Избирательное право для граждан рф с двойным гражданством

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Избирательное право для граждан рф с двойным гражданством». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Некоторые страны разрешают своим гражданам иметь паспорта других государств без утраты текущего гражданства. Другие — не признают второе гражданство, и если гражданин приобретает второе гражданство, то автоматически утрачивает первое. Есть и такие государства, которые позволяют иметь два паспорта только при определенных обстоятельствах, например если отказаться от первого гражданства невозможно.

Имеет ли права голосовать человек с двойным гражданством

Президентом может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Исключение — для имевших ранее гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ (речь о жителях Крыма). Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков (оговорка «подряд» убирается).

Госдума утверждает по представлению премьера кандидатуры министров (кроме силовиков). Президент после консультаций с Совфедом назначает и увольняет глав силовых ведомств, региональных прокуроров, представляет Совфеду кандидатуры председателя, зампредов и судей Конституционного и Верховного судов. Президент формирует Государственный совет.

В Конституции для членов Совфеда закрепляется наименование «сенатор». Состав Конституционного суда сокращается до 11 судей (сейчас 19). Президент сможет вносить представление о прекращении полномочий судей КС и ВС в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

Как жить в России с двумя гражданствами

Государства, предоставляющие гражданам других стран своё гражданство, не уведомляют об этом официальные власти этих других стран. Однако, в России такая обязанность с недавнего времени (с 4 августа 2014 года) возложена на самих граждан РФ, получивших второе гражданство.

Гражданин РФ (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ (ФМС России) по месту жительства данного гражданина в пределах РФ (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах РФ, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах РФ – по месту его фактического нахождения в РФ) в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (пункт 3 статьи 6 Закона о гражданстве). Если гражданин не подал такое уведомление в установленный срок в связи с нахождением за пределами РФ, он обязан подать уведомление не позднее 30 дней со дня въезда в Россию.

За граждан РФ, не достигших 18 лет либо ограниченных в дееспособности (кроме граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом), уведомление о наличии иного гражданства обязаны в те же сроки подать их законные представители.

Подача уведомления гражданином или законным представителем осуществляется лично, либо уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи (при предъявлении подающим уведомление лицом удостоверения личности).

В уведомлении, в частности, указываются наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства; дата и основание приобретения иного гражданства. К уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина РФ паспорта иностранного государства (нотариальное заверение и перевод не требуются), а также копия паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории РФ. В случае подачи уведомления уполномоченным представителем, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством РФ о нотариате, и копия паспорта уполномоченного представителя.

Форма и порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство утверждены Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450. Подтверждением исполнения гражданином данной обязанности будет являться отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа ФМС России о его принятии.

В случае приобретения гражданином РФ каждого следующего гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление.

От обязанности по уведомлению о втором гражданстве или ВНЖ освобождаются граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ. Однако, что следует понимать под «постоянным проживанием за пределами РФ» ни законом, ни иными нормативными актами не установлено.

В этой связи правоприменитель, скорее всего, будет исходить из того, что граждане РФ, которые живут в основном за рубежом и лишь время от времени приезжают в Россию, особенно, в случае, когда в России у них сохраняется регистрация по месту жительства, все равно обязаны подавать уведомление о наличии иного гражданства или ВНЖ. Регистрация гражданина РФ по месту жительства («прописка») в России означает фиксацию органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства. Поэтому граждане, зарегистрированные по месту жительства в России, не могут считаться постоянно проживающими за пределами РФ.

Рассмотренная выше обязанность граждан РФ подкреплена мерами как административной, так и уголовной ответственности (приводимое ниже законодательство актуально по состоянию на ноябрь 2015 года).

Административная ответственность
Состав административного правонарушения Административное наказание Орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях
Статья 19.8.3 КоАП РФ Нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений. Наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей. ФМС России (статья 23.67 КоАП РФ). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФМС России вправе: 1) руководитель ФМС России, его заместители; 2) руководители территориальных органов ФМС России, их заместители; 3) руководители структурных подразделений территориальных органов ФМС России, их заместители.
Уголовная ответственность
Состав преступления Наказание Подследственность
Статья 330.2 УК РФ * Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. * Относится к преступлениям небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ). Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ (подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 151 УПК РФ).

В качестве обоснования таких мер в пояснительной записке к законопроекту приводилось мнение о том, что в связи с наличием у гражданина РФ политико-правовой связи с иностранным государством, «значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается». Кроме того, по мнению инициаторов законопроекта, «волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству». Однако, никаких пояснений относительно того, каким образом данную проблему решает введение вышеназванных обязанностей и ответственности (а также в каких целях будет использоваться формируемая база данных лиц с двумя (или более) гражданствами и обладателей иностранных ВНЖ), ни в пояснительной записке, ни в самом законе, не содержится.

Документом, подтверждающим наличие у гражданина РФ иностранного гражданства, является его паспорт, выданный компетентными органами соответствующего иностранного государства. Но поскольку Российская Федерация в этом случае продолжает рассматривать данное лицо исключительно как гражданина РФ, наличие второго паспорта при вступлении в различные правоотношения на территории РФ не принимается во внимание (за исключением ограничений, которые будут перечислены ниже). Пользуясь в России государственными и муниципальными услугами, обращаясь в российские органы власти и управления, гражданин должен использовать российский паспорт. Въезд в Россию и выезд из нее граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами территории РФ (то есть по российскому загранпаспорту).

При этом второй (иностранный) паспорт может свободно использоваться гражданином РФ как в стране, его выдавшей, так и в любых иных странах помимо России.

Гражданин РФ может использовать свой второй паспорт, выданный страной, с которой у России действует визовый режим, в качестве подтверждения права на въезд в данную страну. В этом случае он выезжает из России по российскому загранпаспорту без соответствующей визы. Если такой гражданин не уведомлял ФМС России о наличии второго гражданства, он рискует быть привлеченным к установленной законом ответственности в случае, если данное обстоятельство будет установлено при пограничном контроле в России (при условии, что на подразделения пограничного контроля будет возложена такая функция).

Получив (или планируя получить) иностранный паспорт, гражданин России должен быть готов к ряду ограничений, предусмотренных для таких лиц российским законодательством. В основном они касаются права быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, доступа к государственной гражданской службе и службе в правоохранительных органах.

Граждане РФ, имеющие также гражданство иностранного государства

  • не имеют права быть избранными (Президентом РФ, депутатами Государственной Думы, высшим должностным лицом субъекта РФ, депутатами законодательного органа субъекта РФ, депутатами муниципальных советов);
  • не могут быть наделены полномочиями члена Совет Федерации;
  • не могут быть назначены Председателем Правительства РФ, его заместителями и федеральными министрами;
  • не могут быть назначены Секретарем Совета Безопасности РФ, постоянными членами и членами Совета Безопасности РФ;
  • не могут быть приняты на государственную гражданскую службу и находится на такой службе;
  • не могут быть судьями;
  • не могут быть приняты на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе;
  • не могут быть приняты на службу в Следственный комитет РФ;
  • не могут быть сотрудниками органов федеральной службы безопасности;
  • не могут быть приняты на службу в органы внутренних дел и находиться на указанной службе;
  • не могут быть членами Общественной палаты РФ;
  • не вправе выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (статья 21 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1). Соответствующий порядок утверждён Постановлением Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003.

Приобретение второго гражданства не влияет на воинскую обязанность гражданина РФ (если иное не предусмотрено международным договором об урегулировании вопросов двойного гражданства).

Граждане, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане могут служить в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях (под последними понимаются инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования МЧС России).

Однако, такие граждане не могут проходить военную службу во внутренних войсках МВД России, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (это следует из определения военной службы, содержащегося в части 1 статьи 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

До 1 августа 2013 года граждане, прошедшие военную службу в другом государстве, освобождались от призыва на военную службу в России. В настоящее время к данному основанию добавлена существенная оговорка, фактически его отменяющая: такая возможность теперь существует только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (подп. «г» части 1 статьи 23).

Пустят ли во власть с двойным гражданством?

При определении налоговой обязанности физического лица его гражданство не является значимым фактором. Получение гражданином РФ второго гражданства само по себе не влечет изменение его статуса налогового резидента РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы территории России для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. При этом НК РФ не содержит требований о непрерывности течения указанных 183 дней.

Статус налогового резидента или нерезидента РФ определяется только на основании вышеуказанного критерия («правило 183 дней»), вне зависимости от гражданства физического лица или иных признаков.

Таким образом, чтобы признаваться налоговым резидентом РФ, физическое лицо должно фактически находиться в РФ в совокупности (но не обязательно непрерывно) не менее 183 дней (то есть 183 дня или более) в течение 12 следующих подряд месяцев. Соответственно, физическое лицо перестает быть налоговым резидентом РФ, если в течение 12 следующих подряд месяцев оно фактически находится в РФ суммарно менее 183 дней (то есть от 0 до 182 дней включительно).

В 2020 году предложена поправка в Конституцию РФ, которая запрещает иметь подданство иного государства (кроме российского) чиновникам высшего ранга. Это не нововведение, а закрепление принятых ранее законов:

  • В 2006 году президент Владимир Путин утвердил федеральный закон №128-ФЗ, который запретил двойное гражданство у депутатов Госдумы, запретил жителям иных государств входить в Совет Федерации и занимать должности депутатов законодательных собраний. В документе прописаны требования к замещению государственных и муниципальных должностей.
  • За пару лет до этого, в 2004 году, принят закон, где прописан аналогичный запрет гражданским служащим (работающим в любых региональных и федеральных органах власти).

В России оно запрещено иметь тем, чья работа связана с безопасностью и благополучием развития нашей страны. Это логично, что люди, работающие на благо государства, не имеют права готовить себе запасной аэродром в чужих землях.

По факту те, кто в правительстве России имеет двойное гражданство, нарушают законодательство Российской Федерации со всеми вытекающими последствиями. В Госдуме создана специальная комиссия, которая следит за тем, чтобы таких нарушений не происходило.

На каких должностях запрещено работать людям с принадлежностью к иным странам:

  • членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • государственным служащим;
  • гражданским служащим;
  • президенту РФ;
  • председателю правительства РФ;
  • заместителям председателя правительства РФ.

Нередко общественных деятелей и предпринимателей путают с теми, у кого из чиновников двойное гражданство (хотя они или не связаны с госслужбой и не нарушают таким образом никаких законов России или их второе подданство допускается международными договорами с Россией). Медийные личности, у которых есть подданство другого государства, кроме Российской Федерации:

  • Геннадий Тимченко (Финляндия);
  • Вячеслав Кантор (Израиль);
  • Анна Нетребко (Австрия);
  • Владимир Познер (Франция, США).

Россиянам не запрещено выбирать себе вторую родину. В этом случае они сохраняют российское подданство (если отказ от него не входит в требования иной страны).

Какие есть ограничения при наличии одновременно и российского, и иностранного:

  • обязанность платить налоги и в России, и в иностранном государстве (если нет соответствующих договоров между странами);
  • на работу госслужащим не вправе устраиваться госчиновники с двойным гражданством или множественным;
  • нельзя устроиться на работу гражданского служащего РФ;
  • нельзя баллотироваться в президенты РФ, претендовать на должность председателя правительства РФ или его зама, стать членом избиркома с правом решающего голоса;
  • появляется обязанность нести военную службу второго государства (если всеобщая воинская обязанность там предусмотрена);
  • тем, у кого из правительства двойное гражданство и это не предусмотрено международными договорами с РФ, следует сообщить об этом и сложить полномочия;
  • требуется соблюдать порядки и законы стран, подданным которых являешься;
  • в случае войны придется защищать свою родину (одну из двух).

Если гражданин России получил подданство другого государства, он обязан сообщить об этом. Делают это письменно в течение 60 дней со дня получения. Если сроки пропущены из-за того, что человек находится за пределами России, он уведомляет сотрудников МВД России в течение 30 дней после того, как вернется в Российскую Федерацию. Тем, кто нарушит сроки, грозит штраф размером до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

Как накажут тех, кто из правительства РФ имеет двойное гражданство (если обнаружится такой факт): лишат занимаемой должности и наложат административный штраф.

Второе (множественное) гражданство: правовые вопросы

А потом, собственно, началась подготовка к изменению Основного закона страны. И тема неожиданно всплыла уже в апреле, на заседании Госдумы.

Случилось это, когда спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, комментируя замечания депутатов по поводу обсуждения одного из вопросов, заметил:

«Вот коллега (Денис) Парфёнов пишет (комментарии) в американской соцсети (Facebook)».

Из зала прозвучала реплика – в шутку вроде как: «Да он сам американец».

«Сам? – переспросил Володин. – Коллеги, если такое предложение прозвучало, давайте мы проверим, всё бывает, мы, правда, изменения внесли в Конституцию, в случае, если такое обнаружится, сами знаете, чем это чревато. Одним словом, есть поручение разобраться».

Пошутил спикер Госдумы тогда или нет, непонятно. А Парфёнов (он депутат от КПРФ) огрызнулся – мол, тогда уж нужно чуть ли не несколько десятков единороссов заодно проверить: про их двойные гражданства как раз в «американских» соцсетях пишут.

Между тем вполне может статься, что никакой проверки-то и вовсе не будет – по крайней мере по линии ЦИК, о чём недвусмысленно объявила председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова.

«При всём моём глубоком уважении к Госдуме, проверка двойного гражданства, зарубежной недвижимости, зарубежных счетов и другой информации уже действующих депутатов не входит в компетенцию ЦИК, и у нас для этого нет возможностей», – сказала она (цитата по ТАСС).

Впрочем, эксперты, опрошенные Царьградом, сходятся во мнении, что проверки всё-таки пройдут. Потому что впереди – сначала выборы местного и регионального уровня (в сентябре), а через год – уже выборы в Государственную думу.

И если какая-то информация подтвердится косвенным образом (не исключено, допустим, что разыграют свою карту западные спецслужбы, для которых проверить гражданство уже в своей-то стране – плёвое дело), то по самой политической системе России будет нанесён непоправимый удар. Потому что непременно пройдутся катком – в первую очередь! – по принятым поправкам в Конституцию, где, как уже упоминалось, совершенно чётко указано, что не может быть ни у депутатов, ни у сенаторов, ни у чиновников высшего ранга никаких иностранных гражданств, ВНЖ и ПМЖ.

Никто ведь их парламентариев, губернаторов и так далее после принятия поправок не встал и не сказал: «Ребята, каюсь, у меня правда есть грин-карта Штатов и вилла в Майами (либо пентхауз в Нью-Йорке)»? Никто. Следовательно, если кто-то скрывает подобное, он ставит под удар не только свой собственный имидж, а вообще государственный строй. Ну – или уверен в полнейшей безнаказанности. Поскольку что ему (ей, им) грозит в случае выявления обмана? Выгонят из здания на Охотном ряду? И что? Ну, поедет человек радостно жить за рубеж, да ещё и, не исключено, станет поливать грязью Родину,

– полагает политолог Сергей Остапов.

Кадровые чистки в депутатских рядах – пусть и показательные – должны произойти, согласен с ним политтехнолог Валерий Савельев. Это, по его мнению, будет своеобразным сигналом и элитам, которые давно оторвались от реальной жизни, и народу – о том, что неприкасаемых нет, и тот путь, который выбран Кремлём, верный.

«Первый сигнал был с авторитетным бизнесменом из Сибири Анатолием Быковым, которому напомнили про убийства 90-х: это маячок для представителей крупного бизнеса. Потом – звоночек для политиков – арест хабаровского губернатора Фургала. Теперь, вероятно, очередь за парламентариями. Поскольку люди с власти спросят: и что, приняли вы свои поправки, а где результат? Почему нами «иностранцы» правят?! И тут – или чёткое опровержение (и не по линии ЦИК), или разоблачения. Я склоняюсь, что нечто подобное произойдёт», – говорит Савельев.

Царьград тем временем решил пробежаться по самому «депутатскому списку Парфёнова» (он любезно предоставил копию запроса в распоряжение нашей редакции), чтобы напомнить читателям, о ком, в общем-то, там идёт речь.

Итак…

  • Александр Жуков — первый вице-спикер Госдумы (ЕР).

В чём подозревают: вид на жительство в Великобритании.

После того как все изменения приняты, чиновники не будут получать на вид на жительство за границей. Кроме того, запрещено иметь и двойное гражданство для высоких чинов.

Проект поправок еще накладывает запрет на владение счетами, хранение денег и остальных ценностей в зарубежных финансовых учреждениях. Это относится к таким должностям:

  • премьер-министру;
  • заместителям премьер-министра;
  • министрам;
  • руководителям федеральных органов власти;
  • сенаторам, прокурорам и губернаторам;
  • депутатам Думы;
  • уполномоченным по правам россиян.

Двойное и второе — два отдельных случая множественного гражданства. Несмотря на кажущуюся близость этих двух понятий, они имеют различное правовое наполнение и юридическую силу для его обладателей:

  1. Двойное гражданство означает, что лицо обладает двумя различными гражданскими паспортами, при этом государственные органы обеих стран признают права и обязанности лица по отношению к другому государству. Двойное гражданство всегда подкрепляется межгосударственными договорами, так как именно они определяют разграничение прав и обязанностей граждан с двумя паспортами по отношению к обеим «родинам»;
  2. Второе гражданство означает наличие у лица двух паспортов различных стран, однако в этом случае каждое из государств считает его исключительно своим гражданином. Все права и обязанности, возникающие по факту обладания гражданскими паспортами, у такого лица сохраняются в полном объеме по отношению к обоим государствам, их разграничения и взаимного признания не происходит.

Лица с двумя или более гражданскими паспортами именуются бипатридами. Второе гражданство — распространенная мировая практика, двойное гораздо менее распространено, так как основывается на двусторонних соглашениях между конкретными государствами. Многие страны вовсе отвергают институт двойного подданства или разрешают его для представителей отдельных государств-партнеров.

Правоотношения в данной области регулируются Законом «О гражданстве РФ», однако вопрос о гражданской принадлежности поднимается и в основном законе страны — Конституции. В ст. 62 утверждается, что россияне, обладающие паспортами иного государства, рассматриваются только в качестве граждан РФ, если обратное не предусмотрено межгосударственными соглашениями или законами. Этот же постулат звучит и в Ч. 1 ст. 6 «Закона о гражданстве». Оговорка насчет договоров или законов и означает косвенное разрешение на двойное подданство в российском законодательстве.

Оба правовых акта допускают такую возможность только тогда, когда между РФ и соответствующим государством имеется международный договор. На 2019 год такая договоренность у РФ существует лишь с Таджикистаном. Соглашение было заключено еще в 1995 году, а спустя 2 года вступило в законную силу после ратификации парламентами.

До недавних пор Россия имела аналогичное соглашение еще с одной среднеазиатской республикой — Туркменией. Одним из условий соглашения была заинтересованность обеих сторон в продлении сроков его действия. Однако в 2015 году договор не был продлен по инициативе туркменской стороны.

Права и обязанности лиц с двойным подданством определяются законодательством каждой из стран и текстом соглашения о взаимном признании гражданства друг друга. На практике бипатрид обладает гражданскими правами обоих государств, но в полной мере реализовать их может в той стране, в которой проживает на данный момент.

В качестве примера можно рассмотреть соглашение между Российской Федерацией и Таджикистаном. Бипатрид не может получать пенсию в обеих странах, пользоваться льготами, получать социальные выплаты и пособия. Все это доступно ему только в том государстве, в котором он проживает на конкретный момент времени.

1. Согласно ч. 1 настоящей статьи, каждому гражданину России предоставляется право на приобретение гражданства иностранного государства. Традиционное понимание двойного гражданства ограничивалось наличием у одного лица гражданства одновременно двух государств. Именно такое значение двойного гражданства закреплено данной конституционной нормой.

Между тем международная практика, касающаяся вопросов правового статуса граждан, толкует это понятие расширительным образом. Так, пункт «b» ст. 2 Европейской конвенции о гражданстве от 2 ноября 1997 г. вводит понятие «множественное гражданство», которое означает наличие у одного и того же лица одновременно гражданства двух или более государств.

Данное конституционное право может быть реализовано на условиях, определенных федеральным законом или в соответствии с порядком, установленным международным договором РФ. Представляется, что данная норма не исчерпывает всех случаев возникновения двойного гражданства у российских граждан. Согласно ст. 14 Конвенции о гражданстве, государству следует разрешать: а) детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически по рождению, сохранять это гражданство; b) своим гражданам иметь другое гражданство в случаях, когда это другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак.

Другая возможность возникновения двойного гражданства может быть предусмотрена международными соглашениями. Так, согласно ч. 1 ст. 4 Договора Российской Федерации с Республикой Таджикистан от 7 сентября 1995 г., дети, каждый из родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих сторон, приобретают гражданство обеих сторон.

Двойное гражданство вне рамок и условий международных договоров РФ может возникать у российских граждан вследствие коллизий законодательства, действующего в РФ, и законов иностранных государств. Так, ребенок российских граждан, родившийся на территории иностранного государства, регулирующего вопросы гражданства исходя из «права почвы», автоматически приобретает гражданство этого государства.

На данный момент в РФ не принят специальный федеральный закон, регулирующий порядок и условия приобретения российскими гражданами гражданства иностранных государств. Вместе с тем отдельные вопросы двойного гражданства затрагиваются ФЗ о гражданстве РФ (действует в ред. от 18 июля 2006 г.) Закон не препятствует приобретению гражданства иностранного государства и, соответственно, не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Статья 14 Закона одновременно не препятствует приобретению российского гражданства иностранцами, при этом не требуя от них предварительного отказа от гражданства государства, в котором они проживают.

Международной практикой допускается приобретение двойного гражданства на основе международных договоров. В настоящее время действует международный договор об урегулировании вопросов двойного гражданства с Таджикистаном от 7 сентября 1995 г. (Бюллетень МД. 1995. N 10). Согласно договору, Договаривающиеся стороны признают за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой Стороны.

Согласно ст. 3, лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон и постоянно проживающее на территории одной Стороны, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает. При этом важно, что лица, состоящие в гражданстве обоих государств, не могут одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих Сторон.

Соглашение также регламентирует вопросы социального обеспечения и прохождения обязательной военной службы и тем самым устраняет коллизии, которые неизбежно возникали бы в отсутствие соответствующего международного урегулирования. Так, в отношении военной службы установлено: лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, проходят обязательную военную службу в той Стороне, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва. Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон и прошедшие обязательную военную службу в одной из них, освобождаются от призыва на военную службу в другой (п. 4 ст. 3 договора).

Лица с двойным гражданством по условиям соглашения вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из Сторон, в том числе и в случае проживания на территории третьей страны.

Прекращение гражданства также осуществляется на основе свободного волеизъявления в соответствии с законодательством государства, гражданство которого прекращается.

Своеобразная форма двойного гражданства может возникнуть в случае объединения России и Белоруссии. Статья 2 Устава Союза Белоруссии и России устанавливает, что каждый гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Республики Беларусь являются одновременно гражданами Союза (Бюллетень МД. 1997. N 9). В развитие этого положения Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. наделяет граждан обоих государств равными избирательными, гражданскими и другими правами и свободами (Бюллетень МД. 2000. N 2). Своеобразие данной формулы двойного гражданства состоит в том, что гражданство устанавливается применительно к государству; а в данном же случае речь идет о гражданстве союза, т.е. объединения, правовой статус которого не имеет очерченного юридического статуса.

В межгосударственных отношений России со странами СНГ развивается практика заключения соглашений, которые, не предусматривая получения двойного гражданства, регламентируют правовой статус г��аждан Договаривающихся Сторон при их нахождении на территориях участников договора.

Ходатайства российских граждан о предоставлении двойного гражданства рассматриваются Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ, Положение о которой утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. N 313-рп (Ведомости РФ. 1992. N 26. ст. 1536).

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

Закон РФ о наличии двойного или другого гражданства

Двойное гражданство в России законом не запрещено, за исключением некоторых категорий граждан, которые ограничены в возможности иметь двойное гражданство. Однако теперь, если человек имеет одно или несколько гражданств помимо российского, он обязан сообщить об этом в МВД по вопросам миграции. Приведем список стран, с которыми возможно двойное гражданство, а также расскажем о том, какие трудности в связи с этим могут возникнуть, а также кто ограничен в двойном гражданстве. Кроме того, важно понимать, что многие страны не допускают двойное гражданство, например Литва, поэтому даже при желании стать гражданином двух стран в этом случае придется отказаться от одного из гражданств.

Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. В соответствии с этими статьями россияне могут являться подданными другой страны, если это допускается российскими законами или имеются договоренности России с зарубежными странами. При этом факт наличия гражданства другой страны не прекращает российского гражданства и не мешает человеку пользоваться всеми правами российского гражданина, если это не противоречит законодательству или международным договорам, которые заключила Россия.

В настоящее время Российская Федерация подписала и ратифицировала соглашения, которые решают вопросы, касающиеся двойного гражданства, с Республикой Таджикистан (закон от 15.12.1996 № 152-ФЗ). До 18.05.2015 года действовало соглашение о двойном гражданстве с Туркменистаном (закон от 25.11.1994 № 41-ФЗ), но начиная с указанной даты эти отношения прекращены. Однако это не значит, что россиянин не может иметь гражданство того государства, с которым Россия не заключила договор. Просто в данном случае такое лицо рассматривается со стороны Российской Федерации не как человек, имеющий двойное гражданство в России, а исключительно как российский гражданин, не принимая во внимание наличие еще одного гражданства.

То есть получается, что двойное гражданство официально возможно только с двумя странами (лица, получившие гражданство Туркмении до 18.05.2015, сохраняют его на условиях двойного гражданства). Во всех остальных случаях это не будет являться двойным гражданством. Но так как законом не предусмотрено однозначного и четкого запрета на наличие гражданства той страны, с которой отсутствуют международные договоренности, и никаких санкций за наличие такого гражданства российским законодательством не предусмотрено, то многие российские граждане пользуются этим и имеют гражданство других стран.

При этом стоит отметить, что некоторые категории российских граждан все же ограничены в возможности иметь какое бы ни было иностранное гражданство. В первую очередь данное ограничение распространяется на людей, которые поступают на гражданскую службу (подпункт 6 пункта 1 статьи 16 закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Такие лица не могут быть госслужащими в случае наличия у них иностранного гражданства, если иное не содержится в международных договорах, заключаемых Россией. Нарушение запрета на двойное гражданство в России повлечет освобождение нарушителя от должности в связи с утратой доверия.

В КонсультантПлюс есть множество готовых решений, в том числе о том, возможно ли в России иметь двойное гражданство. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете оформить пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Нового законодательства по вопросам двойного гражданства в 2020 году в России не принималось.

Что касается действующего в настоящее время законодательства, то 04.08.2014 начал действовать закон от 4 июня 2014 № 142-ФЗ (далее по тексту — Закон), вносящий поправки в закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Изменения были разработаны, исходя из следующих соображений.

  • Человек, у которого помимо российского гражданства есть также гражданство другой страны, тем самым имеет определенную связь с другой страной, в гражданстве которой он состоит.
  • В итоге у него имеются различные обязанности не только перед Россией, но и перед другой страной.
  • Эти факторы снижают патриотизм такого гражданина и его привязанность к России. Ведь принимая те или иные решения, связанные с Россией, подданный другой страны будет руководствоваться не только интересами России и ее граждан, но и интересами того государства, в чьем гражданстве он также состоит.

В связи с этим предполагается, что государство (Российская Федерация) вправе знать, кто именно из его граждан стоит на страже не только российских интересов, но и иностранных, имея гражданство других стран. При этом необходимо отметить, что данный закон не ставит перед российскими гражданами запрет на наличие гражданства другой страны (в этом плане ничего не меняется), а всего лишь предусматривает обязанность сообщать о факте наличия такого гражданства. Но такая обязанность по сообщению касается не только наличия другого гражданства, но также случаев, когда человек имеет вид на жительство в другой стране или документ, дающий право человеку жить за границей. Что понимается под таким документом, гражданин должен определить самостоятельно, основываясь на законодательстве страны, выдавшей такой документ.

Вышеуказанный закон предусматривает, что теперь все российские граждане, которые постоянно живут в России и имеют второе гражданство, вид на жительство или другой документ, дающий право проживать в другой стране, обязаны уведомить об указанных обстоятельствах МВД по вопросам миграции по месту постоянного проживания или, при его отсутствии, по месту пребывания или по фактическому нахождению в течение 60 календарных дней с момента наступления таких обстоятельств. Что же касается детей до 18 лет, а также лиц, ограниченных в дееспособности, то в отношении них такое уведомление подается родителями (достаточно, если его подаст один из них) или другими официальными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями и т. д.).

При этом предусмотренное законом уведомление подается при приобретении каждого нового гражданства или нового документа, который дает право проживать за границей.

Данная обязанность по уведомлению не распространяется на тех, кто имеет двойное гражданство в России, но живет за границей, а также в тех случаях, если это предусмотрено законодательством или действующими договоренностями России с другими странами. Что же касается жителей Крыма, которые не так давно стали российскими гражданами, то на них обязанность по уведомлению о двойном гражданстве распространяется с 01.01.2016.

В случае неподачи уведомления о двойном гражданстве, имеющемся виде на жительство или документе, который подтверждает право проживать за границей, или подачи его с нарушением установленного порядка для лица, которое не исполнило предусмотренную обязанность, может наступить административная или уголовная ответственность. Принятый Закон вносит также поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовный кодекс РФ.

В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.

Уголовная ответственность в ст. 330.2 УК РФ предусмотена за то, что вы не уведомили МВД о том, что получили вид на жительство или гражданство другой страны. Ответственность следующая:

  • Штраф до 200 000 рублей.
  • Штраф, равный заработку или другому доходу нарушителя за период до 1 года.
  • Обязательные работы до 400 часов.

Вступившие в силу поправки, касающиеся необходимости уведомлять о двойном гражданстве в России, изначально имели ряд неопределенностей, которые на практике вызывали существенные сложности. В частности, на момент установления обязанности по уведомлению о получении/наличии двойного гражданства в условиях постоянного проживания за границей, не было определено, что именно является постоянным проживанием. Кроме этого, не было ясно, как следует поступать человеку в ситуации, когда он в силу тех или иных причин временно находится за границей (учеба, работа и т. д.), при этом зарегистрирован в России. Ведь статья 6 закона «О гражданстве РФ» предусматривают возможность подать требуемое уведомление либо лично, либо почтой через организацию федеральной почтовой связи, то есть через Почту России. Соответственно, исполнить свою обязанность, находясь в другой стране, было невозможно.

Возникали трудности и у тех лиц, которые проходили лечение в медицинском учреждении. Ведь даже для почтовой отправки такого уведомления требуется личное присутствие с предъявлением паспорта.

Однако уже 31.12.2014 был подписан закон № 507-ФЗ, устраняющий большинство правовых коллизий. В частности, для граждан, временно находящихся за границей, возможность подать уведомление в течение 30 календарных дней со дня возвращения в Россию. Также определено, что если гражданин постоянно проживал в другой стране, а теперь вернулся в Россию для постоянного проживания, то он должен подать уведомление в течение 60 календарных дней со дня возвращения. Для граждан, проходящих лечение в медицинском учреждении за границей, предусмотрена возможность подачи уведомления через представителя, которому гражданин выдал доверенность, удостоверенную нотариусом или главным врачом медицинского учреждения, в котором он находится.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Гражданство РФ».

Двойное гражданство в России

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    Федеральный закон о российском гражданстве со всеми правилами и положениями, нашедшими свое отражение в статьях, был принят, утвержден и вступил в силу с 1 июля 2002 г.

    В данном законе:

    • детально разобраны правила и условия для получения иностранцами гражданства России;
    • содержатся все основные принципы российского законодательства, касающиеся урегулирования данного вопроса;
    • четко расставлены приоритеты оснований для получения гражданства России, отменена норма отказа от имеющегося гражданства заявителя;
    • установлен порядок его оформления и определены условия, соблюдение которых является обязательным.

    Двойное гражданство является правом любого россиянина, что закреплено в Конституции РФ, ФЗ № 62 «О гражданстве РФ» и международных договорах нашей страны.

    До конца ноября 1991 года граждане нашей страны не могли приобрести паспорт другой страны. Все изменилось с появлением Закона РФ № 1948−1 «О гражданстве РФ», являющегося предшественником ныне действующего ФЗ.

    Данный нормативный акт не только позволил россиянам приобрести гражданство других стран, но и иностранцам — стать частью нашего государства. В то время действовало условие: отказ от гражданства своей страны. Исключение составляло наличие международного договора с РФ.

    С тех пор произошло множество изменений, которые были связаны, в частности, и с принятием Конституции РФ.

    По состоянию на 2019 год существует только один двусторонний договор о двойном гражданстве.

    В сентябре 1995 года был заключен договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства.

    Данный договор действует в течение 5 лет и автоматически продлевается на тот же период, если ни одна из сторон за полгода не изъявит желание прекратить его существование.

    Такая ситуация произошла с аналогичным договором между РФ и Туркменистаном в 2015 году.

    Договор с Таджикистаном регулирует множество важных положений, например:

    • военная служба проходится лишь в том государстве, в котором лицо преимущественно проживает;
    • лица, которые уже прошли службу в одном из государств, призыву более не подлежат;
    • медицинская помощь, соц. обеспечение и образование осуществляются также на условиях страны преимущественного проживания.

    С рядом остальных государств подобных договоров нет, однако, имеется многостороннее соглашение об упрощенной процедуре получения гражданства между РФ и Республиками Беларусь, Казахстан и Кыргызской республикой (от 26.02.1999 г.).

    Данное соглашение применяется только при отсутствии противоречий с Договором о Евразийском экономическом союзе 2014 г.Важно! В указанных государствах нет понятия бипатридизма. В большинстве случаев потребуется отказ от гражданства РФ.

    Штраф и ответственность за двойное гражданство в России в 2021 году

    В случаях, когда между РФ и другим государством отсутствует договор о двойном гражданстве, речь идет о получении второго паспорта.

    Статус второго гражданства не дает тех привилегий, которые мог бы получить бипатрид. Кроме того, лицо, являющееся гражданином России и другой страны одновременно (например, США), обязуется соблюдать законы обоих государств.

    Сложность состоит в том, что законодательство государств различно. Благодаря этому возникает коллизия права — противоречие между нормативными актами, регулирующих одинаковую отрасль, двух стран.

    Круг лиц, для которых возможно получение второго паспорта, определяется самим государством, подданство которого желаемо.

    Так, страны ЕС дают возможность получить гражданство одной из стран следующим лицам:

    1. Репатрианты — лица, которые является потомком эмигрировавших ранее граждан этого государства.
    2. Супруг (а) гражданина.
    3. Иные родственники граждан, в целях воссоединения семей.
    4. Беженцы (важно отметить, что не каждый из них впоследствии может получить паспорт государства).
    5. Лица, длительное время осуществляющие работу по трудовому договору, или открывшие свое дело на территории страны.

    Важно! Прежде чем получить паспорт, сначала придется получить временный, а затем постоянный вид на жительство.

    Большинство государств требует от будущего гражданина оформить ПМЖ и прожить на территории определенное количество времени (от 5 до 10 лет, в некоторых случаях и странах срок меньше). Кроме этого, россиянин должен:

    • знать государственный язык страны, в которой он желает получить паспорт, и сдать специальный экзамен на его знание;
    • знать основное законодательство;
    • во время постоянного или временного проживания показать себя с хорошей стороны, не нарушать законы.

    За несовершеннолетнего (с 14 до 18 лет) уведомление подает его законный представитель — один из родителей (усыновителей) или попечитель. Он указывает следующие сведения:

    • личные и паспортные данные о себе;
    • личные и паспортные данные РФ о несовершеннолетнем;
    • основания приобретения таким лицом гражданства и сведения о документе, удостоверяющем личность и подтверждающем гражданство;
    • подпись представителя и ее расшифровка.

    К уведомлению прилагаются:

    • копия паспорта РФ и (при наличии) иностранного государства представителя несовершеннолетнего;
    • документ, подтверждающий право законного представителя (свидетельство о рождении (усыновлении) или акт о назначении попечителя);
    • копия паспорта РФ несовершеннолетнего;
    • документ, подтверждающий наличие гражданства иностранного государства;
    • документы о представителе в РФ (если уведомление передается через него) — аналогичны тем, которые прикладываются к заявлению совершеннолетнего гражданина.

    На сегодняшний день существует два понятия, которые сами по себе различны, но простые обыватели их достаточно часто объединяют в одно и путают:

    1. Двойное гражданства;
    2. Два гражданства.

    Дело в том, что в России под двойным гражданством имеется ввиду наличие у лица гражданства России и гражданства той страны, с которой у России заключено специальное соглашение. Таких стран на сегодняшний день две – Туркмения и Таджикистан.

    Два гражданства – это явление, когда у гражданина имеется два или более гражданств одновременно, но без заключённого между этими государствами мирового соглашения, позволяющего иметь двойное гражданство. То есть для России два гражданства могут иметь граждане всех стран кроме Туркмении и Таджикистана.

    Важно! Наличие у гражданина гражданства одного из них и Российского гражданства такие называется бипатризмом.

    Разрешено ли двойное и множественное гражданство в РФ

    Обязанности гражданина России, имеющего дополнительно второе гражданство, ничем не отличаются от обязанностей обычного россиянина. Однако, одно отличие все же есть: если российский гражданин решил пойти на получение второго гражданства в другой стране, то у негопоявляется новая обязанность – информирование государства Российской Федерации о своём решении и его результатах. Однако, очень часто такие россияне не желают это делать и стараются всячески скрыть сей факт.

    Важно! Кроме того такие личности, получив гражданство другой страны, становятся обязанными выполнять свои обязательства и перед этой страной. Таким образом, уплачивать налоги и пошлины такой гражданин будет обязан в казну сразу обоих государств. Так же, отслужив в вооруженных силах России, лиц мужского пола могут призвать и в той стране, где он недавно получил гражданство.

    Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации позволяет иметь российским гражданам второе гражданство, а точнее не запрещает этого, перед такими лицами существует определенная обязанность, о которой говорилось выше – своевременное информирование родного государства о наступлении такого случая, иначе на данное лицо будет наложена определенная ответственность.

    Чтобы донести информацию до Государственных органов России, необходимо отправить своего рода уведомление. Его направляют в органы миграционной службы – ГУВМ МВД России. При этом должно быть соблюдено одноиз следующих условий:

    1. Временное ограничение предполагает информирование в течение 60 календарных дней с момента получения второго гражданства лицами, проживающими в России;
    2. Временное ограничение на информирование для лиц, не проживающих в России, составляет не более 30 дней с момента пересечения границы Российской Федерации.

    В случае просрочки вышеуказанных сроков или полного сокрытия факта получения второго гражданства такой россиянин будет наказан согласно российскому законодательству. Все дело в том, что и Конституция и ФЗ «О двойном гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 года N62-ФЗ не предусматривают какого-либо наказания, но поправки в законодательстве от 2014 года внесли изменение в систему информирования и добровольного отказа от него, а так же механизм наказания за неисполнение статей закона.

    В настоящий момент проверить таких правонарушителей достаточно трудно, поскольку единой базы граждан, получающих второе гражданство, нет и в принципе быть не может. Однако, вычислить нарушителя все же можно, например, на паспортном контроле в аэропорту или на пограничных блок-постах. Так же определить нарушителя можно при переводе им денежных средств за границу. Однако, последний метод возлагается на банковские организации, добросовестность которых ни разу не проверялась.

    Учитывая все вышеописанные особенности, гражданин РФ имеет право на двойное гражданство, но только с Таджикистаном. Во всех остальных случаях это может быть только второй индигенат, который не будет признаваться Россией и не повлияет на объем гражданских прав и обязанностей.

    Второе гражданство для россиянина может возникнуть в разных случаях:

    • при натурализации в другой стране, если ее национальное законодательство не требует отказа от имеющегося гражданства;
    • при рождении от бипатридов или граждан разных государств;
    • при репатриации на родину предков (например, в Израиль);
    • при изменении государственных границ (например, как было в Крыму в 2021 году, когда крымчане приобретали российские паспорта, не отказываясь от украинских);
    • при невозможности отказаться от иностранного паспорта в случае натурализации в РФ.

    Разобравшись, есть ли в России двойное гражданство, предлагаем рассмотреть особенности, о которых должны помнить все бипатриды.

    Вопросы оформления двойного гражданства в России в 2018 году

    Так как отмена двойного гражданства в России в ближайшие годы не намечается, в качестве заключения предлагаем вкратце подытожить плюсы и минусы бипатризма по-русски. К преимуществам можно отнести:

    • право безвизовый въезд, проживание, трудоустройство и прочие блага за пределами России;
    • дипломатическую защиту и покровительство не только от РФ, но и от другого государства;
    • право выбора, чьим гражданином представляться.

    Любые другие плюсы будут зависеть от того гражданства, которое в качестве второго получит россиянин. Теперь минусы:

    • запрет на работу в государственных органах;
    • необходимость подачи уведомления;
    • возникновение гражданских обязанностей сразу перед двумя государствами.

    Обладание паспортами двух государств одновременно означает, как правило, наличие двойного или второго гражданства у их владельца. При всей внешней схожести эти два статуса имеют принципиальное различие, которое выражается в том, что в первом случае человек является гражданином двух стран, между которыми установлены правила, регламентирующие такой статус, т. е. существует договор о двойном гражданстве. Если подобного документа не существует и между державами на официальном уровне не определено, как рассматривать ситуацию с наличием у человека двух паспортов, имеет место второе гражданство. При этом каждое из государств считает фигуранта собственным гражданином, не замечая иной индигенат, а иногда и требуя избавиться от него.

    Если говорить о России, то договор, устанавливающий порядок обладания множественным гражданством и правила проживания лица с таким статусом на территории каждого из государств, имеется у страны только с Таджикистаном. Такой же договор существовал когда-то между РФ и Туркменистаном, но после 18 мая 2015 года этот документ утратил силу по инициативе туркменистанской стороны. Остаётся действительным двойное гражданство, оформленное до этой даты, но только на территории РФ: законодательство Туркменистана требует отказаться от любого другого гражданства при наличии туркменистанского.

    Причин, по которым человеку может потребоваться второе гражданство, бывает множество, но в любом случае претендент должен руководствоваться соответствующими законодательными актами, регламентирующими принятие ещё одного гражданства. Если россиянин собрался принять гражданство ещё одного государства, то это право может быть реализовано согласно Конституции страны и Закону «О гражданстве», последние изменения в который были внесены в 2014 году. Определённые новшества в правилах получения гражданства иной страны учитывают то обстоятельство, что лицо, имеющее более одного гражданства, несёт определённые обязательства перед каждой из стран, предоставивших ему гражданство. Таким образом, россиянин, получивший ещё одно гражданство, принимая какое-либо решение, связанное с Россией, будет руководствоваться в том числе и интересами второй страны. В связи с этим каждому россиянину, вступающему в гражданство другой страны, предписано сообщать об этом российским властям. Помимо этого, получить паспорт другого государства может не каждый гражданин РФ: существуют определённые ограничения в этом отношении для лиц, состоящих на государственной службе.

    В общем случае Российское государство не против наличия второго гражданства у россиян, если это не противоречит законодательству каждой из сторон. Помимо этого, российское гражданство могут предоставить иностранцу, не требуя от него отказываться от имеющегося гражданства: выход из предыдущего гражданства может быть обусловлен только законодательством второй страны.

    Множественное гражданство никак не отражается на статусе российского гражданина, если только он не занят на государственной службе и не является политиком. Израильское гражданство, например, стало причиной выхода Виталия Малкина из состава Совета Федерации, а гражданство Великобритании не позволило Владимиру Кара-Мурзе-младшему претендовать на место в Ярославской городской думе.

    Согласно российскому законодательству, если гражданин страны оформил ещё одно гражданство, но продолжает проживать в РФ на постоянной основе (больше 183 дней в году), он должен платить все налоги в российский бюджет, независимо от того, где получен доход. В противном случае (если гражданин живёт в России менее 183 дней в году) он не считается налоговым резидентом РФ и правила налогообложения для него изменятся. Это касается, например, операций с недвижимостью: налоговый вычет при продаже недвижимого имущества нерезидентом не предусмотрен, а налог на доход от продажи составит не 13, а 30%.

    В то же время постоянное пребывание за рубежом россиянина с двойным гражданством предусматривает необходимость соблюдать требования законодательства второй страны. Например, в случае с двойным гражданством РФ и Таджикистана установлено, что проживая постоянно на территории одной из этих двух стран, владелец двух паспортов может пользоваться правами и должен соблюдать обязанности только гражданина страны постоянного пребывания (а не обеих стран одновременно).


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *