Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о прослушивании телефонов в россии 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- Основная статья: Вред от мобильного телефона
- Зависимость от гаджетов
- Эргономика и гигиена рабочего места за компьютером
- Wi-Fi — Убийца-невидимка
В начале января 2021 года стало известно о запрете на использование мобильных телефонов в российских школах для обучения. Дело в том, что вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4. 3648-20, которые будут действовать до 1 января 2027 года. Пункт 3.5.3. нового документа гласит: «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются».
В конце декабря 2019 года Мадрид присоединился к Галиции и Кастилии Ла-Манче и запретил использовать смартфоны в школах и колледжах. Закон вступит в силу со следующего учебного года (2020–21 гг.).
До сих пор в Мадриде, как и почти во всех автономных регионах, закон давал право школам устанавливать свои правила, однако теперь мобильные телефоны, смартфоны и планшеты полностью запрещены во всех учебных классах региона. Мадридские ученики больше не смогут пользоваться смартфонами, за исключением тех случаев, когда преподаватель считает, что телефон необходим для учебного процесса.
К середине декабря 2019 года в каждой четвёртой российской школе запретили использование мобильных телефонов на уроках. Об этом заявила министр просвещения Ольга Васильева на «Деловом завтраке» в «Российской газете».
Россиян могут обязать регистрировать мобильный телефоны с 2021 года
В декабре 2017 года стало известно о запрете на использование мобильных телефонов во французских школах. Речь идет об ужесточении принятого несколькими годами ране закона, согласно которому ученикам не разрешено пользоваться сотовыми аппаратами во время занятий. Прежде чем войти в класс, они должны были их выключать.
Однако, как заявил председатель профсоюза руководителей учебных заведений Франции Филипп Турнье, от 30 до 40% школьников постоянно пользуются «мобильниками» во время уроков: украдкой читают и отправляют SMS-сообщения, фотографируют друг друга и используют гаджеты для поиска в интернете ответов на учебные задания.
- Частоты в российской связи
- Сотовые телефоны (мировой рынок)
- Запрет мобильных телефонов в школах, Вред от мобильного телефона, Зависимость от гаджетов
- Сотовые телефоны (рынок России)
- Сотовые телефоны (рынок Украины)
- Роуминг, Роуминг в России
- Оборудование связи (рынок России)
- Оборудование связи (мировой рынок)
- Сотовая (мобильная) связь (мировой рынок)
- Сотовая связь (рынок России)
- Сотовые ритейлеры (рынок России)
- Сотовая связь (рынок Белоруссии)
- Сотовая связь (рынок Таджикистана)
- Сотовая связь (рынок Узбекистана)
- Сотовая связь (рынок Украины)
- Сотовая связь (рынок Кубы)
В распоряжении CNews оказалось письмо директора департамента развития и планирования Фонда «Сколково» Сергея Израйлита, направленное гендиректору АНО «Цифровая экономика» Евгению Ковниру, замминистра цифрового развития Олегу Иванову и замминистра экономического развития Владиславу Федулову.
Фонд «Сколково» является центром компетенций по нормативному регулированию национальной программы «Цифровая экономика». Письмо посвящено критике принятых в конце прошлого года изменений в Закон «О связи», касающихся дистанционного заключения договора на оказание услуг связи и удаленного подтверждения данных абонентов сотовых операторов.
Впервые возможность удаленного заключения договора на оказание телекоммуникационных услуг появилась в Законе «О связи» в 2017 г. Для этого необходима была усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) или простая электронная подпись, ключ для которой был выдан при личном присутствии.
Простой электронной подписью считается любой тип идентификации, об использовании которого договорились стороны. Примером простой подписи является базовая учетная запись для доступа к ЕСИА («Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Возможность дистанционной продажи SIM-карт не использовалась активно до начала пандемии короновируса в 2020 г., когда сотовые операторы стали экспериментировать с такого рода продажами. Абонентам предлагалось идентифицироваться через мобильное приложение, введя туда скан паспорта и сделав селфи, либо через ЕСИА.
В то же время актуальность дистанционной продажи SIM-карт возрастает с появлением виртуальных SIM-карт – eSIM. В прошлом году российские сотовые операторы начали продавать такого рода SIM-карты, но, как правило, для их получения необходимо придти в офис. В то же время с технологической точки зрения профиль eSIM можно загружать в телефон полностью дистанционно.
Кроме того, согласно внесенным в 2017 г. изменениям в Закон «О связи», операторы связи должны проводить процедуру подтверждения соответствия данных о своих абонентах из числа физических лиц и пользователях номеров, закрепленных за корпоративными клиентами. Это можно осуществлять путем личной явки либо дистанционно с помощью УКЭП, ЕСИА, ЕПГУ или государственные информационные системы.
Корпоративные абоненты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) должны внести в ЕСИА данные о физических лицах, которые будут конечными пользователи выделенных данным абонентов сотовых номеров. Оператор связи, до начала оказания услуг, через ЕСИА и Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) должен будет проверить достоверность указанных данных. Со своей стороны, физические лица – пользователи услуг – через ЕПГУ должны будут подтвердить достоверность сведений о них.
Роскомнадзор создаст информационную систему мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте. Данная система будет взаимодействовать с ЕСИА, за ее функционирование будет отвечать подведомственная Роскомнадзору радиочастотная служба. Операторы должны будут предоставить Роскомнадзору доступ к сведениям о своих абонентах, используемом ими оборудовании, о способах подтверждения сведений об абонентах и результатах проверок достоверности данных сведений.
В своем письме Сергей Израйлит предупреждает, что новый закон ограничивает существующие возможности по дистанционному заключению абонентских договоров, отменяя ранее предусмотренный способ заключения договора с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личном визите. В том числе невозможно будет использование подтвержденных учетных записей в ЕСИА, число которых составляет 65 млн.
Предлагаемая альтернатива — в виде использования ЕБС – не пользуется высоким спросом: в Единой биометрической системе было зарегистрировано лишь порядка 150 тыс человек. Кроме того, операторам связи потребуется понести расходы на интеграцию с ЕБС. «Предлагаемые законопроектом механизмы дистанционной идентификации негативно скажутся на доступности услуг связи для населения, в том числе в условиях пандемии, а также на дальнейшем развитии отрасли связи, в том числе на конкурентных условиях, поскольку оператором ЕБС является единственный оператор связи («Ростелеком» — прим. CNews)», — говорится в письме.
Невозможно будет осуществлять и дистанционную продажу eSIM, так как в приложениях операторов сотовой связи не реализован функционал с поддержкой ЕСИА и ЕБС, а его доработка потребует времени и расходов, в том числе и из федерального бюджета. «Сама идея ставить развитие технологии eSIm в зависимость от исключительно государственных систем ЕСИА и ЕБС является нецелесообразной, так как противоречит принципам технологически нейтрального регулирования и ведет к созданию необоснованных преимуществ одного способа заключения договора по сравнению с иными способами», — отмечает Израйлит.
Кроме того, абоненты не смогут изменять уже существующие договора (изменение тарифных планов, подключение услуг и т.д.) путем конклюдентных действий (через мобильное приложение, путем отправки SMS и т.д.). Для этого нужны будут УКЭП или ЕСИА с ЕБС.
Не нравится Израйлиту и идея проверять достоверность сведений о пользователях услуг сотовой связи, подключенных через корпоративных абонентов, через ЕПГУ и ЕСИА. Получается, что юридическое лицо, имеющее договор на оказание услуг сотовой связи, и его сотрудники, желающие пользоваться такими услугами, должны иметь подтвержденные учетные записи в ЕСИА, которые, к тому же, должны быть связаны между собой.
Данное требование является неконституционным, полагает Израйлит, так получение учетной записи в ЕСИА является правом, а не обязанностью граждан, и данная учетная запись предназначена для получения государственных и муниципальных услуг. Функционал ЕСИА и ЕПГУ также предназначен для оказания государственных и муниципальных услуг, а не для регулирования отношений в коммерческой сфере по оказанию услуг связи.
Кроме того, не учитывается вопрос иностранных граждан, которые работают в России и не могут зарегистрироваться на ЕСИА. Также указанная норма негативно повлияет на развитие устройств интернета вещей.
«Вводимые законопроектом ограничения окажут непоправимое влияние на рынок услуг связи в корпоративном сегменте и простимулируют практику незаконной продажи SIM-карт в публичных местах, поскольку в отсутствие доступных способов получения услуг связи в установленном порядке у недобросовестных дилеров сохранится стимул для дальнейшей разработки схем распространения «серых» SIM-карт», — предупреждает Израйлит.
Наконец, Сергей Израйлит раскритиковал и пункт о создании Роскомнадзором информационной системы мониторинги проверки операторами связи данных об абонентах. «Данная система обеспечит доступ всех заинтересованных лиц, включая магистрального оператора связи, занимающего существенное положение на рынке («Ростелеком», — прим. CNews) к широкому кругу данных, что, кроме создания существенных рисков информационной безопасности и утечек информации, приведет к нарушению принципов и условий конкуренции», — говорится в письме.
Сергей Израйлит оценивает, что расходы и потери от реализации требований закона составят 10 млрд руб в год на одного крупного сотового оператора. Сюда входят потеря выручки от невозможности использования собственных систем идентификации и ЕСИА для заключения договоров, потеря выручки от корпоративных клиентов и устройств интернета вещей, затраты на интеграцию с системой мониторинга Роскомнадзора.
- Сейчас
- Вчера
- Неделя
- Сутки
- Неделя
- Месяц
СМИ узнали о планах ввести регистрацию смартфонов с 2021 года
Вопрос об установке камер видеонаблюдения на рабочих местах пока не описан в одном конкретном нормативно-правовом акте, а поэтому часто вызывает споры и дискуссии. Однако при разборе вопроса законности видеонаблюдения или установки прослушивающих устройств следует обращаться к Конституции РФ, трудовому законодательству, а также к судебной практике по этому вопросу. Кроме того, на многие вопросы даны ответы в Разъяснениях Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото- и видеоизображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки».
Прежде всего, если данное рабочее место не хочется потерять, сотруднику стоит отнестись к установке видеокамер не как к наказанию, а как к благу, поскольку видеофиксация прежде всего — хороший способ обезопасить себя от мелкого воровства на рабочем месте, она может выступить доказательством в спорных моментах в рабочих ситуациях между коллегами или с клиентами.
Как показывает практика, записи из рабочих кабинетов просматриваются не постоянно, а именно ради разрешения конфликтов или в случае, если к сотруднику есть претензии, поэтому основным правилом для сотрудника в данной ситуации является выполнение должностной инструкции и принятого в организации рабочего распорядка.
Если прослушивание телефонных переговоров необходимо в каких-либо организациях, учреждениях или предприятиях, то подключают на прослушку стационарную аппаратуру. Используются средства и оперативно-технические силы органов государственной безопасности, внутренних дел и тех, что контролируют оборот наркотических и психотропных веществ.
Телефон могут прослушивать только у подозреваемых или обвиняемых, а также тех, кто, по мнению органов, имеет сведения о каких-либо преступлениях.
Нет конкретных правил, что можно прослушивать. В зависимости от потребностей представители закона могут слушать двустороннюю, одностороннюю, многостороннюю связь. Объектом прослушки может оказаться как личное средство связи (смартфон, стационарный телефон), так и аппарат, установленный в общественном месте (телефон в кафе, автомат на улице).
Также надо отметить, что прослушиванием можно назвать только разговор нескольких людей. Если прослушивается только речь одного человека, то это называется наблюдением, во время которого используются специальные технические средства.
Первым делом определяются задачи, которые поможет решить прослушивание телефонных переговоров ОРМ. Способы проведения операции и место для подключения к телефонам или телефонным линиям также планируются.
Затем составляются списки средств, с помощью которых абонент связывается с людьми, а также номеров, которыми абонент пользуется.
Во избежание проблем уточняются сроки прослушивания телефонных переговоров, оснований и условий.
Определяется исполнитель. После того, как он выбран, оформляют необходимые документы. Это такие бумаги как:
- постановление от руководства органа, который осуществляет оперативно-розыскное действие, оно должно содержать ходатайство на проведение этого мероприятия;
- постановление судьи, разрешающее прослушивание;
- задание для проведения оперативно-розыскного мероприятия;
- справка, которая уточняет сведения, содержащиеся в задании;
- звуковая запись, которая сохранена на машинном носителе данных, последний должен быть поставлен на учет.
Кроме того, что есть статьи, которые защищают право человека на личную жизнь, каждый должен знать и о предметах, за чью покупку можно поплатиться.
На сегодняшний день известно довольно много случаев, когда безобидная покупка оборачивалась большими проблемами. И никто не станет слушать объяснения из разряда «Над другом пошутить хотел». Итак, что из гаджетов может привести на скамью подсудимых?
В статье 138 в пункте первом дано определение таким устройствам. Технические устройства, предназначенные для использования в бытовых целях, но имеющие вид, который неочевиден для их функций, считаются шпионскими. Вроде бы все и понятно, но вместе с тем и не очень. То есть осудить могут и за камеру, которая сделана в виде шариковой ручки, и за смартфон. Но если с камерой все понятно и в судейской практике много таких дел, то как быть со смартфоном? Исход дела будет зависеть от судьи. Как она растолкует умысел, или как донесут эту информацию следственные органы, от того и зависит решение.
Как пример можно привести умный дом. В обычном рабочем состоянии датчики, которые в нем установлены, не могут передавать какую-либо информацию, кроме своей функциональной. Но если хозяин дома решит их модернизировать и добавит функцию слежения, то он нарушит закон.
Вернемся к ручкам и другим шпионским игрушкам. Не нужно забывать, что копеечная шариковая ручка «с секретом», купленная на китайском сайте, может очень дорого обойтись такому шутнику. Хоть в нашей стране прецедентов с неправильным наказанием и не было, стоит заметить, что меры пресечения достаточно суровы. Это значит, что, потратив несколько сотен рублей на ручку, впоследствии можно лишиться не только круглой суммы, но и свободы.
Из личного опыта. К нам пришли друзья. У меня машина Форд фокус, у друзей Мазда 6. Естественно, я если и ищу запчасти, то на Форд, ввожу соответствующие запросы. В течение вечера мы обсуждали колодки, приводы и усилитель руля на Мазду. Телефоны, которые весь вечер лежали на столе в режиме ожидания, никто не трогал, никакие поисковые запросы не вводились. Как думаете, какая контекстная реклама ожидала меня на следующее утро? Правильно, автосервисы и магазины запчастей на Мазду! Запросов в телефоне ТОЧНО никто не делал. Телефон просто лежал на столе, слушал наш разговор и «мотал на ус» что мне интересно.
Через несколько дней к жене пришла подруга, они по женски обсуждали маникюры, педикюры и прочие шугаринги. Я себя к «голубиным» войскам не причисляю, эти темы мне не интересны, ушел на балкон а телефон остался на столе. Что было на следующий день в рекламе? — Правильно, депиляция зоны бикини)))))))
Выводы делайте сами.
Очень просто. В присутствии телефона поговорите о какой-нибудь теме, которая вас вообще не интересует. Например обсудите поставки товаров из Китая в контейнерах. Через пару часов сильно удивитесь.
3. Зачем прослушивают телефон
Очень просто. Чем выше уровень «целевой» рекламы, тем дороже она стоит. Глупо лысому предлагать услуги парикмахерской, или нищим аренду яхты. Реклама должна находить своих клиентов. Именно это и делается. Засчёт прослушки.
В России, полагают специалисты, список приложений, обязательных для установки, тоже будет «базовым». «В законопроекте говорится лишь о том, что если у такого софта имеется российский аналог, то он также должен быть предустановлен на импортируемом устройстве, — обращает внимание генеральный директор компании Bell Integrator Юрий Латин. — Примерами могут служить приложения «Яндекса», возможно, также антивирусы, например, Касперского».
По мнению эксперта, закон поставит производителей в равные условия.
Для отечественных разработчиков это положительные изменения, но как быть потребителям? Специалисты указывают на то, что чем больше приложений будет появляться в устройствах, тем выше будет и их стоимость. «Законопроект дает более широкий выбор пользователям. Минус только один: необходимость платить за товар два раза — первый за предустановленное ПО (обычно стоимость предустановленного ПО включена в стоимость покупки), второй — за то программное обеспечение, которое выбрал потребитель», — считает коммерческий директор компании Chronopay Сергей Алпатов.
По мнению других экспертов, на цене закон скажется минимально. «И сейчас многие производители для удобства российского пользователя уже производят такие предустановки на основе сепаратных соглашений, поэтому для таких брендов кардинальных изменений не предвидится, — уверен генеральный директор «Облакотеки» Максим Захаренко. — Например, в телефонах Huawei, продающихся на территории РФ, были предустановлены программы VK, «Яндекс.Поиск», мобильное приложение Сбербанка и прочий отечественный софт».
По мнению эксперта, проблема может коснуться только смартфонов дешевого сегмента. И то лишь потому, что дополнительное ПО займет в таких устройствах и без того небольшой объем памяти.
Еще одно популярное мнение — вступление в силу закона неизбежно приведет к тому, что компания Apple покинет российский рынок. Ряд специалистов отмечает, что американский разработчик не станет подстраиваться под требования российских властей.
Тем не менее на определенные уступки Apple уже шла, и не раз.
«Если посмотреть на опыт других стран, то Apple зачастую выполняет требования регуляторов, — напоминает генеральный директор «Новых Облачных Технологий» Дмитрий Комиссаров. — Для выхода iPhone 7 в Японии компании потребовалось модифицировать устройство для обеспечения совместимости с платежной системой на транспорте. В смартфоны для японского рынка были встроены специальный аппаратный чип FlexCAN и программное обеспечение»
- Авто
- Здоровье
- Игры
- Кино
- Культура
- Личные деньги
- Наука и технологии
- Недвижимость
- Общество
- Палата №6
- Политика
- Происшествия
- Спорт
- Экология
- Экономика и бизнес
- OPENTOWN
- Трагедия в метро
- Южный поток
- Санкции
- Катастрофа Boing-777
- Украинский кризис
- ЧебурNET
- пакет Яровой
- Рио 2016
- Майдан 2014 V2.0
- 1
- 2
- Путин подписал закон о предустановке российских приложений на телефоны и гаджеты. Кому это нужно? Что будут устанавливать? Apple уйдет из России?
Использование шпионских программ и закон о прослушивании телефонов
- Новости
- Истории
- Разбор
- Игры
- Шапито
- Подкасты
- Meduza Live
- Вечерняя Медуза
- Срочные новости
- Все новости
- Шапито
- Бот
- О «Медузе»
- Кодекс редакции
- Блог
- SecureDrop
- Реклама на «Медузе»
- Прайс-лист
- Примеры нативной рекламы
- Требования к баннерам
- Написать в рекламный отдел
- Репортажное видео
- Все видеопрограммы / радиопрограммы
- Ток-шоу
- Всё видео
- Расписание видеопрограмм
Какие законы об интернете вступят в силу в 2021 году
- Слушать / скачать последние программы
- Радио / видеопрограммы, подкасты
- Студия подкастов Свободы: подписаться
- Расписание передач
- Как слушать
Смирнов добавил, что, как правило, при приеме на работу и получении корпоративного телефона подписывается соглашение об использовании этого номера исключительно в служебных целях.
“При этом предупреждают, что если в разговорах звучат личные данные — медицинская, адвокатская или другие тайны, то они могут быть доступны для работодателя, поэтому личные разговоры лучше вести по другим телефонам”, — считает он.
Адвокат привел аналогию: полицейские по служебной связи, которую слышат другие их коллеги, не обсуждают домашние и личные проблемы. “Если по корпоративной связи озвучивать личную информацию, то сами добровольно делают ее доступной для работодателя”, — добавил Смирнов.
По его словам, подобная программа не является специальным техническим средством для негласного сбора информации — только неким средством перлюстрации и выборочного контроля.
“Незаконным такой способ сбора информации является, если скрывать его и записывать разговоры тайно, а тут никто никого не обманывает.
Естественно, надо контролировать, чтобы прослушивались только корпоративные телефоны, а не личные”, — отметил Смирнов.
Адвокат Владимир Постанюк считает, что бороться с утечкой информации необходимо, но нельзя допускать тут злоупотреблений.
“Поскольку речь идет не о прослушивании телефонных переговоров, а именно об их машинном анализе на предмет наличия ключевых слов, свидетельствующих об утечке информации, такой контроль закону не противоречит”, — отметил он. По мнению адвоката, бороться с утечкой данных необходимо, однако использовать такие технологии должны только определенные органы и в соответствии с законодательством.
“Вдобавок необходимо следить за отсутствием злоупотреблений: под контроль не должны попадать личные сим-карты сотрудников, а все их собеседники должны предупреждаться о записи и анализе телефонных переговоров”, — добавил Постанюк.
Адвокат и советник Федеральной палаты адвокатов РФ Александр Орлов назвал вопрос о прослушивании работодателем разговоров работников “серой зоной”, недостаточно урегулированной на текущий момент.
“Работодатель считает, что в случае уведомления работников о записи телефонных разговоров их права нарушены быть не могут. Конституция РФ гарантирует тайну личных переговоров, в то время как прослушиваемые средства связи принадлежат работодателю, а работник выразил свое согласие на такой сбор сведений”, — пояснил Орлов.
“Работники, напротив, полагают, что гарантированное каждому право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений может быть ограничено исключительно на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ).
Такие работники считают, что подобные действия работодателя могут подпадать под признаки состава преступления, предусмотренного статьей 137 Уголовного кодекса РФ, а именно под незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну”, — пояснил адвокат.
Орлов отметил, что, как правило, при условии согласия работников и прослушивании корпоративных телефонов у работодателя проблем с законом не возникает.
Отечественное ПО станет обязательным на продаваемых в России гаджетах с 1 января
Большая часть антивирусов не определяет наши программы как вредонос, за исключением ESET-NOD32 и Kaspersky, но и они оповещают, что приложение имеет статус – not-a-virus:HEUR:Monitor.AndroidOS.Ratker.b.
Антивирус Касперского комментирует, что программы со статусом not-a-virus – напрямую не несут в себе опасность, но могут быть использованы злоумышленником для получения частной информации с вашего телефона или компьютера. Статус Monitor.
AndroidOS – означает, что программа содержат функции наблюдения за активностью на смартфоне пользователя. Вредоносными не являются. В этих же целях могут быть использованы злоумышленниками.
1.
Программный продукт может быть установлен на телефон несовершеннолетнего или недееспособного ребенка Пользователя, а также опекаемого Пользователем недееспособного лица (по решению уполномоченных государственных органов страны проживания Пользователя) с целью удержания его от недобросовестных контактов, которые могут принести вред его здоровью и имуществу.
2.
Программный продукт может быть установлен на телефон, владельцем которого является Пользователь, в целях контроля его несанкционированного использования третьими лицами.
3.
Программный продукт может быть установлен на телефон, владельцем которого является принадлежащее Пользователю юридическое лицо, в целях контроля его несанкционированного применения корпоративными пользователями.
В этом случае, пользователь служебного телефона должен быть письменно предупрежден о недопустимости использования служебного телефона в личных целях, а также о наличии программных средств контроля за предоставленным пользователю эфирным временем и Интернет трафиком.
Незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому мы приводим 2 статьи из УК РФ к Вашему сведению.
Перед тем как устанавливать на ЧУЖОЙ (любовнице, жене, любовнику и т.д. – любое устройство, которое не принадлежит вам) телефон прочитайте статьи уголовного кодекса РФ. Если Вы являетесь гражданином другой страны, мы настоятельно рекомендуем Вам изучить соответствующее законодательство своей страны и ни в коем случае не нарушать его!
1.
Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации – наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2.
Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
В то же время в кабинете министров отметили, что поддержат законопроект только при условии его доработки ко второму чтению. В частности, нужно скорректировать количество информации, подлежащей хранению, «в сторону уменьшения».
Министр связи Николай Никифоров подчеркнул, что принятие законопроекта в представленном законе приведет к значительным расходам операторов связи и сделает его невыполнимым. «Это приведет к коллапсу тех или иных компаний, которые не смогут выполнить требования закона», — сказал министр.
Дата второго чтения законопроекта пока не известна. По данным автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности, поправки к законопроекту должны быть представлены не дольше чем тридцать дней после принятия в первом чтении.
Напомним, в законе идет речь о сохранении всей информации о переписках и переговорах в Интернете и о разговорах по мобильной связи. А это, между прочим, очень большие объемы информации, на обеспечение хранения которой потребуется много технических ресурсов, которые будут стоить значительных денежных средств — порядка 5,2 трлн рублей.
В настоящее время операторы связи хранят в течение 3-ех лет информацию только об абонентах и оказанных им услугах связи, так сказать, детализацию переговоров. Кроме того, существует система оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), благодаря которой сотрудники правоохранительных органов могут перехватывать телефонные переговоры и интернет-трафик абонентов.
Напомним, в 2014 г. была введена в строй система СОРМ-3, обязывающая операторов связи по запросу правоохранительных органов хранить данные интернет-трафика определенных абонентов в течение 12 часов. Принятый в недавнем времени законопроект устанавливает в интересах спецслужб норму хранения всех переговоров всех абонентов в течение трех лет.
Поправки в Закон «Об информации» касаются «организаторов распространения информации», о чем также идет речь в так называемом законе «О блогерах». Он касается интернет-сервисов, где пользователи поддерживают коммуникацию друг с другом: социальных сетей, блог-платформ и т.д.
Как прослушивают телефоны в России
Итак, что гласит закон: на электронных устройствах, имеющих более 2 функций и осуществляющих беспроводную связь, должны быть установлены российские приложения — иначе их нельзя продавать на территории России.
Есть количество приложений, которые необходимо предустановить перед продажей:
- Смартфоны и планшеты — 16 приложений
- Smart-Телевизоры — 4 приложения
- Компьютеры — 3 приложения
Вопросов, которые возникают из-за закона, очень много. Начнём с самого безобидного. Вы покупаете бюджетный смартфон из Китая (Xiaomi или Meizu). В нём 16 гигабайт памяти. Примерно 2 гигабайта занимает операционная система, остаётся 14. Вам нужно установить 16 приложений. Возникает вопрос: они вообще вместятся? Вы покупаете телефон, который под завязку забит приложениями, которые вам не нужны.
Даже удивительно, что в списке обязательных приложений нет Яндекс.Такси (Яндекс.Go), Самоката, Wildberries и Badoo — вдруг пригодятся?
Во-первых, некоторые зарубежные производители могут отвернуться от российского рынка. Закон подразумевает, что установкой приложений занимается либо производитель, либо продавец. Возможно, производители будут и дальше отправлять технику со стандартными приложениями, а уже продавцы будут устанавливать необходимый перечень программ.
Во-вторых, закон может дать новых покупателей для чёрного рынка. Если покупка “оригинального” смартфона будет осуществляться через чёрный рынок, то бюджет может потерять налоги.
В России, как рассказывают специалисты, действует система СОРМ (Система оперативно-рoзыскных мероприятий).
При этом российские операторы мобильной связи и интернет-провайдеры традиционно устанавливают оборудование и подключают его к этой системе самостоятельно.
О возможностях системы судить сложно, по некоторым данным, она способна отслеживать телефонные переговоры определенного абонента.
Способна ли она осуществлять контроль над большими группами абонентов, неизвестно.
Как правило, кабели от этой аппаратуры протянуты к соответствующим узлам связи спецслужб либо правоохранительных органов, и провайдеры не могут контролировать процесс слежения.
«В мировой практике известны случаи, когда спецслужбы получали несанкционированный доступ как к переписке, так и к телефонным переговорам… Но [российские] спецслужбы выполняют свою работу, которая регламентируется [законом]», — сказала Би-би-си Инга Чернышова.
По словам Геннадия Гудкова, который более 10 лет проработал в КГБ СССР, спецслужбы обычно не нарушают требование закона об обязательной санкции суда на проведение следственных мероприятий в виде прослушки мобильной связи или контроля над интернет-активностью.
«Есть судьи, которые «прикомандированы» к различным органам. У них задача — давать разрешение на те или иные оперативно-технические мероприятия. По факту это превращается в то, что сидит свой человек — судья, притаскивают всякие задания, или вовсе без таковых, а просто показывают некий телефон и формально пишут, что среди связей Бин Ладена установлены десяток, сто, двести телефонов, которые сразу берутся на контроль», — сказал бывший депутат.