Какие изменения в пенсионой оеформе после выборов 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения в пенсионой оеформе после выборов 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Все, кому до 2019 года уже назначен любой вид пенсии, продолжат получать положенные выплаты в соответствии с приобретенными правами и льготами. Повышение пенсионного возраста позволит уже с 2019 года обеспечить более высокий рост пенсий неработающих пенсионеров за счет индексации, превышающей уровень инфляции (в соответствии с Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года).

В 2021 году пенсионный возраст станет выше, чем был в 2020, все дело в переходном периоде пенсионной реформы: каждый год мужчинам и женщинам в России придется все дольше работать до назначения пенсии по старости.

2020-й – уже второй год, когда действовали новые правила выхода на пенсию. Но, по сути, все новые пенсионеры последних 2 лет вышли на пенсию лишь на полгода позже, чем сделали бы это по старому законодательству (то есть, женщины вышли на пенсию в 55 лет и 6 месяцев, мужчины – в 60 лет и 6 месяцев).

Это стало возможно, потому что еще в 2018 году президент Владимир Путин распорядился включить в законопроект о пенсионной реформе пункт о «льготе» в 6 месяцев для тех, чей возраст выхода на пенсию по старым правилам был бы достигнут в ближайшие 2 года.

Соответственно, в 2021 году на пенсию будут выходить:

  • женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1965 года (в возрасте 56,5 лет, то есть на полтора года позже, чем по старым правилам). Учитывая «льготу», их выход на пенсию приходится на даты между 1 июля и 31 декабря 2021 года – в соответствии с датой рождения;
  • мужчины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1960 года (в возрасте 61,5 года – на те же полтора года позже). Дата выхода на пенсию – с 1 июля по 31 декабря 2021 года.

Это пенсионный возраст в «стандартной» ситуации – когда пенсионер не имеет специального стажа, но набирает достаточно страхового стажа и пенсионных баллов.

Кстати, со стажем и пенсионными баллами произойдут очередные изменения – как и каждый год, их для выхода на пенсию будет нужно больше:

  • минимум 12 лет страхового стажа;
  • минимум 21 пенсионный коэффициент (балл).

Если для выхода на пенсию человеку не хватает баллов или стажа (и их дополнительно негде взять), то такому человеку придется ждать еще 5 лет, но и тогда он будет иметь право лишь на социальную пенсию.

Она в 2021 году будет назначаться для таких граждан:

  • женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1960 года (в возрасте 61,5 года – плюс полтора года к тому, что было раньше);
  • мужчины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1955 года (в возрасте 66,5 лет – на те же полтора года позже).

Правда, для таких людей есть возможность устроиться на работу и получить необходимый стаж и пенсионные баллы – а при желании даже «докупить» их, вступив в добровольные правоотношения с Пенсионным фондом.

Чуть позже выйдут на пенсию и государственные служащие – как известно, пенсионный возраст для них начали повышать еще до начала всей реформы.

И в 2021 году они будут выходить на пенсию так:

  • женщины – в 58 лет;
  • мужчины – в 63 года.

С другой стороны, госслужащий может уволиться, без проблем выйти на пенсию по обычным правилам, а затем снова устроиться на работу, сохранив за собой пенсию. А чтобы получать не страховую, а государственную пенсию, госслужащему к этому моменту нужно иметь минимум 17 с половиной лет выслуги на государственной службе.

Пенсионная реформа стартовала, соответствующие законы приняты и подписаны. Как гласят последние новости, нововведения продолжаются и осуществляются поэтапно. Правительство продолжает вести прежнюю политику, направленную на улучшение демографии.

Если в 2020 году россияне выходили на пенсию в 55,5 (женщины) и в 60,5 лет (мужчины), то со следующего года это будет происходить на год позже. В 2028 году для женщин пенсионный возраст будет установлен в 60 лет, для мужчин — в 65 лет. Но если человек никак не может найти работу, он сможет выйти на пенсию на два года раньше срока.

«Подтверждение того, что человек не может трудоустроиться, выдает центр занятости», — пояснили в ПФР. К тому же важную роль играет тот факт, что человек не сам уволился с прежнего места работы, а был сокращен или потерял место в связи с ликвидацией организации или предприятия.

При этом страховой стаж оставшегося без работы предпенсионера должен составлять не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

С 1 января вступает в силу еще одна часть списка отходов, которые запрещается захоранивать без переработки. Документ был принят правительством еще в 2017 году. Сам список состоит из трех частей: сначала вступили в силу требования, касающиеся металлолома, затем — макулатуры и пластика, теперь пришло время техники и элементов питания.

«На сегодняшний день на сортировочные мощности направляется 20% от всего объема твердых коммунальных отходов, — сказала вице-премьер Виктория Абрамченко, выступая на заседании Госсовета в декабре. — К 2024 году такой показатель составит более 50%, к 2030 году — 100%. На утилизацию к 2024 году будет направлено 12% твердых коммунальных отходов, к 2030 году — 50%». Запланированное увеличение произойдет, в том числе, за счет отправляемой на переработку электроники.

Вступают в силу правила, регулирующие особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов. Теперь их состоянию будет уделено особое внимание.

«Все расположенные в населенных пунктах лесопарки относятся к категории защитных лесов, — объяснили в Рослесинфорге. — В них запрещено вести заготовку древесины, а рубка деревьев возможна лишь в санитарных целях».

Новые правила охоты, вступающие в силу с 1 января, содержат в себе несколько очень важных изменений. Одно из главных новшеств — разрешение на использования луков и арбалетов. Раньше такое бесшумное оружие было под запретом.

Еще один блок касается правил охоты в темное время суток. С одной стороны, можно будет использовать световые устройства, тепловизоры, приборы ночного видения при охоте на копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, барсука, бобров. Но при этом самим охотникам надо будет облачиться в одежду со светоотражающими элементами. Это делается для уменьшения вероятности случайного ранения кого-либо из участников охоты.

С 1 января становится обязательной маркировка товаров легкой промышленности. В первую очередь под нее попадает мужская, женская, детская верхняя и спортивная одежда, а также домашний текстиль всех видов. Соответствующие таможенные коды перечислены в распоряжении правительства от 28 апреля 2018 года.

Согласно документу, под маркировку подпадают следующие виды товаров легкой промышленности: предметы одежды, включая рабочую, изготовленные из натуральной или композиционной кожи; блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

Что изменилось в пенсионной системе с 2021 года

Многодетные мамы могут выходить на пенсию раньше обычного возраста:

  • при рождении троих детей — в 57 лет:
  • при рождении четверых — в 56 лет;
  • при рождении пятерых и более — в 50 лет.

Но для них нет переходного периода, поэтому уже в 2021 году нужно иметь минимум 15 лет стажа и 21 пенсионный балл.

В 2021 году многодетные мамы впервые смогут использовать свое право на досрочную пенсию по новым основаниям — пока только если детей хотя бы четверо. В 2020 году обычный пенсионный возраст и так был ниже льготного. А вот во второй половине 2021 года мамы четверых детей могут выйти на пенсию в 56 лет — на полгода раньше остальных.

Мамы троих детей используют льготу не раньше 2023 года.

Для мам пятерых и более детей льгота была и раньше — она и сейчас работает так же. У отцов такой льготы нет.

Даже если не хватает стажа и баллов, государство все равно не оставит без пенсии: в таких случаях платят социальную. Она равна фиксированной части страховой пенсии с прибавкой в виде социальной доплаты.

Но право на такую пенсию возникает на 5 лет позже обычного. С учетом переходного периода, в 2021 году это 61 год и 6 месяцев для женщин и 66 лет и 6 месяцев для мужчин.

Для северян, учителей, врачей, артистов и госслужащих есть свои особенности назначения пенсии. О них — в другом разборе.

Возраст выхода на пенсию в Российской Федерации составляет 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин, но стоит отметить, что до 2028 года запланирован переходный период, в рамках которого будет осуществляться плавный переход к новым показателям.

С каждым годом увеличиваются и требования, предъявляемые к размеру минимального трудового стажа гражданина. Если в 2015 для оформления страховой пенсии по старости достаточно было иметь всего лишь 6 лет страхового стажа, то в 2021 этот показатель увеличился уже до 12 лет, а к 2024 достигнет своего итогового значения – 15 лет.

Таким образом, начиная с 2024 года, получить право на получение страховой пенсии смогут лишь те граждане, чей совокупный стаж превысит отметку в 15 лет.

Еще одним основанием для досрочного выхода на пенсию стало наличие большого трудового стажа.

При наличии 37 лет стажа женщины смогут выйти на пенсию уже в 55 лет, то есть на два года раньше других, а мужчине понадобится наличие 42 лет стажа, обладая которыми, он сможет оформить пенсию в 60 лет.

Почему выборы в Госдуму-2021 для Кремля куда опаснее «пенсионной реформы»?

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.

С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.

С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.

С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития). В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.

С этого года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум рассчитываются исходя не из потребительской корзины, как раньше, а из медианного дохода россиян. Медианный доход означает, что половина работающих получает больше этой величины, половина — меньше.

Размер МРОТ в 2021 году составляет 42% от медианной заработной платы (12 792 рубля), а прожиточный минимум в целом по РФ равен 11 653 рубля. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, прожиточного минимума пенсионеров — 86%, прожиточного минимума детей — 97%.

Показатель прожиточного уровня пенсионера нужен для того, чтобы рассчитать размеры доплат к пенсиям. Если у неработающего пенсионера все доходы — страховая или социальная пенсия, дополнительные выплаты и льготы — не достигают величины минимума в регионе его проживания, то государство устанавливает ему федеральную или социальную доплату.

  1. Еще немного повысится пенсионный возраст, требования к стажу и накопленным баллам
  2. В 2021 году будут произведены индексации и корректировки пенсионных выплат
  3. Граждане теперь могут пожаловаться финомбудсмену на НПФ
  4. Граждан оградили от пенсионных агентов
  5. НПФ будут обязаны раскрыть состав своих портфелей по эмитентам
  6. НПФ будут инвестировать добровольные пенсионные сбережения россиян по новым правилам
  7. В России изменился срок дожития
  8. Для пенсионеров по-новому рассчитывают прожиточный минимум

9629

Какие пенсионные изменения ждут россиян в 2021 году

12254

12601

41001

Фото 34103

Фото Видео 33531

Пенсионеров в 2021 году ожидают четыре важных нововведения

Фото 31183

В России ежегодно производится индексация страховой пенсии (пусть и за исключением нескольких кризисных лет). В 2021 году процент индексации будет почти в 1,5 раза выше инфляции (но меньше, чем в 2020-м) и составит 6,3%. Все подсчитано так, чтобы среднестатистический размер пенсии увеличился на 1 тысячу рублей и составил порядка 17 350 рублей.

Обратите внимание, что ежегодная индексация пенсии предусмотрена только для неработающих пенсионеров.

Для того чтобы уже сейчас узнать, какая будет пенсия, получателю достаточно умножить размер пенсии в 2020 году на 1,063. Например, если размер выплаты в 2020 году составляет 17 000 рублей, то с 2021 года человек будет получать 18 071 рубль. То есть пенсия увеличится на 1 071 рубль.

В 2021 году продолжат внедрять электронные трудовые книжки. Для работающих россиян весь трудовой стаж, начиная со следующего года, будет фиксироваться Пенсионным фондом автоматически.

Однако данное изменение не касается трудового стажа в период до 2020 года включительно. Поэтому основным документом, подтверждающим стаж для начисления пенсии, является трудовая книжка. Следовательно, всем работающим лучше будет тщательно следить за правильностью ее заполнения.

Еще одно нововведение коснется предпенсионеров и относится оно к возрасту выхода на пенсию.

В соответствии с российским законодательством, с прошлого года в России подняли возраст выхода на пенсию, но в первые 5 лет был установлен переходный период. Таким образом, в 2021 году смогут выйти на пенсию женщины, рожденные в 1965 году и мужчины, рожденные в 1960 году, то есть в 56,5 и 61,5 год соответственно.

С 2021 года произойдет полный переход на электронные трудовые книжки (ЭТК). Новым работникам больше не будут выдавать их бумажные аналоги. При желании можно в заявлении попросить работодателя оставить трудовую в привычном виде, тогда ее будут вести наравне с электронной.

Если же перейти на ЭТК, в нее будут вноситься только записи, начиная с 2020 года. Но если бумажная версия вдруг потеряется, придется доказывать свой стаж, тратя время и силы на сбор справок.

Поэтому с 2021 года можно будет перенести в электронную трудовую книжку все записи, а не только с января 2020-го. Для этого нужно направить заявление в Пенсионный фонд. Соответствующие изменения в закон обещают внести до конца года. Информацию о своем трудовом стаже можно будет в дальнейшем получить и на портале «Госуслуги».

И все же, уверен управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов, глобально изменения в законодательстве России с 2021 года не принесут серьезных потрясений ни для рядовых граждан, ни для бизнеса или крупных компаний. Из ключевых изменений для бизнеса можно особенно выделить изменения в трудовом кодексе, которые с начала года начнут регулировать удаленную работу. Теперь в ТК РФ закреплено 3 варианта дистанционки — постоянная дистанционная работа; временная и со смешанным графиком.

В целом из важного здесь то, что удаленная работа возможна только с добровольного согласия сотрудника, если конечно в процесс не вмешались ЧС или катастрофы, или это не требуют местные власти. Прогулом будет при этом считаться, если сотрудник не выходит на связь и не выполняет свои обязанности более двух дней подряд. Очень важно, что закон обязывает работодателя обеспечить сотрудника необходимым оборудованием и не имеет права снижать ему зарплату, обращает внимание эксперт.

Еще одно интересное изменения для бизнеса — обязательное введение в оборот электронных трудовых книжек с 1 апреля. В целом серьезных трудностей это обязательство вызвать не должно, но не исключено, что так вырастет временная нагрузка на отделы кадров, считает Алим Бишенов.

Другое изменение, которое усилит нагрузку на бизнес — обязательные индексации зарплат, этого требуют нормы ТК РФ. Величина индексации при этом зависит от темпов роста цен на товары и услуги, требование будет касаться и тех работодателей, у которых есть ставки меньше величины МРОТ. Между тем, в целом вряд ли рядовые граждане ощутят серьезное улучшение своего финансового положения. Как правило, это минимальные прибавки, ведь порядок индексации законодательно не установлен.

Также, по словам юриста, важен полный отказ от единого налога на вмененный доход и переход на патентную систему налогообложения. Глобально для бизнеса это дополнительные издержки для перехода на новую систему и по части отчислений. Также это должно сформировать большие доходы государства, поскольку ЕНВД часто использовали недобросовестные предприниматели с целью меньше платить.

Среди ключевых изменений для граждан следует выделить поправки по части налогового законодательства. В частности, речь идет о введении прогрессивной шкалы НДФЛ для тех, у кого доходы превышают 5 млн рублей или 15% с доходов свыше 5 млн. А также введения налога в 13% для процентов полученных со вкладов россиян, суммарно превышающих 1 млн рублей. При этом вводится налог на почти все доходы физлиц в том числе дивидендные выплаты, купонный доход по облигациям и доходы из-за рубежа в том числе доходы от ценных бумаг или доходы от их реализации.

Из позитивного для граждан можно выделить то, говорит Алим Бишенов, что материнский капитал становится доступным теперь и тем семьям, где родился один ребенок, однако по-прежнему потратить эти деньги можно только либо на образование ребенка в будущем, либо на улучшение жилищных условий или направить их в счет будущей пенсии.

Кстати, изменяется минимальный срок владения долевым имуществом, где не предусматривается уплата налога с дохода от продажи. Так, минимальный срок владения имуществом, приобретенным по договору долевого участия, будет исчисляться не с момента оформления права собственности, крайне важно, а с момента уплаты полной суммы по ДДУ. Как напоминает юрист, при наследовании, дарении, приватизации и договорах пожизненной ренты в отношении единственного жилья такой срок составляет 3 года, а для всех остальных 5 лет.

Новый ФЗ № 350 от 03.10.2018 действует с января 2019 года. Он увеличивает пенсионный возраст для россиян:

  • мужчин — с 60 до 65 лет;
  • женщин — с 55 до 60 лет.

Повышение идет поэтапно и завершится полностью в 2028 году. Вот таблица выхода на пенсию на переходный период:

Период Мужчины, дата рождения Женщины, дата рождения
январь–июнь 2019 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
июль–декабрь 2019 январь–июнь 1959 года январь–июнь 1964 года
январь–июнь 2020 июль–декабрь 1959 года июль–декабрь 1964 года
июль–декабрь 2020 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
январь–июнь 2021 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
июль–декабрь 2021 январь–июнь 1960 года январь–июнь 1965 года
январь–июнь 2022 июль–декабрь 1960 года июль–декабрь 1965 года
июль–декабрь 2022 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
2024 1961 1966
2025 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
2026 1962 1967
2027 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
2028 1963 1968

Представляя непопулярную в народе пенсионную реформу, законодатели «сластили пилюлю» обещаниями поднимать уже существующие выплаты на 1000 руб. каждый год. Такой прирост опережал бы текущий уровень инфляции.

Пенсионная реформа 2021 года: последние изменения

Последние новости о реформе касаются накопительной пенсии. Действующую систему планируют заменить на условно-добровольную, предполагающую формирование индивидуального пенсионного капитала.

В рамках нововведения трудящимся предлагают самим инвестировать в свое будущее.

Формировать накопления будет не наниматель, как раньше, а работник из своей личной зарплаты и на добровольной основе.

Эти средства — собственность гражданина. Их можно полноценно наследовать, использовать на лечение тяжелой, угрожающей жизни болезни.

Будет введен также «период охлаждения» — 1,5 года с совершения первого взноса. В течение этого времени будущий пенсионер сможет отказаться от участия в системе и забрать деньги назад.

Идею разрабатывают совместно Центробанк, ПФР и Минфин. В Госдуму законопроект еще не внесен; скорее всего, это произойдет перед осенней сессией 2020 г.

Видео: Новая пенсионная реформа-2020. Чем опасен индивидуальный пенсионный капитал (ИПК)?

Пенсия по старому закону Мужчины Женщины В каком году выйдут на пенсию
Дата рождения ПВ Дата рождения ПВ
2019 январь-июнь 1959 60,5 январь-июнь 1964 55,5 июль-декабрь 2019 г. (+0,5)
июль-декабрь 1959 июль-декабрь 1964 январь-июнь 2020 (+0,5)
2020 январь-июнь 1960 61,5 январь-июнь 1965 56,5 июль-декабрь 2021 г. (+1,5)
июль-декабрь 1960 июль-декабрь 1965 январь-июнь 2022 г. (+1,5)
2021 1961 63 1966 58 2024 г. (+3)
2022 1962 64 1967 59 2026 г. (+4)
2023 1963 и т.д. 65 1968 и т.д. 60 2028 г. и т.д. (+5)

Примечание: ПВ — пенсионный возраст по новому закону с учетом поправок Президента.

Таким образом, под действие переходных положений нового закона попадают:

  • мужчины 1959-1962 годов рождения (для них пенсионный возраст будет составлять соответственно от 60,5 до 64 лет);
  • женщины 1964-1967 годов рождения (с 55,5 до 59 лет).

По поручению Президента В. Путина пенсии в России до 2024 года должны индексироваться с темпами, превышающими индекс рост цен. В связи с этим в правила проведения ежегодной индексации страховых пенсий внесли изменения (их закрепили в законе № 350-ФЗ от 03.10.2018 г.):

  • С 2019 по 2024 год их будут индексировать с 1 января, а не с 1 февраля, как это делали раньше.
  • Коэффициент индексации установили фиксированным, а не зависящим от прогнозного значения инфляции.

Планы по индексации с 2019 по 2024 г. можно представить в виде таблицы:

Год 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Индексация (%) 7,05 6,6 6,3 5,9 5,6 5,5

Согласно прогнозам Минэкономразвития, инфляция в ближайшие несколько лет не должна превышать целевых показателей — 4%. Соответственно, до 2024 года пенсии будут индексировать опережающими инфляцию темпами.

Начиная с 2025 года, индексировать пенсии будут по старым правилам — с 1 февраля и на величину индекса роста цен за прошедший год.

Итак, грядет очередная волна повышения пенсионного возраста – на этот раз на 6 месяцев, начиная со второго полугодия 2021. Проще говоря, приготовиться тем, кому в следующем году исполняется 56,6 и 61,5, соответственно, для женщин и мужчин 1965 и 1960 года рождения. Ну а всем, кто младше, придется ожидать своего часа – ничего не поделаешь, такова генеральная линия чиновников, принявших в 2018 году закон о пенсионной реформе.

Ну, казалось бы, о плохом поговорили, пора бы уж и о хорошем, тем более, что повод есть – индексация пенсионных пособий, которая производится практически ежегодно. Другое дело, что касается такая привилегия исключительно неработающих пенсионеров, что нередко становится поводом для возмущения тех, кто по-прежнему вынужден трудиться.

И хотя некоторые эксперты утверждают, что это своеобразная дискриминация, указывая на то, что работать или нет – личное дело каждого человека, у государства есть на этот счет свое мнение. И сводится оно к тому, что пособие работающих пенсионеров и так увеличивается с каждым годом за счет роста их трудового стажа и, как следствие, соответствующих коэффициентов (баллов).

Возвращаясь к теме грядущей индексации для тех, кто не работает, стоит отметить, что эта величина будет меньше прошлогодних 6,3%. Расчет проводился с привязкой к уровню инфляции, предполагая превосходство пенсионного пособия в 1,5%. А поскольку прогнозируемая инфляция в связи с падением покупательского спроса на фоне коронакризиса меньше, чем во все предыдущие годы, то и индексация вырисовывается соответствующая.

Конечная цель правительства – поднять пенсию до минимальных 17350 руб.

Что же касается расчета повышения размера пособия после каждой такой индексации, то его вполне реально выполнить самостоятельно, просто умножив свою текущую пенсию на коэффициент процентной надбавки.

Пенсионный возраст в России с 2021 года

А это относительно недавнее нововведение носит скорее позитивный характер, давая возможность вносить все сведения о стаже работающих граждан в Пенсионный фонд Российской Федерации в автоматическом режиме. То есть потерял бумажную трудовую – не беда, все данные уже в базе.

Другое дело, что оценить такую возможность по достоинству можно будет только с этого года, когда начала работать электронная база. Весь же трудовой стаж до 2020 по-прежнему останется только в бумажных книжках, которые и дальше придется хранить, как зеницу ока, проконтролировав, чтобы все записи были внесены правильно.

Если же все-таки есть желание перестраховаться, то придется лично посетить ПФ РФ, предоставив трудовую и написав соответствующее заявление с просьбой о переводе данных в электронный формат. Правда, работающим гражданам придется сложнее на этот счет, поскольку при официальном трудоустройстве все трудовые хранятся в отделе кадров.

Уже сейчас все эксперты сферы единогласно называют грядущую корректировку накопительной системы самым главным изменением для пенсионеров 2021 года. Правда, пока неизвестно, о чем, собственно, пойдет речь.

Пока же можно утверждать, что чиновники уже давно продвигают в массу идею о необходимости ведения накопительного счета без особых надежд на пенсию, которая является лишь минимумом для выживания, обеспечиваемым государством. Приводится и западная модель, где пенсионное обеспечение осуществляется по смешанным схемам с участием накопительных систем, государственных и частных фондов.

При этом совершенно неясно, в чем и как хранить средства, чтобы они в итоге не прогрели из-за банковского банкротства или гиперинфляции, предполагающей валютное обесценивание, как это уже не раз случалось на постсоветском пространстве.

Непонятно и то, где можно зарабатывать столько, чтобы отложить себе на безбедную старость, ведь эту опцию государство Россия тоже не очень-то предусматривает, больше предлагая брать кредиты в лоббируемых банках, а иногда и просто «держаться», так как «денег нет».

Выдохните, никто ничего проверять не будет, несмотря на то, что об этом буквально месяц назад заявила госпожа Швец, заведующая кафедрой Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Для тех, кто не в курсе, Людмилу Ивановну возмутили вопиющие переплаты по пенсионным начислениям, которые доцент почему-то списала на обладателей северного стажа, не живущих на Севере, получателей российской пенсии, по какой-то причине отсутствующих в России и пенсионеров, имеющих дополнительный доход.

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить ее к лучшему.

Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.

Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *