Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс рф 2021 часть 1». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Налоговый кодекс ( НК РФ 2021 )
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах
Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления
Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов настоящему Кодексу
Статья 6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения
Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов
Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
Статья 11.1. Понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья
Статья 11.2. Личный кабинет налогоплательщика
Глава 2. Система налогов и сборов в РФ
Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
Статья 13. Федеральные налоги и сборы
Статья 14. Региональные налоги
Статья 15. Местные налоги и сборы
Статья 16. Информация о налогах
Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов
Статья 18. Специальные налоговые режимы
Глава 2.1. Страховые взносы в Российской Федерации
Статья 18.1. Страховые взносы
Статья 18.2. Общие условия установления страховых взносов
Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях
Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов
Статья 19. Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов
Статья 20. Взаимозависимые лица
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Статья 24. Налоговые агенты
Статья 24.1. Участие налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества
Статья 25. Утратила силу
Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков
Статья 25.1. Общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков
Статья 25.2. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков
Статья 25.3. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков
Статья 25.4. Изменение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и продление срока его действия
Статья 25.5. Права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков
Статья 25.6. Прекращение действия консолидированной группы налогоплательщиков
Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
Статья 25.7. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов
Статья 25.8. Общие положения о региональных инвестиционных проектах
Статья 25.9. Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов
Статья 25.10. Реестр участников региональных инвестиционных проектов
Статья 25.11. Порядок включения организации в реестр
Статья 25.12. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и прекращение статуса участника регионального инвестиционного проекта
Статья 25.12-1. Применение и прекращение применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр
Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
Раздел VIII. Федеральные налоги
Глава 21. Налог на добавленную стоимость НДС
Статья 143. Налогоплательщики
Статья 144. Утратила силу
Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов
Статья 146. Объект налогообложения
Статья 147. Место реализации товаров
Статья 148. Место реализации работ (услуг)
Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
Статья 152. Утратила силу
Статья 153. Налоговая база
Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
Статья 163. Налоговый период
Статья 164. Налоговые ставки
Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов
Статья 166. Порядок исчисления налога
Статья 167. Момент определения налоговой базы
Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
Статья 169. Счет-фактура
Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
Статья 171. Налоговые вычеты
Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
Статья 175. Исключена
Статья 176. Порядок возмещения налога
Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
Статья 178. Утратила силу
Глава 22. Акцизы
Статьей 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)» установлены новые обязанности юрлиц-налогоплательщиков по информированию налогового органа по своему выбору о наличии в собственности:
- транспортных средств;
- земельных участков.
Речь идет об объектах, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам. Такое сообщение налогоплательщик должен направить в случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Декларации по транспортному и земельному налогам отменены. Установлено, что:
Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки предоставляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Новой редакцией статьи 52 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы при определении подлежащей уплате суммы налогов, учитывают имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам. Речь идет о налогах, указанных в п. 3 статьи 13 НК РФ, п. 3 статьи 14 НК РФ и пп. 1 и 2 статьи 15 НК РФ. Зачет производится путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм.
Нормами статьи 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления (заявления, предоставленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или предоставленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено п. 2 статьи 52 НК РФ. Статья дополнена новым пунктом, в котором указано:
Зачет сумм излишне уплаченных налогоплательщиком-организацией транспортного налога и земельного налога производится не ранее дня направления такому налогоплательщику-организации налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов в соответствии со статьями 363 НК РФ и 397 НК РФ.
Установлено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда РФ, эта сумма уже учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент предоставления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Аналогичные поправки внесли в статью 79 НК РФ «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа».
Статьей 86 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что справки о наличии счетов организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, могут быть запрошены налоговыми органами в кредитной организации, если в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога указан банковский счет, сведения о котором не предоставлены в налоговый орган в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ.
Статьей 88 НК РФ в новой редакции предусмотрен новый порядок проведения камеральных проверок по НДФЛ. Если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не предоставлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с пп. 2 п. 1 и п. 3 статьи 228 НК РФ, п. 1 статьи 229 НК РФ, налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об их доходах. Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
Налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика предоставить в течение пяти дней необходимые пояснения. Если до окончания проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщиком (его представителем) предоставлена налоговая декларация, то текущая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе предоставленной налоговой декларации.
По нормам новой редакции статьи 102 НК РФ, не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом оператору информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности по его запросу сведений из налоговых деклараций о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке 0%, организациям и ИП — участникам внешнеэкономической деятельности. Но режим налоговой тайны распространяется на сведения о налогоплательщиках, поступившие от налоговых органов в органы государственной власти для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 БК РФ.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
Изменение первой части Налогового кодекса РФ с 1 января 2021 года
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020)
«О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«Об электроэнергетике»
-
Федеральный закон от 08.06.2020 N 172-ФЗ (ред. от 29.12.2020)
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ (ред. от 29.12.2020)
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.06.2002
«О бюджетной политике в 2003 году»
-
Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1198
«О приостановлении действия пунктов 1, 4 и 7 Постановления администрации Воронежской области от 30 июня 1999 г. N 626 «О целевом использовании пшеницы и ржи урожая 1999 года»
-
Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1200
«О приостановлении действия пунктов 2, 5, 6 и 9 Постановления администрации Воронежской области от 20 июля 1999 г. N 723 «О формировании областного продовольственного фонда зерна»
Все документы >>>
Первая часть Налогового кодекса РФ (НК РФ часть 1)
-
Приказ Росстата от 27.01.2021 N 37
«Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1 «Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы» с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за распределением численности работников по размерам заработной платы»
-
Письмо ФНС России от 22.01.2021 N БС-4-11/[email protected]
«Об отражении сведений о среднесписочной численности работников в форме расчета по страховым взносам»
-
Письмо ФНС России от 22.01.2021 N СД-4-3/[email protected]
«О направлении контрольных соотношений по налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты»
Все документы >>>
Текст Кодекса сверен с официальным источником и приводится по состоянию на 1 марта 2021 г. с использованием общепринятых сокращений.
Представленное вашему вниманию издание учитывает все изменения, внесенные опубликованными в официальных источниках на дату подписания издания в печать федеральными законами.
Текст статей приводится на дату, обозначенную на обложке данной книги (дата актуализации). Если есть изменения, вступающие в силу позднее, то вместе с редакцией нормы, действующей на эту дату, приводится норма в новой редакции и указывается дата, с которой она вступает в силу.
Издание содержит путеводитель по актуальной судебной практике Верховного Суда РФ, а также действующим постановлениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ –соответствующие статьи кодекса помечены знаком , после которого приводятся название, реквизиты и пункты необходимого документа.Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.
1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС
С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).
2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)
С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).
3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ
С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.
4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).
5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты
С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).
Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).
Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:
- распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
- размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
- осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.
Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021
6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ
С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.
1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования
Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.
Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).
Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.
2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.
Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).
С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:
- от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
- от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
- от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
- от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.
При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.
Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.
Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.
3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам
1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.
Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.
Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.
2. Пополнен список необлагаемых грантов
В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО
С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА
С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)
С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:
- реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
- при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
- при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
-
Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1, 2 2021 год. Последняя редакция
Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Налоговый кодекс РФ. Часть вторая Налоговый кодекс РФ. Часть первая
Принят Государственной Думой 16 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года
Статья 1
- Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
- Глава 2. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Глава 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.
- Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
- Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
- Глава 6. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
- Глава 7. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
- Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
- Глава 9. ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА И СБОРА, А ТАКЖЕ ПЕНИ
- Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
- Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
- Глава 12. ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
- Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
- Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
- Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
- Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
- Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
- Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
- Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
- Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ.
- Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
- Глава 22. АКЦИЗЫ
- Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
- Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
- Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
- Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
- Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ
- Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
- Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
- Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ)
- Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
- Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
- Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ
- Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
- Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
- Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
- Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
- НДФЛ не облагается:
- возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование, топлива. Норма, как и прежде действует, если предусмотрена законом или решением местных органов. Зеркальная норма принята по страховым взносам;
До 2021 года не облагалось НДФЛ бесплатное предоставление жилых помещений, а не возмещение расходов.
- оплата проезда работников Крайнего Севера в отпуск за границу — исходя из стоимости проезда до пункта пересечения границы РФ. Иными словами, по территории РФ оплата проезда не будет облагаться. Как и ранее, положение распространяется и на неработающих членов семьи;
- материальная помощь на рождение, усыновление ребенка. Внесена редакторская правка: в число лиц, которым выплачена материальная помощь в размере не более 50 000 руб. в связи с рождением, усыновлением, добавлено установление опеки. Период выплаты такой материальной помощи — первый год — остается.
- Страховыми взносами теперь не облагаются на законном основании, а не в связи с разъяснениями контролирующих органов, «суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам ГПХ, а также оплата плательщиком таких расходов».
- По налогу на прибыль не учитывается в доходах:
- имущество и имущественные права, безвозмездно полученные российской организацией от юридических или физических лиц, если доля передающей стороны в УК составляет не менее 50%. Основание — пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Норма распространяется на правоотношения с 1 января 2020 года.
- Напоминаем, до вступления в силу нормы доля участия должна быть более 50%, а имущественные права, по мнению финансистов, должны были учитываться в доходах, так как в норме речь шла только об имуществе.
- По транспортному налогу внесены изменения в механизм прекращения налоговых обязательств налогоплательщиков в случае гибели или уничтожения транспортного средства.
С 2021 года не придется уплачивать налог с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства. Налогоплательщик должен представить в ИФНС соответствующее заявление и по возможности документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства.
Если налогоплательщик не представил документы, налоговый орган сам запросит соответствующую информацию. Налоговая известит налогоплательщика о принятом решении по заявлению. Форму заявления должна утвердить ФНС России.
- По земельному налогу и налогу на имущество организаций и физических лиц установлены два случая, когда изменения кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы в прошлых и текущем периодах. Если кадастровая стоимость изменяется вследствие установления рыночной стоимости, то рыночная стоимость начинает применяться «с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости». Изменение кадастровой стоимости учитывается, если это предусмотрено «законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки».
- Налог на имущество организаций в отношении торговых, деловых центров, офисов, объектов общепита, бытового обслуживания уплачивается исходя из среднегодовой стоимости, если не определена кадастровая стоимость этих объектов, включенных в региональный перечень.
- В налоговую декларацию по налогу на имущество необходимо будет включать данные о среднегодовой стоимости движимого имущества, при условии что организация учитывает его как объект основных средств. Налоговая готовит очередное изменение в форму налоговой декларации.
Полагаем, что это изменение вызвано обязательным применением с 2022 года ФСБУ 6/2020, в котором отсутствует стоимостной показатель для отнесения актива к ОС. Организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости объектов ОС. Затаив дыхание, подумали о возврате механизма налогообложения движимого имущества.
- По НДС:
- Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
- Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
- Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
- Новый порядок выдачи листков нетрудоспособности. Что нужно знать работодателю
- Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря
- Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь
Изменения налогового законодательства в 2021 году
Предельная величина базы на соцстрахование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — 966 тыс. руб. Когда облагаемые доходы работника превысят эту сумму, взносы на этот вид страхования до конца года больше не начисляют.
В дальнейшем при расчёте больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребёнком до 1,5 лет учитывают только облагаемый взносами заработок, то есть не более 966 тыс. руб.
В части имущественных налогов плательщикам — компаниям необходимо учитывать:
- обновление формы декларации по налогу на имущество;
- отмену декларирования транспортного и земельного налогов (за 2020 год уже не отчитываемся);
- новую обязанность сообщать налоговикам об объектах налогообложения ТН и ЗН, если они не прислали налоговое уведомление;
- изменение порядка уплаты транспортного и земельного налогов и авансов по ним.
Важно! С 2021 года организации платят ТН и ЗН за год не позднее 1 марта следующего года, а авансы — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сроки авансирования больше не устанавливаются региональными властями (п. 68 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Например, авансовый платеж за 1 квартал 2021 года нужно заплатить не позднее 30.04.2021.
Будут поправки в НК РФ в части уплаты ТН по погибшим и уничтоженным ТС.
Традиционно повышен МРОТ. Его утвержденный размер — 12 392 руб. Но есть вероятность, что порядок расчета минималки и, соответственно, ее размер еще изменятся.
У налоговой будет меньше оснований не принять декларацию, и записаны они будут непосредственно в НК РФ, а не в регламенте, как сейчас.
О блокировке счета за несдачу отчетности налоговики будут предупреждать налогоплательщиков.
По операциям с некоторыми товарами придется сдавать в ИФНС новый отчет.
Поменяются некоторые реквизиты налоговых платежек. КБК с 2021 года будут определяться новым приказом Минфина (будут в т. ч. новые КБК по НДФЛ). А вот ставки платы за НВОС правительство решило не менять.
Реестр МСП будут обновлять не раз в год, а ежемесячно. С 01.01.2021 обновятся реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
И приятная новость: 31 декабря 2021 года будет выходным.
1. В отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на первое число налогового периода, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации в банках, находящихся на территории Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.
2. В случае, если доходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, номинированы в иностранной валюте, такие доходы в целях настоящего пункта пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения дохода.
3. Расчет суммы налога по итогам налогового периода осуществляется налоговым органом на основании информации, представленной банками в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
4. Банк обязан представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.
Формы и форматы представления указанной в настоящем пункте информации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу новой редакции статьи 346.12 НК РФ, право применения упрощенной системы налогообложения есть у организаций и индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ.
Статьей 346.13 НК РФ в новой редакции установлено, что налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, если:
- его доходы по итогам отчетного (налогового) периода превысили 200 млн рублей (ранее — 150 млн рублей);
- средняя численность его работников превысила 130 человек (ранее — 100 человек).
Определены особенности применения УСН налогоплательщиками, чьи доходы за отчетный (налоговый) период превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей, и средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек.
В статье 346.20 указано, что следует применять повышенную налоговую ставку в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения:
- 8% — для объекта «доходы»;
- 20% — для объекта «доходы минус расходы».
Если превышения допущены в I квартале календарного года, то повышенная налоговая ставка применяется в течение всего налогового периода.
Нормами статьи 346.18 НК РФ установлено, что если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов налогоплательщика, который применяет УСН с объектом «доходы минус расходы», превышает сумму доходов, то применительно к этому периоду налоговая база принимается равной нулю.
Налоговый Кодекс РФ 2021 — 2020
С 01.01.2021 упразднена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (статья 346.26, статья 346.27, статья 346.28, статья 346.29, статья 346.30, статья 346.31, статья 346.32, статья 346.33) утратила силу. Федеральным законом от 23.11.2020 №373-ФЗ установлены переходные положения для налогоплательщиков, применявших ЕНВД.
В новой редакции статьи 346.43 НК РФ указано, что:
Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, за исключением видов деятельности, установленных пунктом 6 статьи 346.43 НК РФ.
В статье расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, а также изменены наименования некоторых ранее разрешенных видов деятельности.
Изменился перечень видов деятельности, в отношении которых нельзя применять патентную систему налогообложения, в него, в том числе, вошли:
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 150 кв. метров;
- оптовая торговля, а также торговля, осуществляемая по договорам поставки;
- деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
- деятельность по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. метров;
- услуги по перевозке грузов и пассажиров ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
- деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.
Исключены положения, предусматривающие ограничение размеров потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности. Установлены особенности определения размера потенциально возможного годового дохода до дня вступления в силу закона субъекта РФ, устанавливающего указанные размеры.
Новой редакцией статьи 346.49 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный месяц, за исключением случаев, когда патент выдан на иной срок.
В статье 346.51 НК РФ определены условия, при соблюдении которых налогоплательщики вправе уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, которые уплачиваются за счет средств работодателя, а также на суммы платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.
Федеральный закон № 374-ФЗ самый внушительный по количеству принятых поправок в налоговый кодекс и их масштабу. В статье 1 закона, вносящей поправки в первую часть НК РФ, 23 пункта с поправками. В статье 2, вносящей изменения во вторую часть налогового кодекса, 58 пунктов. А всего статей в законе 9. То есть в общей сложности разного рода уточнений, дополнений, изменений внесено более сотни, однако существенными, не техническими называют около 50 изменений.
В целом утвержденные данным законом изменения получили положительную оценку от экспертного и бизнес-сообществ. Закон характеризуют как идущий навстречу налогоплательщикам по большому кругу вопросов, ряд изменений улучшают положение физлиц, однако есть и усложняющие жизнь нововведения.
Рассмотрим наиболее значимые поправки, которые касаются как процедурных изменений, мер налогового администрирования, а также налогов и страховых взносов, в частности — НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций, НДПИ, земельного и транспортного налогов, налога на имущество физлиц. В чем суть последних налоговых поправок?
- В законе уточнены критерии для ряда ИТ-компаний, имеющих преференции. Они распространяются на разработчиков, внедренцев, продавцов собственного ПО. Условие –данные направления должны быть профильными, в обороте компании они должны занимать не менее 90%.
- В МФЦ можно будет сдать и получить ряд новых документов, минуя визит в контролирующий орган.
- Величина задолженности по налогам физлиц, при которой налоговая обращалась в суд, увеличена с 3 до 10 тысяч рублей.
- Уточнен порядок применения кадастровой стоимости при ее изменении.
- Для физлиц-плательщиков имущественных налогов, налоговые льготы будут применяться с налогового периода, в котором возникло право на них, а не с момента, когда соответствующая информация поступила в налоговый орган.
- В случае гибели или уничтожения объекта, исчисление налога будет прекращаться с первого числа месяца его потери.
- Организации обязали вносить в декларацию по налогу на имущество данные о движимом имуществе. При этом налогом оно не облагается.
- По налогу на прибыль уточнены правила применения инвестиционного вычета, продлено до конца 2021 года применение расширенных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.
- По налогу на добычу полезных ископаемых уточнен порядок определения налоговой базы по направлению добычи драгкамней.
- По налогу на доходы физлиц внесен ряд дополнений:
- от НДФЛ освобождаются расходы на проезд в заграничный отпуск северян и их семей, но только в расчет идут расходы на проезд до госграницы РФ.
- матпомощь до 50 000 руб. опекунам не будет облагаться налогом,
- курортный сбор в командировочных расходах не будет облагаться налогом,
- расходы на питание и проживание для медработников, работающих в пандемию в изоляции, освободили от налога с 2020 года,
- датой покупка «долевки» будет считаться дата оплаты, а не дата госрегистрации права собственности.
- Уточнены способы удостоверения прав уполномоченного представителя налогоплательщика-индивидуального предпринимателя или физического лица: на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.
- Определены случаи, при которых налоговая декларация считается непредставленной, в частности, если установлен факт подписания налоговой декларации неуполномоченным лицом, физическое лицо, подписавшее налоговую декларацию, дисквалифицировано и срок дисквалификации не истек на момент подачи налоговой декларации, в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям.
Обращаем ваше внимание: избежать ситуации с непринятием декларации по причине несоответствия показателей поможет СБИС Сверка.
В случае, если налоговая декларация считается непредставленной, налогоплательщику не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направляется уведомление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления, налогоплательщик обязан устранить неточности и представить налоговую декларацию.
Федеральный закон № 372 меняет подход к налогообложению высоких доходов физических лиц. Он распространяется на тех, чей заработок в год превысит сумму в 5 миллионов рублей.
Закон вводит дифференцирующий подход к назначению ставки НДФЛ, ее величина будет зависеть от величины дохода и вида дохода. Вводятся понятия «основная налоговая база», «совокупность налоговых баз», устанавливаются перечни отдельных видов доходов, совокупность налоговых баз по которым облагается различными ставками НДФЛ.
Какие ставки НДФЛ вводятся:
- 15% — на величину дохода, превышающего сумму в 5 миллионов рублей.
- 13% — на доходы до 5 миллионов рублей включительно.
Повышенная ставка НДФЛ распространяется также на доходы по продаже ценных бумаг, но не распространяется на доходы от продажи имущества, страховые и пенсионные выплаты.
Федеральный закон № 373-ФЗ расширил возможности патентной системы налогообложения.
Во-первых, закон уточнил перечень видов деятельности, попадающей под ПСН и указал виды деятельности, которые не попадают по патентную систему налогообложения. Закон, по большому счету, адаптировал патент под реалии, под новые ниши, которые появляются в том или ином виде бизнеса. Например, пункт о ремонте автотранспорта и мототранспорта в новом законе звучит так: ремонт, техническое обслуживание автотранспортных и мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования, мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг.
Новый закон дает возможность работать на «патенте» рознице или общепиту площадью зала до 150 квадратных метров. Ранее эта площадь была ограничена 50 кв. м.
Также налогоплательщики получают право уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы работодателя по выплате пособий по временной нетрудоспособности, на платежи организации по добровольному страхованию работника на случай временной нетрудоспособности.
Федеральный закон № 375-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» продлил на два года (2021-2022 гг.) освобождение от уплаты НДС на ввоз и продажу для личных нужд племенных животных.
От уплаты НДС освобождаются те, кто ввозит и продает для личного использования племенной крупный рогатый скот, племенных лошадей, свиней, овец, коз, птицы и других животных, перечень которых установлен законодательно.
И это далеко не все изменения, которые ждут налогоплательщиков уже в ближайшем будущем. Изменения, уточнения, дополнения в НК РФ вносились на протяжении всего года, а также и в предшествующие годы были приняты изменения, действия которых начнется с 2021 года. Нововведений следующий год привнесет множество, успеть за всеми уже невозможно без специальных автоматизированных сервисов. СБИС Электронная отчетность поможет вести отчетность без сбоев за счет автоматического обновления форм и алгоритмов в соответствии со всеми законодательными новшествами.
Если же вам не поддается какой-то отчет и нужна помощь в его подготовке, мы готовы помочь. Готовы дать подробную консультацию по заполнению нужного отчета, проверить отчет на ошибки, расшифровать требования о корректировке и многое другое. Услуги по сдаче отчетности – помощь по ведению и сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности для организаций всех форм собственности.
За подробностями о том, как с помощью сервисов СБИС учесть все нововведения в налоговом законодательстве, обращайтесь к нашим специалистам.
- В НК перейдут и статьи о штрафах в области ККТ, которые сейчас прописаны статьей 14.5 КоАП. Причем, другим проектом вносятся поправки в КоАП – оттуда эти штрафы по большей части удаляются, а взамен добавится новая статья «Нарушение оператором фискальных данных и экспертной организацией законодательства о налогах и сборах».
- За неприменение ККТ в НК будут присутствовать штрафы для фирм и ИП, а штрафы для должностных лиц исчезнут.
- Но для фирм и ИП штрафы будут разнообразнее, а нижние границы самого первого и общего из них – за расчет без ККТ – упразднятся. Фирмы за это будут платить в сумме непробитого чека, но не менее 30 тысяч, ИП – половину непроведенной суммы, но не менее 10 тысяч.
- Появится штраф за фиксацию мнимого или притворного расчета, за неуказание в чеке наименования маркируемого товара.
- Заменить штраф на предупреждение сможет только субъект МСП и только, заявив об этом ходатайство.
- Новые меры воздействия на налогоплательщиков: в ходе оперативной проверки при выявлении нарушений налоговики получат право блокировать автоматические устройства для расчетов. В течение 10 дней после вынесения решения в отношении нарушителя, если обязанность по фиксации расчетов так и не будет выполнена, налоговая сможет блокировать счет организации или ИП (дополнение в пункт 3 статьи 76).
- Также налоговики смогут наказывать нарушителей блокировкой сайтов, мобильных приложений и страниц в соцсетях, через которые проводятся расчеты без ККТ, или приостановлением деятельности организации или ИП. К указанной блокировке планируется привлекать Роскомнадзор – ему будут поступать соответствующие решения налоговиков.
В отчетности за 2019 год бухгалтеры будут в последний раз сдавать налоговую декларацию по транспортному налогу и налоговую декларацию по земельному налогу.
С 2020 года налоговая служба будет самостоятельно, на основании имеющихся у них данных из ГИБДД и реестра на землю, рассчитывать налоги и высылать в компании сообщения о начисленном и подлежащем уплате налоге.
Такое правило уже много лет работает в отношении граждан России. Теперь этот опыт будет распространен и на юридические лица. По большому счету, это можно расценивать, как облегчение работы бухгалтера. Главное, чтобы базы ИФНС работали без сбоев.
Если компания владеет транспортом или землей, но ИФНС ей не высылает сообщение о необходимости уплатить налоги, компания обязана сама уведомить налоговую о наличие у неё транспортных средств и земельных участков, которые являются объектами налогообложения и не подпадают под льготы. Эта новая обязанность появится в 2021 году.
Вместе с сообщением о том, что у компании есть объект налогообложения, нужно представить в налоговую инспекцию копии документов, которые подтверждают регистрацию транспорта или права на участок. Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пример
Компания приобретет автомобиль для перевозок товаров и земельный участок под склад в 2020 году.
В 2021 году компания не получает от ИФНС сообщения о необходимости уплатить транспортный и земельный налоги. Компания обязана до 31 декабря 2021 года уведомить налоговиков о наличии у них транспорта и земли. Сообщения от ИФНС. Как правило, рассылаются осенью. Компания может ожидать сообщения до середины декабря.
Если вы проигнорируете эту обязанность и не сообщите налоговикам о наличии у вашей компании таких объектов налогообложения, как транспорт и земельный участок, компанию могут оштрафовать на сумму размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Новая обязанность сообщать о владении транспортом и земельным участком у организаций появится с 2021 года.
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Сообщать о наделении либо лишении обособленного подразделения полномочиями начислять зарплату нужно только в том случае, если него есть расчетный счет в банке.
Обособленное подразделение будет отчитываться и перечислять взносы по его месту нахождения, а не по месту нахождения головной организации, как было раньше.
Изменение вступает в силу с 1 января 2020 года.
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Дайджест № 50. Изменения по налогам с 1 января 2021 года
Снимается ограничение, по которому переплату можно зачесть только в счет налога того же вида. То есть, федеральный налог — в счет федерального; региональный налог — в счет регионального, местный налог — в счет местного.
Изменения НК РФ о зачете переплаты между разными видами налогов вступают в силу с 1 октября 2020 года.
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Компания сможет вернуть переплаченный налог, только в том случае, если у нее не будет недоимки по любому другому налогу, а также пеням и штрафам.
Изменение в НК РФ вступить в силу с 1 октября 2020 года.
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Срок принятия решения о зачете или возврате переплаты будет зависеть от срока окончания камеральной проверки либо вступления в силу решения по ней. Речь идет о тех случаях, когда камералка по налогу проводится.
Срок принятия решения будет начинаться:
- по истечение 10 дней после дня окончания проверки,
- со дня, следующего за днем, когда вступили в силу решение по проверке.
Изменение в НК РФ вступает в силу через месяц после официального опубликования закона – 29 сентября 2019 года.
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Налоговикам разрешат рассылать вам СМС с сообщениями о неуплаченном налоге, задолженности по пеням, штрафам, процентам. Такие сообщения ИФНС будет рассылать вам по электронной почте или иными способами. Пока неясно какими именно «иными».
Правда, вы должны дать свое письменное согласие на получение таких сообщений. А у налоговиков будет ограничение: рассылать вам «письма счастья» не чаще одного раза в квартал.
Изменение в НК РФ о рассылке СМС налогоплательщикам вступает в силу с 1 апреля 2020 года.
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
С 1 апреля 2020 года в сети интернет появятся решения об обеспечительных мерах.
На сайте налоговой службы будут публиковаться решения о принятии и об отмене обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества. С указанием имущества, в отношении которого действует запрет. Перечень сведений, которые будут размещаться на сайте, налоговая служба утвердить позднее.
Информация о решениях будет публиковаться на сайте налоговой в течение трех дней с даты принятия решения, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.
Изменение НК РФ вступает в силу с 1 апреля 2020 года.
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Специальные налоговые режимы: что изменится с 2021 года?
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
- Глава 2. Система налогов и сборов в российской федерации
- Глава 2.1. Страховые взносы в российской федерации
- Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. налоговые агенты. представительство в налоговых правоотношениях
- Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. налоговые агенты
- Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков
- Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
- Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов
- Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
- Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
- Раздел III. Налоговые органы. таможенные органы. финансовые органы. органы внутренних дел. следственные органы. ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
- Глава 5. Налоговые органы. таможенные органы. финансовые органы. ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
- Глава 6. Органы внутренних дел. следственные органы
- Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
- Глава 7. Объекты налогообложения
- Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
- Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
- Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов
- Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов
- Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
- Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль
- Глава 13. Налоговая декларация
- Глава 14. Налоговый контроль
- Раздел V.1. Взаимозависимые лица и международные группы компаний. общие положения о ценах и налогообложении. налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. соглашение о ценообразовании. документация по международным группам компаний
- Глава 14.1. Взаимозависимые лица. порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации
- Глава 14.2. Общие положения о ценах и налогообложении. информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
- Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
- Глава 14.4. Контролируемые сделки. подготовка и представление документации в целях налогового контроля. уведомление о контролируемых сделках
- Глава 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний
- Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
- Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения
- Раздел V.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
- Глава 14.7. Налоговый мониторинг. регламент информационного взаимодействия
- Глава 14.8. Порядок проведения налогового мониторинга. мотивированное мнение налогового органа
- Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений
- Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
- Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
- Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
- Налог на добавленную стоимость
- Акцизы
- Налог на доходы физических лиц
- Единый социальный налог (взимался по 1 января 2010 г., заменен взносами на конкретные виды страхования)
- Налог на прибыль организаций
- Налог на добычу полезных ископаемых
- Налог с продаж
- Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим)
- Транспортный налог
- Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим)
- Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим)
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Налог на игорный бизнес
- Налог на имущество организаций
- Водный налог
- Государственная пошлина
- Земельный налог
Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:
Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.
Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.
С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:
С 1 января 2002 года введены:
С 1 января 2003 года введены также:
В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).
С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:
И лишь с 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:
По состоянию на 2011 год единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулируется Кодексом, является налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц».
Комментируемая статья посвящена понятиям, применяемым в НК РФ.
Статья 11 НК РФ является одной из ключевых для всех участников налоговых правоотношений, т.к. она определяет, как именно следует трактовать различные понятия, с которыми налогоплательщики сталкиваются при исполнении своих налоговых обязательств.
Пункт 1 статьи 11 НК РФ устанавливает общее правило, по которому трактовать институты, понятия и термины гражданского, се-мейного и других отраслей российского законодательства следует в том значении, в каком они используются в этих отраслях, а исключения из данного правила могут быть установлены только напрямую нормами НК РФ.
Это означает, что подлежит применению исключительно понятие, установленное НК РФ, если оно сформулировано в нем.
Пример 1.
Так как НК РФ дает определение понятия «реконструкция», то налогоплательщик для целей налогообложения должен руководство-ваться именно им.
Согласно пункту 2 статьи 257 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, свя-занное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту рекон-струкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
См.: письмо Минфина России от 15.02.2012 № 03-03-06/1/87.
Пример 2.
Суд, исследовав доказательства по конкретному делу, указал, что на дату вынесении решения налогового органа в части предложения уплатить недоимку по НДС, штраф и пени и предложения уплатить предъявленные к вычету из бюджета в завышенных размерах НДС, у организации имелась переплата по НДС, что превышает доначисление по налогу.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для предложения заявителю уплатить недоимку по НДС, поскольку в силу статьи 11 НК РФ под недоимкой понимается сумма налога, не уплаченная в установленный законом срок.
Доводы налогового органа о том, что предложение уплатить недоимку не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, суд признал несостоятельными.
См.: Постановление ФАС Московского округа от 13.11.2012 по делу № А41-12286/11.
Только в случае, если в НК РФ расшифровка конкретного понятия отсутствует, следует обращаться к другому нормативному пра-вовому акту.
Пример 1.
НК РФ не содержит специальных требований к объему и видам первичных документов, на основании которых налогоплательщик вправе принять на учет приобретенные товары (работы, услуги). Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ понятие «первичные учетные доку-менты» следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.12.2012 № А21-9527/2011.
Пример 2.
Суд удовлетворил требование налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и штрафа, отметив, что согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инве-стиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что сделка по внесению налогопла-тельщиком вклада в имущество созданного им общества носит инвестиционный характер и преследует цель получения прибыли или иного полезного эффекта. Доказательства обратного налоговым органом не представлено.
См.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.12.2012 № А29-10167/2011.
Пример 3.
Суд при рассмотрении конкретного дела разъяснил, что, поскольку понятие убытков не установлено НК РФ, подлежит применению определение убытков, предусмотренное статьей 15 ГК РФ.
Принимая во внимание нормы статьи 15 ГК РФ и поскольку решения налогового органа, во исполнение которых организация упла-тила в бюджет денежные средства, признаны незаконными, суд пришел к выводу о наличии у Российской Федерации в лице ФНС России обязанности возместить данной организации причиненные убытки в размере необоснованно полученных процентов.
См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.11.2012 № А46-4679/2012.
Пример 4.
Суд при рассмотрении конкретного дела указал, что налоговое законодательство не содержит норм, регулирующих вопросы перехода права собственности, в связи с чем в силу положений пункта 1 статьи 11 НК РФ для квалификации действий организации как направленных на отчуждение принадлежащего ему имущества следует руководствоваться соответствующими положениями ГК РФ.
Проанализировав положения ГК РФ и материалы дела, суд пришел к выводу, что сделка между двумя организациями по реализации прав собственности на долю в имущественном комплексе не состоялась, что исключает основания для возникновения объекта ��алого-обложения НДС.
Порядок предоставления профессиональных налоговых вычетов расписан в статье 221 Налогового кодекса РФ.
Профессиональные налоговые вычеты предоставляются:
— индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам и иным частнопрактикующим лицам — по окончании налогового периода на основании их письменного заявления при подаче ими налоговой декларации в налоговую инспекцию;
— налогоплательщикам, получающим доходы от выполнения работ (услуг) по договорам гражданско-правового характера, — на основании их письменного заявления. При этом вычет предоставляется налоговыми агентами (организацией или индивидуальным предпринимателем, выплачивающим доход);
— налогоплательщикам, получающим авторские вознаграждения по авторским договорам, — на основании их письменного заявления. При этом вычет предоставляется налоговыми агентами (организацией или индивидуальным предпринимателем, выплачивающим доход);
— налогоплательщикам, получающим доходы от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, за выполнение работ (услуг) по договорам гражданско-правового характера, — на основании их письменного заявления при подаче налоговой декларации в налоговую инспекцию по окончании налогового периода (календарного года).
Таким образом, если налогоплательщик получил вознаграждение по гражданско-правовому или авторскому договору, для целей исчисления налога на доходы физических лиц его можно уменьшить на сумму произведенных расходов. Другими словами, воспользоваться правом на профессиональный налоговый вычет, предусмотренный статьей 221 Налогового кодекса РФ.
Как было отмечено выше, получить профессиональный вычет можно двумя способами.
Первый способ. Налогоплательщик (исполнитель работ (услуг) по договору) может потребовать предоставить ему вычет у непосредственного заказчика работ (у фирмы или предпринимателя, которые выплачивали вознаграждение по договору). Для этого нужно заранее написать соответствующее заявление в бухгалтерию заказчика и при необходимости предоставить документы, подтверждающие расходы. Это могут быть товарные и кассовые чеки, накладные, акты приемки-передачи выполненных работ, проездные билеты, счета из гостиниц и т.п.
Второй способ. Если заказчик при выплате вознаграждения профессиональный налоговый вычет не предоставил (либо заказчик не является налоговым агентом), вычет можно получить в налоговой инспекции, подав декларацию.
Обратите внимание на важные нюансы.
1. Профессиональный налоговый вычет предоставляется только по тем доходам, которые облагаются налогом по ставке 13 процентов. А раз так, профессиональные налоговые вычеты налогоплательщикам — нерезидентам Российской Федерации не предоставляются.
2. Вычет по авторским вознаграждениям можно получить и в том случае, когда у налогоплательщика нет документов, подтверждающих расходы. Тогда налогооблагаемый доход уменьшают на определенный процент (норматив) в зависимости от вида работы, за которую получено вознаграждение. Нормативы профессиональных вычетов по авторским вознаграждениям приведены в пункте 3 указанной статьи.
3. Определяя сумму профессионального вычета по авторскому вознаграждению, можно использовать только один способ расчета — или фактические расходы, или норматив. Совмещать оба способа нельзя.
Порядок предоставления налоговым агентом профессиональных налоговых вычетов рассмотрим на примере.