1.1. Краны, у которых несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек, называются козловыми, а краны, у которых несущие элементы опираются непосредственно на крановый путь, — мостовыми.
1.2. Мостовые и козловые краны применяются для ведения погрузочно-разгрузочных работ, монтажа, демонтажа и ремонта оборудования, а также используются в технологических процессах производства для перемещения грузов.
1.3. Основными причинами аварий и несчастных случаев при эксплуатации мостовых и козловых кранов являются:
— неисправность тормозов, концевых выключателей механизмов подъема груза, передвижения крана и тележки, блокировки двери кабины и люка для выхода на мост крана;
— обрыв грузовых канатов;
— разрушение металлоконструкций (опор, пролетных балок, тележек и т.д.);
— неисправность кранового пути и тупиковых упоров;
— угон крана ветром;
— управление краном необученными рабочими;
— неисправность электрооборудования и травмирование работающего электрическим током;
— несоблюдение марочной системы при работе на мостовых кранах;
— отсутствие или неисправность ограждений площадок и вращающихся частей;
— несоблюдение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, при выполнении работ на крановых путях и проходных галереях;
— неисправность канатов, грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений;
— подъем груза при наклонном положении канатов;
— неправильная строповка грузов, перегруз или переполнение тары;
— нахождение людей в полувагонах и на других транспортных средствах при их погрузке и разгрузке;
— несоблюдение порядка и габаритов складирования грузов;
— нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов и под перемещаемым грузом.
1.4. Безопасная эксплуатация мостовых и козловых кранов зависит от умелых и правильных действий крановщика (машиниста), имеющего соответствующую квалификацию.
(далее…)