Эволюция семейного права в древнем риме брак семья права главы семейства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эволюция семейного права в древнем риме брак семья права главы семейства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Римская семья данного периода была патриархальна. От отца зависело, сохранить ли жизнь новорожденному, ибо он мог быть убит по причине уродства. Мог продавать детей в рабство. Сыновья становились самостоятельными в случае смерти отца (после 3х кратной продажи их отцом в рабство).

С течением времени именно брак «сине ману» получил наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака сохранялись главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака «сине ману» было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки.

Брак совершался в Риме тремя способами:

Отпуская раба, хозяин оперирует именно потестарной стороной своих прав на него, поэтому преторский «добросовестный владелец» не мог предоставить рабу права римского гражданства, а квиритский собственник мог. В древнем консорциуме право приращения неизвестно, полномочия участников одинаковы по отношению и к рабам, и ко всем остальным вещам.

В первом случае домовладыки стали бы лица разной степени родства, которую римляне измеряли числом рождений: отец и сын состоят в первой степени родства, а родные братья — во второй.

Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа… Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать.

Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей римской империи, как и право, распоряжаться судьбой близких. На всех этих этапах развития семьи в Риме, но особенно в древнейший период, очень велика была отцовская власть. Члены семьи, в том числе и взрос-лые сыновья, считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог зани-мать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

Вопрос № 20 Брачно-семейное право в Риме

По римскому праву, заключение брака совершалось простым (даже лишенным какой-либо формы) соглашением сторон (nudo consensu). Церковь вводит необходимость церковного венчания, вследствие чего заключение брака из акта гражданско-правового превращается в акт церковный. На Востоке необходимость венчания была установлена законом императора Льва 893 г.

Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие врачующихся — как жениха, так и невесты. Брак по расчету, особенно в среде имущих классов общества, становится обыкновенным явлением. При этом господство мужа в семье (хотя и лишенное прежних атрибутов власти) признается как в праве, так и в обычае.

При браке sine manu жена имела имущественную обособленность. Даже дарения супругов друг другу, чтобы гарантировать их имущественную раздельность, считались ничтожными. Однако расходы на ведение домашнего хозяйства возлагались на мужа, а в случае cпopa o том, кому принадлежит та или иная вещь, устанавливалась презумпция, что это вещь мужа (пока жена не докажет обратного).

Брачный союз прекращался в связи со следующими обстоятельствами: а) смертью одного из супругов; б) утратой свободы одним из супругов; в) раз-водом. Развод был свободным и в классические времена происходил легко.

От поколения к поколению этот разрыв все увеличивался, и первичность такой формы наследования вообще исключала бы выработку понятия степени родства. Второй случай согласуется с классическим порядком наследования, когда при отсутствии одного из подвластных ближайшей степени родства его дети совместно наследуют его долю.

Имущественная раздельность супругов проявлялась и в том, что они не наследовали один другому, могли вступать между собой в договорные отношения — во все дозволенные гражданско-правовые отношения (покупать, занимать и т.д.).
Со времени Августа муж не мог отчуждать земельный участок, полученный им в качестве приданого, без согласия жены или ее родственников (когнатов).

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак Баринова М.Н., Максименко С.Т.

Римское право различало законный римский брак и брак между лицами, не имевшими ins conubii (права на вступление в законный брак).

Однако, как правило, речь здесь шла о случайных подарках, имевших незначительную ценность и не создававших поэтому никаких проблем. В послеклассическую эпоху стал все шире распространяться заимствованный с Востока обычай, согласно которому муж до свадьбы делал жене подарок, который рассматривался как бы соответствующим приданому и устанавливался в размере половины самого приданого.

Характерной чертой классической эпохи является прогрессирующие разложение патриархальной семьи. Брак с мужней властью уже ко II в. н.э. выходит из употребления, а проживание жены в доме мужа в течение года уже не влечет за собой автоматически возникновения власти мужа. Становится распространенной новая форма брака без мужней власти (sine manu mariti).

Однако, как правило, речь здесь шла о случайных подарках, имевших незначительную ценность и не создававших поэтому никаких проблем. В послеклассическую эпоху стал все шире распространяться заимствованный с Востока обычай, согласно которому муж до свадьбы делал жене подарок, который рассматривался как бы соответствующим приданому и устанавливался в размере половины самого приданого.

На общем фоне кризиса римского рабовладельческого общества ослабли и семейные связи, разводы стали обычным явлением. Широкое распространение получил так называемый конкубинат — неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины. Стремясь преодолеть не- гативные явления в сфере семейных отношений, император Август издал закон, предусматривающий санкции за безбрачие и бездетность.

А в древнейший период агнаты – это те, кто объединялся под властью домовладыки. Если взрослый сын женился, приводил в дом жену, она становилась агнадкой под властью отца. При этом порывает юридическую связь с родным отцом, наследовать будет в новой семье.

Кровь не играла определяющей роли даже в семейных отношениях. Приемный ребенок становился равен кровному. В этом смысле Рим «усыновлял» покоренные народы, как отдельный римлянин мог усыновить чужого человека и наделить его правами наследника.

Экстраполяция этого порядка в древности (когда акта принятия не было) исключает консорциум из сферы его применения, поскольку оставшиеся без отца внуки наследователя не могли наследовать вместе со своими дядями по отцу, находясь с ними в разной степени родства.

В состав семьи входили не только мать и отец, но и незамужние дочери, сыновья, их жены и дети.Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.

Заявление это рассматривалось как свободный акт частной воли, не требовавший никакого расследования или разрешения со стороны государства. Равным образом для действительности этого акта не требовалось никаких уважительных причин; даже развод без объяснения причин, даже развод по капризу прекращал брачные отношения.

Брачно-семейное и наследственное право

Как ни велик интерес государства в прочности семьи, тем не менее, с римской точки зрения, этот интерес не может достигаться путем принуждения к брачному сожительству.

Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с кровнородственным, когнатическим родством, в котором нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

В связи с этим представляется интересным провести некоторую параллель в области регулирования имущественных отношений супругов в римском частном праве и российском семейном праве.

Некоторое время оба эти брака существовали в римской истории рядом и, так сказать, на выбор; но затем старая форма сходит со сцены, и свободный брак делается единственной основой семьи во всей дальнейшей истории Рима. Так был разрешен Римом важнейший внутрисемейный вопрос, вопрос о взаимном отношении между мужем и женой.

? достигшими половой зрелости;

Что касается движимого имущества, входящего в приданое, свободное распоряжение им мужем было ограничено его возможной ответственностью при акте возврата приданого, который обыкновенно следовал за расторжением брака.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наслед ственных правах.

Раздельность имущества супругов стала общим правилом. Издержки совместной жизни нес муж, но он был вправе распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене.

Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак.

Брачно-семейные отношения в Древнем Риме

В римском правопорядке конкубинат не был чисто фактическим отношением, безразличным для права или даже незаконным, а формой союза, уступающей браку, однако признаваемой правом.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в тече ние года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться.

Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

Было запрещено мужу отчуждать недвижимость, поступившую в качестве приданного, если не было прямого согласия жены.

2) путем покупки женихом невесты;

Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).

Любопытно, что Гай называет рабов и когда говорит о делении субъектов права, и когда говорит о видах вещей.

От воли супругов зависело только вступить или не вступить в брак, но раз брак заключен, супруги переставали быть «целевыми субъектами» брачного союза; их интересы исчезали перед высшими интересами церкви и всецело подчинялись этим последним[2].

Пример готового реферата по предмету: Право

Семейное право — отрасль права , регулирующая личные и имущественные отношения супругов, детей и других членов семьи.

Для того, чтобы брак не перерос в cum manu. Жене следует уходить к семье на 3 дня, прерывать сожительство. Дети, родившиеся в конкубинате, назывались liberi naturales («природные») и поэтому, хотя и не были связаны с отцом никакими юридическими узами, находились все же в лучшем положении в сравнении с детьми vulgo quaesiti (рожденными вне брака). Посредством узаконивания они могли подняться на уровень законных детей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *