Повышение пенсионного возраста в 2021 г

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение пенсионного возраста в 2021 г». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

15 декабря 2020 года Верховная Рада приняла законопроект о государственном бюджете Украины на 2021 год.

В этот же день, 15 декабря 2020 года, министр финансов Сергей Марченко, комментируя вопрос одного из депутатов о сокращении расходов Пенсионного фонда на 8 млрд грн при подготовке ко второму чтению проекта госбюджета на 2021 год, заявил, что в бюджете-2021 достаточно средств для выплаты пенсий.

С 1 января в Украине повышают пенсии: кто и сколько получит

Если в 2020 году россияне выходили на пенсию в 55,5 (женщины) и в 60,5 лет (мужчины), то со следующего года это будет происходить на год позже. В 2028 году для женщин пенсионный возраст будет установлен в 60 лет, для мужчин — в 65 лет. Но если человек никак не может найти работу, он сможет выйти на пенсию на два года раньше срока.

«Подтверждение того, что человек не может трудоустроиться, выдает центр занятости», — пояснили в ПФР. К тому же важную роль играет тот факт, что человек не сам уволился с прежнего места работы, а был сокращен или потерял место в связи с ликвидацией организации или предприятия.

При этом страховой стаж оставшегося без работы предпенсионера должен составлять не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

В России с 1 января вводится прогрессивная шкала налогообложения вместо плоской. Это означает, что теперь не абсолютно все граждане будут платить НДФЛ по одной и той же ставке в 13%. Доходы россиян, зарабатывающих больше 5 млн рублей в год (это около 416 тысяч рублей в месяц) будут облагаться по повышенной ставке в 15%.

С предложением повысить НДФЛ для обеспеченных россиян до 15% выступил летом президент Владимир Путин. Тогда же он уточнил, что повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн рублей в год. Мера касается периодических и активных доходов, связанных непосредственно с трудовой деятельностью (включая зарплату и дивиденды). По ставке 13%, как и ранее, будут облагаться средства, вырученные с продажи личного имущества (за исключением ценных бумаг), и выплаты по договорам страхования и пенсионного обеспечения.

С 1 января распорядиться маткапиталом можно быстрее. Вступает в силу закон, согласно которому сокращены сроки рассмотрения обращений граждан.

Так, решение по заявлениям о распоряжении средствами сертификата Пенсионный фонд теперь будет принимать в течение десяти дней, а не целый месяц, как это было раньше. В отдельных случаях сроки могут продлеваться до пятнадцати и двадцати дней, если возникнет необходимость запросить информацию в других ведомствах. В случае принятия Пенсионным фондом положительного решения, деньги он перечислит в течение трех рабочих дней.

Вступают в силу правила, регулирующие особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов. Теперь их состоянию будет уделено особое внимание.

«Все расположенные в населенных пунктах лесопарки относятся к категории защитных лесов, — объяснили в Рослесинфорге. — В них запрещено вести заготовку древесины, а рубка деревьев возможна лишь в санитарных целях».

Новые правила охоты, вступающие в силу с 1 января, содержат в себе несколько очень важных изменений. Одно из главных новшеств — разрешение на использования луков и арбалетов. Раньше такое бесшумное оружие было под запретом.

Еще один блок касается правил охоты в темное время суток. С одной стороны, можно будет использовать световые устройства, тепловизоры, приборы ночного видения при охоте на копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, барсука, бобров. Но при этом самим охотникам надо будет облачиться в одежду со светоотражающими элементами. Это делается для уменьшения вероятности случайного ранения кого-либо из участников охоты.

С 1 января становится обязательной маркировка товаров легкой промышленности. В первую очередь под нее попадает мужская, женская, детская верхняя и спортивная одежда, а также домашний текстиль всех видов. Соответствующие таможенные коды перечислены в распоряжении правительства от 28 апреля 2018 года.

Согласно документу, под маркировку подпадают следующие виды товаров легкой промышленности: предметы одежды, включая рабочую, изготовленные из натуральной или композиционной кожи; блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

Количество накопленных пенсионных баллов зависит от суммы страховых взносов. Их платит работодатель или каждый за себя — как, например, ИП или добровольно застрахованные.

Но есть максимум, сверх которого баллы не начислят даже при очень высокой зарплате. В 2020 году можно было получить не более 9,57 балла, в 2021 и далее — не более 10.

Какой бы ни была ваша зарплата в 2021 году, вы заработаете максимум 10 баллов. А это значит, что пенсия в суммах 2021 года вырастет почти на 1000 Р в месяц: 10 баллов × 98,86 Р.

В 2021 году изменится пенсионный возраст, вырастут пенсии и налоги для богатых

Даже если не хватает стажа и баллов, государство все равно не оставит без пенсии: в таких случаях платят социальную. Она равна фиксированной части страховой пенсии с прибавкой в виде социальной доплаты.

Но право на такую пенсию возникает на 5 лет позже обычного. С учетом переходного периода, в 2021 году это 61 год и 6 месяцев для женщин и 66 лет и 6 месяцев для мужчин.

Для северян, учителей, врачей, артистов и госслужащих есть свои особенности назначения пенсии. О них — в другом разборе.

Возраст выхода на пенсию в Российской Федерации составляет 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин, но стоит отметить, что до 2028 года запланирован переходный период, в рамках которого будет осуществляться плавный переход к новым показателям.

С каждым годом увеличиваются и требования, предъявляемые к размеру минимального трудового стажа гражданина. Если в 2015 для оформления страховой пенсии по старости достаточно было иметь всего лишь 6 лет страхового стажа, то в 2021 этот показатель увеличился уже до 12 лет, а к 2024 достигнет своего итогового значения – 15 лет.

Таким образом, начиная с 2024 года, получить право на получение страховой пенсии смогут лишь те граждане, чей совокупный стаж превысит отметку в 15 лет.

Еще одним основанием для досрочного выхода на пенсию стало наличие большого трудового стажа.

При наличии 37 лет стажа женщины смогут выйти на пенсию уже в 55 лет, то есть на два года раньше других, а мужчине понадобится наличие 42 лет стажа, обладая которыми, он сможет оформить пенсию в 60 лет.

Кроме страховой пенсии, размер и срок назначения которой зависит от количества трудового стажа гражданина и накопленных им пенсионных баллов, существует еще и социальная пенсия, которая назначается в тех случаях, когда требования, необходимые для назначения страховой пенсии, не соблюдены.

Право на получение этой выплаты возникает на 5 лет позже, чем для оформления страховой. Так, например, после завершения переходного периода социальную пенсию будут назначать женщинам по достижении ими 65 лет, а мужчинам – 70.

Вместе с повышением пенсионного возраста для большей части россиян, для некоторых категорий граждан его оставили прежним, или даже ввели новые послабления.

Так, выйти на пенсию по прежним правилам могут такие категории:

  • занятые на работах с вредными условиями труда;
  • занятые на тяжелых работах – в транспорте, горных работах, спасатели, моряки, и т.д.

Остались льготы по досрочному выходу на пенсию и по ряду других профессий – например, врачи, учителя, работникb культуры могут выйти на пенсию, имея стаж в профессии в 25-30 лет. Однако с 2019 года для них вводится отсрочка – то есть, выйти на пенсию по специальному льготному стажу можно не сразу по факту его наличия, а спустя какое-то время.

В 2019-м это было полгода, в 2020-м – полтора года (учитывая «льготу» в 6 месяцев), но те, кто наберет необходимый льготный стаж в 2021 году, смогут выйти на пенсию лишь спустя 3 года. В данном случае неважно, будет ли человек работать в эти 3 года – суть именно в отсрочке.

Особые правила сохраняются для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – для них возраст выхода на пенсию поэтапно повышается на 5 лет, но все равно он на 5 лет меньше, чем для жителей остальной части России. А если человек какое-то время проработал на Крайнем Севере, его пенсионный возраст снижается на 4 месяца за каждый год работы.

Итак, в 2021 году россияне будут выходить на пенсию позже, чем до этого, причем дополнительно придется ждать от 1 до 1,5 лет – в отличие от 6 месяцев в 2019-2020 годах. Чтобы было более понятно, мы свели основные данные в таблицу.

Возраст выхода на страховую пенсию по старости увеличится так:

Даты рождения Даты выхода на пенсию В каком возрасте можно выйти на пенсию Насколько это больше, чем было до реформы
Мужчины Вторая половина 1959 года (с 1 июля по 31 декабря) Первая половина 2020 года (с 1 января по 30 июня) 60 лет и 6 месяцев На 6 месяцев
Первая половина 1960 года (с 1 января по 30 июня) Вторая половина 2021 года (с 1 июля по 31 декабря) 61 год и 6 месяцев На полтора года
Вторая половина 1960 года (с 1 июля по 31 декабря) Первая половина 2022 года (с 1 января по 30 июня) 61 год и 6 месяцев На полтора года
Весь 1961 год 2024 год 63 года На 3 года
Весь 1962 год 2026 год 64 года На 4 года
Весь 1963 год 2028 год 65 лет На 5 лет
Женщины Вторая половина 1964 года (с 1 июля по 31 декабря) Первая половина 2020 года (с 1 января по 30 июня) 55 лет и 6 месяцев На 6 месяцев
Первая половина 1965 года (с 1 января по 30 июня) Вторая половина 2021 года (с 1 июля по 31 декабря) 56 лет и 6 месяцев На полтора года
Вторая половина 1965 года (с 1 июля по 31 декабря) Первая половина 2022 года (с 1 января по 30 июня) 56 лет и 6 месяцев На полтора года
Весь 1966 год 2024 год 58 лет На 3 года
Весь 1967 год 2026 год 59 лет На 4 года
Весь 1967 год 2028 год 60 лет На 5 лет

Чтобы посчитать возраст, дающий право выйти на социальную пенсию по старости, нужно к этим цифрам прибавить 5 лет.

Например, мужчина 1961 года рождения, у которого не окажется достаточно страхового стажа или пенсионных баллов, сможет выйти на пенсию лишь в 2029 году, когда ему будет 68 лет.

Для тех, кто планирует выйти на пенсию раньше срока по льготным основаниям (стаж 37/42 года, наличие стажа на Крайнем Севере, многодетные матери, работники некоторых предприятий и т.д.), лучше всего заранее уточнить все особенности в местном управлении Пенсионного фонда – нужно записаться на «макет» пенсии, а также посетить отдел оценки льготных пенсионных прав.

С 1 декабря прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц повышается с нынешних 1712 грн до 1769 грн – на 57 грн, или на 3,3%. Соответственно, 1769 грн будет составлять минимальная пенсия для новых пенсионеров.

Таким же будет размер социальной помощи для тех, кто достиг пенсионного возраста, но не имеет достаточно стажа для получения пенсии, и для лиц с инвалидностью.

Поскольку, согласно закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», «пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни, не ниже прожиточного минимума, установленного законом».

Эти выплаты останутся на таком же уровне и в первой половине следующего года. Очередное повышение прожиточного минимума запланировано только на июль 2021-го.

Одновременно с ростом прожиточного минимума увеличивается и максимальный размер пенсий. Он составляет 10 прожиточных минимумов. Соответственно, с 1 декабря максимальная пенсия сможет достигать 17 690 грн.

Кроме пенсий и соцпомощи, увеличиваются различные пенсионные надбавки и выплаты, «привязанные» к прожиточному минимуму.

А вот для пенсионеров старше 65 лет, которые имеют 30 лет стажа (женщины) и 35 лет (мужчины), минимальная пенсия рассчитывается, исходя из минимальной зарплаты, а не прожиточного минимума.

Поэтому повышение прожиточного минимума не повлияет на пенсии этих людей. Но их пенсии повышали совсем недавно – в сентябре, когда выросла минимальная зарплата. Сегодня минимальная выплата для таких пенсионеров составляет 2000 грн (40% от минимальной зарплаты).

Напомним: правительство Алексея Гончарука планировало «отвязать» большинство выплат от прожиточного минимума и при этом повысить сам минимум до размера реального. Однако после отставки того Кабмина соответствующий законопроект был отозван.

В следующем году в правительстве планируют повышать пенсии в несколько этапов.

Так, уже с 1 января 2021 года вырастут пенсии, «привязанные» к минимальной зарплате. Это в первую очередь пенсии тех, кому исполнилось 65 лет и кто имеет страховой стаж 30 (женщины) или 35 лет (мужчины).

Минимальная пенсия для таких людей составит 2400 грн (40% от минимальной зарплаты, которая, согласно проекту госбюджета, вырастет до 6000 грн).

Согласно постановлению Кабмина №849 от 16 сентября, 1 марта пройдет индексация пенсий. Будут пересчитаны ранее назначенные пенсии и надбавки к ним. Ожидается, что индекс индексации составит 11%, и это повышение ощутят около 9 млн пенсионеров из 11 млн.

Также с 1 марта продолжат получать 500 грн доплаты пенсионеры старше 80 лет (при условии, что их пенсия меньше средней зарплаты). С этого дня минимальная пенсия для людей старше 80 лет должна будет составлять 2600 грн (при наличии страхового стажа 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин). Разницу при необходимости будут доплачивать в виде госпомощи.

С 1 апреля пересчитают пенсию работающим пенсионерам, сделав поправку на трудовой стаж.

С 1 июля в связи с ростом минимальных зарплат снова повысятся пенсии тех, у кого стаж 30 или 35 лет (у женщин и мужчин соответственно). Их минимальная пенсия составит уже 2600 грн (после роста минимальных зарплат до 6500 грн).

Также с 1 июля станут получать надбавки пенсионеры 75-79 лет – 400 грн при условии, что их пенсии не превышают средней зарплаты.

Кроме того, с 1 июля ожидается повышение минимальных пенсионных выплат для тех, кому не хватает стажа, и для людей с инвалидностью в связи с очередным ростом прожиточного минимума. Выплаты вырастут с 1769 до 1854 грн. Также вырастут многие надбавки.

Еще одно повышение прожиточного минимума запланировано на 1 декабря 2021 года. Тогда самая маленькая пенсия будет составлять 1934 грн.

После пенсионной реформы 2017 года в Украине появилась категория людей пенсионного возраста, которые не имеют права на пенсию. Это те, кто большую часть своей жизни не работал или работал нелегально (с их зарплаты не платились пенсионные взносы). Таким людям начисляют не пенсию, а государственную помощь, которая равна прожиточному минимуму.

В 2020 году право на пенсию имели лишь те, кому исполнилось 60 лет и кто имел страховой стаж 27 лет. Если меньше – можно претендовать только на соцпомощь в размере прожиточного минимума.

С 2021 года 60-летние смогут оформить пенсию только при наличии стажа не менее 28 лет.

Также в 2021 году смогут оформить пенсию те, кому исполнилось 63 года и кто имеет стаж от 18 до 28 лет. Или те, кому исполнилось 65 лет и чей стаж от 15 до 18 лет.

Кстати, 31 декабря 2020 года истекает срок действия «Порядка назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату», который был утвержден постановлением Кабмина №1098 от 27 декабря 2017 года.

Этот факт некоторые СМИ истолковали как отмену пенсий для людей, которым не хватает стажа. Однако правильнее было бы сказать, что с 2021 года повысится возраст, с которого будут назначать госпомощь по возрасту.

До конца 2020 года право на такую помощь имеют люди, достигшие 60-летнего возраста и имеющие 15 лет стажа. С 2021 года госпомощь по возрасту будут назначать с 65 лет. Раньше этого возраста можно претендовать только на помощь по малообеспеченности.

С 2021 года на Украине фактически повысится возраст выхода на пенсию

Если для получения пенсии (а не соцвыплаты) не хватает нескольких лет стажа, его можно докупить – постепенно или сразу. Правда, платить придется немало.

«Докупать» стаж постепенно – значит, добровольно платить ЕСВ. Такой договор о добровольном социальном страховании можно заключить в местной налоговой.

Плата составит 22% от минимальной зарплаты – это минимальный размер единого социального взноса. Сейчас это 1100 грн в месяц, в 2021 году будет 1320 грн.

Отметим, что пенсионные выплаты окажутся все равно больше – как мы сообщали выше, с 1 декабря 2020 года минимальная пенсия составит 1769 грн, в декабре 2021-го это будет уже 1934 грн.

По такой схеме можно оплачивать столько лет стажа, сколько не хватает до пенсии. А вот если есть желание докупить недостающий стаж «оптом», заплатить придется в двойном размере – около 44% от минимальной зарплаты за каждый месяц (более точно посчитают в налоговой, поскольку существует «скидка за опт» – уменьшенный коэффициент).

Но таким образом можно купить не более 5 лет недостающего стажа.

Напомним, что в Украине продолжаются попытки запустить накопительную пенсионную систему.

Теперь Кабмин предложил ввести профессиональные накопительные пенсии для отдельных категорий лиц до 35 лет и тех, кто имеет право на льготные пенсии.

Соответствующий проект закона согласовал Кабинет министров, сообщил народный депутат Алексей Гончаренко. Теперь документ передадут парламенту.

В связи с проведением пенсионной реформы существенно изменился график выхода на пенсию. В первую очередь, это связано с повышением пенсионного возраста на 5 лет для женщин и мужчин, которое будет происходить поэтапно с 2019 года (см. таблицу по годам). Но достижение необходимого возраста — далеко не единственное необходимое условие для оформления страховой пенсии по старости. Другие требования (минимальный стаж и пенсионные баллы) также будут ежегодно повышаться, пока не достигнут окончательных значений (которые будут существенно выше нынешних).

Все эти изменения приведут к одному общему результату — с каждым годом россиянам будет значительно сложнее получить право на привычную страховую пенсию по старости. А это, в свою очередь, естественным образом приведет к тому, что количество пенсионеров в России будет уменьшаться.

Пенсионная реформа привела к тому, что теперь человек должен высчитывать свой возраст выхода на пенсию, потому что эта реформа растянута по времени на десять лет, и каждый год пенсионный возраст увеличивается. То есть чем позже человек родился, тем больше ему придется работать до выхода на пенсию (если, конечно, он не получит конкретных льгот).

Но достижение необходимого возраста — далеко не единственное необходимое условие для оформления страховой пенсии по старости. Другие требования (минимальный стаж и пенсионные баллы) также будут ежегодно повышаться, пока не достигнут окончательных значений (которые будут существенно выше, чем в 2018 году).

Все эти изменения приведут к одному общему результату — с каждым годом россиянам будет значительно сложнее получить право на привычную страховую пенсию по старости. А это, в свою очередь, естественным образом приведет к тому, что количество пенсионеров в России будет уменьшаться.

Напомним, на начало 2018 года на учете в Пенсионном фонде России (ПФР) числилось 43,5 млн пенсионеров, из них 9,7 млн — работающие (более 22% от общего числа). При этом средний размер пенсии по старости на начало года составлял 14151,6 рублей (официальные данные Росстата).

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить ее к лучшему.

Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.

Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

Два обязательных условия для получения государственных ежемесячных пенсионных выплат – трудовой стаж и минимальное количество специальных баллов. Понятие пенсионных баллов (пенсионного коэффициента) появилось после внедрения пенсионной реформы в 2015 году.

Соответственно, накопление баллов стало возможным только после 2015 года. Минимальное их количество для выхода на заслуженный отдых составляло 6,6. Затем ежегодно к этой цифре стали прибавлять по 2,4 балла. Так, к 2020 году минимальное значение баллов составило 18,6. Без этого количества получение государственной пенсии невозможно.

Законодательством установлены четкие требования. Многие люди, находящиеся в предпенсионном возрасте, переживают, что по ряду причин одно или несколько условий выхода на пенсию могут быть ими не выполнены. Как поступить в таком случае?

Если у гражданина РФ нет минимального значения трудового сажа, но есть официальное место работы, он продолжает свою деятельность на этого работодателя до момента выработки минимального значения стажа или назначения государством социальной ежемесячной пенсии. Она положена любому гражданину Российской Федерации при достижении им возраста 65 лет (если это женщина) и 70 лет (если это мужчина).

Для отдельных категорий граждан предусмотрены индивидуальные сроки выхода на пенсию:

  1. Медицинские работники. Их пенсия зависит не от его календарного срока, а от выслуги лет, то есть непрерывного медицинского стажа. Для врачей, фельдшеров и медицинских сестер, работающих в сельской местности, этот срок составляет 30 лет, для работников городов – 35 лет.
  2. Воспитатели и учителя. К 2023 году их стаж работы должен составить 30 лет.
  3. Работники сферы культуры – актеры театра и кино, худруки и все, кто с этим связан, также могут уйти на пенсию по выслуге лет.
  4. Государственные служащие. Эту категорию граждан не обошла стороной пенсионная реформа, а изменения начались в 2017 году. Мужчины будут выходить на заслуженный отдых в 65 лет (с 2028 года). Для женщин реформа затянется до 2034 года, а пенсионный возраст увеличится до 63 лет.
  5. Лица, работающие на важных субъектах, расположенных на севере страны. Такая работа считается тяжелым физическим трудом в сложных условиях. Это диктует другие сроки выхода на пенсию. С 2021 года мужчины будут уходить в 60, а женщины – в 55 лет. А вот местных жителей, работающих на промысловых предприятиях, ни одно из нововведений не коснется, и сроки выхода на заслуженный отдых останутся прежними – 45 лет у женщин и 50 у мужчин.
  6. Многодетные матери. При наличии в трудовой книжке записи о 15 годах стажа мать, воспитывающая троих и более детей, имеет право выйти на пенсию на три года раньше установленного пенсионной реформой срока.

И еще одна категория – люди предпенсионного возраста, не имеющие возможности выхода на работу. Они могут стать пенсионерами на 2 года раньше.

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году.

В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины — в 56,5 года. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в 2019 году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — объясняла министр труда Ирина Костевич.

Как назначаются пенсии по возрасту в 2021 году

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.

— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.

  • Путин подписал указ о новых выплатах от государства
  • Ускреблись: кабмин успел в срок подготовить предложение по индексации пенсий работающим
  • Поклонники не признали лежащую на снегу на рыбалке Татьяну Буланову
  • Награды, приглашение в Голливуд и забвение звезды фильма «Летят журавли» Татьяны Самойловой
  • Клара Новикова лишилась части уха перед награждением у президента
  • Стало известно состояние заболевшего 82-летнего Александра Збруева
  • Аните Цой запретили выступить в Кремле и она готова спеть под открытым небом
  • Александр Петров пропал на фоне информации о серьезной болезни отца
  • Высоцкий против Талькова: кто был настоящим патриотом
  • Тарзан собирается наказать обокравшую его любовницу

Как пересчитают пенсии в 2021 году. График по месяцам

9157

9231

39001

11719

Фото Видео 33365

Фото 31038

Реформа предполагает, что каждый год после принятия закона возраст граждан, выходящих на пенсию, будет увеличиваться сначала на 6 месяцев, затем на год. Согласно разработанному графику, в 2021 году на пенсию начнут выходить граждане, которым исполнилось 56,5 и 61,5 лет (в зависимости от пола).

Помимо этого, каждый год увеличивается количество баллов, которые нужно накопить в течение трудовой деятельности, чтобы получить право на заслуженный оплачиваемый отдых, а также растет минимально необходимый трудовой стаж.

Год рождения Условия, которые необходимо соблюсти Дата выхода на пенсию
Возраст Пенсионные баллы Трудовой стаж
1960 (Первое полугодие) 61,5 21 12 2021 год (2 полугодие)
1960 (Второе полугодие 61,5 23,4 13 2022 год (1 полугодие)

Граждане, которые надеялись на возврат пенсионного возраста, должны забыть о подобной перспективе: пересмотра не будет, Россия вступила на путь реформирования системы окончательно и бесповоротно. Остается только узнавать последние новости о событиях и пытаться найти плюсы, которые все же имеются наряду с явными минусами.

Плюсы реформы касаются государства в целом: новая система позволит уменьшить давление на бюджет, снизит государственные расходы, поможет перекинуть освободившиеся средства на другие сферы. Обещается также, что размеры пенсий после нововведения возрастут.

Минусы реформы связаны с низкой продолжительностью жизни россиян, ухудшением состояния здоровья уже после 50-ти лет. Граждан преклонного возраста стараются не брать на работу. Но самое серьезное – то, что по всем статистическим данным, большинство граждан не доживают до возраста, на котором правительство желает установить минимальную планку выхода на пенсию.

Пенсионный возраст в России в 2021 году увеличится всего на 1,5 года в сравнении с прежними стандартами. Это не так уж и много, если учесть, что в обозримом будущем уходить на заслуженный отдых будут гораздо позже.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *