Закон о коммерческих организациях 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о коммерческих организациях 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В настоящий момент уровень инфляции неизвестен. Прогноз Центрального банка России в пределах 3,9-4,2%. Это минимальный процент повышения зарплаты, отмечают в Роструде. Отметим, что если по итогам календарного года повышения не было, то работодателя оштрафуют. А надзорные и судебные органы заставят пересчитать деньги с учетом инфляции и доплатить налоги.

Обязана ли коммерческая фирма индексировать зарплату: ответ Роструда

Компания может самостоятельно устанавливать, какие выплаты она собирается индексировать – только оклады или еще и премии. Тут стоит отметить, что большинство доплат, например за ночное время, фирмы и так считают в процентах от оклада, поэтому эти выплаты также вырастут после повышения. Некоторые фирмы считают, что могут отказаться от индексации окладов, если платят премии. Но это заблуждение, за которое компанию оштрафуют.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Получив сообщение о заказе товара, онлайн-продавцы теперь должны подтверждать заключение договора розничной купли-продажи.

В подтверждении должен быть указан номер заказа, чтобы потребитель смог по нему получить информацию о заключенном с магазином договоре и его условиях.

Продавец должен информировать потребителя о форме и способах направления претензий. В противном случае клиент это может сделать в любой форме и любым способом.

Работодателей обязали к проведению индексации заработных плат со следующего года. В противном случае речь будет идти о нарушении действующего в России трудового законодательства, предупредили в руководящем аппарате Роструда.

Подчеркнем, что повышение МРОТ на законодательном уровне под индексацией понимать не следует. Индексация должна быть обеспечена в независимости от роста МРОТ. Зарплаты россиян должны увеличиться на уровень повышения потребительских цен на основании данных Росстата.

Новые правила розничной торговли с 1 января 2021 года

Всем коммерческим работодателям в Российской Федерации необходимо обеспечить индексацию зарплат сотрудникам на уровень инфляции. Министерство труда проинформировало об этом в своем письме № 14-1/ООГ-10305.

Статья 134 ТК РФ регламентирует необходимость проведения индексации зарплат и для бюджетных, и для коммерческих работодателей. Таким образом, и компании, и индивидуальные предприниматели (ИП) должны сделать это в обязательном порядке. Форма собственности значения не имеет.

Порядок увеличения зарплат работодателям-частникам можно определять самостоятельно. Этот момент предусмотрен 134-й статьей ТК РФ. В случае, если порядок отсутствует, речь тоже идет о нарушении. Помните, что трудовой инспектор имеет полное право обязать вас к утверждению порядка. Поэтому лучше заблаговременно подумать об издании отдельного положения об индексации либо прописать ее в положениях какого-либо иного локального акта.

Юридические лица (ЮЛ) – такие компании, которые создаются с целью извлечения прибыли (например, производство и сбыт каких-либо продуктов, вещей) или без таковой (обучение, развитие).

Все лица по указанному целевому признаку подразделяются на два больших блока: коммерческие (для прибыли) и некоммерческие организации (без такой цели (далее – НКО)).

Стремительно меняющиеся правоотношения в сфере оказания услуг, реализации товаров требуют внесения изменений и в законодательную базу.

В настоящее время вопросы создания, деятельности, ликвидации организаций регулируются помимо Гражданского кодекса (глава 4) следующими федеральными законами:

  1. Федеральный закон (ФЗ) «О некоммерческих организациях» 1996 г. № 7.
  2. «Об ООО» 1998 г. № 14.
  3. «Об АО» 1995 г. № 208.
  4. «О публично-правовых компаниях» 2016 г. № 236.
  5. «О порядке формирования и расходовании целевого капитала НКО» 2006 г. № 275.
  6. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» 1998 г. № 66.
  7. «О СРО» 2007 г. № 315.
  8. «О кредитной кооперации» 2009 г. № 190.
  9. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» 2002 г.

Стоит отметить, что некоторые неправильно именуют закон о НКО — Федеральный закон «О некоммерческих общественных организациях». Такого наименования не существует, общественные организации – это одна из разновидностей НКО.

В 2014 году основные изменения коснулись параграфов главы четвертой ГК:

  • введено разделение ЮЛ (как коммерческих, так и некоммерческих) на корпоративные и унитарные;
  • понятие «обязательственные права» заменено на «корпоративные права»;
  • изменились наименования некоторых форм ЮЛ: вместо ЗАО и ОАО теперь ПАО (публичное) и НПАО (непубличное); ТСЖ и дачные товарищества — это товарищества собственников недвижимости; упразднена государственная корпорация и компания, общества с дополнительной ответственностью и пр.;
  • введена категория «публично-правовая компания», принят одноименный закон 2016 г.;
  • теперь ГК РФ подробно расписывает порядок создания ЮЛ (принятия решения и требования к учредительным документам);
  • в уставе может быть закреплено, что полномочия выступать от имени ЮЛ, предоставлены нескольким лицам, которые будут действовать совместно или независимо (подлежит включению в ЕГРЮЛ);
  • добавлена статья об аффилированности (связанности);
  • внесены изменения в положения о ликвидации лиц.

Из приведенного выше списка нормативных актов видно, что в настоящее время отдельного федерального закона о коммерческих организациях не существует. Все положения о них достаточно подробно регламентируются в ГК РФ, иных отдельных актах. Следовательно, нет и последней редакции федерального закона о коммерческих организациях.

В настоящее время классификация ЮЛ проводится по многим критериям. Можно выделить из них две основные.

По цели создания ЮЛ бывают:

  • коммерческие;
  • некоммерческие.

По структуре управления:

  • корпоративные;
  • унитарные.

Можно также систематизировать лица по видам деятельности, ответственности, порядку образования и пр.

Это относительно новая классификация юридических лиц, до 2014 года закон такого не предусматривал.

Корпорации — это ЮЛ, где учредители имеют право участия в организации, создают высший орган управления. К ним относят хозяйственные общества, товарищества, партнерства, кооперативы производственные и потребительские, казачьи общества, общественные организации, ассоциации, ТСН, общины малочисленных коренных народов.

Поскольку видов НКО гораздо больше, чем коммерческих организаций, законодатель отдельно регламентировал их деятельность в одноименном законе. Ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определяет их правовое положение. НКО является созданной с момента госрегистрации, должна иметь на праве собственности или оперативного управления имущество, отвечает им по своим долгам, от своего имени приобретает, реализует правомочия, может выступать в судах как истец или ответчик, несет обязанности.

Федеральный законом о деятельности некоммерческих организаций подробно предусмотрен порядок формирования, реорганизации и прекращения деятельности данных структур.

Источниками формирования имущества могут быть:

  • взносы учредителей (членов);
  • добровольные пожертвования;
  • выручка;
  • дивиденды от ценных бумаг и вкладов;
  • доходы от своей собственности;
  • другие взносы, не запрещенные законом.

Актами могут быть установлены ограничения на источники доходов НКО (например, для учреждений).

Выручка не делится между членами НКО – это одно из составляющих отличий от деятельности коммерческих организаций.

Ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливается контроль за деятельностью НКО. Особое внимание уделяется отчетности организаций, выполняющих функции иностранных агентов, а также получающих финансы и имущество из зарубежных источников: их годовая отчетность подлежит аудиту (1 раз в год), должны предоставлять в уполномоченный орган подробный отчет о деятельности и структуре руководства (1 раз в полгода), о расходовании денег и иного имущества (ежеквартально).

Учреждения (государственные и муниципальные) в целях открытости и доступности информации (за исключением гостайны) должны размещать в сети интернет учредительные документы, план деятельности, задание, отчетность, бюджетную смету и пр.

В целом надзор за деятельностью НКО осуществляется с учетом положений ФЗ № 294, регламентирующего отношения в сфере госнадзора и муниципального контроля, права ЮЛ в данной области.

Статьей 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрена поддержка социально ориентированных НКО органами госвласти и органами МСУ при ведении следующих видов деятельности:

  • оказание помощи жертвам бедствий, катастроф, в т.ч. подготовка населения к их преодолению, межнациональных и др. конфликтов;
  • в социальной сфере: поддержка, обслуживание, защита граждан;

Часть работников уже начали получать больше. С 1 января 2021 года повышен минимальный размер оплаты труда. Теперь МРОТ составляет 12 792 рубля (вместо 12 130 рублей). Если сотрудники получают больше, то им могут повысить выплаты с 1 февраля.
— Согласно свежепринятым поправкам в Конституцию РФ все работодатели обязаны индексировать зарплату сотрудников на уровень роста потребительских цен. В этом году зарплаты должны быть повышены на 4,9%, — рассказал ведущий юрист компании «Объединённый юридический центр «Парфенон» Павел Уткин.
Как правило, работодатели проводят индексацию с 1 февраля. Просто потому, что к этому времени становится понятен размер инфляции за прошлый год. В январе его определяет Росстат. Соответственно, с этой даты отсчитывают индексацию многих социальных выплат, а также окладов. В то же время прибавка зарплаты именно с 1 февраля не является обязательной.
— На данный момент трудовое законодательство не предусматривает единого для всех работников способа индексации зарплаты. Так что говорить об обязательной индексации с 1 февраля некорректно, — пояснил юрист «Европейской юридической службы» Эрдни Манджиев.
Старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Петр Гусятников отметил, что компании вправе самостоятельно устанавливать, какие именно выплаты будут увеличены: только зарплата или ещё и премии, а также другие виды поощрений.
— Также обязательно проиндексируют все выплаты, которые начисляются в процентном соотношении от оклада. Например, доплаты за работу в неурочное время, — пояснил Петр Гусятников.

В бюджетных организациях индексация — явление само собой разумеющееся. Зарплата ежегодно подрастает на уровень инфляции. Бывает, что прибавка выходит и больше.
— Что касается коммерческих организаций, то здесь всё-таки стоит руководствоваться локальными нормативами и уставом конкретно взятой компании. Во-первых, процесс индексации происходит не всегда непосредственно с 1 февраля. Зачастую зарплату повышают до конца первого квартала текущего года, и это нормальная практика. Во-вторых, в нынешних экономических условиях позволить себе даже пятипроцентную прибавку для каждого сотрудника могут далеко не все компании, — говорит Павел Уткин.
По его мнению, это чревато уводом зарплатного фонда в тень и новым витком перехода в серую бухгалтерию. Поэтому маловероятно, что все 100% предприятий, особенно коммерческих, в обязательном порядке поднимут зарплату сотрудникам. Но в следующем году, считает юрист, за этим могут очень пристально следить и Роструд, и ФНС.
Валютная безопасность. Откуда пора забирать сбережения и как сохранить деньги
Бюджетные организации проводят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами.
— При этом отсутствие установленного порядка не может являться основанием для отказа от индексации. Работодатель в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платёжеспособности вправе определить периодичность перерасчёта. Он также может установить сумму прибавки и перечень выплат, подлежащих индексации. Таким образом, работодатель (не бюджетная организация) вправе в локальном нормативном акте компании самостоятельно установить размер коэффициента индексации зарплаты, — рассказал Эрдни Манджиев.
В целом вопрос заработной платы в бизнесе острый. Малый и средний бизнес в большей своей части по-прежнему устанавливает минимальную заработную плату, ориентируясь на МРОТ. После его повышения проводит индексацию, чтобы не привлекать внимание ИФНС.
— Цена вопроса — 3–5% от окладов — объём несущественный. Компании, заботящиеся о персонале, регламентируют размер обязательной индексации внутренними актами и, как правило, конкретными цифрами, а не процентами — и проводят её планово. Причём размер прибавки может быть больше, чем уровень инфляции. Допустим, у сотрудника оклад 50 000 рублей. Если ориентироваться на индексацию, прибавка должна быть порядка 5%, это 2500 рублей. Те, у кого всё же кризисное положение, возможно, выпустят «приказ» о частичном выборочном поощрении персонала или об индексации на минимальном уровне, — говорит основатель и руководитель консалтингового агентства «Одинград» Елена Одинцова.

С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/[email protected] Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/[email protected]). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

С 01.01.2021 вступает в силу обновленная форма декларации по налогу на прибыль (приказ ФНС России от 11.09.2020 № ЕД-7-3/[email protected]). Новая форма должна применяться начиная с представления отчетности за 2020 год.

В обновленной форме из Титульного листа исключено поле «Зарегистрирована за №» и изменены штрихкоды и др.

Роструд требует проиндексировать зарплаты в 2021 году

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10% стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30%.

С 2021 года для организаций отменяется обязанность по представлению в ИФНС налоговых деклараций по транспортному налогу (ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Соответственно, представлять налоговые декларации за 2020 год уже не нужно.

При этом возможность приема деклараций, в том числе уточненных, за налоговые периоды ранее 2020 года сохраняется. В случае реорганизации организации налоговики также будут принимать уточненные налоговые декларации по транспортному налогу, если первоначально они были получены в течение 2020 года.

В связи с отменой декларации для организаций вводится обязанность по представлению в налоговые органы сообщения о наличии транспортных средств (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Если организации не получат из ИФНС сообщения о рассчитанном налоге, они должны будут направить в инспекцию сообщение о наличии у них транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения. Сообщение представляется по форме, утв. приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/[email protected] Направить сообщение нужно в отношении каждого транспортного средства в срок до 31.12.2021.

Режим ЕНВД прекращает свое существование с 2021 года (Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ). В связи с этим все «вмененщики», планирующие в будущем году применять другой специальный налоговый режим, должны до конца 2020 года представить в ИФНС соответствующее уведомление. Так, для перехода с 2021 года на УСН организации и ИП должны направить в ИФНС уведомление о применении УСН до 31.12.2020. В целях перехода с ЕНВД на ПСН с 01.01.2021 — не позднее 17.12.2020.

По новым правилам ПСН с 2021 года может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен законом субъекта РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Одновременно в 3 раза увеличиваются площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН. По аналогии с ЕНВД ограничение по площади залов при ПСН также составит 150 кв. м.

Федеральный закон «О коммерческой тайне» (98-ФЗ) 2021, 2020

Основной новеллой в области обязательных страховых взносов можно считать льготные режимы для организаций в области информационных технологий. Это планомерно развивает идеи России о необходимости предоставления преференций тем компаниям, которые заняты в области высокотехнологичного производства. Данные поправки закона подчеркивают желание России при помощи налогов локализовать ИТ-проекты

Льготы, которые сможет применять IT-компания с 2021 года:

  • с 01.01.2021 для IT-компаний, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, совокупная ставка страховых взносов снижается с 14% до 7,6% (6,0% – на пенсионное страхование; 1,5% – на случай временной нетрудоспособности и 0,1% – на медицинское страхование) при соблюдении ряда жестких условий (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
  • с 01.01.2021 IT-компаниям предоставляется право на вычет по НДС при покупке за границей рекламы и маркетинговых услуг для реализации программного обеспечения (ПО) (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Речь идет о вычете НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным за рубежом для целей реализации на внешних рынках отечественных программ для ЭВМ и баз данных. Право на вычет станет предоставляться при продвижении на внешних рынках программ, которые включены в российский реестр ПО.

Льготы по налогу на прибыль для этой сферы

С 2021 года начинает применяться новая форма расчета по страховым взносам (приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected]). Изменения утверждают новую редакцию Титульного листа расчета, в котором предусматривается дополнительное поле для указания среднесписочной численности работников за предшествующий период. С 2021 года представлять отдельный отчет о среднесписочной численности работников не требуется (абзац. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ, приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected]).

Раздел 1 формы расчета дополняется новым Приложением 5.1 для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Обновленная форма применяется с отчетности за 2020 год.

При достижении суммы выплат работнику в течение года размера предельной величины взносы на случай временной нетрудоспособности перестают начисляться, а на обязательное пенсионное страхование начисляются по страховому тарифу 10%.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935 на 2021 год устанавливается для страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предельная величина базы в размере 966 000 руб., что на 5,9% выше действующего в 2020 году размера 912 000 руб.

Для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предельная величина базы в 2021 году – 1 465 000 руб., что на 13,4% выше показателя 2020 года (1 292 000 руб.).

С 01.01.2021 вступает в силу закон о фиксированных страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и прочих лиц, которые занимаются частной практикой (Федеральный закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ).

Согласно закону, в 2021 году фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование сохранятся на уровне 2020 года. Таким образом, величина взносов на обязательное пенсионное страхование в 2021 году составит 32 448 руб., а взносов на обязательное медицинское страхование – 8 426 руб.

Требование индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги заложено в статью 134 ТК РФ. Индексация зарплаты работников – это обязанность, а не право работодателя.

В статье 130 ТК РФ повышение заработной платы относится к основным государственным гарантиям.

Что говорит Роструд

Ни перерасчет зарплаты, ни повышение МРОТ, ни финансовые проблемы работодателя не снимают с него обязанности проиндексировать заработную плату, считают чиновники Роструда.

Но, при этом, Роструд отмечает, что трудовые инспекторы учтут финансовое положение компании, если установят, что зарплату проиндексировали меньше, чем это требовалось в сравнении с уровнем инфляции.

При проверке трудовые инспекторы в соответствии с пунктом 13 Регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13.06.2019 № 160, затребуют документы по индексации заработной платы.

Порядок индексации и ее периодичность законодательством не определены. Поэтому коммерческие организации проводят индексацию в том порядке, который они самостоятельно устанавливают в коллективном или трудовом договоре либо в локальных нормативных актах.

Способы индексации для коммерческих организаций также не установлены законодательно. Компании вправе повысить оклады на коэффициент индексации с подписанием дополнительных соглашений к трудовым договорам или фактически выплатить зарплаты с учетом повышающего коэффициента без подписания допсоглашений и правки трудовых договоров.

  1. Прописать в коллективном и, или трудовом договоре.
  2. Подписать дополнительно соглашение к трудовому договору.
  3. Разработать отдельное положение об индексации заработной платы в компании.
  4. Вписать пункт об индексации в положение о заработной плате.

Пункт об индексации в Положении об оплате труда: формулировку скачайте здесь

Шаблон дополнительного соглашения в трудовому договору по индексации зарплаты можно скачать здесь

Для проведение индексации в компании создают отдельный приказ.

Шаблон приказа по индексации зарплаты можно скачать здесь

Приказ об индексации и локальный нормативный акт, где закреплены правила индексации в компании будут требовать трудовые инспекторы при проверке.

Отсутствие документа может стать основанием для привлечения работодателя к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

  • на сумму от 1 000 до 5 000 руб. могут оштрафовать ИП или директора организации как должностное лицо.
  • на сумму от 30 000 до 50 000 руб. могут оштрафовать организацию.

О том, что Роструд будет штрафовать по статье 5.27 КоАП РФ чиновники предупредили в письме от 19.05.2020 № ПГ/24272-6-1.

В более выигрышной позиции находятся те работодатели, у которых оплата труда работников состоит из небольшого (но не менее МРОТ) оклада и различных премиальных. Проиндексировать нужно оклады, чтобы не иметь ненужных, лишних претензий со стороны трудовой или налоговой инспекции. Уровень инфляции еще неизвестен. По предварительным данным Банка России – около 4%.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Такое положение интересно большинству современных фирм, ведь одним из важнейших конкурентных преимуществ в бизнесе является обладание компанией различными типами конфиденциальных данных самого широкого спектра.

Конфиденциальными будут прежде всего данные о собственных разработках фирмы, обуславливающие конкурентоспособность выпускаемой продукции или оказываемых услуг. В распоряжении компании может быть ценная информация о конкурентах, инсайдерские данные. Их также логично отнести к коммерческой тайне.

Следует отметить, что в п. 5 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ указан перечень сведений, которые не должны составлять тайну.

К таковым относятся сведения:

  • о фирме, зафиксированные в ее учредительных документах;
  • документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • имуществе организации, если она является унитарным предприятием или госучреждением;
  • воздействии производственной деятельности фирмы на экологию, безопасность граждан;
  • численности персонала, специфике оплаты труда в организации, охране труда, вакансиях;
  • долгах работодателя перед работниками;
  • нарушениях фирмой и ее сотрудниками законодательства РФ и привлечении к ответственности за них;
  • участии фирмы в приватизации на конкурсной либо аукционной основе;
  • величине и структуре доходов и расходов, имуществе, использовании волонтерского труда, если фирма является НКО;
  • лицах, которые вправе работать от имени фирмы без доверенности;
  • иные сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне в силу закона.

Положение о коммерческой тайне — нормативный акт, устанавливающий состав обязанностей сотрудников по ее неразглашению, а также определяющий механизмы ответственности работников за невыполнение этих обязанностей.

Если компания-работодатель понесет убытки, связанные с невыполнением теми или иными работниками обязанностей по сохранению коммерческой тайны, она получит право взыскать их с нарушителей, но только при условии, что те подписали соответствующее положение.

Минюст предложил ввести статус иноагента для коммерческих организаций

Законодатель не определяет и даже не рекомендует структуру данного нормативного акта. Исходя из практики менеджмента в российских компаниях, можно допустить наличие в положении о коммерческой тайне, образец 2020 года будет представлен ниже, следующих основных разделов, в которых устанавливаются:

  • общие положения;
  • сущность понятий, используемых в документе;
  • полномочия руководства фирмы в части обеспечения сохранности коммерческой тайны;
  • перечень сведений, составляющих коммерческую тайну:
  • порядок отнесения той или иной информации к коммерческой тайне;
  • перечень обязанностей сотрудников по обеспечению сохранности коммерческой тайны;
  • порядок доступа тех или иных лиц к коммерческой тайне;
  • механизмы защиты коммерческой тайны, действующие на предприятии;
  • механизмы ответственности сотрудников за нарушение обязательств, предусмотренных положением.

Документ может дополняться различными приложениями. В них могут фиксироваться:

  • подробные перечни сведений, формирующих коммерческую тайну;
  • персонифицированные обязательства сотрудников по обеспечению сохранности коммерческой тайны.

При этом сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть классифицированы по категориям исходя из сложившегося порядка их использования в конкретных структурных подразделениях фирмы. Руководители внутрикорпоративных подразделений должны ознакомиться с данными приложениями под расписку.

Подтвердить подписью факт ознакомления с перечнем личных обязанностей по защите коммерческой тайны, приведенным в приложении к положению, должны также работники фирмы.

Положение о коммерческой тайне заверяется руководителем фирмы. Во многих организациях также принято согласовывать его с юристом.

Закрепить порядок обеспечения защиты коммерческой тайны на локальном уровне руководство предприятия может, разработав и утвердив специальное положение. Оно дополняется различными приложениями, более детально регламентирующими задачи сотрудников фирмы или ее структурных подразделений в части сохранности коммерческой тайны.

Ознакомиться со спецификой иных положений, применяющихся на российских предприятиях, вы можете в статьях:

  • «Положение о системе управления охраной труда – образец»;
  • «Положение об оплате труда работников — образец 2020-2021».

1. Комментируемая статья посвящена коммерческим и некоммерческим организациям — важнейшей дихотомии ЮЛ, непосредственно связанной с феноменом предпринимательской деятельности, включенной в предмет гражданско-правового регулирования и отнесенной к ведению гражданского законодательства (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Исходя из основной цели деятельности все ЮЛ делятся на две группы: коммерческие организации преследуют, а некоммерческие организации не преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (п. 1 ст. 50). Поскольку занятие предпринимательством — не исключительная прерогатива коммерческих организаций (в п. 1 ст. 50 говорится о стремлении к извлечению прибыли только как об основной цели деятельности), предпринимательством могут заниматься и некоммерческие организации с соблюдением следующего ряда условий и ограничений: а) стремление некоммерческой организации к получению прибыли не должно превращаться для нее в самоцель (п. 1 ст. 50); б) получаемая некоммерческой организацией прибыль не должна распределяться между ее участниками, т.е. присваиваться ими (кроме членов потребительского кооператива — п. 5 ст. 116 ГК); в) осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности должно соответствовать тем целям, ради которых она создана, а также служить достижению этих целей (абз. 2 п. 3 ст. 50); г) наконец, возможность некоммерческой организации вести предпринимательскую деятельность не должна прямо исключаться законом.

2. В связи с предложенной в п. 1 ст. 50 дихотомией ЮЛ далее в п. 2 и абз. 1 п. 3 перечисляются организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций. При этом используется уже не классификационный, а перечневый метод, а поскольку последний, не будучи основанным на строгом логическом критерии (критериях), является более свободным и гибким, при необходимости и в результате изменения закона формы ЮЛ могут подвергаться количественной и качественной динамике. Так, возможно сокращение или увеличение числа форм (за счет исключения одних и добавления других), а также внутренние изменения существующих форм (последнее, в частности, произошло в отношении унитарных предприятий в связи с изменением концепции казенных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью, оказавшихся более «удаленными» от хозяйственных товариществ и приближенными к акционерному обществу).

Перечень форм коммерческих организаций исчерпывается рамками ГК (п. 2 ст. 50), поэтому появление новых форм коммерческих организаций возможно только при условии соответствующего изменения ГК. Согласно п. 2 ст. 50 и с учетом п. п. 2 и 3 ст. 66 ГК коммерческие организации могут создаваться только в формах: а) полного и б) коммандитного товарищества (ст. ст. 69 — 81, 82 — 86 ГК); в) общества с ограниченной и г) с дополнительной ответственностью (ст. ст. 87 — 94, 95 ГК); д) акционерного общества (ст. ст. 96 — 104 ГК); е) производственного кооператива (ст. ст. 107 — 112 ГК); ж) унитарного предприятия (ст. ст. 113 — 115 ГК). Особенности каждой формы определяют ГК и специальные законы (исключения составляют лишь не имеющие своего закона хозяйственные товарищества). Поскольку императивная норма п. 2 ст. 50 явно ограничивает принципы свободы договора, автономии воли и самостоятельности (п. п. 1, 2 ст. 1, абз. 1 п. 1 ст. 2, ст. 421 ГК), коммерческая организация не может быть создана ни в какой другой форме (в том числе за счет комбинирования элементов разных форм).

Именно поэтому исключено существование известного в прошлом индивидуального (семейного) частного предприятия, как и гипотетической акционерной коммандиты (акционерного общества с дополнительной ответственностью) — симбиоза акционерного общества и товарищества на вере (общества с дополнительной ответственностью). В свою очередь, форма унитарного предприятия не может использоваться за рамками государственной (муниципальной) формы собственности для обеспечения интересов частного бизнеса. Отдельные формы коммерческих организаций внутренне неоднородны: акционерные общества могут быть открытыми или закрытыми (ст. 97 ГК), а унитарные предприятия — основанными на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (ст. ст. 114, 115 ГК). Для целей правового регулирования некоторые формы группируются между собой благодаря наличию у них общих признаков, например хозяйственные общества (в рамках которых только и возможно явление дочерних и зависимых обществ — ст. ст. 105, 106 ГК), хозяйственные товарищества и общества (обладающие общей частью — ст. ст. 66 — 68 ГК). Именно благодаря сходству отдельных форм и во избежание дублирования нормативного материала правила, посвященные одним формам, иногда в силу прямого указания закона могут применяться в отношении других форм (п. 2 ст. 82, п. 3 ст. 95 ГК).

3. Формы некоммерческих организаций не ограничиваются рамками ГК (абз. 1 п. 3 ст. 50) — их могут предусматривать и другие законы, различные по отраслевой принадлежности. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, объединений ЮЛ (ассоциаций и союзов) (см. соответственно ст. ст. 116 — 118, 120, 121 ГК). Существуют также общины коренных малочисленных народов РФ, госкорпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации (соответственно ст. ст. 6.1, 7.1, 8, 10 Закона о некоммерческих организациях).

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.03.2019 N 307-ЭС18-21620 по делу N А56-18369/2016

Выдача банковской гарантии является для кредитной организации типичной банковской операцией (пункт 8 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», далее — Закон о банках), направленной на реализацию основной цели любого коммерческого юридического лица — извлечение прибыли (статья 1 Закона о банках, статья 50 ГК РФ). В предпринимательских отношениях банковская гарантия выдается на возмездной основе и во исполнение соглашения, заключаемого между гарантом и принципалом. По общему правилу риск допущенных при ее выдаче нарушений ложится на гаранта в рамках его правоотношений с принципалом и не может противопоставляться бенефициару, не являющемуся стороной соглашения о выдаче гарантии (пункт 3 статьи 308 ГК РФ). Иное толкование позволяло бы гаранту, нарушившему правила выдачи гарантии, легко освобождаться от своих обязательств, тем самым делая банковскую гарантию неэффективным способом обеспечения обязательств, что никак не соотносится с целями правового регулирования.

Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2019 N 310-ЭС19-3529 по делу N А09-1493/2018

Руководствуясь положениями статей 20, 105.1, 252, 265 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 2, 50, 807, 810 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды пришли к выводу о том, что ненормативный акт налогового органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2019 N 32-АПА19-1

Правомерно судом квалифицировано в качестве грубого нарушения статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 4 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ наличие у Организации таких видов экономической деятельности как деятельность в области электросвязи, картографическая и топографо-геодезическая деятельность, не соответствующих целям, заявленным в Уставе.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 305-ЭС19-1106 по делу N А40-14874/2018

Между тем участие коммерческой организации в качестве стороны в договоре определяется ее экономическим интересом, выражающимся в конечном итоге в извлечении прибыли (статьи 1, 50 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом такой интерес должен быть законным, основанным на юридических и финансовых возможностях этого лица.

Ст 50 ГК РФ — коммерческие и некоммерческие организации

Почему это важно знать НКО?

Оформление дистанционных сотрудников и взаимодействие с ними станет проще, понятнее и удобнее.

Подробнее

1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, регулирующие порядок дистанционной работы.

Теперь в трудовом договоре с работником можно предусмотреть дистанционный формат работы не только на постоянной основе, но и временно:
— непрерывно в течение любого установленного срока, но не более полугода;

— периодически (чередование дистанционной работы и на стационарном рабочем месте).

Предусмотрена возможность электронного взаимодействия между дистанционным работником и работодателем.

Так, для заключения, изменения либо расторжения в электронном виде трудового договора, дополнительного соглашения к нему, договора о материального ответственности, а также ученического договора работодатель должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, а работник — аналогичную или усиленную неквалифицированную.

В то же время для других случаев можно предусмотреть обмен электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме. Главное — зафиксировать такой порядок в локальном акте (Положении), и обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.

Кроме этого, в законе закреплены гарантии трудовых прав дистанционных работников и подчеркивается, что:

1) переход работника на дистанционный формат работы не может являться основанием для снижения ему заработной платы;

2) время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время;

3) на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника необходимым техническим, программно-техническим оборудованием и иными средствами (с согласия работодателя допускается использование личного оборудования работника при условии выплаты компенсации работнику, а также возмещения расходов);

Предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя:

  • если работник более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя не взаимодействует с ним без уважительной причины;
  • в случае переезда работника в другую местность, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

Также появилась норма, которая позволяет в исключительных случаях временно перевести сотрудников на дистанционный режим работы без их согласия, но при условии обеспечения необходимым оборудованием, а при необходимости — проведения обучения.

Такой порядок возможен в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве или любого исключительного случая, ставящего под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Временный перевод также возможен, если принято соответствующее решение органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Почему это важно знать НКО?

Придется внимательнее подходить к проверке доноров и публикации материалов об организациях, выполняющих функции иностранных агентов, а также связанных с ними лицах.

Подробнее

30 декабря 2020 г. принят закон о внесении изменений в отдельные нормативные акты в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности. Поправки довольно многочисленны, поэтому остановимся на наиболее значимых из них.

Так, расширено определение некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента — к числу иностранного финансирования также отнесены денежные средства, полученные от граждан и российских юридических лиц, действующих в качестве посредников при получении денежных средств от иностранных источников.

Посредником признается гражданин или российское юридическое лицо, которые осуществляют передачу денежных средств или иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности на территории Российской Федерации.

Если некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, а также учредитель, члены, участники, руководитель организации или лицо, входящее в состав органа такой некоммерческой организации, при осуществлении ими политической деятельности:

  • производит и распространяет материалы;
  • направляет материалы в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации,

они должны сопровождаться указанием, что произведены, распространены либо направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо связанным с ней лицом.

Кроме этого, информация, касающаяся политической деятельности такой организации, а также указанных лиц, распространяемая через средства массовой информации, также должна сопровождаться соответствующим указанием.

В нынешних условиях работникам, чтобы добиться индексации заработной платы, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий. Если в организации принят локальный нормативный акт об индексации – необходимо добиваться его исполнения. Если такого акта нет, необходимо коллективно настаивать на его принятии. В крупных организация представлять интересы работников должен профсоюз — это его обязанность следить, чтобы права работников, в том числе и на индексацию зарплаты, соблюдались. После принятия локального акта об индексации необходимо следить за его исполнением.

  • Часть 1 статьи 50 ГК РФ
  • Часть 2 статьи 50 ГК РФ
  • Часть 3 статьи 50 ГК РФ
    • пункт 1
    • пункт 2
    • пункт 2.1
    • пункт 3
    • пункт 4
    • пункт 5
    • пункт 6
    • пункт 7
    • пункт 8
    • пункт 9
    • пункт 10
    • пункт 11
    • пункт 12
    • пункт 13
    • пункт 14
    • пункт 15
  • Часть 4 статьи 50 ГК РФ
  • Часть 5 статьи 50 ГК РФ
  • Часть 6 статьи 50 ГК РФ
  • Комментарии к статье

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;10) религиозных организаций;11) публично-правовых компаний;

Для удобства решения различных организационных вопросов и защиты своих прав собственники квартир могут объединяться в товарищества. Товарищество собственников недвижимости — более широкое понятие. В сферу управления таких товариществ включаются жилые помещения, офисные здания и земельные участки. ТСН — общая форма юридических лиц, в состав которой могут входить физические лица, а также отдельные юрлица, объединенные более узкой направленностью. С сентября 2014 года вступили в силу изменения Жилищного кодекса РФ, согласно которым все ТСЖ будут переименованы в ТСН. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 10.04.2015 опубликовало письмо, из которого следует, что перерегистрацию уже созданных ТСЖ в ТСН производить не нужно. Понятие ТСЖ пока еще используется в документации. В настоящее время все ТСЖ решают вопросы о переименовании в ТСН, получении необходимой лицензии, а также приведению своих уставов в соответствие с нормами ГК о ТСН. Статья 50 ГК РФ содержит список организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации. Закон причисляет к такой форме товарищества собственников недвижимости, к которому относятся, в свою очередь, товарищества собственников жилья. Таким образом, ТСЖ — это вид юридического лица, создаваемый в форме ТСН как некоммерческая организация. Товарищество собственников жилья больше не является самостоятельной организационно-правовой формой и считается одним из видов товариществ собственников недвижимости. В соответствии с п 6 ст 50 ГК РФ, к отношениям с участием некоммерческих организаций не применяются правила Гражданского кодекса. Деятельность ТСЖ, равно как и ТСН, регулируется (Жилищный кодекс Статья Жилищным кодексом РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]