Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грузоперевозки налогообложение в 2021 году ип». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти после отмены ЕНВД, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:
- доход в год – 18 000 000 рублей;
- затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
- количество единиц транспорта – 5;
- количество работников – 6;
- расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).
Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы, а с 2021 года и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.
Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2021 году это 40 874 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Для чистоты эксперимента будем считать, что они не вошли в состав расходов.
Теперь рассмотрим разные режимы и решим, какой выбрать, когда отменят ЕНВД для ИП и компаний сферы грузоперевозки.
В интернете многое сказано о продлении «налоговых каникул» для малого и среднего бизнеса. Заявлялось, что грузоперевозчики на ПСН тоже вправе воспользоваться льготами. Однако послабления коснутся исключительно отраслей, пострадавших от COVID-2019: гостиничный бизнес, общепит, туризм и некоторые другие сферы. На предпринимателей из автоперевозок дополнительная отсрочка по уплате налогов не распространяется.
Чтобы перейти на патентный режим, предприниматель должен уведомить об этом территориальный орган ФНС РФ не позднее, чем за 10 дней до даты предполагаемого начала работы. Сделать это можно через сайт ведомства, используя личный кабинет.
ИП должен соответствовать ряду обязательных требований:
- Среднесписочная численность сотрудников – не более 15 человек;
- Максимальный доход – не более 60 млн.руб.;
- Извещение органа ФНС по месту осуществления деятельности (т.е. нельзя быть зарегистрированным в Туле, а работать в Москве);
Если первое и/или второе условие более не соблюдается, предпринимателю необходимо выбрать другую систему налогообложения. На это отводится 10 дней с момента наступления юридического события. Максимальный доход ИП не должен превышать 60 млн. руб. и в том случае, если применяется одновременно ПСН и УСН.
Преимущества ПСН:
- Отсутствие других налогов (не нужно заполнять отчётность и платить НДС, налога на имущество и доходы);
- Минимум отчётности;
- Возможность совмещения с другими режимами налогообложения;
- Право оказывать услуги физическим лицам и корпоративным клиентам.
Итак, глобальных изменений в ПСН в сфере грузоперевозок в 2021 году не планируется, что само по себе является хорошей новостью. Данная система налогообложения оптимальна для небольшого по объёму бизнеса, является пластичной и масштабируемой. Тем не менее, некоторые моменты остаются неурегулированными.
К примеру, ИП зарегистрирован в Московской области, но иногда оказывает услуги клиентам из столицы: на закон какого субъекта ориентироваться? Или областникам с москвичами вступать в правоотношения нельзя? Ведь куда выгоднее покупать патент в области, где подход гибче, нежели в столице. И всё же, стоит признать, что ПСН остаётся одной из немногих систем налогообложения, адаптированных под небольшие субъекты хозяйствования.
ИП для Грузоперевозок в 2021г. УСН или Патент?
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
- Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
Переход с ЕНВД для автоперевозчиков
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:
- В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
- Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
- УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.
Код выглядит так — 49.41.1
Он состоит из трех кодов-значений:
- 49 – деятельность сухопутного транспорта и трубопроводов;
- 49.4 – деятельность грузового автотранспорта и грузоперевозки;
- 49.41 – деятельность грузового автотранспорта.
Лист Б заполняется на каждую единицу автомобилей.
Записывается код типа транспортного средства (01 для автотранспорта, 04 — для водного).
В графе “Идентификационный номер” указывается VIN для автотранспорта, ИМО — для судов.
Также необходимо записать марку транспортного средства, регистрационный знак и грузоподъемность в тоннах (переписать информацию из техпаспорта).
Для грузоперевозок поле с количеством посадочных мест остается пустым.
Система предполагает, что предприниматель выплачивает 6% от всех поступлений, связанных с его бизнесом. Также есть повышенная ставка 8%, ее применяют в случае, если доходы выросли свыше 150 млн рублей (но не более 200 млн рублей).
Плюсы УСН для грузоперевозок:
- более крупный лимит возможного дохода;
- можно заниматься не только грузоперевозочной деятельностью, а оказывать экспедиторские услуги.
6% с условного 100 млн дохода в год — это приличные 6 млн рублей налогов, поэтому большинство предпринимателей совмещают патент и УСН, чтобы сэкономить. Также сэкономить можно, если уменьшить налог на сумму уплаченных за сотрудников взносов.
Расходы при грузоперевозках предполагаются огромные, поэтому предприниматели задумываются о применении УСН “Доходы минус расходы”. Суть этого режима в оплате 15% с чистой прибыли.
Однако все не так просто. На практике получается, что такой вид налога выгоден только тем предпринимателям с грузоперевозками, у которых документально подтвержденные траты составляют 60% и более от всего дохода.
Таким образом, если у ИП большой штат работников и в автопарке более 10 автомобилей, то вероятно, этот вид налога будет выгоден. Но желательно взвесить все “за” и “против” и заранее прикинуть объем расходов.
УСН “Доходы минус расходы” не подойдет ИП, например, с тремя “Газелями”, который:
- получает доход наличкой;
- чинит авто в неофициальных автосервисах-гаражах.
Изменения УСН с 2021 года: разбор всех поправок тут >>
С 1 января 2021 года отменяется единый налог на вмененный доход
Совмещать УСН и патент при грузоперевозках ИП разрешено. Более того — консультанты рекомендуют это делать, так как в патент на грузоперевозки входит только сама доставка грузов.
Если ИП оказывает еще и экспедиторские услуги, то необходимо оформить дополнительно УСН. Причем в договоре указывать отдельный счет на грузоперевозки, отдельный — на экспедиторские услуги.
Основная система налогообложения самая сложная, так как при ней ИП выплачивает НДС, НДФЛ в пользу государства. Кроме того, она требует дополнительных расходов на квалифицированного бухгалтера, который будет управляться с ворохом документов.
Зато при ОСНО можно увеличить количество потенциальных контрагентов, заключив контракты с крупными предприятиями, которые обязаны работать с НДС (это налог 10-20% от стоимости товаров). Предприятия на ОСНО могут заявить вычет НДС, поэтому им выгодно работать с контрагентами, выделяющими НДС.
Приведем пример. Грузоперевозчик на ОСНО привез заказ и получил 120 000 рублей. Так как он она ОСНО, он заплатит 20 тысяч рублей НДС. Груз был продан оптовику за 300 000 рублей, НДС составит 50 тысяч. Однако эту сумму можно уменьшить на 20 тысяч, уже оплаченных фирмой-перевозчиком.
Если грузоперевозчик покупает шины, чинит транспорт у фирм, которые также выплачивают НДС, он сам может сократить свои налоги на эту сумму. Однако необходимо, чтобы вычет НДС был обоснованным. Поэтому надо тщательно вести учет: налоговый и бухгалтерский.
Отчетность нужна раз в квартал, однако нередки случаи общения с ФНС ежемесячно. Поэтому нужен не один бухгалтер, а как минимум двое специалистов. Вряд ли получиться нанять бухгалтера на аутсорс — документов, связанных с грузоперевозками, и подлежащих учету много в бумажном виде.
В общем, следует решить, насколько целесообразным будет использование ОСНО для ИП с грузоперевозками. Для этого желательно ответить на вопросы:
- Сколько контрагентов платит НДС у вас сейчас? Будет ли конкурентным преимуществом ваш переход на ОСНО?
- Окупится ли найм еще одного бухгалтера?
- Можно ли собрать платежи по НДС, чтобы сократить размер налога? На какой системе налогообложения находится автосервис, в котором вы предпочитаете ремонтироваться? Может ли автомагазин, где вы покупаете расходники, выделять НДС в счетах-фактурах?
Если ответы на вопросы отрицательные, можно закрыть идею выбора ОСНО для грузоперевозок как неперспективную.
Учитывая затраты, которые связаны с перевозкой грузов, бухгалтеру стоит обратить внимание:
- Транспорт надо поставить на баланс (если он в собственности) или занести за баланс, если они арендованы. Во втором случае используется счет “Арендованные основные средства”. Нужно внимательно изучить договор лизинга (если он есть) и поставить на баланс так, как предполагает этот договор.
- Перевозчик должен временно или постоянно зарегистрировать транспорт и платить с него налог. Причем при временной регистрации налог также предполагается.
- Горюче-смазочные материалы надо особым образом относить в затраты. Нормы утверждены законодательно, либо можно разработать свои. Однако надо учитывать расход материалов по каждому из автомобилей, списывать их по особому алгоритму.
- В учете надо отражать выдачу и отправку на хранение летних и зимних шин.
Учитывать надо также расходы на:
- страхование;
- техосмотр автотранспорта;
- техобслуживание;
- на ставку специалиста, который будет выполнять медосмотры водителей;
- оплату перерыва в работе у водителей (обязательны из-за специального закона о труде и отдыхе водителей);
- оплата проезда по платным дорогам.
Предприниматель знает, если не доплатить, или что хуже, постараться обойти правила — последствия будут плачевны. Поэтому использовали полностью законные методы снижения сумм. В первую очередь это выбор системы налогообложения. Ведя одну и ту же деятельность, отчисления могут сильно измениться, просто выбрав другой налоговый режим.
Одно время в сфере грузоперевозок преобладала система ЕНВД (Единый налог на вменённый доход). Об этом была наша предыдущая статья: Выбор системы налогообложения для ИП грузоперевозки в 2020г. Однако с января 2021 года, данная система отменена. Это стало ударом для предпринимателей, надеявшихся, что ЕНВД все же оставят. Многим пришлось срочно выбирать новую систему налогообложения. Основные варианты: УСН и покупка патента.
УСН — упрощенная система налогообложения. Предприниматель освобождается от НДС и налога на прибыль. Вместо этого он, по своему выбору платит:
- 6% со всех доходов
- 15% с разницы между доходами и расходами.
Налоговый режим ориентирован на малый, частично средний бизнес. При этом, если Грузоперевозчик выберет УСН 6%, он может уменьшить размер налоговых платежей на сумму уплаченных страховых взносов. Если у ИП-грузоперевозчика есть наемные работники, не может быть больше 50% от суммы, подлежащей уплате.
Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году
Эту систему можно выбрать при выполнении следующих условий:
- Среднее число работников < 100 человек.
- Доход < 150 млн рублей.
- Остаточная стоимость основных средств < 150 млн рублей.
Если хотя бы одно правило не будет выполнено — у налоговой появятся претензии.
Грузоперевозки достаточно затратная сфера, выбор второго — в большинстве случаев будет предпочтительнее.
Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.
ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.
Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.
На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.
Определим сумму страховых взносов.
Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:
- 12 — количество месяцев;
- 12 392 — МРОТ на 2021 год;
- 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
- 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.
«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.
Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.
Что лучше выбрать вместо ЕНВД для грузоперевозок
Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.
База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.
Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.
Да, перевозки автомобильным транспортом подпадают под патент. Это удобный вариант перехода, но подойдет он только индивидуальным предпринимателям, при соблюдении условий:
- не более 15 сотрудников
- доход не более 60 млн рублей в год.
Организации не могут применять патент.
По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.
- База знаний
- Как заполнить отчеты
- Форматы первичных документов
- Электронные трудовые книжки
- Электронные больничные
- Как перевести офис на удаленную работу
- Что важно знать о 54-ФЗ
- ЭДО и как он работает
- Как ИП участвовать в тендерах
- Электронный аукцион по 44-ФЗ
- Что такое и как открыть спецсчет
Какой налоговый режим выбрать грузоперевозчикам после отмены ЕНВД?
Из действующих на территории РФ налоговых режимов, для грузовых перевозок подходят четыре:
- общая система налогообложения (ОСНО);
- упрощённая система налогообложения (УСН);
- патентная система налогообложения (ПСН);
- налог на профессиональный доход (НПД).
Индивидуальным предпринимателям доступны все четыре режима, юридические лица могут выбрать ОСНО или УСН.
Системы налогообложения, кроме ПСН, совмещать нельзя. ОСНО и ПСН, УСН и ПСН можно применять одновременно.
Переход с ЕНВД на другую систему налогообложения
«Моё дело» возьмёт на себя всю работу по переходу на другой режим.
Замена ЕНВД на общую систему налогообложения для грузоперевозок пройдёт автоматически, если плательщик вменёнки не уведомит ИФНС о переходе на другой налоговый режим. В случае совмещения ЕНВД с УСН, плательщик перейдёт на упрощёнку.
ОСНО характеризуется большим количеством начисляемых и уплачиваемых налогов:
- для ИП — это НДФЛ, налог на имущество, НДС, земельный и транспортный налоги, а также обязательные страховые взносы;
- для юридических лиц — налог на прибыль, налог на имущество, НДС, земельный и транспортный налоги, и обязательные страховые взносы.
На каждый налог подаётся своя декларация, поэтому можно представить, какой объём работы придётся вести бухгалтеру. ИП обязаны заполнять книгу учёта доходов и расходов (КУДиР), а юридические лица — составлять ежегодный бухгалтерский баланс и приложения к нему.
В то же время, ОСНО — это единственная система налогообложения без ограничений. Их нет ни по выручке ни по численности работников. Она обязательна для всех ИП и компаний с выручкой больше 150 миллионов рублей в год.
Для грузоперевозчиков ОСНО будет интересна в случае работы с клиентами-плательщиками НДС. ИП и юрлицам на ОСНО выгоднее покупать у таких же плательщиков НДС, чтобы этот налог можно было принять к учёту или возместить из бюджета. Во всех других случаях применение этого налогового режима нецелесообразно.
Его можно применять только тем перевозчикам, которые оказывают услуги за рулём собственного автомобиля. При самозанятости нельзя нанимать работников. Плательщик НПД не уплачивает страховые взносы и не применяет контрольно-кассовую технику. Максимально разрешённая выручка — 2,4 миллиона рублей в год. Налог берут с дохода, по ставке 6% при расчётах с юридическими лицами, и 4% — с физическими лицами. Зарегистрироваться самозанятым можно в любое время через специальное приложение «Мой налог».
Что выбрать для грузоперевозок, решать предпринимателю.Нам кажется, что вместо ЕНВД с 2021 года целесообразно применять патент: у них схожие базы расчётов, возможность быстрого перехода на налоговый режим и обратно, совместимость с другими налоговыми режимами.
Сначала же, для того, чтобы понять на что переходить, вспомним, с чего переходить, то есть что такое ЕНВД и почему эта система налогообложения так популярна. А то ведь многие из тех, кто для налоговой отчётности пользуется услугами сторонних фирм, знать не знают, куда и за что они платят.
А с ЕНВД всё очень просто: из самого названия «Единый Налог на Вмененный Доход» понятно, что требуемый для уплаты налог начисляется не от реально полученных доходов, а от фиксированной, установленной государством, то есть вменённой, величины дохода.
Например, для грузоперевозок в 2020 году это выглядит в основном так:
вменённая Базовая Доходность 6000 рублей за одну единицу транспорта ✕ годовой инфляционный коэффициент 2,005 = получается 12030 рублей в месяц — такой доход как бы должен приносить один автомобиль. От этой суммы предприниматель и должен уплачивать 15% налога. То есть, если, к примеру, машина одна — всего 1805 рублей в месяц.
Причём, эти небольшие платежи можно ещё и сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных за себя и за работников (во втором случае, правда, только на 50%).
Итого, например, водитель-частник, работающий на собственном грузовике как Индивидуальный предприниматель на системе ЕНВД, фактически платит лишь социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же собственный счёт в Пенсионном фонде. При этом отчётность представляет собой несложную в заполнении декларацию, которую, правда, нужно сдавать 4 раза в год.
Вот такая простая и несомненно выгодная для предпринимателя-перевозчика система налогообложения.
Но, как было сказано, её действие должно прекратиться с 1 января 2021 года. Так что, разберём другие системы налогообложения, которые можно применять в автоперевозках, и попробуем выяснить, какая из них выгоднее для владельца одной машины или небольшого парка (напомню, что ЕНВД можно было использовать только при количестве техники не более 20-ти).
Так что, перейдём к самому сложному режиму — Общей (или Основной) системе налогообложения — ОСН. Или, как её чаще сокращают — ОСНО.
Здесь надо сразу заметить, что ОСНО — не обязательно только для ООО, а УСН — не обязательно только для ИП.
ООО (Общество с Ограниченной Ответственностью) и ИП (Индивидуальный Предприниматель) — это организационно-правовые формы, а ОСНО, УСН и прочие — это системы налогообложения.
ООО (одна из форм юридического лица), может работать как на ОСНО, так и на УСН, и даже, при определённых условиях, на ЕНВД (правда, до конца 2020).
Точно так же и ИП может работать не только на упрощённых или специальных системах налогообложения, но и на общей, то есть на ОСНО.
Но зачем эти сложности частникам или небольшим фирмам?
Может ли оказаться для них выгодна ОСНО (общая система налогообложения)?
А также: есть ли смысл для небольших предприятий менять ИП на юридическое лицо (ООО)?
Так что, в заключение рассмотрим основные преимущества и недостатки уже не систем налогообложения, а двух организационно-правовых форм — ИП и ООО.
А отличия серьёзные, особенно касательно именно автомобильных перевозок.
Одно из них, возможно, начнёт проявляться как раз с начала 2021 года. Ведь с этого времени должен начать действовать новый российский РТО — Режим Труда и Отдыха, который придёт на смену 15-му Приказу. Правда, его пока всё никак не примут — переписывают уже третий раз. Но именно для ИП важно то, что в этом новом документе скорее всего в явном виде будет прописано, что он не только для наёмных водителей, но и для Индивидуальных Предпринимателей, которые ездят за рулём сами.
На нашем канале уже не раз обращалось внимание на то, что штрафы по ст. 11.23 КоАП, то есть за тахограф и несоблюдение РТО, на ИП в 5-10 раз больше, чем на наёмных водителей. Любое нарушение, как то — отсутствие рулона для распечатки или малейшая переработка/недоотдых, для ИП — это от 15000-25000 рублей.
Именно поэтому и возникают мысли насчёт смены статуса ИП на статус наёмного водителя путём закрытия ИП и объединения с такими вот бывшими ИП в ООО со своими машинами. Либо переход под крышу уже имеющихся ООО.
Однако для небольших фирм, у ООО есть существенные минусы относительно ИП.
— Это, во-первых, сложный бухучёт.
— А во-вторых — вывод денег для личного пользования.
Дело в том, что Индивидуальный Предприниматель может тратить на себя лично заработанные своим бизнесом деньги без ограничений и дополнительного налогообложения.
А вот учредитель ООО может получать доход только раз в три месяца в виде дивидендов, с которых при этом нужно ещё и платить налог 13%.
Если же как бы «в своём» ООО получать зарплату наёмного водителя, то она, как известно, тоже облагается 13%, да ещё и страховыми отчислениями в виде 30%.
Итого, по деньгам ИП всегда выгоднее, в том числе и на ОСНО.
А вот насчёт ответственности — тут всё наоборот.
Вместо ЕНВД для ООО и ИП также существует возможность применять УСН с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Условия те же, что и для УСН Доходы, отличаются лишь ставки:
- 15%, пока сумма выручки не будет более 150 млн рублей с начала года либо среднегодовое количество работников – 100 человек;
- после этого ставка повышается до 20% до конца года.
В нашем примере действует ставка 15%. Рассчитаем налоговую нагрузку для ООО:
- сумма налога – (10 440 000 – 6 456 000) х 15% = 597 600 рублей;
- минимальный налог (1% от дохода) – 10 440 000×1% = 104 400 рублей. Это меньше исчисленной выше суммы, поэтому платим 597 600 рублей;
- всего ООО заплатит налогов и взносов – 597 600 + 270 000 = 867 000 рублей.
Для предпринимателя на расходном УСН расчет такой:
- суммы первоначального и минимального налога те же – 597 600 рублей и 104 400 рублей;
- сумма собственных взносов считается так – (10 440 000 – 6 456 000 – 300 000) х 1% + 40 874 = 77 714 рулей;
- итого ИП заплатит – 597 600 + 77 714 + 270 000 = 945 314 рублей.
✏ Как видим, бизнесмену из нашего примера выгоднее перейти на УСН 6%, чем на УСН 15%. Практика это подтверждает – считается, что такой режим подходит бизнесу, если затраты составляют до 70% от дохода. И действительно, в нашем примере затраты равны около 61,8% (6 456 000 / 10 440 000×100). |
Сравним результаты расчетов и решим, что делать владельцу бизнеса. Получается, что для грузоперевозок по данным из нашего примера предпринимателю наиболее выгодно применять патент. Организации же с аналогичными показателями лучше остановиться на УСН Доходы.
Итак, мы рассмотрели вопрос о том, какую систему налогообложения выбрать ООО и ИП для грузоперевозок без ЕНВД, который будет отменен в 2021 году. В заключение добавим, что те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения наемного труда, дополнительно могут рассмотреть для оказания услуг систему для самозанятых, то есть налог на профессиональный доход. В нашем примере НПД отсутствует, так как у ИП есть работники, а годовой доход превышает ограничение в 2,4 млн рублей.
На патенте есть ограничение по годовой выручке — не больше 60 млн рублей в год. Также у предпринимателя должно быть не больше 15 сотрудников.
Госдума недавно расширила перечень видов деятельности для патента — с 63 до 80. Все они указаны в Налоговом кодексе. В частности, в список попали:
- предоставление мест на автостоянках,
- распространение наружной рекламы,
- размещение рекламы на транспорте и прочие.
При этом каждый регион может этот список расширить.
Чтобы перейти с нового года с ЕНВД на ПСН, надо подать заявление по форме № 26.5-1 или по форме, которую рекомендует ФНС в приложении к письму от 18.02.2020 № СД-4-3/[email protected] Сделать это надо до 31 декабря 2020 года.
Если в 4 квартале 2020 года ИП применяли по некоторым видам деятельности ЕНВД, то они смогут получить льготные патенты. Их будут выдавать на срок от одного до трех месяцев. Патенты будут действовать до окончания указанного в них срока, но не позднее 31 марта 2021 года.
Налог на профдоход применяют уже по всей России. Более 1,3 миллиона налогоплательщиков уже выбрали этот режим.
Размер налога самозанятого зависит от того, от кого он получил доход:
- если от физлица, ставка налога будет 4%,
- если от компании или ИП — 6%.
Сумма платежа рассчитывается с доходов, но уменьшать доходы на расходы нельзя. Рассчитать и заплатить налог нужно в приложении «Мой налог».
Зарегистрироваться в качестве самозанятого (плательщика НПД) можно в любое время.
ИП не смогут стать плательщиками налога на профессиональный доход, если они:
- продают подакцизные и обязательные к маркировке товары,
- перепродают товары или права на владение, использование и распоряжение недвижимостью,
- добывают и продают полезные ископаемые,
- ведут бизнес на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров.
Независимо от того, на какой режим налогообложения вы перейдете с 2021 года, в налоговую инспекцию потребуется подать декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2020 года.
Срок подачи — не позднее 20 января 2021 года.
Если не подать документы в налоговую вовремя, вас оштрафуют. Сумма штрафа составит 5% от налога, который не уплачен в срок. Штраф возьмут за каждый месяц просрочки, вне зависимости от того, полный он или нет.
Нет. Дело в том, что на ЕНВД можно было использовать фискальный накопитель сроком действия 36 месяцев. Но на ОСНО такой ФН применять нельзя.
Налоговая разрешила использовать ФН на 36 месяцев до конца срока его действия и продолжать указывать в чеке режим ЕНВД. Штрафовать за это не будут. Поэтому если сейчас компания или ИП работает на ЕНВД и планирует переходить на общую систему налогообложения, настройки кассы менять не надо (письмо ФНС № АБ-4-20/[email protected] от 3 декабря 2020).
Не ЕНВД единым: считаем, на какой режим выгоднее переходить с 1 января 2021 года
Чтобы перейти с ЕНВД на УСН с начала 2021 года организации и ИП должны направить в ИФНС уведомление о применении УСН. Поскольку система ЕНВД отменяется, то подавать заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД не нужно.
Уведомление представляется в налоговую инспекцию по месту регистрации организации или месту жительства ИП по форме, рекомендованной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected] В уведомлении обязательно нужно указать выбранный объект налогообложения – «доходы» (облагаются по ставке 6%) или «доходы минус расходы» (облагаются по ставке 15%).
Кроме того, организации должны указать в уведомлении остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2020 года. Предприниматели информацию о доходах и остаточной стоимости своего имущества в уведомлении указывать не должны.
По общему правилу, организации и ИП на ЕНВД должны направить уведомление о применении УСН не позднее 31 декабря 2020 года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). В этом случае применять УСН можно с 1 января 2021 года. Если же до 31 декабря не подать уведомление, с нового года применять УСН будет невозможно. Плательщик утратит право на ЕНВД и в автоматическом порядке перейдет на применение ОСНО.
Вместе с тем, в ряде случаев существует возможность перехода с ЕНВД на УСН и в течение 2020 года. Например, когда организации и ИП прекращают осуществлять виды деятельности, в отношении которых применяется «вмененка» и перестают быть плательщиками ЕНВД.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 01.01.2021 года спецрежим ЕНВД прекращает свое существование.
2. До конца 2020 года организации и ИП на ЕНВД должны сменить налоговый режим.
3. Плательщики ЕНВД могут перейти на следующие налоговые режимы: УСН, ЕСХН, ПСН, НДП (налог для самозанятых граждан).
4. Переход на применение указанных налоговых режимов осуществляется в заявительном порядке. Для перехода достаточно направить в ИФНС заявление/уведомление по утвержденной ФНС форме.
В этих случаях налогоплательщики должны направить в ИФНС заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД по форме, утв. приказом ФНС от 11.12.2012 № ММВ-7-6/[email protected] Срок направления такого заявления составляет 5 рабочих дней со дня окончания соответствующей деятельности (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).
Также налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД. Применять УСН в таких случаях разрешается с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД (абз. 4 п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
При переходе на УСН необходимо учитывать запреты и ограничения, связанные с применением этого налогового режима, установленные в соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Не вправе применять УСН следующие налогоплательщики:
- организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый период, превышает 100 человек;
- организации, у которых остаточная стоимость ОС превышает 150 млн. рублей;
- организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, за исключением подакцизного винограда и вина;
- организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
- организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- организации и ИП, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
Организации и ИП, занятые в сельском хозяйстве, но по каким-либо причинам до сих пор применяющие ЕНВД (например, в целях снижения налоговой нагрузки и освобождения от НДС), вправе с 1 января 2021 года перейти на уплату единого налога для сельхозпроизводителей (ЕСХН).
В целях применения ЕСХН сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются, в том числе, организации и ИП, производящие сельхозпродукцию, осуществляющие ее переработку и реализацию. Причем доход от реализации такой продукции в общем доходе организации и ИП должен составлять не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Также к субъектам, которые вправе применять ЕСХН, относятся организации и ИП, оказывающие услуги в области растениеводства и животноводства. Опять же, в общем их доходе доля доходов от реализации указанных услуг должна составлять не менее 70%.
Если компания и ИП соответствует указанным критериям, они вправе перейти на ЕСХН с 2021 года. Переход с ЕНВД на применение ЕСХН осуществляется в заявительном порядке. Чтобы перейти на ЕСХН в налоговую инспекцию по месту регистрации организации или месту жительства ИП нужно подать заявление по форме, утв. приказом ФНС от 28.01.2013 № ММВ-7-3/[email protected]
Заявить о переходе на ЕСХН необходимо до 31 декабря 2020 года (п. 1 ст. 346.3 НК РФ). В заявлении нужно указать, в частности, данные о доле дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Организации и ИП, не подавшие до 31 декабря соответствующее заявление, не считаются плательщиками ЕСХН и переводятся на применение ОСНО. При этом налогоплательщики ЕСХН не могут до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.
Не вправе переходить на уплату ЕСХН следующие налогоплательщики (п. 6 ст. 346.2 НК РФ):
- организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина и виноматериалов;
- организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
- казенные, бюджетные и автономные учреждения.
ИП на ЕНВД вправе в любое время перейти на применение специального налогового режима для самозанятых «Налог на профессиональный доход» (НПД).
Переход на применение НПД осуществляется в заявительном порядке. Заявление разрешается направить через:
- мобильное приложение «Мой налог»;
- личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;
- сайт Госуслуг;
- уполномоченный банк.
Датой постановки на учет в качестве плательщика НПД является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления (п. 10 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»).
При этом, если переход с ЕНВД на НПД осуществляется в течение 2020 года, то ИП должен отказаться от применения ЕНВД. Направить отказ от применения ЕНВД ИП обязан в течение 1 месяца со дня постановки на учет в качестве самозанятого. В этом случае ИП подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД.
При нарушении месячного срока направления отказа от ЕНВД постановка ИП на учет в качестве самозанятого будет аннулирована (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
При переходе на НПД следует учитывать ряд запретов, установленных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Так, не вправе перейти с ЕНВД на НПД следующие предприниматели:
- реализующие подакцизные товары и товары, подлежащие обязательной маркировке;
- осуществляющие перепродажу товаров или имущественных прав;
- занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых;
- имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
- действующие в интересах другого субъекта по агентскому договору, договору поручения или комиссии;
- оказывающие услуги по доставке товаров с приемом платежей за указанные товары в интересах других лиц;
- применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются НДФЛ.
Кроме того, если в текущем году доход от осуществляемой ИП деятельности превысит 2,4 млн рублей, он утратит право на применение НПД и должен будет перейти на другой режим налогообложения.
Полная отмена (если быть точнее, непродление) ЕНВД произойдёт 1 января 2021 года. Федеральный закон № 325-ФЗ подписан президентом РФ 29 сентября 2019 года. Вместе с тем, уже с 1 января 2020 года эта система налогообложения станет недоступна для отдельных налогоплательщиков. В 2020 году ЕНВД останется доступным для предпринимателей, занимающихся оказанием услуг населению и розничной торговлей. Вместе с тем, ряд товарных категорий больше не попадают под определение розницы, поэтому готовиться к переходу на другие налоговые режимы необходимо уже сейчас.
Правительство настаивает, что отмена «вменёнки» является противодействием бизнесу, стремящимся выплачивать минимум налогов, скрывая реальные доходы. С одной стороны, формула ЕНВД действительно даёт возможность отчислять государству сумму, не привязанную к прибыли отдельного юридического лица или ИП. С другой стороны, отмена ЕНВД с 2021 года станет разорительна для большинства представителей малого бизнеса.
Напомним, как вычисляется этот налог:
ЕНВД = БД * ФП * К1 * К2 * 15%
А теперь разберём составляющие схемы:
- БД — базовая доходность. Определяется в зависимости от вида деятельности ИП или юридического лица.
- ФП — физический показатель. Также зависит от деятельности, к примеру, для оказания бытовых и ветеринарных услуг ФП означает количество работников, а для торговой точки — её площадь.
- К1 — коэффициент-дефлятор. Устанавливается Минэкономразвития РФ. В 2019 году равен 1,915.
- К2 — корректирующий коэффициент, регулируется муниципальной властью отдельно для каждого вида деятельности.
- 15% — стандартная налоговая ставка в ЕНВД.
Как видно, такая система не опирается на прибыльность того или иного бизнеса, позволяя уплачивать фиксированную сумму налоговых выплат. Таким образом, для одних предпринимателей «вменёнка» на самом деле являлась способом скрыть свои реальные доходы и одновременно, была единственным вариантом для ИП или юридических лиц с малой прибылью.