Законы о экспертизы товаров в таможенном деле 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законы о экспертизы товаров в таможенном деле 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Таможенная экспертиза — это специальные исследования или испытания, которое проводят эксперты для обнаружения бракованных или не соответствующих принятым в России стандартам товаров. Для ее проведения используются научные и специальные познания в сфере таможенного права.

Получается, что таможенная экспертиза является одной из форм проведения контроля над внешнеэкономической деятельностью и необходимым инструментом функционирования таможенного права.

Таможенная экспертиза — это исследование, которое проводится экспертами для решения задач таможенного дела.

Ее проведение строго регулируется законодательством РФ:

  • главой 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС);
  • Постановлением Правительства РФ № 809 «О Федеральной таможенной службе»;
  • Федеральным Законом № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Цель и задачи таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза документов и товаров ставит перед собой цель установить:

  • соответствие товаров поданной таможенной декларации;
  • правильность расчета и уплаты таможенных пошлин;
  • принадлежность перевозимых товаров к группе запрещенных;
  • качество ввозимой или вывозимой продукции;
  • соответствие товаров нормам безопасности.

Если эксперты обнаружат такие нарушения, то товар запретят перемещать через границу, доначислят платежи или вернут переплату.

Из поставленных целей можно определить и задачи таможенной экспертизы товаров:

  • отнести перевозимую продукцию к продовольственной или непродовольственной (классифицировать по коду ТН ВЭД);
  • определить, в какой стране был произведен товар (для оформления сертификата происхождения);
  • установить реальную стоимость товара, его ценность и безопасность;
  • определить свойства и качественные характеристики товара;
  • провести оценку перемещаемой продукции, которая попадает под режим «переработка на таможенной территории РФ»;
  • проверить соответствие состава товара данным, которые указаны в сопроводительных документах.

Получается, что ключевая роль таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля — это установление достоверных сведений о перемещаемых через границу товарах.

Таможенная экспертиза проверит, соответствует ли перевозимый товар законодательным нормативам или нет.

Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы установлен ст. 389 ТК ЕАЭС. Она назначается по инициативе таможенных органов для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

Субъектами экспертизы в системе таможенного контроля являются:

  • таможенный эксперт;
  • должностные лица таможенной службы;
  • лица, которые перевозят и декларируют товар.

Все они обладают рядом прав и обязанностей при проведении экспертных мероприятий, при этом за их ненадлежащее исполнение эксперта можно привлечь к ответственности.

Объектами таможенной экспертизы могут быть перемещаемые через границу товары и предметы, их пробы и образцы; сопровождающие товар таможенные, транспортные, коммерческие и иные документы; объекты контрабанды. В решении о назначении таможенной экспертизы всегда строго указано, какой объект нужно исследовать.

Таможенная экспертиза проводится в отношении перевозимых товаров и сопровождающих их документов.

Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 дней. Он исчисляется со дня поступления материалов на изучение. Но эксперт может его продлить, если не может завершить экспертизу в установленный период. Срок могут и приостановить по ходатайству таможенного органа, если эксперту понадобятся дополнительные образцы, пробы и материалы.

Страны-участницы ТК ЕАЭС могут устанавливать и меньший срок на проведение экспертизы.

Средства, которые применяются при проведении таможенной экспертизы, позволяют идентифицировать исследуемый товар по различным критериям. Рассмотрим, что к ним относится:

  1. Документы

Это одно из самых важных средств проведения таможенной экспертизы. Условно их можно поделить на три группы: нормативные, технические и технологические. Первые содержат правила, принципы и характеристики, которые касаются определенных видов деятельности (например, документы в области сертификации). Вторые — конкретные характеристики товара, а третьи — информацию о технологических процессах (например, о способах транспортировки фруктов).

  1. Маркировка

Зачастую применяется в товароведческих экспертизах. К ней относятся условные обозначения, текст, рисунки или графические изображения, нанесенные на товар или упаковку. Именно маркировка позволяет идентифицировать товар и донести сведения до потребителя. Информация с маркировки должна соответствовать сведениям в сопроводительной документации и терминале сбора данных. Иначе речь идет о подделке.

  1. Аппаратура

К техническим средствам таможенной экспертизы относится аналитическая лабораторная аппаратура. Она позволяет определить физико-химический состав объектов для классификации содержимого.

Эксперт сам выбирает нужное средство для исследования, но в заключении обязан обосновать свой выбор.

Институт таможенной экспертизы нужен не только для того, чтобы проверять качество товара, но и чтобы защитить авторские и патентные права. Так таможенная экспертиза позволяет по отобранным пробам и образцам установить факты фальсификации ввозимой или вывозимой за границу продукции. Например, нанесение на товар чужого товарного знака.

Если такое нарушение обнаружено, то таможенный орган вправе отказать в перемещении товаров, либо наложить арест на продукцию и вынести постановление о привлечении нарушителя к ответственности. Но как эксперт выявляет нарушение авторских прав? Для этого он использует сведения Роспатента о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности. Сама же экспертиза назначается и проводится по общим правилам ТК ЕАЭС.

Особенность таможенной экспертизы — обнаружение контрафакта, фальсификата и подделок перевозимых товаров.

1. Привлечение специалистов и экспертов к проведению таможенного контроля осуществляется в случаях и порядке, которые определяются статьями 101, 102 и главой 20 Таможенного кодекса Таможенного союза.

2. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля назначается и проводится в соответствии с главой 20 Таможенного кодекса Таможенного союза с учетом положений настоящей статьи.

3. Срок проведения таможенной экспертизы, предусмотренный пунктом 2 статьи 139 Таможенного кодекса Таможенного союза, может продлеваться с письменного разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В указанном случае экспертиза должна быть проведена в сроки, не превышающие срока выпуска товаров с учетом продления указанного срока, в соответствии с пунктом 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза.

4. В случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя уполномоченной организации по согласованию с таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В указанном случае экспертиза должна быть проведена в сроки, не превышающие срока выпуска товаров с учетом продления указанного срока, в соответствии с пунктом 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза.

5. Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в случае несоответствия представленных объектов их перечню, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней. Порядок приостановления сроков проведения таможенной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

6. В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 138 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в случае отсутствия в таможенном органе, проводящем таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации таможенного эксперта (эксперта) требуемой квалификации.

7. Порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, на основании положений, предусмотренных статьей 144 Таможенного кодекса Таможенного союза.

8. Формы решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Каждая страница заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы, включая приложения, подписывается таможенным экспертом (экспертом), проводившим таможенную экспертизу, и заверяется печатью таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу.

9. В случаях, когда оплата услуг специалистов и экспертов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза осуществляется за счет средств федерального бюджета, порядок возмещения таких расходов определяется Правительством Российской Федерации.

Перед проверяющим стоит определенный ряд целей:

  • сравнение полученного груза с информацией в декларации;
  • обнаружение запрещенной продукции;
  • изучение качества продукции;
  • проверка параметра безопасности;
  • оценка соответствия кода ТН ВЭД (Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности);
  • подтверждение страны-производителя (это нужно для последующего оформления сертификата соответствия).

В число основных задач входят постановка статуса и назначения поступившего объекта и утверждение таможенной стоимости на перемещаемые объекты.

К типичным задачам относятся:

  • обоснованная оценка проблемных вопросов таможенного регулирования ТС, в том числе обстоятельств, подлежащих доказыванию по административным и уголовным делам о нарушении таможенных правил (НТП);
  • правомерность установления таможенных процедур при перемещении товаров, предметов и транспортных средств через таможенную границу ТС;
  • правомерность применения форм таможенного контроля, таможенных операций (действий), услуг и используемых ТК ТС;
  • правомерность мер тарифного и нетарифного регулирования;
  • определение вида, состояния и свойств объектов таможенного контроля (диагностика);
  • установление кода и наименования товаров и предметов согласно положениям ТН ВЭД (классификация);
  • количественная оценка объектов таможенного контроля, осуществляемая в единицах измерения, применяемых в этой сфере;
  • определение подлинности и принадлежности товаров, объектов и документов (идентификация);
  • определение подлинности таможенных идентификационных знаков (печатей, штампов) и других атрибутов таможенного обеспечения объектов контроля и др.

Итак, экспертизы назначают для получения достоверной информации о грузе, пересекающем границу. Декларанты нередко пользуются услугами таможенного брокера — лица, оформляющего за них всю необходимую документацию. Он помогает избежать множества юридических ошибок и пройти проверку в минимальные сроки.

Что такое таможенная экспертиза?

Товар можно выпустить с таможни до получения экспертного заключения, согласно статьям 198 ТК ТС «Выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб…» и 122 ТК ЕАЭС «Особенности выпуска товаров при назначении таможенной экспертизы». Для этого обязательно нужно предоставить обеспечение об оплате всех налогов и пошлин.

Если же у таможенных органов появится подозрения, что к товарам применяются запреты и ограничения, и декларант не представил доказательства, подтверждающие их соблюдение, выпуск исследуемой продукции запретят до момента завершения экспертизы.

Также обеспечение об оплате пошлин не предоставляется в следующих ситуациях:

  • декларант товаров — уполномоченный экономический оператор;
  • в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств – членов ТС о таможенном регулировании.

Вид заключения регламентирован. В нем помимо перечня вопросов и ответов на них проставляются данные о дате и месте проведения, инициалы и подпись эксперта. Если в проверке участвовало несколько специалистов, все они оставляют свою подпись в документе. Обязательно указываются данные о взятых на проверку пробах, сопроводительной документации, использованных методах и приемах исследования. В конце заключения следуют выводы эксперта в формате вопрос – ответ.

Акт составляют в двух экземплярах. Один остается у проверяющей организации, другой отправляют таможенному представителю – инициатору проверки.

Итак, для некоторых объектов таможенная экспертиза обязательна (лекарства, предметы искусства, вещи, имеющие историческую и художественную ценность). В остальных случаях проверка может быть инициирована заказчиком. Цели экспертизы: проверка подлинности сопроводительных документов, идентификация ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), оценка среднерыночной стоимости груза.

Исследование продукции делится на пять этапов, по завершению которых пишется заключение. По срокам оно не превышает 20 дней с момента передачи проб эксперту, но бывают исключения в связи с нехваткой отобранных проб для проверки или документации. Груз могут выпустить с таможни и до завершения экспертизы, но для этого декларант должен предоставить обеспечение по налогам и отвечать критериям статей 122 ТК ЕАЭС и 198 ТК ТС.

С помощью этого закона наше государство регулирует таможенную деятельность. Проводится надзор за ввозом различных материалов, изделий и товаров через границу России. Под контролем находится вся работа, выполняемая сотрудниками таможенных структур. Благодаря этому происходит оперативное взаимодействие с другими госучреждениями. Обеспечивается выполнение норм международных соглашений, отстаиваются экономические интересы страны при осуществлении внешних закупок.

С появлением предварительного решения для оценки таможенной стоимости разных товаров многое упростилось. Это удобный способ для участников внешнеэкономической деятельности, чтобы свериться с таможней.

Статья 25 регулирует основные вопросы по оценке таможенной стоимости разных товаров, ввозимых в страну. Предварительное решение выносится через 30 дней.

Сократилось время выдачи официального ответа о классификации разных товаров и их происхождении. Теперь эта процедура занимает всего 60 дней. По старым правилам приходилось ждать 3 месяца.

Предварительное решение теперь принимается не о стране товаров, а об их происхождении. Значит и форма решения в корне меняется. Вынесенное постановление о классификации товаров истекает через 5 лет с момента его принятия (ФЗ №289).

На рассмотрение авансовых платежей, принятие самого решения о возврате или непосредственно возврат авансовых сумм отводится 10 дней. Следующий день после регистрации заявления является отсчетным периодом. Этот момент регулируется п. 22 ст. 36 ФЗ №289.

Излишки уплаченных или взысканных платежей должны быть возвращены. С момента обнаружения этого факта и до возврата средств должно пройти не более трех дней. Лишние деньги возвращаются в счет следующих авансовых поступлений.

С помощью поправок в закон усовершенствовалась работа по возвращению в государственный бюджет денежных средств, полученных от мнимых сделок.

На данном этапе проводится борьба с фирмами-однодневками. Теперь сотрудники таможенных ведомств могут обратиться в судебные инстанции с требованиями:

  • о признании определенной сделки недействительной;
  • о ликвидации конкретной организации.

К положительным моментам рассматриваемого законопроекта можно отнести упрощение ряда таможенных процедур и оформление товаров в электронном виде.

Юрист Кизанд Юлия Владиславовна.

Приложение N 1

к приказу ФТС России

от 16 января 2019 года N 34

Таможенная экспертиза непродовольственных товаров

4. Для проведения таможенной экспертизы должностное лицо таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — ИПС ЕАИС ТО) оформляет решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы (далее — Решение) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью указанного должностного лица.

Номер Решения формируется в следующем порядке:

ХХХХХХХХ/ДДММГГ/ХХ/ХХХХХХ

, где

1

2

3

4

________________

элемент 1 — код таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу (восемь знаков);

элемент 2 — день (два знака), месяц (два знака), две последние цифры года;

элемент 3 — принимает значение:

«ДВ» — принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст.6843) (далее — ТК ЕАЭС) не может быть произведен;

Приложение N 2

к приказу ФТС России

от 16 января 2019 года N 34

Форма

Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы

N

от

«___» _______________ 20___ г.

1. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа

(фамилия, имя, отчество

(при наличии), должность, наименование таможенного органа, выявившего необходимость применения меры по

Перед специалистом, проводящим экспертизу пищевых и сельскохозяйственных продуктов, стоят вопросы классификационного, материаловедческого, идентификационного и товароведческого характера, в том числе:

  • установление рыночной цены на импортируемые или вывозимые за пределы таможенной границы продукты животного происхождения, продукты их переработки, а также готовые пищевые продукты;
  • определение рыночной цены на продукты растительного происхождения, продукты их переработки, а также готовые продукты, изготовленные из растительного сырья;
  • установление рыночной цены на минеральные и природные воды, безалкогольные напитки и пиво, алкогольные напитки;
  • изучение рынка и установление рыночной цены на табак и изделия из него.

К эффективным инструментам обжалования выводов таможенного эксперта можно отнести следующие:

  • Рецензирование таможенной экспертизы;
  • Проведение повторной независимой внесудебной экспертизы;
  • Проведение судебной экспертизы;
  • Вызов эксперта в суд для пояснений по экспертизе;
  • Вызов в судебным процесс стороннего специалиста по данному товару

Выбор конкретного инструмента для борьбы с выводами таможенного эксперта зависит от фактических обстоятельств конкретного дела и особенностей ключевых свойств и характеристик товара. В ряде случаев оспаривать таможенную экспертизу бессмысленно с точки зрения тактики ведения судебного дела.

Виды экспертиз для участников ВЭД и таможенных органов

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

А.Ф. КОЛПАКОВ

Изменения в таможенном законодательстве об экспертизе

Рассматриваются изменения, вносимые Таможенным кодексом таможенного союза в порядок назначения экспертизы должностными лицами таможенных органов и ее производства таможенными экспертами и экспертами иных организаций при проведении таможенного контроля. Дана оценка этих изменений с точки зрения их целесообразности на основе сравнения с действующим законодательством и анализом практической деятельности таможенных экспертных подразделений.

Ключевые слова: экспертиза, таможенный контроль, таможенный кодекс, таможенный союз.

Решением межгосударственного совета евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17 принят Договор о Таможенном кодексе таможенного союза (ТК ТС), вступающий в силу с 1 июля 2010 г. Данный кодекс вносит большие изменения в организацию экспертного обеспечения деятельности таможенных органов. Глава 20 Кодекса, посвященная таможенной экспертизе при проведении таможенного контроля, в отличие от главы 36 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), действующего с 1 января 2004 г., содержит ст. 137, разъясняющую ряд терминов, используемых в ТК ТС и касающихся экспертной деятельности. По нашему мнению, законодатель недостаточно проработал разъяснения терминов. Так, статья дает определение термина «заключение» как «документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза». Более правильным, по нашему мнению, было бы введение и разъяснение термина «заключение эксперта» как устоявшегося словосочетания, определение которого дается в Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ФЗ о ГСЭД), тем более, что в п. 4 ст. 139 ТК ТС говорится, что по результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта.

КОЛПАКОВ Александр Федорович — кандидат химических наук, профессор кафедры товароведения и таможенной экспертизы Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Важным является разъяснение понятий «проба» и «образец» товара. Несмотря на то, что данные термины давно и регулярно используются в действующем таможенном законодательстве Российской Федерации и ведомственных актах ГТК и ФТС России, разъяснение того, что следует понимать под пробой или образцом товара отсутствовало в таможенных законодательных актах.

Впервые ТК ТС на законодательном уровне закрепляет понятия «таможенный эксперт» и «таможенная экспертиза». Ранее эти термины в основном использовались в печатных изданиях, посвященных применению экспертных исследований в таможенных целях. Следует подчеркнуть, что согласно ТК ТС таможенным экспертом может быть только должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы. Очевидно, что в данном случае речь идет о специализированном таможенном органе, наделенном правом проводить экспертизы. В настоящее время в Российской Федерации таким таможенным органом является Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) ФТС России и входящие в его состав 10 региональных филиалов — экспертно-криминалистичес-ких служб, распложенных в зоне действия всех региональных управлений ФТС России. Должностные лица ЦЭКТУ, имеющие право, т. е. уполномоченные на самостоятельное производство экспертиз, как раз и являются таможенными экспертами.

В ТК ТС таможенная экспертиза определяется как «организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования». В то же время законодатель все же дает право на ее проведение не только таможенному эксперту, но и иным экспертам, т. е. экспертам, не являющимся должностными лицами таможенных органов. При этом следует отметить некоторую неоднозначность в определении цели и места таможенной экспертизы в деятельности таможенных органов. Если исходить из названия рассматриваемой главы ТК ТС, то таможенная экспертиза должна назначаться при проведении таможенного контроля. Вышеприведенное определение таможенной экспертизы устанавливает, что основная цель ее применения — это решение задач в области таможенного регулирования. Согласно ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование — это правовое регулирование отношений, прежде всего между участником внешнеэкономической деятельности и таможенным органом, среди которых таможенный контроль является незначительной частью мер, применяемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства при перемещении товара через таможенную границу. Далее в п. 1 ст. 138 говорится, что «таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания». Таким образом, законодатель определяет, что таможенная экспертиза может назначаться при совершении таможенных операций в процессе осуществления таможенного контроля,

который в свою очередь является элементом системы таможенного регулирования. По нашему мнению, можно было бы ограничиться указанием применения экспертизы именно при таможенном контроле, как это следует из названия рассматриваемой статьи.

В зависимости от поставленных задач, экспертизу подразделяют на виды:

  • Идентификационная;
  • Технологическая;
  • Химическая, физико-техническая;
  • Экологическая;
  • Определяющая страну и производителя;
  • Определяющая код ТН ВЭД;
  • Экспертиза товаров двойного назначения.

Также имеется классификация по количеству участников экспертизы. Она проводится единолично, комиссионно или в комплексе других исследований. При выявленных подозрениях на фальсификацию товара или документации назначают первичное исследование.

Если в ходе следствия открылись новые факты, необходима дополнительная процедура.

В случае несогласия заинтересованного лица с результатами мероприятий, назначают повторную экспертизу, обычно проводится уже в составе комиссии. Кроме этого, невозможно проведение дополнительной и повторной экспертизы без результатов первичной.

Эта процедура не носит процессуальный характер, это независимое, самостоятельное мероприятие. Поэтому процедура осуществляется непосредственно уполномоченными органами таможни с привлечением других учреждений (лабораторий, диагностических центров).

Но назначить исследование вправе и суд, если товар задержан на границе или имеются подозрения на нарушение уголовного, административного характера. Денежные затраты в первом и во втором случае оплачивает государство. Но если ходатайство направлено от истца или ответчика, исследование оплачивает гражданское лицо.

В независимую экспертную службу подают заявку, где описывают суть проблемы и задачи исследования. Затем составляют договор на оказание услуг.

Однако чаще экспертиза требует проведения непосредственно уполномоченными органами. Порядок действий назначает таможенный орган.

Сначала выносят решение о назначении процедуры, в нем указывают:

  • Основание;
  • Наименование таможенного органа и личные данные эксперта, который будет производить исследование;
  • Вопросы, на которые должно ответить мероприятие.

Затем запрашивают необходимую документацию и собирают образцы и пробы товаров для проверки. Перечень их также фиксируют в решении о назначении.

Список документов, которые необходимо предоставить эксперту обширен:

  • Соглашения на поставку определенного вида товара, внешнеторговые договора;
  • Транспортные документы (накладные, коносамент — право собственности лица на отгружаемый товар, книжка международных дорожных перевозок);
  • Документация, подтверждающая код товара по ТН ВЭД;
  • Подтверждение таможенных платежей;
  • Платежные поручения (рублевые или валютные);
  • Документ, подтверждающий заявленную в накладных стоимость продукции;
  • Сертификаты безопасности, качества, гигиены, ветеринарные свидетельства, и другая документация, подтверждающая разрешение на ввоз определенного типа товара;
  • Лицензия на ввоз и вывоз предметов торговли;
  • Доверенность компании на лицо, которое представляет ее интересы при перевозке грузов.

Также понадобится информация о компании производителе или организации, переправляющей продукцию.

Пробы материалов берутся лично экспертом или в его присутствии. Каждый из образцов упаковывают в индивидуальный пакет и подписывают. О приеме документов и сборе материала составляют акт.

Далее эксперт изучает объем работ и назначает исполнителей по необходимости на каждый тип процедур (различные типы лабораторных исследований) или исследует предмет самостоятельно, используя методики:

  • Органолептическую (визуальный сбор представления о товаре: вид, запах, плотность, консистенция, цвет);
  • Измерительную (измерение массы нетто, брутто, плотности, размеров, объема);
  • Инструментальную и лабораторную (физические, химические свойства товарной единицы).

Каждый из этапов экспертизы необходимо фиксировать соответствующим актом. После этого результаты обобщают, эксперт приступает к оформлению заключения. Оно должно содержать такую информацию:

  • Место, дата начала и окончания проведения процедуры;
  • ФИО, должность проводящего (проводящих) мероприятие;
  • Вопросы к эксперту, подробные ответы на них;
  • Перечень материалов и документов, используемых при процедуре;
  • Результаты исследований (письменное свидетельство количества содержащихся веществ в продукте, состояние его качества).

Заключение обязательно содержит информацию об ответственности эксперта за фальсификацию данных.

Документ, выдаваемый независимой экспертной службой, оформляется в двух экземплярах, первый остается в организации, другой отдается таможенному органу.

Срок проведения мероприятий не должен превышать 20 рабочих дней с ее начала, а также при наличии скоропортящихся продуктов не должен превышать их срок годности и реализации. Однако при ходатайстве вышестоящих органов срок увеличивают на 10 дней или более. При порче продукции возмещение денежных средств происходит за счет таможни.

Таможенная экспертиза — это специальные исследования или испытания, которое проводят эксперты для обнаружения бракованных или не соответствующих принятым в России стандартам товаров. Для ее проведения используются научные и специальные познания в сфере таможенного права.

Получается, что таможенная экспертиза является одной из форм проведения контроля над внешнеэкономической деятельностью и необходимым инструментом функционирования таможенного права.

Таможенная экспертиза — это исследование, которое проводится экспертами для решения задач таможенного дела.

Таможенная экспертиза документов и товаров ставит перед собой цель установить:

  • соответствие товаров поданной таможенной декларации;
  • правильность расчета и уплаты таможенных пошлин;
  • принадлежность перевозимых товаров к группе запрещенных;
  • качество ввозимой или вывозимой продукции;
  • соответствие товаров нормам безопасности.

Если эксперты обнаружат такие нарушения, то товар запретят перемещать через границу, доначислят платежи или вернут переплату.

Из поставленных целей можно определить и задачи таможенной экспертизы товаров:

  • отнести перевозимую продукцию к продовольственной или непродовольственной (классифицировать по коду ТН ВЭД);
  • определить, в какой стране был произведен товар (для оформления сертификата происхождения);
  • установить реальную стоимость товара, его ценность и безопасность;
  • определить свойства и качественные характеристики товара;
  • провести оценку перемещаемой продукции, которая попадает под режим «переработка на таможенной территории РФ»;
  • проверить соответствие состава товара данным, которые указаны в сопроводительных документах.

Получается, что ключевая роль таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля — это установление достоверных сведений о перемещаемых через границу товарах.

Таможенная экспертиза проверит, соответствует ли перевозимый товар законодательным нормативам или нет.

Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы установлен ст. 389 ТК ЕАЭС. Она назначается по инициативе таможенных органов для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

Субъектами экспертизы в системе таможенного контроля являются:

  • таможенный эксперт;
  • должностные лица таможенной службы;
  • лица, которые перевозят и декларируют товар.

Все они обладают рядом прав и обязанностей при проведении экспертных мероприятий, при этом за их ненадлежащее исполнение эксперта можно привлечь к ответственности.

Объектами таможенной экспертизы могут быть перемещаемые через границу товары и предметы, их пробы и образцы; сопровождающие товар таможенные, транспортные, коммерческие и иные документы; объекты контрабанды. В решении о назначении таможенной экспертизы всегда строго указано, какой объект нужно исследовать.

Таможенная экспертиза проводится в отношении перевозимых товаров и сопровождающих их документов.

Для проведения исследования уполномоченный специалист или орган должны получить:

  1. Постановление или определение о назначении проверки. Документ должен быть направлен руководителю ЭКС, или ЦЭКТУ, или иному учреждению, где будет выполняться исследование, с сопроводительным письмом.
  2. Акт (протокол) о взятии проб. Этот документ обязателен в особенности в случаях, когда проводится химическая таможенная экспертиза.
  3. Копия декларации и прочие бумаги, в которых содержится информация, относящаяся к предмету исследования и необходимая для разъяснения возникших вопросов.
  4. Объекты экспертизы. К ним относят транспортные средства, документацию, пробы, вещественные доказательства и прочее.
  5. Образцы для проведения сравнительного анализа.

Экспертиза делится на несколько этапов. Первым делом ее заказчик подает заявку на проведение (для некоторых предметов проверка просто обязательна). К просьбе прикладывается пакет документации: контракт, счет-фактура, накладная, данные о весе партии, брутто и нетто, а также бумаги, подтверждающие качество продукции.

Второй этап: органы выносят решение в письменной форме о проведении исследования. В бумаге указывают:

  • данные о дате и месте проведения проверки;
  • наименование органа, назначившего ее;
  • инициалы назначившего должностного лица;
  • название вида экспертизы и основания проведения;
  • наименование экспертного учреждения и проверяющего лица;
  • объект проверки и поставленные перед специалистом вопросы.

В решении также указывается предостережение об ответственности за дачу заведомо ложных показаний (как от проверяющего, так и проверяемого).

Третий этап — осмотр объекта и отбор образцов. Как правило, количество проб, изымаемых для исследования, минимально, но его должно быть достаточно для проведения проверки. Их тщательно упаковывают и отправляют эксперту после составления актов об отборе в двух экземплярах (один из них направляется проверяющему). По окончании проверки пробы возвращают перевозчику, если только они не подлежат утилизации.

На четвертом этапе ведется сама экспертиза. В ходе исследования специалист отвечает на поставленные перед ним вопросы (он вправе их дополнять). В процессе ему разрешено вести фотосъемку.

Пятый этап — составление заключения. В нем подробно рассказывается об использованных методах и мотивах к тем или иным выводам. Также обязательно указываются:

  • место и время проведения;
  • основания экспертизы;
  • данные об эксперте;
  • перечень поставленных вопросов;
  • подпись эксперта, подтверждающая понимание ответственности в случае нарушения;
  • перечень документов и исследованных образцов.

Таможенный специалист при организации экспертизы знакомится с данными, которые связаны с настоящей экспертизой. Эксперт может привлекать к экспертизе иных специалистов с разрешения таможенного органа, отказаться от экспертизы и запросить у органа новые пробы, необходимые для организации экспертизы. По результатам организации экспертизы специалистом готовится вывод, сроки организации исследования не должны превышать предельных лимитов, установленных таможенным законодательством.

Таким образом, экспертиза на таможне делится на несколько видов. Сюда относится идентификационное исследование, направленное на классификацию товара по определенным признакам и его отнесению к той или иной группе товаров, включенных в общую систему классификации. Сюда же относится оценочная экспертиза, призванная оценить реальную стоимость товара, оценить корректность начисления таможенных сборов. Материаловедческое исследование относится к оценке и призвано оценить стоимость материалов, из которых изготовлен тот или иной предмет. Специфические исследования на таможне включают в себя различные методики, которые применяются для определенных типов предметов. Таковы основные виды таможенных экспертиз.

Таможенная экспертиза — это специальные исследования или испытания, которое проводят эксперты для обнаружения бракованных или не соответствующих принятым в России стандартам товаров. Для ее проведения используются научные и специальные познания в сфере таможенного права.

Получается, что таможенная экспертиза является одной из форм проведения контроля над внешнеэкономической деятельностью и необходимым инструментом функционирования таможенного права.

Таможенная экспертиза — это исследование, которое проводится экспертами для решения задач таможенного дела.

Перед проверяющим стоит определенный ряд целей:

  • сравнение полученного груза с информацией в декларации;
  • обнаружение запрещенной продукции;
  • изучение качества продукции;
  • проверка параметра безопасности;
  • оценка соответствия кода ТН ВЭД (Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности);
  • подтверждение страны-производителя (это нужно для последующего оформления сертификата соответствия).

В число основных задач входят постановка статуса и назначения поступившего объекта и утверждение таможенной стоимости на перемещаемые объекты.

К типичным задачам относятся:

  • обоснованная оценка проблемных вопросов таможенного регулирования ТС, в том числе обстоятельств, подлежащих доказыванию по административным и уголовным делам о нарушении таможенных правил (НТП);
  • правомерность установления таможенных процедур при перемещении товаров, предметов и транспортных средств через таможенную границу ТС;
  • правомерность применения форм таможенного контроля, таможенных операций (действий), услуг и используемых ТК ТС;
  • правомерность мер тарифного и нетарифного регулирования;
  • определение вида, состояния и свойств объектов таможенного контроля (диагностика);
  • установление кода и наименования товаров и предметов согласно положениям ТН ВЭД (классификация);
  • количественная оценка объектов таможенного контроля, осуществляемая в единицах измерения, применяемых в этой сфере;
  • определение подлинности и принадлежности товаров, объектов и документов (идентификация);
  • определение подлинности таможенных идентификационных знаков (печатей, штампов) и других атрибутов таможенного обеспечения объектов контроля и др.

Итак, экспертизы назначают для получения достоверной информации о грузе, пересекающем границу. Декларанты нередко пользуются услугами таможенного брокера — лица, оформляющего за них всю необходимую документацию. Он помогает избежать множества юридических ошибок и пройти проверку в минимальные сроки.

В законодательстве Таможенного союза установлены юридические возможности заинтересованных лиц. В частности, декларант либо его представитель вправе:

  1. Заявить мотивированный отвод эксперту.
  2. Направить ходатайство о постановке каких-либо дополнительных вопросов для получения ответов на них от специалиста.
  3. Заявлять ходатайство о назначении конкретного должностного лица для выполнения исследования.
  4. Присутствовать в процессе проверки (с разрешения уполномоченного органа).
  5. Брать образцы и пробы продукции.
  6. Ознакомиться с заключением, составленным специалистом по результатам исследования, или сообщением о невозможности его дать и получить копию акта.
  7. Заявить ходатайство о выполнении дополнительной либо повторной проверки.

При удовлетворении просьбы декларанта или его представителя лицо, которое назначило экспертизу, выносит соответствующее постановление. При отказе в ходатайстве уполномоченный служащий должен мотивировано уведомить об этом заявителя.

В ходе выполнения проверки служащий может:

  1. Участвовать в конкретных действиях в ходе таможенного контроля с разрешения уполномоченного органа.
  2. Знакомиться с материалами, которые относятся к предмету исследования.
  3. Привлекать к выполнению экспертизы других специалистов с согласия уполномоченного органа.
  4. Запрашивать дополнительные сведения, которые необходимы для производства исследования.
  5. Отказаться от выдачи заключения в случае, если материалы, предоставленные для выполнения проверки, недостаточны, или если специалист не имеет соответствующих знаний для осуществления экспертизы.

Хотя на таможне делается комплексный анализ товаров, нередко специалисты имеют достаточно конкретные задачи. Например, они должны определить товар, проверить соответствие сертификату качества и т. д. В зависимости от того, какие данные нужно подтвердить с помощью проверки, можно выделить разные виды таможенных экспертиз:

  1. Идентификационная. Она назначается, если у проверяющего возникают сомнения, на самом ли деле через таможню проходит указанный в документе товар. Так или иначе идентификацию проходят все продукты, которым назначена экспертиза, но иногда на этом этапе все и останавливается.
  2. Химическая. Проверка химического состава назначается, если товар находится на особом контроле у государства.
  3. Сертификационная. Обычно используется, когда у проверяющего возникают подозрения в качестве товара. Она позволяет оценить марку, сорт, натуральность, разновидность продукта, проверяет его соответствие действующим на данный момент стандартам.
  4. Товароведческая. Представляет собой проверку изделий по ТН ВЭД, что позволяет проконтролировать правильность указанной оптовой стоимости.
  5. Материаловедческая. Призвана определить химические, механические и иные свойства образца. Обычно это требуется, чтобы отнести продукцию к той или иной группе товаров.

Мы перечислили далеко не все виды экспертиз в таможенном деле, их куда больше: все зависит от того, что хочет подтвердить специалист, и способа классификации. К примеру, выделяют также единоличную, комиссионную и комплексную экспертизу в зависимости от количества задействованных проверяющих. А факт того, сколько раз проводилась процедура, влияет, назовут ли ее первичной, вторичной, дополнительной или еще как-то иначе.

Решение о проведении таможенной экспертизы – не всегда приговор для клиента. Нередко все проходит гладко и товар отправляется в страну назначения. Но во всех случаях без исключения вы теряете время – порядка 20 дней, пока проходят все процедуры, и деньги в виде убытков из-за отсутствия товаров, ушедших клиентов или оплаты экспертизы. Подобные проблемы проще предупредить, чем решить, и помогут в этом опытные компании, которые знают все тонкости оформления и способы пройти таможню без лишнего внимания со стороны проверяющих.

Рассмотрим этапы экспертных исследований:

  1. таможенный орган принимает решение о проведении экспертизы, в котором и ставятся вопросы, на которые должен ответить специалист;
  2. на следующий день он уведомляет об этом декларанта;
  3. эксперту передаются необходимые материалы, пробы и образцы для исследований;
  4. как только исследование закончено, эксперт выносит свое заключение и направляет его в таможенный орган.

Отбирают пробы и образцы товаров для проведения таможенной экспертизы должностные лица таможенных органов. Если для их отбора нужны специальные знания или технические средства, то привлекается таможенный эксперт.

Для проведения исследования пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах. Об отборе составляется акт в двух экземплярах. Первый передается декларанту или его представителю, а второй акт таможенной экспертизы прилагается к экспертному заключению.

При несогласии с выводами эксперта назначается повторная таможенная экспертиза. Новому специалисту в обязательном порядке передается заключение предыдущего эксперта. Также можно оспорить таможенную экспертизу через суд.

Таможенная экспертиза назначается таможенными органами по их усмотрению. Это означает, что они могут пропустить ваш товар и без задержек, если он не вызовет никаких вопросов. Отчасти поэтому многие компании предпочитают заказывать доставку продукции из-за рубежа у проверенных фирм или таможенных брокеров. Они знают все тонкости оформления и могут снизить риск назначения дополнительных проверок. А это всегда риск, даже если все по закону, ведь доставка купленного товара увеличивается на срок проведения таможенной экспертизы, а значит, вы теряете время, деньги, нервы.

Вся процедура проходит следующим образом:

  1. Сначала проводится стандартное обследование проходящего границу товара и проверка его документов. Если все хорошо, продукт пропускается в страну следования. Если же должностное лицо обнаружило проблемы, оно выпускает решение о назначении экспертизы. Решение должно быть обосновано и корректно оформлено, иначе в процедуре откажут.
  2. По факту принятия решения о проведении таможенной экспертизы владельцу товара отправляется оповещение. Обычно это делают в течение суток.
  3. В течение 20 дней проводится проверка товара на базе взятых образцов. Исследования обычно проводятся на базе государственных лабораторий и занимают немало времени. Вы можете ускорить ход работ, если обратитесь за исследованиями в частную лабораторию и представите документы на таможню.
  4. В итоге после оценки товара и на базе отчета лаборатории формируется документ, который называют заключением эксперта. Именно его принимает таможенный орган, и на него опираются его представители, принимая решение о пропуске товара или запрете.

В процессе оценки идентификация товара проходит с помощью различных средств. В первую очередь исследуются документы, которые позволяют получить заявленные характеристики товаров и другие полезные данные. Далее изучается маркировка. Она должна совпадать с той, что представлена в документах. Все полученные из документов и с упаковки товара информация проверяется с помощью тестирования образцов продукции.

Владелец продукции вполне может не согласиться с действиями и решениями эксперта. В этом случае необходимо обосновать повторную проверку. Также акт таможенной экспертизы можно оспорить через суд.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]