Декриминализация экономических статей в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декриминализация экономических статей в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если новый законопроект обретет законодательную силу, компания, отправившая деньги за рубеж, но не получившая оттуда товар (и наоборот), вначале станет фигурантом административного дела. Уголовная ответственность наступит только в случае повторного нарушения. Финансовый порог, отделяющий «административку» от «уголовки», также предлагается поднять — с девяти миллионов до 100 миллионов рублей.

Декриминализация затронет 8 экономических статей

Минэкономразвития предложило силовым структурам отменить уголовную ответственность за восемь категорий правонарушений, закрепленных в УК. В частности, за коммерческий подкуп на сумму, не превышающую 10 тыс. рублей, за ведение бизнеса без лицензии или регистрации и за фиктивное банкротство. Также в списке Минэкономразвития такое правонарушение, как причинение имущественного ущерба собственнику путем обмана или злоупотребления доверием, совершаемое в крупном размере (от 250 тыс. до 1 млн рублей). Кроме того, ведомство предлагает отменить уголовную ответственность в случаях, если была скрыта или предоставлена заведомо неверная информация о ценных бумагах, вывести из-под действия УК плагиат, применение чужого товарного знака и незаконное использование изобретения, модели или промышленного образца, разглашение их сущности раньше срока и принуждение к соавторству.

Экспертный совет, хотя и не очень часто собирается, постепенно движется к реальному продвижению инициатив по снижению давления на бизнес, заявил «‎Известиям»‎ общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, Александр Хуруджи. Поэтому инициатива Минэка в целом верная. Он добавил, что предприниматели пока не видят улучшения судебной практики — в частности, оправдательных приговоров по-прежнему мало. Впрочем, реакция силовиков будет зависеть от генеральной линии, которую зададут новый председатель правительства и руководители ведомств, отметил Александр Хуруджи.

Законодательная инициатива также предусматривает «увеличение размера ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере экономики, а также размера ущерба, являющегося основанием для отнесения преступлений в указанной сфере к преступлениям, совершенным в крупном или особо крупном размере».

Например, при злоупотреблениях при эмиссии ценных бумаг (статьи 185, 185.1, 185.2, 185.3, 185.4 УК РФ) крупным ущербом и доходом в крупном размере предлагается считать ущерб (доход) в сумме более 1,5 миллиона рублей, а в особо крупном размере — более 3,75 миллиона рублей. В настоящее время крупным ущербом по данным статьям признается ущерб в размере от 1 миллиона рублей, особо крупным — от 2,5 миллиона рублей.

Также законопроект предлагает повысить порог ущерба для возбуждения уголовного дела по статье 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» УК РФ. «Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма не уплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает 2 миллиона рублей, а в особо крупном размере — 6 миллионов рублей», — говорится в законопроекте.

— Предыдущий год для экономики был очень тяжелым. У нас была целая серия шоков — внешних и внутренних. Началось все с того, что мы вступили в нефтяной конфликт с Россией и фактически были лишены большей части поставок нефти. Это очень негативно отразилось на нашем экспорте. Затем пришел коронавирус. Ну а следующим шоком было политическое противостояние, которое продолжается до сих пор. Возможно, оно имело не такой острый эффект на нашу экономику, но, боюсь, долгосрочный. Учитывая весь поток шоков, наша экономика справилась неплохо.

Падение ВВП, скорее всего, будет менее 1% за год. Но это произошло за счет некоторых негативных моментов.

Самый серьезный — это решение нашего правительства не вводить карантин и пожертвовать жизнями для того, чтобы не жертвовать экономикой.

— С экономической точки зрения результаты несколько противоречивы. С одной стороны, мы имеем падение ВВП. Скорее всего, это будет меньше процента. Я думаю, что на фоне пандемии это лучший результат в регионе и, возможно, один из лучших результатов в мире. Но парадокс заключается в том, что это менее серьезное, чем в других странах, падение дорого обошлось экономике. И дальше, скорее всего, оно обойдется еще дороже. Дело в том, что нормальная реакция в любой стране, на любом предприятии такова: если из-за «ковида» снижается спрос, то нужно уменьшать предложение и снижать производство. Если не покупают, то нет смысла делать то, что не покупают, и помещать это на склад.

У Беларуси, как обычно, свой путь. Несмотря на снижение спроса, производство активно продолжалось.

Наращивались складские запасы. Они идут в плюс к ВВП, благодаря им ВВП упал не так сильно. Но это большой удар по финансам предприятий, когда тратятся деньги, ресурсы, что-то производится, замораживается на складе, не находит своего покупателя. У нас в этом году рекорд по убыточным предприятиям и рекорд по сумме убытков этих убыточных предприятий. Все это производство, не имевшее своего покупателя, в большей степени обеспечивалось за счет кредитов. То есть это еще и увеличение кредитной нагрузки.

— Все прогнозные показатели по итогам 2020 года провалены, в том числе и инфляция, которая собиралась быть на уровне не более 5,5%. Это один из тех параметров, которые находятся в прямой зависимости от действий Нацбанка. Сократились ВВП, товарооборот, экспорт и импорт товаров. Это происходило как на фоне замедления мировой экономики и кризиса, связанного с пандемией коронавируса, так и по абсолютно субъективным причинам, связанным с политикой.

По поводу нефти было абсолютно очевидно, что у Беларуси нет других вариантов поставки дешевой нефти, кроме как из России. Здесь нужно было пытаться договариваться, а не устраивать торговую войну на ровном месте.

Второй важный момент — это отсутствие локдауна в Беларуси. Белорусские предприятия продолжили выпуск товаров в тот период, когда спрос на товары в мире упал. В результате выросли складские запасы. По сути, живые деньги были превращены в мертвый груз на складах белорусских предприятий. С одной стороны, это повлияло на то, что экономика не заработала денег, с другой — финансовые показатели как банковской сферы, так и предприятий значительно ухудшились.

Дальше на все на это наложились политический кризис и кризис доверия к монетарной политике, которые сопровождались массовым оттоков вкладов из банков и ожиданием девальвации. Это влечет за собой потерю доверия как на международных рынках, так и со стороны западных рынков, а также невозможность рефинансирования госдолга на Западе и усиление зависимости от Российской Федерации. То есть все те действия в экономической сфере, которые были предприняты в 2020 году (если мы говорим о действиях, связанных с высшим должностным лицом в нашей стране), были абсолютно провальные. На этом фоне Нацбанк пытался не допустить резкого финансового обвала банковской системы. Частично это удалось, но ценой снижения ликвидности и эффективности банковской сферы.

Мы наблюдаем архаизацию государства и откат в те самые девяностые, из которых мы вроде как, по мнению политической власти, должны были выйти. Повышение налогов будет сопровождаться тем, что все больше бизнесов будет уходить в тень и платить меньше налогов. Это абсолютно понятно, потому что уровень налогов в Беларуси высокий. Если брать соотношение собираемых налогов к ВВП, он близок к самым высоким показателям в мире — к примеру, как в Швеции.

Погрузка и выгрузка. Все по закону

Исходя из текста поправок следует, что избежать судимости граждане, совершившие экономические преступления смогут только в двух случаях:

  • если человек полностью компенсировал ущерб пострадавшему или государству.
  • если экономическое преступление было совершено впервые, возможно и по незнанию закона в том числе.

Получается, что к слову сказать, и раньше людей, впервые совершивших экономические преступления к уголовному сроку приговаривали нечасто. По статистике – не более чем в 15% случаев. Как правило, суд ограничивался назначением условного наказания, либо вообще освобождал человека от наказания.

Однако пока длилось расследование дела, подозреваемого или обвиняемого, как полагается, держали под арестом, а это приводило к тому, что более 80% бизнесменов теряли свое дело и разорялись.

В ходе расследования или уже в ходе рассмотрения дела в судебном заседании очень часто оказывалось и оказывается так, что противоправные действия обвиняемого (подсудимого) не подтверждаются, а результатом является то, что бизнес сломан, человеческие судьбы разрушены.

По мнению специалистов, новый закон призван в большей степени оздоровить деловой климат. Подозреваемого не будут «выбивать» из общества, семьи, работы, а также из числа порядочных лиц, которые, даже если нарушили закон, в итоге понесут все же наказание.

После вступления поправок в силу задерживать подозреваемого по экономическим преступлениям небольшой тяжести или сажать его под домашний арест на время проведения расследования будет запрещено. А для того чтобы избежать наказания правонарушителю нужно будет не только полностью компенсировать ущерб пострадавшему, но и выплатить штраф государству в двухкратном размере от суммы причиненного ущерба.

Судя по опросу общественного мнения, россияне считают такие поправки в виде наказания справедливыми.

Важно, что, помимо бизнесменов и предпринимателей, новшество коснется и многих обычных россиян. Например, тех, кто должен был, но не стал регистрироваться в качестве самозанятого, нарушил авторские права, кого обвиняют в мошенничестве с кредитом или кто не платит налоги, например, при продаже излишек урожая со своего огорода.

Таким правонарушителям сотрудники полиции объяснят, что им предлагается погасить ущерб и в этом случае уголовное дело будет прекращено, будете работать дальше, судимости не получите, а тот факт, что дело в отношении вас было возбуждено нигде отражено не будет. Это очень важная мера!

Сотрудникам правоохранительных органов нововведение запретит изымать компьютеры и документацию организации на время следственных действий, поскольку это нередко приводит к приостановке деятельности той или иной фирмы. Вместо этого стражи правопорядка должны будут копировать необходимую им информацию.

  • В мире (821)
  • ЖКХ (254)
  • Культура (1059)
  • Наука (462)
  • Общество (11041)
  • Политика (3278)
  • Спорт (283)
  • Экология (482)
  • Экономика (2101)

В I квартале 2021 года малый бизнес ждёт экономическая перепись

Первая дискуссия татарстанских экспертов по проблеме декриминализации экономических преступлений развернулась на заседании круглого стола, организованного региональным отделением «Российского объединения судей» в РТ в казанском филиале Российского государственного университета правосудия. Открывая дебаты, директор филиала РГУП Рамиль Шарифуллин напомнил, что после послания Федеральному собранию президент страны Владимир Путин дал поручение Верховному суду представить предложения по декриминализации экономических преступлений — тех, которые были совершены предпринимателями «в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности». Это означает, что из категории уголовных преступлений они должны перейти в административные правонарушения, и, соответственно, должна измениться мера наказания. По словам заслуженного юриста Рамиля Шарифуллина, остается актуальным вопрос об адекватности мер пресечения, избираемых в отношении бизнесменов, подозреваемых в преступлениях. Насколько оправданно заключение под стражу, если можно применить домашний арест? По мнению Рамиля Шарифуллина, президент страны, сделав это поручение, четко обозначил вопросы дальнейшего решения проблем декриминализации разных составов экономических преступлений. «Мы собрали круглый стол, который был поддержан Верховным судом РТ, Следкомом, юристами-теоретиками и практикующими адвокатами. Мы свои предложения внесем на рассмотрение совета судей РТ либо Верховному суду РТ. Широкое обсуждение проблемы будет способствовать наиболее правильному подходу наших законодателей», — высказал он надежду на эффективное взаимодействие при редактировании УК, который не менялся на протяжении последних 20 лет.

Криминализация деяний в сфере экономической деятельности описывается в отдельной 22-й главе УК, которая считается самой пухлой. Сегодня в нее входят около 50 видов преступлений, но на практике «работают» только немногие из-за сложности доказывания. По словам доцента кафедры уголовно-правовых дисциплин Заури Читая, за последние 10 лет из Уголовного кодекса РФ было декриминализировано четыре-пять составов из 22-й главы. Зато криминализировано — около 15. «В принципе, «работают» пять статей из этой главы. Некоторые чуть живые, некоторые — вообще «мертвые», это статьи 193, 191 (3), 192. Их нет, хотя они есть. Мои коллеги интеллигентно говорят, что надо совершенствовать, а я хотел бы сказать — нужна чистка. Но можно совершенствовать путем «чистки», — улыбается эксперт.

Профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин РГУП Мария Талан констатировала, что самые «проблемные» нормы в УК — это те, которые появились в результате современного «правотворчества». Но некоторые из них оказались несостоятельными и были отменены. «Ушла ответственность за лжепредпринимательство. Была исключена ответственность за заведомо ложную рекламу — перешла в сферу гражданско-правового регулирования», — привела она примеры первого опыта декриминализации УК. Но вместо них появляется очень много новых норм, заметила она.

Однако общий курс на гуманизацию уголовно-правовой охраны экономических отношений выдерживается на протяжении последних 10 лет, считает Талан. По ее словам, эта тенденция отчетливо проявляется проявляется в увеличении нижней планки крупных размеров ущерба, доходов, задолженности. А это выступает критерием для разграничения преступлений от правонарушений (то есть за незаконное предпринимательство, за налоговые нарушения). Увеличение нормы крупного размера ущерба позволяет не квалифицировать преступление как уголовное, а считать его административным нарушением.

«Например, в первоначальной редакции УК крупный ущерб при незаконном предпринимательстве носил оценочный характер и не был выражен ни в какой денежной сумме. Это отдавалось на откуп судьям. И были дела в нашем регионе, когда и 300 рублей и 1,5 тысячи рублей считались крупным ущербом», — рассказала она. По ее мнению, таким образом законодатель настраивал правоохранительную систему и на борьбу с мелким бизнесом.

Госдума декриминализирует ряд экономических преступлений

Другая тенденция гуманизации — это появление новых видов освобождения от уголовной ответственности в экономической сфере. Мария Талан отметила интересную закономерность. По ее мнению, эта мера часто служила для пополнения бюджета. «В первоначальной редакции УК было две статьи — 198-я и 199-я. После первого экономического кризиса в 1998 году вносятся изменения в УК и появляется примечание к статье 198 о том, что тот, кто впервые совершил налоговое преступление, освобождается от ответственности, если полностью возместил ущерб, — сообщила она. — Тут же увеличивается количество возбужденных дел и большая часть из них прекращается при возмещении ущерба». Но тогда этот закон вызвал критику и негодование налоговой полиции, после чего в 2003 года это скандальное примечание отменили. Но в декабре 2009 года его снова ввели и оно существует до сих пор. По словам Марии Талан, обвиняемый освобождается от уголовной ответственности, если не только он сам, но и его организация заплатила за него налог.

При налоговых преступлениях размеры недоимки, с которых наступает ответственность, тоже постоянно увеличивались. Последний раз они были увеличены в июле 2017 года.

Кроме того, появился новый вид освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности — это ст. 176 (1). Она была введена в 2011 году. Первоначально обвиняемый должен был возместить ущерб в пятикратном размере, при этом надо было возместить и сам ущерб. То есть нужно было заплатить по обвинению в незаконном предпринимательстве штраф в пятикратном размере и сам ущерб — всего 9 млн рублей. Но в 2016 году пятикратный размер был смягчен и заменен на двукратный. То есть цена свободы — 4,5 млн рублей.

Несмотря на тенденцию на гуманизацию, критику экспертов вызвало появление многочисленных специальных норм к действующим статьям. «И это не всегда хорошо. Они носят казуистичный характер», — отметила Талан. Например, это группа преступлений, связанных с действиями на рынке ценных бумаг. «Посмотрите на эти статьи. Их не то чтобы применять, их понять-то невозможно, глядя только в уголовный кодекс. Например, ст. 185 со значком 5. Эта тенденция на появление специальных казуистичных норм, к сожалению, в законодательстве продолжается», — недовольна она.

Второе, что вызывает критику, — это нарушение системности при построении главы 22. «Она и так самая большая в УК — в ней свыше 50 статей. Но в эту главу законодатель вмещает деяния, которые не всегда там могут быть уместны. И даже их место в этой главе не всегда оправданно. Например, с ценными бумагами», — считает Талан.

В завершении своего обзора она напомнила, что федеральные власти не в первый раз пытаются редактировать УК, но не могут. «Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере была готова еще 10 лет назад. Она была создана на основании указа президента РФ в 2009 году. Прошло 10 лет. Она была очень тщательно разработана. В ней принимали участие известные ученые, предлагалось ряд составов совсем исключить. Например, 171, 176, 177-я и другие подобные изменения. Почти ничего из этого не нашло отражения», — заметила она.

Вслед за академическим теоретиком выступил практик. Судья Верховного суда РТ Айрат Миннуллин для начала сообщил, что уголовные статьи из главы 22 применяются в республике крайне редко. «Их количество незначительно по сравнению с уголовными преступлениями. В 2017 году в районные и городские суды РТ поступило 64 уголовных дел экономической направленности», — обрисовал он картину. Но сделал важную оговорку. В эту статистику не включены статьи за мошенничество и другие преступления против собственности. По словам судьи, уголовные дела по экономическим статьям были возбуждены в отношении 115 лиц, из которых 96 — осуждены.

Почти 70% осуждены за незаконное предпринимательство. 10% — за приобретение и сбыт имущества заведомо преступным путем. 7,6% — за уклонение от уплаты налогов. Правда, за последние 2 года произошел рост дел по ст. 172 (незаконная банковская деятельность). «Видимо, сейчас идет борьба с обнальщиками», — предположил Айрат Миннуллин.

По его словам, из-за чехарды вокруг ст. 159 не всегда соблюдается принцип неотвратимости наказания. И рассказал, как обвиненный в мошенничестве в сфере предпринимательства Буланкин, совершивший с 2009 по 2013 год 26 преступлений и обманувший граждан на десятки миллионов рублей, смог избежать наказания. «7 июля 2017 года Вахитовский суд вынес приговор Буланкину по 26 преступлениям (ст. 159 ч. 1 и ч. 2). Судом установлено, что с 2009 по 2013 год он, являясь управляющим лицом в коммерческих организациях, заключал от имени этих организаций с физическими лицами договоры инвестирования, по которым обязан предоставлять квартиры в строящихся домах. Общий ущерб исчисляется десятками миллионов рублей. Более того, многие потерпевшие лишились единственного жилья». Но инкриминируемые Буланкину деяния были совершены до признания КС частично неконституционными, поэтому действия подсудимого были квалифицированы по ст. 159 ч. 4. Поскольку это преступления небольшой тяжести, ему назначили штраф. И он был освобожден от наказания. Реакцию потерпевших по этому решению можно представить.

УДК: 343

Рассоха Екатерина Александровна

Студентка,

Всероссийский Государственный Университет Юстиции (РПА Минюста России)

DOI: 10.24411/2520- 6990-2020-11628 ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК ТЕНДЕНЦИЯ

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

Rassokha Ekaterina Aleksandrovna

Student All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)

DECRIMINALIZATION OF ECONOMIC CRIMES AS A LEGISLATIVE TREND Аннотация:

В статье отражены основные взгляды на процесс декриминализации экономических преступлений в Российской Федерации, выявлены актуальные проблемы и противоречия в законотворческом процессе. Abstract.

The article reflects the main views on the process of decriminalization of economic crimes in the Russian Federation, reveals urgent problems and contradictions in the legislative process.

Ключевые слова: декриминализация, экономические преступления, уголовное право, правонарушение, меры наказания.

Keywords: decriminalization, economic crimes, criminal law, offense, punishment measures.

Для освещения сущности процесса необходимо разобраться в трактовке самого понятия «декриминализация». Данное определение обширно и употребляется современными теоретиками уголовного права как в узком, так и в широком смысле.

В широком понимании термина, процесс декриминализации предполагает, что признанное действие или бездействие не содержит признаков состава преступления. Преступление, таким образом, исключается из состава Уголовного кодекса РФ, далее либо переходит в другую отрасль материального права, либо вовсе не предполагает ответственности за данное деяние. В узком понимании ряд теоретиков выделяет «усеченную декриминализацию», предполагая в данном случае, что декриминализация означает установление нецелесообразности уголовно-правовой ответственности за определенное преступление, которое утратило общественную опасность. Примером данного понимания является установление новой формы о назначении судебного штрафа при рассмотрении уголовного дела в суде. Лицо, совершившее преступление малой или средней тяжести, компенсировавшее ущерб и признавшее вину, избавляется от уголовного преследования, ему назначается судебный штраф, а судимость не устанавливается.

Процесс декриминализации экономических преступлений представляет собой поэтапное преобразование законодательства в экономической сфере, вследствие которого изменяются меры наказания за то ли иное правонарушение, а также само определение экономического или финансового преступления как такового. Этот процесс является длительным и противоречивым, так как затрагивает множество аспектов как в самом законодательстве, так и в целом в жизни общества. Проблеме необходимости декриминализации экономических преступлений, а также возможным формам реализации

данного процесса и альтернативам и будет посвящена эта статья.

Больше десятилетия в России существует данная тенденция уголовной политики государства, однако о возможности полной декриминализации экономических и финансовых преступлений речи не идет. Экономические преступления, в соответствии с Уголовным законодательством, разделены на виды по тяжести последствий и степени общественной опасности: небольшой, средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие. Декриминализация применима лишь к преступлениям небольшой и средней тяжести, что активно реализуется на практике: суды общей юрисдикции, согласно судебной практике последних лет, активно применяют форму судебного штрафа, что позволяет говорить о внедрении в систему правосудия.

Изменения происходят волнами, поэтапно, но однозначного понимания какое правонарушение подлежит декриминализации, а какое нет, каковы в таком случае меры наказания и насколько они целесообразны, все еще нет. Ряд экспертов считает необходимым радикальные изменения в законодательстве, другие же говорят лишь о незначительных изменениях уже имеющихся нормативно-правовых актах, их дополнении и активном применении, отмечая, что на деле огромное количество принятых поправок и нововведений не реализуются должным образом, что и влечет за собой окостенение и отставание всей уголовно-правовой системы.

Идут годы, а этот фактор влияния на российскую экономику не меняется. В 2021 году санкционная политика в отношении нашей страны вряд ли изменится. Все-таки в США — главном лоббисте антироссийских ограничений — сменился лидер. Демократ Джо Байден в интервью телеканалу CBS назвал Россию «главной угрозой» Штатам на мировой политической арене.

2020 год стал годом застройщиков, банков и риэлторов. Казалось бы: доходы населения падают, экономика падает, а недвижимость дорожает. В столице, например, стоимость новостроек достигла исторического максимума: стоимость жилья в границах «старой» Москвы подскочила на 17%, в Новой Москве — еще сильнее, на 26%.

А дорожала первичная недвижимость (а следом за ней и вторичка) из-за программы льготной ипотеки, которую правительство ввело для поддержки застройщиков. Все желающие пошли покупать жилье на заемные деньги, тем более ставки по вкладам опустились до рекордного минимума, граждане массово забирали накопления из банков, используя их для первоначального взноса по ипотеке. По данным Центробанка, за неполный 2020 год финансовые организации выдали населению жилищных кредитов на 3,2 триллиона рублей. Например, в октябре объемы выдачи оказались на 101% больше, чем за аналогичный период 2019 года.

«Возросший спрос поднял цены. Но кто будет покупать завтра, если почти все, кто хотел, купили сегодня? Поэтому в 2021 году спрос будет постепенно снижаться, особенно после ожидаемой отмены льготной ипотеки 1 июля 2020. Это приведет к постепенному снижению цен в реальном выражении», — говорит Манкевич.

При таком раскладе финансовое положение строительных компаний, получивших сверхприбыли в 2020 году, может ухудшиться. Плюс ко всему есть риск, что граждане, набравшие ипотечных кредитов, не справятся с долговой нагрузкой. Тогда им придется продавать недвижимость. Есть таких граждан будет много, цены рухнут — предложение превысит спрос.

При этом под объектами социальной инфраструктуры понимаются организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, иные объекты.

С 11 января вступили в силу нормы , предусматривающие введение уголовной ответственности за сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов на территории воинской части. Соответствующие поправки внесены в ч.2 ст. 228.1 УК РФ. Наказание за такое преступление — лишение свободы на срок от 5 до 15 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года либо без такового.

В 2021 году в Уголовный кодекс РФ были внесены некоторые поправки. И уже в этом году они вошли в действие. Некоторые корректировки должны были вступить в силу еще ранее, но Министерство юстиции считало, что для этого нужно было привлечение большего количества средств.

В Уголовном кодексе не раз случались изменения, которые касались упрощения наказания для преступлений небольшой тяжести. Это вполне цивилизованное решение, так как из-за случившейся глупости человек может потерять много лет своей жизни в тюрьме.

Наличные под прицелом: как в 2021 году будут искать серые доходы

Часть 3 устанавливает наказание за кражу, которая совершена в крупном размере. Крупным будет считаться такой ущерб, который превышает 250000 рублей – это значительный ущерб. При этом такая дефиниция не является оценочным понятием, то есть подобные преступления по умолчанию квалифицируются по третьей части.

Другим квалифицирующим признаком признается осуществление хищения группой лиц. Такой поступок имеет большую общественную опасность. Для осуществления такого действия соучастники целенаправленно объединяют силы. То есть они заранее договариваются действовать совместно и согласно принятому плану.

Новой редакцией статьи 58 УК РФ за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности предусмотрено отбывание части срока наказания в тюрьме. Определено, что такая мера применяется, в частности, только к мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше 5 лет, за совершение преступлений, предусмотренных:

  • штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового;
  • принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового.

Будет скорректирована и статья 80 УК РФ. Изменения в 2021 году коснутся сроков отбытого наказания. Они будут сокращены, если лишение свободы заменяется именно принудительными работами, а не другими видами наказания:

Содержащиеся в них лица при успешном отбытии 1/3 срока по своему заявлению, в отношении которого начальник ИЦ выносит постановление, могут дальше проживать с семьей в собственном или съемном жилье. Жить придется в том городе или ином поселении, где находится центр, куда нужно будет регулярно прибывать для регистрации.

Теперь перечень лиц расширился, так как отсрочка будет предоставляться осуждённым, которые совершили упомянутые выше преступления и которым наказание в виде лишения свободы назначено в первый раз (ч.

В Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ законами 323-ФЗ и 326-ФЗ от 03.07.2021 года внесен ряд существенных изменений, наиболее касающихся распространенных статей 158, 159, 160 УК РФ. Остановимся на наиболее значимых, влияющих на больше количество уже осужденных лиц.

Закон обязывает экономику обелиться

В УК РФ расширен перечень возможных наказаний за клевету. Его дополнили такими видами наказаний, как:

  • принудительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы.

Новой редакцией статьи 128.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за клевету, которая прозвучала в публичном выступлении, публичном произведении, средствах массовой информации либо была совершена публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет. Наказание определено в виде:

  • штрафа в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;
  • обязательных работ на срок до 240 часов;
  • принудительных работ на срок до двух лет;
  • ареста на срок до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Квалифицирующий признак «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера» заменили на признак «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности».

За клевету, совершенную с использованием своего служебного положения накажут:

  • штрафом в размере до 2 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;
  • обязательными работами на срок до 320 часов;
  • принудительными работами на срок до трех лет;
  • арестом на срок до четырех месяцев;
  • лишением свободы на срок до трех лет.

За распространение недостоверных сведений о том, что человек страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, накажут:

  • штрафом в размере до 3 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • обязательными работами на срок до 400 часов;
  • принудительными работами на срок до четырех лет;
  • арестом на срок от трех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет.

В статье 267 УК РФ признаны уголовным преступлением:

  1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры.
  2. Воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети.

При условии, что такие деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц. Эти противоправные действия наказываются:

  • штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • обязательными работами на срок до 240 часов;
  • принудительными работами на срок до одного года;
  • лишением свободы на срок до одного года.

Предусмотрены квалифицированные составы указанного преступления, учитывающие различную уголовную ответственность в зависимости от степени причиненного вреда здоровью человека и величины нанесенного ущерба.

Статьей 213 УК РФ в новой редакции установлено, что хулиганство с насилием к гражданам либо угрозой его применения наказывается:

  • штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет;
  • обязательными работами на срок до 480 часов;
  • исправительными работами на срок от одного года до двух лет;
  • принудительными работами на срок до пяти лет;
  • лишением свободы на срок до пяти лет.

За хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо группой лиц, преступника ожидает наказание в виде:

  • штрафа в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет;
  • принудительных работ на срок до пяти лет;
  • лишения свободы на срок до семи лет.

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

Путин предложил частичную декриминализацию экономических преступлений

Согласно прогнозам экспертов, дефолта в России ждать не стоит. Это практически однозначное мнение. Профессор экономики Геннадий Алпатов утверждает, что правительство не будет отказываться платить по своим обязательствам, ведь:

  1. На протяжении последних лет РФ активно сокращала внешний долг.
  2. Была создана финансовая подушка безопасности. и правительство не спешит тратить резерв на помощь населению.
  3. Нет системы ГКО, как при Ельцине. Соответственно. нет и государственной финансовой пирамиды.

Учитывая негативные прогнозы на будущее в преддверии кризиса в России 2021 года, эксперты рекомендуют постараться создать «подушку безопасности», насколько это возможно в условиях распространения коронавирусной инфекции. Но не все так просто.

Обычно для предотвращения убытков из-за падения курса рубля было достаточно вовремя купить иностранную валюту, чтобы на пиковых позициях ее продать. Но в 2021 году этот метод не сработает.

  • Микрозайм
  • Потребительский кредит
  • Кредитные карты
  • Кредит для бизнеса
  • Ипотека
  • Вклады
  • Автокредит
  • Товарные кредиты
  • Кредит Webmoney

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации. Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается также в условиях крупных национально-государственных преобразований, затронувших в последние несколько лет Россию.

Экономическим преступлениям готовят декриминализацию

  • Процесс криминализации – специализированная деятельность, направленная на выявление целей, оснований и возможностей установления уголовной ответственности, за совершение определенных действий;
  • Результат криминализации – совокупность установленных и наделенных свойством юридической силы норм уголовного права, закрепляющих перечень общественно-опасных деяний, и конкретных виды и пределы уголовной ответственности, предусмотренной за их совершение;
  • Процесс декриминализации – деятельность, направленная на изучение эффективности существующих норм уголовного права, выявление видов преступлений, утративших в настоящее время свойство общественной опасности, в связи с чем, использование в отношении лиц, совершивших соответствующие деяния мер уголовно-правового характера представляется нецелесообразным;
  • Результат декриминализации – отмена уголовной ответственности за совершение конкретного деяния и исключение соответствующих положений из текста действующего уголовного закона.

Анализ конкретных ситуаций показывает, что нарушители далеко не всегда осознают, что совершают незаконное действие. Во-первых, во всех изученных нами случаях виновные не пытались скрыть факт растраты — документы об оплате штрафов во всех случаях приобщались к отчетности предприятия и были доступны для налоговых органов и других проверяющих структур. Во-вторых, речь обычно шла о суммах, которые несопоставимо малы по сравнению с формальным доходом обвиняемого, например 1,5 тыс. руб. для директора ОАО «Ровенское автотранспортное предприятие» 5 . При этом действия руководителя квалифицируются по тяжкой части статьи о присвоении или растрате (ч. 3 ст. 160 УК РФ), хотя формальный ущерб может быть ниже порогового значения для административного правонарушения — мелкого хищения (2,5 тыс. руб.). В силу тяжести статьи прекращение дела за деятельным раскаянием или примирением практически не применяется. В 2021 г. 64,3% всех обвиняемых по этой части статьи приговорили к условному лишению свободы.

Пример криминализации действий по неправомерному распоряжению материнским капиталом показывает, что правоприменительная практика привлечения к уголовной ответственности матерей вполне законна, поскольку формально в действиях последних можно найти признаки мошенничества. При этом обвиняемые по таким делам составляют очень уязвимую социальную группу (со средним или ниже доходом, с несколькими детьми), поэтому они легко соглашаются с обвинением. Суды при назначении наказания по таким делам ограничиваются минимальными условными сроками, что также служит индикатором отсутствия в действиях обвиняемых существенной общественной опасности — обязательного признака преступления. Все это вместе свидетельствует об излишней криминализации.

Владимир Пучков

Пообещал бесплатно восстановить документы пострадавшим от тайфуна в Приморье

Валерий Радаев

Обещает строить по пять стадионов в год

Вячеслав Володин

У нас на сегодняшний день нет данных от федеральных органов о том, что у депутатов есть второе гражданство

Рамзан Кадыров

С бандподпольем в Чеченской Республике полностью покончено!

Для этого из 68 составов преступлений исключены нижние пределы санкций в виде лишения свободы, тогда как их верхние пределы, которые определяют степень общественной опасности преступления, остались неизменными. Тем самым суду предоставляется возможность проявлять более дифференцированный подход при назначении наказания за преступления указанных категорий. Данный подход позволит на практике в полной мере применять принцип справедливости, закрепленный в статье 6 Кодекса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *