Проблемы налогообложения в россии 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы налогообложения в россии 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Ежегодная проверка знаний
  • Курсы целевого назначения
  • Программа повышения квалификации
  • Программа профессиональной переподготовки
  • Профессии рабочих и служащих
  • Дистанционное обучение

Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2021 году

В части имущественных налогов плательщикам — компаниям необходимо учитывать:

  • обновление формы декларации по налогу на имущество;
  • отмену декларирования транспортного и земельного налогов (за 2020 год уже не отчитываемся);
  • новую обязанность сообщать налоговикам об объектах налогообложения ТН и ЗН, если они не прислали налоговое уведомление;
  • изменение порядка уплаты транспортного и земельного налогов и авансов по ним.

Важно! С 2021 года организации платят ТН и ЗН за год не позднее 1 марта следующего года, а авансы — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сроки авансирования больше не устанавливаются региональными властями (п. 68 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Например, авансовый платеж за 1 квартал 2021 года нужно заплатить не позднее 30.04.2021.

Будут поправки в НК РФ в части уплаты ТН по погибшим и уничтоженным ТС.

Традиционно повышен МРОТ. Его утвержденный размер — 12 392 руб. Но есть вероятность, что порядок расчета минималки и, соответственно, ее размер еще изменятся.

У налоговой будет меньше оснований не принять декларацию, и записаны они будут непосредственно в НК РФ, а не в регламенте, как сейчас.

О блокировке счета за несдачу отчетности налоговики будут предупреждать налогоплательщиков.

По операциям с некоторыми товарами придется сдавать в ИФНС новый отчет.

Поменяются некоторые реквизиты налоговых платежек. КБК с 2021 года будут определяться новым приказом Минфина (будут в т. ч. новые КБК по НДФЛ). А вот ставки платы за НВОС правительство решило не менять.

Реестр МСП будут обновлять не раз в год, а ежемесячно. С 01.01.2021 обновятся реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

И приятная новость: 31 декабря 2021 года будет выходным.

НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса

С 1 января 2021 года будет увеличен федеральный и региональный МРОТ, он вырастет с 12 130 рублей, до 12 392 рублей. Это первый фактор для повышения налоговой нагрузки в связи с повышением фонда оплаты труда.

Помимо этого, с 1 января 2021 года увеличится предельная база по страховым взносам. В связи с проведенной индексацией предельная база для расчета страховых взносов в 2021 году следующая:

  • ПФР – 1 миллион 465 рублей (с суммы превышения нужно платить взносы по ставке 10%);
  • ФСС – 966 тысяч рублей (с суммы превышения взносы не уплачиваются;

Размер лимитов для расчетов взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2021 году не установлен.

Лимиты по УСН повышены, а ставки изменены. Согласно поправкам, упрощенцы могут превышать лимиты по УСН. Так, новые лимиты по доходам составляют 200 миллионов рублей в год, а среднесписочная численность 130 человек.

Конечно, на сумму превышения ставка по УСН будет повышена. Для УСН дохода с 6% до 8%. Для УСН доходы минус расходы – с 15% до 20%.

С одной стороны, увеличение лимита дает возможность предпринимателям расширять свой бизнес, но при этом оставаться на УСН, а с другой стороны налоговая нагрузка возрастает.

С 2021 года будут проведены обновления расчетов по страховым взносам. Согласно приказу ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751, у декларации будет новый титульный лист. Заполнителю больше не придется указывать численность работников за отчетный период.

В единой форме заполнения декларации появятся дополнения. Что предполагает новое Приложение 5.1:

  • деятельность организации, работающей в области информационных технологий;
  • работу организаций, занимающихся разработками изделий электронной базы, электронной продукции.

Обновленная форма отчетности будет доступна за прошедший 2020 год.

В 2021 году вступят в силу новые предельные величины, которые не включают страховые взносы. Что будет с начала следующего года: если заработок работника за год превысит сумму предельной величины в случае потери трудоспособности, выплаты перестанут начисляться. Одновременно на пенсионное страхование будут происходить начисления в размере 10%.

Согласно постановлению от 26.11.2020 № 1935, в следующем 2021 году в случае потери трудоспособности работника или в случае материнства предельная величина базы почти на 6% выше, чем в 2020 году. Примерная сумма величины составит 966 тыс. рублей.

Что касается фиксированной суммы страхования, то с начала 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ. В законопроекте описаны величины фиксированных взносов для предпринимателей, адвокатов или людей, которые занимаются частной практикой.

Страховые взносы будут такими же, как в 2020 году. Величина взноса составит больше 32 тыс. рублей. Сумма на медицинское страхование будет больше 8 тыс. рублей.

С января будет действовать новая форма расчета взносов, которые касаются медицинского страховая или страхования несчастного случая. Форма такого расчета 4-ФСС.

Обновления законопроекта касаются того обстоятельства, что с нового года по регионам произойдет переход на прямые выплаты пособий социального назначения. Новую таблицу придется заполнять с первого квартала 2021 года.

С января будет расширен перечень физических лиц, которым не придется платить страховые взносы. Общие положения регулирует Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ. Что дополнит перечень:

  • денежные компенсации подрядчикам;
  • возмещение расходов за услуги, выполненные работы.

Освобождены от выплаты взносов суммы по договорам, связанным с возмещением трат на оплату жилых помещений.

Как ФНС уничтожит «серые» схемы в 2021 году

Существенные изменения коснутся в 2021 году выплат по НДФЛ. Среди них:

  1. Изменение прогрессивного НДФЛ. Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ гласит, что физические лица будут выплачивать разные взносы в зависимости от прибыли. Если доходы физлица больше 5 млн. руб. ставка НДФЛ будет 15%. Повышенная ставка будет только для тех, кто зарабатывает больше 5 млн. руб. В сфере продаж недвижимости ставка останется прежней – 13%.
  2. Обновленная декларация. С 2021 года будет обновленная форма расчета 6-НДФЛ. Изменения регулируются приказом от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753. Обновления коснутся формы З-НДФЛ, согласно приказу от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615.
  3. Социальный вычет. Еще одна программа, которая начнет работать в 2021 году, коснутся трат на оздоровительные услуги. Вычет будет по сумме, уплаченной за услуги оздоровления. Сумма не может превышать 120 тыс. рублей.

Вычеты не рассчитаны на проведенные оздоровительные мероприятия.

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ содержит перечень случаев, когда физическое лицо освобождается от налогообложения. К ним относятся компенсации, траты на временное жилище. К другим случаям относятся возмещение стоимости натурального довольствия, а также доходы, полученные в натуральной форме.

Отдельные положения касаются возмещения командировок. Максимальная сумма составляет 50 тыс. рублей.

С 1 января IT-компании будут иметь право на вычет по НДС, если они покупают в других странах услуги, рекламу для ПО. Общие положения регулирует Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ.

По закону № 265-ФЗ ожидаются разъяснения, в частности касаемо дополнительных критериев по освобождению от уплаты НДС. Основанием станет наличие лицензионных договоров. Для освобождения от налогообложения необходимо, чтобы программное обеспечение было включено в единый реестр.

Отдельные обновления коснутся ситуация с банкротством. Вопрос регулирует Федеральный закон от 15.10.2020 № 320-ФЗ. По поправкам не подпадает под НДС операции по продаже товаров, услуг по случаю банкротства.

Для организаций отменяется обязанность подготавливать налоговой декларации по транспортному налогу. Возможность подавать декларацию остается, если организации это необходимо для уточнений.

Из-за отмены обязательной декларации придется подавать в налоговую документы о наличии транспортных средств. Условия подачи документов регулирует Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Сообщение от организации подается в едином формате, утвержденным приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124.

С 2021 года изменятся сроки для выплаты транспортного налога. Согласно новым правилам, организация должна провести оплату не позже 1 марта. Следующая оплата проводится по налоговому порядку.

Изменения налогового законодательства в 2021 году

В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

  • острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;

  • вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.

Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:

1. Укрепление системы здравоохранения.

2. Поддержка доходов граждан.

3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.

4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.

5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.

По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.

В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:

1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).

2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:

  • инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;

  • предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;

  • упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;

  • усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.

3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.

4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.

5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:

  • для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;

  • для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;

  • для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).

Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.

Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:

  • расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);

  • формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;

  • повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;

  • создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.

Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.

Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.

Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.

Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:

  • повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;

  • повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;

  • снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).

По мнению разработчиков Основных направлений, задача диверсификации российской экономики и повышения экономической активности населения тесно связана с целью увеличения числа занятых в сфере МСП.

В части налоговых мер поддержки субъектов МСП предусматриваются:

  • снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;

  • расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим в виде уплаты ЕНВД, что должно обеспечить, по мнению Минфина, комфортный переход индивидуальных предпринимателей с уплаты ЕНВД на ПСНО;

  • продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению);

  • исключение обязанности представления налоговой декларациидля налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ.

Изменения в налоговом законодательстве с 2021 года

Планируются следующие стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:

  • введение налогового вычета по акцизам на сырье (нефтяное сырье, этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности(введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;

  • переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;

  • уточнение параметров режима в виде уплаты НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;

  • повышение эффективности деятельности институтов развития;

  • реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.

С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/[email protected] Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/[email protected]). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3 % при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90 % от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.

Как изменятся налоговые платежи россиян с 2021 года

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.

С января 2021 года расширяется перечень сведений, вносимых в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). По новым правилам в налоговую декларацию должны будут включаться сведения о среднегодовой стоимости не только недвижимости, но и объектов движимого имущества.

Речь идет о движимом имуществе, учтенном на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом облагаться налогом движимое имущество организаций по-прежнему не будет.

Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.

Революционное повышение налогов в 2021 году (обзор)

На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.

Определим сумму страховых взносов.

Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:

  • 12 — количество месяцев;
  • 12 392 — МРОТ на 2021 год;
  • 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
  • 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.

«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.

Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.

НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.

Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.

База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.

Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.

Начнем с анализа доводов за выбор стратегии на минимизацию обязательных платежей. Прежде всего, оптимальная налоговая нагрузка на бизнес стимулирует деловую активность, производство продукции, инвестирование в новые проекты, развитие наукоемких производств. Продукция предприятия становится более конкурентоспособной на рынке за счет сокращения издержек производства. Производитель получает возможность продавать продукцию по более низкой цене.

От снижения цены выигрывает конечный потребитель. И не только в том, что повышается его покупательская способность, но и в том, что он, как фактический плательщик косвенных налогов, сокращает свои расходы.

14 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

Теперь рассмотрим негативные стороны налоговой оптимизации. Сразу скажем, что участие в схемах минимизации налогов может повлечь включение организации в план выездных налоговых проверок. Это следует из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

По итогам проверки налоговые органы могут не согласиться с правомерностью применения налоговых преференций и начислить организации сумму налогов, пеней и штрафов. Как следствие, после ревизии у компании возникнет крупная сумма непредвиденных расходов. Если компания своевременно не исполнит требование об уплате налогов, инспекция заблокирует ее банковские счета.

В том случае если организация не рассчитается с бюджетом по налоговым платежам, инспекторы передадут информацию следователям. В отношении руководства компании будет возбуждено уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов. Для подозрений в совершении преступления организации достаточно задолжать бюджету сумму свыше 15 млн рублей.

Кроме того, директор фирмы рискует стать ответчиком по гражданскому иску, который вправе предъявить налоговый орган в рамках уголовного процесса. По одному из дел суд установил, что генеральный директор организации совершал противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, в результате чего причинен ущерб бюджету. Суд решил, что ущерб казне в виде неуплаченных налогов причинен по вине руководителя организации, который и должен отвечать за возмещение причиненного ущерба (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.06.2020 по делу N 33-21214/2020).

Налоговый кодекс построен на императивных нормах, устанавливающих строгие правила уплаты налогов. И тут организации не остается ничего иного, кроме как исполнять предписания закона. Между тем, некоторые статьи закона сформулированы так, что позволяют компании выбирать наиболее удобный для себя вариант исчисления и уплаты налогов. Важно при этом правильно оформить принятое решение – закрепить его в учетной политике. Это поможет отстоять свою правоту в судебных спорах с налоговыми органами.

Учетная политика является, пожалуй, единственным документом, в котором организация может сама определять правила игры в налоговых правоотношениях. Поэтому положения этого документа нужно тщательно продумывать, ведь разработанная фирмой учетная политика утверждается приказом руководителя и последовательно применяется из года в год.

Пределы налогового планирования установлены в ст. 54.1 Налогового кодекса, согласно которой основной целью совершения сделки не может являться неуплата или возврат налога.

В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия. Примером такой сделки может служить бизнес-решение, не свойственное деловому обороту, например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования.

Коммерческие компании регулярно проверяются самыми различными организациями как государственного, так и частного сектора.

Между тем, налоговые органы обращают внимание только на случаи неуплаты налогов, оставляя без внимания ситуации, когда налогоплательщик не воспользовался своими правами и не уменьшил налоговую базу по конкретному налогу. При этом налоговые органы стараются истолковать закон в пользу бюджета.

Аудиторские фирмы проверяют правильность составления бухгалтерской отчетности. Налогам уделяется крайне мало внимания. При этом правила налогового учета имеют существенные отличия от положений по бухгалтерскому учету. К тому же стандарты бухгалтерского учета нацеливают организации на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов.

Отчет аудиторской фирмы с хорошей репутацией может помочь подтвердить достоверность финансовой отчетности организации и обеспечить получение кредита в банке. Однако в отчете о проведенном аудите вряд ли будут содержаться указания на выявленные в ходе проверки налоговые резервы.

Для выявления налоговых резервов оптимизации необходимо провести отдельную проверку – налоговый аудит. В компаниях, у которых создана служба внутреннего налогового контроля, можно поручить проведение налогового аудита работникам этой службы. В тех случаях, когда подобной штатной структуры нет, для проведения налогового аудита целесообразно обратиться к внешним консультантам.

Выявление скрытых налоговых резервов позволит вернуть из бюджета излишне уплаченные налоги и пополнить оборотные средства организации. Здесь важно не пропустить срок для подачи заявления о возврате налога – 3 года с момента уплаты налога.

В отношении прошедших налоговых периодов риски финансовых потерь минимальны. Дело в том, что компания уже уплатила все налоги и сейчас пытается переосмыслить правильность произведенных расчетов. Если по итогам налогового аудита будут выявлены налоговые резервы, организация произведет перерасчет налоговой базы и представит уточненные налоговые декларации.

При согласии инспекторов с новыми расчетами компания вернет свои деньги. При несогласии проверяющих с расчетами организации ничего доплачивать в бюджет не придется, поскольку налоги уже давно и полностью уплачены. В случае необходимости спорные вопросы можно передать на рассмотрение суда.

С 1 января 2021 года на территории России с высокой долей вероятности прекратит действие специальный налоговый режим – система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД).

Положения главы 26.3 части второй Налогового кодекса РФ, которой предусмотрен ЕНВД как специальный налоговый режим, с 01.01.2021 не применяются (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 №97-ФЗ). Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики России на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов, продление действия ЕНВД не предусмотрено.

В настоящее время заинтересованность государства в сохранении ЕНВД, очевидно, отсутствует – с учетом того, что единый налог исчисляется вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика. Министерство финансов РФ прямо указывает, что на момент принятия решения о вводе ЕНВД отсутствовали современные технологии налогового администрирования. В связи с этим было принято, по существу, вынужденное для бюджета решение об исчислении ЕНВД с физических показателей (площадь торгового зала, количество транспортных средств, количество работников и т.д.).

Но с развитием цифровых технологий у налоговых органов появилась возможность контролировать фактически полученный доход, поэтому исчисление налога плательщиками ЕНВД по-прежнему, с физических показателей и без учета выручки, перестало устраивать бюджет. Тем более, как считают чиновники, применение ЕНВД часто приводит к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов (письмо Минфина от 06.04.2020 №03-11-10/27487).

Поэтому, несмотря на то что в августе 2020 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о сохранении ЕНВД до 01.01.2024 (сейчас подобных законопроектов уже несколько), Министерство финансов РФ неоднократно указывало в своих письмах, что Правительством РФ предложение о продлении действия ЕНВД после 01.01.2021 поддержано не было (письма Минфина РФ от 23.07.2020 №03-11-11/6468, от 17.09.2020 №03-11-06/3/81970).

В мае 2020 года Минфин предложил Правительству РФ продлить действие ЕНВД только для индивидуальных предпринимателей и только на год, до 2022 года, в связи с коронавирусом и сопутствующими ограничительными мерами. Но даже это предложение было отклонено.

Не дожидаясь отмены ЕНВД на федеральном уровне, с 1 января 2020 года ЕНВД был отменен (кроме двух муниципалитетов) в Пермском крае.

Учитывая изложенное, с 1 января 2021 года, по нашему мнению, на территории России система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности с высокой долей вероятности прекратит действие.

С отменой ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на:

  • упрощенную систему налогообложения (УСН), с объектом «доходы» либо «доходы минус расходы»;
  • сельхозпроизводители – также на уплату единого сельхозналога;

а индивидуальные предприниматели, кроме того,

  • на патентную систему налогообложения (далее также – ПСН) или
  • на уплату налога на профессиональный доход.

Для перехода с 01.01.2021 на иные специальные налоговые режимы необходимо подать следующие документы:

  • при переходе на УСН – уведомление по форме №26.2-1, в срок не позднее 31.12.2020;
  • при переходе на ПСН – заявление на получение патента по форме №26.5-1, в срок не позднее, чем за 10 дней до начала применения ПСН.

Налогоплательщики, не перешедшие на иной специальный налоговый режим в установленные для этого сроки, будут с 01.01.2021 применять общую систему налогообложения.

Изменения введены Федеральным законом от 31.07.2020 №266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй НК РФ и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» (далее также – Закон № 266-ФЗ).

Налогоплательщик утратит право на применение УСН, если его доход превысил 200 млн руб. (сейчас – 150 млн. рублей) или число работников превысило 130 человек (сейчас – 100 человек).

Что изменится в налогах в 2021 году

С отменой ЕНВД у ООО остаётся на выбор 3 режима налогообложения: общий (ОСНО), упрощённый (УСН) и сельскохозяйственный (ЕСХН).

У ИП выбор из пяти режимов: всё то же самое, что для ООО, плюс патентная система (ПСН) и самозанятость (НПД — налог на профессиональный доход).

Изучите особенности каждой системы и выберите наиболее выгодную.

Так, если ваши клиенты преимущественно физлица или мелкие ИП и ООО на спецрежимах, которые не платят НДС, вам нет смысла работать на ОСНО и платить НДС. Лучше выбрать упрощенную систему — там и ставка налога ниже, и НДС платить не надо.

Выбирая УСН, просчитайте, как вам выгоднее платить налог: со всех доходов по ставке 6% или с разницы между доходами и расходами по ставке 15%. Первый вариант выгоден там, где бизнес не сопряжен с большими расходами. Если доля расходов больше 60% — выгоден второй вариант.

Узнайте 45 легальных способов снижения налогов для вашей фирмы

Может, вам нужен всего один? Поможем выбрать.

Если вы продаёте товары по льготной ставке 10% и сами привозите их покупателям, расходы на доставку выгоднее включить в цену товара. Тогда на всю сумму вы будете начислять НДС по ставке 10%. А вот если доставку пропишете отдельно, то на неё придется начислить НДС 20%, потому что на доставку льготная ставка не распространяется.

Как оптимизировать НДФЛ для ИП на ОСНО

НДФЛ платят с разницы между доходами и расходами, поэтому уменьшить налог можно путем увеличения вычетов.

ИП — это одновременно и бизнес-единица, и физическое лицо. Поэтому он может уменьшить облагаемую базу по НДФЛ на стандартные, имущественные и социальные налоговые вычеты, положенные и наемным работникам. Наибольшую экономию здесь можно получить при покупке недвижимости. В этом случае ИП может не платить НДФЛ до тех пор, пока его доходы, начиная с года приобретения, не превысят стоимость купленного объекта.

На ЕНВД и ПСН налог не зависит от фактических доходов, а определяется расчётным путем. Поэтому экономия достигается за счет уменьшения показателей, которые участвуют в расчёте.

База для начисления ЕНВД и расчёта стоимости патента — различные физические параметры бизнеса: площадь помещений, численность сотрудников, количество транспортных средств и т.п.

Поэтому для снижения суммы налога можно уменьшить эти показатели, например, провести перепланировку помещений, чтобы уменьшить площадь торгового зала или зала обслуживания, сдать временно не используемый транспорт в аренду. Используя подобные методы, нужно быть готовым к тому, что у налоговиков возникнут вопросы. Поэтому должны быть оформлены все необходимые документы: планы помещений, договора аренды и т.п.

База для расчёта земельного налога — кадастровая стоимость участка. Налог на имущество платят либо по кадастровой оценке недвижимости, либо по ее среднегодовой стоимости по данным бухучёта. Это зависит от категории объекта.

Сэкономить на налоге можно уменьшив стоимость объекта, с которой рассчитывают налог.

Кадастровая стоимость земли и недвижимости часто бывает завышена. Закажите независимую оценку, и если выяснится завышение, обратитесь заявлением в Росреестр, либо через суд.

Если рыночная цена объекта недвижимости стала ниже учётной, то можно провести его переоценку (п. 15 ПБУ 6/01). При этом снизится стоимость основного средства, отражённая в бухучёте, а значит — уменьшится и база по налогу на имущество.

Если объект недвижимости куплен в лизинг, то к нему можно применить ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3. Остаточная стоимость при этом будет уменьшаться быстрее, а значит и налог на имущество станет меньше.

Изменения в налогообложении с 2021 года

Для большинства транспортных средств налог считается на базе мощности двигателя.

Если автомобиль сильно изношен или пострадал в аварии, можно зафиксировать уменьшение мощности. Также можно снизить мощность двигателя и у нового автомобиля. Эта процедура называется дефорсированием.

В обоих случаях нужно обратиться в специализированную организацию. Затем предоставить документ об уменьшении мощности двигателя в ГИБДД, чтобы там внесли изменения в паспорт транспортного средства.

Не тратьте время на задачи, которые не приносят прибыль!

Воспользуйтесь аутсорсингом бухгалтерии — мы возьмём на себя ответственность за ваш бухгалтерский и налоговый учёт.

Рассуждения об отмене ЕНВД идут давно. Изначально власти хотели отменить эту систему ещё в 2018 году, этот вопрос всё откладывали, пока Госдума не приняла окончательное решение – с первого января 2021 года спецрежим уйдёт на покой. Все те предприниматели, которые находятся на ЕНВД сейчас, должны перейти на другую систему. В противном случае, их автоматически перекинет на общую систему налогообложения (ОСН). Основная проблема в том, что среди предпринимателей ещё остались люди, которые не слышали про отмену ЕНВД, а между тем, перевод на ОСН может серьезно ударить по бизнесу.

«Если на ЕНВД бизнесмены вообще практически ничего не платили, то переход на ОСН приведёт к тому, что на них лягут вообще все налоги, которыми можно обложить предпринимателей. Сюда относится налог на прибыль, НДФЛ, НДС, налог на имущество, а также они будут оплачивать все налоги во все фонды. Если индивидуальный предприниматель будет перекинут на ОСН, он через месяц закроется – у них просто не будет денег на уплату всех налогов», – рассказывает Алёна Чигряй, менеджер компании «Гарант-Сервис».

Государство ставит ИП перед выбором: уйти на «упрощёнку», 6% от доходов или 15% от чистой прибыли, перейти на патентную систему, которая доступна не всем, остаться на ОСН или стать самозанятым. Само собой, выбор предстоит сделать только тем предпринимателям, которые сейчас находятся на ЕНВД. Для всех остальных ничего не изменится. Подать заявление о переходе бизнесмен может до 31 декабря. Сделать это можно двумя способами: самостоятельно оформить все документы и отправить их в налоговую, либо доверить дело профессионалам.

«ОСН – это система, при которой предпринимателя загрузят налогами «по самые уши». Чаще всего ей пользуются юрлица или крупные «ООО», теперь же под неё попадают и ИП. Если вовремя не оповестить предпринимателей о переходе, это может вылиться во множество проблем. Поэтому мы стараемся информировать своих клиентов, и предлагаем такую услугу. Полный переход с ЕНВД на любую другую систему можно сделать у нас в офисе. Мы сами отправим все документы в налоговую, и предпринимателям не придётся ходить по госучреждениям. Для отправки потребуется электронная подпись, которую мы также можем изготовить, или бизнесмен может воспользоваться своей, если она у него уже есть», – продолжает собеседник издания.

Цифровизация бизнеса – это ещё одна тенденция, набирающая силу в 2020 году. Эта тенденция навеяна, в первую очередь, глобализацией и общей цифровизацией экономики. Не многие крупные предприниматели могут себе позволить физическое присутствие при заключении, например, договора поставки, всё чаще для этих целей используется электронная подпись.

«Мы предоставляем полный спектр услуг автоматизации бизнеса, чтобы предприниматель мог работать, не отвлекаясь. Прежде всего, речь идёт об электронной подписи. Она нужна для работы на госпорталах, налоговой, ГИС ЖКХ и при ведении электронного документооборота. Последний обязательно необходим при введении маркировки, которая распространяется на всё большее количество товаров. К концу 2020 года маркировка будет необходима, или уже необходима, для: сигарет, обуви, шин, покрышек, духов, а с первого января для одежды и постельного белья. Маркировка — это такой «дата код», который должен вытеснить «контрафакт». Предполагается, что через этот код можно отследить весь путь, который проделал товар: от завода до прилавка. При этом все поставщики присылают документы на товар в электронном виде», – рассказывает Алёна Чигряй.


Похожие записи: