Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План проверок роспотребнадзора на 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Зарегистрировано в Минюсте России 4 сентября 2012 г. N 25357
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
от 16 июля 2012 г. N 764
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФУНКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 571; N 52, ст. 6441; 2011, N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; 2012, N 19, ст. 2281), постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52, ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548; N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; 2011, N 14, ст. 1935; N 43, ст. 6079; 2012, N 27, ст. 3729) и от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169) приказываю:
утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Утвержден
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей
и благополучия человека
от 16 июля 2012 г. N 764
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФУНКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ
I. Общие положения
1. Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее — Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий, осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) при осуществлении государственного контроля за выполнением требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
2. Исполнение государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее — государственная функция) осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора в отношении следующих категорий лиц:
1) юридические лица (далее также — проверяемые юридические лица);
2) индивидуальные предприниматели (далее также — проверяемые индивидуальные предприниматели);
3) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (далее также — проверяемые граждане).
3. Должностными лицами Роспотребнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию (далее — должностные лица Роспотребнадзора), являются:
1) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и его заместители;
2) начальники управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их заместители;
3) начальники отделов в управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их заместители;
4) советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
План проведения плановых проверок на 2021 год
Традиционно прокуратуры регионов в конце календарного года утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.
Информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря года. О проверках федерального государственного надзора информация (по отдельным регионам) размещена только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Также надо иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 «О прокуратуре РФ» надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. — единого документа, как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).
Примечание № 1 (статья 9 Закона № 294-ФЗ):
«Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года».
Примечание № 2 (статья 133. Закона № 294-ФЗ (введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 511-ФЗ) — вступает в силу 01.07.2015):
Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2021 год в конце декабря 2020 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2020 года.
О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2019 год в конце 2018 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2018 года.
О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года установлены «надзорные каникулы» для субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход.
Новый период «надзорных каникул» вводится путем дополнения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» новой статьей 26.2, согласно которой с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Для защиты охраняемых законом ценностей данные ограничения не будут применяются:
-
при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
-
при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
-
в отношении плановых проверок в рамках проведения:
-
федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
-
федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
-
внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
-
федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
-
федерального государственного пробирного надзора.
-
Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением:
-
лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности);
-
хозяйствующих субъектов, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее 3-х лет.
Хозяйствующим субъектам предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р с 1 июля 2016 года при проведении проверок запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- разрешения на строительство;
- сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
- выписки из реестра федерального имущества;
- выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
- сведения из ЕГРП;
- сведения из реестра аккредитованных лиц;
- сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
- сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
- сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство;
- сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ.
В то же время согласно изменениям, внесенным в статью 360 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ) внесено дополнительное основание для проведения внеплановых проверок – поступление любой информации в Государственная инспекция труда (ГИТ) из любых источников (в том числе — из СМИ) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:
-
требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
-
приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;
-
установлению заработной платы в размере менее МРОТ.
Следовательно, ГИТ вправе проводить внеплановые проверки чаще и для этого не надо ждать жалоб от физических лиц.
План всех проверок всего бизнеса (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей) должна согласовывать и публиковать на своем сайте прокуратура — так установил Закон № 294-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
На этом основании органы гос контроля и надздора каждого региона до 1 сентября направляют в прокуратуру региона проекты ежегодных планов проверок организаций и ИП для рассмотрения и согласования (проверки на предмет законности) региональной прокуратурой. После рассмотрения планов прокуратура возвращает планы для их утверждения органами гос. контроля и надздора каждого региона. К 1 ноябяря органы гос контроля и надздора каждого региона направляют в прокуратуру уже утвержденные планы проверок.
По общему правилу для проведения плановой проверки необходимо, чтобы прошло 3 года со дня:
-
Государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
-
Окончания проведения последней плановой проверки.
-
Начала осуществления организацией (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный гос. орган уведомлением о начале предпринимательской деятельности.
При этом (пункт 2) учитываются только плановые проверки, у которых была та же цель (предмет).
Это означает, что не учитываются:
-
внеплановые проверки (к таковым, к примеру, относятся проверки по жалобам потребителей);
-
плановые проверки, проведенные тем же гос. органом, но по другим основаниями (с другими целями).
Как водится, из любого правила есть исключения. Так для проведения плановых проверок организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, предусмотрено, что плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года.
Надо иметь в виду, что в связи со вступлением в силу Закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ изменен порядок проведения проверок в некоторых отраслях государственного надзора (контроля) и муниципального контроля.
Теперь сокращенная периодичность проверок может быть установлена и иными нормативными правовыми актами.
К примеру, для осуществления лицензионного контроля основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» для девяти видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере установлена сокращенная периодичность проведения плановых проверок.
- Виды проверок
- Кого могут проверить
- Что проверяют
- Какие проверяют документы
- Как проходит проверка Роспотребнадзора
- Нарушения со стороны инспекции
- Сроки проведения проверок Роспотребнадзора
- Штрафы от Роспотребнадзора
- Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора
- Распространенные нарушения
- Как вести себя во время проверки
Роспотребнадзор осуществляет множество функций, его инспекции объединяют сразу специалистов различных направлений. Сегодня ему полностью переданы контрольные полномочия СанЭпидемСтанции.
Например, под контролем Роспотребнадзора находятся:
- Следование нормам закона о защите прав потребителей;
- Санитарно-эпидемиологическая ситуация;
- Аттестация работников ряда сфер (имеющих дело с продуктами питания);
- Социально-гигиенический аудит;
- Соблюдение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Многие проверки Роспотребнадзора носят характер внеплановых, инициируются в результате жалоб от населения (например, на громкую музыку в заведении или на складирование мусора).
После поступления жалоб территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:
- Оформления трудовых отношений с сотрудниками;
- Квалификации и аттестации работников, наличия санкнижек;
- Сертификатов на товар;
- Контрольно-кассовых машин в торговле;
- Качества продукции (исследование пробы);
- Соответствия помещений стандартам (визуальный осмотр и замеры).
В Генпрокуратуре сформировали план проверок бизнеса на 2021 год
Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.
С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).
Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.
Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.
Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.
Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.
Обязательно должна быть отражена информация:
- Когда и где составлено заключение;
- Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
- Реквизиты распоряжения о начале проверки;
- Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
- Дата начала и окончания проверки;
- Какие были обнаружены нарушения;
- Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
- Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
- Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.
В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.
Записывается:
- Какой орган проводил проверку;
- Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
- Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
- Основания для проверки, цели и задачи исследования;
- Перечень обнаруженных нарушений;
- Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.
Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.
По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:
- Составить обязательные к исполнению предписания;
- Наложить штраф;
- Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
- Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).
Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается. Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.
Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток.
Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов.
Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования. Максимальный срок продления — 20 рабочих дней.
Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки. Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.
Самый надежный, но не дешевый способ подготовиться к проверке – обратиться за помощью к специалистам. Множество компаний предлагает свои услуги по консультированию, сбору документов и организации санитарных мероприятий.
Самостоятельно и за короткий срок привести в порядок всю свою деятельность практически невозможно. Поэтому самое верное решение – вести свой бизнес так, чтобы пришедшему в любой момент эксперту было не к чему придраться.
Всегда держите в порядке санитарные книжки сотрудников, сертификаты на продукцию, соблюдайте сроки и условия хранения товара, вовремя проводите уборку и дезинфекцию, следите за вывесками, ценниками и уголком потребителя.
Чтобы проверить себя ознакомьтесь с перечнем наиболее распространенных нарушений.
Давайте рассмотрим самые частые нарушения, которые обнаруживает Роспотребнадзор в салонах красоты, медицинских центрах, аптеках, кафе и магазинах.
Нарушения салонов красоты, парикмахерских:
- Нет необходимого тройного комплекта инструментов;
- Нет ультрафиолетовых ламп и учета их работы;
- Нарушение правил обработки инструментов;
- Нет маркировок на дезинфицирующих и прочих средствах;
- Не разделены зоны для маникюра и педикюра;
- Нет ножной ванны;
- Нет специальной зоны, отведенной для мусора, для грязного белья;
- Неудовлетворительное санитарное состояние помещений;
- Сотрудники не прошли медицинский осмотр;
- Нет вывески на входе.
Нарушения аптек:
- Несоответствие требованиям СанПина по температуре и уровню влажности в помещении;
- Нарушение условий, а также сроков хранения лекарств;
- Несоблюдение режима стирки спецодежды;
- Сотрудники не прошли медосмотр;
- Клиентам не доступна информация о лекарствах (состав, цена, противопоказания).
Нарушения в общепите:
- Нет необходимой вентиляции помещения;
- Готовые продукты хранятся рядом с полуфабрикатами, а грязная посуда с чистой;
- Прием и реализация продуктов без сопутствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность;
- Несоблюдение сроков годности и правил обработки продуктов;
- К работе допущены сотрудники без медосмотра;
- Нет маркировки на разделочных инструментах;
- На рабочих поверхностях нет гигиенического (удобного для санобработки) покрытия;
- Нет персонала и инструментов для полноценной уборки.
Нарушения торговых точек:
- Несоблюдение санитарно-технических требований к помещениям;
- Не измеряется температура и влажность на складах;
- Хранение продуктов в непредназначенных для этого местах;
- На изделиях нет маркировки, соответствующей нормам;
- Нет протоколов обследований, не соблюдены периодичность и объем исследований;
- Нет полной информации на ценниках.
Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:
- Пригласите юриста. Оповестите о приходе инспекции остальных работников;
- Попросите инспекторов предъявить удостоверения и приказ о начале проверки. Тщательно проверьте документы на соответствие имен, названий и дат;
- Изучите распоряжение о проверке (план мероприятий, перечень необходимых документов), следите, чтобы инспекция не выходила за указанные рамки;
- Попросите проверяющих поставить подпись в журнале учета контрольных мероприятий;
- После проверки внимательно ознакомьтесь с ее результатами, занесенными в акт проверки.
Please turn JavaScript on and reload the page.
Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано:
- во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей «пошерстить» бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
- во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго.
Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.
В рамках своей деятельности Роспотребнадзор строго следит за соблюдением требований действующего законодательства. При этом основными нормативными документами, которыми он руководствуется при выполнении текущих рабочих задач, становятся:
- федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, посвященный вопросам защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в ходе взаимодействия с государственными органами в рамках организации контрольно-надзорных операций;
- постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322, определяющее принципы работы Роспотребнадзора, его основные полномочия, права и обязанности;
- специализированный приказ Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. N 764, который выступает в роли административного регламента, определяющего порядок взаимодействия ведомства с подконтрольными организациями при выполнении надзорных и иных операций;
- приказ Роспотребнадзора от 18 сентября 2017 г. N 860, которым вводятся специализированные бланки проверочных листов для проведения контролирующих операций с учетом обязательных принципов риск-ориентированного подхода;
- другие нормативные документы.
Это основные правовые акты, которые регулируют порядок работы Роспотребнадзора в рамках одной из ключевых сфер своей работы – выполнения контрольно-надзорных операций. При этом другие направления его работы регулируются дополнительными нормативными документами.
Согласно разделу 6 этого нормативного документа в рамках выполнения своей текущей работы в 2021 году ведомство обладает следующими полномочиями:
- организация необходимых исследований, экспериментов, испытаний и других процедур, которые требуются для определения качества изделий или услуг;
- предоставление заинтересованным гражданам и компаниям разъяснений о порядке работы ведомства, а также по другим вопросам, входящим в полномочия службы;
- направление запросов на получение информации, необходимой для работы государственного органа;
- вовлечение компетентных организаций для осуществления своих полномочий, включая научные, исследовательские, общественные и другие объединения. Одним из разрешенных способов вовлечения таких организаций в деятельность Роспотребнадзора становится формирование совещательных органов для обсуждения текущих вопросов и принятия решений по ним;
- пресечение фактов нарушений действующего законодательства в области работы ведомства, а также использование предусмотренных законом мер ограничительного воздействия по отношению к нарушителям;
- выполнение контроля за работой территориальных подразделений ведомства;
- дополнительные полномочия, связанные с разработкой и внедрением форменной одежды, специализированных знаков отличий и проч.
Согласно разделу 5 приказа № 322 выполнение контрольно-надзорной работы расценивается как одно из наиболее значимых направлений работы ведомства.
Приказ № 764 устанавливает, что в целях выполнения своей основной работы по организации контролирующих операций Роспотребназдор в 2021 году вправе проводить два базовых типа проверок:
- плановые, которые проводятся по заранее утвержденному графику согласно нормативам, зафиксированным в действующем законодательстве;
- внеплановые, которые организуются в случае поступления в ведомство информации о появлении достаточно веских причин для проведения такой проверки. Например, в список таких оснований согласно пункту 26 приказа № 764 относятся невыполнение проверяемой организацией ранее выданного предписания о ликвидации нарушений, поступление данных о появлении угрозы жизни и здоровью покупателей либо нарушении их законных прав, распоряжение прокурора и другие причины.
Оба вида проверок могут проводиться в документарном и выездном формате. В первой ситуации проверка выполнения контролируемой организацией обязательных требований производится на основании сведений, содержащихся в пакете документации, предоставленной ею на проверку. Во второй ситуации контроль производится в ходе личного визита инспекторов службы на проверяемое предприятие.
Принимая во внимание приведенные требования к организации согласования графика плановых проверок, понятно, что такой план на 2021 год уже утвержден. Этот документ действительно уже опубликован и на портале Генеральной прокуратуры, и на сайте Роспотребнадзора. При этом компаниям, которые поднадзорны этому контролирующему ведомству, удобнее отслеживать свое попадание в список проверок на его сайте. Это обусловлено тем, что на портале Генпрокуратуры размещается сводная информация обо всех планируемых проверочных процедурах, так что проводить поиск придется по большему массиву данных.
Как понятно из сведений, опубликованных на сайте Федеральной службы, в общей сложности в 2021 году ведомство собирается провести более 85 тысяч плановых проверок почти во всех регионах страны. Если судить по информации, предоставленной в плане, можно заметить, что в текущем году государственный орган отдает преимущество выездной форме контроля, то есть собирается проверять соблюдение требований действующего законодательства при помощи личного визита инспекторов в проверяемую компанию. Запланированные сроки выполнения проверочных операций определены согласно действующему законодательству.
Чтобы облегчить компаниям, попавшим в план, подготовку к визиту проверяющих, к опубликованному реестру проверок присоединен удобный инструмент поиска необходимых сведений. Организация, которая предполагает, что она может стать объектом контроля со стороны Роспотребнадзора в 2021 году, может найти себя в графике, используя один или несколько критериев поиска, включая:
- название организации или фамилия индивидуального предпринимателя, поскольку согласно действующему законодательству Роспотребнадзор имеет право выполнять плановые проверки как в отношении юрлиц, так и в отношении ИП;
- основной номер, применяемый для государственной регистрации организации (ОГРН);
- индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
- регион, в котором зарегистрирована компания.
Аналогичные сведения указываются в специализированной карточке, которая оформлена на сайте для каждого запланированной проверочной процедуры. В дополнение к ним в этой карточке зафиксирован предмет осуществления проверки, то есть конкретный нормативный документ или документы, на соответствие которым проверяется деятельность компании.
Кроме этого, в карточке приводятся форма выполнения проверки, ее срок и месяц, в котором она будет организована. Если мероприятие собираются провести в сотрудничестве с другим государственным контролирующим органом, в карточку также вносится его название. Однако анализ опубликованного графика ясно демонстрирует, что большую часть проверок в 2021 году Роспотребнадзор будет выполнять своими силами. Ссылка на план-график проверок помещена прямо на главной странице сайта ведомства, чтобы посетители, заходящие на портал для получения этой информации, могли быстро найти нужные данные.
Схожий инструмент поиска опубликован также на сайте Генеральной прокуратуры. Однако в дополнение к перечисленным полям он также дает возможность провести поиск по месяцу выполнения проверки. Если по результатам поиска на том или другом сайте Вы не обнаружили данных о Вашей организации, это значит, что она не включена в график плановых проверок Роспотребнадзора в 2021 году.
Поскольку проверки, внесенные в график, входят в категорию плановых, в 2021 году действующее законодательство предусматривает право объектов контроля на предварительное получение информации о готовящемся визите инспекторов. Основной способ информирования, предусмотренный для этой ситуации положениями пункта 41 приказа № 764, — заказное почтовое отправление с уведомлением о его вручении адресату. Такое уведомление должно содержать копию официального приказа о выполнении проверки в отношении конкретной организации или ИП. При этом юрлицо или предпринимателя необходимо предупредить о запланированной проверке приведенным способом не позже, чем за три дня до ее начала.
Нужно учитывать, что на сайте Роспотребнадзора можно найти информацию о графике осуществления плановых проверок в предыдущие годы. Эти сведения могут быть полезными, если при изучении плана на 2021 год Вы выяснили, что Вашу организацию включили в него неправомерно. Например, это может произойти, если в компании уже проводилась плановая проверка менее трех лет назад, и при этом она не входит в список, приведенный в постановлении Правительства от 23 ноября 2009 г. N 944. В этой ситуации, опираясь на данные из графиков предыдущих лет, нужно составить жалобу, которую необходимо направить в прокуратуру или судебные органы. Жалобу также можно составить, если в отношении Вашей компании были нарушены установленные правила выполнения проверочных процедур.
В 2021 году в Российской Федерации продолжается активное внедрение принципов риск-ориентированного подхода в работу контролирующих и надзорных органов. Согласно положениям постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 рассматриваемый подход ориентирован на оптимизацию порядка выполнения контрольно-надзорных функций путем смещения фокуса наибольшей активности на предприятия, характеризующиеся максимальной степенью риска отрицательных последствий своей работы.
Согласно этому подходу, все предприятия делятся по этому критерию на несколько ключевых категорий – от наименьшей к наибольшей степени риска. Организации, которые принадлежат к категории максимального риска, требуют проведения проверок с наибольшей частотой. Компании же, которые отнесены к наименее рисковой категории, полностью освобождаются от участия в плановых проверках. Однако стоит иметь в виду, что при возникновении установленных законом оснований внеплановые проверки для них проводятся в обычном порядке.
Согласно постановлению № 806 Роспотребнадзор входит в список государственных органов, которые участвуют в процессе внедрения риск-ориентированного подхода к выполнению контрольно-надзорной работы. В этой связи проверки планового характера ведомством в 2021 году проводятся с использованием так называемых чек-листов. Каждый из них — это список контрольных вопросов, ответы на которые дают наглядное понимание того, соблюдает ли конкретная организация требования действующего законодательства в профильной сфере.
Сейчас ведомством утверждены несколько основных форм проверочных листов для тех областей работы, которые чаще всего подлежат плановому контролю. Они приведены в приложении к приказу Роспотребнадзора от 18 сентября 2017 г. N 860. В рассматриваемом приложении содержатся чек-листы для таких сфер как:
- общественное питание;
- торговля;
- сфера красоты, включая работу парикмахерских, салонов красоты и соляриев.
2.1. Наиболее часто встречающее нарушение, которое было зафиксировано Роспотребнадзором при проведении проверок (73% от общего числа нарушений) —
не проводят уборку с дезинфекцией.
По рекомендациям Роспотребнадзора организации обязаны проводить регулярную уборку с дезинфекцией ((п. 3.1 приказ Генпрокуратуры от 27.03.2009 № 93). и др.).
Сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверок требуют показать журнал или график, в котором зафиксированы все уборки, а также журнал приготовления раствора дезинфекции.
Если документов нет – проверяющие могут сделать вывод, что уборка не проводится. Также следует отметить, что если Компания проведет дезинфекцию во время внеплановой проверки – это не будет являться основанием для освобождения от ответственности. В этом случае Роспотребнадзор укажет, что невозможно проверить, проводили ли
уборку с нужной регулярностью до проверки.
ВАЖНО: прошу проверить наличие в Обществе указанных документов. При их отсутствии – необходимо будет оформить.
Нарушения из материалов проверок:
Основные изменения в законодательстве о проверках в 2020 — 2021 годах
Мы подробно разберём вашу ситуацию и предложим свои решения
● Полностью рассчитаем стоимость обработки
● Расскажем как и за сколько времени мы проведем обработку на вашем объекте
● Дадим рекомендации что нужно будет сделать до и после обработки
● Ответим на ваши вопросы — о гарантии, средствах и пр.
● Бесплатно забронируем для вас удобное время выезда специалиста
● Подготовим коммерческое предложение посчитаем цену и свяжемся с вами
— В 2020 году количество проверок бизнеса сократилось вдвое (на 51,4%) — частично благодаря мораторию на плановый контроль малых предприятий, частично из-за пандемии. Чего предпринимателям ждать в 2021 году?
— Если жить в парадигме, что число проверок имеет значение, то их число однозначно вырастет. В 2020-м ведомства и службы проводили намного меньше контрольных мероприятий, и в 2021 году они планируют начать потихоньку наверстывать упущенное: не потому что руки чешутся, а потому что уже действительно пора сходить и посмотреть на некоторые объекты. То есть существует отложенный спрос.
— Какие нововведения появятся в МФЦ в 2021 году?
— Оплата госпошлин по QR-коду. Это экспериментальный проект, сейчас идет только в Липецкой области, но мы надеемся, что в 2021 году он распространится на всю Россию. Суть «пилота» в том, что гражданин, приходя в центр «Мои документы», получает квитанцию с QR-кодом для оплаты. Далее с помощью мобильного приложения «Госуслуги» он его сканирует и вносит данные банковской карты, чтобы списались средства. Для нас важно, чтобы в центрах госуслуг была возможность заплатить, причем быстро и без бюрократизма, тем более что многие уже привыкли проводить моментальные трансакции с помощью карты или мобильного телефона.
В ходе плановой проверки Роспотребнадзор проверяет:
- Документы:
- устав компании, свидетельство о регистрации, приказы, инструкции, журналы, декларации, отчеты;
- акты предыдущих проверок;
- лицензии и сертификаты;
- постановления о привлечении к административной ответственности.
- Соблюдение санитарных норм и правил: наличие санитарных книжек у работников, безопасность помещений, наличие маркировки на товарах и полуфабрикатах.
- Соблюдение прав потребителей: наличие книги жалоб и предложений, оформленного уголка потребителя.
Плановая проверка Роспотребнадзора проходит в следующем порядке:
- За три дня до начала проверки инспектор направляет в адрес организации уведомление о предстоящем визите.
- В назначенный день проверяющий запрашивает необходимые документы (если проверка документарная) или выезжает в организацию (если проверка выездная).
- В течение установленного срока проверки проверяющий работает с предоставленными ему материалами.
- По итогам проведения проверки инспектор составляет акт, а в случае, если были выявлены нарушения, предписание об их устранении и о привлечении к административной ответственности должностного лица или самой организации.
С середины 2021 года проверять бизнес будут по-новому
В ходе проведения проверки инспекторы Роспотребнадзора вправе:
- изучать любую информацию, которая имеет отношение к предмету проверки;
- проводить исследования и экспертизы, делать пробы и отборы;
- работать с документами, имеющими отношение к коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайне.
Ответ на вопрос, каков максимальный срок проведения плановой проверки Роспотребнадзора, содержится в ст. 13 ФЗ № 294. По общему правилу продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней (еще на 20 дней срок может быть увеличен, если требуется провести сложное исследование или экспертизу). В случае если у предприятия есть обособленные подразделения, суммарный срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.
ВАЖНО! Малые предприятия не могут проверять более 50 часов в год, а микропредприятия — 15 часов в год. В сложных случаях этот срок может быть увеличен, но не более чем еще на 50 и 15 часов соответственно.
Плановые проверки проходят раз в три года (ч. 2 ст. 9 ФЗ № 294). Два раза в три года проверки могут проводиться в отношении организаций, работающих в следующих сферах (ч. 9 ст. 9 ФЗ № 294):
- здравоохранение;
- образование;
- социальное обеспечение;
- теплоснабжение;
- электроэнергетика;
- энергосбережение;
- производство и обращение драгоценных металлов и камней.
Функции Роспотребнадзора распространяются на проверки различных отраслей оказания услуг. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №332 от 30.06.2004 Роспотребнадзор отвечает за:
- Контроль за соблюдением санитарных норм в продуктовом магазине, на стройке, на предприятии общепита, в медицинских центрах, экспертиза качества продуктов питания;
- Соблюдение требований закона о правах клиента;
- Оформление заключения после проведения контрольных проверок;
- Мониторинг соблюдения санитарно-эпидемиологических правил;
- Переаттестация сотрудников, работающих на производстве, перевозке, продаже продуктов питания;
- Статистическую отчетность.
Проверки 2021: к чему готовиться бизнесу?
Внеплановые проверки Роспотребнадзора могут быть результатом реагирования на жалобы граждан по защите прав потребителей или устранения недостатков, выявленных предыдущей ревизий. Основанием для инспекции может быть только обращение с указанием фактов нарушения, реквизитов заявителя и предпринимателя. На внеплановую проверку необходимо получить санкцию прокурора.
О проведении внеплановой инспекции предприниматель уведомляется за день до ее проведения. Без предупреждения могут быть проинспектированы учреждения, связанные с изготовлением, хранением, транспортировкой и реализацией продуктов, а также любые организации при возникновении угрозы жизни или здоровью людей.
Учитывая сферу деятельности Роспотребнадзора, стать кандидатом на проверку может любое предприятие, оказывающее услуги или реализовывающее товары для населения. Например, образовательные, медицинские или торговые учреждения.
Другими словами, Роспотребнадзор имеет право проинспектировать любую деятельность, связанную с оказанием услуг гражданам.
Что проверяет Роспотребнадзор? Плановые ревизии инспекции направлены на надзор за:
- Соблюдением закона о защите прав клиентов;
- Санитарно-эпидемиологическими нормативами;
- Проведением аттестации сотрудников общепита;
- Выполнением законодательства в сфере энергосбережения.
Инспекция в результате рассмотрения обращения гражданина изучает:
- Законность трудовых отношений;
- Соответствие квалификационного уровня сотрудников;
- Своевременное прохождение медосмотра, наличие санитарных книжек;
- Наличие сертификатов качества продукции;
- Работу контрольно-кассовой аппаратуры;
- Соответствие качества товара заявленному качеству (пробы);
- Визуальный осмотр и замеры строения – для подтверждения соответствия нормам.
Многих предпринимателей интересует вопрос, какие документы проверяет Роспотребнадзор? По закону, предприниматель обязан предоставить для проверки:
- Статут, устав;
- Заполненные санкнижки;
- Документация контроля санитарных норм;
- Лицензии на предоставление услуг;
- Доски объявлений;
- Книжки жалоб и заявлений;
- Меню или прейскурант;
- Документы, на основании которых арендовано или приобретено помещение;
- Контракты с третьими лицами (на вывоз мусора, проведение дезинфекции);
- Журналы проведения санитарных ревизий;
- Журнал регистрации дезинфицирующих препаратов.
Роспотребнадзор опубликовал план проверок на 2021 год
Роспотребнадзор обязан проверять предприятия на предмет соблюдения требований санитарного законодательства, защиты прав потребителей и правил продажи некоторых товаров.
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза за три года (раз в два года для предприятий, связанных с медициной).
Конечно же, новому предприятию проверки не избежать, в остальном же график проверок на текущий год должен быть выложен на сайте контролирующего органа. Так, в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей …» Роспотребнадзор обязан до 31.12.2015 года разместить на своем сайте план проверок на следующий год.
Органы Роспотребнадзора обязаны предупредить предпринимателя о намечающейся проверке не позднее, чем за три дня до нее (так как производить проверку в отсутствие руководящего лица просто не имеют права).
Внеплановая проверка производится чаще всего в ответ на жалобы граждан о нарушении их потребительских прав. Также внеплановые проверки могут проводиться по обращениям органов местного самоуправления или государственной власти.
Кроме того, проверка ИП Роспотребнадзором внепланово может производиться, если есть жалобы на плохую продукцию, заболевания и отравления, а также с целью проверить устранение полученных ранее замечаний. Но даже в случае внеплановой проверки предпринимателя обязательно должны предупредить за сутки до планируемого действия.
Правда, если есть подозрение о возникновении опасной болезни или отравления, о проверке могут и не предупредить.
Многие предприниматели, опасаясь проверки государственного органа, идут на хитрость: раз в три года накануне планового посещения ликвидируют бизнес, чтобы потом открыть его заново на том же самом месте. Мера, конечно, безотказная, но затратная и совершенно излишняя.
Некоторые предприниматели заранее обращаются в Роспотребнадзор за санитарно-эпидемиологической экспертизой. Но даже если вы не относитесь ни к первым, ни ко вторым, бояться совершенно нечего, подготовиться к проверке контролирующего органа не так уж и сложно.
Помимо ознакомления с вышеперечисленными документами, проверяющие проводят визуальный осмотр всех площадей предприятия, а также прилегающих территорий.
При визуальном осмотре проверяют следующие параметры:
- соответствие нормам общего метража помещений, а также ширины и высоты дверных и оконных проемов;
- соответствие состояния помещений и прилегающих территорий санитарным нормам;
- проверяется также достаточность освещения.
Сотрудники Роспотребнадзора проверят также качество товара (включая соблюдение сроков годности и целостность упаковки) и качество предоставляемых потребителю услуг. Нередко для проверки этих параметров проводятся контрольные закупки.
Как проходят проверки Роспотребнадзора
По результатам проверки могут быть выписаны предписания об устранении нарушений или же штрафы. За нарушение санитарных норм и невыполнение соответствующих мероприятий индивидуальным предпринимателям может быть выписан штраф от 0,5 до 10 минимальных заработных плат (в отдельных случаях могут выписать постановление о приостановлении предпринимательской деятельности до устранения нарушения – на срок до девяноста суток).
В случае несоблюдения норм эксплуатации помещений штраф может составить от десяти до двадцати минимальных заработных плат (или же аналогичное постановление). В случае обнаружения угрозы распространения инфекционного заболевания дело может ограничиться не только штрафом, но и лишением свободы для предпринимателя по решению суда.
Иногда может потребоваться объяснительная в Роспотребнадзор – в случае если государственный орган получил жалобу на продукцию или услуги предпринимателя.
Объяснительная составляется на бланке (при его наличии), пояснения по ситуации даются подробно, но лаконично, с приложением пояснительных документов (при необходимости).
Главное, запомните: если мы готовимся к проверке Роспотребнадзора, начинать нужно не за день до проверки, а лучше стараться соблюдать все предписанные нормы по возможности сразу. Иначе во время проверки могут возникнуть неприятные казусы на пустом месте – хотя бы просто потому, что сотрудники не привыкли к другому режиму работы.
В заключение стоит добавить, что для тех, кто готовится к проверке Роспотребнадзора и переживает, что не справится самостоятельно, существует множество фирм-посредников, которые подготовят полный пакет необходимых документов и проконсультируют, к чему нужно быть готовым и как в случае замечаний ликвидировать нарушения.
В новом году стартует обещанная реформа правительства, которая предусматривает сокращение количества министерств с 21 до 15. В число потенциальных ведомств на упразднение попал и Роспотребнадзор, который планируют объединить с Россельхознадзором. Ожидается, что на полноценное слияние служб и организацию работы нового ведомства достаточно будет одного года. В связи с этим возможно изменение регламентов и правил проверок бизнеса Роспотребнадзором.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Ни одна проверка не обходится без анализа документации учреждения. Обычно при плановой ревизии направляется требование о предоставлении конкретного перечня бумаг и бланков.
У образовательного учреждения есть 10 дней, чтобы подготовить нужные документы и передать их в контролирующие органы.
Требуется предоставить:
- учредительные документы;
- приказы о назначении руководителя;
- лицензии с перечнем оказываемых услуг;
- оформленные медицинские книжки;
- дипломы об образовании учителей и прочих специалистов;
- сведения о контроле температурного режима и освещенности помещений;
- перечень имеющегося оборудования, сертификаты соответствия на мебель;
- соглашения с организациями, отвечающими за поставку продукции, а также предоставляющих услуги по вывозу и утилизации отходов;
- журналы, подтверждающие санитарные ревизии.
Указанный список не является исчерпывающим, могут потребоваться иные бланки, запрашиваемые сотрудниками госучреждения.
Важно! Органы надзора имеют право запросить только документацию, относящуюся к проверке. Сотрудники Роспотребнадзора не могут осуществлять функции налоговых органов или полиции.
- Спортивный зал необходимо оснастить безопасным оборудованием для занятий, на окнах требуется установить защитные экраны, которые помогут защитить учащихся от осколков разбитого окна.
- В действующих учреждениях рекомендуется по возможности установить душевые кабинки, они должны быть отдельными для мальчиков и девочек.
- Если школа новая, то душевые комнаты также должны быть раздельными для мальчиков и девочек, при этом площадь каждого помещения должна быть не менее 12 м².
- Проверяется температурный режим, норма – в пределах 25°С. Для этого необходимо установить термометр, и контролировать изменения.
- Душевые обязаны обрабатывать специальными растворами для дезинфекции.