Анализ специальные налоговые режимы рф 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ специальные налоговые режимы рф 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями

В Налоговом кодексе будет закреплен порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями при применении разных ставок налога на прибыль, который сейчас рекомендует Минфин (письмо от 14.05.2020 № 03-03- 07/39124).

Для исчисления авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения, налоговая база определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

При этом пунктом 2 статьи 274 НК РФ установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Проблемы заключаются в отсутствии четкой методики распределения прибыли между обособленными структурными подразделениями, а мы понимаем, что нет четкости регулирования, там могут быть злоупотребления проверяющих и следовательно, штрафные санкции.

2. Вводятся новые виды налоговых проверок: оперативные проверки, которые касаются кассовой дисциплины

Оперативные проверки – это разновидность налоговых проверок, целью которых является проверка правильности и полноты фиксации расчетов, совершаемых с применением ККТ. В рамках оперативной проверки сможет проверяться период, не превышающий 3 календарных лет.

Понятно, что любые налоговые проверки имеют целью доначисление налогов, а следовательно, налогоплательщики столкнутся с новыми видами рисков. Кроме того, доначисления возможны не только в периоде совершения ошибки или нарушения кассовой дисциплины, а и за прошедшие годы. То есть налоговый орган будет проводят допрос например, бывших сотрудников доначислять налоги за прошлые периоды.

Также к негативным последствиям можно отнести рост штрафных санкций. Контролеры планируют штрафовать за фиксацию мнимого или притворного расчета. Эти понятия предлагают закрепить в НК РФ. Размер штрафа:

  • для ИП — 50% от суммы зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 10 тыс. руб.;
  • для организации — сумма зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 30 тыс. руб.

Крупный штраф планируют установить за отсутствие в фискальном документе наименования маркированного товара или указание такого наименования в искаженном виде:

  • с ИП хотят взыскивать 50 тыс. руб.,
  • с организации — 100 тыс. руб.

3. Отмена ЕНВД

Отменяется ЕНВД, По умолчанию с 01.01.2021 компании и ИП переведут на общий режим налогообложения: организации должны будут платить НДС и налог на прибыль, а ИП — НДС и НДФЛ (Информация ФНС).

Под отмену ЕНВД подпадают микро и малые предприятия, индивидуальные предприниматели, реализующие социально значимые товары и услуги: небольшие розничные магазины, ветеринарные клиники, кафе и рестораны, гостиницы, бытовые услуги.

В результате отмены единого налога на вмененный доход перед предпринимателями встанет выбор: сменить режим налогообложения на ОСН, УСН, патентную систему, либо перейти в категорию самозанятых, либо закрыть предприятие и выйти на биржу труда или уйти в тень.

Каждый из приведенных вариантов может привести к тому, что бюджет может не получить тех средств, на которые рассчитывает Правительство РФ (около 60 млрд. руб), а последствия такой отмены будут намного более жесткими: около 1,1 млн. предприятий, находящихся на ЕНВД могут закрыться, в результате чего 1,7 млн. чел. станут безработными.

1. Переходная «упрощенка»

Переходная «упрощенка» была запланирована в Основных направлениях развития налогообложения в 2020 году.

С 1 января 2021 года вступают в силу новые изменения, касающиеся УСН. Федеральным законом «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса РФ и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» № 266-ФЗ от 31 июля 2020 года были введены переходные положения для тех, кто в течение года все-таки превысил лимиты по доходам и (или) численности работников.

Если по итогам отчетного периода доходы налогоплательщика превысили 200 миллионов рублей и (или) средняя численность его работников превысила ограничение более чем на 30 (если быть точнее, то более чем на 130) человек, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенки с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения. Это нововведение позволит налогоплательщикам удержаться на УСН, а не вылететь сразу.

Плюсом является возможность применять все-таки пониженные ставки налога. Налоговая ставка для налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов, увеличивается с 6 до 8 процентов, а для налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения является «доходы минус расходы», — с 15 до 20 процентов.

2. Установление налоговых льгот для IT компаний

В настоящее время за рубежом активно развиваются новые технологии, и для того, чтобы развивать их на уровне иностранных государств необходимо предоставить какие-то преференции именно нашим компаниям.

Пакет преференций включает 2 предложения.

Во-первых, бессрочно снизить тариф страховых взносов с 14% до 7,6%.

Во-вторых, бессрочно уменьшить ставку налога на прибыль с 20% до 3%. Закон с этими и другими поправками уже принят и вступит в силу 1 января 2021 года.

На рынке появится очень много компаний, между которыми развернется борьба за тендеры и заказы. Основным конкурентным преимуществом при равном качестве услуг станет именно их низкая стоимость. На коне окажется тот, кто сможет быть наиболее гибким в плане формирования цены.

Вместе с тем, важно помнить, что подобные преференции будут предоставлены не всем компаниям, необходимо соответствовать целому ряду критериев:

1) Получать не менее 90% дохода от следующих видов деятельности:

  • разработка и продажа программного обеспечения и баз данных (далее по тексту — ПО);
  • установка, тестирование, адаптация, модификация, сопровождение ПО (далее по тексту — обслуживание ПО).

2) Иметь не менее 7 человек наемных работников.

3) Получить аккредитацию в Минкомсвязи.

3. Сохранение пониженных тарифов страховых взносов в 2021 году

В 2020 году в связи с коронавирусом были установлены пониженные тарифы страховых взносов. Такие тарифы были приняты в качестве меры поддержки малого и среднего бизнеса.

С 1 апреля 2020 года установлены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов — субъектов МСП, в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца, как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода:

  • на обязательное пенсионное страхование:
  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0 процента;
  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0 процента;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0,0 процента;
  • на обязательное медицинское страхование — 5,0 процента.

В отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца, в размере меньшем или равном величины МРОТ, страховые взносы исчисляются по общим тарифам.

В 2020 году заработная плата составляла 12 130 рублей.

МРОТ при новой методике расчета Минтруда РФ, учитывающей среднедушевой доход, увеличится в 2021 году до 12 792 рублей, прожиточный минимум для трудоспособного населения — до 12 702 рублей.

4. Применение механизма прямых выплат

Министерство труда и социальной защиты РФ хочет распространить механизм «прямых выплат» для больничных и пособий в связи с материнством во всех регионах страны с 1 января 2021 года.

Законодательством предусмотрен поэтапный переход до 31 декабря 2020 года большинства субъектов. Сейчас для этих выплат в ряде регионов используется «зачетный» принцип, когда работодатель платит работникам эти пособия за свой счет, а в дальнейшем сумма страховых отчислений в ФСС РФ уменьшается пропорционально произведенным работникам выплатам. С 1 января 2021 года все субъекты РФ перейдут на новый механизм выплат страхового обеспечения.

5. Продлили налоговые каникулы для ИП до конца 2023 года

ИП на УСН и патенте смогут воспользоваться нулевой ставкой, если впервые зарегистрировались, вели бизнес в производственной, социальной, научной сфере либо оказывали бытовые услуги населению.

Субъекты РФ вправе устанавливать налоговые ставки 0% по УСН и ПСН для впервые зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и ��татью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Рекомендации можно разделить в зависимости от видов уплачиваемых налогов.

1. Налог на прибыль

Если у вас имеются обособленные подразделения, то необходимо установить порядок уплаты налога в таких подразделениях. Кроме того, важно внести изменения в учетную политику. В Налоговом кодексе будет закреплен порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями при применении разных ставок налога на прибыль, который сейчас рекомендует Минфин (письмо от 14.05.2020 № 03-03-07/39124).

Для исчисления авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения, налоговая база определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества.

При этом пунктом 2 статьи 274 НК РФ установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Для достаточно крупных компаний появился новый вариант налоговой оптимизации путем выведения IT-подразделений в отдельные компании. В дальнейшем с такими компаниями будут заключаться договоры на обслуживание. Смысл подобной оптимизации состоит в снижении налогообложения за счет льгот, которые с 2021 года обретут компании данной отрасли.

Две категории организаций IT-отрасли смогут применять ставки по налогу на прибыль в размере (п. 4 ст. 1 закона):

  • 3% — по налогу в федеральный бюджет;
  • 0% — по налогу в региональный бюджет.

Рассмотрим обе категории.

К первой относятся организации, которые:

  • осуществляют деятельность в области IT;
  • разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи или оказывают услуги, выполняют работы по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных;
  • устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ и базы данных.

Ко второй категории юрлиц, имеющих право применять пониженные ставки, относятся организации, которые ведут деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной или радиоэлектронной продукции.

2. Налог на добавленную стоимость

Для некоторых категорий налогоплательщиков важно пересмотреть договоры, увеличив ставку НДС, а также внести изменения в планы, поскольку закончит действие освобождение от налогообложения для импортеров и продавцов племенных домашних животных и их эмбрионов по перечням, утв. постановлением Правительства от 20.10.2016 № 1069.

Общая ставка по их реализации и импорту будет 20%, а по отдельным видам домашних животных (перечни из постановления Правительства от 31.12.2004 № 908) — 10%.

Ставка НДС по лизингу племенного скота и птицы с правом выкупа будет 20% вместо 10.

Кроме того, до 20% вырастет ставка НДС по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Исключениями (со ставкой 0%) останутся перелеты в Крым, Севастополь и обратно; Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно; а также те, маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

3. Специальные налоговые режимы

Для компаний на специальных налоговых режимов необходимо больше внимания уделить налоговому планированию, поскольку с 2021 года отменяется ЕНВД и вводится «переходная» упрощенка. Режим ЕНВД отменен в России.

Президент подписал закон, которым отменяется ЕНВД. Компании и ИП должны будут покинуть вмененку с 1 января 2021 года. При переходе с ЕНВД на УСН организациям и предпринимателям необходимо представить в налоговые органы следующие документы установленной формы:

  • Заявление о снятии с учета как плательщика ЕНВД (приказ ФНС от 11.12.2012 № ММВ-7-6/[email protected]). Срок подачи — 5 рабочих дней со дня окончания деятельности (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).
  • Ежегодная проверка знаний
  • Курсы целевого назначения
  • Программа повышения квалификации
  • Программа профессиональной переподготовки
  • Профессии рабочих и служащих
  • Дистанционное обучение

Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.

Режимы налогообложения в РФ 2021

ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.

Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.

На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.

Определим сумму страховых взносов.

Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:

  • 12 — количество месяцев;
  • 12 392 — МРОТ на 2021 год;
  • 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
  • 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.

«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.

Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.

НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.

Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.

База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.

Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.

Специальные налоговые режимы: что изменится с 2021 года?

Согласно поправкам, внесенным в НК РФ Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ, с квартала, в котором доходы упрощенца составили более 150 млн руб. (но не более 200 млн руб.) и (или) средняя численность сотрудников превысила 100 человек (но не более 130 человек), при упрощенной системе налогообложения (УСН) необходимо будет применять налоговую ставку:

  • 8 % — если объект «доходы»;

  • 20 % — если объект «доходы минус расходы».

Повышенная налоговая ставка применяется не ко всей налоговой базе отчетного (налогового) периода, а только к ее части, приходящейся на квартал, в котором допущено превышение показателей. Прошедшие отчетные периоды не корректируются.

Налог за год определяется суммированием налога, исчисленного по «обычной» и повышенной ставке УСН. Авансовые платежи также считаются с учетом повышенной налоговой ставки.

Если превышения по доходам (численности персонала) произошли в первом квартале года, то для налогоплательщика устанавливается повышенная ставка на весь текущий налоговый период. Соответственно, право на УСН налогоплательщик потеряет, если доход за налоговый (отчетный) период превысит 200 млн руб. и (или) средняя численность сотрудников составит более 130 человек. Таким образом, УСН смогут использовать большее количество налогоплательщиков. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.

Согласно Закону от 31.07.2020 г. № 266-ФЗ, изменение НК РФ заключается в следующем:

ставка по УСН повышается с квартала, в котором доходы по УСН стали больше 150 млн. руб. (но не больше 200 млн. руб.) и (или) средняя численность персонал стала больше 100 чел. (но не больше 130 чел.).

В этом случае для УСН «доходы» ставка налога составит 8% (вместо 6%), а для УСН «доходы минус расходы» — 20% (вместо 15%). Но нужно учесть, что ставка в большем размере должна применяться не ко всей расчетной базе отчетного (налогового) периода, а только к той, которая приходится на квартал превышения.

Важно! Предыдущие периоды корректировке не подлежат.

Соответственно, налог по итогам календарного года определяется как сумма налогов, рассчитанных по стандартной и повышенной ставкам. Авансы рассчитываются также с учетом повышенного тарифа.

Если изменение условий (повышение дохода или численности) было в I квартале, то повышенная ставка используется весь текущий год.

Внимание! При достижении лимита по доходам в 200 млн. руб. и по численности в 130 чел. налогоплательщик утрачивает право применять УСН.

Спецрежим ЕНВД перестанет действовать с 2021 г., а потому налогоплательщикам на «вмененке» придется выбирать другую систему налогообложения вне зависимости от сферы деятельности. При этом они могут ориентироваться на:

  • УСН или ЕСХН (для организаций);
  • УСН, ЕСХН, ПСН или НПД (для индивидуальных предпринимателей).

При выборе режима налогообложения нужно учитывать сферу деятельности, размер дохода, наличие наемных работников, особенности того или иного спецрежима.

Если налогоплательщик не перейдет на иную специальную систему налогообложения, он будет автоматически переведен на ОСНО и тогда станет плательщиком налога на прибыль и НДС.

На основании Письма от 11.03.2020 г. № АБ-4-19/[email protected] федеральная налоговая инспекция поручила территориальным ИФНС проинформировать налогоплательщиков на ЕНВД о необходимости выбора иного спецрежима. Информация передается через личные кабинеты налогоплательщиков или ТКС.

Важно! Хозяйствующим субъектам нет необходимости подавать заявление о снятии с учета как вмененщика. Данное действие производится налоговиками автоматически.

Вне зависимости от того, какой режим будет в последующем выбран, декларацию по ЕНВД за IV кв. 2020 г. нужно сдать не позже 20.01.2021 г.

Согласно Закону от 06.02.2020 г. № 8-ФЗ внесены уточнения и дополнения в перечень видов деятельности, которые ИП может вести на ПСН (п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Например, с 2021 г. изменили название услуг фотоателье, фото- и кинолабораторий. Теперь они называются услугами в области фотографии. Также перечень дополнен такими видами деятельности как животноводство и растениеводство и услуги в этих областях деятельности.

Срок, на который ИП может оформить патент, — от 1 до 12 месяцев в пределах одного календарного года. Если патент приобретен для деятельности, скорректированной в перечне, документ переоформлять не нужно. Если планируется получить патент по новым видам деятельности, внесенным в перечень, сделать это можно уже в 2020 г., если региональные власти внесут поправки в правовые акты субъектов РФ.

На начало октября в Госдуме рассматривался еще один проект закона № 973160-7, согласно которому планируются новые корректировки в части ПСН. Согласно поправках наименования видов деятельности, указанные в перечне, будут приведены в соответствие с ОКВЭД2. Кроме того, снова будут внесены дополнительные виды, и их количество увеличится до 87. Среди новых — связанные с наружной рекламой через рекламные конструкции, с рекламой при использовании внешних и внутренних поверхностей транспортных средств, а также автостоянки и т.д.

Заключите договор 1С:ИТС и отслеживайте все изменения в законодательстве в разделе «Консультации по законодательству».

Изменения для спецрежимов с 2021 года

Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. Как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление разрешается либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.

Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как они предусматривают освобождение от части обязательных платежей.

По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций. Особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.

Правовое регулирование спецрежимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Но федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.

Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Но Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

  • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
  • размер налоговых отчислений;
  • условия применения налоговых льгот и т. п.

Региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).

Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.

Представим специальные налоговые режимы 2020, общая характеристика дана в сводной таблице. Полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименования, принятые в нормативных актах и на практике):

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Вид

Глава НК РФ

Краткая характеристика

Ограничения по применению

Ставка Налоговая база
ЕСНХ гл. 26.1 Обложению подлежит разница между поступлениями и затратами по ставке 6%. Предусмотрена только для предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, при количестве работников до 300 человек. 6%. Зависит от дохода.

УСН

гл. 26.2

Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6% и для второго — 15% (региональные власти вправе уменьшить эти показатели до 1 и 5%).

Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12.

6% или 15%. Зависит от дохода.

ЕНВД

гл. 26.3

Плательщик перечисляет 15% (региональные власти вправе уменьшить до 7,5%) с определенного вмененного дохода.

По количеству работников — 100.

В соответствии со ст. 346.26, определены виды деятельности, на которых она применяется (регионы вправе расширить список).

15%. Постоянная.

СРП

гл. 26.4

Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

Зависит от дохода.
ПСН гл. 26.5 ИП покупает патент по установленной в регионе цене на право осуществления определенного вида деятельности. Ставка составляет 6% от возможного дохода (может быть уменьшена в регионе вплоть до 0). Отчетность не составляется, ведется только книга учета доходов и расходов.

Только для ИП.

Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ (регионы вправе уточнить список).

6%. Постоянная.
НПД ст. 18 Требуется онлайн-регистрация в приложении «Мой налог». Ставки: 4% — при получении доходов от физлиц, 6% — при получении доходов от юрлиц. По видам деятельности и по доходу — не более 2,4 млн в год. 4%, 6%. Постоянная.

Властям регионов разрешили определять перечень видов деятельности, которые можно переводить на патент. С 2021 года список вырос до восьмидесяти подпунктов (п. 2 с. 346.43 НК РФ). В частности, добавлены те виды деятельности, по которым разрешён был ЕНВД, но нельзя было применять ПСН. Местные власти могут вводить патент и по видам деятельности, которые не упомянуты в НК, за некоторыми исключениями.

В регионах могут устанавливать дополнительные ограничения. Например, установить максимальный размер торговой площади не 150 квадратных метров, как разрешено Налоговым кодексом с 1 января 2021 года, а не более 50 квадратных метров.

С 2021 года нет ограничения по максимальному размеру потенциально возможного дохода на патенте (до 31.12.2020 этот показатель не мог превышать 1 млн. руб. с учётом коэффициента-дефлятора). И получается, что чем выше сумма потенциального дохода, тем выше стоимость патента.

Для розничной торговли и общепита увеличены разрешённые площади торгового зала и зала для обслуживания клиентов: вместо 50 квадратных метров с 2021 года допустимы площади до 150 квадратных метров включительно.

В налоговый кодекс добавили перечень видов деятельности, которые нельзя перевести на патент. Это:

  • деятельность по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;
  • оптовая торговля, а также торговля, осуществляемая по договорам поставки;
  • услуги по перевозке грузов и пассажиров индивидуальными предпринимателями, у которых более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  • деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.

С 2021 года предприниматели смогут уменьшать сумму налога по патенту на страховые взносы так же, как они это делали на ЕНВД. Взносы должны быть уплачены в период действия патента. ИП без работников вправе уменьшить налог на 100%, с наёмными работниками — до 50% включительно. При этом сотрудники должны быть заняты в деятельности по патенту. Если сумма взносов, перечисленная в бюджет, больше, чем стоимость патента, разницу можно зачесть для уменьшения других патентов в течение календарного года.

Например, предприниматель с наёмными работниками приобрёл патент на первый квартал 2021 года. Стоимость патента — 15 000 рублей. В течение квартала (с 1 января по 31 марта включительно) он заплатил 35 000 рублей страховых взносов. Сумма взносов больше, чем стоимость патента. Но с учётом ограничения для работодателей, предприниматель вправе уменьшить стоимость патента не более, чем на 50%. Т.е. вместо 15 000 рублей ИП заплатит 7 500 рублей. Остаток взносов можно использовать для уменьшения других патентов, но только в течение текущего календарного года и только при условии, что работники будут заняты в этой деятельности.

Если ИП купит патент на весь 2021 год, и в течение года потеряет право на применение этого спецрежима, он будет пересчитывать налог по другой системе налогообложения не с 1 января, а с начала того месяца, в котором «слетел» с ПСН. Это правило ввели только на 2021 год.

Если патент купили на период меньше года, всё остаётся по-старому: пересчитать налог нужно с начала действия патента (ст. 346.49 НК РФ).

АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

С.А. Курбанов, канд. экон. наук, доцент М.-Э.Т. Байсултанов, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DO1: 10.24411/2411 -0450-2019-11349

Аннотация. Реформирование налоговой системы и переориентация налоговой политики России на снижение и оптимизацию налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, актуализируют необходимость анализа действующего механизма налогообложения малого бизнеса в рамках специальных налоговых режимов, как инструментов, позволяющих снизить, в том числе, и административную нагрузку. Результатом проведённого исследования является систематизация ключевых недостатков действующего налогового законодательства, препятствующих раскрытию регулирующего потенциала специальных налоговых режимов. Обоснована необходимость расширения круга субъектов РФ для введения налога на профессиональный доход для самозанятых граждан.

Ключевые слова: малый бизнес, регулирование, налоговый режим, налог на профессиональный доход, налоговые льготы, проблемы.

Совершенствование налоговой политики в области специальных налоговых режимов, имеет свой определенный механизм, выражающийся через регулирование социально-экономических процессов, направленных на сбалансирование между регулятивной и фискальной функциями налогов, между государственными, коммерческими и личными интересами участников налоговых правоотношений. Государство через налоговое регулирование оказывает воздействие на экономические условия деятельности экономических субъектов и социальное положение граждан, путем льготирования. Систему методов и инструментов регулирования в сфере налогообложения разделяют на три блока: льготы, преференции, специальные налоговые режимы (СНР).

Специальные налоговые режимы (СНР) — это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах [1]. СНР предназначены для установления более благоприятных финансово-экономических

условий деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

Налоговое законодательство в сфере деятельности индивидуальных предпринимателей регулярно меняется. Ожидается повышение сумм фиксированных взносов, расширение использования пилотных региональных проектов на территорию всей страны. Для всех ИП, независимо от выбранного режима налогообложения установлена обязательная уплата ОПС. Она имеет фиксированный размер независимо от размера прибыли и подлежит обязательной уплате на протяжении всего периода регистрации предпринимателя в ЕГРИП, даже если деятельность фактически не ведется.

В 2020 году для ИП ожидается повышение фиксированных взносов за себя, что утверждено ст. 430 Налогового кодекса: обязательное пенсионное страхование -32 448 руб. (ранее 29 354 руб.); обязательное медицинское страхование — 8 426 руб. (ранее 6 884 руб.) [2]. Итого, по итогам 2020 года ИП обязан уплатить 40 874 руб. взносов. Можно провести один платеж или уплачивать взносы частями. Главное, чтобы сумма в полном объеме была перечислена до 31 декабря 2020 г. При доходе бо-

лее 300 000 руб. дополнительно взимается в Пенсионный фонд 1% взноса от разницы между реальной суммой и указанным ограничением. Он вносится до 1 июля 2021 г. При этом суммарный платеж не может превышать 8-кратный размер фиксированного взноса в ПФ, то есть на 2020 год это 259 584 руб. При регистрации ИП в середине 2020 года, суммы фиксирован-

ных взносов будут рассчитываться пропорционально числу месяцев от начала деятельности до конца года.

Размер и перечень остальных налогов и сборов для ИП в 2020 году будет зависеть от выбранной системы налогообложения: общей или спецрежимов (УСН, ПСН, ЕНВД, ЕСХН) (табл. 1).

Таблица 1. Действующие системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей

Вид режима Налоговые платежи Примечание

ОСНО (общая система) 1. НДФЛ = (выручка — затра-ты)*13% 2. НДС по ставке от 0% до 20%. В зависимости от вида деятельности дополнительно уплачиваются налоги на транспорт, имущество, водный.

УСН («упрощенка») 6% от доходов или 15% от разницы между доходами и расходами. По решению региональных властей возможно снижение ставок до 1 и 5% для первого и второго варианта УСН соответственно.

ПСН (патентная) (Потенциальный доход*6%) = цена патента в месяц. Виды деятельности установлены ст. 346.43 НК РФ. Региональные власти расширяют этот перечень и устанавливают потенциальную доходность по всем видам.

С 1 января 2021 года на территории России с высокой долей вероятности прекратит действие специальный налоговый режим – система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД).

Положения главы 26.3 части второй Налогового кодекса РФ, которой предусмотрен ЕНВД как специальный налоговый режим, с 01.01.2021 не применяются (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 №97-ФЗ). Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики России на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов, продление действия ЕНВД не предусмотрено.

В настоящее время заинтересованность государства в сохранении ЕНВД, очевидно, отсутствует – с учетом того, что единый налог исчисляется вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика. Министерство финансов РФ прямо указывает, что на момент принятия решения о вводе ЕНВД отсутствовали современные технологии налогового администрирования. В связи с этим было принято, по существу, вынужденное для бюджета решение об исчислении ЕНВД с физических показателей (площадь торгового зала, количество транспортных средств, количество работников и т.д.).

Но с развитием цифровых технологий у налоговых органов появилась возможность контролировать фактически полученный доход, поэтому исчисление налога плательщиками ЕНВД по-прежнему, с физических показателей и без учета выручки, перестало устраивать бюджет. Тем более, как считают чиновники, применение ЕНВД часто приводит к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов (письмо Минфина от 06.04.2020 №03-11-10/27487).

Поэтому, несмотря на то что в августе 2020 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о сохранении ЕНВД до 01.01.2024 (сейчас подобных законопроектов уже несколько), Министерство финансов РФ неоднократно указывало в своих письмах, что Правительством РФ предложение о продлении действия ЕНВД после 01.01.2021 поддержано не было (письма Минфина РФ от 23.07.2020 №03-11-11/6468, от 17.09.2020 №03-11-06/3/81970).

В мае 2020 года Минфин предложил Правительству РФ продлить действие ЕНВД только для индивидуальных предпринимателей и только на год, до 2022 года, в связи с коронавирусом и сопутствующими ограничительными мерами. Но даже это предложение было отклонено.

Не дожидаясь отмены ЕНВД на федеральном уровне, с 1 января 2020 года ЕНВД был отменен (кроме двух муниципалитетов) в Пермском крае.

Учитывая изложенное, с 1 января 2021 года, по нашему мнению, на территории России система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности с высокой долей вероятности прекратит действие.

С отменой ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на:

  • упрощенную систему налогообложения (УСН), с объектом «доходы» либо «доходы минус расходы»;
  • сельхозпроизводители – также на уплату единого сельхозналога;

а индивидуальные предприниматели, кроме того,

  • на патентную систему налогообложения (далее также – ПСН) или
  • на уплату налога на профессиональный доход.

Для перехода с 01.01.2021 на иные специальные налоговые режимы необходимо подать следующие документы:

  • при переходе на УСН – уведомление по форме №26.2-1, в срок не позднее 31.12.2020;
  • при переходе на ПСН – заявление на получение патента по форме №26.5-1, в срок не позднее, чем за 10 дней до начала применения ПСН.

Налогоплательщики, не перешедшие на иной специальный налоговый режим в установленные для этого сроки, будут с 01.01.2021 применять общую систему налогообложения.

Изменения введены Федеральным законом от 31.07.2020 №266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй НК РФ и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» (далее также – Закон № 266-ФЗ).

Налогоплательщик утратит право на применение УСН, если его доход превысил 200 млн руб. (сейчас – 150 млн. рублей) или число работников превысило 130 человек (сейчас – 100 человек).

Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:

  • К масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики.
  • Кругу налогоплательщиков. ЕСХН, УСН и ЕНВД доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН — только ИП.
  • Объекту применения. ЕСХН, ЕНВД, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН — при большинстве (за некоторыми исключениями).
  • Набору налогов, вместо которых начисляется спецналог. При ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП спецналога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них.
  • Совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ЕНВД или ПСН. При этом ЕНВД и ПСН также совместимы.

Подробнее о возможности совмещения режимов читайте в статьях:

  • «Какие особенности совмещения ОСНО и УСН?»;
  • «Распределение расходов при совмещении ЕНВД и УСН».

Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, традиционная, основная) – налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев, когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСН является самым тяжелым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчетности. Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода).

Подробнее про общую систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощенка) – специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими особыми режимами, под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с заранее выбранной ими облагаемой базой (6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Подробнее про упрощенную систему налогообложения.

Налог на профессиональный доход (НПД) действует с 2020 года в качестве эксперимента. Применять его могут самозанятые лица и ИП. У плательщиков не должно быть наемных работников, они не могут заниматься торговлей. Лимит на годовой доход — 2,4 млн рублей.

Налогом облагается весь полученный доход, расходы не учитываются. Ставки такие: 4% — если доход получен от физических лиц, 6% — от организаций и ИП. Учет операций ведется в личном кабинете, там же формируются чеки. Налог ежемесячно рассчитывает ИФНС, отчетности подавать не нужно.

Подробнее про налог на профессиональный доход.

  • налога на прибыль;
  • налогов на имущество организаций или физических лиц-ИП (лишь в отношении того имущества, которое ИП использует в своём бизнесе);
  • НДС (кроме налога по ввозимым в РФ товарам и по договорам простого товарищества);
  • НДФЛ (для ИП в части тех доходов, что получены от предпринимательства).

Переход на ЕСХН добровольный, на основе уведомления.

  • доход от сельскохозяйственной/рыбохозяйственной деятельности составляет 70% и более в общем доходе
  • численность работников рыбохозяйственных организации (кроме градо- или посёлкообразующих, на которых ограничение не распространяется) должна быть менее 300 человек

Ставка налога применяется к разнице доходов и расходов, рассчитанных на основании положений гл. 26.1 НК, и равна 6%.

Специальные налоговые режимы в 2020 году (виды и нюансы)

Практически при любом направлении деятельности малый бизнес (ИП и организации) по желанию может перейти на упрощёнку, уведомив ФНС. Невозможно это только для инвестиционных фондов, страховщиков, ломбардов, банков, нотариусов и некоторых других.

  • участие других организаций – менее 25% (для юридических лиц)
  • основные средства по остаточной стоимости – менее 100 млн р.
  • численность сотрудников – не более сотни
  • доходы – меньше 60 млн р. в год (показатель индексируется ежегодно)
  • у ЮЛ нет представительств/филиалов

НК предлагает выбрать из двух возможных вариантов налогообложения по упрощёнке: «доходы минус расходы» со ставкой от 5 до 15% (конкретизируют региональные власти) или «доходы» – с 6%.

Переход на ЕНВД стал добровольным недавно, в 2013 году. Патентная система должна полностью вытеснить ЕНВД уже с 01.01.18. Основными условиями для применения ЕНВД являются ограничение численности работников (не более сотни) и виды осуществляемой деятельности.

  • розничная торговля
  • ветеринарные и бытовые услуги
  • пассажирские перевозки
  • общественное питание
  • распространение/размещение рекламы и прочие

Конкретные виды деятельности для обложения ЕНВД устанавливают муниципальные власти. Налоговая ставка – 15%, применяется к вменённому доходу. Таким образом, выручка, полученная реально, не имеет значения. При уплате налога сумма уменьшается на перечисленные в фонды страховые взносы.

Режим довольно узкий, воспользоваться им смогут те ИП, у которых не больше 15 работников. Переход добровольный. Налоговый кодекс предусматривает внушительный список видов предпринимательства, по которым может применяться ПСН. По сути это расширенный перечень по ЕНВД. Патент выдаётся на кратный одному месяцу срок в пределах календарного года.

Среднего и малого бизнеса СРП не касается и регулирует взаимоотношения между инвестором и РФ по разделу между сторонами соглашения произведённой продукции (добытого минерального сырья).

Система или хаос?

На сегодняшний день в России устроена своеобразная ярмарка специальных режимов, они даже начали конкурировать друг с другом. Например, ИП, работающий в сфере услуг и торговли, волен выбирать между УСН, патентом и ЕНВД. При этом для сообразительных бизнесменов законодателями оставлено множество лазеек для необоснованного уменьшения налоговой нагрузки. Ситуация благоприятна для бизнеса, но неудачна для бюджета. Бессистемность и непродуманность «переписывания» раздела НК, посвящённого особым налоговым режимам, превращает инструмент поддержки малого бизнеса в средство манкирования обязанностями налогоплательщика. В России налоговые вожжи или натянуты чересчур сильно, или отпущены совсем.

Все права на данную публикацию принадлежат ГК «Аудит А».

Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.

Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.

Упрощенная система налогообложения. Новое с 2021 года


  • Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (часть 1)
  • Дата публикации 02.04.2015
  • Раздел Экономические науки
  • УДК 336.221.22
1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

  • Журнал Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6 (часть 3) – С. 479-483
  • Раздел Экономические науки
  • УДК 336.225
  • Страницы 479–483
1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Титов предложил Путину ввести специальный налоговый режим для общепита

“Упрощенка” может применяться при соблюдении таких условий:

  • Компания не должна быть казенным либо бюджетным учреждением, а также страховщиком, ломбардом или фондом инвестиций.
  • В уставном капитале может содержаться не более 25% участия сторонних организаций или предприятий.
  • Компания не может заниматься игорным бизнесом или добывать полезные ископаемые.
  • Годовое число сотрудников не может превышать 100 человек.
  • За 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не был выше 45 миллионов. Данная цифра высчитывается с учетом НДС и инфляций.

Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:

  • Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
  • Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.

Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

  • Для организаций. Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
  • Для индивидуальных предпринимателей. В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

Для любой страны с рыночной экономикой роль малого бизнеса неоценима — формирование антимонопольной хозяйственной среды, здоровой конкуренции, развитие национального производства, общий экономический рост.

Важные нюансы:

  • наиболее гибкий и одновременной прочный сектор рынка, переносящий кризисные периоды легче, чем средний и крупный;
  • объект налоговых платежей и налоговый агент;
  • стимулятор технологического развития и инноваций;
  • субъекты малого бизнеса вкладывают инвестиции в высокотехнологичные и научные проекты;
  • социально-экономический носитель, так как создает занятость, новые рабочие места.

В связи с такими важными позициями в национальном хозяйстве страны мира уделяют большое внимание поддержке, поощрению и вовлечению малого предпринимательства. Европейские страны, например, перевели решение многих экономических вопросов на предпринимателей и на государственном уровне обеспечивают их необходимыми условиями.

Важным рычагом влияния на бизнес — как малый, так средний и крупный — является налогообложение. Однако, в отличие от остальных классов предпринимательства, малое ввиду мобильности более чувствительно к изменениям,.

Предприниматели имеют самый широкий среди всех бизнес-единиц выбор системы налогообложения для своей работы. Специфика их деятельности, как правило, имеет небольшие обороты, основные средства и штат сотрудников позволяют применять все активные специальные режимы:

Если выручка и доходы субъекта не вмещаются в лимиты этих систем, они используют общий режим налогообложения. Иногда предприниматели выбирают ОСНО ради контрагентов-плательщиков НДС, и возможности совместно работать по системе возмещения этого налога.

Системы налогообложения России в 2021 году

Кроме специальных налоговых режимов субъекты малого бизнеса могут работать на общей системе, причем не только в случае превышения показателей над лимитами по льготным режимам, но и мотивированным решением — например, для заключения сделок с контрагентами и функционирования по вычету входного НДС. Также для некоторых предпринимателей общий режим более привлекателен в силу специфики деятельности — по налогам ОСНО предусмотрены освобождения или значительные льготы.

В любом случае общая система всегда открыта для любых налогоплательщиков, имеет гибкие рычаги оптимизации налоговой базы и получения преференций и льгот.

  1. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
  2. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
  3. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
  4. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.

В России действует трехуровневая система налогов и сборов. Налоги и сборы могут быть федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). А что понимается под спецрежимом? В нашей консультации приведем понятие и виды специальных налоговых режимов, а также уточним правовое регулирование специальных налоговых режимов в 2017 году.

Специальный режим – это устанавливаемый Налоговым кодексом РФ федеральный налог, не указанный в ст. 13 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ). Применение специальных режимов налогообложения может освобождать налогоплательщиков от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Несмотря на то, что специальный налоговый режим – это система налогообложения федерального уровня, органы власти субъектов РФ и муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ для конкретного режима, вправе определять по специальным налоговым режимам:

  • виды предпринимательской деятельности, по которым может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
  • ограничения на переход и применение специального налогового режима по НК РФ;
  • налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • особенности определения налоговой базы;
  • налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К примеру, перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться спецрежим, устанавливается региональными и местными органами власти в отношении ЕНВД, а дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков могут устанавливаться законами субъектов РФ применительно к УСН.

Перечень спецрежимов налогообложения поименован в п. 2 ст. 18 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) – гл. 26.1 НК РФ;
  • упрощенная система налогообложения (УСН) – гл. 26.2 НК РФ;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) — гл. 26.3 НК РФ;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) – гл. 26.4 НК РФ;
  • патентная система налогообложения (ПСН) – гл. 26.5 НК РФ.

Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *