Учет заработной платы в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет заработной платы в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Период 2021 года

Размер минимальной заработной платы, грн

месячный

почасовой

Январь — ноябрь

6000

36,11

Декабрь

6500

39,12

Важные цифры 2021 года: налогообложение доходов физлиц и соцстрахование

Вид дохода

Размер ставки

НДФЛ

ВС

Категория плательщиков

Вид дохода

зарплата, больничные, декретные(1)

вознаграждения по гражданско-правовым договорам

1. Предприятия (кроме указанных в пп. 3 и 4 этой таблицы), самозанятые лица (в том числе ФЛП) на доходы обычных работников

22 %

22 %

2. Предприятия (кроме указанных в пп. 3 и 4 этой таблицы) и ФЛП на доходы работников с инвалидностью

8,41 %

22 %

3. Предприятия всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС(2)

5,3 %

5,3 %

4. Предприятия и организации общественных организаций инвалидов(2)

5,5 % — на доходы работников с инвалидностью, 22 % — на доходы других работников

22 %

(1) Здесь и далее под декретными понимаем пособие по беременности и родам.

(2) Если у них количество работников-инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов равен не менее 25 % суммы расходов на оплату труда.

Налоги с минимальной зарплаты на 2021 год в Украине

Вид выплаты

Обычные работники

Работники с инвалидностью юрлиц и ФЛП

начисления

удержания

начисления

удержания

ЕСВ

НДФЛ

военсбор

ЕСВ

НДФЛ

военсбор

Зарплата

22 %

18 %

1,5 %

8,41 %

18 %

1,5 %

Больничные

Декретные

22 %

х

х

8,41 %

х

х

Налоговый агент / плательщик ЕСВ

Удержание

Начисление

НДФЛ

военсбор

ЕСВ

1. Предприятия (кроме указанных в п. 2 этой таблицы), самозанятые лица (в том числе ФЛП)

18 %

1,5 %

22 %

2. Предприятия всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС(1)

18 %

1,5 %

5,3 %

(1) Если у них количество работников с инвалидностью составляет не менее 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов равен не менее 25 % суммы расходов на оплату труда.

Минимальный размер оплаты труда — важный показатель, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») тоже не остался без изменений.

МРОТ подразделяется на федеральным и региональным:

Федеральный МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ. С 2021 года расчет федерального МРОТ будет производиться по новой методике — с учетом медианной зарплаты. Законодатели решили отказаться от устаревших методик и использовать международные стандарты. По новым правилам МРОТ будет привязан не к прожиточному минимуму, а к медианному доходу — доходу, относительно которого у половины населения нашей страны доходы выше этого показателя, а у другой половины — ниже. В результате применения «медианной» расчетной схемы МРОТ в 2021 году составит 12 792 руб.

Региональный МРОТ может быть принят в субъекте РФ и официально закреплен в региональном соглашении. Право субъектов РФ по установлению на своих территориях регионального МРОТ закреплено в ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ. Региональный МРОТ не может быть ниже федерального и определяется с учетом социально-экономических условий и показателей в регионе.

Применяется региональный МРОТ работодателями, работающими на территории конкретного субъекта, кроме федеральных бюджетников (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Если в субъекте не установлен региональный МРОТ, применяется федеральный показатель. Узнать конкретный размер регионального МРОТ можно в соответствующем региональном соглашении, которое обычно размещается на сайте Правительства субъекта РФ, на сайтах объединений профсоюзов и работодателей, а также публикуется в официальных печатных изданиях.

Работодателей обязали к проведению индексации заработных плат со следующего года. В противном случае речь будет идти о нарушении действующего в России трудового законодательства, предупредили в руководящем аппарате Роструда.

Подчеркнем, что повышение МРОТ на законодательном уровне под индексацией понимать не следует. Индексация должна быть обеспечена в независимости от роста МРОТ.

Зарплаты россиян должны увеличиться на уровень повышения потребительских цен на основании данных Росстата. Необходимость проведения индексации зарплат на величину темпов роста потребительских цен закреплена ст. 134 ТК РФ.

Государственные и муниципальные органы должны при этом руководствоваться трудовым законодательством и подзаконными нормативными актами, коммерческие предприятия – локальными документами (например приказ руководителя, положение об оплате труда или коллективный договор).

Это значит, что организации вне госсектора самостоятельно выбирают суммы повышения доходов работников (теоретически в 2021 году они не могут быть ниже прогнозного показателя инфляции 4%). Сроки повышения тоже будут отличаться, но в качестве рекомендованной даты можно считать 1 февраля 2021 года. С февраля Трудовая инспекция вправе проверять работодателей на предмет проведения индексации и отражения этого факта в документах.

Грамотное оформление всей документации – чрезвычайно важный момент. Работодатели, которые не проиндексируют зарплаты своему персоналу, столкнутся с серьезными штрафными санкциями.

За несоблюдение всех требований трудового законодательства, в том числе и о проведении обязательной индексации заработных плат сотрудников, работодатели и должностные лица организации несут административную ответственность.

  • Если положения об индексации не установлено в коллективном договоре и в локальных нормативно-правовых актах организации, то компании грозит штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ): для должностных лиц — от 1000 до 5000 рублей; для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Если работодатель установил порядок индексации, но при этом заработная плата сотрудников не пересматривалась, во время проверки инспекции он получит предписание полностью произвести доплату работникам не только той суммы, которая должна быть выплачена в результате индексации. Ему придется выплатить и проценты по сумме в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый просроченный день (ст. 236 ТК РФ). Оштрафуют и тех работодателей, которые самостоятельно установили индексацию заработной платы ниже, чем устанавливается отраслевым соглашением при условии, что оно на организацию распространяется.

Поскольку порядок индексации в законодательстве не определен, предлагаем работодателям действовать по следующему алгоритму.

Шаг 1. Проверка локальных актов.

Например внесение соответствующего пункта в положения об оплате труда или коллективный договор. Все положения об индексации должны быть закреплены в локальных актах.

Шаг 2. Подготовка приказа об индексации.

Локальные акты содержат правила индексации, но самого их наличия недостаточно. Бухгалтерии необходим организационно-распорядительный документ, который будет основанием для изменения начислений. В таком документе указывают рассчитанный коэффициент и дату повышения. Обычно это приказ руководителя организации о проведении индексации.

Шаг 3. Расчет новых начислений.

Бухгалтерия рассчитывает выплаты, которые подлежат увеличению, с учетом коэффициента индексации. Информацию о том, какие выплаты подлежат пересчету, а какие не подлежат, бухгалтер берет из локальных документов.

Шаг 4. Изменение штатного расписания.

Новые оклады и размеры других выплат необходимо указать в штатном расписании. Можно издать приказ о внесении изменений в штатное расписание или об утверждении штатного расписания в новой редакции.

Шаг 5. Дополнительные соглашения.

С вы­плат ра­бот­ни­кам ра­бо­то­да­те­ли долж­ны упла­чи­вать стра­хо­вые взно­сы на ОПС, ОМС, ВНиМ и на трав­ма­тизм. При этом еже­год­но Пра­ви­тель­ство РФ уста­нав­ли­ва­ет раз­мер пре­дель­ной базы для на­чис­ле­ния стра­хо­вых взно­сов. Тариф взно­сов на обя­за­тель­ное пен­си­он­ное стра­хо­ва­ние за­ви­сит от того, пре­вы­сил ли доход ра­бот­ни­ка, ис­чис­ля­е­мый на­рас­та­ю­щим ито­гом с на­ча­ла года, пре­дель­ную базу для на­чис­ле­ния стра­хо­вых взно­сов или нет (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ):

  • с вы­плат, не пре­вы­ша­ю­щих пре­дель­ную базу, тариф со­ста­вит 22%;
  • с вы­плат, пре­вы­сив­ших уста­нов­лен­ный лимит, тариф будет 10%.

По об­ще­му пра­ви­лу тариф взно­сов на ВНиМ (страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства) уста­нов­лен в раз­ме­ре 2,9% (пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ). Так вот, если до­хо­ды ра­бот­ни­ка, рас­счи­тан­ные на­рас­та­ю­щим ито­гом с на­ча­ла года, не пре­вы­сят уста­нов­лен­ный лимит, то взно­сы с этих до­хо­дов ис­чис­ля­ют­ся по дан­ной став­ке. А с до­хо­дов, пре­вы­ша­ю­щих пре­дель­ную базу для на­чис­ле­ния взно­сов на ВНиМ, взно­сы по­про­сту не на­чис­ля­ют­ся.

Правительство РФ постановлением от 26.11.2020 № 1935 утвердило предельные величины базы для расчета пенсионных взносов и взносов на социальное страхование на случай ВНиМ.

Они составляют:

  • в отношении взносов на пенсионное страхование – 1 465 000 руб.;
  • в отношении взносов на социальное страхование – 966 000 руб.

Напомним, что в отношении взносов на обязательное медицинское страхование и взносов травматизму предельный размер базы законодательно не предусмотрен.

Эти взносы рассчитываются со всей величины выплат в пользу физлица

Организации и индивидуальные предприниматели, которые включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), вправе платить взносы по пониженным тарифам. Такое право субъектам МСП предоставлено с 1 апреля 2020 года. Период, в течение которого субъекты МСП могут применять пониженные тарифы взносов, не ограничен временным интервалом. Право установлено бессрочно.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются следующие тарифы:

  • на ОПС — 10% (как для сумм не превышающих предельную величину базы для исчисления взносов, так и сверх установленных лимитов);
  • на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0%;
  • на ОМС — 5%.

Пониженные тарифы взносов применяются к выплатам в части, превышающей МРОТ. Выплаты в части, равной МРОТ или менее МРОТ, облагаются по общим тарифам.

Применение пониженных тарифов взносов регулируется:

  • с 1 апреля по 31 декабря 2020 года – ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ;
  • с 1 января 2021 года – новыми пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ.

Работодатель может платить взносы по пониженным тарифам с 1-го месяца включения в реестр МСП, но не ранее 1 апреля 2020 года (письма ФНС России от 02.06.2020 № БС-4-11/[email protected], от 29.04.2020 № БС-4-11/[email protected]).

С 1 января 2020 года начался процесс формирования электронных трудовых книжек. Переход на новый формат сведений о трудовой деятельности стал добровольным и осуществляется только с согласия работника. То есть у работника до 31 декабря 2020 года включительно есть возможность выбрать — оставить бумажную трудовую или перейти на электронную. Дальнейшие действия работодателя зависят от этого выбора.

Пилотный проект по запуску прямых выплат из ФСС стартовал 2011 года и развивался поэтапно — каждый год к нему подключились новые регионы.

Проект предполагает, что работодатель самостоятельно рассчитывает пособие, но перечисляет лишь те суммы, которые выплачиваются за его счет — например, больничные за первые три дня.

Далее работодатель отправляет заявление ФСС, а выплату причитающейся суммы за счет ФСС выплачивает непосредственно сам фонд.

  • Последние
  • Популярные

Восемь изменений в работе с сотрудниками в 2021 году

  • Учет и отчетность
  • Налогообложение
  • Упрощенная система
  • Труд и социальная защита
  • Госрегулирование
  • Право и ответственность
  • Финансы и банки
  • Общество и жизнь
  • «Дебет-Кредит»

Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.

Пример (доход 100 000 тенге)

Выполним расчет заработной платы работника за 2021 год

Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге.

Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге.

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге).

100 000 * 10% = 10 000 тенге

Расчет ВОСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).

100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Расчет ИПН

Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет.

100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге;

45 500 * 10% = 4 550 тенге.

Расчет СО

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге).

100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000;

90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.

Расчет СН

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет.

100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге;

88 000 * 9,5% = 8 360 тенге;

8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге

Расчет ООСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).

100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Показатель

2020 год

2021 год

ОПВ

100 000 * 10%

10 000 тенге

100 000 * 10%

10 000 тенге

ИПН

(100 000 – 10 000 – 42 500) * 10%

4 750 тенге

(100 000 – 10 000 – 2 000 – 42 500) * 10%

4 550 тенге

СО

(100 000 – 10 000) * 3,5%

3 150 тенге

(100 000 – 10 000) * 3,5%

3 150 тенге

СН

100 000 – 10 000 – 1 000 = 89 000 * 9,5% = 8 455 – 3 150 (СО)

5 305 тенге

100 000 – 10 000 – 2 000 = 88 000 * 9,5% = 8 360 – 3 150 (СО)

5 210 тенге

ООСМС

100 000 * 2%

2 000 тенге

100 000 * 2%

2 000 тенге

ВОСМС

100 000 * 1%

1 000 тенге

100 000 * 2%

2 000 тенге

За счет работодателя

10 455 тенге

10 360 тенге

За счет работника

15 750 тенге

16 550 тенге

Сумма «на руки»

84 250 тенге

83 450 тенге

В бюджетных организациях индексация — явление само собой разумеющееся. Зарплата ежегодно подрастает на уровень инфляции. Бывает, что прибавка выходит и больше.

Что касается коммерческих организаций, то здесь всё-таки стоит руководствоваться локальными нормативами и уставом конкретно взятой компании. Во-первых, процесс индексации происходит не всегда непосредственно с 1 февраля. Зачастую зарплату повышают до конца первого квартала текущего года, и это нормальная практика. Во-вторых, в нынешних экономических условиях позволить себе даже пятипроцентную прибавку для каждого сотрудника могут далеко не все компании, — говорит Павел Уткин.

По его мнению, это чревато уводом зарплатного фонда в тень и новым витком перехода в серую бухгалтерию. Поэтому маловероятно, что все 100% предприятий, особенно коммерческих, в обязательном порядке поднимут зарплату сотрудникам. Но в следующем году, считает юрист, за этим могут очень пристально следить и Роструд, и ФНС.

Единый социальный взнос для физлиц-предпринимателей с 1 января вырастет с 1 100 грн до 1 320 грн в месяц.

Но с 1 января 2021 года освобождаются от уплаты за себя единого взноса физические лица-предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, если они:

  • получают пенсию по возрасту или за выслугу лет;
  • являются лицами с инвалидностью;
  • достигли пожилого возраста и получают, согласно закону, пенсию или социальную помощь.

Также с 1 января для ФЛП первой, второй и третьей группы, которые не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, отменили книгу учета доходов. Они могут вести учет в произвольной форме, отражая доходы ежемесячно.

Вместе с тем, в 2021 году увеличится максимальный налог за каждый лишний квадрат недвижимости, которой считается площадь дома от 120 кв. м. и квартиры — от 60 кв. м. Он вырастет с 62,5 до 70,8 грн.

Отсрочка РРО

Введение кассовых аппаратов для ФЛП отложили до 1 января 2022 года.

Но с 1 января кассовые аппараты будут обязательными для тех, кто предоставляет платные услуги в сфере здравоохранения, продает ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов и камней, ФЛП второй-четвертой групп, чей доход превышает 220 минимальных зарплат.

Также с 1 января Государственная казначейская служба Украины вводит новые счета для уплаты ЕСВ — Единого социального взноса. Если после 1 января плательщик внесет оплату по старым реквизитам, то средства не засчитают. Их вернут с примечанием: невыясненные поступления.

Меняется в 2021 году единый налог для физлиц-предпринимателей. Для ФЛП первой группы он составит 227 грн (10% прожиточного минимума для трудоспособных), для второй группы — с 1,2 тыс. грн (20% минимальной зарплаты).

По словам министра финансов Сергея Марченко, в 2021 году зарплаты медиков вырастут на 30%. В то же время премьер-министр Денис Шмыгаль уверял, что зарплаты для всех медиков увеличат на 2-2,5 тыс. грн.

Между тем медики коммунальных больниц Киева будут получать надбавки к зарплате из городского бюджета в размере от 5 тыс. грн (врачи) до 2 тыс. грн (младший медперсонал).

Транспланталогия

В 2021 году количество трансплантаций планируют увеличить минимум в два раза. По словам министра здравоохранения Максима Степанова, ожидается, что в Украине должны сделать не менее 250 таких операций. Это касается трансплантации сердца, печени и почек.

Также Минздрав планирует с 1 апреля 2021 года запустить систему э-рецептов. Сначала их хотят ввести для инсулина, препаратов для иммуносупрессии и наркотических препаратов. Следующими будут антибиотики, которые можно будет приобрести только по э-рецепту.

Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?

Школа

С 1 января в украинских школах начнут действовать новые санитарные требования. Они предусматривают, что в учебных заведениях обязательно должны быть внутренние туалеты и доступ к проводному или беспроводному интернету.

Также теперь мебель в классы будут подбирать в соответствии с ростом учеников, а школьников, проживающих на расстоянии более 2 км от учебного заведения, обеспечат транспортом.

Появится даже список продуктов, которые запретят продавать в школьных буфетах, и продукты, которые должны быть в ежедневном школьном рационе.

ВУЗы

Выпускников школ в 2021 году не будут обязывать проходить ВНО по украинской литературе. Обязательным для всех будет только тестирование по украинскому языку.

Сертификационная работа по украинскому языку будет содержать задания только по одному предмету: 39 тестов с выбором ответа и одно задание открытой формы.

Основная сессия ВНО в 2021 году пройдет с 21 мая до 16 июля. Регистрация на ВНО начнется с 1 февраля 2021 года.

В Киеве стоимость проезда в маршрутках в январе-марте 2021 года может вырасти минимум до 12 грн. Также подорожание проезда возможно в других крупных областных центрах Украины.

Мобильные операторы Киевстар, Vodafone Украины и lifecell, а также оператор фиксированной телефонной связи Укртелеком в 2021 году повысят стоимость пакетов услуг для ряда тарифных планов.

В частности, пакет Домашний Базовый от Укртелекома с 500 мин на междугородную связь, 300 мин на мобильные сети и неограниченными местными звонками будет стоить 139 вместо 117 грн/месяц.

В 2021 году с 1 января легально заработает игорный бизнес. Однако закон разрешает проведение азартных игр в казино, через интернет, в залах игровых автоматов.

Также в документе прописаны четкие требования к местам, где должны быть игорные зоны. В частности, для казино — это территория пятизвездочных отелей, для игровых автоматов — гостиницы от трех звезд, для букмекерских пунктов — гостиницы от трех звезд и на ипподроме.

Закон устанавливает возраст игроков — старше 21 года. Следить за деятельностью этих учреждений будет специально созданный государственный орган — Комиссия по регулированию рынка азартных игр.

С 1 июля 2021 года отменяется действие моратория на продажу аграрной земли. Но до 1 января 2024 года можно будет купить не более 100 га одному человеку. С 2024 года ограничение будет составлять до 10 тыс. га в одни руки.

Кроме того, до 1 января 2024 года покупать землю смогут только физические лица.

В Минэкономики прогнозируют, что в 2021 году в Украине валюта может стоить 28,6 грн за $1.

Между тем аналитики Oxford Economics предполагают, что среднегодовой курс доллара в 2021 году будет на уровне 28,4 грн за $1. В Международном валютном фонде ожидают стоимость в пределах 28,12 грн.

Экономисты сходятся во мнении, что курс доллара в 2021 году может колебаться в пределах 27-29,5 грн за $1. Однако это может не помешать гривне укрепиться к лету 2021 года до уровня 27 грн/$1.

В 2021 году на государственном уровне будут отмечать 30 лет со дня принятия Верховной Радой Акта провозглашения независимости Украины (24 августа) и проведения Всеукраинского референдума о независимости Украины (1 декабря).

Среди других памятных дат:

  • 28 июня — 25 лет со дня принятия Конституции Украины;
  • 27 ноября — 100-я годовщина с начала массового искусственного голода 1921-1923 годов в Украине;
  • 29 сентября — 80-я годовщина с начала массовых расстрелов в Бабьем Яру;
  • 27 ноября — 75-я годовщина с начала массового искусственного голода 1946-1947 годов в Украине.

Читайте: Календарь государственных праздников на 2021 год Когда получится преодолеть пандемию: астропрогноз для Украины на 2021 год Астропрогноз для Украины на 2021 год

С 1 февраля вырастут зарплаты. Кто станет получать больше и на сколько

Минимальный ЕСВ для этой категории «упрощенцев» составляет 22% минимальной заработной платы. Соответственно, предприниматели на первой группе в этом году должны платить так:
с 1 января — 1320 грн (6000 грн х 22: 100 = 1320 грн);
с 1 декабря — 1430 грн (6500 грн х 22: 100 = 1430 грн).

Размер единого налога для этой группы устанавливают местные власти, но не выше 10% прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января. Соответственно, в этом году максимальная ставка единого налога составит
— 227 грн в месяц.

Минимальный ЕСВ — 22% зарплатной минималки. Соответственно, платить нужно:
с 1 января — 1320 грн (6000 грн х 22: 100 = 1320 грн);
с 1 декабря — 1430 грн (6500 грн х 22: 100 = 1430 грн).

Размер единого налога для этой группы устанавливают местные власти, но не выше 20% минимальной зарплаты, установленной на 1 января.

Максимальная ставка единого налога составит 1200 грн в месяц.

С 1 января наемные работники не могут получать зарплату меньше 6000 грн. А с 1 декабря работодателям придется поднять зарплату персоналу минимум до 6500 грн. С зарплаты необходимо удержать налог с доходов физлиц (НДФЛ — 18%) и военный сбор (ВС- 1,5%).

С 1 января расчет налогов выглядит так:

Ставка — 6000 грн
НДФЛ — 6000×18% = 1080 грн
ВС — 6000×1,5% = 90 грн
ЕСВ — 6000×22% = 1320 грн
Удержание: 1170 грн (НДФЛ + ВС)

То есть расходы на одного работника составят: ставка 6000 грн (из них НДФЛ (1080 грн) + военный сбор (90 грн)) + ЕСВ 1320 грн = 7320 грн
«На руки» работник получит 4830 грн/месяц, поскольку НДФЛ и ВС удерживаются из его ставки, а работодатель вносит ЕСВ.

С 1 января вступили в силу новые правила определения предельного уровня годового дохода, позволяющие предпринимателю выбрать ту или иную группу плательщиков единого налога.

Объемы дохода для ФОП-единщиков теперь устанавливают исходя из размеров минимальной заработной платы на 1 января налогового (отчетного) года:

I группа — 167 размеров минимальной заработной платы (1 002 000 грн);
II группа — 834 размера минимальной заработной платы (5 004 000 грн);
III группа — 1167 размеров минимальной заработной платы (7 002 000 грн).

Начать осмотр процедуры начисления заработной платы надо именно с суммы минималки. В целом минимальная зарплата выплачивается рабочим за выполнение простых обязанностей, не требующих квалификации и особых знаний. Как известно, минималка в 2021 году будет увеличена до суммы в 5003 гривен.

Стоит помнить, что эта сумма должна в обязательном порядке облагаться налогом.

А еще начисление минимальной зарплаты в 2021 году имеет свои определенные правила. Согласно действующему законодательству, работодатель не сможет выплачивать своему рабочему сумму за месяц меньшую, чем минималка.

Исключения ставят случаи, когда лицо работает на половину ставки или у него сокращенный рабочий день. Если у человека, работающего на полную ставку заработная плата по определенным причинам не будет дотягивать до 5003 гривен, то работодатель обязан осуществлять доплаты таким образом, чтобы рабочий получал минимальную заработную плату.

ЕСВ и единый налог-2021: расчеты для ФОПов

Работодатель может выплачивать работнику разного рода выплаты, но далеко не все они подпадают под понятие заработной платы. В таком случае надо руководствоваться рядом нормативных документов, а именно:

  • ЗУ «Об оплате труда».
  • Инструкцией по статистике заработной платы (Инструкция №5).

Очень важно уметь ориентироваться в этом вопросе, поскольку знание всех нюансов начисления заработной платы необходимо для правильной оплаты налогов и подачи налоговой отчетности. Любые ошибки в этом процессе могут привести к плохим последствиям, в частности к немалым штрафам.

Начисление зарплаты 2021 год по-прежнему будет осуществляться на основе некоторых критериев. Прежде всего, роль в начислении будет играть табель отчетности рабочего времени работника, установленный трудовым договором с указанием должностных окладов и норм рабочего времени.

Получается, что берется установленный оклад сотрудника и количество отработанных им рабочих часов за месяц. Если работник проработал весь месяц, то ему выплачивается заработная плата в полном объеме, но если табель отчетности начисляет, например, не 168 часов, а всего лишь 120, то осуществляется соответствующий перерасчет.

Відповідно до ч. 5 ст. 6 Закону про оплату праці1 та ст. 96 КЗпП схеми посадових окладів (тарифних ставок) працівників установ, закладів і організацій, які фінансуються з бюджету, формуються на основі:

1 Закон України «Про оплату праці» від 24.03.95 р. № 108/95-ВР.

  • мінімального посадового окладу (тарифної ставки), встановленого КМУ;
  • міжпосадових (міжкваліфікаційних) співвідношень розмірів посадових окладів (тарифних ставок) і тарифних коефіцієнтів.

При цьому мінімальний посадовий оклад (тарифна ставка) встановлюється у розмірі, не меншому за прожитковий мінімум для працездатних осіб (ПМПО) на 1 січня календарного року (ч. 6 ст. 6 Закону про оплату праці). Станом на 01.01.2021 р. цей показник дорівнює 2270 грн (див. статтю «Мінзарплата та прожитмінімум: version 2.0.2.1» цього номера).

У свою чергу, в абз. 3 примітки 1 додатка 1 до постанови № 12982 встановлено, що посадові оклади працівників, оплата праці яких базується на ЄТС (працівники закладів освіти, соцзахисту, спорту, культури тощо), з 01.01.2017 р. розраховуються виходячи з розміру посадового окладу (тарифної ставки) працівника 1-го тарифного розряду за ЄТС, установленого в розмірі ПМПО на 1 січня календарного року.

2 Постанова КМУ «Про оплату праці на основі Єдиної тарифної сітки розрядів і коефіцієнтів з оплати праці працівників установ, закладів та організацій окремих галузей бюджетної сфери» від 30.08.2002 р. № 1298.

Отже, за загальними правилами оклад працівника 1-го тарифного розряду за ЄТС з 01.01.2021 р. мав би становити 2270 грн. Що, звичайно, у порівнянні з останнім підвищенням, яке відбулося у вересні 2020 року згідно з постановою № 7503, дуже мало. Адже різниця по відношенню до вересневого підвищення складає усього 45 грн (2270 грн — 2225 грн). Тому Мінекономіки вирішило виправити цю ситуацію та направило на розгляд Уряду відповідний проєкт постанови4.

3 Постанова КМУ «Про підвищення оплати праці працівників установ, закладів та організацій бюджетної сфери» від 26.08.2020 р. № 750.

4 Проєкт постанови КМУ «Деякі питання оплати праці працівників установ, закладів та організацій окремих галузей бюджетної сфери».

Проєктом постанови планується внести зміни до примітки 1 додатка 1 до постанови № 1298. В її змісті з’явиться новий абз. 4, який передбачає, що оклади за ЄТС з 1 січня 2021 року будуть розраховуватися виходячи з розміру посадового окладу працівника 1 тарифного розряду — 2670 грн, а з 1 грудня 2021 року 2893 грн.

Тобто для 2021 року Мінекономіки прописало окрему норму, яка визначає розмір окладу працівника 1-го тарифного розряду на цей рік.

УВАГА!

Посадові оклади працівників з оплатою праці за ЄТС протягом 2021 року підвищаться двічі: з 1 січня та з 1 грудня

За інформацією, яку ми маємо від фахівців Мінекономіки, зазначений проєкт має бути розглянутий на найближчому засіданні Кабміну, а постанова, незважаючи на дату її прийняття, має набрати чинності з 01.01.2021 р. Тому саме із цієї дати потрібно буде розрахувати нові розміри посадових окладів. Зробити це зовсім не важко.

Начисление минимальной зарплаты в 2021 году

На жаль, у 2021 році нові «оплатні» умови для педагогічних працівників так і не почнуть діяти.

Адже Уряд вже другий рік поспіль призупиняє дію постанови № 8226.

6 Постанова КМУ «Про оплату праці педагогічних, науково-педагогічних та наукових працівників закладів і установ освіти і науки» від 10.07.2019 р. № 822.

Цьогоріч на заваді стала постанова № 11497, яка призупинила дію постанови № 822 на 2021 рік. Відповідно нові схеми посадових окладів педагогів будуть введені у дію лише з 1 січня 2022 року (але це не точно ☹).

7 Постанова КМУ «Про внесення змін до постанови Кабінету Міністрів України від 10 липня 2019 р. № 822 та зупинення її дії» від 23.11.2020 р. № 1149.

Пояснення те ж саме, що й минулого року: у Держбюджеті відсутні кошти на реалізацію постанови № 822 (ср. 025069200).

ВАЖЛИВО!

Впровадження нових «оплатних» умов для педагогічних працівників перенесено на 2022 рік.

Отже, у 2021 році посадові оклади для педпрацівників визначаються за ЄТС.

Що ж стосується інших «оплатних» умов для педагогів, то у 2021 році доведеться керуватись нормативкою, яка діє вже не перший рік, а саме наказом № 5578 та Інструкцією № 1029. До того ж протягом усього 2021 року продовжують діяти постанови, які встановлюють підвищення посадових окладів для:

8 Наказ МОН «Про впорядкування умов оплати праці та затвердження схем тарифних розрядів працівників навчальних закладів, установ освіти та наукових установ» від 26.09.2005 р. № 557.

9 Інструкція про порядок обчислення заробітної плати працівників освіти, затверджена наказом Міносвіти від 15.04.93 р. № 102.

• педагогічних працівників, оплата праці яких здійснюється за рахунок освітньої субвенції з державного бюджету місцевим бюджетам на 10 % (постанова № 2210);

10 Постанова КМУ «Про підвищення оплати праці педагогічних працівників» від 11.01.2018 р. № 22.

• педагогічних працівників, які отримують зарплату за рахунок коштів державного та місцевих бюджетів на 10 % (постанова № 69511);

• педагогічних працівників спеціалізованих мистецьких шкіл (шкіл-інтернатів), які перебувають у сфері управління Мінкультури і оплата праці яких здійснюється за рахунок коштів держбюджету на 10 % (постанова № 110012);

11 Постанова КМУ «Про внесення зміни до постанови Кабінету Міністрів України від 11 січня 2018 р. № 22» від 10.07.2019 р. № 695.

12 Постанова КМУ «Про підвищення оплати праці педагогічних працівників спеціалізованих мистецьких шкіл (шкіл-інтернатів)» від 07.11.2018 р. № 1100.

науково-педагогічних працівників на 11 % (постанова № 3613).

13 Постанова КМУ «Про підвищення посадових окладів науково-педагогічних працівників» від 23.01.2019 р. № 36.

Оплата праці працівників ДЮСШ також проводиться на основі ЄТС. Оплатні умови для них закріплені у наказі № 209714. Якихось кардинальних змін у порядку встановлення посадових окладів для зазначених працівників у 2021 році не відбулося.

14 Наказ Мінсім’ямолодьспорту «Про впорядкування умов оплати праці працівників бюджетних установ, закладів та організацій сфери фізичної культури і спорту» від 23.09.2005 р. № 2097.

При цьому не слід забувати, що минулого року запрацювала постанова № 75515, яка встановила, що при визначенні граничних розмірів посадових окладів директорів, інструкторів-методистів та тренерів-викладачів ДЮСШ слід застосовувати додаткові коефіцієнти підвищення (детальніше про це читайте в журналі «Бюджетна бухгалтерія», 2020, № 1-2, с. 7).

15 Постанова КМУ «Деякі питання оплати праці працівників дитячо-юнацьких спортивних шкіл» від 14.08.2019 р. № 755.

У поточному році зазначена постанова продовжує діяти, адже в її тексті не встановлено обмеження щодо терміну її дії та й навряд чи Кабмін щороку буде оновлювати текст зазначеного нормативного документу.

То ж, як у 2020-му, так і цьогоріч при визначенні граничних розмірів окладів працівників ДЮСШ застосовуємо підвищуючі коефіцієнти.

Далі в табл. 2 наведемо граничні розміри посадових окладів працівників ДЮСШ у 2021 році.

Граничні розміри посадових окладів працівників ДЮСШ у 2021 році (проєкт)

Таблиця 2

Посада

Кваліфікаційна категорія /категорія ДЮСШ

Тарифний розряд

Посадовий оклад за ЄТС, грн

Коефіцієнт (граничний розмір)

Граничний розмір окладу з урахуванням коеф., грн

з 1 січня

з 1 грудня

з 1 січня

з 1 грудня

Відповідно до абз. 1 і 2 п. 5 Порядку № 107816 у місяці підвищення посадового окладу індекс споживчих цін (ІСЦ) приймають за 1 або 100 %. Для подальшої індексації ІСЦ обчислюють наростаючим підсумком з наступного місяця після місяця такого підвищення.

16 Порядок проведення індексації грошових доходів населення, затверджений постановою КМУ від 17.07.2003 р. № 1078.

УВАГА!

«Базовим» місяцем для індексації зарплати буде місяць, в якому підвищили оклад (тарифну ставку) за посадою.

Право на індексацію у працівників виникне, коли ІСЦ наростаючим підсумком перевищить установлений поріг індексації (103 %).

У місяці підвищення посадового окладу індексація не нараховується, якщо розмір підвищення зарплати виявиться більшим за суму можливої індексації в такому місяці. У разі, коли сума підвищення не перекриває суми можливої індексації, визначають різницю між сумою можливої індексації і сумою підвищення, так звану індексацію-різницю (абз. 3 і 4 п. 5 Порядку № 1078).

Нагадаємо, що востаннє посадові оклади працівників з оплатою праці за ЄТС підвищувалися з 1 вересня 2020 року.

А це означає, що для цілей проведення індексації для зазначеної категорії працівників «базовим» залишався вересень 2020 року. І з жовтня 2020 року обчислювали приріст ІСЦ.

У січні 2021 року цей показник не перевищив установлений поріг індексації (103 %):

1,010жовтень х 1,013листопад х 100 = 102,3 % < 103,0 %.

А тому працівники-ЄТСники не мали права на поточну індексацію від «базового» вересня-2020.

Але оскільки посадові оклади для них мають бути підвищені у січні 2021 року згідно з проєктом постанови, то цей місяць стане новим «базовим», а відлік приросту ІСЦ розпочнеться з лютого 2021 року.

Відповідно індексувати зарплату працівників з оплатою праці за ЄТС у січні 2021 року не потрібно.

В настоящий момент уровень инфляции неизвестен. Прогноз Центрального банка России в пределах 3,9-4,2%. Это минимальный процент повышения зарплаты, отмечают в Роструде. Отметим, что если по итогам календарного года повышения не было, то работодателя оштрафуют. А надзорные и судебные органы заставят пересчитать деньги с учетом инфляции и доплатить налоги.

Изменения в расчете заработной платы 2021

Увеличение МРОТ на 2021 год не следует считать индексацией. Индексация проводится независимо от повышения МРОТ.

Работодатели, у которых кто-либо из сотрудников получает меньше МРОТ, должны повысить им зарплату до МРОТ на 2021 год. По Трудовому кодексу, запрещено платить работающим на условиях полного трудового дня зарплату ниже МРОТ.

Требование индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги заложено в статью 134 ТК РФ. Индексация зарплаты работников – это обязанность, а не право работодателя.

В статье 130 ТК РФ повышение заработной платы относится к основным государственным гарантиям.

Что говорит Роструд

Ни перерасчет зарплаты, ни повышение МРОТ, ни финансовые проблемы работодателя не снимают с него обязанности проиндексировать заработную плату, считают чиновники Роструда.

Но, при этом, Роструд отмечает, что трудовые инспекторы учтут финансовое положение компании, если установят, что зарплату проиндексировали меньше, чем это требовалось в сравнении с уровнем инфляции.

При проверке трудовые инспекторы в соответствии с пунктом 13 Регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13.06.2019 № 160, затребуют документы по индексации заработной платы.

Порядок индексации и ее периодичность законодательством не определены. Поэтому коммерческие организации проводят индексацию в том порядке, который они самостоятельно устанавливают в коллективном или трудовом договоре либо в локальных нормативных актах.

Способы индексации для коммерческих организаций также не установлены законодательно. Компании вправе повысить оклады на коэффициент индексации с подписанием дополнительных соглашений к трудовым договорам или фактически выплатить зарплаты с учетом повышающего коэффициента без подписания допсоглашений и правки трудовых договоров.

  1. Прописать в коллективном и, или трудовом договоре.
  2. Подписать дополнительно соглашение к трудовому договору.
  3. Разработать отдельное положение об индексации заработной платы в компании.
  4. Вписать пункт об индексации в положение о заработной плате.

Пункт об индексации в Положении об оплате труда: формулировку скачайте здесь

Шаблон дополнительного соглашения в трудовому договору по индексации зарплаты можно скачать здесь

Для проведение индексации в компании создают отдельный приказ.

Шаблон приказа по индексации зарплаты можно скачать здесь

Приказ об индексации и локальный нормативный акт, где закреплены правила индексации в компании будут требовать трудовые инспекторы при проверке.

Отсутствие документа может стать основанием для привлечения работодателя к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

  • на сумму от 1 000 до 5 000 руб. могут оштрафовать ИП или директора организации как должностное лицо.
  • на сумму от 30 000 до 50 000 руб. могут оштрафовать организацию.

О том, что Роструд будет штрафовать по статье 5.27 КоАП РФ чиновники предупредили в письме от 19.05.2020 № ПГ/24272-6-1.

В более выигрышной позиции находятся те работодатели, у которых оплата труда работников состоит из небольшого (но не менее МРОТ) оклада и различных премиальных. Проиндексировать нужно оклады, чтобы не иметь ненужных, лишних претензий со стороны трудовой или налоговой инспекции. Уровень инфляции еще неизвестен. По предварительным данным Банка России – около 4%.

Минимальная зарплата в 2021 году увеличивается: какие показатели меняются

Процедура индексации заработной платы начинается с 1 февраля, и проводится с учетом уровня инфляции прошлого года и роста потребительских цен, который становится известен именно к этому времени.

Согласно информации Росстата, уровень инфляции за прошлый год составил 4,9%, в связи с чем рассчитан минимальный размер оплаты труда в сумме 12 792 рубля, что на 662 рубля больше предыдущего.

Поэтому в марте все бюджетные работники должны получить повышенную заработную плату.

Кроме того, будут проиндексированы все выплаты, начисляемые в процентном соотношении от оклада. К примеру, дополнительная оплата за сверхурочную работу.

Возможны ситуации, когда предприятие в силу объективных причин окажется неспособным в полной мере провести индексацию, это будет учтено в ходе специальных проверок, но это не будет являться оправданием, позволяющим отказаться от индексации.

Работники бюджетных организаций попадают под индексацию в обязательном порядке – она будет рассчитана в соответствии с ростом инфляции. Что же касается коммерческих организаций, то здесь вопрос обстоит несколько сложнее.

По мнению юристов, повышение заработной платы строго с 1 февраля не может являться обязательной для коммерческих предприятий, поскольку для них не предусмотрен единый, принятый для всех, способ индексации.

Помимо зарплаты, в коммерческих организациях часто предусмотрены премии и другие виды поощрения сотрудников, поэтому каждая компания вправе руководствоваться собственным порядком индексации и самостоятельно устанавливать размер дополнительных выплат, в соответствии со своим уставом и нормативами, утвержденными советом компании. Но все эти условия обязательно должны быть прописаны в локальном акте.

В отличие от госорганов и бюджетных учреждений, индексация зарплат в которых проводится в соответствии с федеральным законодательством и ведомственными актами, коммерческие организации вправе самостоятельно определять механизм проведения индексации зарплат.

В организациях, не получающих бюджетного финансирования, индексация и конкретный порядок ее проведения могут устанавливаться коллективным договором, соглашениями или любыми другими локальными нормативными актами. Например, положением об индексации зарплат.

Никаких специальных требований к механизму индексации ТК РФ не предъявляет. В трудовом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие периодичность индексации, особенности ее проведения на разных предприятиях, а также не указан перечень выплат, подлежащих индексации. Все эти моменты работодателя, которые не получают бюджетного финансирования, определяют самостоятельно, исходя из собственных финансовых возможностей и результатов деятельности.

Повышение заработной платы может осуществляться как путем пропорционального увеличения всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда организации и трудовым договором работников, так и путем увеличения отдельных выплат, входящих в заработную плату. Момент индексации также никак не регламентирован, что позволяет работодателю провести ее как в начале, так и в середине года.

Что касается конкретной величины индексации, то она трудовым законодательством также не регламентируется. В ТК РФ нет норм, устанавливающих минимальные значения и рамки, которыми работодатели должны руководствоваться при осуществлении индексации зарплат. Вопрос о том, как повысить зарплаты работников в очередном году, решается самим работодателем.

При этом законодательство не требует от работодателей повышать зарплаты сотрудников именно на уровень официальной величины инфляции в стране. В ст. 134 ТК РФ инфляция упоминается только в качестве основания для проведения индексации зарплат. При этом указанная норма не содержит условия о том, что при проведении индексации работодатели непременно обязаны руководствоваться официальной инфляцией. Если работодатель проиндексирует зарплаты ниже величины официальной инфляции, то это не будет считаться нарушением (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.01.2017 № 33-1934/2017).

Но для того, чтобы со стороны проверяющих Роструда не возникло никаких претензий и свою правоту не пришлось отстаивать в суде, повышать зарплату все же лучше именно на величину официальной инфляции. Разумеется, если у работодателя имеются соответствующие финансовые возможности. Сейчас Минтруд исходит из того, что индексация – это увеличение заработной платы работников именно на уровень инфляции и никак не меньше (письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305).

Непроведение индексации зарплат является основанием для привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности. Причем штрафы будут назначены не по ст. 5.31 КоАП РФ за нарушение коллективных соглашений (штраф до 5 000 рублей), а по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства (штраф до 70 000 рублей).

Как пояснил Минтруд в письме от 26.12.2017г. № 14-3/В-1135, несмотря на то, что индексация регулируется локальными актами, штрафы за неиндексацию зарплат все равно придется платить по ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку индексация гарантирована работникам ТК РФ.

Соответственно, за данное нарушение ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливаются следующие штрафы:

  • от 1 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц организации и ИП;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц.

Повторное нарушение трудового законодательства в части непроведения индексации зарплат повлечет наложение административных штрафов уже в повышенном размере:

  • от 10 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц организации и ИП;
  • от 50 000 до 70 000 рублей – для юридических лиц.

Также за повторное непроведение индексации зарплат должностным лицам организации грозит возможность дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]