Новая модель аттестации педагогических работников в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новая модель аттестации педагогических работников в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сегодня, в условиях пандемии, активность в виртуальном пространстве только растет. И в социальных сетях все сильнее размываются грани между личной сферой и деловой. Острее становится вопрос о влиянии поведения в соцмедиа на личный бренд. Особенно он важен для людей публичных профессий, к которым также относится профессия педагога.

Как же вести себя педагогу в социальных сетях? Стоит ли добавлять в друзья своих учеников, размещать свои фотографии в купальнике и рассуждать об острых политических ситуациях? Узнайте мнение эксперта и учителей из разных стран.

Информации о переносе сроков внедрения новой системы пока немного. Например, приказ Министерства образования об утверждении «дорожной карты» по введению НСУР не изменился – в справочных системах он отображается как действующий, но даты в нем те же (то есть, до ноября 2020 года должны создать базу с данными о компетенциях учителей.

Желание чиновников побыстрее внедрить новую систему подтверждается еще и тем фактом, что в апреле этого года (когда все школы были уже закрыты и переведены на дистанционное обучение), заместитель профильного комитета Госдумы депутат Любовь Духанина раскритиковала действующую систему аттестации – по данным ОНФ, только 17% учителей считают, что ее результаты объективны.

Но вскоре в Министерстве просвещения вышел приказ, которым сроки действия аттестации педагогов продлеваются. Это касается тех, чей срок действия аттестации истекает с 1 апреля по 1 сентября 2020 года – для них срок продлен до 31 декабря. Но сделано это было лишь для того, чтобы педагоги с истекающим сроком аттестации не потеряли доплаты за категорию, пока не могут пройти ее из-за карантинных мер.

Несмотря на то, что основная часть нововведений касательно НСУР откладывается как минимум на сентябрь 2021 года, кое-что ждет учителей уже с нового учебного года. Прежде всего, это новые правила Роспотребнадзора, связанные с коронавирусом – в ряде регионов педагогам придется вести уроки в защитных масках, а из-за разделения времени начала и конца уроков, рабочий день может серьезно затянуться. Правда, основная часть забот ляжет на администрацию школ, хотя учителям, возможно, придется дополнительно вести уроки в дистанционной форме для учеников, которые не смогут посещать школу лично.

Второе нововведение более приятное – это новая доплата для классных руководителей в размере 5000 рублей в месяц. Она не будет заменять собой уже имеющиеся выплаты, а еще школам запретили снижать размер зарплаты педагогов из-за доплаты. По желанию регионы могут доплачивать и больше – но уже за счет собственных средств.

И, наконец, учителей может ждать новая система оплаты труда, которая закрепит определенную долю оклада в зарплате, и в теории приблизит доходы педагогов к тому уровню, который обещают «Майские указы».

Так, если законопроект будет принят, правительство получит право устанавливать отраслевые системы по оплате труда сотрудников государственных и муниципальных организаций. А главное – эти нормы в итоге могут увязать с нормой учебной нагрузки и средней зарплатой по региону. То есть, за стандартные 18 учебных часов в неделю учитель будет получать зарплату на уровне средней по региону.

Правда, до 1 ноября правительство будет только собирать отзывы о предложении, так что внедрение новой системы может тоже затянуться до следующего учебного года.

На пресс-конференции 17 декабря Владимир Путин пояснил: ситуация, когда уборщица получает такую же зарплату, что и учитель — недопустима. По мнению зампреда Комитета Госдумы по образованию и науке Ларисы Тутовой, проблема низких учительских зарплат является одной из самых сложных в сфере образования.

«Сегодня в 75 регионах России указ президента от мая 2012 года в части оплаты учительского труда так и не исполнен. В 53 регионах России каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей», — привела данные «Парламентской газете» депутат.

Аттестацию педагогов перенесли. Но почему коллеги рекомендуют ее пройти сейчас?

Из проекта Минпросвещения пока не ясно, какие надбавки будут получать методисты и наставники. При этом уточняется, что при наличии у учителя одновременно двух квалификационных категорий (например, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист») надбавки будут назначены за обе.

В Минпросвещения планировали опробовать новую систему уже в следующем году. Но из-за пандемии её внедрение могут отложить до 2022 года. «В любом случае нужно учитывать, что большинство учителей не поддержит изменения системы аттестации, если за этим не последует изменение системы оплаты труда —такое мнение в рамках опроса ОНФ высказали 73 процента учителей», — сообщила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

По словам депутата, параллельно идёт работа над национальной системой квалификации. Это — добровольная система аттестации, которую может пройти любой учитель. Проводится она независимо от работодателя по единым для всей страны критериям. По итогам оценки педагогу будут выдавать сертификат, отражающий уровень профессионального мастерства. Автором такой системы выступает Совет по профессиональным квалификациям в образовании.

Независимая оценка, напоминает Духанина, уже успешно применяется в медицине, сфере финансов и информационных технологий, индустрии гостеприимства, сварочном деле и других отраслях. По её данным, 40 процентов учителей готовы пройти национальную квалификацию, если её приравняют к аттестации. «Для системы образования это новый инструмент, позволяющий учителю реально повышать профессиональный уровень, видеть траекторию роста», — считает зампред профильного комитета Госдумы.

Несмотря на то, что основная часть нововведений касательно НСУР откладывается как минимум на сентябрь 2021 года, кое-что ждет учителей уже с нового учебного года. Прежде всего, это новые правила Роспотребнадзора, связанные с коронавирусом – в ряде регионов педагогам придется вести уроки в защитных масках, а из-за разделения времени начала и конца уроков, рабочий день может серьезно затянуться. Правда, основная часть забот ляжет на администрацию школ, хотя учителям, возможно, придется дополнительно вести уроки в дистанционной форме для учеников, которые не смогут посещать школу лично.

Второе нововведение более приятное – это новая доплата для классных руководителей в размере 5000 рублей в месяц. Она не будет заменять собой уже имеющиеся выплаты, а еще школам запретили снижать размер зарплаты педагогов из-за доплаты. По желанию регионы могут доплачивать и больше – но уже за счет собственных средств.

И, наконец, учителей может ждать новая система оплаты труда, которая закрепит определенную долю оклада в зарплате, и в теории приблизит доходы педагогов к тому уровню, который обещают «Майские указы».

Так, если законопроект будет принят, правительство получит право устанавливать отраслевые системы по оплате труда сотрудников государственных и муниципальных организаций. А главное – эти нормы в итоге могут увязать с нормой учебной нагрузки и средней зарплатой по региону. То есть, за стандартные 18 учебных часов в неделю учитель будет получать зарплату на уровне средней по региону.

Нововведениями учителей уже не испугать, ведь образовательные программы и методики меняются довольно часто и с опытом приходит навык быстро адоптироваться к любым новым стандартам и требованиям. Тем не менее, предстоящая новая аттестация учителей вызывает беспокойство в кругах педагогов, которым предстоит подтверждать или повышать категорию в 2021 году.

Ранее стандарт устанавливал только 2 вида аттестации:

  • обязательная – на соответствие занимаемой должности (подтверждение категории присвоенной ранее),
  • по желанию – на повышение квалификационной категории.

Для прохождения аттестации педагогам необходимо было собирать внушительное портфолио с отчетами, достижениями учеников, наградами, благодарностями и иными поощрениями.

21857

20801

Фото 44150

Фото 12200

Фото 34364

Фото Видео 33697

28 янв Особенности аттестации педагогических работников в 2020-2021 годах
7 янв Действия квалификационных категорий педагогических работников продлены до конца 2021 года
21 авг О профилактике коронавируса и вакцинации работников образовательной сферы
12 авг Рекомендации Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции в вузах
17 июня СКС Профсоюза предложил продлить срок выплаты государственной социальной стипендии
3 июня Итоги опроса по соблюдению трудовых прав работников вузов в условиях принимаемых мер по борьбе с коронавирусом
2 июня Ответы на актуальные вопросы, поступившие на «Горячую линию» Профсоюза, во второй половине мая 2020 года

Полный перенос реализации НСУР сказался на самой деятельности преподавателей. С нового учебного года в школах будут действовать правила, установленные Роспотребнадзором для снижения рисков заражения COVID-19. В частности:

  • школьники будут учиться в отдельно выделенных кабинетах;

  • учителя и ученики должны будут носить маски в школах;

  • питание будут проводить в разное время;

  • перемены перестанут быть общими.

Из-за отсутствия общих перемен, школьники будут начинать и заканчивать учиться в разное время. Это повлияет на длительность рабочего дня педагогов.

Указанные изменения будут рассматриваться для каждого региона индивидуально. Не все из перечисленных мер станут обязательными для конкретных областей России.

Второе нововведение касается заработной платы педагогов. Каждому классному руководителю будет выплачиваться премия в размере 5000 рублей. Данная сумма не будет заменять уже установленных выплат, а также не станет причиной снижения нынешней зарплаты учителей.

Последнее изменение касается оплаты труда преподавателей. Переход на новую систему обещает увеличить оклад учителей до среднего по региону. Например, за стандартную недельную нагрузку в 18 учебных часов учитель должен будет получить среднюю оплату труда — около 40 тысяч рублей. Правда, правительство собирается начать решение вопроса с ноября 2020 года, но когда будет результат неизвестно.

В связи с пандемией проведение аттестации было отложено. Если у учителя истек срок действия удостоверения в период с 1 апреля до 1 сентября, необходимость пройти курсы повышения квалификации откладывается по 31 декабря 2020 года. Причиной отсрочки стала невозможность пройти подготовку в период самоизоляции. Чтобы учителя не потеряли доплату за категорию им разрешили работать без подтверждения квалификации.

Несмотря на отсрочку, в официальных документах дата введения НСУР не изменилась — с ноября должна быть создана база с информацией о квалификации преподавателей. По этой причине у многих возникает вопрос: «Придется ли сдавать аттестацию в 2020 году даже с учетом продления удостоверений?»

На данный момент точно известно только то, что новые квалификационные категории будут введены с 1 сентября 2021 года. Учитывая, что аттестация по новым правилам строилась вокруг новых квалификаций, внедрить систему не получится в этом году. Соответственно НСУР также должна быть перенесена еще на год.

Перенос аттестации также подтверждают слова министра просвещения Сергея Кравцова:

«Апробация новой системы аттестации педагогов в школах и внедрение новых должностей начнется с сентября 2021 года».

Вся имеющаяся на данный момент информация подтверждает, что до начала следующего учебного года учителя будут проходить проверку знаний по старым правилам.

Консультация для педагогов.»Подготовка руки дошкольника к письму».

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо прежде всего научить правиль­но сидеть при письме, правильно держать…

Консультация для педагогов «Подготовка к управлению самостоятельными играми детей»

Вопросу «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребенок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в совре…

На пресс-конференции 17 декабря Владимир Путин пояснил: ситуация, когда уборщица получает такую же зарплату, что и учитель — недопустима. По мнению зампреда Комитета Госдумы по образованию и науке Ларисы Тутовой, проблема низких учительских зарплат является одной из самых сложных в сфере образования.

«Сегодня в 75 регионах России указ президента от мая 2012 года в части оплаты учительского труда так и не исполнен. В 53 регионах России каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей», — привела данные «Парламентской газете» депутат.

Рекомендации для аттестующихся педагогов в 2020–2021 году

На реализацию федерального проекта «Учитель будущего» выделено 15 266, 80 млн рублей. В 2019 году средства на реализацию мероприятий проекта получат Республики Адыгея, Мордовия, Кабардино-Балкарская Республика, а также Астраханская, Вологодская, Воронежская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Тульская и Тюменская области.

Согласно поправкам к Закону об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), в 2018 году введена новая модель аттестации педагогических кадров. Со слов авторов-разработчиков концепции, она призвана усовершенствовать весь учительский состав, оставив после аттестации только квалифицированных и опытных кадров.

Начиная с 2018 года, педагоги будут проходить аттестацию последовательно, в два этапа:

Этап 1. Подтверждение профессиональных педагогических навыков и соответствие их должности в школе.

Этап 2. Защита педагогической квалификации: специальная комиссия будет анализировать, был ли правильно присвоен уровень квалификации учителю. В случае подтверждения категории, педагог получит повышение квалификации.

Надо сказать, что при прохождении аттестации специально созданная комиссия будет акцентировать внимание на качестве подготовки кандидата в следующих блоках:

  • знание дисциплины;

  • навыки преподавания;

  • коммуникация и взаимодействие с учениками;

  • проверка психологической подготовки: анализ реакций педагога на различные ситуации, в том числе, и стрессовые моменты.

Согласно положениям о проведении плановой аттестации педагогов, проводится она 1 раз на 5 лет. Соответственно, в 2021 году проверка знаний, навыков и психологической подготовки будет обязательна для всех тех учителей, кто проходил ее еще в 2016 году.

Какие категории педработников освобождаются от аттестации, согласно новациям в Законе об образовании?

В 2021 году все работники образовательной сферы имеют возможность по собственному желанию повысить уровень своей квалификации внепланово. При этом, важно сказать, что пройти аттестацию в добровольном порядке могут не только специалисты без категории, но и те кадры, которым присвоена соответствующая квалификация. Для того, чтобы претендовать на внеплановую переаттестацию, учитель должен уже иметь категорию на протяжении 24 месяцев, то есть с момента прохождения комиссии в предыдущий раз должно пройти 2 года.

Для того, чтобы подать заявку на прохождение добровольной переаттестации, учителю нужно обратиться, в первую очередь, к руководству школы. Далее в департамент образования по месту нахождения школы подается соответствующее заявление. Если кандидат соответствует базовым требованиям для внеплановой переаттестации, в тестировании ему не имеют права отказать.

В заключение добавим важное замечание: те педагоги, которые по каким-либо причинам не пройдут аттестацию (в обязательном или добровольном порядке), будут направлены на дополнительную подготовку. В министерстве образования делают акцент на том, что здесь речь идет не об отстранении от учительской деятельности, а о комплексной и качественной переподготовке специалиста.

— Первый этап: установление новых должностей педагогических работников (2017-2018)

— Второй этап: внесение изменений в профстандарт «педагог» в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций (2018)

— Третий этап: разработка нового Порядка проведения аттестации, составление и апробация Единых федеральных оценочных материалов (2018-2019)

— Четвертый этап: внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам.

Как будет проводиться новая аттестация учителей, начиная с 2020 года? Какие требования будут предъявлять к педагогам среднего общеобразовательного учреждения? Смогут ли получать бОльшую зарплату учителя, повысив свою категорию, пройдя аттестацию? Какие этапы будут проходить учителя при аттестации?

Члены комиссии будут оценивать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные навыки. Точные формы оценки пока неизвестны. В сентябре-октябре 2017 проводилась апробация ЕФОМ: учителя проводили видеурок, решали предметные, методические и профессиональные (как выйти из определенной ситуации на уроке) задачи.

В ней планируется несколько элементов, но среди ключевых — Единые федеральные оценочные материалы. Если коротко — ЕФОМы.

Для этого в каждом регионе организуют специальные площадки, где учителя будут выполнять задания по единым материалам, разработанным на федеральном уровне. Какие предметы — в фокусе? В первую очередь, русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право, предметы «Россия в мире» «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Московский государственный педагогический университет предложил такую модель: учитель на аттестации может набрать максимум 100 баллов. До 60 баллов будет приходиться на оценку квалификации, до 40 — на оценку профессиональных качеств. Из этих 40 баллов отзывы учеников могут составить максимум 25 баллов, работодателя — до 10 баллов, 5 баллов — мнения выпускников.

В школах могут появиться новые должности — «старший учитель», «ведущий учитель». Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали. И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то «старший» — разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, «ведущий» — выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.

Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший — по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством. Эти нюансы уже прописаны в новом профстандарте для учителей. Он не вступил в силу, но вполне возможно, что с 1 сентября 2019 года станет обязательным.

— Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности. В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы. И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, — считает призер конкурса «Учитель года-2018», историк Илья Казанцев.

Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудил ее детали на всероссийской конференции.

Комиссии, как и раньше. Сейчас комиссии состоят из опытных педагогов, экспертов, научных сотрудников: региональные власти самостоятельно создают локальные акты и определяют, кто будет входить в комиссию. Как будут назначаться комиссии по новым правилам точно неизвестно. Скорее всего, это будет единый порядок и единое для всех регионов положение.

Особенности аттестации педагогических работников в 2020-2021 годах

Я учитель со стажем, “Учитель года”, имею много премий и дипломов, могу ли я сразу идти на высшую категорию?

Нет, не можете. В приказе о порядке аттестации сказано, что высшую категорию может получить педагог, у которого уже есть первая категория. Педагог с первой категорией через два года после её получения может подать заявление на получение высшей категории.

Могу ли я отказаться от аттестации? Методист пугает увольнением.

Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку, а затем пройти аттестацию снова.

Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?

  • Женщин с детьми до 3 лет

  • Одиноких матерей с детьми до 14 лет

  • Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет

  • Тех, кто воспитывает детей без участия матери

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.19 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), а также во исполнение пункта 28 основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 2, ст. 224; N 41, ст. 6500), приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2014 г., регистрационный N 32408).

Министр
С.С. КРАВЦОВ

Введение должностей учителя-методиста и учителя-наставника предусмотрено Национальной системой учительского роста (НСУР). В современной школе учитель последовательно проходит три ступени профессионального развития: выпускник педвуза (молодой специалист) — учитель первой категории — учитель высшей категории. Предлагаемая модель квалификационных категорий состоит из трех ступеней: учитель — старший учитель (учитель-методист) — ведущий учитель (учитель-наставник).

Для перемещения на более высокую ступень педагогу нужно будет проработать в школе не менее 5 лет (для получения должности старшего учителя) и 10 лет (для должности ведущего учителя). Кроме этого, нужно будет пройти аттестацию. Помимо аттестации знаний, будет проводиться аттестация на соответствие профессиональному стандарту.

Действие квалификационных категорий педагогов продлено на весь 2021 год

Пандемия коронавирусной инфекции пока еще никуда не отступила. В связи с этим школы будут также обязаны обеспечивать безопасные условия для учеников. Роспотребнадзор выпустил перечень рекомендаций, которое требуется выполнять: обязательное ношение масок и перчаток учителями в школьных коридорах, ежедневное измерение температуры, отдельное расписание для каждого класса со своими переменами, ограничение перемещений учеников по школе и закрепление за каждым классом своего кабинета (переходить из одного в другой будут обязаны именно педагоги, а не дети, исключение составляют кабинеты физики и химии). Также рекомендуется по возможности организовывать факультативы и другие занятия онлайн. В новом 2021 году в школах будет отменены мероприятия и концерты.

Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ) разработал проекты измерительных материалов для ЕГЭ-2021, касающиеся 15-ти дисциплин. Нововведения не затронули математику, физику, химию, географию, иностранные языки, обществознание.

Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме: ученикам предложат 9 практических заданий по программированию, другие 18 адаптируют для сдачи на компьютере, и они не будут отличаться от заданий 2020-го года.

В госэкзамене по истории поменялись требования к заданию № 25. Каждый вариант будет содержать свои темы для исторического сочинения: описание личности и деятельности какой-либо исторической персоны (одной из трех на выбор) или описание какого-либо исторического события / процесса (также предлагается три варианта).

Что касается экзамена по русскому языку, то изменения коснутся формулировки задания № 9 и критериев оценки сочинения. Продолжительность проверочной работы по биологии будет увеличена до 235 минут (ранее экзамен писали 210 минут).

В 2020 году из-за карантина ОГЭ не проводили, в будущем изменения затронут 14 школьных дисциплин (кроме географии, информатики и русского языка). Так, например, в тесте по физике будет больше заданий с развернутым ответом, в химии поменяется формат некоторых вопросов. Количество заданий по биологии сократится до 29, а на экзамене по литературе появится пятое – анализ фрагмента предложенного произведения.

В 2021 году педагогам придется столкнуться с нововведениями, хотя большинство из них они «испытали» еще в этом. Речь идет об активном освоении дистанционного формата обучения, предполагающего овладение компьютерными технологиями для создания полноценной образовательной среды. Нагрузка на учителей при этом не снизится. Наоборот, «старшее поколение» не может быстро освоить интерактивные приемы и способы обучения, из-за чего возникают определенные сложности как в профессиональном, так и психологическом плане. Тенденция перехода на дистант становится все более очевидной, хотя нельзя отрицать его негативные стороны. В грядущем году остается пожелать нашим учителям сил и терпения, а самое главное, здоровья. Ведь от них во многом зависит будущее наших детей.

Несмотря на то, что основная часть нововведений касательно НСУР откладывается как минимум на сентябрь 2021 года, кое-что ждет учителей уже с нового учебного года. Прежде всего, это новые правила Роспотребнадзора, связанные с коронавирусом – в ряде регионов педагогам придется вести уроки в защитных масках, а из-за разделения времени начала и конца уроков, рабочий день может серьезно затянуться. Правда, основная часть забот ляжет на администрацию школ, хотя учителям, возможно, придется дополнительно вести уроки в дистанционной форме для учеников, которые не смогут посещать школу лично.

Второе нововведение более приятное – это новая доплата для классных руководителей в размере 5000 рублей в месяц. Она не будет заменять собой уже имеющиеся выплаты, а еще школам запретили снижать размер зарплаты педагогов из-за доплаты. По желанию регионы могут доплачивать и больше – но уже за счет собственных средств.

И, наконец, учителей может ждать новая система оплаты труда, которая закрепит определенную долю оклада в зарплате, и в теории приблизит доходы педагогов к тому уровню, который обещают «Майские указы».

Так, если законопроект будет принят, правительство получит право устанавливать отраслевые системы по оплате труда сотрудников государственных и муниципальных организаций. А главное – эти нормы в итоге могут увязать с нормой учебной нагрузки и средней зарплатой по региону. То есть, за стандартные 18 учебных часов в неделю учитель будет получать зарплату на уровне средней по региону.

Правда, до 1 ноября правительство будет только собирать отзывы о предложении, так что внедрение новой системы может тоже затянуться до следующего учебного года.

В рамках выполнения поручения Владимира Путина, данного 23.12.15 на заседании Горсовета, действующий сегодня национальный стандарт «Педагог» будет реформирован. Разработка НСУР практически завершена, и проект находится на пороге практической апробации.

Цель реформы – повышение качества работы учителя, а также уровня ответственности педагогического работника за результаты труда.

Среди основных нововведений:

  • реформирование профессионального стандарта;
  • переход от аттестации, как формы контроля, к аттестации, стимулирующей развитие педагогов;
  • изменение системы классификации педагогических должностей (введение позиций старший и ведущий учитель);
  • утверждение единых правил, по которым уже с 2021 году будет проходить новая аттестация учителей и воспитателей;
  • разработка единых ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов).

Таким образом, реформированный профстандарт и новая форма аттестации учителей должна подтолкнуть педагогов уже в 2021 году к личностному и профессиональному росту. При этом считается, что траектории своего развития учителя будут строить с учетом инновационных технологий, достижений науки и передового педагогического опыта.

Приказом Минобрнауки РФ была закреплена такая дорожная карта реформы:

Мероприятия Период
Апробация новой системы январь 2020 – июнь 2020
Подведение итогов июнь 2020 – ноябрь 2020
Разработка базы компетенций учителей июнь 2020 – ноябрь 2020

Но, из-за коронавируса сроки существенно сдвигаются и нововведения станут обязательными для всех педагогов только с 2021 года.

Новая система аттестации педагогов заработает в конце 2022 года

Нововведениями учителей уже не испугать, ведь образовательные программы и методики меняются довольно часто и с опытом приходит навык быстро адоптироваться к любым новым стандартам и требованиям. Тем не менее, предстоящая новая аттестация учителей вызывает беспокойство в кругах педагогов, которым предстоит подтверждать или повышать категорию в 2021 году.

Ранее стандарт устанавливал только 2 вида аттестации:

  • обязательная – на соответствие занимаемой должности (подтверждение категории присвоенной ранее),
  • по желанию – на повышение квалификационной категории.

Для прохождения аттестации педагогам необходимо было собирать внушительное портфолио с отчетами, достижениями учеников, наградами, благодарностями и иными поощрениями.

С 2021 года согласно НСУР аттестация учителей будет проходить иначе. Первый свой профессиональный экзамен «вход в профессию» молодому педагогу предстоит сдавать не через 2 года как ранее, а сразу по приходу на рабочее место. Такое же испытание ждет и опытных коллег после более чем 5-летнего перерыва в стаже или претендентов на должность без педагогического образования (например, желающих преподавать экономистов, юристов, программистов и т.д.)

Первая полномасштабная аттестация ждет учителя через 3 года после начала профессиональной деятельности. Оценивать эффективность и динамику развития будут по 4 критериям, за которые можно набрать максимум 100 баллов:

Критерий Максимальный балл
1 Квалификация педагога 60
2 Успешность учащихся 20
3 Индивидуальные достижения 15
4 Условия профессиональной деятельности 5

Квалификацию педагогов будут оценивать по трем блокам:

  1. Письменная работа, которая будет объединять в себе вопросы по предмету, методике и практической педагогике.
  2. Оценка профессиональной деятельности на основе ЕФОМ.
  3. Решение педагогического кейса (на ПК) – моделирование сложных ситуаций, возникающих в реальной школьной практике.

По новым нормам аттестационная комиссия будет учитывать не только мнение выпускников, но и отзывы учащихся, с которыми педагог работает в данный момент.

Общая схема, согласно которой будет организована новая аттестация педагогических работников в 2021 году, будет следующей.

Хотя новая аттестация педагогов заработает только с 2021 года, даже презентация проекта вызвала бурю недовольства в учительском сообществе. Еще больше нареканий на грядущие нововведения появились у педагогов после апробации, в которой приняли участие 104 образовательных учреждения из 19 регионов РФ.

Среди основных проблем:

  • слишком сложные вопросы тестовой части (почти 50% учителей математики не справились с заданиями);
  • отсутствие материалов для предварительной подготовки;
  • требования к наличию обязательной видео записи урока, что требует наличия дорогостоящего оснащения.

Педагоги считают, что новая аттестация учителей, стартующая в 2021 году, станет еще одной бюрократической стеной, препятствующей нормальному процессу обучения. К неимоверному количеству отчетов добавится необходимость дополнительной подготовки к прохождению тестирования, ведь ЕФОМ проверяет не столько практические навыки учителя, сколько знание стандартов, норм ФГОС, сложных задач ГИА.

Единственная уступка от Минпросвещения, на которую могут рассчитывать педагоги – это отмена нормы про обязательность видеозаписи. Вместо 45-минутного ролика разрешено предоставлять фрагменты длительностью 10-15 минут.

Не исключено, что и эту норму уберут в окончательной редакции, ведь каждый педагог отлично знает – оценить качество преподавания и уровень учеников по хорошо поставленным спектаклям, от которых, к сожалению, так и не отказались в нашей школьной реальности, просто невозможно.

Появится выбор карьерного роста:

  1. Вертикальный рост — специалист сдает экзамен, по итогам которого присваивается первая категория, после следующего экзамена — высшая.

  2. Горизонтальный рост — введение новых педагогических должностей: старший учитель, ведущий учитель и так далее.

При выборе горизонтального роста должности отличаются набором обязанностей. Простой учитель будет заниматься только обучением, старший сможет участвовать в создании образовательного плана, а ведущий координировать деятельность всех педагогов. Повышение квалификации будет значительно влиять на зарплату сотрудника.

Так как аттестация будет проходить планово и применяться к работникам с любым стажем, специалисты с опытом работы от 20 лет потеряют право на автоматическое присвоение 2 категории.

Проверка педагогов на соответствие занимаемой должности будет выполняться с помощью единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). По форме ЕФОМ напоминают ЕГЭ, а единый стиль экзаменов позволит более точно сравнить навыки и знания учителей по всей России. Введение общего стандарта создает систему, в которой не будет разночтений по способам проверки компетенций преподавателей.

Часть регионов РФ уже применила новый вариант аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, но проект все еще находится на стадии обсуждения.

Для аттестации при повышении квалификации разработаны 3 блока:

  1. Письменная работа. Проводится по профилю преподавателя. В пробном варианте выполнение занимало 2 часа. Педагога проверяют на знание профильного предмета и методов преподавания дисциплины. Комиссия изучает навыки педагога в составлении плана урока и способности выявления ошибок в выполненных заданиях ученика. Этот блок помогает объективно оценить способности специалиста по профилю.

  2. Анализ профессиональной деятельности учителя. Педагог должен записать проведенный урок на видео, чтобы показать взаимодействие с учениками. Также учитель отправляет план урока комиссии. Для объективной оценки дополнительно используются результаты учеников на уроке, например, оценка за решение примеров.

  3. Педагогический кейс. Этот блок позволяет оценить морально-волевые и личностные характеристики учителя. Комиссия изучает коммуникативные и психолого-педагогические компетенции педагога. Для оценки используют ситуации, когда в сложившийся коллектив приводят нового ученика, возникает конфликт на уроке и так далее. Педагогу нужно составить план действий в предложенных условиях.

На данный момент известно, что общее время задания — не более 4 часов. Однако проверка навыков и знаний проводится в разные дни, чтобы равномерно распределить нагрузку.

После проведения экспериментальных тестов по переподготовке было решено избавиться от записи видео, которое вызывало много сложностей. Планируется заменить этот блок альтернативным заданием.

Аттестацию педагогов перенесли на 2021 год

Цель создания новой системы повышения квалификации школьных учителей — уравнять возможности и повысить качество образования педагогов.

Если специалист не сдал экзамен на первую категорию, ее аннулируют. Следующая пересдача будет проведена в общем порядке. Такой же сценарий предстоит для учителей, не подтвердивших высшую категорию. Педагоги должны подтвердить первую категорию, а через 2 года смогут претендовать на высшую.

Если педагог не сможет пройти обязательную аттестацию, он должен будет пройти повышение квалификации, после чего он снова может попробовать пройти проверку на общих основаниях. То же правило касается получения и подтверждения первой квалификационной категории.

Если не пройдена аттестация на получение или подтверждение высшей категории, необходимо будет подтвердить первую и только через два года можно будет попробовать получить высшую.

Новые правила также отменяют пожизненное право педагогов, отработавших двадцать лет, на сохранение высшей категории: впредь они на общих основаниях будут подтверждать квалификацию каждые пять лет.

Для начала рассмотрим почему возникла необходимость отказаться от действующей модели аттестации педагогических работников, к которой педагогические работники привыкли, и которая многих педагогических работников вполне устраивала.

По итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования Президент РФ 23 декабря 2015 года дал поручение Правительству РФ:

  • обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на:

    • установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации,
    • а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций.

Иными словами, руководством страны была определена задача:

  • гарантировать возможность каждому желающему педагогическому работнику расти и развиваться в своей профессии.

Сегодняшняя модель аттестации педагогических работников со сбором огромного количества сертификатов для портфолио, с многочисленными аттестационными комиссиями дает в результате педагогического работника какого-то конкретного региона РФ (например, учитель Калужской области, Республики Дагестан, Краснодарского края или Республики Крым и т.д.), но никак не российского педагогического работника.

Как только у педагогического работника возникает необходимость переехать из одного региона РФ в другой регион:

  • ему снова приходится проходить аттестацию по новым правилам;

  • то есть действующая модель аттестации педагогических работников не предполагает единого образовательного пространства;

  • причем документы для аттестации педагогических работников в каждом из регионов РФ пусть незначительно, но все же отличаются.

Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ)

В основу разработки новой модели аттестации педагогических работников были положены, так называемые, единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), которые в свою очередь коррелируются с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Эта модель аттестации педагогических работников очень долго обсуждалась в педагогическом сообществе и была признана оптимальной, чтобы создать все условия для системы роста педагогических работников.

Оценка аттестации квалификации педагогических работников является независимой и осуществляется на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) по четырем компетенциям:

  • предметной,
  • методической,
  • психолого-педагогической и
  • коммуникативной.

Если педагогический работник действительно хочет профессионально расти, то благодаря аттестации, проводимой в новом формате:

  • он сможет выявить свои дефициты в той или иной области знаний и

  • получить конкретные рекомендации, как их восполнить, то есть какие дополнительные профессиональные программы для выявления и заполнения личных дефицитов стоит выбрать.

Составлением оценочных материалов по разным компетенциям занимались различные организации. Так, к примеру, психолого-педагогическим направлением занимался Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ).

Разрабатывая «дорожную карту» по внедрению новой модели аттестации педагогических работников, сразу предусматривалось, что:

  • педагогические работники, справившиеся с едиными федеральными оценочными материалами (ЕФОМ), будут получать серьезные надбавки к своей заработной плате,

  • особенно много заманчивых возможностей открывается перед молодыми педагогическими работниками. Благодаря новой модели аттестации педагогическим работникам не надо будет ждать 3‑5 лет, чтобы аттестоваться на повышающую категорию.

Внедрение этой модели аттестации педагогических работников должно сказаться (по задумке авторов) на благосостоянии педагогических работников:

  • в первую очередь, конечно, это коснется активных педагогических работников,
  • которые хотят чего-то добиться в своей профессии.

Безусловно, будут и недовольные, те, кто хочет жить спокойной жизнью, «катиться по накатанным рельсам». Однако новая модель аттестации никак не ухудшит материального положения и этой категории педагогических работников.

Во-первых, апробация новой модели аттестации проходит на исключительно добровольных началах. Осенью 2017 года были апробированы предметные единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Тогда было определенное недовольство среди педагогических работников. Возможно, не везде оценочные материалы были совершенными, или, к примеру, было неудачно выбрано время апробации.

В 2018 году все прошло более спокойно. При проведении апробации новой модели аттестации педагогические работники получили возможность оценивать сами аттестационные материалы и процедуры.

Координацию апробации обеспечивали:

  • представители региональных министерств и департаментов образования,
  • директора и сотрудники школ,
  • представители Общероссийского профсоюза образования и иных общественных организаций.

Педагогические работники сразу оценили огромные возможности новой модели аттестации, увидев в ней для себя определенную выгоду:

  • это не только реальные надбавки к заработной плате, но и возможность профессионального роста,

  • получения званий и наград, возможность участвовать в конкурсах.

Безусловно, изменится и система дополнительного последипломного образования. Сейчас перевес уже на стороне новой модели аттестации, в то время как в 2017 году больше педагогических работников отдавало предпочтение старой модели. Педагогические работники стали понимать, что благодаря этой модели аттестации они могут показать, что владеют определенными знаниями и компетенциями, что могут сформулировать конкретное задание, скажем, для слабослышащего или слабовидящего ребенка.

В то же время педагогический работник может увидеть, какие темы у него западают, и усилить соответственно подготовку. Сейчас стоит важная задача по трансформированию системы дополнительного профессионального образования (ДПО), начать готовить тьюторов по новой модели аттестации.

На данный момент привлеченные эксперты проводят обработку результатов апробации новой модели аттестации педагогических работников:

  • завершение этой работы и подготовку анализа итогов апробации новой модели аттестации педагогических работников планировалось провести до конца августа 2018 года;

  • в настоящее время идет формирование состава апробационной экспертной аттестационной комиссии;

  • предполагается, что в состав комиссии должны войти представители Министерства просвещения, федеральных государственных образовательных организаций, Общероссийского профсоюза образования, представители субъектов, вузов, принимавших участие в апробации новой модели аттестации, представители педагогического сообщества.

В начале сентября на заседании Апробационной экспертной аттестационной комиссии должно было пройти рассмотрение результатов проведенной апробации новой модели аттестации педагогических работников, в октябре 2018 года проведение общественно-профессионального обсуждения с привлечением федеральных и региональных средств массовой информации. Результаты обсуждения новой модели аттестации педагогических работников должны быть представлены на всероссийской конференции в ноябре 2018 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *