Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о трансплантологии в россии 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Юридические услуги
Документы
База знаний
Новости
О компании
Видео и СМИ
Полина Габай на ЭХО
VIDEO
Живые и мертвые: новый закон о донорстве сделает человеческие органы доступнее
В действующем законе эта презумпция закреплена в ст. 8 и сформулирована достаточно просто: «Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту». Такая «скромная» формулировка оставляла открытым множество вопросов, которые на практике отдельными медицинскими организациями решались совершенно по-разному.
Сохраняя суть презумпции, проект, вместе с тем, существенно ее детализирует и поясняет.
В соответствии со ст. 13 проекта изъятие донорских органов в целях трансплантации при посмертном донорстве органов не допускается, если медицинской организацией на основании сведений, содержащихся в Регистре волеизъявлений граждан, и (или) в медицинской документации приемлемого донора, установлено, что при жизни указанный гражданин выразил в письменной или в устной форме свое несогласие на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации. Очевидно, что процесс «поиска согласия или несогласия» приемлемого донора на изъятие его органов после смерти значительно упрощается. Вероятно, что ориентироваться мы будем на специальный Регистр волеизъявлений граждан, или медицинскую документацию пациента-приемлемого донора. При отсутствии сведений о позиции самого гражданина относительно возможности изъятия у него после смерти органов в донорских целях согласие или несогласие могут дать его супруг, дети, родители и т.д. (в порядке законодательно установленной очередности). Однако стоит обратить внимание на то, что регистр предназначен только лишь для выражения несогласия с изъятием, поэтому условное согласие самого лица может быть перекрыто несогласием его родственников или иных близких лиц.
По сравнению с действующим законом в проекте подробно описан порядок выражения волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации (ст. 14). В частности, разъяснен порядок выдачи устного несогласия на изъятие донорских органов, уточнено количество свидетелей и их статус.
Не менее важной, если не сказать «революционной», представляется ст. 15 проекта, посвященная учету мнения супруга или близких родственников в случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина на изъятие донорских органов. Ранее мы писали о том, что сегодня врач не разъясняет родственникам умершего право выразить несогласие на изъятие его органов и тканей для трансплантации, с точки зрения действующего закона сами родственники умершего должны проявить бдительность и уведомить врача о «несогласии». Согласно положениям проекта правила информирования о констатации смерти совершеннолетнего дееспособного гражданина, признанного приемлемым донором, порядок оформления письменного заявления супруга, а при его отсутствии — одного из близких родственников умершего совершеннолетнего дееспособного гражданина о выражении умершим при жизни несогласия на изъятие донорских органов после смерти в целях трансплантации либо о своем несогласии на изъятие органов у умершего в целях трансплантации, в том числе перечень указываемых в заявлении сведений, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Можно предположить, что в такой порядок будет включено требование информировать указанных лиц о возможности выразить свое несогласие. Если так, то это безусловно снизит количество проводимых в стране трансплантаций, так как глобально менталитет нашего населения не готов подходить к данному вопросу с гуманистических позиций.
Более того, в проекте прямо указано, что супруг, а при его отсутствии — один из близких родственников умершего, имеет право в течение 3 часов после сообщения ему медицинской организацией о констатации смерти гражданина, заявить в письменной форме о выраженном умершим при жизни несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации, а в случае отсутствия сведений о выражении умершим такого несогласия — выразить в письменной форме свое несогласие на изъятие органов у умершего в целях трансплантации. Данное правило о законодательном ограничении срока направлено вроде как на оперативное решение вопросов об изъятии донорских органов, однако стоит признать, что указанный срок в три часа слишком велик. В таком вопросе счет идет буквально на минуты и многие органы забираются сразу же после констатации смерти. В случае принятия данной нормы в предложенном ключе ряд трансплантаций будет ликвидирован просто на корню.
Письменные заявления о несогласии на изъятие донорских органов заверяются руководителем медицинской организации или уполномоченным им работником и вносятся в медицинскую документацию умершего, сведения о наличии письменных заявлений направляются в Регистр посмертных доноров.
В общем нужно отметить, что проект предполагает широкое информирование населения о социальной значимости донорства и трансплантации (ст. 10) и более простой и понятный порядок доступа к важной информации в данной области.
4
Если приемлемым посмертным донором является несовершеннолетний или недееспособный гражданин, решение принимают родители.
Один из родителей умершего имеет право в течение двух часов после сообщения медицинской организацией о констатации смерти дать письменное добровольное согласие на изъятие донорских органов у умершего или отказаться от дачи такого согласия.
Сведения вносятся в Регистр посмертных доноров.
Если родителей нет — донорство невозможно. Изъятие донорских органов не допускается, если в указанное время ни один из родителей на дал согласие или установлен факт, что родители не сошлись во мнении.
Предполагается, что закон может вступить в силу 1 июня 2021 года.
Подготовка Министерством здравоохранения России этого проекта закона растянулась более чем на пять лет. Еще в начале декабря 2019 года тогдашний замглавы ведомства Дмитрий Костенников на встрече с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко гарантировал, что документ будет внесен на рассмотрение Госдумы до конца января 2020 года. Глава палаты регионов, в свою очередь, обещала, что сенаторы проследят за соблюдением сроков, поскольку столь важный, а для некоторых граждан жизненно необходимый законопроект слишком долго «ходит по кругу».
До 20 января проект был представлен для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, однако на конец марта документ так и не был внесен. В пресс-службе Минздрава нашему изданию на момент подписания номера в печать так и не смогли предоставить комментарий или ответить на вопрос о предполагаемых сроках внесения законопроекта на рассмотрение депутатам Госдумы. А ведь он должен впервые установить в стране основные принципы донорства человеческих органов для трансплантации.
В частности, предлагается закрепить действующую де-факто презумпцию согласия на посмертное донорство. Это означает, что после смерти человек может стать донором, если не высказал при жизни письменного, а при определенных условиях и устного отказа. Также такой отказ могут дать родственники умершего в течение трех часов после того, как у него диагностирована смерть мозга.
Мнение сенатора по этому вопросу разделяет, в частности, Русская православная церковь. В целом поддерживая жертвенность во спасение жизни, духовный институт устанавливает четкие моральные критерии допустимости трансплантации. В частности, согласно Основам социальной концепции РПЦ, пересадка органов или тканей от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (то есть изъятие органа) становится «проявлением любви и сострадания». Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья.
«Что же касается посмертного донорства, то сейчас существуют медицинские процедуры, способные биологическую жизнь в человеке продолжать. Поэтому возможны случаи, когда органы изымут у человека, которого врач признал безнадежным, и потому за него перестали бороться. Есть такие опасения», — пояснил руководитель Центра исследований в области биоэтики и высоких технологий Московской духовной академии, кандидат биологических наук и священник Владимир Духович.
Поэтому при посмертном донорстве должна быть исключена неясность в определении момента смерти. Поскольку сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого неприемлемо, по мнению РПЦ.
Также Церковь выступает против коммерциализации трансплантационной деятельности — органы человека могут быть только добровольно пожертвованы и не могут рассматриваться как объект купли и продажи.
Однако даже презумпция несогласия может вызвать негативные последствия в обществе. Ведь переживающие горе родственники не всегда способны мыслить рационально и могут проецировать свои страхи и боль утраты на медперсонал, считает ведущий научный сотрудник Российского научного центра радиологии и хирургических технологий имени академика А.М. Гранова Дмитрий Суслов.
Напомним, что разработанный Минздравом России новый законопроект как раз предусматривает формирование в стране единого федерального регистра доноров, донорских органов и пациентов. Помимо этого, должна появиться и специальная служба для координации и обеспечения полной прозрачности всей системы, независимая от трансплантологов и реаниматологов.
Новшества призваны ускорить поиск потенциальных доноров и реципиентов, что критически важно для успеха операций и роста их числа. Кстати, подобная схема действует — и весьма успешно — в Беларуси, рассказал член Комитета Совета Федерации по социальной политике кандидат медицинских наук Владимир Круглый.
«Недавно я побывал в Беларуси в рамках наших парламентских взаимодействий, и мне очень понравилось, как там организована трансплантация: на очень высоком уровне именно организация, что для этой области — важнейший фактор. Там в каждой областной больнице делается трансплантация почки. А в Минске есть информационный центр, который собирает данные обо всех реципиентах и потенциальных донорах, то есть весь генетический профиль. Очень быстро производится анализ совместимости, и орган направляется туда, где он нужен», — подчеркнул сенатор.
Минздрав подготовил законопроект о донорстве и трансплантации органов
18 июля 2019
В соответствии с пунктом 21 Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1571; 2010, N 22, ст. 2778; 2011, N 15, ст. 2131; 2012, N 19, ст. 2419; 2013, N 15, ст. 1799; N 48, ст. 6259; 2015, N 2, ст. 459; N 15, ст. 2281; 2018, N 10, ст. 1507; N 40, ст. 6142), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Донорство и трансплантация органов в Российской Федерации» (далее — Программа).
2. Возложить ответственность за реализацию Программы на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Е.Г. Камкина.
Ведомственная целевая программа «Донорство и трансплантация органов в Российской Федерации» (далее — Программа) разработана в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 (далее — государственная программа).
Целью Программы является повышение доступности медицинской помощи методом трансплантации (пересадки) органов человека, в том числе в рамках увеличения числа трансплантаций (пересадок) органов человека на 1 млн населения в 2019 году до 16,7; в 2020 году до 18,4; в 2021 году до 20,1; в 2022 году до 21,8; в 2023 году до 23,5; в 2024 году до 25,2.
В Российской Федерации в 2018 году впервые выполнена 2 191 трансплантация (пересадка) органов человека в год (15,0 на 1 млн населения), из них 60% (1 349 или 9,2 на 1 млн населения) пересадок почки. Оценочное число пациентов, состоящих в листах ожидания трансплантации (пересадки) органов человека, в стране превышает 9 000 реципиентов, более 6 000 из них ожидают пересадки почки. При этом число пациентов с терминальной почечной недостаточностью, получающих заместительную почечную терапию методом диализа, составляет около 45 000 и ежегодно увеличивается еще на 8-10%. В связи с этим целесообразно последовательно увеличивать в стране число трансплантаций (пересадок) органов человека и, прежде всего, почки, с учетом реальной потребности населения и донорского ресурса регионов.
С 2015 года число трансплантаций (пересадок) органов человека в стране увеличилось нa 34,7%. Данный результат был связан с принятием Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также с реализацией мероприятий по развитию донорства органов человека в целях трансплантации (пересадки), предусмотренных государственной программой.
Планируется увеличение числа посмертных доноров органов на 75 доноров в год или на 12,5% к уровню 2018 года (635 посмертных доноров).
За период реализации Программы с 2019 год по 2024 год медицинскую помощь методом трансплантации (пересадки) органов человека смогут получить более 15 тыс. граждан, в том числе детей.
Для повышения доступности медицинской помощи по трансплантации (пересадке) органов человека потребуется расширить число и географию медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность по трансплантации (пересадке) органов человека и работы, связанные с донорством органов человека.
Планируется расширение сети медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь методом трансплантации (пересадки) органов человека, — до 56 в 2019 году, до 60 в 2020 году; до 65 в 2021 году; до 70 в 2022 году; до 75 в 2023 году; до 80 в 2024 году) и осуществляющих медицинскую деятельность, связанную с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), — с 70 в 2019 году до 73 в 2020 году; до 76 в 2021 году; до 79 в 2022 году; до 82 в 2023 году; до 85 в 2024 году.
С учетом планируемого увеличения числа трансплантаций (пересадок) органов человека на 100 в год ежегодно предполагается привлечение по 2-3 новых региона Российской Федерации к выполнению работ по донорству и трансплантации (пересадке) органов человека, в первую очередь почки. Число регионов, в которых осуществляется деятельность, связанная с донорством и трансплантацией (пересадкой) органов человека, за период реализации Программы должно увеличиться с 25 до 42.
К 2024 году число медицинских организаций, осуществляющих трансплантацию (пересадку) органов человека, должно увеличиться с 56 до 80 (на 42%), что потребует их дополнительного оснащения и развития информационных систем. Развитие донорства и трансплантации (пересадки) органов человека в субъектах Российской Федерации, увеличение числа трансплантаций (пересадок) органов человека также потребует подготовки квалифицированных специалистов для осуществления медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека, в том числе прошедших обучение по вопросам трансплантационной координации, методикам заготовки и консервации донорских органов, их безопасной транспортировки.
С учетом развития данного направления медицинской деятельности до 2024 года число врачей-специалистов, нуждающихся в дополнительном обучении по вопросам оказания медицинской помощи методом трансплантации (пересадки) органов человека и осуществления медицинской деятельности, связанной с донорством органов и тканей человека, составит 3000. Обязательное дополнительное обучение врачей современным технологиям в области донорства и трансплантации (пересадки) органов человека позволит обеспечить качество медицинской помощи по трансплантации (пересадке) органов человека, ее эффективность и безопасность. Для подготовки специалистов Программа предусматривает создание профильного обучающего симуляционного центра. Обучать планируется как отдельных врачей-специалистов, так и врачебные бригады медицинских организаций для осуществления деятельности, связанной с донорством и трансплантацией (пересадкой) органов человека, специалистов, осуществляющих координацию работ, связанных с донорством органов человека в целях их трансплантации (пересадки).
Общий размер финансового обеспечения Программы составляет 1 288 248,1 тыс. рублей, из них в 2019 году — 214 505,3 тыс. руб., в 2020 году — 214 642,8 тыс. руб., в 2021 году — 214 775,0 тыс. руб., 2022 году — 214 775,0 тыс. руб., в 2023 году — 214 775,0 тыс. руб., в 2024 году — 214 775,0 тыс. руб. (параметры на 2022-2024 гг. будут уточнены в рамках подготовки федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый период).
Достижение цели и решение задач Программы осуществляется путем реализации взаимоувязанных по срокам, ресурсам, источникам финансирования и задачам мероприятий:
1. Информирование населения о социальной значимости донорства органов человека, в том числе проведение акции «День донора».
2. Ежегодное проведение Национального конгресса трансплантологов с международным участием.
3. Создание симуляционного центра для обучения врачебных бригад для работы по оказанию медицинской помощи методом трансплантации (пересадки) и в области организации медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки).
4. Разработка медицинскими профессиональными некоммерческими организациями клинических рекомендаций по трансплантации (пересадке) органов.
5. Развитие трансплантации (пересадки) органов человека в медицинских организациях.
6. Развитие медицинской деятельности, связанной с донорством и трансплантацией (пересадкой) органов человека, в медицинских организациях.
7. Развитие и совершенствование системы учета донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей, пациентов (реципиентов).
8. Реализация программ дополнительного профессионального образования врачей-специалистов для работы в области донорства и трансплантации (пересадки) органов человека, в том числе врачей-специалистов, осуществляющих координацию работ, связанных с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки).
9. Увеличение числа субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены медицинские организации, осуществляющие медицинскую деятельность, связанную с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки).
Сроки реализации мероприятий Программы и направления расходования средств приведены в приложениях N 2 и 3 к Программе.
Для решения задачи 1 «Совершенствование регулирования организации медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки)» предусмотрена реализация мероприятия по разработке медицинскими профессиональными некоммерческими организациями следующих клинических рекомендаций по трансплантации (пересадке) органов:
«Посмертное донорство органов»;
«Прижизненное донорство почки»;
«Прижизненное донорство фрагментов печени»;
«Трансплантация (пересадка) сердца и механическая поддержка кровообращения»;
«Трансплантация (пересадка) легких и комплекса сердце-легкие»;
«Трансплантация (пересадка) печени»;
«Трансплантация (пересадка) поджелудочной железы»;
«Трансплантация (пересадка) почки»;
«Трансплантация (пересадка) тонкой кишки».
Для решения задачи 2 «Увеличение числа проведенных трансплантаций (пересадок) органов человека» предусмотрена реализация следующих мероприятий:
развитие трансплантации (пересадки) органов человека в медицинских организациях (Минздрав России, ФМБА России);
развитие медицинской деятельности, связанной с донорством и трансплантацией (пересадкой), в медицинских организациях (Минздрав России, ФМБА России, Минобрнауки России);
реализация программ дополнительного профессионального образования врачей-специалистов для работы в области донорства и трансплантации (пересадки) органов человека, в том числе врачей-специалистов, осуществляющих координацию работ, связанных с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки) (Минздрав России, ФМБА России, Минобрнауки России);
развитие и совершенствование системы учета донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей, пациентов (реципиентов) (Минздрав России).
Для решения задачи 3 «Увеличение объемов медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки)» предусмотрена реализация следующих мероприятий:
развитие медицинской деятельности, связанной с донорством и трансплантацией (пересадкой) органов человека, в медицинских организациях (Минздрав России, ФМБА России);
увеличение числа субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены медицинские организации, осуществляющие медицинскую деятельность, связанную с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки) (Минздрав России).
Для решения задачи 4 «Повышение информированности населения о социальной значимости донорства органов человека» предусмотрено проведение следующих мероприятий:
ежегодное проведение Национального конгресса трансплантологов с международным участием (Минздрав России);
информирование населения о социальной значимости донорства органов человека (Минздрав России):
посредством интернет-ресурсов, в том числе интерактивных, печатных средств массовой информации и телевидения;
проведение акции «День донора».
Закон о пересадке органов защитит пациентов и облегчит работу врачам
Минздрав утвердил ВЦП «Донорство и трансплантация органов в Российской Федерации» с бюджетом более 1 млрд руб. Программа рассчитана пять лет. Ее цель — повысить доступность пересадки органов с 16 случаев на 1 млн граждан в 2019 году до 25 — в 2024 году и увеличение числа посмертных доноров органов на 75 доноров в год.
Программа по донорству предусматривает следующее:
— принятие новых клинических рекомендаций в этой сфере;
— развитие системы учета доноров, донорских органов и тканей,
— обучение врачей-специалистов для такой работы;
— пропаганду безвозмездного донорства, как посмертного, так и прижизненного.
(в ред. Федеральных законов от 20.06.2000 N 91-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 09.02.2007 N 15-ФЗ, от 29.11.2007 N 279-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
Настоящий Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.
Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки. (в ред. Федерального закона от 20.06.2000 N 91-ФЗ)
Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.
Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей — специалистов не будет причинен значительный вред.
Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.
Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли — продажи. Купля — продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ)
Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.
Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с Российской академией наук. (в ред. Федеральных законов от 29.11.2007 N 279-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
Действие настоящего Закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты.
В России закрепят презумпцию согласия на посмертное донорство
Забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация осуществляются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. (в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 15-ФЗ)
Часть вторая — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 15-ФЗ)
Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, а также правила осуществления деятельности указанных учреждений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с Российской академией наук. (в ред. Федеральных законов от 09.02.2007 N 15-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека дается консилиумом врачей соответствующего учреждения здравоохранения в составе лечащего врача, хирурга, анестезиолога, а при необходимости врачей других специальностей на основании инструкции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (в ред. Федеральных законов от 29.11.2007 N 279-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
Трансплантация органов и (или) тканей человека осуществляется с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством. Если реципиент не достиг 18 лет либо признан в установленном порядке недееспособным, то такая пересадка осуществляется с письменного согласия его родителей или законного представителя.
Пересадка органов и (или) тканей реципиенту без его согласия либо без согласия его родителей или законного представителя производится в исключительных случаях, когда промедление в проведении соответствующей операции угрожает жизни реципиента, а получить такое согласие невозможно.
Использовать органы неопознанных людей для трансплантации – нельзя, во-первых, человек мог быть не согласен, а во-вторых, информации о его здоровье у врачей нет, на риск они не пойдут.
Все сироты станут донорами?
Дать согласие на использование органов умершего ребенка для донорства могут только родители. Опекуны и попечители такого права не имеют, это автоматически исключает сирот из числа потенциальных доноров. Впрочем, это число и так невелико, стать донором может не любой умерший, а лишь человек с диагнозом «смерть мозга». Как правило, это люди после тяжелейших черепно-мозговых травм.
В России от живых доноров возможны пересадки только родственникам. Родство нужно подтвердить документами. При этом даже супруги у нас не могут стать донорами друг для друга.
Если пересадка не родственная, донором органов может стать только человек с диагнозом «смерть мозга». Смерть мозга не следует путать с комой и вегетативным состоянием, это – значительно более тяжелое поражение, необратимое и несовместимое с жизнью. Шансов, что такой больной придет в себя – нет, но у него сохраняется дыхание (с помощью аппарата) и кровообращение (собственное).
Смерть мозга констатируют независимо друг от друга несколько специалистов. Стационар, где таких специалистов нет, не имеет права заниматься изъятием органов. Смерть мозга констатируют вне зависимости от того, намерены врачи использовать органы для трансплантации или нет.
Что будет с вашими органами после смерти?
Давайте предположим, что есть. Донор не должен иметь хронических и инфекционных заболеваний, должен быть генетически совместим с реципиентом, совпадения группы крови недостаточно. У донорских органов короткий срок хранения, сердце и легкие – 4 часа, печень и почки – до 24 часов. Вариант «пересадят в любом подвале» не выдерживает критики. Для трансплантации нужны: современная реанимация, лаборатория, диализный центр, аппараты искусственного дыхания и кровообращения. Клиника, в которой делают трансплантации, должна быть оснащена по последнему слову техники и иметь не меньше 50 сотрудников.
При этом, как мы помним, вся деятельность нашей гипотетической клиники – противозаконна, она наказуема не только в рамках Уголовного кодекса, но и грозит клинике лишением лицензии. Можно ли в такой ситуации сохранить секретность? Добавим еще и тот факт, что после пересадки человек должен находиться под постоянным наблюдением врача и пожизненно принимать дорогие лекарства. Государство выдает их бесплатно. Но кто их выпишет в подпольной клинике? Куда направят наблюдаться? В такой коррупционной схеме должно было быть задействовано очень много людей, каждый из которых рискует всем: репутацией, профессией и свободой.
Письма с такими предложениями постоянно приходят в крупные российские клиники, но врачи отправляют их в корзину. В России такая продажа уголовно наказуема. Продать почку возможно, выехав в другую страну. Но далеко не везде, законодательство большинства стран это запрещает. Рассказы об астрономической стоимости почек – миф, а вот вред от такой операции может быть огромный.
В России человека, который готов стать донором для своего родственника, тщательно обследуют, и если потеря почки или части печени грозит риском для здоровья донора, операции не будет. При коммерческом донорстве обследование вряд ли будет столь тщательным, клиника в этом не заинтересована. Поэтому для самовольного донора-туриста велика вероятность самому оказаться в очереди на пересадку, уже в России.
После трансплантации человек должен находиться под наблюдением врача. Он должен принимать иммуносупрессоры – специальные лекарства, снижающие иммунитет. Даже обычная простуда для такого пациента может быть смертельно опасна. Если прекратить прием лекарств, трансплантат отторгнется.
Церковь против трансплантации?
Вот что сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания». При этом Церковь категорически против коммерциализации этой области медицины, в этом отечественные трансплантологии с ней полностью согласны.
В России не принято говорить о болезни. Не принято заранее готовиться к смерти и оставлять какие-то распоряжения на этот случай, чтобы не «накликать». Говорить о смерти ребенка – невозможно. И врачи-реаниматологи тоже это знают. У них и так очень трудная профессия, а разговаривать с пациентами они зачастую совсем не умеют и стремятся избегать таких разговоров. Трудным разговорам врачей надо учить. Это делают во всём мире.
Алиса Орлова
В 2015 году в 47-ю статью федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года были внесены изменения, касающиеся донорства органов, в частности было регламентировано понятие медицинской деятельности , связанной с донорством органов в целях их трансплантации.
Старый закон о донорстве, ныне действующий – федеральный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 года № 4180-1.
Новый закон о донорстве существует в виде законопроекта. Называется он «О донорстве органов человека и их трансплантации». Сейчас он дорабатывается и осенью 2016 года может быть внесен в Государственную думу.
Еще один важный документ – «Порядок установления диагноза смерти мозга человека» № 908н от 25 декабря 2014 года – документ, принятый Минздравом РФ, определяет критерии и процедуры установления смерти человека, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года № 950.
Основным международным документом, регламентирующим пересадку органов и тканей, является «Конвенция о правах человека и биомедицине» (Конвенция Овьедо, 1997 года). Этот документ защищает достоинство и идентичность всех людей и гарантирует каждому человеку уважение к его неприкосновенности. Конвенция – международно-правовой акт о правах пациентов, в частности, затрагивает вопросы трансплантации органов и тканей.
К Конвенции есть дополнение – «Дополнительный протокол к Конвенции по правам человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человеческого происхождения» (ETS № 186), Страсбург, 24.01.2002.
Нотариальный отказ от «потрошения» vs презумпция согласия!
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс Российской Федерации РФ
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
ГК РФ
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2
Гражданский кодекс часть 3
Гражданский кодекс часть 4
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
Земельный кодекс РФ
Кодекс административного судопроизводства РФ
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
Кодекс об административных правонарушениях РФ
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
НК РФ
Налоговый кодекс часть 1
Налоговый кодекс часть 2
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
Трудовой кодекс РФ
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
Уголовный кодекс РФ
ФЗ об исполнительном производстве
Закон о коллекторах
Закон о национальной гвардии
О правилах дорожного движения
О защите конкуренции
О лицензировании
О прокуратуре
Об ООО
О несостоятельности (банкротстве)
О персональных данных
О контрактной системе
О воинской обязанности и военной службе
О банках и банковской деятельности
О государственном оборонном заказе
Закон о полиции
Закон о страховых пенсиях
Закон о пожарной безопасности
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Закон об образовании в Российской Федерации
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
Закон о защите прав потребителей
Закон о противодействии коррупции
Закон о рекламе
Закон об охране окружающей среды
Закон о бухгалтерском учете
Указ Президента РФ от 30.01.2021 N 56
«О внесении изменений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32»
Указ Президента РФ от 28.01.2021 N 53
«О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Федеративной Республике Бразилии»
Указ Президента РФ от 28.01.2021 N 52
«Об Акопове С.П.»
Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 85
«Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 86
«Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»
Постановление Правительства РФ от 29.01.2021 N 81
«О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1060»
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (при осуществлении регистрационной деятельности с транспортными средствами)
(утв. МВД России)
Информация ФНС России
«Уведомления о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК за 2020 год можно представить до 1 февраля»
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в сфере недропользования
(утв. Роснедрами 28.01.2021)
Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 29 октября 2006 года Федеральным законом от 16 октября 2006 года N 160-ФЗ. Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.
Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с Российской академией наук . (Часть в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 279-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ. Действие настоящего Закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты.
Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации не допускается у живого донора, не достигшего 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга) либо признанного в установленном порядке недееспособным. Изъятие органов и (или) тканей не допускается, если установлено, что они принадлежат лицу, страдающему болезнью, представляющей опасность для жизни и здоровья реципиента. Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента, не допускается. Принуждение любым лицом живого донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация осуществляются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (часть в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2007 года Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 15-ФЗ. Часть утратила силу с 25 февраля 2007 года — Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 15-ФЗ.. Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, а также правила осуществления деятельности указанных учреждений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с Российской академией наук . (Часть в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2007 года Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ.
Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека дается консилиумом врачей соответствующего учреждения здравоохранения в составе лечащего врача, хирурга, анестезиолога, а при необходимости врачей других специальностей на основании инструкции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (Статья в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 279-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ.
Закон о донорстве органов опубликован для обсуждения
Трансплантация органов и (или) тканей человека осуществляется с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством. Если реципиент не достиг 18 лет либо признан в установленном порядке недееспособным, то такая пересадка осуществляется с письменного согласия его родителей или законного представителя. Пересадка органов и (или) тканей реципиенту без его согласия либо без согласия его родителей или законного представителя производится в исключительных случаях, когда промедление в проведении соответствующей операции угрожает жизни реципиента, а получить такое согласие невозможно.
VIDEO
Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые указаны в настоящем Законе, то действуют правила международного договора. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть дополнительно включена Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)
По статистике, в России на 1 млн человек приходится примерно 3,2 посмертных донора. Для сравнения: в Испании этот показатель равен 35, в США – 26. Ежегодно россиянам требуется около 10 00 донорских органов для пересадки, но из-за катастрофической нехватки органов по факту выполняется не более 1500 операций по трансплантации. Статистика пациентов, умерших так и не дождавшись донорских органов, у нас и вовсе не ведётся. Сегодня катастрофическая нехватка донорских органов у нас в стране.
Дело Саблиных началось в январе 2014 года. 19-летняя Алина Саблина после тяжёлого ДТП была доставлена в ГКБ № 1 им. Пирогова. Проведя несколько дней в реанимации, девушка скончалась, не приходя в сознание.
О том, что у Алины изъяли органы, родители, возможно, так никогда бы и не узнали, если бы не стали заниматься делом о ДТП. Виновника аварии поначалу осудили лишь на 1 год колонии-поселения, и семья Саблиных решила обжаловать приговор.
«В заключении судмедэкспертизы говорилось, что у моей дочери изъяли органы, – рассказывала Елена Саблина. – Причём сердце и почки были указаны в акте изъятия, а ещё четыре органа: часть аорты, нижняя полая вена, надпочечники и кусок нижней доли правого лёгкого, по заключению эксперта, у неё отсутствовали, но не были включены в акт. Я была шокирована этим известием».
Пройдя все возможные судебные инстанции, Саблиным так и не удалось добиться правды. Врачи действовали в рамках презумпции согласия, констатировали суды.
В 2016 году Конституционный суд постановил: «Презумпция согласия на изъятие органов не противоречит Конституции РФ и способствует развитию трансплантологии».
Таким образом, мы, родственники, даже не узнаем, что у нашего близкого человека изъяли все органы после установления момента смерти. Так как все происходило в рамках презумпции согласия!
Законопроект о донорстве органов и трансплантации: что предлагает Минздрав?
Согласно статье 66 «Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий» в ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г., с изм. от 13.01.2020 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 08.01.2020 г.).:
1. Моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека).
2. Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких.
3. Диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент. В состав консилиума врачей должны быть включены анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы по специальности не менее чем 5 лет. В состав консилиума врачей не могут быть включены специалисты, принимающие участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей (в ред. федерального закона от 25.11.2013 г. № 317-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).
4. Биологическая смерть человека устанавливается на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений. (Органы после наступления биологической смерти бесполезны для медицины!)
7. Реанимационные мероприятия не проводятся:
1) при состоянии клинической смерти (остановке жизненно важных функций организма человека (кровообращения и дыхания) потенциально обратимого характера на фоне отсутствия признаков смерти мозга) на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью.
А бывает еще и клиническая смерть, когда мозг жив, но сердце не бьется…
Так что вопрос смерти не так прост, как может показаться обывателю!
Таким образом, даже если у вас будет биться сердце, но электроника установит, что наступила гибель мозга – значит наступила смерть, значит можно приступить к процедуре трансплантации органов человека, несмотря на его бьющееся сердце, но так как мозг умер, значит человек мертв! Но ведь мозг управляет всем телом, и если бы он был бы полностью мертв, кто тогда управляет сердцем, которое бьется?
И тут возникает вопрос, который меня пугает! Кто-нибудь слышал, что трупам при вскрытии делают обезболивающее? Это бред, ведь они трупы! Но в данном случае речь идет не о биологической смерти, а о моменте смерти. Полагаю, что трансплантация будет происходить без обезболивания. Так как мозг умер, несмотря на то что сердце продолжает работать… Но и в этом случае умер-то не весь мозг, а некоторые отделы мозга.
Законопроект о донорстве, как и ныне действующий закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека», закрепляет презумпцию согласия на изъятие органов после смерти (ст. 25). Так, в ч. 1 ст. 25 законопроекта о донорстве установлено, что изъятие органов для трансплантации не допускается, если медицинской организацией, в которой находится приемлемый донор, на момент изъятия органов установлено, что при жизни совершеннолетний дееспособный гражданин осуществил свое волеизъявление о несогласии на изъятие его органов после смерти для трансплантации: 1) в письменной заявлении, а) заверенном руководителем медицинской организации (уполномоченным должностным лицом) или нотариально и б) зарегистрированном в Регистре прижизненных волеизъявлений граждан, либо 2) устно в присутствии свидетелей в установленном порядке.
Думаю, сходить на днях к нотариусу и сделать такое согласие. Пусть оно хранится дома. Если не дай Бог что, близкие, приехав в реанимацию с этим документом, показав его врачам, уберегут меня от возможной трансплантации моих органов при установлении момента моей смерти. Но как мы уже знаем, момент смерти установится по причине гибели мозга, но при работающем сердце…
Ведь я же вся на ЗОЖ, и мои органы очень качественные…
Я думаю, что многие проблемы в этой области у нас связаны с тем, что нигде в законодательстве у нас не прописано даже того простого факта, что тело человека вообще-то является его собственностью.
Врач-трансплантолог, заместитель директора Института хирургии имени Вишневского по научной работе Алексей Чжао рассказал «360», что закон о трансплантации органов и тканей, в соответствии с которым сейчас работают врачи, существует с 1992 года и, безусловно, устарел. Однако презумпция согласия для России все же не новость.
Сейчас у нас существует презумпция согласия, как и в половине стран мира: если на момент констатации смерти нет прижизненного заявления и родственники не отказываются, то он может рассматриваться как донор
Алексей Чжао.
Но есть в современной редакции закона серьезные проблемы: например, донорство несовершеннолетних запрещено. В новом законе, по словам Чжао, этот момент детализирован — если умирает ребенок, особенно младшего возраста, родители могут дать согласие на использование его органов как донорских. Это может спасти много жизней.
При этом для взрослых презумпция согласия может избавить родственников от необходимости делать выбор в момент потери. По мнению Сергея Готье, спрашивать у родственников умершего о том, можно ли изъять его органы, безнравственно, именно поэтому и нужны трансплантологические реестры.
Это безнравственно, потому что у него горе и ему не до этого, и безнравственно, потому что в большинстве случаев он сделает ошибку: скажет нет и убьет несколько человек, которые ожидают эти органы. Поэтому презумпция согласия является наиболее гуманным способом не дать человеку сделать ошибку
Сергей Готье.
Алексей Чжао также добавил, что настоящая проблема закона о трансплантологии и донорстве в том, что нет регуляторов, нет подзаконных актов, которые позволили бы закону работать одинаково и повсеместно.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с донорством органов человека и их трансплантацией (пересадкой), в том числе определяет условия и порядок изъятия донорских органов человека, использования их в целях трансплантации (пересадки), права и обязанности доноров органов, реципиентов, медицинских работников, медицинских организаций, порядок учета доноров органов, донорских органов, реципиентов.
Целями настоящего Федерального закона являются:
1) развитие донорства органов человека в целях их трансплантации (пересадки), основанного на человеческой солидарности, гуманности и сострадании;
2) достижение баланса прав и законных интересов доноров органов и реципиентов при донорстве органов человека и их трансплантации (пересадке);
3) информирование населения о социальной значимости донорства органов человека и их трансплантации (пересадки) в целях формирования у населения понимания и поддержки пользы добровольного безвозмездного предоставления донорских органов в целях их трансплантации (пересадки), являющегося одним из способов сохранения жизни и восстановления здоровья человека.
Вконтакте
Facebook
Google+
Одноклассники
Похожие записи: