Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изминение в декабре 2021 года в законе об осаго». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
- Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
- Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.
ОСАГО в 2021 году: к чему готовиться водителям
- Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
- Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
- Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
- С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
- С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
Федеральный закон о страховании автотранспорта ОСАГО от 2021 года регламентирует условия и порядок обязательного страхования, правила возмещения ущерба, компенсационные выплаты, статус страховщиков и страхователей. Основная цель — не обязать застраховаться всех автовладельцев, а обеспечить возмещение вреда имуществу, здоровью, жизни потерпевшим в ДТП.
При этом применяется не только фз №40 об ОСАГО, но и ГК РФ в части обязательств о возмещении вреда, а также нормативные акты ЦБ РФ, в частности, Положение о правилах ОСАГО от 1 сентября 2014 г. № 431-П вместе с коэффициентами, коридором тарифов для расчета стоимости страхового полиса.
Нововведение предусматривает активное участие института финансовых уполномоченных (финомбудсмен) в решении проблем с выплатами. Прежде чем обратиться в суд с иском, потерпевший обязан предварительно подать заявление финомбудсмену, который выносит решение в течение 15 рабочих дней, руководствуясь ФЗ “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг” (ст.16.1.
п.1 абз.3). Однако при размере вреда более 500 тысяч руб.
эта стадия к прохождению не обязательна.
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях
Право на регресс страховщика было в законе изначально. В настоящее время внесены поправки в статью о праве регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.
Отныне страховщик не может предъявить иск в порядке регресса к виновному лицу, который не направил ему извещение (европротокол) о ДТП в течение 5 рабочих дней (п.п.”ж” п.1 ст.14 закона не действует). Поправки в закон об ОСАГО коснулись также утраты страховщиком права на регресс к пешеходу, виновному в ДТП, если ему причинен вред вследствие события, или к его наследникам в случае смерти последнего (п.5 ст.14 Закона).
Однако поправки в закон об ОСАГО не только “урезали” в правах страховые компании, но и предоставили дополнительные права. Так, с 1 ноября 2019 года страховщик сможет предъявлять требования в порядке регресса к лицам, отказавшимся от освидетельствования и использовавшим прицеп, при отсутствии записи о такой возможности в полисе.
На сегодня предельные значения тарифов (минимальный и максимальный) составляют 20% в ту или другую сторону.
Коэффициент возраст-стаж уменьшается вдвое с увеличением возраста и стажа вождения.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) поставлен в зависимость от выплаченного страхового возмещения в предыдущий период.
До конца 2021 года грядет увеличение разброса тарифов по максимуму и минимуму до 30% и более в следующем году, увеличение размера выплат по европротоколу до 100 тыс.руб.(ст.11.1 Закона), активно будут использоваться ресурсы сети интернет (от заключения договора страхования, извещения страховщика о ДТП до предъявления претензии) и интернет-портала государственных и муниципальных услуг.
По действующему законодательству РФ каждый автовладелец обязан оформить страховой полис ОСАГО. Тарифы на него регулируются государством, а страховые компании рассчитывают величину взноса, анализируя риски, статистические данные и экспертные оценки. В любом случае базовый тариф страховых компаний должен быть в рамках ценового коридора, утвержденного действующим законодательством.
Больше всего на тариф ОСАГО в этом и следующем году повлияет изменение даты расчета КБМ (коэффициента бонус-малус). Ранее для каждого водителя он рассчитывается индивидуально, и действовал один год.
В 2020 году РСА (Российский союз автостраховщиков) ввел новое правило и пересчитал для всех водителей КБМ. Следующая дата пересчета — 1 апреля 2021 года. Ранее действовавшая система расчета КБМ учитывала срок действия полиса (1 год), а новая определятся за календарный год — с 1 апреля по 31 марта.
При оформлении полиса ОСАГО в бумажном или электронном виде на автомобиль, возраст которого более 3 лет, его владелец обязан провести технический осмотр. После прохождения данной процедуры владельцу выдается на руки диагностическая карта, а ее данные вносятся в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра ГИБДД.
40 ФЗ об ОСАГО в редакции 2021 года:правила страховния, изменения
В условиях карантина при пандемии COVID-19 внесены послабления для автовладельцев, которым необходимо продлять полисы ОСАГО. С 1 марта по 30 сентября текущего года новый полис ОСАГО разрешается оформлять без техосмотра.
Автовладельцам нужно понимать, что им дается отсрочка, а не полная отмена техосмотра. Его результаты владельцы ТС обязаны представить в страховую компанию при первой же возможности.
Следует понимать, что в случае ДТП страховая компания имеет полное право взыскать с владельца ТС полную компенсацию, которая до этого была выплачена потерпевшей стороне.
ОСАГО практически с самого его введения вызвало немало споров. Такой продукт не самый выгодный, а иногда убыточный для страховщиков (страховых компаний), а также зачастую крайне несправедливый непосредственно для водителей.
Главным минусом многие считают усредненные и унифицированные расчеты стоимости. Пока при подсчете итоговой цены учитываются разные факторы, но деление на категории крайне поверхностно и нерационально. Так, в регионе с высоким территориальным коэффициентом даже аккуратный и не нарушающий ПДД водитель будет платить больше, нежели безответственный и агрессивно управляющий ТС автовладелец, который ездит в российском субъекте с минимальными региональными коэффициентными значениями.
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Базовая ставка в 2021-ом году устанавливается российским Центробанком (до 2015-го она назначалась правительством). Но это не фиксированная сумма, а диапазон, за который страховщики не могут выходить.
Пока базовые тарифы всех российских страховщиков не могут быть ниже 2746 рублей и выше 4942. И таковым диапазон стал в 2019-ом году после старта реформы и расширения «коридора» на 20%. На 2020-ый год было запланировано еще два увеличения диапазона: на 40% с первого января и еще на 30% с первого октября. Но пока ставки остаются прежними.
В страховом полисе должны указываться данные не только непосредственно основного владельца автомобиля, но и всех лиц, которые ТС управляют. И если во время остановки машины инспектором за рулем находится водитель, сведений о котором в ОСАГО нет, то это расценивается как нарушение первой части 12.37 статьи КоАП. Здесь написано, что при невыполнении предусмотренного полисом условия управления транспортным средством исключительно указанными в документе водителями налагается административный штраф, величина которого составляет 500 рублей.
Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2020-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.
Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2021-ом году, так и в нынешнем 2020-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;
владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;
водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;
потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»);
место жительства (место нахождения) потерпевшего — определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;
договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным;
страхователь — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;
страховщик — страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение;
страховые тарифы — ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;
компенсационные выплаты — платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховое возмещение по договору обязательного страхования или возмещение страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, заключенным в соответствии со статьей 26.1 настоящего Федерального закона, в счет страхового возмещения не могут быть осуществлены;
представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика в субъекте Российской Федерации, выполняющее полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении, прямом возмещении убытков, по организации осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, по организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, а также по осуществлению страхового возмещения, прямого возмещения убытков, или другой страховщик, наделенный всеми или частью указанных полномочий и присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков;
прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства.
1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России).
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
ОСАГО: последние изменения в 2021
1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях настоящего Федерального закона или в рамках международных систем страхования.
2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
б) транспортных средств, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и (или) не подлежат государственной регистрации;
в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.
4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).
5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).
6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.
Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
1. Порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Банком России в правилах обязательного страхования.
2. Правила обязательного страхования наряду с другими положениями включают в себя следующие положения:
а) порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования;
б) порядок уплаты страховой премии;
в) перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, в том числе при наступлении страхового случая;
г) порядок определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда;
д) порядок разрешения споров по обязательному страхованию;
е) требования к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (далее – требования к организации восстановительного ремонта), а также порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и станции технического обслуживания в случае выявления недостатков такого ремонта
3. В правилах обязательного страхования также могут содержаться положения настоящего Федерального закона и других федеральных законов, определяющие условия договора обязательного страхования.
1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
2. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:
а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
г) загрязнения окружающей среды;
д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
м) причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в настоящем пункте случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;
С 01.03.2021 вступает в силу и новый «Порядок учета, хранения, передачи и уничтожения диагностических карт» (приказ Минтранса России от 30.07.2020 № 280). Диагностические карты, оформленные в письменной форме по результатам ТО, проведенного до 01.03.2021, хранятся у оператора ТО не менее трех лет с даты их формирования. По истечении этого срока они подлежат уничтожению в установленном порядке.
В связи с грядущими изменениями, страховые компании совместно с РСА проводят всеобщую проверку на наличие ТО у автомобилей. И если данные техосмотра не будут совпадать с базой ЕАИСТО — страховщик не сможет оформить ни полис ОСАГО, ни полис КАСКО.
Согласно приказу МВД России от 28.09.2020 № 676 с 01.12.2020 в форму водительского удостоверения и в форму паспорта транспортного средства внесены изменения. Теперь название водительского удостоверения в верхней части лицевой стороны продублировано на трех языках — русском, французском и английском.
Что касается ПТС, то его форма и порядок заполнения изменились лишь частично. Вместе с тем предусмотрено, что бланки ПТС и свидетельств о регистрации транспортных средств, изготовленные в соответствии с ранее утвержденными образцами, используются до их полного израсходования, но не позже чем до 1 января 2025 года.
Однако, радость получения новых прав для водителей с просроченными водительскими удостоверениями, срок действия которых истек с 01.02.2020 по 15.07.2020, освобожденных от замены в связи с пандемией коронавируса (Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 275) может быть омрачена. По данным ГИБДД, за указанный период должны были быть заменены более 2 млн водительских прав. Срок замены истекает 31.12.2020 включительно (приказ МВД России от 09.06.2020 № 410).
Те, кто не успеет представить в ГИБДД необходимые документы и получить новые права, с 1 января 2021 могут быть оштрафованы как не имеющие права управления транспортным средством (ст. 12.7 КоАП). Кроме того, в случае ДТП такие автовладельцы рискуют не только страховым возмещением, но и определенно увеличат стоимость своего полиса ОСАГО в будущем (см. ниже).
В конце уходящего 2020 года сеть наводнили многочисленные запросы автовладельцев по поводу новых штрафов ГИБДД, связанных с предполагаемым вступлением в силу с 01.01.2021 нового КоАП (Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Действительно, в проекте этого кодекса, изначально подготовленного Минюстом РФ, штрафные санкции (не только за нарушение ПДД) были значительно увеличены по сравнению с действующими. Однако ввиду негативной реакции общественности на некоторые нормы проекта, а также недостаточной их проработанностью, Минюст продолжил работу над кодексом (в настоящий момент — третья редакция). Таким образом, новый КоАП пока не принят, поэтому штрафы за ОСАГО (или за отсутствие ОСАГО) в 2021 году действуют в редакции КоАП, утв. фед. законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Основными источниками, позволяющими ознакомиться с ФЗ «Об ОСАГО», а также оперативно отследить вносимые в него приказами или иными нормативными документами изменения, являются специализированные правовые базы. В сети Интернет существует два основных портала, предоставляющих действующие редакции законов.
- Консультант Плюс. Позволяет ознакомиться с уже измененным текстом Закона, а также в общей таблице посмотреть изменения, вносимые каждой редакцией.
- Правовая база «Гарант». Предоставляет актуальные тексты законов, а также позволяет узнать самые свежие новости о принятии новых нормативных актах и готовящихся законопроектах. При необходимости можно скачать нужный ФЗ.
Правовые базы являются практически единственным способом, позволяющим оперативно отследить постоянные изменения, вносимые в законодательство РФ.
ФЗ №40-ФЗ – основной нормативный акт, устанавливающий положения, касающиеся ответственности, наступившей при ДТП, если участник зарегистрирован по программе ОСАГО. Он призван:
- Устанавливать обязательность страхования при наличии намерения эксплуатировать авто;
- Определять объекты, попадающие под действие ОСАГО;
- Рассчитывать размеры компенсации и определять, когда она должна выплачиваться4
- Регулировать порядок и правила осуществления выплат;
- Контролировать деятельность страховых компаний, в том числе определяет условия, при которых фирма может заниматься оформлением договоров транспортного страхования.
Закон об ОСАГО – свежие изменения в 2021 году
Законодательство возлагает ответственность за возмещение причиненного в результате аварии вреда на виновника ДТП. При наличии у последнего полиса ОСАГО обязательства по выплате компенсации переходит к компании, с которой заключен договор о страховании. Но выбранная фирма производит перечисление денежных случаев только при соблюдении определенного порядка регистрации ДТП.
Правила ОСАГО с последними внесенными изменениями в дальнейшем планируется доработать, так как существует множество положений, требующих корректировки. Законодательство в области страхования транспортных средств необходимо пересмотреть в первую очередь в областях, касающихся оформления электронных полисов.
В частности, правительство планирует пересмотреть размер ответственности за предоставление заведомо ложных сведений при оформлении страховки онлайн.
В будущем планируется также внести корректировки, касающиеся следующих вопросов:
- Недостаточная ответственность организаций, страхующий автомобили;
- Необходимости производить доплату при ремонте непосредственно пострадавшему лицу;
- Распространение случаев использования поддельной страховки ОСАГО.
Страховые компании нередко уклоняются от обязательств по выплате компенсаций, наложенных на них ФЗ №40-ФЗ. Единственным средством защитить права при обнаружении незаконных действий со стороны страховщика является обращение в суд.
Зачастую орган власти встает на сторону автомобилиста, как это произошло в деле Азамата Арсланова, пострадавшего в ДТП. Страховая компания отказалась осматривать автомобиль, так как владелец не доставил ТС в место проведения экспертизы. Через Верховный суд РФ водителю удалось доказать нетраспортабельность машины и получить со страховщика – компании Росгосстрах компенсационную выплату.
2 января 2020 года вступили в силу поправки, которые разрешают водителям не возить с собой бумажную распечатку электронного полиса ОСАГО. Теперь водитель имеет право предъявить водителю полис в виде распечатки или электронный вариант на экране любого устройства: смартфона, планшета и т.д. Автоинспектор, в свою очередь, может «пробить» полис по базе данных РСА, и убедиться, что он не поддельный и действительно выдавался.
Центробанк утвердил расширение тарифных коридоров ОСАГО с 5 сентября 2020 года. К примеру, для наиболее популярной категории – легковых автомобилей физлиц, значения базовых тарифов ОСАГО ранее находились в диапазоне от 2746 до 4942 руб. Согласно поправкам, теперь минимальное значение тарифа составит 2471 руб., а максимальное – 5436 руб. Для автомобилей, используемых в качестве такси, тарифный коридор составит 2877-9619 руб. (было 4110-7399 руб.).
Президиумом РСА приняты новые справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, подготовка которых была начата РСА сразу после снятия ограничений в РФ, введенных в связи с пандемией нового коронавируса, и оперативно завершена за три месяца.
Как пояснил президент Российского Союза Автостраховщиков Игорь Юргенс, стоимость запчастей в среднем возросла на 23%. Этот показатель вычислен после анализа в актуализированных справочниках стоимости наиболее часто повреждаемых деталей по наиболее популярным маркам автомобилей в разрезе экономических регионов. Это говорит о том, что средняя выплата по новым справочникам также вырастет.
Как подчеркнул Юргенс, ценовые показатели в актуализированных справочниках, отражают текущую, все еще нестабильную ситуацию, на рынке запасных частей, возникшую после введения ряда ограничительных мер в связи с коронавирусом, последствия которых продолжают оказывать влияние на экономику. Актуализированные справочники будут введены в действие с 20 сентября 2020 года.
В период с 1 марта по 30 сентября 2020 года для оформления ОСАГО не требуется диагностическая карта техосмотра. Это временная мера, введённая из-за пандемии коронавируса в регионах России.
При этом, те автовладельцы, которые успели оформить полис ОСАГО в указанный период, обязаны предоставить своему страховщику диагностическую карту в течение 30 дней после снятия коронавирусных ограничений в регионе (но не позднее 31 октября 2020 года). В противном случае страховая компания в случае ДТП сможет взыскать стоимость ремонта с виновника аварии в порядке регресса.
С 24 августа 2020 года вступили в силу поправки об индивидуальных тарифах ОСАГО. Согласно изменениям, ОСАГО для нарушителей ПДД может стать дороже – теперь страховщики могут устанавливать повышенные тарифы ОСАГО для злостных нарушителей ПДД. Речь идёт о таких грубых нарушениях, как превышение скорости более чем на 60 км/час, выезд на встречную полосу, пьяное вождение и т.д.
В связи с этим, Правительство утвердило поправки, которые позволяют страховщикам получать информацию о нарушениях водителей. Речь о Постановлении Правительства РФ от 29 сентября 2020 г. № 1564 – документ вступил в силу 2 октября 2020 года.
Указанное Постановление вносит изменения в перечень информации, которую страховщики и госорганы должны размещать в автоматизированной информационной системе (АИС) РСА для обмена данными при оформлении ОСАГО.
Так, теперь в перечень информации, предоставляемой для АИС ОСАГО из банка данных МВД, включена информация о привлечении к административной или уголовной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения:
- ФИО, дата рождения, место рождения (при наличии), водительское удостоверение (при наличии);
- соответствующее положение (статья, часть, пункт) КоАП РФ или УК РФ;
- дата и время правонарушения;
- дата лишения права управления транспортным средством (если применялась соответствующая мера) и дата окончания срока лишения.
Таким образом, получение доступа к данной информации позволит страховщикам повышать тарифы для злостных нарушителей ПДД.
19 октября 2020 года вступают в силу очередные изменения в закон об ОСАГО. С этой даты купить электронный полис ОСАГО можно не только на официальном сайте страховой компании, но при помощи так называемых финансовых платформ.
Финансовая платформа, это такая информационная система, которая позволяет клиенту оформить ОСАГО онлайн в выбранной страховой компании. При этом, финансовая платформа не имеет право брать деньги за свои услуги.
Подобные системы получают всё большую популярность. Они позволяют сравнить цены сразу в нескольких компаниях и выбрать понравившийся вариант.
Официальный реестр финансовых платформ будет публиковаться на сайте Центробанка – пока в нём всего две компании.
Изменения в оформлении ОСАГО в 2021 году
Транспортный налог – это налог, взимаемый с собственников зарегистрированных транспортных средств. В Российской Федерации относится к региональным, поэтому устанавливается законами субъектов и поступает в бюджет соответствующего уровня.
Уплата транспортного налога является обязанностью водителя независимо от фактического использования автомобиля. Имеет значение сам факт наличия его в собственности.
Платит налог именно собственник, а не фактический владелец. Поэтому после продажи автомобиля важно произвести перерегистрацию. Если этого не сделать, все налоги будут приходить продавцу. Оспорить неправильное начисление можно на основании договора купли-продажи.
Необходимо отметить, что оплата налога может быть переведена на водителя, владеющего автомобилем на основании доверенности. В этом случае требуется письменное уведомление налогового органа.
Физические лица должны платить налог ежегодно до 1 декабря. За нарушение сроков устанавливается пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. При этом размер пени не может превышать общую сумму задолженности. При накоплении задолженности в 30 тыс. руб. возможно наложение различных ограничений со стороны судебных приставов.
Поскольку транспортный налог относится к региональным, его ставки устанавливаются законами субъектов. На федеральном уровне предусмотрена только базовая ставка, которая может варьироваться в любую сторону, но не более чем в 10 раз. Однако ограничений на снижение ставки для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. в законе нет, поэтому некоторые субъекты полностью ее обнуляют.
Изменение ставки для отдельных категорий транспортных средств, исходя из возраста, экологического класса, также относится к ведению региональных властей. Рассмотрим формирование тарифа на примере Москвы:
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2021 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.
- Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
- Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
- Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.
Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.
В 2021 году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.
В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.
Изменения в оформлении ОСАГО в 2021 году
Полис, выданный при оформлении, — документ, гарантирующий, что в случае ДТП пострадавшему компенсируют ущерб.
Размер суммы выплаты составляет:
- до 500 000 рублей за причинение вреда жизни и здоровью — каждому потерпевшему,
- до 400 000 рублей за поврежденное имущество — каждого пострадавшего.
Срок, на который заключается договор о страховании, в большинстве случаев составляет 12 месяцев. Но он может изменяться с учетом ситуации. Например, если автомобиль зарегистрирован в другой стране и им временно пользуются на территории России, оформляется транзитный полис на срок от 15 дней.
Правила страхования также определяют: если автовладелец планирует пользоваться транспортом не целый год, то ему необходимо указать период использования — и оформить полис по сниженному тарифу — не менее, чем на 6 месяцев.
Также на время транзита авто к месту постоянной регистрации владельца необходимо воспользоваться специальным полисом — сроком на 1 месяц.
Согласно правилам обязательного страхования, есть два варианта оформления полиса:
- с ограничением количества лиц, допущенных к управлению авто,
- без ограничения.
В первом случае управлять автомобилем (разумеется, при наличии водительского удостоверения), имеют право только занесенные в полис граждане. Во-втором, что транспортным средством может управлять любой человек с водительским удостоверением. Данный вид страхования часто используют компании, предоставляющие автомобили в аренду или таксопарки.
Первое важное изменение затронуло базовые ставки страховых тарифов. Рассмотрим таблицу, содержащую старые и новые значения:
Транспортное средство | Было min – max |
Стало min – max |
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы | 694 – 1 407 | 625– 1 548 |
Транспортные средства категорий “B”, “BE” юридических лиц | 2 058 – 2 911 | 1 646– 3 493 |
Транспортные средства категорий “B”, “BE” физических лиц, индивидуальных предпринимателей | 2 746 – 4 942 | 2 471– 5 436 |
Транспортные средства категорий “B”, “BE” используемые в качестве такси | 4 110 – 7 399 | 2 877– 9 619 |
Транспортные средства категорий “C” и “CE” юридических и физических лиц с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее | 2 807 – 5 053 | 2 246– 6 064 |
Транспортные средства категорий “C” и “CE” юридических и физических лиц с разрешенной максимальной массой более 16 тонн | 4 227 – 7 609 | 3 382– 9 131 |
Транспортные средства категорий “D” и “DE” юридических и физических лиц с числом пассажирских мест до 16 включительно | 2 246 – 4 044 | 2 134– 4 165 |
Транспортные средства категорий “D” и “DE” юридических и физических лиц с числом пассажирских мест более 16 | 2 807 – 5 053 | 2 667– 5 205 |
Транспортные средства категорий “D” и “DE” юридических и физических лиц используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок | 4 110 – 7 399 | 3 905– 7 399 |
Троллейбусы | 2 246 – 4 044 | 2 134– 4 044 |
Трамваи | 1 401 – 2 521 | 1 331– 2 521 |
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины юридических и физических лиц, имеющие паспорт самоходной машины и других видов техники или свидетельство о регистрации машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации | 899 – 1 895 | 872– 1 952 |
Примечание. Зеленымцветом в таблице выделены значения, которые стали меньше, красным– которые увеличились.
Напомню, что страховые компании имеют право выбирать значение ТБ в интервале между минимальным и максимальным значениями, установленными законодательством. Так вот, на основании приведенной выше таблицы можно сделать следующие выводы:
1. Минимальная граница для всех транспортных средств стала ниже, то есть теоретически страховые компании могут предложить водителям более низкую стоимость ОСАГО.
2. Максимальные границы для всех транспортных средств, кроме общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев), стали выше, то есть страховщики имеют право увеличить стоимость страховки почти для всех водителей.
Глядя на зеленые цифры в таблице некоторые СМИ пообещали, что с 5 сентября 2021 года ОСАГО должно подешеветь. На практике же сложилась совсем другая ситуация. Большинство страховых компаний устанавливают значение ТБ близкое к верхней границе диапазона. После расширения диапазона они скорее всего просто увеличат базовые ставки.
Ради интереса я решил проверить значения базовых ставок страховой компании, в которой я не так давно покупал страховой полис. И данная теория подтвердилась. Новые базовые ставки оказались примерно на 15% выше. То есть стоимость всех страховых полисов лишь возросла.
Напомню, что величина коэффициента КТ зависит от того, в каком регионе и населенном пункте зарегистрирован (прописан) владелец транспортного средства. Для выбора данного коэффициента используется огромная таблица, имеющая сотни строк. И почти все значения в данной таблице были обновлены 5 сентября 2021 года.
Изначально я хотел разместить в рамках данной статьи полную таблицу со всеми населенными пунктами, однако в процессе изучения нововведений были выявлены некоторые закономерности. Они позволяют представить информацию гораздо более компактно:
Старое значение КТ | Новое значение КТ |
0,5 | 0,55 |
0,6 | 0,64 |
0,7 | 0,73 |
0,8 | 0,82 |
0,9 | 0,91 |
1 | 1 |
1,1 | 1,09 |
1,2 | 1,18 |
1,3 | 1,27 |
1,4 | 1,36 |
1,5 | 1,45 |
1,6 | 1,54 |
1,7 | 1,63 |
1,8 | 1,72 |
1,9 | 1,81 |
2 | 1,9 |
2,1 | 1,99 |
Зависимость, представленная в таблице, справедлива абсолютно для всех регионов и населенных пунктов. Если Вы знаете КТ, который был в Вашем регионе ранее (его можно посмотреть в табличке в страховом полисе), то на его основании Вы можете по таблице найти и новое значение КТ.
Если же Вы не знаете старое значение КТ, то просто найдите название своего региона и населенного пункта на следующей странице указа:
На основе приведенной выше таблицы с коэффициентами КТ можно сделать следующий вывод. В населенных пунктах, где значение КТ раньше было меньше 1, это значение немного увеличилось. В населенных пунктах, где значение КТ превышало 1, коэффициент немного уменьшился.
Коэффициент КО используется для расчета стоимости страхового полиса, в котором не накладываются ограничения на водителей, допущенных к управлению. То есть речь идет о так называемой открытой страховке.
N п/п | Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо | Коэффициент КО |
1 | 2 | 3 |
1 | Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | 1 |
2 | Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | 1,87 |
Коэффициент КО для юридического лица устанавливается в размере 1,8.
N п/п |
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | Коэффициент КО |
1 | 2 | 3 |
1 | Да | 1 |
2 | Нет | 1,94 – для физических лиц; 1,97 – для юридических лиц |
Для физических лиц коэффициент КО увеличился с 1,87 до 1,94. Для юридических лиц значение возросло с 1,8 до 1,97.