русского языка). Так, например, в тесте по физике будет больше заданий с развернутым ответом, в химии поменяется формат некоторых вопросов. Количество заданий по биологии сократится до 29, а на экзамене по литературе появится пятое – анализ фрагмента предложенного произведения.

В 2021 году педагогам придется столкнуться с нововведениями, хотя большинство из них они «испытали» еще в этом. Речь идет об активном освоении дистанционного формата обучения, предполагающего овладение компьютерными технологиями для создания полноценной образовательной среды. Нагрузка на учителей при этом не снизится. Наоборот, «старшее поколение» не может быстро освоить интерактивные приемы и способы обучения, из-за чего возникают определенные сложности как в профессиональном, так и психологическом плане. Тенденция перехода на дистант становится все более очевидной, хотя нельзя отрицать его негативные стороны. В грядущем году остается пожелать нашим учителям сил и терпения, а самое главное, здоровья. Ведь от них во многом зависит будущее наших детей.

В 2020-2021 учебном году заработок любого учителя будет состоять из:

  • Базовой части (окладной), зависящей от объёма проведённых уроков и факультативных занятий, проверенных работ.
  • Премий, определяемых по достижениям педагога (например, по его призовым местам в разных конкурсах).
  • Стимулирующей части, зависящей от успехов учащихся и от эффективности внедрения в образовательные процессы новых методов обучения.
  • Компенсационной составляющей, полагающейся за вредные или сложные условия труда (работу с коррекционными классами, в неблагоприятных климатических условиях, с химикатами).

Величина оклада российского учителя зависит от нескольких факторов:

  • Педагогический стаж. Чем дольше сотрудник трудится в образовательной сфере, тем выше его оклад.
  • Наличие класса, в котором учитель является руководителем. Классное руководство гарантирует увеличение окладной части зарплаты.
  • Регион. В центральных и отдалённых субъектах, а также в населённых пунктах со сложными климатическими условиями педагоги получают больше.
  • Уровень квалификации. Если он повышался, то и оклад учителя будет выше.

Что касается остальных составляющих заработка (премиальных, стимулирующих и компенсационных), то они зависят от стараний и успехов самого работника школы, от решений руководства, а также от рекомендаций и нормативно-правовых актов местных муниципалитетов.

Планируется внедрение в российских школах так называемой должностной системы. Всем сотрудникам будут присваиваться «звания», то есть разные категории:

  1. Учитель. Он является начинающим сотрудником, занятым в образовательной сфере. Такой работник не имеет дополнительного образования, не повышал свою квалификацию, поэтому может исключительно учить школьников.
  2. Старший учитель не только преподаёт, но и создаёт, а также внедряет новые программы и методики обучения. Такому сотруднику разрешено заниматься коррекционной работой.
  3. Ведущий учитель занимается организацией непрерывного и эффективного образовательного процесса, а также координацией работы подчинённых.

Точные размеры заработков для каждой ступени не определены, но предварительно известно, что младшие сотрудники будут получать не менее 15-16 тысяч. При этом зарплата руководителя не может превышать доход рядовых педагогов более чем в четыре раза.

Зарплата педагогов в 2021 году

Как изменится средний заработок российских учителей с 2021-го года? Окончательных и достоверных данных об этом из официальных источников пока не поступало. И хотя активно обсуждаются последние новости, далеко не все они соответствуют действительности.

Рассмотрим несколько вероятных изменений:

  • Увеличение зарплат бюджетников в 2020-2021 годах до 170 тысяч в среднем. Старт изменений запланирован на сентябрь. Такие данные были предоставлены одним из интернет-пользователей и опубликованы в социальной сети «Инстаграм». Но это миф: информация опровергнута.
  • Индексация с учётом инфляции. Такое изменение действительно предусмотрено и в 2021 году, по разным данным, составит от 6 до 6,8%. Прибавка реальная, но незначительная, так как индексированию подвергается только лишь гарантированная часть заработка – оклад. Все прочие составляющие увеличиваются по решениям местных властей в конкретных регионах. Если величина ставки составляет 20 тысяч, то даже при максимальной 6,8%-ной индексации увеличение составит всего 1360 руб.
  • Реализация «майских» указов Путина 2012-го года, согласно которым заработок работников бюджетной сферы (в том числе учителей) должен возрасти на 200% до окончания 2021-го года. За прошлые годы никаких кардинальных изменений в оплате труда педагогов не произошло. До 2021-го осталось совсем немного времени, а если учесть, что федеральный бюджет стремительно уменьшается из-за пандемии коронавируса и явлений финансового кризиса, то можно сделать вывод, что вряд ли учителя будут действительно получать обещанные высокие зарплаты.
  • Строгая иерархия и распределение заработков по «званиям». Да, система определения зарплаты по должности действительно будет вводиться. Но точные суммы для отдельных «званий» пока не озвучивались.
  • Экзамены для учителей. Педагоги действительно смогут сдавать экзамены для подтверждения уровня квалификации. Госдумой был рассмотрен законопроект, регламентирующий систему независимого оценивания профессионализма сотрудников образовательной сферы. Такая аттестация будет необязательной и имеющей платную основу (средства предоставляются школой или же самим учителем). При условии успешной сдачи экзамена педагог будет вправе потребовать от руководства повышения оклада или изменения должности. Но пока соответствующий закон окончательно не принят, и подробности неизвестны.
  • Реализация национального проекта «Образование». Да, данная программа действительно продолжает реализовываться в России, и в 2021-ом году она может затронуть заработки педагогов. Т. Половкова, руководящая фондом «Национальные ресурсы образования», официально озвучивала, что на увеличение учительских зарплат в 2021-ом году уже выделена сумма, составляющая 1,226 млрд. рублей. Остаётся надеяться, что эти средства действительно будут потрачены на запланированные цели.
  • Изменение системы оплаты труда. Действительно, нынешний премьер-министр Мишустин поручил Общероссийскому профсоюзу образования, а также министерствам просвещения, финансов и труда предложить и впоследствии установить единые стандартные требования к оплате профессионального педагогического труда. Зарплаты должны формироваться с учётом предписаний «майских» президентских указов, а также в зависимости от базовых ставок, определяемых по нормам продолжительности рабочего времени (количествам часов для одной ставки). Такое поручение на сайте кабинета министров опубликовано официально, а результатов Мишустин ожидает уже до первого ноября текущего 2020-го года.

Размеры окладов труда педагогов в России сильно различаются в разных регионах. И даже в пределах столицы существует довольно значительная разница, так как заработки зависят от территориального расположения общеобразовательного учреждения.

В таблице ниже рассмотрены средние нынешние зарплаты обычных учителей для разных населённых пунктов столичной области:

Название населённого пункта

Средние размеры заработков (в тысячах рублей)

Долгопрудный

25

Ногинск

30

Железнодорожный

20

Юбилейный

30

Белая

33,5

Химки

70

Пушкино

50

Каменское

38

Свердловский

37,5

Привокзальный

25

Москва

70

Звенигород

50

Успенское

60

Как видно, разница порой очень большая. Заработок зависит не только от территориального расположения учебного заведения, но ещё и от специализации педагога. Так, меньше всего получают учителя младших классов (в среднем 40 тысяч по Москве). Чуть больше имеют преподаватели математики и информатики, а также дефектологи (42,5-43,7 тыс.). Среднемесячный доход учителей физики и химии – 45-46,2 тысячи рублей. Преподаватель иностранного языка может получать от 50 до 66 тыс. Заработок московского учителя экономики – в среднем 60 тысяч.

Точных данных о заработках московских учителей в 2020-2021 учебном году пока нет, но совершенно точно к ним будут применяться все запланированные на будущий период повышения. Это индексация с учётом реальной инфляции, некоторые корректировки системы расчётов и оплаты, прочие доплаты.

Самые высокие и низкие зарплаты учителей в разных уголках России рассматриваются в таблице:

Субъект

Средняя зарплата (в тысячах рублей)

Ивановская область

24,8

Мордовия

24,7

Чукотский АО

105

Ингушетия

22,9

Москва

97

Ненецкий АО

73,9

Сахалинская область

89,8

Магаданская область

81,7

Северная Осетия – Алания

24,8

Кабардино-Балкария

23,2

Карачаево-Черкессия

23

Будет ли повышение заработков учителей? Да, увеличение ожидается, также грядут изменения в системе оплаты педагогического труда. Но вряд ли зарплаты возрастут значительно в будущем 2021-ом году.

Каждый раз, когда мы пишем что-то о зарплатах работников бюджетной сферы и ссылаемся на официальные данные Росстата, в комментариях обязательно кто-то напомнит, как далеки эти цифры от реальности. Пока Росстат отчитывается о зарплатах учителей выше 45 тысяч рублей в среднем по стране, и о зарплатах врачей, которые перевалили за 85 тысяч, многие совершенно справедливо напоминают, что в реальности такие цифры можно увидеть разве что в Москве и еще в паре регионов-доноров.

Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).

Сами указы, напомним, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:

  • для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
  • для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
  • для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.

По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).

И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:

  • правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
  • для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
  • основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
  • были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.

Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).

Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.

Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.

Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.

Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.

То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.

Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.

В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.

Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.

Как мы уже написали выше, все работодатели обязаны ежегодно индексировать зарплаты не величину не ниже официальной инфляции. И, поскольку государство – тоже работодатель для бюджетников, его это тоже касается. Но особенность в том, что повышение окладов для таких работников производится на основании постановления правительства. Например, в 2020 году с 1 октября все оклады были повышены на 3% – причем и бюджетникам, и чиновникам, и силовикам.

То есть, решение о повышении окладов – скорее политическое. Конечно, на уровне конкретного бюджетного учреждения зарплаты могут подниматься и локальными нормативными актами, но основное повышение всегда связывается с индексацией окладов решением правительства.

Но что делать, если правительство утвердило индексацию, а зарплату не подняли? В этом случае работодатель будет отвечать перед законом согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ему грозит штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (для юридических лиц). Хоть такие ситуации бывают не очень часто, работник может пожаловаться непосредственному руководителю, или в трудовую инспекцию, прокуратуру и другие контрольно-надзорные ведомства.

Куда чаще бывают ситуации иного рода. Например, когда для медиков в период пандемии ввели специальные доплаты за работу с больными коронавирусом, некоторые медработники их так и не увидели. Здесь пожаловаться будет куда проще ¬– для этого на Госуслугах открыли целый раздел. Правда, тогда проблема была в том, что руководители на местах просто неправильно поняли распоряжение о доплатах и выплачивали их буквально в произвольном порядке – но с точки зрения закона нарушение было под вопросом.

Хуже всего, когда сотруднику бюджетной организации платят меньше, чем того требуют «Майские указы». Здесь жаловаться бессмысленно – зарплаты рассчитываются согласно всем нормативным актам, а сами по себе указы не предполагают ответственности за их неисполнение.

Средняя зарплата российских учителей по итогам второго квартала 2020 года составила менее 31 тыс. рублей. Об этом в понедельник сообщает газета «Известия» со ссылкой на данные аналитического центра «Авито работа».

Самую высокую среднюю зарплату получают московские учителя — 51,6 тыс. рублей, педагоги из Санкт-Петербурга зарабатывают в среднем 35,1 тыс. рублей, третью строчку рейтинга занимают екатеринбургские педагоги со средним заработком в размере 29,8 тыс. рублей. Наименьшая средняя заработная плата зафиксирована в Волгограде — 20,6 тыс. рублей, что в 2,5 раза меньше заработка столичных учителей.

Средние зарплаты учителей остальных регионов во втором квартале 2020 года варьируются в пределах от 20 до 30 тыс. рублей. Учителя в Казани в среднем получают 29 тыс. рублей, в Перми — 27,2 тыс., в Омске — 26,9 тыс., в Иркутске — 26,5 тыс., в Красноярске — 26,2 тыс., в Краснодаре — 25,9 тыс. руб. В числе городов с самыми низкими средними зарплатами учителей отмечены Воронеж (21,7 тыс. рублей) и Новосибирск (21,1 тыс. рублей).

На 2020 год зарплата педагогов предметников по стране примерно такая:

Учитель английского языка – 29 000р

Учитель физики – 24 000р

Учитель информатики – 22 675р

Учитель истории – 21 692р

Учитель русского языка и литературы – 20 998р

Учитель физкультуры – 24 730р

Учитель биологии – 20 648

Учитель химии – 20 998р

Учитель математики – 23 669р

Разговоры по поводу того, что сотрудники сферы образования требуют повышения зарплат, ведутся уже далеко не первый год. Власти постоянно ставят на рассмотрение эти вопросы, чему, откровенно говоря, постоянно способствует недовольство общественности, ведь учить детей и получать мизерные зарплаты – это не те факторы, которые свидетельствуют об экономическом росте государства.

Сегодня наблюдается такая ситуация, в соответствии с которой размер заработной платы и педагогических работников отличается в зависимости от того, где именно они проживают. Столичные педагоги зарабатывают куда больше, чем те, которые работают в сельской местности.

Нельзя не заметить того, что разрыв довольно внушительный, но выровнять ситуацию на текущий момент пока не получается по причине некоего экономического дисбаланса. Речь идёт о том, что бюджеты регионов наполнены неравномерно, и текущий кризис только ухудшает сложившуюся ситуацию.

В соответствии со статистикой, преподаватели, которые живут на Чукотке, способны зарабатывать до 100 000 руб. в месяц, в Сахалине цифры немного меньше, но тоже внушительны, но если говорить про зарплату учителя в Краснодарском крае, то она едва достигает 20 000 рублей. Справедливо ли это? Вопрос риторический.

Заявление по поводу того, что в государственный бюджет заложена сумма более 1 000 000 000 рублей, которая будет направлена на увеличение заработной платы учителя в 2021-м году, сделала руководитель фонда о национальных ресурсах образования. Она предлагает уделить внимание тому, что индексация заработных плат педагогам, которая и в момент кризиса является обязательной, учитывает только базовый оклад сотрудников общеобразовательных учреждений.

Доплаты и компенсации регулируется только местными властями и бюджетом каждого конкретного образовательного учреждения. Кстати говоря, иногда бывает так, что в одном и том же городе, в какой-то школе учителя зарабатывают вполне неплохие суммы, а в какой-то – довольствуются минимумом. И это та проблема, которую также необходимо решить.

С 2020 года начисление окладов, то есть заработных плат для всех бюджетников и (учителей в том числе) власти производят в обновлённой системе. На сегодняшний день оклад учителя зависит от следующих факторов:

  • рабочего оклада, который индексируется;
  • разных доплат за осуществление работы в неурочное время, увеличения нагрузки и так далее;
  • дополнительных выплат, которые регулируются трудовым законодательством (за выслугу лет, например);
  • рабочих премий (они регулируются в индивидуальном порядке, и прибавка к зарплате педагогам в 2021 году в России не может быть менее 5 % от оклада, размер в более высокую сторону не ограничивается).

Начиная с 2020 года уровень оклада учителя определяется по новой системе должностей. Базовая часть оклада для рядового сотрудника и руководителя учреждения, которая занимается образованием детей, будет рассчитываться по специальной схеме – 1:4. Это говорит о том, что доход руководителя не может быть в четыре раза выше оклада обычного рядового педагога. Соответственно при уровне заработной платы у рядового сотрудника, которая равна 20 000 рублям за месяц, директор не сможет получать более 80 000 руб.

Новости довольно интересные, потому что эти моменты обсуждались уже довольно давно, правда пока не совсем ясно, насколько такая методика адекватна и практична. Остается только следить за этим на практике.

Обсуждая последние новости о повышении окладов педагогам, не стоит игнорировать того факта, что очередным нововведением педагогической реформы являются экзамены на профессиональную пригодность для подтверждения квалификации педагога. От этого будет зависеть основной заработок, то есть оклад того преподавателя, который успешно пройдёт аттестацию, должен увеличиться.

Отдельно нужно сказать, что для бюджетников, в частности для представителей преподавательской сферы деятельности, был принят закон о независимом тестировании профессиональной квалификации.

Нововведение было принято с целью стимуляции сотрудников к профессиональному росту, хотя находились и такие критики, которые кричали, что подобный законопроект ставит под сомнение знания и опыт преподавателей. Однако на основе результатов тестирования и успешно сданного экзамена можно требовать увеличение заработной платы у руководителя, так что ставка педагога на 2021 год в РФ зависит от большого количества факторов.

Уровень зарплаты учителей в России 2021 года будет зависеть еще и от внедрения новой системы должностей, также свое влияние окажет и коэффициент разброса. Ожидается, что оклад обычных педагогов и руководящего состава будут рассчитываться в пропорции 1:4. Это значит, что если зарплата начинающего учителя в 2021 составит 15 000 рублей, то доход директора школы не сможет превысить 60 000 рублей. Однако пока не совсем ясно, каким образом будут рассчитываться начисления других категорий преподавателей. А вот определения введенных званий для педагогов уже известны.

  1. Учитель – начинающий работник образовательной сферы, который еще не получил дополнительного образования и не повышал свою квалификацию. Преподаватель с таким званием только учит детей.
  2. Старший учитель – следующая ступень на карьерной лестнице. Такую должность будут занимать люди, которые занимаются не только обучением школьников, но и будут задействованы в написании программ обучения и развития школьных дисциплин, а также в коррекционной работе.
  3. Ведущий учитель. Данное звание возложит на обладателя ответственность за координацию работы педагогического состава низших ступеней и организацию процесса образования.

Еще одной особенностью, влияющей на повышение зарплаты учителям в 2021 в России, станет сдача экзамена для подтверждения квалификационного уровня работников. Для бюджетников был принят законопроект, в котором говорится о независимом оценивании профессиональной квалификации работников образовательной сферы – преподавателей.

Важно! Закон о независимом оценивании педагогов был принят с целью стимулирования работников к профессиональному росту и саморазвитию, а ни в коем случае не для того, чтобы поставить под сомнение их знания и опыт.

После принятия указанного законопроекта каждый учитель может сдать в 2021 экзамен и на основании полученного результата потребовать от руководителя повышения зарплаты. Конечно, это не сильно повлияет на увеличение заработной платы преподавателям, однако, даст шанс грамотным толковым педагогам со средним образованием доказать свой профессионализм и построить успешную карьеру в области обучения.

Что изменится в работе педагогов в 2021 году?

Без сомнения, профессия педагога очень сложная и ответственная. Учитель должен быть не только хорошо подготовлен по своему предмету, но и находить подход к ученикам, а также уделять время самообразованию, совершенствованию навыков. Именно поэтому труд педагогов должен хорошо оплачиваться.

Зарплата учителей не всегда соответствует усилиям, которые прикладывают педагоги. Поэтому в сентябре 2020 года Президент РК анонсировал поэтапное повышение зарплаты учителям. Об этом можно прочесть в программе Президента по развитию Казахстана на 2025 год. Такой факт должен стимулировать не только тех педагогов, которые уже работают в сфере образования, но и привлекать молодых специалистов.

В бюджетных организациях индексация — явление само собой разумеющееся. Зарплата ежегодно подрастает на уровень инфляции. Бывает, что прибавка выходит и больше.

Что касается коммерческих организаций, то здесь всё-таки стоит руководствоваться локальными нормативами и уставом конкретно взятой компании. Во-первых, процесс индексации происходит не всегда непосредственно с 1 февраля. Зачастую зарплату повышают до конца первого квартала текущего года, и это нормальная практика. Во-вторых, в нынешних экономических условиях позволить себе даже пятипроцентную прибавку для каждого сотрудника могут далеко не все компании, — говорит Павел Уткин.

По его мнению, это чревато уводом зарплатного фонда в тень и новым витком перехода в серую бухгалтерию. Поэтому маловероятно, что все 100% предприятий, особенно коммерческих, в обязательном порядке поднимут зарплату сотрудникам. Но в следующем году, считает юрист, за этим могут очень пристально следить и Роструд, и ФНС.

Согласно майским указам президента, заработная плата учителей должна быть не ниже средней по региону. Однако пока чиновники на местах пытаются прибегать к разного рода ухищрениям, чтобы этого не делать, заявили «Известиям» в комитете Совфеда по науке, образованию и культуре.

— Сейчас в зарплате педагогов фиксированная ставка составляет около 30%, а 70% — стимулирующие выплаты, с которыми можно делать что угодно. Мы хотим, чтобы базовый оклад был не менее 70% заработной платы, чтобы никто уже не смог «играть» с выплатами. Это, конечно, потребует дополнительных вливаний в сферу образования, — заявил сенатор Валерий Марков.

Ранее Минпросвещения уже давало рекомендации увеличить фиксированную часть зарплаты с 30 до 70%, однако они по-прежнему не выполняются во многих регионах, подчеркнула председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

В своем обращении к правительству сенаторы указали, что примерно в 70% субъектов базовые должностные оклады учителей находятся ниже уровня МРОТа.

[attention type=yellow]

Парламентарии призвали кабмин проработать вопрос об установлении единой системы оплаты труда педагогов.

[/attention]

— В системе должны быть пересмотрены подходы к стимулирующим выплатам. Этот комплекс мер поможет обеспечить достойную заработную плату для наших педагогов, — считает Лилия Гумерова.

Несмотря на то что сегодня средняя по стране зарплата учителя составляет около 40 тыс. рублей, разрыв в уровнях окладов в регионах «все-таки существенный», отметила она.

Зачастую цели майских указов достигаются не за счет повышения окладов, а с помощью увеличения нагрузок на учителя. Такое мнение «Известиям» высказал зампред комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

— Наше обращение к правительству свелось к двум факторам. С одной стороны, единая система оплаты труда должна стимулировать повышение квалификации. С другой — на федеральном уровне нужны гарантии минимальной оплаты труда за норму часов педагогической работы, — отметил он.

В правительстве в ответ на запрос «Известий» сообщили, что рассмотрят обращение Совета Федерации, когда оно поступит.

15 января в своем послании Федеральному собранию президент призвал строго соблюдать все параметры уровня зарплат учителей, заданные в майских указах.

Глава государства отметил, что «речь идет о людях, специалистах, которые работают в важнейших для общества и страны сферах, их труд должен оплачиваться достойно и справедливо».

22 января на встрече со студентами в общеобразовательном центре «Сириус» в Сочи Владимир Путин поддержал создание единой системы оплаты труда в образовании.

— Потом, чуть позднее (сейчас скажу очень аккуратно, чтобы не пугать Татьяну Алексеевну [Голикову]), нужно думать о том, как вообще во всей социальной сфере постепенно внедрять так называемую отраслевую систему оплаты труда, то есть укреплять составляющую, связанную с окладом, так, чтобы выплаты всякие компенсационные и стимулирующие не терять. Аккуратненько, но мы будем это делать обязательно, — заявил президент.

Минфин предоставил в прессу информацию о том, что начиная с начало 2021 года заработная плата представителей образовательной системы должна увеличиться примерно на 5%.

В результате данных манипуляций средний оклад учителя по стране достигнет 38 000 рублей в месяц.

Данная цифра кажется неплохой, но здесь нужно понимать, что она является именно средней, то есть в каждом регионе оклад учителя будет рассчитываться индивидуально, и если представлять более реальные цифры, то среднестатистический российский учитель, который проживает в небольшом городе, может рассчитывать на зарплату в 15-20 тысяч рублей в месяц.

По последним принятым законам оклад учителя в России в 2021-м году не может быть меньше прожиточного минимума региона. В среднем данный показатель достигает 12 000 рублей по стране.

Важно! Помимо того, что увеличится ставка педагога на 2021 год в РФ, планируется повышение заработных плат у людей, которые занимаются дошкольном образованием детей – воспитатели, например. Однако здесь стоит помнить о том, что речь о повышении идет только в том случае, если человек трудоустроен официально.

2,5 миллиарда рублей власти хотят выделить из государственного бюджета на увеличение материального довольствия преподавателей, учителей, а также нормализации системы преподавания в России и улучшения функциональности ВУЗов РФ.

Обсуждая вопрос о том, что будет с зарплатой педагога, уделяется внимание тому, что власти в будущем планируют поэтапный рост окладов для представителей системы образования РФ, куда относятся не только учителя и педагоги, а также социальные работники, люди, занятые в сфере психологии, библиотекари и так далее.

Ничего нового в поэтапном росте зарплат нет, потому что планируется индексирование, но здесь есть некоторые нюансы, для того, чтобы повышение зарплаты стало заметным, индексировать выплаты придётся не на уровень инфляции, а на 10 % от оклада в течение ближайших пяти лет.

Сразу нужно обсудить, что индексация заработных плат педагогамв пределах уровня инфляции будет производиться в соответствии со старыми правилами, поэтому педагоги могут рассчитывать на то, что их оклады вырастут на 4%. При этом уровень прогнозируемой инфляции на 2021 год составит примерно 3,8%.

Индексация касается исключительно фиксированного оклада, который начисляется под число отработанных часов каждого учителя.

В соответствии с законодательством Российской Федерации размер оклада не может быть меньше прожиточного минимума в регионе, поэтому точную сумма здесь назвать нельзя, ведь в каждой области она будет индивидуальна, поэтому последние новости о повышении окладов педагогамкасаются только индексации.

Дополнительно на зарплату оказывают влияние премии, надбавки, а также поощрения за должность классного руководителя, ведение дополнительных занятий, проведение внеклассных уроков и так далее.

Каждый учитель может брать себе дополнительные часы работы при условии согласования с руководством учебного учреждения, что будет положительным образом отражаться на его уровне заработной платы.

Официальных новостей по поводу того, будет ли сокращение педагогов в 2021 году, в прессу не поступало, что наводит на мысль об отсутствии подобных плановых мероприятий.

Однако, некоторые учителя все же могут потерять свое место работы по причине прохождения аттестации, а также несоблюдение условий трудового договора, что действует в любое время и никак не зависит от того, планируется ли сокращение педагогов в сфере образования или нет.

[attention type=green]

Более того, сегодня власти вводят введение новых программ, направленных на увеличение количества педагогов в сельской местности, где наблюдается их серьезная нехватка, поэтому говорить о сокращении в 2021 году не приходится.

[/attention]

Сегодня сфера образования претерпевает некоторые изменения, в ходе которых возможна оптимизация деятельности некоторых общеобразовательных структур. На фоне этого можно предположить, что произойдёт объединение некоторых должностей или их станут называть по-новому, в результате чего с учителями будут заключаться новые трудовые договора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *