Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Курсы приемных родителей в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:
- Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
- Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
- Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
- Знакомство с нормами семейного права;
- Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.
Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.
Что такое школа для приемных родителей
Психолого-педагогическую и правовую подготовку для того, чтобы взять в семью ребенка, можно пройти в государственных учреждениях, созданных с этой целью. Органы опеки, в которые следует обратиться кандидатам на усыновление, дадут направление на курсы и подскажут, где они проходят.
Занятия проводятся в удобное для будущих опекунов время, обычно в вечерние часы, в том числе и по выходным дням. По итогам обучения проводится аттестация. Если испытание будет пройдено успешно, то будущим опекунам выдадут свидетельство установленного образца о том, что они готовы стать родителями. В противном случае слушателям будет рекомендовано еще раз пройти курсы. В аттестационную комиссию включаются:
- преподаватели;
- сотрудники органов опеки;
- юристы;
- медицинские работники.
В коммерческих психологических центрах будущим усыновителям тоже можно посещать Школу приемных родителей, если в итоге они получат утвержденный документ, который примут органы опеки. Достоинством таких курсов считается то, что кандидатам в опекуны даются более глубокие знания, ведь срок обучения может значительно превышать рекомендованные 72 часа. Кандидаты на опекунство могут посетить не только обязательные занятия, но и дополнительные, где получат ответы на все интересующие вопросы.
№пп | Наименование дисциплин | Общая трудоемкость, в акад. часах | Работа обучающегося в СДО | Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекции | Тестирование | Практические занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль I. Психолого-педагогические основы подготовки и сопровождения замещающей семьи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Психологические особенности и потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
8 |
5 |
1 |
2 |
З |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Ресурсность семьи для приема детей-сирот разных категорий |
7 |
4 |
1 |
2 |
З |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Психологические особенности «замещающего» родительства |
7 |
4 |
1 |
2 |
З |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль II. Подготовка граждан к приему детей-сирот
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Организация, формы и методы подготовки граждан к приему детей-сирот в семью на воспитание |
8 |
5 |
1 |
2 |
З |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Специализированная подготовка граждан к приему детей-сирот сложных категорий |
8 |
5 |
1 |
2 |
З |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Готовность кандидатов в замещающие родители к приему детей-сирот в семью |
7 |
4 |
1 |
2 |
З |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль III. Комплексное сопровождение семьи, принявшей на воспитание детей-сирот
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Организация, формы и методы сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот разных категорий |
9 |
6 |
1 |
2 |
З |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Индивидуальная программа сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот разных категорий |
9 |
6 |
1 |
2 |
З |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 Курсы для приемных родителей и семинары для специалистов1 февраля 2021 года Болезненная привязанность ребенка к матери: возможные сложности 1 февраля 2021 года «Поздний» ребенок: как москвичке помогли наладить отношения с сыном 1 февраля 2021 года Как развить речь ребенка через движение. Советы специалистов Центра «Юнона» 1 февраля 2021 года За два месяца 6,4 тысячи москвичей оформили статус многодетной семьи онлайн 29 января 2021 года Психолог семейного центра рассказала, как вдохновлять ребенка учиться 28 января 2021 года В 2021 году граждане РФ, желающие быть усыновителями, подают в орган опеки по месту регистрации заявление о возможности взять ребенка в семью. К нему прилагаются:
Для ускорения процесса можно предоставить:
Это необязательно. Специалисты отдела опеки закажут их сами, но это занимает дополнительное время. Запрашиваемые документы действительны от 6 до 12 месяцев, а медицинское заключение по форме 164-у – 6 месяцев. После изучения документов и проверки жилищных условий, отдел опеки выдает заключение о возможности усыновления. Порядок усыновления проходит в несколько этапов:
Когда контакт с малышом налажен, можно готовиться к судебному заседанию. Подготовка ведется с двух сторон:
Если усыновляемый ребенок уже проживает в семье опекуна, то опекун сам готовит медицинские документы для него. Все кандидаты, за исключением:
Как утверждают специалисты, ШПР желательно пройти всем кандидатам в том числе и тем, кто не обязан это делать по закону — это поможет справиться с трудностями при адаптации ребенка в семье и предотвратить возврат ребенка в детский дом. Разные ШПР предлагают свои расписания занятий несколько раз в неделю по вечерам или по выходным. Численность групп 10-15 человек. По мнению специалистов, численность группы должна давать возможность для проведения практических занятий, на которых родители могут рассказать о своих проблемах и участвовать в обсуждении значимых для них вопросов. В некоторых ШПР проводится предварительное собеседование. Для прохождения ШПР заключается договор между ШПР и слушателями. Занятия проводятся в форме тренингов, лекций, практических занятий. В России запустят бесплатный онлайн-курс для приемных родителейПо результатам подготовки в ШПР проводится аттестация, после чего выдается свидетельство о прохождении подготовки. Не выдается в случае пропусков в количестве, определенном требованиями о прохождении подготовки и договором со слушателем. Осуществлять подготовку в ШПР и выдавать свидетельство о прохождении подготовки могут только уполномоченные организации, список которых по субъектам РФ размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей). Свидетельства о прохождении подготовки бессрочны. Будущим специалистам органов опеки, попечительства над несовершеннолетними в рамках программы курса предстоит рассмотреть вопросы:
Обучение проходит в специальном разделе сайта. Доступ в систему дистанционного обучения (СДО) Слушатели получают после зачисления. Раздел содержит учебные материалы, тесты, задания, электронную зачётную книжку, расписание вебинаров. Теоретическая подготовка включает изучение текстов лекций, учебников, просмотр записей видеолекций. Практическая часть представлена заданиями, основанными на профессиональных ситуациях. За очное участие в вебинаре Слушателю выдаётся дополнительный сертификат. Общаться с преподавателями можно на форуме, вебинарах, по Skype. Узнать больше о процессе дистанционного обучения можно по ссылке. Срок обучения: 12 недель.
-3% на обучение группой от 3 до 6 человек -5% на обучение группой от 7 до 11 человек -7% на обучение группой от 12 до 18 человек -10% на обучение группой от 19 человек и более -3% лауреатам и победителям конкурса «Учитель года» или «Воспитатель года» -5% при повторном обучении -5% многодетным родителям -5% лицам подвергшимся радиации -5% как матери-одиночке, вдове(вдовцу) с ребенком до 18 лет -5% пенсионерам, малоимущим, военнослужащим в отставке и другим социально защищенным категориям граждан -5% при поступлении на несколько программ одновременно или последовательно Психологическое обследование производится в рамках прохождения Школы. Произведено оно может быть только, если сам учащийся проявляет желание и подаст письменное заявление. Обследование выявит имеющиеся возможности по воспитанию приемного ребенка. Прошедший тестирование кандидат получит заключение. Органам опеки результаты передаются только по желанию обучающегося, которое он должен оформить в письменном виде. Документ будет выдан после прохождения обучения органами опеки. Его форма установлена Министерством образования и науки РФ. Свидетельство подтверждает прохождение курса подготовки, в нем указывается срок обучения и пройденная программа, а также кому и кем выдан документ. Документ действует бессрочно по всей России. Но для того чтобы он был признан органами опеки, обучение нужно пройти в школе, аттестованной на образовательную деятельность в этой сфере. Школа приемных родителей помогает кандидатам подготовиться к воспитанию ребенка, а также объективно оценить свои возможности. Зачастую процесс усыновления идеализируется, а при столкновении с трудностями, родителям бывает нелегко с ними справиться. Прошедшие Школу кандидаты, приобретают понимание, как действовать в стрессовых ситуациях, получают психологическую подготовку, что облегчает процесс адаптации ребенка. Как пройти подготовку приемного родителяГлавной задачей педагоги и психологи для семей с приемными малышами ставят осознание мотивации усыновления. Понятно, что ребенок попадающий под усыновление уже пережил психологическую травму, в той или иной степени. В связи с этим необходимо понять истинные причины кандидатов в усыновители, их психологическую готовность принятияребенка в семью во избежание дальнейших возвратов. Деятельность курсов направлена на получение ответов на самые важные вопросы, в том числе:
Цель обучения в ШПР будет выполнена, если истинное желание стать приемными родителями совпадет с наличием навыков и умений для этого необходимых. СК РФ не допускает разделения братьев и сестёр по разным приёмным семьям, нарушающего права детей при определении их места проживания. Препятствием также будет наличие родственников или родителей, сохранивших за собой право заявить отказ в установлении режима приёмной семьи. Не допустят процедуру опекунства и при несогласии родных детей опекунов, поскольку при принятии решения органы опеки ориентируются на интересы детей. Допускается проживание в приёмной семье до 8 детей; контролирующий орган принимает такое решение о максимальном количестве исходя из финансового состояния семьи и наличия соответствующей жилплощади. Приёмные родители выбираются на основе критериев, определяемых по усмотрению специалистов опеки и самого ребёнка. Аналогично как при опеке с помещением в приёмную семью, существует ряд похожих требований: 1. Семья должна быть желательно полной. Режим приёмной семьи может быть установлен по отношению к одному родителю, но не допускается оформление в приёмные семьи из двух лиц, когда их отношения не зарегистрированы. 2. Кандидаты должны обладать физическим и психическим здоровьем, не страдать алкоголизмом и наркоманией, быть способными обслуживать и содержать себя и ребёнка. 3. Приёмные семьи не формируются в отношении конфликтных лиц, либо имеющих психологически неудовлетворительную характеристику. 4. Родители не должны иметь проблем с законом, либо допускается, что судимость погашена. 5. Для кандидатов требуется обладание высокими моральными качествами и мотивацией на достойный вклад в воспитание ребёнка. 6.Устойчивое материальное положение: достаточный доход и наличие жилплощади, соответствующей санитарным нормам (размер жилой площади, бытовое обеспечение). По обучению родителей проводят курсы центры подготовки при органах опеки, где с помощью тестирований определяют истинные мотивы опекунов, оценивают их социально-психологический портрет и проводят разъяснения по приёмной семье. Школа приёмных родителей – это действующее как коммерческое (реже некоммерческое) учреждение, предоставляющее комплексный подход к нюансам приёмных семей, обучающее взаимодействию с категориями детей и проводящее консультации по юридическим вопросам. В России запустят бесплатный онлайн-курс для приемных родителейОзнакомиться со списком ШПР можно на сайте Министерства образования и науки РФ, выбрав свой регион. Моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе школы приемных родителей:
Если будущие родители хотят взять на усыновление ребенка с особенностями в физическом или психическом развитии, им лучше пройти обучение при том учреждении, в котором такие дети содержатся. Преподаватели смогут рассказать, какие диагнозы имеют их подопечные, какие есть особенности ухода и воспитания. Программа ШПР утверждена на федеральном уровне, она одинакова для всех регионов страны. Каждая школа может самостоятельно решать, в каком объеме и форме будет подаваться материал, однако темы курсов утверждены Министерством образования и не могут быть изменены. Образовательные учреждения не вправе требовать оплаты курсов. Существуют исключения, когда вводятся дополнительные программы, и в этом случае платное обучение допускается. Длительность обучения варьируется — от 1,5 до 2 месяцев, количество часов — от 30 до 80. Обычно занятия проводятся 2 раза в неделю, в т.ч. в выходные дни. Основные направления учебы в ШПР:
Преподаватели стремятся к тому, чтобы слушатели смогли получить в ШПР необходимые знания:
Многие слушатели не осознают в полной мере, какие реальные трудности возникнут при адаптации ребенка в новой семье и установлении с ним контакта. На курсах педагоги и психологи помогают «снять розовые очки» и оценить свои возможности воспитания неродного ребенка, помогают понять, как справиться с возникающими трудностями. Если органы опеки неправомерно требуют повторно пройти ШПР или обновить сертификат, выданный в другом регионе, кандидатам следует подавать бумаги на усыновление в установленном порядке. Такие действия государственной службы связаны с непониманием требований закона и нежеланием брать на себя ответственность. Если специалист отказывается принимать пакет документов, следует передать его через канцелярию, заказным почтовым отправлением или попросить официальный отказ с пояснениями. В большинстве случаев специалисты службы опеки разъясняют законность своего решения, ссылаясь на нормативные акты, не доводя ситуацию до жалобы на их действия в прокуратуру. После того, как решение суда вступило в силу, у усыновителя и ребенка появляется родственная связь, аналогичная той, которая возникает у кровных семей. Чтобы не нарушить тайну усыновления органы опеки не могут осуществлять за семьями усыновителей такой же скрупулезный контроль, как за семьями опекунов. Поэтому закон устанавливает более серьезные требования к личным и нравственным качествам усыновителя. Основные требования устанавливаются:
Рассмотрим каждое требование подробнее. Выплаты приемным семьям в 2021 году повысятся на 3,7%Кандидат в усыновители не может быть:
Также установлен перечень преступлений, совершившее которые не могут стать усыновителями. К ним относятся следующие преступления:
Если кандидат совершил одного из перечисленных преступлений небольшой и средней тяжести, то он не сможет стать усыновителем, если суд признал его опасным для общества. Каждый регион устанавливает минимальный размер жилой площади для человека. В среднем по стране эта норма равняется 14 кв.м. на человека. Жилье, в котором проживает кандидат в усыновители, должно соответствовать установленным нормам. То есть на каждого члена семьи и усыновляемого ребенка должно приходится не менее нормы, определенной в регионе. Если в семье уже есть ребенок, то необходимо учитывать, что разнополые дети нуждаются в разных комнатах. Кроме того, при усыновлении ребенка-инвалида, необходимо предоставить ему отдельную комнату. Из общих требований к усыновителям есть ряд исключений. Практически каждый пункт запрета нужно рассматривать индивидуально. Суд разрешит усыновить ребенка, если:
В данных случаях ситуация будет рассматриваться индивидуально. Суд может вынести как положительное, так и отрицательное решение. Если в качестве усыновителя выступает супруг родителя, то требования смягчаются. Не нужно:
Однако для усыновления нужно получить согласие супруга – родителя ребенка и самого несовершеннолетнего, если он достиг 10 лет. Если второй родитель не лишен родительских прав, жив и известен, то для усыновления нужно получить и его согласие.
Региональные меры поддержки семей с приемными детьми могут включать широкий список дополнительных льгот. Их количество полностью зависит от местных властей, и наиболее распространенные:
Еще одна существенная льгота – упрощенные условия ипотечного кредитования. Дополнительно опекуны имеют право на внеочередное получение земельных участков под возведение жилья. Денежное ежемесячное вознаграждение замещающим родителям, принявшим в семью ребенка на воспитание, сильно зависит от региона. К примеру, в Астраханской области это следующие цифры (по состоянию на 2021 г.):
Центральные регионы, включая Москву и Санкт-Петербург, предлагают более высокие выплаты, но это связано с другим уровнем доходов и расходов. К примеру, в 2021 году для Москвы выплаты замещающему родителю составляют 16 700 руб., а в случае, если ребенок — инвалид – 28 390 руб. Если же в семью передано на воспитание более двух детей, такие выплаты выплачиваются обоим замещающим родителям. Поэтому очень важно своевременно обратиться с региональные социальные службы, предоставив справки о своих доходах, для максимально точного расчета заработной платы. Зарплата приемного родителя в Москве и регионах может различаться, что зависит от многих параметров, в том числе от минимальной заработной платы. Для назначения социальных выплат, включая вознаграждение, необходим такой пакет документации:
Кроме того, потребуются копии документов, подтверждающих, что у сироты действительно нет биологических родственников, которые по различным причинам не могут самостоятельно заниматься воспитанием и обеспечением ребенка:
1. Отменена вторая волна основного этапа зачисления 27 июля все вузы разместят на своих сайтах конкурсные списки. Дальше до 3 августа все, кто поступает только по баллам ЕГЭ (то есть не имеют льгот), должны будут принять важное решение и подать согласие о зачислении. Учитывая тот факт, что каждый абитуриент может подать заявления в 5 вузов на 10 различных направлений, принять взвешенное решение будет крайне затруднительно. 2. Приёмные комиссии будут публиковать конкурсные списки без указания ФИО абитуриентов Многие уже представили себе, что летом 2021 года каждый абитуриент может одновременно фигурировать в 50 списках (пять умножаем на 10). А теперь барабанная дробь! Списки эти будут обезличены. В них не будет никаких фамилий и инициалов. Вместо ФИО либо номер СНИЛС, либо индивидуальный номер, присвоенный в приёмной комиссии вуза. Если по СНИЛС ещё хоть как-то можно идентифицировать конкурентов в списках разных вузов, то индивидуальный номер делает эту работу бессмысленной. 3. В конкурсных списках не будет информации о подаче вместе с заявлением оригиналов документов Раньше можно было анализировать свои шансы на поступление на бюджет, понимая, кто из твоих конкурентов по конкурсному списку имеет серьёзные планы и уже отнёс в вуз оригиналы документов. Теперь эту информацию вуз публиковать не обязан. 4. Абитуриенты теперь имеют право подавать второе заявление о зачислении без отзыва предыдущего Что тут сказать? Искусственное разбухание конкурсных списков в 2021 году будет связано не только с увеличением направлений подготовки, на которые можно подавать документы, но ещё и с этим спорным новшеством. Как отслеживать и анализировать при таком раскладе конкурс, вообще не очень понятно. Большинство ребят просто будут действовать вслепую. 5. Вузы теперь не обязаны публиковать приказы о зачислении на своих сайтах Тут вообще без комментариев. Надеюсь, ни один приличный вуз не воспользуется этим сомнительным правом. 6. Вузы теперь обязаны обновлять конкурсные списки не реже 5 раз в сутки Это хорошая новость. Ежегодно многие абитуриенты жаловались, что некоторые вузы нерегулярно обновляют конкурсные списки, тем самым затрудняя анализ шансов на поступление. Правда, учитывая все предыдущие вопросы по конкурсным спискам, ложка мёда какая-то совсем маленькая. Обновлять-то будут, но информативность этих обновлений для реального абитуриента 2021 года лично для меня под большим вопросом. Какие документы нужны для усыновления ребенка в 2021 году?Самая правильная помощь Дети без родителей – есть. Их много. По данным Министерства образования и науки РФ, в начале 2016 года в Федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находились сведения о 71,4 тысячи детей (Данные Министерства образования и науки РФ. Источник: минобрнауки. рф (электронный ресурс). Долгое время в России помощь сиротам сводилась именно к помощи детским домам и интернатам, потому что большинство сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жили в детских домах. И самой распространенной помощью было шефство, организация праздников, подарки. Потом стали добавляться более прогрессивные виды помощи: забота о социальной адаптации детей, об их качественном образовании и творческом развитии, сопровождение выпускников и защита их прав и т.д. Пока детские дома все еще существуют – нужно и это. Но все же постепенно в общество пришло понимание, что идеальное место для роста и развития ребенка – семья. И самая правильная помощь ребенку без родителей – помочь ему уйти из детского дома в семью. Как именно приходило это понимание и почему семья дает ребенку то, чего он не получит в детском доме, читайте в Главе 1. Реформа детских домов Детские дома и дома ребенка продолжают существовать. Но сейчас в России происходит их реформа. В 2014 году в России принято революционное постановление правительства, которое должно в корне изменить традиционную систему интернатов и детских домов. Теперь по закону дети помещаются в учреждение временно, до возвращения в кровную семью или помещения в семью приемную. (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»). Даже называются теперь бывшие детские дома по-другому: центры содействия семейному воспитанию. И в задачу руководителей этих центров теперь входит семейное устройство детей. Семья для ребенка Большинство детей в учреждениях – социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Для них есть два пути из детских учреждений: в кровную семью или в новую, которую называют замещающей. Кровная семья. Теперь, когда детдома превращены в центры содействия семейному воспитанию, в задачу специалистов входит и работа с кровной семьей. Разрыв с кровной семьей – травма на всю жизнь. Поэтому специалисты центров семейного устройства в первую очередь рассматривают возможность возвращения ребенка к кровным родителям. Бывает, что родители, разлученные с ребенком, находят в себе силы изменить жизнь, наладить быт, найти работу. В этом им могут помочь специалисты – социальные работники, психологи и т.д. К сожалению, не всегда возвращение ребенка в кровную семью возможно. Тогда и встает вопрос о поиске замещающей семьи. Но и после этого специалисты продолжают работать над сохранением связи ребенка с кровной семьей, и это важно не только для детей, но и для кровных родственников. Замещающая семья. Когда возвращение в кровную семью невозможно – например, если родители продолжают злоупотреблять алкоголем или наркотиками и пребывание с ними ребенка опасно для его жизни и здоровья, – руководство учреждения, в которое помещен ребенок, обязано помочь устроить его в приемную семью. Работа с кровной и замещающей семьей принципиально разная и по сути, и по методам. Наша книга расскажет вам о подготовке замещающих родителей, а именно – о создании школы приемных родителей. Что такое школа приемных родителей Для того чтобы приемные родители смогли заменить ребенку утраченную семью, одного их желания мало. Есть специфические проблемы, с которыми они столкнутся, и для их решения личного опыта недостаточно, даже если в семье есть дети. Когда речь идет о приемном ребенке, нужен опыт и помощь специалистов. Получить их можно в школе приемных родителей. Школы приемных родителей действуют в России с 2000 года. С 2012 года обучение в них стало обязательным для всех, кто собирается взять ребенка на воспитание. Сейчас такие школы есть во всех регионах России. Усыновлять детей стали гораздо чаще и охотнее. Эта тенденция не может не радовать. Однако в детские дома тут же поступают другие дети из неблагополучных семей, где родители не справились с воспитанием. Поэтому потребность в замещающих семьях для детей по-прежнему велика. Детские дома, как мы сказали, теперь должны содействовать устройству детей в семьи, но для учреждений это абсолютно новая и незнакомая сфера деятельности. Между тем, создать школу приемных родителей можно и на базе детского учреждения. Кроме того, есть много некоммерческих организаций, которые давно занимаются помощью детским домам и интернатам и «дозрели» до создания собственной школы приемных родителей. Как создать такую школу? Чему обучать родителей? Какие нужны документы и специалисты, как построить занятия, как родителям встретиться со своими детьми, как поддержать выпускников школы, которые уже взяли ребенка в семью? Обо всем мы расскажем в нашем пособии. Также вы найдете в нашей книге программы обучения (основную и дополнительную), учебные планы и другие документы, которые понадобятся в работе школы приемных родителей. В основе книги – опыт успешной работы одной из школ приемных родителей – Школы, являющейся частью Центра семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия. В 2015 году эта Школа стала лауреатом Московской городской премии за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот «Крылья аиста» в номинации «Школе приемных родителей города Москвы за особый вклад в развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Награда присуждалась исходя из трех критериев: количество детей, принятых в замещающую семью выпускниками школы приемных родителей; взаимодействие школы с государственными детскими домами и отзывы выпускников. Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия – совместный проект Марфо-Мариинской обители и службы помощи «Милосердие», организован в 2011 году. Одно из основных направлений работы Центра – Школа приемных родителей (далее – Школа). В Центре работают социальные педагоги, психологи, юрист. Многие из специалистов сами являются приемными родителями. За время существования центра Школу окончили более 300 человек. Всего было устроено в семьи 87 детей. Кроме того, психологи и социальные педагоги Центра семейного устройства ведут индивидуальное консультирование семей, оказавшихся в кризисной ситуации и обратившихся за помощью. С 2014 года департамент социальной защиты г. Москвы уполномочил Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия осуществлять социальный патронат кровных семей и сопровождение замещающих семей. Приоритет для Центра и Школы – семейное устройство детей из трех православных детских домов: Елизаветинского детского дома для девочек (с синдромом Дауна) при Марфо-Мариинской обители милосердия, Свято-Димитриевского детского дома для девочек и Свято-Софийского детского дома для детей-инвалидов. Все три учреждения являются проектами православной службы помощи «Милосердие». Ответ на вопрос «зачем ребенку семья» – это еще и ответ на вопрос «чем плох детский дом». Действительно, почему важнее не улучшать детский дом, а найти ребенку семью? Осознание факта, что учреждение – не место для ребенка, с разной скоростью и в разные сроки происходило во всем мире. Впервые о том, как влияет на малыша разлука с семьей, ученые задумались в ХХ веке. В 1969 году в Англии сняли документальный фильм «Джон». Один из авторов фильма, Джеймс Робертсон, был соцработником и входил в исследовательскую группу, изучавшую влияние на маленьких детей разлуки с родителями. Герой фильма, полуторагодовалый Джон, спокойный и ласковый мальчик из хорошей семьи, провел девять дней в доме ребенка, пока его мама была в роддоме. Ученые были поражены тем, как повлиял на Джона этот опыт. За короткое время спокойный малыш превратился в затравленного зверька, он стал недоверчивым, плаксивым, робким. Когда мама вернулась, он уже не мог доверять ей так, как прежде. Все эти изменения происходят на глазах у зрителей. Фильм «Джон» вызвал бурное обсуждение и в итоге изменил систему помощи детям в Великобритании. То, что произошло с Джоном, специалисты называют депривацией (лат. deprivatio – потеря, лишение). Это негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворять насущные жизненные потребности, например такие, как общение с матерью для маленького ребенка. Влияние депривации тем сильнее, чем дольше ребенок находился в учреждении. Младенцы, которых не брали на руки, не обнимали, не разговаривали, игнорировали их плач, недополучают важнейших для развития импульсов. Портрет «типичного детдомовца» нарисовать невозможно, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности и жизненная ситуация: есть отказники, попавшие в дом ребенка из роддома и не имевшие опыта жизни в семье, а есть дети, изъятые из неблагополучных семей. Но все же продолжительное время, проведенное в детском доме, вырабатывает в них некоторые сходные черты: – проблемы со здоровьем и отставание в развитии, как физическом, так и психическом; – сложность в установлении тесного эмоционального контакта со взрослым. Эти сложности связаны и с разрывом кровных связей, и с отсутствием у детей «персонального» взрослого. Такие сложности называют нарушением привязанности; – потребительское отношение к взрослым: дети видят в них обслуживающий персонал. Например, дети не понимают, что взрослые могут болеть; – размытость понятия «свое» и «чужое»: все общее и коллективное; – отсутствие личного мнения и личной ответственности: во всем виноват кто-то другой, решения в жизни ребенка принимают другие, он не имеет своего мнения, не умеет делать выбор, легко соглашается, легко попадает под влияние, особенно негативное. Главный психологический итог пребывания ребенка в учреждении – базовое недоверие к миру. Пример. «Пришелец» из интерната (рассказ приемной мамы о появлении в ее многодетной семье ребенка из коррекционного интерната): «У нас поселился инопланетянин. Он просыпается в одно и то же время. Ровно в 8.30 он должен приступить к завтраку. На завтрак должна быть манная каша, так его научили там, на другой планете. Гренки с сыром и какао с мороженым не принимаются. Компот, кефир, молоко, чай – весь его список. Говорил он короткими фразами, на вопросы отвечал односложно. Если что-то было нужно – хныкал. При первых капризных звуках мы говорили: ”А тем, кто капризничает, печений на полдник не будет. Только вафли и пряники“. В ту же секунду наступала тишина, слезы высыхали. Тем, кто долго жил в учреждении, адаптироваться к обычной жизни невероятно трудно. К сожалению, выпускникам интерната привычнее жить в структурированном учреждении с коллективом, чем одному в своей квартире. К самостоятельной жизни вне стен учреждения ребенок зачастую не готов. Александр Гезалов, писатель, общественный деятель, в прошлом – выпускник детдома, пишет: «Взрослая жизнь отличается от детдомовской. Одежду нужно выбрать, постирать, погладить. В театр нельзя идти в том же, в чем в лес. Выпускники не понимают, к чему такие сложности, и удивляются, когда по их виду и поведению окружающие моментально идентифицируют их как детдомовцев. В их картине мира много пробелов: например, устройство обычной кухни им совершенно незнакомо, став взрослыми, большинство предпочитают лапшу быстрого приготовления. Перед выпуском в детдоме пытаются научить детей делать хоть что-то. Например, показывают, как сварить яйцо. Но яйцо сначала нужно купить в магазине, донести до дома, не говоря уже о том, что на него нужно заработать». Домашние дети строят свои представления о мире на основе не только собственных наблюдений, но и из объяснений взрослых. Представьте себе ребенка, который всю жизнь провел в детдоме. Ему никто ничего не объяснял. Кто ты, где ты, почему ты тут, что будет дальше? Что будет завтра, куда всех повели? Почему перевели в другую группу, где ни одного знакомого лица? Через некоторое время такой ребенок перестает задавать вопросы, он смиряется с тем, что все за него решают другие и он ни на что не влияет. Выпускникам детдома очень трудно стать хорошими родителями: они не знают, как обращаться с ребенком, не видели положительных примеров семейной жизни. Нарушение привязанности и травма разрыва с семьей приводит к тому, что дети выпускников детдомов зачастую тоже попадают в детский дом. Потребность в привязанности, в эмоциональной близости с другим человеком – врожденная. Это одна из базовых потребностей, она есть абсолютно у всех людей. Обеспечить ее может только семья. — формирование привязанности; — опыт социальных коммуникаций; — личную и семейную историю, корни, преемственность (обычные люди могут отвести детей в гости к бабушке, а куда вести детей тем, кто вырос в детдоме?); — способность доверять. Глава 2. Зачем родителям школа? Наша задача — помочь принять осознанное решение о приемном родительстве. Неважно, был ли у вас до этого опыт общения с детьми в качестве родителя или нет. Приемный ребенок — это особый мир, в котором были опыт потери и зачастую опыт насилия, в котором не существует прочных привязанностей и нет понимания, как просто быть ребенком. Стать родителем такому ребенку не всегда просто ? Формат обучения — интерактивный тренинг. Не только лекции, но и моделирование ситуаций, игры. После этого мы даем будущим приемным родителям обратную связь: вот здесь ваши риски, а вот здесь ваши ресурсы. Конечно, мы можем ошибаться и не факт, что все следуют нашим советам. Но мы надеемся, что школа снижает риск вторичных отказов от детей. Занятия ведут опытные тренеры, выпускники курса «Отбор и подготовка приемных родителей» Института развития семейного устройства. Многие из них сами являются приемными родителями. Лучше всего, если занятия посещают оба супруга. Среди тем, поднимаемых в ходе обучения: страхи и ожидания от усыновления, юридические вопросы, возрастные и медицинские особенности развития детей, привязанность и травма привязанности, поиск ребенка и первая встреча, адаптация. Похожие записи:
Для любых предложений по сайту: [email protected] |