Статья 188 тк рф с комментариями 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 188 тк рф с комментариями 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Зачастую работодатель в производственных целях использует автомобили сотрудников и другое имущество. Согласно статье 188 Трудового кодекса РФ в таких случаях работникам должна выплачиваться компенсация за использование имущества, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.

Статья 188. Возмещение расходов при использовании личного имущества работника

1. Ранее компенсация работникам за износ инструментов, принадлежащих им и используемых ими для выполнения трудовых обязанностей, устанавливалась на основании ст. 117 КЗоТ работодателем по согласованию с работником и выборным профсоюзным органом либо размер такой компенсации и порядок ее выплаты устанавливался в централизованном порядке.

Статья 188 ТК РФ определяет, что размер компенсации устанавливается только соглашением сторон трудового договора. Следовательно, согласования размера компенсации и порядка ее выплаты с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников не требуется.

2. В соответствии со ст. 188 ТК РФ компенсация работнику за использование его имущества в интересах работодателя должна быть выплачена в двух случаях: если работодатель дал на это согласие и если работодатель такого согласия не давал, но знал, что работник использует свое имущество при исполнении трудовых обязанностей, и допускал это. Если работник использовал свое имущество без согласия и без ведома работодателя, компенсация может не выплачиваться.

3. Статья 188 ТК РФ предусматривает два вида выплат: компенсацию за использование личного имущества работника и возмещение расходов, связанных с использованием имущества работника.

Компенсация за использование имущества работника не предполагает обязательного несения работником каких-либо расходов в связи с таким использованием. На практике при исчислении размера компенсации ориентируются на степень износа инструментов и другого имущества, принадлежащего работнику, исходя из срока полезного использования, определяемого на основании технической документации на изделия, и устанавливают компенсацию пропорционально проценту износа.

Возмещение расходов, понесенных работником в связи с использованием его имущества в интересах работодателя, осуществляется на основании документов, подтверждающих такие расходы (на ремонт, обновление, приобретение комплектующих и расходных материалов, топлива и горюче-смазочных материалов и пр.).

4. Выплата компенсации и возмещение расходов работника является обязанностью работодателя, а размер возмещения определяется соглашением сторон. Если такое соглашение сторонами трудового договора не заключено, а работник использовал имущество с ведома или с согласия работодателя, работодатель в любом случае обязан произвести компенсирующие выплаты исходя из фактически понесенных работником расходов.

5. Соглашение сторон трудового договора о размере компенсации и возмещения расходов, связанных с использованием имущества работника в интересах работодателя, должно быть выражено в письменной форме. Оно может быть достигнуто как при заключении трудового договора, так и позднее в качестве дополнительного условия трудового договора. В любом случае письменная форма такого соглашения является обязательной.

6. Статья 188 ТК РФ ничего не говорит о соотношении размера компенсации, установленной соглашением сторон трудового договора, с тем размером, который установлен в федеральных законах или иных нормативных правовых актах. Однако, поскольку такое соглашение является условием трудового договора, а в соответствии с ч. 4 ст. 57 ТК РФ условия трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами, размер компенсаций не может быть ниже, чем установлено в соответствующих нормативных правовых актах.

В настоящее время централизованно установлен только один вид таких компенсаций — на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий работникам образовательных учреждений и научным работникам, имеющим ученую степень.

В отношении личных легковых автомобилей, используемых для служебных поездок, централизованно установлены не минимальные нормы компенсации работникам, а предельные нормы расходов организации, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организацией такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Следовательно, соглашением сторон трудового договора могут быть установлены и меньшие размеры компенсаций за использование личного автотранспорта в служебных целях.

7. В соответствии с п. 8 ст. 55 «Закона об образовании» педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается не подлежащая налогообложению ежемесячная денежная компенсация в размере 150 руб. — в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 руб. — в других образовательных учреждениях. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта РФ в размере, устанавливаемом указанным органом, муниципальных образовательных учреждений — органом местного самоуправления

Перечень имеющих право на указанную компенсацию педагогических работников образовательных учреждений, помимо тех, которые находятся в ведении Министерства образования РФ, утвержден:

— Приказом ФАПСИ России от 6 декабря 2001 г. N 354 (БНА. 2002. N 1);

— Приказом министра обороны РФ от 4 октября 2002 г. N 401 (БНА. 2000. N 41; 2001. N 3);

— Приказом МЧС России от 23 июля 2001 г. N 331 (БНА. 2001. N 35);

— Приказом МВД России ��т 28 июня 2001 г. N 616 (БНА. 2001. N 34);

— Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ от 24 сентября 2001 г. N 416 (БНА. 2001. N 47).

Комментируемая статья устанавливает правила компенсации расходов работнику в случае использования его личного имущества.

При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. В настоящее время среди работодателей достаточно распространена выплата компенсации за использование:
— мобильной связи, личного мобильного телефона;
— личного автомобиля в служебных целях;
— личного инструмента для производства работ для работодателя и иного имущества.

________________
Пластинина Н.В. Комментарий к основным положениям Трудового кодекса Российской Федерации. 2011.

Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

В развитие норм комментируемой статьи постановлением Правительства РФ от 2 июля 2013 года N 563 утверждены Правила выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта (легковые автомобили и мотоциклы) в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием. Согласно указанным Правилам для получения компенсации и возмещения расходов гражданский служащий подает заявление представителю нанимателя с указанием сведений, для исполнения каких должностных обязанностей и с какой периодичностью используется личный транспорт. К заявлению прилагается копия свидетельства о регистрации транспортного средства (с предъявлением оригинала). Решение о выплате компенсации и возмещении расходов принимается представителем нанимателя в 10-дневный срок со дня получения заявления гражданского служащего с учетом:
— необходимости использования личного транспорта для исполнения должностных обязанностей, связанных с постоянными служебными поездками;
— времени использования личного транспорта в служебных целях;
— объема бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному государственному органу в федеральном бюджете на обеспечение его деятельности.

В настоящее время действует также ряд аналогичных актов, распространяющихся на сотрудников различных ведомств. Так, постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 года N 14 утверждены Правила выплаты денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1199 утверждены Правила выплаты денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

  • Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ15-8423, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статей 164, 188 Трудового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что переданный по доверенности автомобиль, не может восприниматься третьими лицами иначе как находящийся во владении и пользовании конкретного лица, которому выдана доверенность…
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-4/14, Высший арбитражный суд, надзор Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статей 164, 188 Трудового кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу, что переданный по доверенности автомобиль, не может восприниматься третьими лицами иначе как находящийся во владении и пользовании конкретного лица, которому выдана доверенность…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 301-АД14-1385, Судебная коллегия по административным делам, кассация Статьей 189 ТК ТС установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками…

[Трудовой кодекс] [Часть третья] [Раздел VII] [Глава 28]

При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Собственный транспорт наиболее часто используется работниками, работающими в разъездном режиме.

По стоимости транспорт, как правило, является наиболее дорогим из имущества, принадлежащего работнику и относящегося к тому, которое можно использовать в служебных целях. Наиболее емким является и соответствующий список расходов, величина которых также выше, чем при использовании по работе иного имущества. Поэтому и существуют законодательно утвержденные нормы для отнесения компенсации по данному списку в затраты для учета в расчете налога на прибыль.

При этом предполагается, что сумма компенсации, определенная на законодательном уровне, полностью покрывает все расходы по имуществу: и амортизацию, и ГСМ, и расходы на техническое обслуживание и ремонт (письмо Минфина России от 16.05.2005№ 03-03-01-02/140). Поэтому дополнительно к общей сумме возмещения, оговоренной в соглашении о компенсации, иные расходы для целей расчета налога на прибыль, даже если они существенно превышают оговоренную сумму компенсации, учесть нельзя (письма УФНС по Москве от 20.09.2005 № 20-12/66690 и от 22.02.2007 № 20-12/016776).

  1. 1

    Возмещение расходов при использовании личного имущества работника производится работодателем, если использование имущества было обусловлено интересами организации.

  2. 2

    Работник может использовать личное имущество с согласия работодателя (это предполагает предварительное письменное соглашение между работником и работодателем об использовании имущества работника); с ведома работодателя, когда письменного соглашения между сторонами предварительно достигнуто не было, но работодатель знал, что работник при выполнении трудовой функции поставлен в такие условия, при которых он вынужден использовать свое имущество, и допускал это.

  3. 3

    Возмещение расходов, связанных с использованием имущества работника, влечет выплату компенсации за использование, износ (амортизацию); возмещаются также расходы, связанные с его использованием.

    Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, заключенным в письменной форме, независимо от того, использовано ли имущество работника с согласия или ведома работодателя. При этом степень амортизации инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов определяется в процентном отношении к установленному сроку годности. Размер возмещения зависит от величины амортизации. Подлежат возмещению расходы, произведенные работником на ремонт в связи с неисправностью, поломкой используемого имущества, поскольку оно становится частично или полностью непригодным.

1. Комментируемая статья устанавливает, что размер компенсации устанавливается только соглашением сторон трудового договора. Следовательно, согласования размера компенсации и порядка ее выплаты с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников не требуется.

2. В соответствии с комментируемой статьей компенсация работнику за использование его имущества в интересах работодателя должна быть выплачена в двух случаях: если работодатель дал на это согласие и если работодатель такого согласия не давал, но знал, что работник использует свое имущество при исполнении трудовых обязанностей, и допускал это. Если работник использовал свое имущество без согласия и без ведома работодателя, компенсация может не выплачиваться.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовой кодекс Российской Федерации

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Трудовой кодекс РФ

1 ТК РФ статья: 1 — 14

2 ТК РФ статья: 15 — 22

3 ТК РФ статья: 23 — 28

4 ТК РФ статья: 29 — 34

5 ТК РФ статья: 35 — 35.1

6 ТК РФ статья: 36 — 39

7 ТК РФ статья: 40 — 51

8 ТК РФ статья: 52 — 53

9 ТК РФ статья: 54 — 55

10 ТК РФ статья: 56 — 62

11 ТК РФ статья: 63 — 71

12 ТК РФ статья: 72 — 76

13 ТК РФ статья: 77 — 84.1

13 ТК РФ статья: 85 — 90

14 ТК РФ статья: 91 — 99

16 ТК РФ статья: 100 — 105

17 ТК РФ статья: 106 — 107

18 ТК РФ статья: 108 — 113

19 ТК РФ статья: 114 — 128

20 ТК РФ статья: 129 — 132

21 ТК РФ статья: 133 — 158

22 ТК РФ статья: 159 — 163

23 ТК РФ статья: 164 — 165

24 ТК РФ статья: 166 — 169

25 ТК РФ статья: 170 — 172

26 ТК РФ статья: 173 — 177

27 ТК РФ статья: 178 — 181.1

28 ТК РФ статья: 182 — 188

29 ТК РФ статья: 189 — 190

30 ТК РФ статья: 191 — 195

31 ТК РФ статья: 195.1 — 197

32 ТК РФ статья: 198 — 208

33 ТК РФ статья: 209 — 210

34 ТК РФ статья: 211 — 215

35 ТК РФ статья: 216 — 218

36 ТК РФ статья: 219 — 231

37 ТК РФ статья: 232 — 233

38 ТК РФ статья: 234 — 237

39 ТК РФ статья: 238 — 250

40 ТК РФ статья: 251 — 252

41 ТК РФ статья: 253 — 264

42 ТК РФ статья: 265 — 272

43 ТК РФ статья: 273 — 281

44 ТК РФ статья: 282 — 288

45 ТК РФ статья: 289 — 292

46 ТК РФ статья: 293 — 296

47 ТК РФ статья: 297 — 302

48 ТК РФ статья: 303 — 309

48.1 ТК РФ статья: 309.1 — 309.2

49 ТК РФ статья: 310 — 312

49.1 ТК РФ статья: 312.1 — 312.5

50 ТК РФ статья: 313 — 327

50.1 ТК РФ статья: 327.1 — 327.7

51 ТК РФ статья: 328 — 330

51.1 ТК РФ статья: 330.1 — 330.5

52 ТК РФ статья: 331 — 336

52.1 ТК РФ статья: 336.1 — 336.3

53 ТК РФ статья: 337 — 341

53.1 ТК РФ статья: 341.1 — 341.5

54 ТК РФ статья: 342 — 348

54.1 ТК РФ статья: 348.1 — 348.12

55 ТК РФ статья: 349 — 351.5

56 ТК РФ статья: 352

57 ТК РФ статья: 353 — 369

58 ТК РФ статья: 370 — 378

59 ТК РФ статья: 379 — 380

АПК РФ

Бюджетный кодекс РФ

Водный кодекс РФ

Воздушный кодекс РФ

Градостроительный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ

Жилищный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ

КоАП РФ

Лесной кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Таможенный кодекс ЕАЭС

Трудовой кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ

44-ФЗ

Об ипотеке

О приватизации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 97-ФЗ (Российская газета N 137, 27.07.2002);

5 важных изменений по охране труда в Трудовом кодексе

Статья 164. Понятие гарантий и компенсаций

Гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 165. Случаи предоставления гарантий и компенсаций

Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

при направлении в служебные командировки;

при переезде на работу в другую местность;

при исполнении государственных или общественных обязанностей;

при совмещении работы с получением образования; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

в некоторых случаях прекращения трудового договора;

в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020)

      «О судебной практике по делам о наследовании»

    • Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «О негосударственных пенсионных фондах»

    • Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    • Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 30.12.2020)

      «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Президента РФ от 30.11.2020 N 291-рп

      «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»

    • Указ Президента РФ от 06.10.2020 N 616

      «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 28.01.2020 N 20

      «О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2020 N 57637)

    Все документы >>>

    • Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 887 (ред. от 31.12.2020)

      «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах»

    • Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 31.12.2020)

      «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2021)

    • Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2460

      «Об утверждении Правил аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий»

    Все документы >>>

    • Приказ Росстата от 27.01.2021 N 37

      «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1 «Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы» с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за распределением численности работников по размерам заработной платы»

    • Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2020 года

    • Информация ПФ РФ

      «Отчетность»

    Все документы >>>

    Если у вас возникли вопросы по статье 188 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
    Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
    Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

    1. Статья 147 ТК РФ является специальной по отношению к ст. 146 ТК РФ и предусматривает повышенную оплату в связи с особыми условиями труда. Такая оплата производится на работах с тяжелыми условиями труда; на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; на работах с иными особыми условиями труда.

    2. В соответствии с ч.

    2 ст. 147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны определяться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    В настоящее время такие перечни в указанном порядке не определены, поэтому необходимо руководствоваться перечнями, утвержденными в свое время Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС (например, Перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 октября 1986 г. N 374/22-60 (в ред.

    от 21 июня 1990 г.) (Экономика и учет в строительстве. 2001.

    N 4).

    3. Статья 147 в прежней редакции связывала повышение заработной платы с результатами аттестации рабочих мест. Настоящая редакция такого порядка не устанавливает, но это не исключает возможности повышения оплаты с учетом аттестации рабочих мест на основании локальных нормативных актов.

    Об аттестации рабочих мест см. ст. 209 ТК РФ и далее.

    4. Повышение заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда, возможно путем установления повышенных тарифных ставок (окладов) или путем установления специальных доплат.

    Конкретная форма повышения, а также его размеры устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором.

    5. В случае если размеры повышенной оплаты установлены законами или иными нормативными правовыми актами, размер повышений, установленный организацией, не может быть ниже.

    До 1991 г. максимальный размер повышений устанавливался законодательно и составлял 12% тарифной ставки (оклада) за работу с тяжелыми и вредными условиями труда и 24% — за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

    Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 г. было установлено, что впредь размеры доплат за условия труда предприятия устанавливают самостоятельно, но не ниже размеров, установленных решениями Правительства РСФСР или других органов по его поручению.

    В настоящее время централизованно установлены:

    — повышение в зависимости от группы работ на 100 или на 50% тарифных ставок (окладов) для граждан, занятых на работах с химическим оружием, на основании ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 г.

    N 136-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»; Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, а также Список профессий и должностей на производствах, постановления Правительства РФ с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утверждены Постановлением Правительства России от 29 марта 2002 г.

    N 188 (в ред. от 8 августа 2003 г.);

    — надбавки в размере от 5 до 75% должностного оклада (тарифной ставки) в зависимости от степени секретности сведений для работников, допущенных к государственной тайне, на основании Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»;

    — повышение размеров должностных окладов на 15, 25, 30, 40 и 60% работникам учреждений и структурных подразделений здравоохранения и социальной защиты с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда на основании Постановления Минтруда России от 8 июня 1992 г. N 17 (в ред. от 19 февраля 2004 г.);

    — надбавка в размере 30% оклада (ставки) за работу в опасных условиях медицинскому и педагогическому персоналу психиатрических больниц (отделений) специализированного типа и судебно-психиатрических отделений для лиц, содержащихся под стражей, на основании п. 6.3 Положения об условиях оплаты труда работников здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г.

    N 377 (в ред. от 12 апреля 2007 г.);

    — надбавки к должностным окладам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда для работников учреждений здравоохранения, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, — в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г.

    N 77-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

    Порядок установления размера надбавок для работников федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством РФ, для работников учреждений здравоохранения субъектов РФ — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

    Специальный перерыв, в соответствии со ст. 107 ТК, входит в регламентируемое главой 17 ТК время отдыха работников. Статья 109 ТК регулирует правоотношения, связанные с обязанностью работодателя предоставлять особым группам работников дополнительное время отдыха. К этим особым группам относятся работники, чьи функциональные обязанности связаны с выполнением работ в условиях пониженных температур.

    Ст. 109 особо оговаривает, что дополнительный отдых предоставляется вне зависимости от того, работает ли сотрудник на открытом воздухе или в неотапливаемом помещении. То есть, где бы ни работал сотрудник, ему необходимо предоставить дополнительный перерыв для обогрева и отдыха, если он работает в холоде.

    Исходя из смысла статьи, следует предположить, что дополнительный перерыв должен предоставляться в том числе и офисным сотрудникам в случае, если по тем или иным причинам в холодный период времени офис оказался неотапливаемым.

    Трудовой кодекс не определяет, что означает синтагма «холодные условия». Поэтому для определения категорий работников, имеющих право на дополнительное свободное время для обогрева, следует обратиться к методическим указаниям «О режимах труда и отдыха … », утвержденным Главным санитарным врачом РФ 19.09.2006 года.

    В соответствии с положениями ст. 109 ТК и методическими указаниями, упомянутыми выше, работодатель обязан:

    • обеспечить работникам доступ в отапливаемые помещения для последующего обогрева при температуре в диапазоне 21-25°С;
    • обеспечить помещения специальным обогревательным оборудованием, имеющим на выходе до 45 градусов по Цельсию для согревания работниками стоп и кистей рук.

    Важно! Перерыв, предназначенный для обогрева, рассматривается как рабочее время и подлежит оплате.

    Как мы уже говорили выше, специальные (дополнительные) перерывы регулируются двумя статьями ТК РФ. Так, в силу ст. 258 ТК, работодатель обязан предоставлять женщинам-работницам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, дополнительные перерывы, длительность которых определяется количеством детей.

    Так, женщины с одним ребенком в указанном возрастном диапазоне вправе получать дополнительные 30-минутные перерывы каждые 3 часа для кормления ребенка. Женщины с двумя и более детьми в том же возрасте имеют право на дополнительный перерыв с теми же промежутками, что указаны выше, но продолжительностью до 1 часа.

    В равной степени все вышеуказанные условия применимы и к работникам-мужчинам, самостоятельно воспитывающим детей до 1,5 лет, а также к усыновителям и опекунам детей того же возраста.

    Если на то будет волеизъявление работника, совокупная длительность всех дополнительных перерывов в течение рабочего дня может быть объединена в один длительный перерыв, с переносом его либо на начало, либо на окончание трудового дня.

    В любом случае перерывы для кормления входят в рабочее время и, соответственно, оплачиваются.

    Понятие «заработная плата (оплата труда работника)», сформулированное в ч. 1 данной статьи, соответствует положениям признанных Российской Федерацией международных договоров. Согласно ст. 1 Конвенции МОТ N 95 «Об охране заработной платы» (1949 г.) <1> понятие «заработная плата» означает, независимо от названия и метода исчисления, всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме работодатель уплачивает работнику за труд, который выполнен либо должен быть выполнен, или за услуги, которые оказаны либо должны быть оказаны.

    1. Заработная плата (размер вознаграждения за труд и его составляющие) в соответствии со ст. 57 ТК относится к обязательным условиям трудового договора, поэтому должна найти в нем отражение. Вместе с тем это условие определяется в строгом соответствии с той системой оплаты труда, которая действует у данного работодателя. Иными словами, условия оплаты труда конкретного работника не могут отличаться от условий, установленных для других работников данной категории. При этом по соглашению сторон трудового договора возможно определение должностного оклада в пределах «вилки», установление персональных надбавок, связанных с высокой квалификацией работника, особой важностью и сложностью выполняемых им задач и т.п.

    Исключение из этого правила составляют руководители организации, их заместители и главные бухгалтеры (см. коммент. к ст. 145).

    2. Трудовой договор в соответствии с общими правилами не может ухудшить положение работника по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (ст. ст. 9, 57 ТК).

    Это правило конкретизировано применительно к оплате труда. Часть 5 комментируемой статьи запрещает при определении условий труда в трудовом договоре ухудшать их по сравнению с установленными вышеуказанными актами и договорами.

    Статья 188 УПК РФ. Порядок вызова на допрос

    Порядок оплаты труда представляется собой перечень первичных действий работодателя, направленных на информирование сотрудников обо всех моментах начисления и удержания заработной платы.
    Порядок изложен в ст. 136 ТК РФ, который определяется то, где именно может получить работник свое вознаграждение, а также систему удержаний.

    Согласно ст. 136 ТК РФ, вознаграждение должно быть выплачено сотруднику в той организации (учреждении), в которой он работал за последний отчетный период. Однако в специальном заявлении гражданин может попросить руководство, чтобы его оплата была привязана на банковский счет.

    Каждый работник имеет право получить оплату не реже 2 раз за один месяц. Это правило должно быть установлено в коллективном соглашении.

    Согласно регламенту действующего трудового законодательства, каждый работодатель вправе выбрать собственную систему оплаты труда, которая является наиболее эффективной для его организации. Выбранная форма выплаты вознаграждения работникам, а также условия тарифной ставки, размер оклада и другие моменты оплаты труда заранее вносятся в коллективное соглашение.

    Сегодня в качестве основных форм благодарности трудовых достижений сотрудников используется повременная или сдельная система.

    Повременная – само название подсказывает, что в качестве основополагающего фактора расчета учитывается промежуток времени, отработанный сотрудником. Также на объем оплаты влияет размер тарифной ставки.

    Единица тарифной ставки учитывается на каждом предприятии по-своему. Некоторые организации устанавливают почасовую ставку, согласно которой работник получает вознаграждение соразмерное отработанным часам. Обычно такую ставку используют в образовательных учреждениях.

    Повременный способ оплаты имеет свои подвиды. В частности, она делится на: простую и премиальную.

    Простая-повременная предполагает оплату труда по системе сложения отработанных часов, учитывая разряд каждого сотрудника.

    Повременно-премиальная оплата предполагает добавление к сумме отработанных часов и размера премии.

    Условия оплаты труда могут быть и сдельными. Это допускается Трудовым кодексом РФ. Обычно сдельная форма устанавливается на частных предприятиях, выпускающих различный тип продукции. Руководству выгоднее оплачивать сотрудников по сдельной системе, поскольку так на них не налагается обязательство выплатить заработную плату при любых обстоятельствах.

    Основные системы сдельной формы:

    1. Прямая. Работник получает зарплату исходя из объёма выпущенной или реализованной продукции.
    2. Прогрессивная. В данном случае сотрудник, который произвел или реализовал продукт свыше нормы, получает оплату за дополнительный труд.
    3. Косвенная. Обычно применяется в отношении второстепенного коллектива (к примеру, грузчиков, комплектовщиков). Суть заключается в том, что грузчику выплачивают зарплату в зависимости от объема выпущенной его предприятием продукции.

    В данном видео рассмотрен вопрос относительно работы в ночное время согласно ТК РФ.

    Ст 187 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

    При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

    СТ 196 ТК РФ.

    Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

    Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

    В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

    Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

    При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

    1. В комментируемой статье упоминаются две формы подготовки работников: 1) профессиональное образование, 2) профессиональное обучение.

    Профессиональное образование представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

    Профессиональное обучение — это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст. 2 указанного Федерального закона).

    Профессиональное обучение предполагает приобретение профессиональной компетенции для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение обучающимися квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. При этом различается профессиональное обучение по программам: а) профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего); б) переподготовки рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности); в) повышения квалификации рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уровня) (ч. ч. 1 — 4 ст. 73 указанного Федерального закона).

    Дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования, который направлен на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, не сопровождается повышением уровня образования и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ — повышения квалификации и профессиональной переподготовки (п. 14 ст. 2, ч. 6 ст. 10, ч. ч. 1, 2 ст. 76 указанного Федерального закона).

    Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

    Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. ч. 4 и 5 ст. 76 указанного Закона).

    Подготовка по программам профессионального образования осуществляется только образовательными организациями. Работодатели — юридические лица, которые не являются образовательными организациями, вправе осуществлять подготовку своих работников только по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным образовательным программам, а работодатели — индивидуальные предприниматели — только по программам профессионального обучения (ч. 1 ст. 21, ч. 5 ст. 31, ч. 3 ст. 32 указанного Закона).

    2. Работодатель самостоятельно определяет потребность в подготовке кадров для собственных нужд, руководствуясь при этом потребностями производства и учитывая свои финансовые возможности. Следовательно, определение профессиональной структуры кадрового состава, а также способов обеспечения кадрами той или иной профессии является исключительной прерогативой работодателя.

    К ведению работодателя относится и решение вопроса о необходимости дополнительного профессионального образования работников.

    В отношении определенных категорий работников требование о систематическом получении дополнительного профессионального образования установлено федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

    3. Условия и порядок осуществления работодателем профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников определяются в социально-партнерских актах — коллективном договоре и соглашениях либо в трудовом договоре.

    В соответствии с п. 3.4 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 — 2016 годы его стороны признают необходимым осуществлять меры, направленные на улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней, развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе меры по стимулированию развития системы внутрипроизводственного обучения, а также по стимулированию работодателей, развивающих собственную учебно-материальную базу, участвующих в модернизации материальной базы и образовательных программ образовательных организаций профильного профессионального образования, создающих условия получения работниками необходимых навыков и умений.

    1. Возмещение расходов при использовании личного имущества работника производится работодателем, если использование имущества было обусловлено интересами организации.

    2. Работник может использовать личное имущество с согласия работодателя (это предполагает предварительное письменное соглашение между работником и работодателем об использовании имущества работника); с ведома работодателя, когда письменного соглашения между сторонами предварительно достигнуто не было, но работодатель знал, что работник при выполнении трудовой функции поставлен в такие условия, при которых он вынужден использовать свое имущество, и допускал это.

    3. Возмещение расходов, связанных с использованием имущества работника, влечет выплату компенсации за использование, износ (амортизацию); возмещаются также расходы, связанные с его использованием.

    Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, заключенного в письменной форме, независимо от того, использовано ли имущество работника с согласия или ведома работодателя. При этом степень амортизации инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов определяется в процентном отношении к установленному сроку годности. Размер возмещения зависит от величины амортизации. Подлежат возмещению расходы, произведенные работником на ремонт в связи с неисправностью, поломкой используемого имущества, поскольку оно становится частично или полностью непригодным.

    4. Правительство РФ Постановлением от 20 июня 1992 г. N 414 «О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях» (РВ. 1992. N 24) предусмотрело, что предприятия и организации включают в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на компенсацию своим работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок. Организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, разрешено применять указанные нормы с повышением до 10% в зависимости от конкретных условий эксплуатации легковых автомобилей.

    Письмом Минфина России от 21 июля 1992 г. N 57 определены условия выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок (БНА РФ. 1992. N 11 — 12). Выплата компенсаций производится, когда работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами (в соответствии с должностными обязанностями). Размер компенсации за использование личного легкового автомобиля иностранной марки зависит от того, к какому классу автомобилей он может быть приравнен по своим техническим параметрам.

    Основанием для выплаты является приказ руководителя организации. Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок. При этом учитывается возмещение затрат по эксплуатации автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт). Для получения компенсации работники представляют в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Работнику, использующему личный легковой автомобиль по доверенности его собственника, компенсация выплачивается в аналогичном порядке. Компенсация выплачивается один раз в месяц независимо от количества календарных дней. За время нахождения работника в отпуске, командировке, невыхода его на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не эксплуатируется, она не выплачивается.

    Статья 188. Порядок вызова на допрос

    При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

    1. Возмещение расходов при использовании личного имущества работника производится работодателем, если использование имущества было обусловлено интересами организации.

    2. Работник может использовать личное имущество с согласия работодателя (это предполагает предварительное письменное соглашение между работником и работодателем об использовании имущества работника); с ведома работодателя, когда письменного соглашения между сторонами предварительно достигнуто не было, но работодатель знал, что работник при выполнении трудовой функции поставлен в такие условия, при которых он вынужден использовать свое имущество, и допускал это.

    В России было принято только четыре закона, регулирующих взаимоотношения работников и работодателей. Это:

    • КЗоТ 1918 года (введено понятие трудовой повинности, определён порядок найма, увольнения и вознаграждения);
    • КЗоТ 1922 года (вводятся понятия коллективного договора, артели, выходного пособия);
    • КЗоТ 1971 года (определяется продолжительность рабочей недели в 41 час, вводится отпуск по уходу за ребёнком до 3 лет);
    • ТК 2001 года.

    Ныне действующий ТК РФ (ФЗ №197) впитал в себя все достижения трудового права, отразившиеся в трёх кодексах о труде. Однако его не зря считают законом, отстаивающим интересы бизнеса. В нём содержатся нормы, существенно увеличивающие допустимую продолжительность сверхурочного рабочего времени. Кроме того, роль профсоюзов в регулировании взаимоотношений работников и работодателей существенно уменьшена.

    Формальная структура Трудового кодекса РФ представлена шестью частями, которые посвящены:

    • основным понятиям и положениям;
    • социальному партнёрству между государством и представителями организаций со стороны работодателей и трудовых коллективов;
    • спорам и защите прав работников и работодателей;
    • договору, рабочему времени, отдыху, оплате труда;
    • регулированию труда некоторых категорий работников;
    • процедуре введения минимальной величины оплаты труда.

    Формальная структура преимущественно отражает основные ключевые моменты кодекса. Однако есть необходимость выделить наиболее важные содержательные блоки. К ним можно отнести нормативы, регламентирующие:

    • договорные отношения;
    • режим работы;
    • заработную плату;
    • порядок разрешения споров;
    • деятельность государственных органов по защите прав сторон трудовых отношений.

    Несмотря на существенные отличия устройства общества семидесятых годов XX века и начала XXI века, ФЗ №197 в целом повторяет многие положения КЗоТа 1971 года. Сходны и структуры этих законов.

    Однако разнообразие социальных и экономических условий жизни людей в современной России сказалось и на законодательстве. ТК 2001 года содержит почти в два раза больше статей и глав.

    В содержательном плане Трудовой кодекс России отличается от своего предшественника советских времён не только изменениями режима труда. В него включён большой блок, регулирующий труд людей особого положения и специфических профессий.

    Особый порядок регулирования трудовой деятельности предусмотрен для:

    • женщин, в том числе беременных, только что родивших, имеющих детей до полутора лет;
    • работников, усыновивших детей;
    • сотрудников, имеющих детей-инвалидов;
    • несовершеннолетних работников;
    • руководителей организаций;
    • людей, работающих по совместительству или занятых на сезонных работах;
    • лиц, работающих вахтовым методом;
    • тех, кто работает по найму у физлиц или на микропредприятиях;
    • людей, живущих в районах Крайнего Севера;
    • иностранцев и людей, не имеющих гражданство;
    • педагогов;
    • учёных;
    • дипломатов;
    • спортсменов и тренеров;
    • сотрудников религиозных организаций.

    Этот перечень нельзя назвать полным, поскольку он охватывает только наиболее крупные категории субъектов права. Особенностью действующего кодекса и является развитие права в направлении максимального охвата всех сфер рынка труда.

    Принципиальным отличием ТК РФ от предыдущих вариантов трудовых кодексов является появление норм регулирования дистанционного труда. Несмотря на сходство этой категории работников с надомниками, законодатели вполне справедливо сочли нужным выделить дистанционный труд в отдельную главу (49.1). Её номер свидетельствует о связи нормирования дистанционных работников с надомниками, ведь глава, регламентирующая труд последних имеет 49-й номер.

    В связи с легализацией дистанционного труда появилось и понятие электронной подписи. Этому явлению посвящён даже целый федеральный закон, который так и называется – «Об электронной подписи» (ФЗ №63).

    Таким образом, Трудовой кодекс РФ 2001 года представляет собой результат развития трудового права от 1918 года до наших дней. В него вошли ставшие уже традиционными нормативы условий труда, договоров, найма и увольнения работников. Однако ФЗ №197 содержит и принципиально новые объекты трудового права, что является реакцией на меняющиеся условия рынка труда.

    Ст 147 ТК РФ вредные условия труда в редакции 2021 года

    • Часть первая ТК РФ
      • Раздел I. Общие положения
        • Глава 1. Основные начала трудового законодательства
          • Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства
          • Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
          • Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда
          • Статья 4. Запрещение принудительного труда
          • Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
          • Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
          • Статья 7. Утратила силу.
          • Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
          • Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке
          • Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
          • Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
          • Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени
          • Статья 13. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве
          • Статья 14. Исчисление сроков
        • Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений
          • Статья 15. Трудовые отношения
          • Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений
          • Статья 17. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания на должность
          • Статья 18. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу
          • Статья 19. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности
          • Статья 19.1. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями
          • Статья 20. Стороны трудовых отношений
          • Статья 21. Основные права и обязанности работника
          • Статья 22. Основные права и обязанности работодателя
    • Часть вторая ТК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *