Курсы приемных родителей в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Курсы приемных родителей в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:

  • Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
  • Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
  • Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
  • Знакомство с нормами семейного права;
  • Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.

Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.

Что такое школа для приемных родителей

Психолого-педагогическую и правовую подготовку для того, чтобы взять в семью ребенка, можно пройти в государственных учреждениях, созданных с этой целью. Органы опеки, в которые следует обратиться кандидатам на усыновление, дадут направление на курсы и подскажут, где они проходят.

Занятия проводятся в удобное для будущих опекунов время, обычно в вечерние часы, в том числе и по выходным дням. По итогам обучения проводится аттестация. Если испытание будет пройдено успешно, то будущим опекунам выдадут свидетельство установленного образца о том, что они готовы стать родителями. В противном случае слушателям будет рекомендовано еще раз пройти курсы. В аттестационную комиссию включаются:

  • преподаватели;
  • сотрудники органов опеки;
  • юристы;
  • медицинские работники.

В коммерческих психологических центрах будущим усыновителям тоже можно посещать Школу приемных родителей, если в итоге они получат утвержденный документ, который примут органы опеки. Достоинством таких курсов считается то, что кандидатам в опекуны даются более глубокие знания, ведь срок обучения может значительно превышать рекомендованные 72 часа. Кандидаты на опекунство могут посетить не только обязательные занятия, но и дополнительные, где получат ответы на все интересующие вопросы.

№пп Наименование дисциплин Общая трудоемкость, в акад. часах Работа обучающегося в СДО Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)
Лекции Тестирование Практические занятия

Модуль I. Психолого-педагогические основы подготовки и сопровождения замещающей семьи

1

Психологические особенности и потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

8

5

1

2

З

2

Ресурсность семьи для приема детей-сирот разных категорий

7

4

1

2

З

3

Психологические особенности «замещающего» родительства

7

4

1

2

З

Модуль II. Подготовка граждан к приему детей-сирот

4

Организация, формы и методы подготовки граждан к приему детей-сирот в семью на воспитание

8

5

1

2

З

5

Специализированная подготовка граждан к приему детей-сирот сложных категорий

8

5

1

2

З

6

Готовность кандидатов в замещающие родители к приему детей-сирот в семью

7

4

1

2

З

Модуль III. Комплексное сопровождение семьи, принявшей на воспитание детей-сирот

7

Организация, формы и методы сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот разных категорий

9

6

1

2

З

8

Индивидуальная программа сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот разных категорий

9

6

1

2

З

9

Курсы для приемных родителей и семинары для специалистов

1 февраля 2021 года

Болезненная привязанность ребенка к матери: возможные сложности

1 февраля 2021 года

«Поздний» ребенок: как москвичке помогли наладить отношения с сыном

1 февраля 2021 года

Как развить речь ребенка через движение. Советы специалистов Центра «Юнона»

1 февраля 2021 года

За два месяца 6,4 тысячи москвичей оформили статус многодетной семьи онлайн

29 января 2021 года

Психолог семейного центра рассказала, как вдохновлять ребенка учиться

28 января 2021 года

В 2021 году граждане РФ, желающие быть усыновителями, подают в орган опеки по месту регистрации заявление о возможности взять ребенка в семью. К нему прилагаются:

  • документ, удостоверяющий личность кандидата;
  • краткая автобиография;
  • свидетельство о браке (если заключен);
  • медицинское заключение о здоровье соискателя;
  • сведения о доходах за год;
  • свидетельство о прохождении школы подготовки родителей или иных курсов (для родственников, опекунов или усыновителей необязательно).

Для ускорения процесса можно предоставить:

  • справку об отсутствии судимости из органов внутренних дел;
  • выписку с лицевого счета по месту жительства;
  • сведения из ПФР (при необходимости),

Это необязательно. Специалисты отдела опеки закажут их сами, но это занимает дополнительное время.

Запрашиваемые документы действительны от 6 до 12 месяцев, а медицинское заключение по форме 164-у – 6 месяцев.

После изучения документов и проверки жилищных условий, отдел опеки выдает заключение о возможности усыновления.

Порядок усыновления проходит в несколько этапов:

  1. Получение статуса кандидата в замещающие родители;
  2. Ознакомление с перечнем детей-сирот;
  3. Выбор ребенка, налаживание контакта с ним;
  4. Сбор документов к судебному заседанию;
  5. Процесс и получение судебного решения.

Когда контакт с малышом налажен, можно готовиться к судебному заседанию. Подготовка ведется с двух сторон:

  1. Будущие родители собирают свой пакет документов: тот же, что и для органов опеки с добавлением разрешения на усыновления.
  2. Отдел опеки и администрация детского учреждения готовят документы ребенка.

Если усыновляемый ребенок уже проживает в семье опекуна, то опекун сам готовит медицинские документы для него.

Все кандидаты, за исключением:

  • близких родственников ребенка (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами),
  • отчима и мачехи,
  • лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено,
  • лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Как утверждают специалисты, ШПР желательно пройти всем кандидатам в том числе и тем, кто не обязан это делать по закону — это поможет справиться с трудностями при адаптации ребенка в семье и предотвратить возврат ребенка в детский дом.

Разные ШПР предлагают свои расписания занятий несколько раз в неделю по вечерам или по выходным.

Численность групп 10-15 человек. По мнению специалистов, численность группы должна давать возможность для проведения практических занятий, на которых родители могут рассказать о своих проблемах и участвовать в обсуждении значимых для них вопросов.

В некоторых ШПР проводится предварительное собеседование. Для прохождения ШПР заключается договор между ШПР и слушателями.

Занятия проводятся в форме тренингов, лекций, практических занятий.

В России запустят бесплатный онлайн-курс для приемных родителей

По результатам подготовки в ШПР проводится аттестация, после чего выдается свидетельство о прохождении подготовки. Не выдается в случае пропусков в количестве, определенном требованиями о прохождении подготовки и договором со слушателем.

Осуществлять подготовку в ШПР и выдавать свидетельство о прохождении подготовки могут только уполномоченные организации, список которых по субъектам РФ размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей).

Свидетельства о прохождении подготовки бессрочны.

Будущим специалистам органов опеки, попечительства над несовершеннолетними в рамках программы курса предстоит рассмотреть вопросы:

  • Имущественные, неимущественные права ребёнка, условия их соблюдения.
  • Правовые механизмы, которые обеспечивают защиту прав, интересов несовершеннолетних.
  • Принципы оказания, а также виды адресной социальной помощи детям, семьям в трудной жизненной ситуации.
  • Социально-педагогические, административные методы выявления несовершеннолетних, которым требуется помощь.
  • Профессиональные требования к образованию, опыту работы специалиста органов опеки и попечительства.
  • Организация подготовки усыновителей и попечителей. Их права, обязанности.
  • Процедура принятия решения о возможности усыновления.
  • Профессиональное сопровождение, помощь семьям, усыновившим, взявшим под опеку несовершеннолетних.
  • Виды семейных форм воспитания, условия их выбора и принятия ребёнка.
  • Вы знаете законодательные основы защиты прав, представления интересов ребёнка, можете осуществлять профессиональную деятельность в рамках правового поля.
  • Вы осознаёте, что должны принимать меры для сохранения семьи, а не изъятия ребёнка.
  • Вы готовы собирать информацию от образовательных, медицинских организаций, окружения и выявлять несовершеннолетних, оказавшихся в сложных обстоятельствах.
  • Вы понимаете, как проводить просветительскую работу, оказывать психологическую поддержку потенциальным усыновителям, попечителям.

Обучение проходит в специальном разделе сайта. Доступ в систему дистанционного обучения (СДО) Слушатели получают после зачисления. Раздел содержит учебные материалы, тесты, задания, электронную зачётную книжку, расписание вебинаров. Теоретическая подготовка включает изучение текстов лекций, учебников, просмотр записей видеолекций. Практическая часть представлена заданиями, основанными на профессиональных ситуациях. За очное участие в вебинаре Слушателю выдаётся дополнительный сертификат. Общаться с преподавателями можно на форуме, вебинарах, по Skype.

Узнать больше о процессе дистанционного обучения можно по ссылке.

Срок обучения: 12 недель.

№ п/п

Наименование дисциплин

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Лекции

Практи-ческие занятия и тести-рование

1.

Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних

52

22

30

ДЗ

2.

Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации

52

22

30

З

3.

Организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители

52

22

30

З

4.

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации

60

30

30

ДЗ

5.

Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан

60

30

30

З

6.

Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

60

30

30

ДЗ

Итоговая аттестация

4

Итоговый междисциплинарный экзамен

ИТОГО

340

-3% на обучение группой от 3 до 6 человек


-5% на обучение группой от 7 до 11 человек


-7% на обучение группой от 12 до 18 человек


-10% на обучение группой от 19 человек и более


-3% лауреатам и победителям конкурса «Учитель года» или «Воспитатель года»


-5% при повторном обучении


-5% многодетным родителям


-5% лицам подвергшимся радиации


-5% как матери-одиночке, вдове(вдовцу) с ребенком до 18 лет


-5% пенсионерам, малоимущим, военнослужащим в отставке и другим социально защищенным категориям граждан


-5% при поступлении на несколько программ одновременно или последовательно


Психологическое обследование производится в рамках прохождения Школы.

Произведено оно может быть только, если сам учащийся проявляет желание и подаст письменное заявление. Обследование выявит имеющиеся возможности по воспитанию приемного ребенка. Прошедший тестирование кандидат получит заключение. Органам опеки результаты передаются только по желанию обучающегося, которое он должен оформить в письменном виде.

Документ будет выдан после прохождения обучения органами опеки. Его форма установлена Министерством образования и науки РФ. Свидетельство подтверждает прохождение курса подготовки, в нем указывается срок обучения и пройденная программа, а также кому и кем выдан документ.

Документ действует бессрочно по всей России. Но для того чтобы он был признан органами опеки, обучение нужно пройти в школе, аттестованной на образовательную деятельность в этой сфере.

Школа приемных родителей помогает кандидатам подготовиться к воспитанию ребенка, а также объективно оценить свои возможности. Зачастую процесс усыновления идеализируется, а при столкновении с трудностями, родителям бывает нелегко с ними справиться. Прошедшие Школу кандидаты, приобретают понимание, как действовать в стрессовых ситуациях, получают психологическую подготовку, что облегчает процесс адаптации ребенка.

Как пройти подготовку приемного родителя

Главной задачей педагоги и психологи для семей с приемными малышами ставят осознание мотивации усыновления. Понятно, что ребенок попадающий под усыновление уже пережил психологическую травму, в той или иной степени. В связи с этим необходимо понять истинные причины кандидатов в усыновители, их психологическую готовность принятияребенка в семью во избежание дальнейших возвратов.

Деятельность курсов направлена на получение ответов на самые важные вопросы, в том числе:

  • понимание физиологических особенностей ребенка и детской психологии;
  • подготовка к возможным проблемам в приемной семье, изучение вариантов их минимизации;
  • оказание эмоциональной помощи и поддержки будущим маме и папе.

Цель обучения в ШПР будет выполнена, если истинное желание стать приемными родителями совпадет с наличием навыков и умений для этого необходимых.

СК РФ не допускает разделения братьев и сестёр по разным приёмным семьям, нарушающего права детей при определении их места проживания. Препятствием также будет наличие родственников или родителей, сохранивших за собой право заявить отказ в установлении режима приёмной семьи. Не допустят процедуру опекунства и при несогласии родных детей опекунов, поскольку при принятии решения органы опеки ориентируются на интересы детей.

Допускается проживание в приёмной семье до 8 детей; контролирующий орган принимает такое решение о максимальном количестве исходя из финансового состояния семьи и наличия соответствующей жилплощади.

Приёмные родители выбираются на основе критериев, определяемых по усмотрению специалистов опеки и самого ребёнка. Аналогично как при опеке с помещением в приёмную семью, существует ряд похожих требований:

1. Семья должна быть желательно полной. Режим приёмной семьи может быть установлен по отношению к одному родителю, но не допускается оформление в приёмные семьи из двух лиц, когда их отношения не зарегистрированы.

2. Кандидаты должны обладать физическим и психическим здоровьем, не страдать алкоголизмом и наркоманией, быть способными обслуживать и содержать себя и ребёнка.

3. Приёмные семьи не формируются в отношении конфликтных лиц, либо имеющих психологически неудовлетворительную характеристику.

4. Родители не должны иметь проблем с законом, либо допускается, что судимость погашена.

5. Для кандидатов требуется обладание высокими моральными качествами и мотивацией на достойный вклад в воспитание ребёнка.

6.Устойчивое материальное положение: достаточный доход и наличие жилплощади, соответствующей санитарным нормам (размер жилой площади, бытовое обеспечение).

По обучению родителей проводят курсы центры подготовки при органах опеки, где с помощью тестирований определяют истинные мотивы опекунов, оценивают их социально-психологический портрет и проводят разъяснения по приёмной семье. Школа приёмных родителей – это действующее как коммерческое (реже некоммерческое) учреждение, предоставляющее комплексный подход к нюансам приёмных семей, обучающее взаимодействию с категориями детей и проводящее консультации по юридическим вопросам.

В России запустят бесплатный онлайн-курс для приемных родителей

Ознакомиться со списком ШПР можно на сайте Министерства образования и науки РФ, выбрав свой регион. Моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе школы приемных родителей:

  • опыт школы;
  • квалификация преподавателей;
  • форма преподавания (очная, очно-заочная, дистанционная, школы выходного дня);
  • время проведения занятий и их длительность;
  • отзывы лиц, прошедших обучение.

Если будущие родители хотят взять на усыновление ребенка с особенностями в физическом или психическом развитии, им лучше пройти обучение при том учреждении, в котором такие дети содержатся. Преподаватели смогут рассказать, какие диагнозы имеют их подопечные, какие есть особенности ухода и воспитания.

Программа ШПР утверждена на федеральном уровне, она одинакова для всех регионов страны. Каждая школа может самостоятельно решать, в каком объеме и форме будет подаваться материал, однако темы курсов утверждены Министерством образования и не могут быть изменены.

Образовательные учреждения не вправе требовать оплаты курсов. Существуют исключения, когда вводятся дополнительные программы, и в этом случае платное обучение допускается.

Длительность обучения варьируется — от 1,5 до 2 месяцев, количество часов — от 30 до 80. Обычно занятия проводятся 2 раза в неделю, в т.ч. в выходные дни.

Основные направления учебы в ШПР:

  • медицинские аспекты, уход за ребенком;
  • юридические вопросы;
  • детская психология, воспитание и образование;
  • практические занятия с психологом.

Преподаватели стремятся к тому, чтобы слушатели смогли получить в ШПР необходимые знания:

  • осознание собственных мотивов для усыновления, почему человек решил взять в свою семью приемного ребенка;
  • адекватная оценка своих сил и ресурсов, понимание всех рисков и трудностей;
  • общие сведения о воспитании детей, особенно приемных и имеющих отклонения в развитии.

Многие слушатели не осознают в полной мере, какие реальные трудности возникнут при адаптации ребенка в новой семье и установлении с ним контакта. На курсах педагоги и психологи помогают «снять розовые очки» и оценить свои возможности воспитания неродного ребенка, помогают понять, как справиться с возникающими трудностями.

Если органы опеки неправомерно требуют повторно пройти ШПР или обновить сертификат, выданный в другом регионе, кандидатам следует подавать бумаги на усыновление в установленном порядке. Такие действия государственной службы связаны с непониманием требований закона и нежеланием брать на себя ответственность.

Если специалист отказывается принимать пакет документов, следует передать его через канцелярию, заказным почтовым отправлением или попросить официальный отказ с пояснениями. В большинстве случаев специалисты службы опеки разъясняют законность своего решения, ссылаясь на нормативные акты, не доводя ситуацию до жалобы на их действия в прокуратуру.

После того, как решение суда вступило в силу, у усыновителя и ребенка появляется родственная связь, аналогичная той, которая возникает у кровных семей. Чтобы не нарушить тайну усыновления органы опеки не могут осуществлять за семьями усыновителей такой же скрупулезный контроль, как за семьями опекунов. Поэтому закон устанавливает более серьезные требования к личным и нравственным качествам усыновителя.

Основные требования устанавливаются:

  • к состоянию здоровья;
  • уровню дохода;
  • судимости;
  • жилплощади;
  • разнице в возрасте;
  • обучению в школе замещающих родителей;
  • правильному оформлению и получению заключения.

Рассмотрим каждое требование подробнее.

Выплаты приемным семьям в 2021 году повысятся на 3,7%

Кандидат в усыновители не может быть:

  • ранее судимым за тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • на момент обращения находится под уголовным преследованием.

Также установлен перечень преступлений, совершившее которые не могут стать усыновителями. К ним относятся следующие преступления:

  • против половой неприкосновенности (изнасилование, развратные действия сексуального характера);
  • против жизни и здоровья (убийство, причинение вреда здоровью);
  • против здоровья населения и общественной нравственности (приобретение, хранение, сбыт наркотических средств);
  • против свободы, чести и достоинства (похищение человека);
  • против общественной безопасности (террористический акт);
  • против семьи и несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления).

Если кандидат совершил одного из перечисленных преступлений небольшой и средней тяжести, то он не сможет стать усыновителем, если суд признал его опасным для общества.

Каждый регион устанавливает минимальный размер жилой площади для человека. В среднем по стране эта норма равняется 14 кв.м. на человека. Жилье, в котором проживает кандидат в усыновители, должно соответствовать установленным нормам. То есть на каждого члена семьи и усыновляемого ребенка должно приходится не менее нормы, определенной в регионе.

Если в семье уже есть ребенок, то необходимо учитывать, что разнополые дети нуждаются в разных комнатах. Кроме того, при усыновлении ребенка-инвалида, необходимо предоставить ему отдельную комнату.

Из общих требований к усыновителям есть ряд исключений. Практически каждый пункт запрета нужно рассматривать индивидуально.

Суд разрешит усыновить ребенка, если:

  • кандидат совершил одно из запрещенных преступлений легкой или средней тяжести и не представляет опасности для окружающих;
  • кандидат ВИЧ-инфицирован, но ребенок уже проживал в его семье (родственник или подопечный);
  • дети другого пола в семье усыновителя – это кровные братья или сестры усыновляемого, которые раньше жили с ним в одной семье;
  • уровень дохода незначительно ниже, чем предусматривает закон;
  • разница в возрасте не соблюдена с одним из усыновителей;
  • гражданин был лишен родительских прав, но на момент обращения восстановлен в них.

В данных случаях ситуация будет рассматриваться индивидуально. Суд может вынести как положительное, так и отрицательное решение.

Если в качестве усыновителя выступает супруг родителя, то требования смягчаются. Не нужно:

  • проходить обучение;
  • соблюдать требования к жилплощади;
  • соблюдать требования к доходам.

Однако для усыновления нужно получить согласие супруга – родителя ребенка и самого несовершеннолетнего, если он достиг 10 лет. Если второй родитель не лишен родительских прав, жив и известен, то для усыновления нужно получить и его согласие.

Региональные меры поддержки семей с приемными детьми могут включать широкий список дополнительных льгот. Их количество полностью зависит от местных властей, и наиболее распространенные:

  • более низкие цены на покупку продуктов питания или выдача пайков;
  • компенсация оплаты услуг ЖКХ;
  • льготная очередь при поступлении в ДОУ и ВУЗы;
  • скидки на оплату детского сада, питания в школе;
  • возмещение трат на оздоровительный отдых детей в пределах установленной суммы;
  • бесплатная выдача средств для реабилитации приемных детей с инвалидностью.

Еще одна существенная льгота – упрощенные условия ипотечного кредитования. Дополнительно опекуны имеют право на внеочередное получение земельных участков под возведение жилья.

Денежное ежемесячное вознаграждение замещающим родителям, принявшим в семью ребенка на воспитание, сильно зависит от региона. К примеру, в Астраханской области это следующие цифры (по состоянию на 2021 г.):

  • на каждого малыша, не достигшего 10-ти лет – 7 296 руб.;
  • на ребенка в возрасте от 10 лет либо при наличии инвалидности воспитываемого – 8 756 руб.;
  • дополнительное вознаграждение, если в семью принято больше 4-х детей (за каждого последующего) – 1 459 руб.

Центральные регионы, включая Москву и Санкт-Петербург, предлагают более высокие выплаты, но это связано с другим уровнем доходов и расходов. К примеру, в 2021 году для Москвы выплаты замещающему родителю составляют 16 700 руб., а в случае, если ребенок — инвалид – 28 390 руб. Если же в семью передано на воспитание более двух детей, такие выплаты выплачиваются обоим замещающим родителям. Поэтому очень важно своевременно обратиться с региональные социальные службы, предоставив справки о своих доходах, для максимально точного расчета заработной платы.

Зарплата приемного родителя в Москве и регионах может различаться, что зависит от многих параметров, в том числе от минимальной заработной платы. Для назначения социальных выплат, включая вознаграждение, необходим такой пакет документации:

  • заявление на начисление выплат (указывается дата заключения договора о передаче малыша в приемную семью);
  • копия решения суда (если биологические родители лишены прав по воспитанию ребенка, также необходимо решение о назначении семьи в качестве замещающей, то есть приемной для этого ребенка);
  • выписка из решения социальных служб (о передаче малыша в замещающую семью).

Кроме того, потребуются копии документов, подтверждающих, что у сироты действительно нет биологических родственников, которые по различным причинам не могут самостоятельно заниматься воспитанием и обеспечением ребенка:

  • справка о том, что биологические родители отбывают наказание (в виде лишения свободы), или находятся под стражей (выдается учреждениями, где они пребывают);
  • решение суда о факте отсутствия попечения по причине смерти/болезни или исключении записей о биологических родителях в св-ве о рождении малыша;
  • справка, выдаваемая в органах внутренних дел о том, что родственники при розыске не были найдены (их местонахождение на момент передачи сироты в другую семью не выяснено);
  • акт о том, что малыш при рождении был оставлен матерью в роддоме или другом медучреждении (документы, удостоверяющие ее личность, не предъявлялись).

1. Отменена вторая волна основного этапа зачисления

27 июля все вузы разместят на своих сайтах конкурсные списки. Дальше до 3 августа все, кто поступает только по баллам ЕГЭ (то есть не имеют льгот), должны будут принять важное решение и подать согласие о зачислении. Учитывая тот факт, что каждый абитуриент может подать заявления в 5 вузов на 10 различных направлений, принять взвешенное решение будет крайне затруднительно.

2. Приёмные комиссии будут публиковать конкурсные списки без указания ФИО абитуриентов

Многие уже представили себе, что летом 2021 года каждый абитуриент может одновременно фигурировать в 50 списках (пять умножаем на 10). А теперь барабанная дробь! Списки эти будут обезличены. В них не будет никаких фамилий и инициалов. Вместо ФИО либо номер СНИЛС, либо индивидуальный номер, присвоенный в приёмной комиссии вуза. Если по СНИЛС ещё хоть как-то можно идентифицировать конкурентов в списках разных вузов, то индивидуальный номер делает эту работу бессмысленной.

3. В конкурсных списках не будет информации о подаче вместе с заявлением оригиналов документов

Раньше можно было анализировать свои шансы на поступление на бюджет, понимая, кто из твоих конкурентов по конкурсному списку имеет серьёзные планы и уже отнёс в вуз оригиналы документов. Теперь эту информацию вуз публиковать не обязан.

4. Абитуриенты теперь имеют право подавать второе заявление о зачислении без отзыва предыдущего

Что тут сказать? Искусственное разбухание конкурсных списков в 2021 году будет связано не только с увеличением направлений подготовки, на которые можно подавать документы, но ещё и с этим спорным новшеством. Как отслеживать и анализировать при таком раскладе конкурс, вообще не очень понятно. Большинство ребят просто будут действовать вслепую.

5. Вузы теперь не обязаны публиковать приказы о зачислении на своих сайтах

Тут вообще без комментариев. Надеюсь, ни один приличный вуз не воспользуется этим сомнительным правом.

6. Вузы теперь обязаны обновлять конкурсные списки не реже 5 раз в сутки

Это хорошая новость. Ежегодно многие абитуриенты жаловались, что некоторые вузы нерегулярно обновляют конкурсные списки, тем самым затрудняя анализ шансов на поступление. Правда, учитывая все предыдущие вопросы по конкурсным спискам, ложка мёда какая-то совсем маленькая. Обновлять-то будут, но информативность этих обновлений для реального абитуриента 2021 года лично для меня под большим вопросом.

Какие документы нужны для усыновления ребенка в 2021 году?

Самая пра­виль­ная помощь

Дети без роди­те­лей – есть. Их много. По дан­ным Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и науки РФ, в начале 2016 года в Феде­раль­ном банке дан­ных о детях-сиро­тах и детях, остав­шихся без попе­че­ния роди­те­лей, нахо­ди­лись све­де­ния о 71,4 тысячи детей (Дан­ные Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и науки РФ. Источ­ник: мино­бр­на­уки. рф (элек­трон­ный ресурс).

Дол­гое время в Рос­сии помощь сиро­там сво­ди­лась именно к помощи дет­ским домам и интер­на­там, потому что боль­шин­ство сирот и детей, остав­шихся без попе­че­ния роди­те­лей, жили в дет­ских домах. И самой рас­про­стра­нен­ной помо­щью было шеф­ство, орга­ни­за­ция празд­ни­ков, подарки. Потом стали добав­ляться более про­грес­сив­ные виды помощи: забота о соци­аль­ной адап­та­ции детей, об их каче­ствен­ном обра­зо­ва­нии и твор­че­ском раз­ви­тии, сопро­вож­де­ние выпуск­ни­ков и защита их прав и т.д.

Пока дет­ские дома все еще суще­ствуют – нужно и это.

Но все же посте­пенно в обще­ство при­шло пони­ма­ние, что иде­аль­ное место для роста и раз­ви­тия ребенка – семья. И самая пра­виль­ная помощь ребенку без роди­те­лей – помочь ему уйти из дет­ского дома в семью.

Как именно при­хо­дило это пони­ма­ние и почему семья дает ребенку то, чего он не полу­чит в дет­ском доме, читайте в Главе 1.

Реформа дет­ских домов

Дет­ские дома и дома ребенка про­дол­жают суще­ство­вать. Но сей­час в Рос­сии про­ис­хо­дит их реформа.

В 2014 году в Рос­сии при­нято рево­лю­ци­он­ное поста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ства, кото­рое должно в корне изме­нить тра­ди­ци­он­ную систему интер­на­тов и дет­ских домов. Теперь по закону дети поме­ща­ются в учре­жде­ние вре­менно, до воз­вра­ще­ния в кров­ную семью или поме­ще­ния в семью при­ем­ную. (Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О дея­тель­но­сти орга­ни­за­ций для детей-сирот и детей, остав­шихся без попе­че­ния роди­те­лей, и об устрой­стве в них детей, остав­шихся без попе­че­ния родителей»).

Даже назы­ва­ются теперь быв­шие дет­ские дома по-дру­гому: цен­тры содей­ствия семей­ному вос­пи­та­нию. И в задачу руко­во­ди­те­лей этих цен­тров теперь вхо­дит семей­ное устрой­ство детей.

Семья для ребенка

Боль­шин­ство детей в учре­жде­ниях – соци­аль­ные сироты, то есть сироты при живых роди­те­лях. Для них есть два пути из дет­ских учре­жде­ний: в кров­ную семью или в новую, кото­рую назы­вают замещающей.

Кров­ная семья. Теперь, когда дет­дома пре­вра­щены в цен­тры содей­ствия семей­ному вос­пи­та­нию, в задачу спе­ци­а­ли­стов вхо­дит и работа с кров­ной семьей.

Раз­рыв с кров­ной семьей – травма на всю жизнь. Поэтому спе­ци­а­ли­сты цен­тров семей­ного устрой­ства в первую оче­редь рас­смат­ри­вают воз­мож­ность воз­вра­ще­ния ребенка к кров­ным родителям.

Бывает, что роди­тели, раз­лу­чен­ные с ребен­ком, нахо­дят в себе силы изме­нить жизнь, нала­дить быт, найти работу. В этом им могут помочь спе­ци­а­ли­сты – соци­аль­ные работ­ники, пси­хо­логи и т.д. К сожа­ле­нию, не все­гда воз­вра­ще­ние ребенка в кров­ную семью воз­можно. Тогда и встает вопрос о поиске заме­ща­ю­щей семьи. Но и после этого спе­ци­а­ли­сты про­дол­жают рабо­тать над сохра­не­нием связи ребенка с кров­ной семьей, и это важно не только для детей, но и для кров­ных родственников.

Заме­ща­ю­щая семья. Когда воз­вра­ще­ние в кров­ную семью невоз­можно – напри­мер, если роди­тели про­дол­жают зло­упо­треб­лять алко­го­лем или нар­ко­ти­ками и пре­бы­ва­ние с ними ребенка опасно для его жизни и здо­ро­вья, – руко­вод­ство учре­жде­ния, в кото­рое поме­щен ребе­нок, обя­зано помочь устро­ить его в при­ем­ную семью.

Работа с кров­ной и заме­ща­ю­щей семьей прин­ци­пи­ально раз­ная и по сути, и по мето­дам. Наша книга рас­ска­жет вам о под­го­товке заме­ща­ю­щих роди­те­лей, а именно – о созда­нии школы при­ем­ных родителей.

Что такое школа при­ем­ных родителей

Для того чтобы при­ем­ные роди­тели смогли заме­нить ребенку утра­чен­ную семью, одного их жела­ния мало. Есть спе­ци­фи­че­ские про­блемы, с кото­рыми они столк­нутся, и для их реше­ния лич­ного опыта недо­ста­точно, даже если в семье есть дети. Когда речь идет о при­ем­ном ребенке, нужен опыт и помощь спе­ци­а­ли­стов. Полу­чить их можно в школе при­ем­ных родителей.

Школы при­ем­ных роди­те­лей дей­ствуют в Рос­сии с 2000 года. С 2012 года обу­че­ние в них стало обя­за­тель­ным для всех, кто соби­ра­ется взять ребенка на вос­пи­та­ние. Сей­час такие школы есть во всех реги­о­нах России.

Усы­нов­лять детей стали гораздо чаще и охот­нее. Эта тен­ден­ция не может не радо­вать. Однако в дет­ские дома тут же посту­пают дру­гие дети из небла­го­по­луч­ных семей, где роди­тели не спра­ви­лись с вос­пи­та­нием. Поэтому потреб­ность в заме­ща­ю­щих семьях для детей по-преж­нему велика. Дет­ские дома, как мы ска­зали, теперь должны содей­ство­вать устрой­ству детей в семьи, но для учре­жде­ний это абсо­лютно новая и незна­ко­мая сфера дея­тель­но­сти. Между тем, создать школу при­ем­ных роди­те­лей можно и на базе дет­ского учреждения.

Кроме того, есть много неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций, кото­рые давно зани­ма­ются помо­щью дет­ским домам и интер­на­там и «дозрели» до созда­ния соб­ствен­ной школы при­ем­ных родителей.

Как создать такую школу? Чему обу­чать роди­те­лей? Какие нужны доку­менты и спе­ци­а­ли­сты, как постро­ить заня­тия, как роди­те­лям встре­титься со сво­ими детьми, как под­дер­жать выпуск­ни­ков школы, кото­рые уже взяли ребенка в семью? Обо всем мы рас­ска­жем в нашем посо­бии. Также вы най­дете в нашей книге про­граммы обу­че­ния (основ­ную и допол­ни­тель­ную), учеб­ные планы и дру­гие доку­менты, кото­рые пона­до­бятся в работе школы при­ем­ных родителей.

В основе книги – опыт успеш­ной работы одной из школ при­ем­ных роди­те­лей – Школы, явля­ю­щейся частью Цен­тра семей­ного устрой­ства при Марфо-Мари­ин­ской оби­тели мило­сер­дия. В 2015 году эта Школа стала лау­ре­а­том Мос­ков­ской город­ской пре­мии за вклад в раз­ви­тие семей­ного устрой­ства детей-сирот «Кры­лья аиста» в номи­на­ции «Школе при­ем­ных роди­те­лей города Москвы за осо­бый вклад в раз­ви­тие семей­ного устрой­ства детей-сирот и детей, остав­шихся без попе­че­ния роди­те­лей». Награда при­суж­да­лась исходя из трех кри­те­риев: коли­че­ство детей, при­ня­тых в заме­ща­ю­щую семью выпуск­ни­ками школы при­ем­ных роди­те­лей; вза­и­мо­дей­ствие школы с госу­дар­ствен­ными дет­скими домами и отзывы выпускников.

Центр семей­ного устрой­ства при Марфо-Мари­ин­ской оби­тели мило­сер­дия – сов­мест­ный про­ект Марфо-Мари­ин­ской оби­тели и службы помощи «Мило­сер­дие», орга­ни­зо­ван в 2011 году.

Одно из основ­ных направ­ле­ний работы Цен­тра – Школа при­ем­ных роди­те­лей (далее – Школа). В Цен­тре рабо­тают соци­аль­ные педа­гоги, пси­хо­логи, юрист. Мно­гие из спе­ци­а­ли­стов сами явля­ются при­ем­ными роди­те­лями. За время суще­ство­ва­ния цен­тра Школу окон­чили более 300 чело­век. Всего было устро­ено в семьи 87 детей. Кроме того, пси­хо­логи и соци­аль­ные педа­гоги Цен­тра семей­ного устрой­ства ведут инди­ви­ду­аль­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние семей, ока­зав­шихся в кри­зис­ной ситу­а­ции и обра­тив­шихся за помощью.

С 2014 года депар­та­мент соци­аль­ной защиты г. Москвы упол­но­мо­чил Центр семей­ного устрой­ства при Марфо-Мари­ин­ской оби­тели мило­сер­дия осу­ществ­лять соци­аль­ный патро­нат кров­ных семей и сопро­вож­де­ние заме­ща­ю­щих семей.

При­о­ри­тет для Цен­тра и Школы – семей­ное устрой­ство детей из трех пра­во­слав­ных дет­ских домов: Ели­за­ве­тин­ского дет­ского дома для дево­чек (с син­дро­мом Дауна) при Марфо-Мари­ин­ской оби­тели мило­сер­дия, Свято-Димит­ри­ев­ского дет­ского дома для дево­чек и Свято-Софий­ского дет­ского дома для детей-инва­ли­дов. Все три учре­жде­ния явля­ются про­ек­тами пра­во­слав­ной службы помощи «Мило­сер­дие».

Ответ на вопрос «зачем ребенку семья» – это еще и ответ на вопрос «чем плох дет­ский дом». Дей­стви­тельно, почему важ­нее не улуч­шать дет­ский дом, а найти ребенку семью?

Осо­зна­ние факта, что учре­жде­ние – не место для ребенка, с раз­ной ско­ро­стью и в раз­ные сроки про­ис­хо­дило во всем мире. Впер­вые о том, как вли­яет на малыша раз­лука с семьей, уче­ные заду­ма­лись в ХХ веке.

В 1969 году в Англии сняли доку­мен­таль­ный фильм «Джон». Один из авто­ров фильма, Джеймс Роберт­сон, был соц­ра­бот­ни­ком и вхо­дил в иссле­до­ва­тель­скую группу, изу­чав­шую вли­я­ние на малень­ких детей раз­луки с роди­те­лями. Герой фильма, полу­то­ра­го­до­ва­лый Джон, спо­кой­ный и лас­ко­вый маль­чик из хоро­шей семьи, про­вел девять дней в доме ребенка, пока его мама была в род­доме. Уче­ные были пора­жены тем, как повлиял на Джона этот опыт. За корот­кое время спо­кой­ный малыш пре­вра­тился в затрав­лен­ного зверька, он стал недо­вер­чи­вым, плак­си­вым, роб­ким. Когда мама вер­ну­лась, он уже не мог дове­рять ей так, как прежде. Все эти изме­не­ния про­ис­хо­дят на гла­зах у зри­те­лей. Фильм «Джон» вызвал бур­ное обсуж­де­ние и в итоге изме­нил систему помощи детям в Великобритании.

То, что про­изо­шло с Джо­ном, спе­ци­а­ли­сты назы­вают депри­ва­цией (лат. deprivatio – потеря, лише­ние). Это нега­тив­ное пси­хи­че­ское состо­я­ние, вызван­ное лише­нием воз­мож­но­сти удо­вле­тво­рять насущ­ные жиз­нен­ные потреб­но­сти, напри­мер такие, как обще­ние с мате­рью для малень­кого ребенка. Вли­я­ние депри­ва­ции тем силь­нее, чем дольше ребе­нок нахо­дился в учре­жде­нии. Мла­денцы, кото­рых не брали на руки, не обни­мали, не раз­го­ва­ри­вали, игно­ри­ро­вали их плач, недо­по­лу­чают важ­ней­ших для раз­ви­тия импульсов.

Порт­рет «типич­ного дет­до­мовца» нари­со­вать невоз­можно, у каж­дого ребенка свои инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти и жиз­нен­ная ситу­а­ция: есть отказ­ники, попав­шие в дом ребенка из род­дома и не имев­шие опыта жизни в семье, а есть дети, изъ­ятые из небла­го­по­луч­ных семей. Но все же про­дол­жи­тель­ное время, про­ве­ден­ное в дет­ском доме, выра­ба­ты­вает в них неко­то­рые сход­ные черты:

– про­блемы со здо­ро­вьем и отста­ва­ние в раз­ви­тии, как физи­че­ском, так и психическом;

– слож­ность в уста­нов­ле­нии тес­ного эмо­ци­о­наль­ного кон­такта со взрос­лым. Эти слож­но­сти свя­заны и с раз­ры­вом кров­ных свя­зей, и с отсут­ствием у детей «пер­со­наль­ного» взрос­лого. Такие слож­но­сти назы­вают нару­ше­нием привязанности;

– потре­би­тель­ское отно­ше­ние к взрос­лым: дети видят в них обслу­жи­ва­ю­щий пер­со­нал. Напри­мер, дети не пони­мают, что взрос­лые могут болеть;

– раз­мы­тость поня­тия «свое» и «чужое»: все общее и коллективное;

– отсут­ствие лич­ного мне­ния и лич­ной ответ­ствен­но­сти: во всем вино­ват кто-то дру­гой, реше­ния в жизни ребенка при­ни­мают дру­гие, он не имеет сво­его мне­ния, не умеет делать выбор, легко согла­ша­ется, легко попа­дает под вли­я­ние, осо­бенно негативное.

Глав­ный пси­хо­ло­ги­че­ский итог пре­бы­ва­ния ребенка в учре­жде­нии – базо­вое недо­ве­рие к миру.

При­мер. «При­ше­лец» из интер­ната (рас­сказ при­ем­ной мамы о появ­ле­нии в ее мно­го­дет­ной семье ребенка из кор­рек­ци­он­ного интер­ната): «У нас посе­лился ино­пла­не­тя­нин. Он про­сы­па­ется в одно и то же время. Ровно в 8.30 он дол­жен при­сту­пить к зав­траку. На зав­трак должна быть ман­ная каша, так его научили там, на дру­гой пла­нете. Гренки с сыром и какао с моро­же­ным не при­ни­ма­ются. Ком­пот, кефир, молоко, чай – весь его спи­сок. Гово­рил он корот­кими фра­зами, на вопросы отве­чал одно­сложно. Если что-то было нужно – хны­кал. При пер­вых каприз­ных зву­ках мы гово­рили: ”А тем, кто каприз­ни­чает, пече­ний на пол­дник не будет. Только вафли и пря­ники“. В ту же секунду насту­пала тишина, слезы высыхали.

Тем, кто долго жил в учре­жде­нии, адап­ти­ро­ваться к обыч­ной жизни неве­ро­ятно трудно.

К сожа­ле­нию, выпуск­ни­кам интер­ната при­выч­нее жить в струк­ту­ри­ро­ван­ном учре­жде­нии с кол­лек­ти­вом, чем одному в своей квар­тире. К само­сто­я­тель­ной жизни вне стен учре­жде­ния ребе­нок зача­стую не готов.

Алек­сандр Геза­лов, писа­тель, обще­ствен­ный дея­тель, в про­шлом – выпуск­ник дет­дома, пишет: «Взрос­лая жизнь отли­ча­ется от дет­до­мов­ской. Одежду нужно выбрать, пости­рать, погла­дить. В театр нельзя идти в том же, в чем в лес. Выпуск­ники не пони­мают, к чему такие слож­но­сти, и удив­ля­ются, когда по их виду и пове­де­нию окру­жа­ю­щие момен­тально иден­ти­фи­ци­руют их как дет­до­мов­цев. В их кар­тине мира много про­бе­лов: напри­мер, устрой­ство обыч­ной кухни им совер­шенно незна­комо, став взрос­лыми, боль­шин­ство пред­по­чи­тают лапшу быст­рого при­го­тов­ле­ния. Перед выпус­ком в дет­доме пыта­ются научить детей делать хоть что-то. Напри­мер, пока­зы­вают, как сва­рить яйцо. Но яйцо сна­чала нужно купить в мага­зине, доне­сти до дома, не говоря уже о том, что на него нужно заработать».

Домаш­ние дети строят свои пред­став­ле­ния о мире на основе не только соб­ствен­ных наблю­де­ний, но и из объ­яс­не­ний взрос­лых. Пред­ставьте себе ребенка, кото­рый всю жизнь про­вел в дет­доме. Ему никто ничего не объ­яс­нял. Кто ты, где ты, почему ты тут, что будет дальше? Что будет зав­тра, куда всех повели? Почему пере­вели в дру­гую группу, где ни одного зна­ко­мого лица? Через неко­то­рое время такой ребе­нок пере­стает зада­вать вопросы, он сми­ря­ется с тем, что все за него решают дру­гие и он ни на что не влияет.

Выпуск­ни­кам дет­дома очень трудно стать хоро­шими роди­те­лями: они не знают, как обра­щаться с ребен­ком, не видели поло­жи­тель­ных при­ме­ров семей­ной жизни. Нару­ше­ние при­вя­зан­но­сти и травма раз­рыва с семьей при­во­дит к тому, что дети выпуск­ни­ков дет­до­мов зача­стую тоже попа­дают в дет­ский дом.

Потреб­ность в при­вя­зан­но­сти, в эмо­ци­о­наль­ной бли­зо­сти с дру­гим чело­ве­ком – врож­ден­ная. Это одна из базо­вых потреб­но­стей, она есть абсо­лютно у всех людей. Обес­пе­чить ее может только семья.

— фор­ми­ро­ва­ние привязанности;

— опыт соци­аль­ных коммуникаций;

— лич­ную и семей­ную исто­рию, корни, пре­ем­ствен­ность (обыч­ные люди могут отве­сти детей в гости к бабушке, а куда вести детей тем, кто вырос в детдоме?);

— спо­соб­ность доверять.

Глава 2. Зачем родителям школа

?

Наша задача — помочь принять осознанное решение о приемном родительстве. Неважно, был ли у вас до этого опыт общения с детьми в качестве родителя или нет.

Приемный ребенок — это особый мир, в котором были опыт потери и зачастую опыт насилия, в котором не существует прочных привязанностей и нет понимания, как просто быть ребенком. Стать родителем такому ребенку не всегда просто

?

Формат обучения — интерактивный тренинг. Не только лекции, но и моделирование ситуаций, игры. После этого мы даем будущим приемным родителям обратную связь: вот здесь ваши риски, а вот здесь ваши ресурсы. Конечно, мы можем ошибаться и не факт, что все следуют нашим советам. Но мы надеемся, что школа снижает риск вторичных отказов от детей.

Занятия ведут опытные тренеры, выпускники курса «Отбор и подготовка приемных родителей» Института развития семейного устройства. Многие из них сами являются приемными родителями.

Лучше всего, если занятия посещают оба супруга.

Среди тем, поднимаемых в ходе обучения: страхи и ожидания от усыновления, юридические вопросы, возрастные и медицинские особенности развития детей, привязанность и травма привязанности, поиск ребенка и первая встреча, адаптация.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]