Каким алкоголем можно торговать без лицензии 2021 в общепите

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каким алкоголем можно торговать без лицензии 2021 в общепите». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Структуры общепита – рестораны, различные кафе, бары облагаются дополнительными пошлинами.

Последние зависят от следующих обстоятельств:

  • системы налогообложения, которую избрал ее плательщик;
  • организационно-правовой принадлежности торгового предприятия.

Законодательные акты предусматривают для кафе системы – ОСН (общая система налогообложения), налог на вмененный доход, упрощенная и ПСН. Многие индивидуальные предприниматели и компании исходят из специальных налоговых систем, представленные УСН, ЕНВД, часто патентной.

Однако популярной формой для собственников кафе является ОСН, которая более выгодна, чем остальные. Предпочитаемые системы для предприятий общественного питания – УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Это результат того, что они считаются специальными, как для малого бизнеса, так и для среднего. Их могут использовать частные предприниматели и ООО.

Торговля алкоголем без лицензии – возможности и риски

Лицензия для розничной продажи спиртных напитков в сети общепита предоставляет последнему некоторые права.

Таковыми являются:

  • осуществлять закупки продукции, применительно к соглашению поставки;
  • хранить алкоголь во вскрытых ящиках;
  • использовать спиртное для приготовления кулинарных либо иных блюд;
  • отпускать продукцию в открытом виде либо на разлив.

Допускается розница в сфере общественного питания только на объектах подобной формации, где имеется зал обслуживания клиентов, железнодорожных ресторанах, воздушном и водном транспорте. Причем бутылки с алкоголем обязаны вскрывать только продавцы спиртных напитков.

Организации должны иметь в личной собственности либо аренде фиксированные помещения, которые определены договором не менее чем на один год.

Запрещена розничная продажа алкогольных жидкостей с 22:00 часов до 10 утра исходя из местного времени. Пивные напитки, яблочное и грушевое вино, медовуха реализуемые ИП, отпускаются при наличии в зале не меньше 4 столиков и 16 мест за ними для потребителей. Распитие хмельных напитков разрешается только на вышеуказанных объектах.

Для улучшения учета потребленного спиртного, организации обязаны иметь контрольно-кассовые аппараты. Реализация алкоголя в общепите будет производиться после подключения к программе ЕГАИС.

Реализация алкогольной продукции запрещается после 11 часов вечера и до 8 по местному времени, кроме некоторых исключений. Однако федеральные акты об ограничении продажи хмельных напитков говорят, что на предприятиях общепита и магазинах торговля спиртными жидкостями после 23:00 разнится по трактовке. Первый случай характерен тем, что водку, вино либо пиво можно купить и выпить, второй запрещается даже сбыт.

Система ЕГАИС в общепите осуществляет государственный контроль над отечественным рынком алкогольных продуктов.

Сервис выполняет следующие функции:

  • ведет полный достоверный учет изготовления, реализации продукции, содержащей этанол;
  • детализирует каждого субъекта страны, производителя, вид, название алкогольной матрицы, ее крепость, объем, условия начисления сбора;
  • учитывает специальные федеральные и акцизные бандероли;
  • анализирует состояние и тенденции выпуска и оборота спирта, его продукции на территории государства;
  • затрудняет продажу подделок алкоголя за счет контроля документов сопровождения, подтверждающих изготовителя и его законность.

Покупателю будет выдаваться специальный чек с QR кодом, который можно проверить через сервис. В нем будут содержаться сведения о реализаторе продукта, производителе, акцизных бандеролях, названии алкоголя, его характеристики.

До начала текущего года все емкости со спиртным вскрывались, и списание происходило ручным способом по учетной программе. С января, бутылки, снабженные акцизными бандеролями, будут списываться с помощью сканера всеми торговыми объектами, что не допустит отчисления сверхлимитного объема.

Исходя из этого, программа ЕГАИС будет вести учет списания алкоголя в общепите с помощью специального сканера. Пивные и другие слабые спиртные жидкости будут списываться по старой схеме.

С января нынешнего года, структуры, осуществляющие производство или оптовые закупки и продажи алкоголя и продукции из этилового спирта, обязаны декларировать общий объем:

  • мелко порционной торговле пивных напитков, слабого яблочного и грушевого вина, медовухи, спиртовых непищевых жидкостей;
  • ритейл товаров в структурах общественного питания.

Сюда включена и продажа алкогольных продуктов, реализуемых в населенных пунктах без доступа к сети.

Находчивые отечественные предприниматели изобрели несколько способов заработка на продаже алкоголя без получения каких-либо разрешений, которые прижились во многих регионах страны, ими и сегодня пользуются многие торговые точки и предприятия общепита.

Как продавать алкоголь без лицензии? Один из вариантов – заключение договора аренды (или субаренды) между ИП или юр. лицом, не имеющим лицензии и выступающим в качестве арендодателя и организацией, обладающей лицензией на розничную продажу алкоголя, которая соответственно становится арендатором. Оформляя такую сделку стороны указывают в качестве арендной платы не фиксированную сумму, а процент от выручки лицензиата.

Нельзя сказать, что эти схемы полностью прозрачны. Такая деятельность может привлечь внимание правоохранительных и надзорных органов, и дальнейшее развитие событий будет зависеть от очень многих обстоятельств. В судебной практике есть случаи, когда предпринимателям, прибегающим к подобным схемам торговли, удавалось оправдаться. Но были также и случаи, когда бизнесменам, не имеющим лицензии и продающим алкоголь подобными способами, приходилось нести ответственность.

В том случае, если контролирующим, надзорным или лицензионным органом будет выявлен факт нарушения закона, а именно – осуществление продажи алкоголя без лицензии, к нарушителю могут быть применены следующие меры:

  • Конфискация товара
  • Изъятие технологического оборудования для продажи алкоголя
  • Штраф в размере до 300 тысяч руб., а если такая деятельность связана с причинением ущерба государству или извлечением дохода в особо крупном размере – от 100 тысяч до 500 тысяч руб.
  • Лишение свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет
  • Принудительные работы сроком до 5 лет

Последние три пункта актуальны для случаев, когда продажа алкоголя без лицензии приравнивается к незаконному предпринимательству в соответствии со ст. 171 УК РФ. В большинстве случаев доход, который удается получить от продажи алкоголя без разрешительного документа, не сопоставим с теми неприятностями, которые несет в себе такое предпринимательство.

Можно ли применять ПСН с 2021 года, если торгуешь разливным пивом?

Лицензия на продажу алкоголя – разрешение на осуществление деятельности по обороту алкоголя (спиртосодержащей продукции), в котором присутствует от 6% этилового спирта (этанола). Срок действия лицензии до 5 лет.

Такое разрешение выдается Федеральной службой Росалкогольрегулирования, при этом документы на оформление лицензии принимаются уполномоченным органом соответствующего субъекта РФ (в Москве этим органом является Департамент торговли и услуг). Госпошлина за выдачу лицензии на продажу алкоголя составляет 65 000 рублей за каждый год действия лицензии.

Если компания занимается реализацией алкоголя в нескольких местах, информацию по каждой из точек потребуется оформить в виде приложений к лицензии, либо можно получить отдельные лицензии на каждое место реализации.

Обратите внимание для продажи пива (пивосодержащих напитков) лицензия не нужна, независимо от процента алкоголя в нем. Абсолютно все виды деятельности, связанные с оборотом пива, не требуют получения специального разрешения.

Как получить лицензию на продажу алкоголя

Лицензирование деятельности по продаже алкогольной продукции регулируется ФЗ № 171 от 22.11.2005 года.

Процедуру получения лицензии на алкоголь условно можно разделить на 3 этапа:

Если вы только планируете начать бизнес потребуется открыть ООО и обеспечить соответствие лицензионным требованиям.

В том случае, если бизнес уже действует и вы решили заняться продажей алкоголя, необходимо внести изменения в ОКВЭД ООО и также проверить установленные требования.

Обратите внимание, что продажу алкоголя могут осуществлять только юридические лица (организации). Для ИП разрешена торговля – пивом (пивосодержащими напитками), сидром, пауре, медовухой, а для предпринимателей, признаваемых сельхозпроизводителями допускается продажа произведенного ими вина и шампанского (п.1 ст. 16 №171-ФЗ от 22.11.1995 года).

Лицензионные требования для получения лицензии на розничную продажу алкоголя:

  • регистрация в качестве юридического лица;
  • уставный капитал для продажи через магазин – не менее 1 000 000 рублей;
  • уставный капитал для продажи в местах общественного питания (кафе, бары, рестораны) – не менее 10 000 рублей;
  • стационарные торговые (складские) помещения общей площадью не менее 50 кв. метров;
  • наличие ККТ;
  • наличие охранной сигнализации и договора на охранные услуги.

Особое внимание следует уделить помещению для хранения и продажи алкоголя, его необходимо обеспечить качественной вентиляцией, средствами противопожарной защиты, сигнализацией и охраной. Кроме этого, играет роль местоположение такого помещения, так как законом установлен перечь объектов, рядом с которыми запрещено размещать торговые точки по продаже алкогольной продукции.

Общий алгоритм и сроки рассмотрения заявления описаны здесь, отличительной особенностью, будет только форма заявления (скачать бланк) и перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы:

  • копии учредительных документов;
  • копия свидетельства о государственной регистрации (листа записи о регистрации);
  • копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
  • копии документов о регистрации изменений (если они были);
  • документ об уплате госпошлины;
  • справка из налоговой об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (полученная не позднее чем за 60 дней до подачи заявления);
  • документ, подтверждающий наличие у организации необходимого уставного капитала;
  • заключение МЧС и Роспотребнадзора о соответствии требованиям;
  • копия документа о регистрации ККТ;
  • документы, подтверждающие наличие помещений в собственности или в аренде.

Лицензии на алкоголь с 1 января 2021 года продлеваются в общем порядке

Это, пожалуй, самая важная информация, с которой стоит ознакомиться перед организацией торговли пивом. Учитывая, что пиво – это алкогольный напиток, понятно, что оно не должно быть доступным в любом месте и время.

Пивной алкоголизм развивается быстро и незаметно, что особенно опасно для детей и женщин. И если для торговцев пивом большие объёмы продаж – это прибыль, то покупатели пенного напитка за неумеренное его потребление расплачиваются своим здоровьем. Надо с пониманием относится к запретам, установленным в статье 16 закона № 171-ФЗ, в конечном счёте они действуют для блага всего общества.

1. Запрещено продавать пиво в следующих объектах и прилегающим к ним территориям:

  • детские, образовательные и медицинские учреждения;
  • спортивные и культурные объекты;
  • общественный транспорт всех видов и его остановки;
  • АЗС;
  • рынки, вокзалы, аэропорты и другие места массового скопления граждан (за исключением предприятий общепита);
  • военные объекты.

2. Пиво может продаваться только в стационарных торговых объектах, поэтому здание должно иметь фундамент и быть внесено в реестр недвижимости. То есть, такие временные сооружения, как ларьки и киоски, не подходят для продажи пива, исключение – предприятия общепита. Что касается площади торгового объекта, то если кроме пива продаётся крепкий алкоголь, то действует ограничение:

  • не менее 50 кв. м. в городах
  • не менее 25 кв. м. в сельской местности.

При торговле только пивом ограничений по площади не установлено.

3. Время продажи пива ограничено периодом с 8 до 23 часов, кроме точек общественного питания.

4. Категорически запрещена продажа пива несовершеннолетним. За продажу алкогольной продукции в этом случае наказываются (статья 14.16 КоАП РФ):

  • продавец – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • должностное лицо (ИП или руководитель организации) – от 100 до 200 тысяч рублей;
  • юридическое лицо – от 300 до 500 тысяч рублей;

При любых сомнениях в возрасте покупателя продавец должен запросить документ, удостоверяющий личность. Кроме того, за продажу пива несовершеннолетним возможна и уголовная ответственность. Учтите, что полицейские часто устраивают контрольные рейды с привлечением молодых людей для того, чтобы спровоцировать такую незаконную продажу. Лучше перестраховаться и запросить паспорт, даже если покупатель выглядит достаточно взрослым.

5. С 1 января 2017 года запрещено производство и оптовая торговля, а с 1 июля 2017 года – и розничная продажа пива, разлитого в пластиковую тару объемом свыше 1,5 литра. Штрафы за нарушение: от 100 до 200 тысяч рублей для ИП и от 300 до 500 тысяч рублей для юридических лиц.

6. Дополнительные ограничения при продаже пива могут устанавливать местные власти. Так, во многих муниципальных образованиях запрещена продажа пива в торговых точках, расположенных в многоквартирных жилых домах. Рекомендуем перед тем, как начать торговлю пивом, узнать все правила в местной администрации или ИФНС.

С 1 января 2016 года продавцы алкогольной продукции, в том числе и пива, обязаны вести журнал учёта объёма розничных продаж. Форма журнала и порядок его заполнения утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164.

Журнал должен заполняться ежедневно, не позднее следующего дня после продажи каждой тары или упаковки алкоголя, в том числе пива. По итогу каждого дня заполняют данные о продажах: наименование, код вида продукции, объём и количество. Вот так выглядит образец журнала, размещённый на сайте государственной организации ФГУП «ЦентрИнформ», выдающей электронную подпись для подключения к ЕГАИС.

Тем же федеральным законом регламентированы требования к заявителю. Получить лицензию на алкоголь могут только юридические лица (ООО и АО). Индивидуальные предприниматели не могут этого сделать, поэтому им остается ограниченный круг видов деятельности.

Лицензию выдают в субъектах РФ, и она действует только на территории определенного региона (области, республики и т.д.). Компания может выйти на рынок другого субъекта только в том случае, если между регионами, где была выдана лицензия и где планируется деятельность, есть соглашение. Соответственно, большое значение имеет юридический адрес компании.

Уставной капитал заявителя должен составлять:

  • Для розничной торговли — от 10 000 рублей в регионах, в Московской области — от 500 000, в Москве — от 1 миллиона.
  • Для оптовой торговли — от 10 миллионов рублей.

Продавать алкоголь в розницу можно только на стационарных торговых площадках от 50 квадратных метров. Площадка должна быть арендована не менее чем на год или быть в собственности компании. Если заключен договор аренды, его необходимо зарегистрировать.

Важно, чтобы площадка, где будет продаваться алкоголь, находилась за пределами образовательных учреждений, объектов здравоохранения, спортивных объектов, остановок общественного транспорта, вокзалов и аэропортов (для алкоголя свыше 16,5 градуса), заправок, военных объектов. Запрещено торговать алкоголем свыше 16,5 градуса на рынках. Возможны и другие запреты: перечень мест устанавливает субъект. В регионах же устанавливается и время реализации алкоголя.

Лицензированием оборота алкоголя занимается отдельная федеральная служба — Росалкогольрегулирование. Сюда необходимо прийти, если вы собираетесь заниматься производством, перевозкой или оптовой торговлей алкоголем. Чтобы оформить лицензию на розничную торговлю, вам необходимо найти местный орган — по субъекту (области или республики), который может выдавать такие лицензии. Это могут быть департаменты по развитию предпринимательства и другие подобные структуры. Туда подают документы, и там производят проверку объекта.

Незаконная продажа алкоголя: ответственность, наказание

За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!

Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант.

  • Бизнес

    • Банки

    • ИП

    • система Платон

  • Бухгалтерский учет и отчетность

    • ККТ

    • Бухгалтерская отчетность

    • КБК

  • Кадры

    • Выплаты персоналу

    • Больничный лист

    • Декретный отпуск

    • Отпуск

  • Налоги

    • УСН

    • ЕНВД

    • ПСН

    • НДС

    • Страховые взносы ФСС

    • НДФЛ

    • Страховые взносы ПФР

    • 6-НДФЛ

    • Проверки

  • Право

    • Штрафы

Все рубрики

Для удобства восприятия выводы оформлены в виде наиболее часто встречающихся вопросов и ответов на них. Итак:

— Можно ли торговать пивом без лицензии?

Да, она не требуется для этого вида деятельности.

— Имеют ли право индивидуальные предприниматели продавать пиво?

Да, но только в розницу. Для оптовой торговли требуется оформление юридического лица.

— Нужна ли ИП регистрация в ЕГАИС?

Для организаций в отношении ассортимента запретов нет: они могут заниматься розничной продажей любой алкогольной продукции (естественно, если не действуют другие ограничения, наличие которых является среди прочего основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции либо для аннулирования уже выданной лицензии).

К сведению

Для решения вопроса о возможности выдачи предприятию общепита лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не важно, к какому типу предприятий питания относится заявитель (Постановление ФАС УО от 05.08.2014 № Ф09-4940/14).

Индивидуальные предприниматели вправе торговать только пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой. Если они признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями, у них есть также доступ к розничной продаже своего вина, включая игристое вино (то есть шампанское). Последнее правило действует и в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных без образования юридического лица, которые занимаются производством вина.

Обратите внимание: производство и оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи не является лицензируемой деятельностью (п. 1 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ). С учетом того, что продажей другого алкоголя индивидуальные предприниматели заниматься не могут (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей), у них в принципе не может быть лицензии на право реализации в розницу алкогольной продукции. При этом продажа коммерсантом другого алкоголя грозит привлечением к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47). Примеры из арбитражной практики – постановления АС ВСО от 24.09.2014 по делу № А19-2252/2014, от 31.07.2014 по делу № А19-2251/2014, Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 № 09АП-15992/2015.

При выборе места для осуществления деятельности по оказанию услуг общепита с продажей потребителям алкоголя в первую очередь следует узнать, какие организации (учреждения) находятся рядом. Это связано с тем, что розничная продажа алкоголя запрещена в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, а также на прилегающих к ним территориях.

Если, допустим, помещение бара находится в здании, в котором располагается медицинское учреждение, розничная продажа любой алкогольной продукции в таком здании, скорее всего, будет запрещена. Причем наличие обособленного входа в бар ситуацию не меняет (Постановление ФАС ПО от 15.07.2014 по делу А49-7621/2013). Аналогичные выводы представлены в Постановлении АС ПО от 30.10.2014 по делу № А12-585/2014: невозможна торговля алкоголем, когда медицинская организация и общество располагаются по одному и тому же адресу.

В то же время в описанной ситуации могут проверить расстояние от входа в помещение общества, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, до входа в помещение медицинской организации, то есть тем самым выяснить, не находится ли предприятие общепита на территории, прилегающей к медицинской организации. Так, расстояние оказалось слишком коротким (19 м) в деле № А56-8040/2013. Поэтому место расположения обособленного подразделения общества было признано не соответствующим требованиям, установленным п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ (Постановление ФАС СЗО от 28.01.2014 № Ф07-9556/2013). А вот в деле № А82-11864/2014, дошедшем до судей АС ВВО, при проведении измерений не было учтено, что медицинская организация и кафе расположены на разных этажах одного здания. Поэтому арбитры встали на сторону кафе (Постановление от 22.06.2015 № Ф01-2211/2015).

Следует отметить, что аптека и кафе вполне могут располагаться рядом (в том числе в одном здании), поскольку первая не относится к медицинским организациям (Письмо Росалкогольрегулирования от 30.04.2013 № 8977/03-04). Совсем иначе обстоит дело с санаторием-профилакторием.

В соответствии с Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 06.08.2013 № 529н, санаторий-профилакторий является лечебно-профилактической медицинской организацией. Не меняется ситуация и в том случае, когда санаторий-профилакторий функционирует в качестве структурного подразделения производственного объединения, так как он все равно занимается медицинской деятельностью – санаторно-курортным лечением. Нахождение торгового объекта на расстоянии менее 50 м (19,006 м) от входа на обособленную территорию санатория-профилактория свидетельствует о наличии запрета на продажу алкоголя (Постановление АС ПО от 20.08.2014 по делу № А65-27184/2013).

Стоит учитывать, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции установлен в отношении не любых помещений, принадлежащих образовательным учреждениям, а только тех, где осуществляются воспитательный и учебный процессы, составляющие образовательную деятельность. Поэтому розничная продажа алкогольной продукции в Доме ученых, являющемся досуговым центром ученых и преподавателей, допустима (Постановление АС ЗСО от 20.11.2014 № Ф04-11433/2014).

Что касается прилегающих территорий, к ним относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425. Прилегающая территория включает в себя:

  • обособленную территорию (ограниченную, допустим, забором) (если таковая имеется);
  • дополнительную территорию (примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположена детская, образовательная или медицинская организация либо объект спорта). В свою очередь, дополнительная территория определяется:
  • от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект (при наличии обособленной территории);
  • от входа для посетителей в здание (строение, сооружение) до входа для посетителей в стационарный торговый объект (при отсутствии обособленной территории).

Обратите внимание

Право самостоятельного определения конкретных значений предельных (минимальных и максимальных) расстояний от соответствующих организаций до границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, предоставлено органам местного самоуправления (постановления АС ВСО от 11.02.2015 № Ф02-6027/2014, АС ДВО от 12.08.2014 № Ф03-3278/2014).

Примеров из арбитражной практики, когда организациями был нарушен запрет на продажу алкогольной продукции на прилегающих к соответствующим объектам территориях, более чем достаточно. Приведем некоторые из них.

Постановление АС СЗО от 24.02.2015 №Ф07-1280/2014 по делу №А56-42061/2013, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 20.05.2015 № 307-КГ15-5606. От объекта, используемого медицинской организацией, до входа в помещение, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, расстояние составляет 19 м, что свидетельствует о неустранении обществом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный срок.

Постановление АС СЗО от 19.02.2015 №Ф07-405/2014. Судьи подчеркнули, что законодателем не разграничивается, является ли вход в образовательное учреждение действующим и предусматривающим проход посетителей либо используемым исключительно для технических целей. Поэтому дополнительная территория к объекту определяется исходя из мест расположения всех имеющихся входов, независимо от их назначения (центральный или технический вход).

Есть также дела, решенные в пользу продавцов алкогольной продукции.

Постановление АС СЗО от 29.09.2014 по делу №А56-78195/2013. Поскольку между входом для посетителей на обособленную территорию детского сада и входом в магазин имеется непреодолимое препятствие в виде проезжей части, расстояние до границы территории, прилегающей к детскому саду, должно измеряться по пешеходному маршруту. В данном случае требования постановления администрации, определяющие границу прилегающей к детскому саду территории по радиусу, при расчете указанного расстояния неприменимы.

Постановление АС ВВО от 09.09.2014 по делу №А82-16104/2013. По результатам проверки департамент (ответчик) отказал в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, поскольку счел, что магазин (отдел) и закусочная, принадлежащие обществу, расположены на территории, прилегающей к образовательной организации. Судьи же установили, что схема прилегающей территории, которой руководствовался департамент в ходе проверки, содержит ошибочные сведения в части указания входа в образовательное учреждение. В связи с этим ответчик надлежащим образом не выполнил возложенную на него, как на лицензирующий орган, обязанность по установлению соответствия лицензиата и представленных им сведений в том числе требованиям ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, ограничившись лишь изучением схемы прилегающей территории. Следовательно, департамент не имел оснований для принятия обжалуемого решения, поскольку отказ в продлении срока действия лицензии на основании допущенной в схеме прилегающей территории неточности нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.

Постановление ФАС ВВО от 26.06.2014 по делу №А29-9640/2013. Установление границ прилегающей территории в отношении входа на территорию детского сада, не используемого для входа посетителей (условно – вход № 3), не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества. Указанный вход предназначен для въезда транспорта, калитка для входа и выхода граждан отсутствует, ворота, как правило, закрыты на замок, то есть постоянно не используются.

В организациях культуры в рамках оказания услуг общепита продавать алкоголь можно (причем не важно, является ли данная организация коммерческой или некоммерческой). Но данное исключение из общего запрета на розничную продажу алкогольной продукции в организациях культуры работает в том случае, если организация не занимается видами деятельности, которые указывают на то, что она является, например, еще и детской. Обратимся к Решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2014 по делу № А60-32901/2013, оставленному без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 № 17АП-16250/2013. В проверяемом периоде негосударственное частное культурное учреждение занималось предпринимательской деятельностью по продаже алкогольной продукции в розлив через предприятие общественного питания (кафе), функционирующее при учреждении. Исходя из видов осуществляемой деятельности (создание хореографических коллективов, студий бального танца, балета, вокальных студий) учреждение является также детским учреждением. В связи с этим розничная продажа алкогольной продукции производиться не может.

Следующий запрет на розничную продажу алкогольной продукции касается всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, остановочных пунктов его движения (включая станции метрополитена), автозаправочных станций.

В отношении автозаправочных станций в арбитражной практике можно найти такие особенности. В частности, не является нарушением п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ нахождение помещения кафе и операторского зала автозаправочной станции в одном здании. В деле, рассмотренном Арбитражным судом Псковской области, судьи выяснили, что помещение кафе обособлено от помещения зала, в котором осуществляется расчет за приобретенное топливо и сопутствующие товары, кафе имеет отдельный вход для посетителей, оснащено контрольно-кассовой техникой. При этом немаловажным является то обстоятельство, что в ходе проверки не были выявлены факты продажи алкогольной продукции на вынос либо распития алкоголя на автозаправочной станции (Решение от 23.09.2014 по делу № А52-2290/2013, оставленное без изменения Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014). А вот нахождение структурных подразделений общества – магазинов в комплексе с АЗС является основанием для запрета на продажу алкоголя (Постановление ФАС ЦО от 11.07.2013 по делу № А14-15738/2012).

Для розничной продажи алкоголя в кафе и барах, в обязательном порядке требуется получение лицензии на алкоголь. Юристы компании «Правовая сфера» помогут вам получить лицензию на алкоголь для кафе, бара, ресторана или буфета для работы в Москве и Московской Области.

Стоимость Требования Документы

Первичная консультация до заключения договора — бесплатно

  1. Начало работ 50% — экспертиза, сбор документов, консалтинг.
  2. 25% — перед подачей в лицензирующий орган.
  3. 25% — после выдачи лицензии.

Законодательно ( ст. 16 ФЗ 171) лицензию на алкоголь можно получить только на четыре типа общепита:

  • Ресторан
  • Кафе
  • Бар
  • Буфет

Классификация типов заведений общепита приведена в ГОСТе.

В столовых, закусочных, кафетериях, предприятиях быстрого питания и разного другого вида общепита продажа лицензируемого алкоголя запрещена.

+7 (916) 363-99-55

+7 (916) 363-99-55

В 2021 году лицензия на розничную торговлю алкоголем делится на два вида и выдается раздельно:

  1. Лицензия на розничную торговлю алкоголем в закрытой таре (как в магазинах).
  2. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции во вскрытой таре при оказании услуг общественного питания (бар, кафе, рестораны, буфеты, и т.п.).

С введением этого деления изменились и требования к помещению:

  • Наличие зала обслуживания посетителей.
  • Складское помещение необязательно!
  • Помните, что для заведений общепита важно соблюдение актуальных санитарно-эпидемиологических требований (они касаются и помещения).

Законом №261-ФЗ запрещено в одном помещении, осуществлять обычную продажу алкоголя в закрытой упаковке (потребительской таре), как в магазине, и оказывать одновременно услуги общепита.

В соответствии с постановлением правительства Москвы «О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции»

  • Расстояние от точки торговли алкоголем в Москве: не менее 100 метров от детских, образовательных организаций, студенческих общежитий, библиотек, осуществляющих образовательный процесс, оптовых и розничных рынков.
  • Расстояние от точки торговли алкоголем в Москве: не менее 25 метров от медицинских организаций, вокзалов, аэропортов, станций метрополитена, железнодорожных платформ, объектов военного назначения, объектов спорта.
  • Расстояние от точки торговли алкоголем в МО: 100 метров от детских, образовательных и медицинских организаций.
  • Расстояние от точки торговли алкоголем в МО: 50 метров от культовых учреждений, вокзалов, аэропортов, оптовых и розничных рынков, объектов военного назначения, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

Запретный алкоголь при оказании услуг общепита

Вопрос определения расстояния от медицинских, образовательных и иных объектов на территории которых запрещена продажа алкоголя до места продажи алкоголя стоит для владельцев баров и ресторанов очень остро. Это этого зачастую зависит вопрос выдачи алкогольной лицензии.

Существуют правила, установленные правительством Москвы (в МО необходимо учитывать постановления местной администрации):

  • Расстояние определяется от входных дверей для посетителей предприятий общественного питания до входных дверей для посетителей организаций на территории которых запрещена продажа алкоголя.
  • Расстояние определяется по тротуарам или пешеходным дорожкам (при их отсутствии — по обочинам, велосипедным дорожкам, краям проезжих частей), аллеям, пешеходным переходам (подземным и надземным).
  • В случае, если объекты, на территории которых запрещена торговля алкоголем, имеют огороженный участок, то расстояние определяется от входа для посетителей бара или ресторана до входа для посетителей огороженного земельного участка.
  • Расстояние до метро определяется до дверей входа на станцию метрополитена.
  • Если предприятие общественного питания находится в торговом центре или внутри иного здания, то учитывается расстояние и внутри этого здания.

Важно:

  1. Лицензия на алкоголь для кафе и баров имеет ограниченный срок действия: от 1 до 5 лет;
  2. Ежегодная государственная пошлина составляет 65 000 рублей;
  3. Для получения лицензии на алкоголь необходимо иметь зарегистрированный договор аренды помещения под кафе или бар сроком действия не меньше указанного в заявлении на выдачу лицензии.
  • В Москве алкогольная лицензия выдается Департаментом торговли и услуг.
  • В Московской области лицензия на алкоголь выдаётся Министерством потребительского рынка и услуг.
  • Росалкогольрегулирование НЕ выдаёт розничные лицензии, в его функции входит лицензирование производства и оптовой продажи алкогольной продукции.

Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка рассмотрел обращение о разъяснении норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) в редакции Федерального закона от 24.04.2020 N 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 145-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Минфин России не уполномочен давать разъяснения по вопросам в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вместе с тем считаем возможным изложить мнение Департамента по указанным в обращении вопросам.

В связи с отсутствием переходных положений, устанавливающих особенности применения положений Закона N 145-ФЗ, полагаем, что в случае несоответствия организации, осуществляющей деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, требованиям пункта 4.1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ (в том числе дополнительным требованиям, установленным субъектом Российской Федерации), такая организация продолжать осуществление указанной деятельности не вправе.

Кроме того, продление срока действия лицензий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» не освобождает субъектов предпринимательства от обязанности соответствовать требованиям Закона N 171-ФЗ при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Согласно абзацу второму пункта 4.1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Перечень вышеуказанных инвентаризационных и правоустанавливающих документов, а также требования к ним положениями Закона N 171-ФЗ не определены.

Вместе с тем в соответствии со статьей 346.27 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) площадь торгового зала — часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

При этом в целях главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект недвижимости, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Пунктом 5 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ определено, что соответствие лицензионным требованиям помещений зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности является предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей. При этом организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

При этом в соответствии с пунктом 4.1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров.

Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, может осуществляться при условии соответствия таких объектов общественного питания требованиям, установленным пунктом 4.1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.


Если организация, продающая алкоголь при оказании услуг общественного питания, не соответствует требованиям Закона о госрегулировании оборота алкоголя (в том числе дополнительным требованиям, установленным регионами), она не вправе продолжать осуществлять указанную деятельность.

Продление срока действия лицензий из-за коронавируса не освобождает субъектов предпринимательства от обязанности соответствовать требованиям закона.

Розничная продажа алкоголя при оказании услуг общественного питания в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях допускается только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 кв. м.

Обратите внимание, если у вас, как розничного продавца алкогольной продукции в общепите (в том числе при оказании услуг кейтеринга), уже есть лицензия на данный вид деятельности и получена она была не позднее 4 июля прошлого года, то ее действие не прекратится после вступления в силу новых законодательных положений (после 31 марта 2021 года). Такую лицензию можно будет использовать до окончания срока ее действия.

Однако при продлении ее действия вам выдадут две отдельных лицензии: на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (письмо Минфина РФ от 20.03.2021 № 03-14-17/15653). Кстати, кроме получения лицензии в ФСРАР нужно будет регулярно подавать декларации. Компаниям,

Какой алкоголь можно продавать без лицензии

Исключение здесь определено для границ периодов времени, когда в спорткомплексе проходят спортивные события для детей и подростков,

  • ž оптово — розничные комплексы,
  • ž аэро -, жд — и прочие вокзалы и примыкающая к ним территория.
  • Сбыт алкоголя крепче 5% законодательно допустим лишь внутри стационарных объектов торговли – это здания с фундаментом, к которым подведены инженерно-технические сети.

    С 1 ноября 2020 года вся продукция должна быть учтена помарочно, даже, если она принималась как партионно-учтенная. Ключевые моменты:

    • Можно списывать и переносить продукцию со второго регистра на первый до 1-го марта 2021 года

    • С первого регистра нельзя списывать алкоголь, если марки не зафиксированы. Зафиксировать их нужно до 1-го апреля 2021 года

    Но есть и хорошая новость — почти все поставщики указывают PDF-417 как поштучно-учтенные. Советуем вам проверить ваших поставщиков.

    • С 15 января 2021 года вводится запрет постановки на баланс на 2-й регистр.

    • С 1 марта 2021 года начинается постепенная отмена использования 2-го регистра для маркированной алкогольной продукции. Вводится запрет на списание маркированной продукции чеками со 2-го регистра.

    • С 1 апреля 2021 года нужно полностью перевести продукцию в поштучный учет. Вводится запрет на привязку штрих-кодов к партии вне пересортицы продукции, а также полный запрет перевода на 2-й регистр маркированной продукции.

    С 1 февраля 2021 года максимальный срок нахождения накладной «в пути» — 60 дней. Если за этот период накладная не будет принята, то статус изменится на «Не принята получателем» и продукция будет возвращена на остатки отправителю. До этого момента нужно будет проверить, что все накладные приняты.

    Также с 1 февраля 2021 года устанавливается срок — 7 календарных дней, в течение которого можно отозвать акты списания.

    • Сверку остатков с декларацией по остаткам

    • Списания на соответствие с МРЦ

    • Алкожурнал

    • Наличие остатков на юридическом лице без лицензии

    • Устав, регистрационные документы и документы о назначении руководителя

    • Договор аренды или покупки помещения, технические и кадастровые паспорта на помещения

    • Документы, если арендуете или сдаете в аренду аппараты для производства алкоголя

    • Сертификаты или декларации на алкоголь

    • Условия хранения

    Алкоголь хранят при температуре от 5 до 25 градусов и влажности не более 85%. Вместе с алкоголем можно хранить нескоропортящиеся продукты, посуду, сувениры, магниты.

    Облачная касса Poster

    Подключите Poster, чтобы ускорить продажи, наладить складской учет и финансы.

    С 1 ноября 2018 года в список поднадзорной продукции включены:

    • Некоторые ракообразные моллюски

    • Молочные продукты

    • Жиры и масла

    • Готовые или консервированные изделия из мяса

    Все ВСД, которые поставщик отправляет вам через портал ФГИС Меркурий, нужно «погасить» в течение 24 часов. При этом, вам также нужно авторизоваться на портале Меркурий.

    Если вы не зарегистрированы на портале и не погашаете в срок ВСД, то на ваш ресторан накладывается штраф от 15 000 рублей.

    И не забывайте, что маркировку молока обещают ввести уже в 2021 году.

    Федеральный акт о внесении дополнений в закон, обусловливающий регуляцию торговли спиртными жидкостями, говорит, что учреждения общественного питания предназначены для изготовления и продажи свойственным им продуктам.

    Согласно проекту, алкогольные жидкости нельзя будет реализовывать в том же помещении, куда посетители ходят обедать или просто посидеть за чашкой кофе. Это возможно не будет касаться выездного обслуживания, куда входят вагонные рестораны, иные передвижные объекты общественного питания.

    1. Тестовый период по помарочному приему ТТН в ЕГАИС – до 01.02.2021
    2. С01.07.2021 все организации обязаны перейти на помарочный учёт при приеме и списании продукции.
    3. Переходный период с 01.02.2021 до 01.07.2021 — могут быть ТТН с помарочным учетом и без него.
    4. C 15.01.2021 — постановка на баланс и акты списания алкогольной продукции с пометкой «розничная продажа»

    Декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема винограда, использованного для производства винодельческой продукции с 01.01.2021 Так, с 1 января 2021 года, организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны осуществлять декларирование объема: розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции; розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, указанных в подпункте 3 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ; розничной продажи

    Решение данного вопроса продолжает обсуждаться на правительственном уровне, против инициативы Минфина выступают Минздрав и Роспотребнадзор. В Минздраве опасаются увеличения объемов потребления алкоголя, что приведет к ухудшению здоровья граждан.
    Продажа алкоголя в следующем году будет осуществляться через ЕГАИС.

    В первую очередь это затронет общепит, т.к. ранее общепит списывал реализованную алкогольную продукцию актом списания, без применения 2D сканера для ЕГАИС Новая версия ЕГАИС 3.0 предусматривает обязательное указание данных по штриховым кодам с ФСМ/АМ, которыми маркирована алкогольная продукция при подтверждении ТТН в ЕГАИС и в акте списания для общепита.

    • оборудование для производства спирта жидкостей подлежит обязательной регистрации;
    • меняются правила перевозки немаркированной спиртосодержащей продукции в отношении физлиц.
    • запрещается реклама алкоголя в Интернет;

    Запрещена розничная продажа алкогольных жидкостей с 22:00 часов до 10 утра исходя из местного времени. Пивные напитки, яблочное и грушевое вино, медовуха реализуемые ИП, отпускаются при наличии в зале не меньше 4 столиков и 16 мест за ними для потребителей. Распитие хмельных напитков разрешается только на вышеуказанных объектах.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *