Учетная политика кредитной организации на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика кредитной организации на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

\r\n\r\n

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

\r\n\r\n

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

\r\n\r\n

Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры

\r\n\r\n

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

\r\n\r\n

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

  • В чем сложность формирования учетной политики-2021
  • 5 универсальных правил для учетной политики-2021
  • Когда учетная политика экономит деньги, а когда наоборот
  • Как сделать учетную политику эффективным инструментом

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета на 2021 год

Организации на УСН должны внести изменения в учетную политику по бухгалтерскому учету 2021 в связи с применением ФСБУ 5/2019 «Запасы». А вот в части расчета и уплаты налога при УСН изменений, влияющих на учетную политику, не было.

Учетная политика 2021: УСН «доходы»

Некоторые организации на УСН с объектом «доходы» считают, что им в принципе не нужна учетная политика. Но это не всегда так. Действительно, доходным упрощенцам нечего прописать в учетной политике для целей налогообложения. Но учетная политика для бухучета на 2021 г. им может понадобиться.

В начале года, по традиции, вступают в силу новации в области бухгалтерского учета и налогообложения, требующие отражения в учетной политике. Основные моменты, на которые стоит обратить внимание при актуализации учетной политики на 2021 год, мы рассмотрим в настоящей статье.

Все материалы по теме, а также типовые учетные политики смотрите в специальном разделе методик «Положение об учетной политике организации на 2021 год». Попробуйте также новый конструктор учетной политики для целей налогообложения (УСН).

Как известно, привычные всем ПБУ постепенно заменяются на ФСБУ, разрабатываемые на основе МСФО. На сегодня приняты следующие ФСБУ:

  • ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»;
  • ФСБУ 5/2019 «Запасы»;
  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства»;
  • ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Все они, кроме ФСБУ 5/2019, обязательны к применению с 2022 года. Однако организация может решить, что начнет применение этих (всех или некоторых) ФСБУ уже с 2021 года. Такое решение нужно обязательно отразить в учетной политике.

Особняком стоит ФСБУ 5/2019, который нужно применять уже с 01.01.2021. Одновременно утрачивают силу нормативные акты, ранее регулировавшие учет МПЗ, а именно: ПБУ 5/01, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, и Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н.

Таким образом, организации нужно в обязательном порядке обновить положения учетной политики по учету МПЗ согласно требованиям ФСБУ 5/2019.

Составьте учетную политику в мастере учетных политик.

Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.

Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.

Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:

  • увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
  • увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
  • введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
  • принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
  • уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
  • введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.

Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:

  • появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
  • ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
  • изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
  • обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
  • увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
  • регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
  • страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
  • определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
  • шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.

В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:

  • скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
  • с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС;
  • дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
  • на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
  • изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
  • покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
  • ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.

О других изменениях 2018 года мы рассказывали здесь.

Готовая учетная политика (подборка самых популярных вариантов)

Изменения, вступившие в силу с 2019 года, оказались не менее значимыми, чем предшествовавшие этому году.

В части бухучета изменений не произошло. Исключение — бюджетные учреждения, которые с января 2019 года обязаны публиковать учетную политику на своих сайтах и подробно раскрывать ее положения в отчетности.

А в сфере налогового законодательства новшества есть. Среди значимых обновлений:

  • увеличение ставки НДС с 18% до 20% — подробности см. здесь;
  • спецрежимники на ЕСХН стали плательщиками НДС — подробности в этом материале;
  • установлен норматив в 700 руб. по НДФЛ с полевого довольствия;
  • отменен налог на движимое имущество — о нюансах читайте здесь.

О наиболее значимых налоговых обновлениях-2019 читайте здесь.

Работая над учетной политикой на 2020 год помимо вышеперечисленных нужно было учитывать также нововведения 2019 года, в т.ч.:

  • введение нового ограничения на изменение метода амортизации ОС: переходить с линейного метода на нелинейный теперь тоже можно не чаще раза в 5 лет;
  • продление действия 50%-ного ограничения на перенос убытков до 31.12.2021 включительно;
  • возможность применять инвествычет к ОС восьмой — десятой амортизационных групп, кроме зданий, сооружений, передаточных устройств;
  • многочисленные изменения по имущественным налогам и др.

Подробнее о налоговых изменениях с 2020 года мы рассказали в этой статье.

И конечно, не забывайте, что с 2020 года введены изменения в порядок сдачи бухгалтерской отчетности.

Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:

  • тотальное введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС через онлайн-кассы;
  • передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;
  • приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;

Приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет переводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из компетенции самого предприятия. Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки. Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС. В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.

Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:

  • Обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.
  • Упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:
    • Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.
    • Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.
  • Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы за некорректное ведение бухучета).

Подробнее о международных стандартах читайте в рубрике МСФО.

  • Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны налогоплательщикам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например, выбора системы налогообложения).

Больше об управленческом учете читайте в рубрике «Управленческий учет».

Таковы тенденции. Будет ли реформация в учетной сфере идти по этому пути — покажет практика.

Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков. Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.

Организации, которые ведут в установленном порядке бухгалтерский учет ОБЯЗАНЫ вместе с годовой отчетностью за 2020 год представить в свои ИМНС учетную политику на 2021 год. При этом организации, которые используют ключ ЭЦП, отправляют учетную политику в электронном виде.

Такие изменения в НК РБ внесены Законом от 29.12.2020 N 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» в подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК.

Цитируем подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК:

«Статья 22. Обязанности плательщика

1. Плательщик обязан:

<..>

1.4.2. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную отчетность (далее в настоящем подпункте — отчетность), а также положение об учетной политике на текущий налоговый период. Такая обязанность распространяется на организации, составляющие отчетность в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.

Действие части первой настоящего подпункта не распространяется на:

Проводим ревизию учетной политики: какие изменения нужно внести на 2021 год

Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.

В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.

Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.

Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.

Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.

Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.

Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:

  • полнота отражения фактов хозяйственной жизни
  • своевременность отражения операций
  • соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца

В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.

В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.

На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.

В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.

Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.

Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.

Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.

Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:

  • для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
  • для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
  • для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)

Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:

  • новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
  • внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
  • смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный

В настоящее время основные вопросы бухгалтерского учета в банках (кредитных организациях) регулирует Положение Банка России № 579-П от 27 февраля 2017 года «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения», зарегистрированное Министерством юстиции России 20 марта 2017 года № 46021.

Это Положение устанавливает единые правовые и методологические основы построения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории России. Данное Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «О Центральном банке (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».

В соответствии с этим Положением, основными задачами бухгалтерского учета, применительно к кредитным организациям, являются:

  • формирование достоверной, детальной и содержательной информации о всех видах хозяйственной деятельности кредитной организации, ее имущественном положении. Данная информация необходима, прежде всего, внутренним пользователям, к которым относятся – руководители банка, а также его собственники (учредители), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – крупным клиентам банка, держателям его векселей и облигаций, другим кредиторам, потенциальным клиентам, а также государственным контролирующим органам, в том числе налоговым;
  • выявление внутренних финансовых резервов кредитной организации для обеспечения полноценной устойчивости, минимизации всех видов возникающих рисков, а также точного и полного соблюдения обязательных экономических нормативов, устанавливаемых Банком России;
  • ведение достоверного бухгалтерского учета всех совершаемых финансовых и банковских операций, движения всех требований и обязательств кредитной организации, находящихся в ней денежных и иных ценностей, порядка использования кредитной организацией всех видом материальных и финансовых ресурсов, с целью предотвращения недостач, хищений, неправомерного использования любых видов ценностей;
  • обеспечивать полный внутренний контроль за движением всех видов материальных и финансовых ценностей, правомерности всех совершаемых кредитной организацией операций;
  • обеспечивать принятие эффективных управленческих решений руководством кредитной организации на основании данных бухгалтерского учета.

Федеральный закон РФ № 402 от 06.12.2011 года «О бухгалтерском учете» предусматривает ответственность руководителя кредитной организации за организацию бухгалтерского учета в ней, а также за соответствие финансовых операций действующему законодательству РФ. Главный бухгалтер кредитной организации несет ответственность:

  • за полное ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными документами ЦБ РФ;
  • за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными документами ЦБ РФ.

Главный бухгалтер обязан обеспечить полное и качественное соответствие всех совершаемых банковских операций законодательству РФ и нормативным актам Банка России, а также контроль за имуществом банка и выполнением всех договорных обязательств кредитной организации.

Все бухгалтерские работники кредитной организации, в части своих должностных обязанностей по ведению бухгалтерского учета и отчетности, подчиняются главному бухгалтеру. В категорию бухгалтерских работников также входят все работники, которые заняты приемом, оформлением и контролем кассовых и расчетных документов, а также те работники, которые непосредственно отражают банковские и иные операции по счетам бухгалтерского учета. В кредитной организации создается бухгалтерский департамент (управление), который подразделяется на специализированные отделы, а также объединения бухгалтерских работников в специализированные операционные бригады. Помимо этого, бухгалтерским работникам предоставляются права ответственных исполнителей, которые имею право – единолично оформлять и подписывать документы по набору операций, которые они имеют право совершать. Такие права не могут предоставляться по тем банковским операциям, которые подлежат дополнительному контролю. Распределение счетов между бухгалтерскими работниками осуществляет главный бухгалтер, либо его заместители. Также главный бухгалтер разрабатывает Положения об отделах, которые входят в состав учетно-операционного аппарата кредитной организации.

Кредитная организация обязана устанавливать продолжительность операционного дня – в течение которого все совершенные за день банковские операции будут отражены в бухгалтерском учете кредитной организации, а также время составления баланса по балансовым и внебалансовым счетам. Также устанавливается рабочее время операционных работников, что бы они могли успеть отразить в бухгалтерском учете все совершенные за операционное время банковские операции.

Бухгалтерский учет всех банковских операций кредитной организации, а также всех видов имущества и обязательств ведется в рублях. Средства, обязательства и имущество, выраженные в иностранной валюте, также учитываются в рублевом эквиваленте по действующему курсу ЦБ РФ на определенную дату. Имущество других юридических лиц, которое по каким-то причинам находится в кредитной организации, учитывается обособленно.

Бухгалтерский учет и отчетность ведется кредитной организацией непрерывно, с момента ее регистрации в качестве юридического лица и до момента ее ликвидации.

Бухгалтерский учет ведется на счета бухгалтерского учета в соответствии рабочим Планом счетов кредитной организации, методом двойной записи на взаимосвязанных счетах. Данные аналитического учета должны соответствовать данным синтетического учета. Все совершаемые кредитной организацией финансовые и хозяйственные операции подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Затраты капитального характера должны учитываться отдельно.

Имеет смысл представить, как выглядит схема бухгалтерского учета в кредитной организации при двойной записи на активном и пассивном счете. Двойная запись – отражение одной и той же операции на счетах дважды, по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Схема учета средств на активном счете

Активный счет
Дебет счета Кредит счета

Сальдо начальное (СН) –

Означает сумму денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на начало отчетного периода

Оборот по дебету (ОД) –

Поступление (зачисление) денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на счет за операционный период

Оборот по кредиту (ОК) – Списание (выбытие) денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) со счета за операционный период

Сальдо конечное (СК) –

означает сумму денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на конец отчетного периода

СК=СН+ОД-ОК

Пассивный счет
Дебет счета Кредит счета

Сальдо начальное (СН) –

О бухгалтерском учете

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет настоящего Закона

1. Целями настоящего Закона является определение правовых основ регулирования и организации бухгалтерского учета и установления единых требований к ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на следующих лиц (далее – экономические субъекты):

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики;

4) физических лиц – предпринимателей;

5) адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность;

6) находящиеся на территории Донецкой Народной Республики филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики.

2. Настоящий Закон применяется с учетом положений бюджетного законодательства Донецкой Народной Республики при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Донецкой Народной Республики и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.

3. Настоящий Закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета.

4. Настоящий Закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством Донецкой Народной Республики и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего Закона.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:

1) бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом;

2) международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

3) организации бюджетной сферы – государственные учреждения, муниципальные учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Донецкой Народной Республики;

4) отчетный период – период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;

5) план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;

Ошибка 1. По сути, утверждать УП каждый год можно, это не является нарушением. Но, поскольку такой обязанности не существует, то подобные действия являются ненужными, чрезмерными и необоснованными.

Предусмотрено, что с 2021 г. при утверждении УП издается отдельный приказ, который вводит соответствующие изменения. При этом фраза «УП утверждается на такой-то год» сюда не включается.

Ошибка 2. НДС на 2021 г. считается по-новому с учетом повышенной ставки 20% вне зависимости от того, что о нем прописано в договоре.

Например, в соглашении указано, что НДС отнесен к стоимости контракта: «118 руб., включая НДС 18 руб.». Перезаключить его нет возможность либо вторая сторона отказалась это сделать. Отсюда, калькуляция НДС производится так: 118*20/120 = 19,67 руб. Соответственно, стоимость товара равна 98,33 руб.

Для кого:

главного бухгалтера, сотрудника ФЭС, специалиста по налогообложению, аудитора.

Этот документ разработан на основе предложений Правления Нацбанка с учетом Стратегии монетарной политики НБУ, что обеспечивает последовательность политики регулятора.

Согласно Основным принципам в следующем году Национальный банк:

  • будет продолжать политику таргетирования инфляции для обеспечения ценовой и финансовой стабильности, а также содействие устойчивым темпам прироста ВВП;
  • будет поддерживать темпы роста цен в среднесрочной перспективе на уровне 5% с допустимым диапазоном отклонений 1 п.п .;
  • будет придерживаться и в дальнейшем режима плавающего курсообразования и не будет таргетировать достижения определенного уровня или диапазона обменного курса.

Особое внимание будет уделяться развитию кредитования.

Мероприятия по поддержке кредитования будут включать также активное взаимодействие с правительством в части снижения кредитных рисков банковской системы и структурной перестройки экономики.

В определенный законодательством срок Основные принципы будут направлены в Верховную Раду Украины с целью информирования.

Учетная политика является внутренним документом предприятия и процесс ее составления подразумевает в себе две стадии:

  1. Формирование (составление, выбор и обоснование);
  2. Раскрытие (опубликование).

Вторая стадия применима только для организаций, которые в соответствии с законодательством (либо согласно уставным документам) обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность.

Рассмотрим более детально стадию формирования. Данная стадия включает в себя несколько этапов:

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

Бесплатно получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

СПРАВКА

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

Нужно отразить изменения, которые вступят в силу. Вот основные новшества:

  • с 2021 года налоговый режим в виде ЕНВД прекращает свое существование. «Вмененщикам» следует решить, какую систему налогообложения они будут применять, и зафиксировать это в УП. Если выбор пал на УСН, то не позднее 31 декабря 2020 года нужно подать заявление о переходе на «упрощенку» (см. «Отмена ЕНВД: налоговики рассказали, как перейти с «вмененки» на «упрощенку» и «Отмена ЕНВД с 2021 года: как перейти на УСН, ОСНО, патент или ЕСХН и работать дальше»);

Заполнить и подать уведомление о переходе на УСН через интернет Подать бесплатно

  • в 2021 году увеличатся лимиты, позволяющие применять «упрощенку». По численности сотрудников — со 100 до 130 человек, по величине доходов — со 150 млн до 200 млн руб. (см. «Как изменится УСН в 2021 году: читаем свежие поправки в Налоговый кодекс»). Если эти показатели не будут соблюдаться, следует заранее выбрать иную налоговую систему;
  • в 2021 году для субъектов малого и среднего бизнеса продолжат действовать пониженные тарифы страховых взносов. Они применяются к части зарплаты, превышающей МРОТ (см. «Для малого и среднего бизнеса снижены ставки страховых взносов»). Тарифы влияют на размер резерва по отпускам;

Рассчитывать страховые взносы по новой, пониженной ставке Попробовать бесплатно

  • по желанию с января 2021 года разрешено вместо ПБУ 6/01 применять федеральный стандарт «Основные средства». В учетной политике можно предусмотреть, к примеру, что к ОС — так же, как и в налоговом учете — относятся объекты стоимостью более 100 000 руб. (см. «Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020»);
  • для IT-компаний с 2021 года снижается ставка по налогу на прибыль (с 20% до 3%) и по страховым взносам (с 14% до 7,6%; см. «Для IT‑организаций снижены ставки по налогу на прибыль и по страховым взносам»). Это отразится и на УП, например, при составлении резерва по отпускам;
  • добавлены обязательные реквизиты в бланк путевого листа, поэтому следует разработать новый вариант этого документа. И решить, в каком виде его оформлять — в электронном или на бумаге (см. «С 1 января изменятся правила заполнения путевых листов»).

Заполнить и распечатать путевой лист со всеми необходимыми реквизитами

Налоговая учетная политика представляет собой совокупность способов подсчета доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных показателей в целях расчета налогов. Другими словами, в этом документе вы должны отразить все те правила и методы, которые будете применять при исчислении и уплате налогов.

В настоящее время вам предоставлено право самостоятельно выбирать, на каком налоговом режиме работать и какие методы оценки активов использовать. Например, Налоговый кодекс РФ предусматривает несколько методов оценки сырья и материалов — вам нужно выбрать тот, что вам удобен.

Кроме того, есть ряд ситуаций, для которых правила налогового учета не прописаны вовсе. Например, порядок распределения страховых взносов при совмещении УСН и ЕНВД не установлен. Тут вы должны разработать методы учета самостоятельно. И вот налоговая учетная политика — это и есть тот самый документ, в котором вы прописываете все выбранные методы учета.

УСН для ИП в 2021 году

Учетная политика УСН

Расходы при УСН «доходы минус расходы»

НДФЛ при УСН «Доходы минус расходы»-2019

Платежка УСН «доходы минус расходы» 2019 (образец)

Формировать и применять на практике учетную политику (УП) обязаны все предприятия вне зависимости от используемого режима налогообложения. УП – это объединение правил и способов ведения налогового и бухучета, которые компания выбрала, решила применять в своей деятельности и закрепила внутренним распоряжением.

Как правило, организации оформляют УП для целей бухучета и для целей налогообложения. Они могут быть составлены в виде двух отдельных документов либо в виде одного документа с двумя разделами. Утверждается УП приказом руководителя и действует на протяжении указанного в ней срока (при его фиксации в приказе). В этом документе должны быть не только закреплены способы и методы бухгалтерского и налогового учета, но и даны описания используемых в производстве и управлении видов активов и расчетов. К УП прилагают образцы и формы применяемых первичных учетных документов, налоговых регистров, схемы документооборота. Представим, какой может быть учетная политика УСН 15% в 2021 году, сформированная для целей налогообложения, и напомним, каким критериям подобный документ должен соответствовать.

Учетная политика ООО на УСН на предстоящий год должна быть утверждена до завершения 2020 года, но делать это целесообразно лишь в случае, если истекает срок действия утвержденной ранее УП или в методологию учета вносятся существенные изменения.

Если срок действия в утвержденной УП не обозначен, а методы учета не меняются, то проще издать приказ о продлении действия УП. При внесении изменений в действующий вариант УП будет вполне достаточным утверждение дополнений и изменений к ней изданием отдельного документа, содержащего только обновленные и измененные положения.

Компания на УСН меняет УП если:

  • законодателем приняты новые поправки в бухгалтерском или налоговом законодательстве;
  • сменился собственник;
  • проведена реорганизация;
  • собственниками принято решение изменить критерии ведения учета.

Изменения в УП руководитель компании утверждает соответствующим приказом. Если изменения связаны с порядком осуществления учета, то их начинают применять после утверждения в УП с наступления нового финансового года. Изменения же, явившиеся следствием введения законодательных правок, применяют с той даты, когда соответствующие нормы вступают в действие.

УСН / 13:41 26 января 2021
Расходы с УСН 6% можно переносить на УСН 15%

БУХГАЛТЕРСКАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

1. Особенности учетной политики — 2021 в связи с введением новых ФСБУ. Рост значимости принципа разумности при организации бухучета и составлении учетной политики: как не захлебнуться в работе, которую все равно никто не оценит?

2. Защитная функция учетной политики для главбуха в условиях роста его ответственности за достоверность бухучета

3. Положение об инвентаризации – значение этого раздела учетной политики. Новые правила хранения документов по инвентаризации требуют корректировки учетной политики.

4. Основные положения бухгалтерской учетной политики:

  • Утверждение форм первичных учетных документов и учетных регистров;
  • Утверждение рабочего плана счетов с учетом изменений в ФСБУ, разработки новых ФСБУ и «тисков» учетных программ;
  • Определение подходов к созданию оценочных резервов и резервов оценочных обязательств. Новые правила резерва под снижение стоимости запасов в 2021 г.;
  • Учет основных средств:
    — Порядок составления учетной политики в целях применения ФСБУ 25/2018 «Бухучет аренды», IFRS 16 «Аренда», способы минимизации трудозатрат на учет аренды и оптимизации учетной политики;
    — Инвентарный объект: укрупнять или делить. Учитываем налоговые риски при составлении бухгалтерской учетной политики;
    — Новые подходы к определению СПИ;
    — Другие важные положения учетной политики.
  • Учет запасов:
    — Новый порядок учета запасов по ФСБУ 5/2019: пишем эффективную учетную политику;
    — Учет НЗП – новое регулирование, новый уровень учетной политики. НПЗ теперь подчинено режиму ФСБУ 5/2019 «Запасы»;
    — Учет долгосрочных активов к продаже;
    — Учет ТЗР;
    — Определение оценочного значения неотфактурованных поставок;
    — Другие важные положения учетной политики.
  • Учетная политика для целей ПБУ 18/02. Технология применения балансового метода учета разниц.

5. Другие обязательные и факультативные положения учетной политики.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1. Новое в налоговой учетной политике в 2021 году в связи с изменениями налогового законодательства

2. Учетная политика по НДС. Организация раздельного учета

3. Учетная политика для целей налогообложения прибыли:

  • Признание доходов и расходов:
    — Распределение расходов;
    — Учет прямых и косвенных расходов и другое
  • Учет амортизируемого имущества:
    — Применение инвестиционных вычетов. Как составить учетную политику в свих интересах?
    — Определение подхода к установлению СПИ и к амортизации: что следует внести в учетную политику из небанального и почему?
  • Учет материальных расходов:
    — Граница между МПЗ и ОС;
    — Распределение затрат;
    — Определение подходов к оценке МПЗ в особых случаях;
    — Постановка учета технологических потерь;
    — Ключевые разницы между бухучетом и налоговым, где сближение невозможно: что учесть при составлении учетной политики?:
  • Оценка незавершенного производства, готовой продукции и товаров отгруженных.
  • Создание налоговых резервов: решение о формировании, подход к оценке.
  • Отчетный период и порядок уплаты авансовых платежей. Новые правила распределения платежей по ОП: что закрепить в учетной политике?
  • Факультативные положения учетной налоговой политики.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

  • Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц

Сразу уточним, что определение такого понятия, как «элемент учетной политики», действующее законодательство не расшифровывает. Вместе с тем любую вариантность методов оценки, учета и процедур, допускаемую нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету, можно считать элементом учетной политики.

Ориентировочный перечень элементов учетной политики можно найти в п. 2.1 Методрекомендаций № 635. Хотя отметим: Минфин включил в этот перечень не все. В то же время некоторые из элементов учетной политики, перечисленных в упомянутых Методрекомендациях, по нашему мнению, таковыми не являются. Так, Минфин предлагает в распорядительный документ, устанавливающий учетную политику предприятия, включать следующие вопросы:

— применение счетов класса 8 «Расходы по элементам» и/или счетов класса 9 «Расходы деятельности» Плана счетов;

— периодичность и объекты проведения инвентаризации;

— выделение на отдельный баланс филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятия.

  • Предприятие самостоятельно определяет свою учетную политику и утверждает ее приказом или распоряжением руководителя.
  • Учетную политику принимают не на отчетный год, а на длительный период деятельности предприятия.
  • Формирование учетной политики заключается в выборе одного варианта из нескольких альтернативных, установленных П(С)БУ и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету.
  • Принципы, методы и процедуры, предусмотренные учетной политикой предприятия, должны применяться всеми его обособленными подразделениями независимо от их местонахождения.

В учетной политике раскрываются следующие методы:

  • амортизация ОС и НМА;
  • порядок оценки производственных ресурсов;
  • порядок принятия выручки от реализации товаров и т.д.

В политике не требуется описывать все операции, которые существуют в бухучете организации. Если в компании нет финансовых вложений, НМА и/или не ведется капстроительство, то и данные операции в учетной политике указывать не потребуется. Если в течение года появляются новые операции, которые не были отражены в учетной политике, то порядок их отражения можно прописать и позже. Для этого в политику вносятся изменения.

Учетной политикой компании также устанавливаются общие способы ведения бухгалтерского и налогового учета по:

  • списанию денежных средств;
  • признанию расходов;
  • амортизации;
  • периоду использования ОС.

Следует обратить внимание на наличие некоторых особенностей, которые учитываются при формировании учетной политики в зависимости от вида компании:

Виды организаций Какие особенности следует учитывать при составлении учетной политики
Сельско-хозяйственные компании Особое внимание необходимо уделить учету земель, так как они являются основным средством производства. Кроме того, также следует разработать специфику учета в таких отраслях, как растениеводство и животноводство.
Торговые компании Следует обратить внимание на формирование себестоимости продукции, его списании, порядка инвентаризации, а также на транспортных расходах.
Кредитные организации Потребуется разграничить ведение финансового учета и управленческого.
Некоммерческие организации Следует указать метод раздельного учета целевых средств.

Для целей налогового учета учетная политика позволяет обобщить информацию об операциях, которые компания проводит за отчетный период для целей определения базы для налогообложения и исчисления взносов. Данный порядок регламентируется нормами Налогового кодекса РФ. В целях налогообложения применяются следующие данные:

  • информация из первичных документов (на основании которых организован бухгалтерский учет);
  • регистры расчетов, ведомостей и таблиц, необходимых для формирования этих регистров;
  • для расчета налогооблагаемой базы.

Налоговые регистры представляют собой источник информации для составления налоговых деклараций. Они необходимы в случае проведения налоговых проверок для предъявления инспекторам. Как правило, формирование налоговых регистров осуществляется на базе программ бухучета. По спецрежимам, данная регламентация не нужна, так как налоговая база таких организаций указана в НК РФ однозначно и двусмысленным толкованиям не подлежит. В данном случае в учетной политике указывается режим налогообложения, применяемый компанией. К примеру, УСН или ЕСХН. Правила формирования базы по данным видам налогообложений строго регламентированы и никаких отклонений не предполагают.

В учетной политике для целей налогового учета необходимо закрепить решение некоторых вопросов, которые не были раскрыты при формировании расчетов с государством по какому-либо налогу, либо вопросов, по которым не предусматривается однозначная трактовка.

По налогу на прибыль следует предусмотреть следующее:

  • метод признания доходов и расходов;
  • раздельный учет по целевому финансированию;
  • методы начисления амортизации;
  • амортизационную премию;
  • материальные расходы;
  • разделение расходов на прямые и на косвенные;
  • резервирование расходов;
  • иные вопросы.

По НДС требуется разграничить операции, которые подлежат обложению налогом, а также освобождаемые от налогообложения, либо которые облагаются по ставке 0%. Раздельный учет можно не вести, а также не распределять входной НДС в том случает, если доля затрат на закупку, производство и реализацию объекта сделки или имущества равно не менее 5% от общей суммы затрат.

Вопрос: Нужно ли составлять учетную политику каждый год?

Ответ: Нет, менять или составлять новую учетную политику нужно только в том случае, если в законодательстве произошли изменения.

Вопрос: Когда учетную политику нужно составлять заново?

Ответ: Заново составить учетную политику, например, в том случае, если в организации меняется способ учета. Но иногда проще внести изменения в действующую учетную политику путем издания соответствующего приказа.

Новое в учетной политике в 2021 (последние новости)

С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:

  • в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
  • действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
  • внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.

Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.

  • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
  • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
  • Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
  • Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н

В связи с изменением системы счетов с 1 января в налоговых платежках необходимо указывать новые реквизиты. В поле, в котором сейчас отражается номер счета УФК, нужно будет указывать новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Новый счет УФК (начинается с 40102) вносится на строку выше, в поле для номера счета банка получателя.

Также нужно указывать новые БИК и наименование банка получателя.

  • Письмо ФНС России от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504
  • Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ
  • Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
  • Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н
  • Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н

В 2021 году ряд отчетов в ФНС и ПФР необходимо сдавать по обновленным формам:

  • 6-НДФЛ за I квартал — не позднее 30 апреля;
  • РСВ за 2020 год не позже 1 февраля;
  • декларацию по НДС за IV квартал 2020 года – не позже 25 января;
  • декларацию по налогу на прибыль за 2020 год – до 29 марта включительно.

Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для этой ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль за исполнением приказа.

С 2020 года положения УП стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять УП.

Все представители бюджетной сферы в 2020 году обязаны опубликовать положения учетной политики на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Простыми словами, учредитель уполномочен проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]